Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

В настоящее время мы все тем или иным образом принимаем активное участие в цифровизации государственного управления Российской Федерации.

За последнее время было сделано не мало шагов в этом направлении, созданы и введены в эксплуатацию целый ряд электронных ресурсов как для организаций всех форм собственности, так и для физических лиц.

Свою роль в направлении развития электронной России сыграла и пандемия коронавируса.

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

Цифровизация касается всех сфер деятельности учреждений, включая и организацию и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (далее – бухгалтерского учета).

Напомним, что с начала текущего года при ведении бухгалтерского учета централизованными бухгалтериями применяются унифицированные формы первичных учетных электронных документов и электронных регистров бухгалтерского учета (далее совместно – электронные документы).

Важным отличием электронного первичного документа является то, что он создается в электронном виде в информационной системе и его печать на бумажном носителе не является обязательной

На сайте Минфина России опубликован приказ от 15.04.

2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее – Приказ № 61н). Приказ направлен на регистрацию в Минюст России, поэтому возможны изменения.

Приказом № 61н вводятся новые унифицированные формы электронных первичных учетных документов. Их перечень приведен в Таблице 1:

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

Помимо электронных первичных учетных документов добавляются новые электронные регистры бухгалтерского учета (см. Таблицу 2).

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

Согласно Приказу № 61н формы электронных документов состоят из 3 частей:

  1. Заголовочной
  2. Содержательной
  3. Оформляющей

Каждая из частей содержит предусмотренные унифицированными формами реквизиты и соответствующие им коды. Коды присваиваются согласно общероссийским классификаторам технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации.

Важно! Не допускается исключение реквизитов из форм электронных документов.

В методических рекомендациях, утвержденных Приказом № 61н, подробно изложены обязательные реквизиты для каждой из частей электронного документа и порядок из заполнения.

Особо следует обратить внимание на оформляющую часть электронного документа.

Оформляющая часть электронного документа содержит электронные подписи должностных лиц, ответственных за факт хозяйственной жизни,  за его оформление электронным первичным учетным документом, за содержащиеся в электронном документе данные, а также должностных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (если данные подписи предусмотрены формой документа).

Электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью, но методическими указаниями предусмотрены случаи подписания и простой электронной подписью.

Применение простой электронной подписи позволяет без дополнительных затрат организовать внутренний юридически значимый электронный документооборот при ведении хозяйственной жизни учреждений.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2022 году

Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.

Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.

Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.

О сопровождении казначейством госконтракта

Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный Закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

  • КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
  • КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
  • Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
  • Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
  • Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Читайте также:  Потанинская стипендия в 2023 году: размер выплат, правила и особенности назначения, условия получения

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Лицевой счет в Казначействе: как открыть и как платить. Казначейское сопровождение контракта

Вы получили государственный заказ с казначейским сопровождением или субсидию.

Все хорошо! Вас интересует только одно: «Как поскорее открыть лицевой счет в казначействе?» А должно бы: «Как забрать деньги с лицевого счета в казначействе?» Потому что, чтобы в дальнейшем благополучно перечислить средства с казначейского счета, необходимо продумать схему оплаты поставщикам и включить определенные формулировки в контракт с вашим заказчиком еще на этапе его согласования. Расскажем обо всем по порядку.

Как открыть лицевой счет в казначействе

Но, сначала поздравляем! У вас появились новые обязанности: вести специальный раздельный учет, указывать в документах ИГК, уведомлять контрагентов об их обязанностях, своевременно отвечать на запросы контролирующих служб и т.д.

Итак, как открыть лицевой счет в казначействе в 2022 году

Для открытия лицевого счета надо обратиться в территориальный орган Федерального казначейства – ТОФК. Как правило, каждое ТОФК публикует на своем сайте порядок открытия лицевых счетов, формы документов, к кому и по какому вопросу обращаться. Юридическим лицам, КФХ, ИП открывают единый лицевой счет с кодом «71» (первые две цифры из 11).

