Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.
Такими индикаторами являются:
- Увеличение или уменьшение на 30% и более по сравнению с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, если отсутствует информация об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или об изменении категории такого объекта;
- Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документах), которые представлены в Росприроднадзор за отчетный период:
- декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- декларации о воздействии на окружающую среду;
- отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
- отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности;
- статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.
Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.
Регулирование обращения озоноразрушающих веществ
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.
Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.
Утверждение федеральной программы по экологическому развитию России
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.
Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.
Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:
- обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
- изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
- обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
- принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.
Программа реализуется по следующим основным направлениям:
- мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;
- смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;
- адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Ожидаемые результаты Программы:
- разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
- создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;
- формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
- разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
- использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.
Предоставление водного объекта в пользование
С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.
Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов
С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).
Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.
Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):
- до 30 рабочих дней — по заявлениям, поданным на бумажном носителе;
- до 23 рабочих дней — по заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Обновление формы заявки на получение КЭР
Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.
Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.
Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно.
Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.
При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:
- автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
- самолеты и иные воздушные суда;
- ж/д транспорт;
- водные суда.
Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников.
Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.
Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.
Нововведения в области обращения с отходами
С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.
-
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания.
В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.
Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.
-
Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:
- батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
- минеральные и синтетические масла;
- компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
- шины, покрышки, камеры.
Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.
Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.
-
Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.
Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.
Стоит обратить внимание, что если транспортным средством осуществляется перевозка отходов нескольких классов опасности, на нем размещается табличка наиболее высокого класса опасности отходов.
С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.
- Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.
- 18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный Закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».
- Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.
- Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:
- вторичные ресурсы — виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
- вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности.
Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.
Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.
Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов.
В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования.
Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Об изменении лесного законодательства
Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной Кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).
В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.
Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.
4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;
Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).
В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.