Порядок открытия и формы документов в Приказе Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. № 44н. Единый лицевой счет открывается один раз по первому гос. контракту, но по каждому бюджету бюджетной системы РФ отдельно. На второй и последующие контракты открываются разделы лицевого счета.

Каждому разделу присваивается уникальный код — аналитический код раздела.

В 2022 году ТОФК открывает два типа счетов с кодом «71»: — казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета; — казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения ( использование которых возможно только после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям предоставления). Кто обязан открывать казначейский счет в 2022 году здесь

Формирование документов для резервирования, открытия, изменения реквизитов, закрытия единого лицевого счета «71», осуществляется с использованием двух информационных систем:

    — государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — ГИИС «Электронный бюджет»); — единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) в случае государственного (муниципального) контракта, сведения o котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе РФ в сфере закупок реестр. В Приказе Минфина России от 19.07.2019 N 113н указаны сведения, вносимые в реестр контрактов и соответствующие им коды

При отсутствии технической возможности, информация и документы формируются на бумажном носителе и представляются в ТОФК по месту нахождения клиента.

1. Получить в Удостоверяющем центре казначейства личный квалифицированный сертификат электронной подписи физического лица (если нет в наличии). 2. Получить в ТОФК средства криптографической защиты информации (СКЗИ): «КриптоПро CSP», «Jinn-client» и «eXtended Container (XC)». 3. Подать в ТОФК пакет документов с сопроводительным письмом, это:

заявка на подключение на бумаге на каждого сотрудника с указанием серийного номера личного сертификата; — USB-флеш накопитель с файлами личных сертификатов; — документ, определяющий ответственного за техническое обеспечение работы с ГИИС «Электронный бюджет» и подключение пользователей; — согласие на обработку персональных данных каждого пользователя; — Доверенность, если заявка подписана не руководителем; — при необходимости, заявка о выдаче СКЗИ.

Пакет документов на открытие казначейского счета :

1. Карточка образцов подписей к лицевым счетам (форма в Приказе от 17 октября 2016 г. № 21н).

Карточка может быть заверена нотариально, либо оформлена в присутствии уполномоченного должностного лица ТОФК (в этом случае представляется оригинал или нотариально заверенная копия учредительного документа, и документа, подтверждающего полномочия лица, которому предоставляется право подписи). 2. Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета.

3. Государственный контракт (контракт, Договор, соглашение), подлежащий казначейскому сопровождению, или выписка из контракта, содержащего гос. тайну (документ-основание).

Если документ-основание подлежит размещению в ГИИС «Электронный бюджет» или ЕИС, в ТОФК направляется информация с использованием информационных систем. Если нет — копия, заверенная заказчиком либо нотариально.

Об обязательных условиях договора ГОЗ здесь.

4. Документы для оформления усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП). 5. Доверенность на получение расчетных, кассовых и других документов на бумажном носителе (в случае получения лицом, не включенным в карточку образцов подписей).

Читайте также:  Адресная помощь в 2023 году: понятие, виды помощи, право и условия получения, особенности назначения и порядок оформления, необходимые документы

6. Иные документы, предусмотренные законодательством.

Счет в ТОФК можно зарезервировать. Причем зарезервировать лицевой счет может как Исполнитель, так и заказчик.

Исполнитель предоставляет Заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета, а заказчик Перечень участников казначейского сопровождения для резервирования лицевых счетов (Приложения №1,2 к Приказу 44н).

Можно согласовать контракт с заказчиком до открытия лицевого счета в ТОФК, а после его открытия подписать дополнительное соглашение об изменении реквизитов.

Для открытия последующих разделов единого лицевого счета «71» в ТОФК предоставляется только документ-основание.

ТОФК вправе приостановить открытие лицевого счета либо отказать в его открытии после проведения бюджетного мониторинга (статья 242.13-1 БК РФ). Как его проводят и какие есть исключения здесь.

Деньги на лицевом счете казначейства бюджетные. Они не принадлежат поставщику (исполнителю) госконтракта, он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно строго на цели, определенные в договоре.

Нарушение Санкции
Нецелевое использование бюджетных средств Штраф на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей; на юр.лиц — от 5 до 25 % суммы средств использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП)
Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя на цели, не соответствующие…смете доходов и расходов либо иным документам, являющимся основанием для получения бюджетных средств В крупном размере (от 1,5 млн рублей): штраф от 100 до 300 тыс. рублей; лишение свободы до 2-х лет. В особо крупном размере (от 7.5 млн рублей): штраф от 200 до 500 тыс. рублей; лишение свободы до 5-и лет (ст. 285.1 УК)

Целевое использование средств подтверждается первичными документами и раздельным учетом, выполненным в соответствии с требованиями законодательства. Подробнее о раздельном учете ГОЗ и ГОС здесь.

Формулировки 2022, которые лучше предусмотреть в контракте с заказчиком на этапе подписания, чтобы в дальнейшем работать с казначейством без проблем. : +7 911 006 72 37   : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Средства с лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса разрешается расходовать в соответствии с требованиями ст.242.23 БК РФ, и соответствующего постановления, в 2022 году №2024 от 24.11.2021г.

Но для начала надо точно знать какими средствами вы на самом деле распоряжаетесь, это гособоронзаказ (ГОЗ) или просто госзаказ (ГОС). В 2021 году и ранее под гособоронзаказ принималось отдельное постановление, в 2022 году постановление одно на ГОЗ и ГОС (тем не менее определить можно, подробнее здесь):

Госзаказ (ГОС),единственный поставщик, субсидия Гособоронзаказ (ГОЗ) 2022 год 2021 год 2020 год 2019 год 2018 год
Постановление от 24 ноября 2021 г. № 2024
Постановление от 15 декабря 2020 г. N 2106 Постановление от 18 декабря 2020 г. N 2153
Постановление от 23 декабря 2019 г. N 1765 Постановление от 25 декабря 2019 г. N 1819
Постановление от 30 декабря 2018 г. N 1765 Постановление от 28 декабря 2018 г. N 1702
Постановление от 30 декабря 2017 г. № 1722 Постановление от 28 декабря 2017 г. № 1680

Правила работы в сфере гособоронзаказа гораздо жестче, подробнее здесь

Бюджетные средства нельзя использовать в качестве взноса в уставный капитал, размещать в депозиты или иные финансовые инструменты (если это не является целью контракта).

В 2022 году гос.контрактам, заключенным на сумму, более 600 тыс. рублей (не всегда, есть контракты, при которых сумма не ограничивается, подробнее здесь ), зачислять и списывать средства можно только на такие же лицевые счета в Казначействе, за исключением:

    — оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); — возмещения произведенных расходов (части расходов); — оплаты обязательств по накладным расходам; — выплат в соответствии с валютным законодательством РФ; — расчетов по оплате труда;- расчетов по социальным выплатам;
    — приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписка на периодические издания, аренда, осуществление работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществление страхования в соответствии со страховым законодательством РФ, приобретение услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами; — перечисления прибыли.

Как ТОФК санкционирует расходование средств в 2022 году

Порядок санкционирования в 2022 году прописан в Приказе от 17 декабря 2021 г. № 214н.

Обмен информацией между ТОФК, госорганами, заказчиком и участниками казначейского сопровождения осуществляется с применением документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, а также электронных копий сканов документов, или копий электронных документов, подтвержденных электронной подписью (за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну).

Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются: 1. Контракт или выписка из контракта (гостайна). Контракт можно не предоставлять, если он был представлен при открытии лицевого счета.

    Обязательные условия контракта 2022 при базовом казначейском сопровождении здесь. Обязательные условия контракта 2022 при расширенном казначейском сопровождении здесь.
Читайте также:  Справка о зарплате для начисления пенсии: образец 2023

2. Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213 (далее — Сведения). Утверждает сведения заказчик (исполнитель предыдущего уровня) или сам исполнитель, если это разрешено заказчиком предыдущего уровня (кроме случая расширенного казначейского сопровождения с проведением экономического обоснования затрат).

  • В случае неутверждения заказчиком верхнего уровня Сведений, неоформления разрешения на утверждение Сведений и ненаправления участнику казначейского сопровождения уведомления об отказе в утверждении Сведений с указанием причины в установленный срок, Сведения утверждаются: — исполнителем, при условии исполнения в полном объеме обязательств по государственному (муниципальному) контракту;
  • — государственным (муниципальным) заказчиком исполнителю (не головному) на основании его обращения о предоставлении разрешения на утверждение Сведений.

3. Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы). 4. Платежное поручение. 5. Иные документы.

Образец заполнения Сведений об операциях с целевыми средствами на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (код формы по ОКУД 0501213)

Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства Как федеральным учреждениям перейти на первичку по приказу № 61н: разъяснение Казначейства

Сведения об операциях с целевыми средствами на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (код формы по ОКУД 0501213) Скачать форму в word

В Сведениях указываются источники поступления и направления расходования целевых средств.

Направления расходования целевых средств Укрупненный код
Выплаты персоналу 0100
Закупка работ и услуг (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0200
Закупка непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств и прочих активов (за исключением выплат на капитальные вложения), в том числе на основании договора гражданско-правового характера, исполнителем по которому является физическое лицо или индивидуальный предприниматель 0300
Капитальные вложения 0410
Выплаты по перечислению средств в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, вкладов в имущество другой организации 0420
Выбытие со счетов авансовых платежей по контрактам (договорам) 0610
Выбытие со счетов средств обособленным (структурным) подразделениям 0620
Выплаты по перечислению средств в целях их размещения на депозиты, в иные финансовые инструменты (по договорам займа) 0630
Выплаты за счет процентов 0631
Уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 0810
Налог на добавленную стоимость 0811
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 0813
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 0814
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование 0815
Иные выплаты 0820
Накладные расходы 0888
Выплата прибыли 0999
Выплаты по окончательным расчетам 0991
Выплаты по перечислению остатков целевых средств в доход бюджета 1000
Выплаты по перечислению дебиторской задолженности в доход бюджета 2000
  1. Первая цифра кода «0» может быть изменена на: «6» — для расчетов по гос.контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44 ФЗ; «8» — для выплат за фактически поставленные товары (работы, Услуги);
  2. «9» — для возмещения ранее произведенных фактических расходов.

Перечень направлений расходования целевых средств можно скачать здесь

В платежном поручении должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета

Организация перехода учреждений на применение электронных первичных учетных документов

Обухова Т., Эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Автономные учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной жизни используют первичные учетные документы, унифицированные формы которых утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Данным приказом утверждены формы документов, составляемых как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом установлено, что субъект учета вправе правилами документооборота, утвержденными в рамках учетной политики, предусмотреть формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам электронных документов при отсутствии технической возможности их формирования и хранения в виде электронных документов при условии представления в бухгалтерскую службу электронного образа такого документа в целях обеспечения интеграции информационных систем и реализации принципа однократного ввода данных. Поскольку государственные (муниципальные) учреждения переходят на применение электронных документов, Минфином был утвержден Приказ от 15.04.2021 № 61н (далее – Приказ № 61н). Им определены унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и методические указания по их формированию и применению. Положения приказа и формы утвержденных им документов применяются при ведении бухгалтерского учета с 1 января 2023 года либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета). При ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений настоящий приказ применяется с 1 января 2022 года.

Минфин планирует к 2023 году перенести документы, утвержденные Приказом № 52н, в Приказ № 61н (унифицирует формы документов под электронный документооборот).

К сведению: Приказом Минфина РФ от 30.09.2021 № 142н внесены изменения в положения Приказа № 61н: приложение 2 было дополнено следующими унифицированными формами документов:

  • извещением о начислении дохода (уточнении начисления) (ф. 0510432);
  • актом об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435);
  • решением о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);
  • изменением решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *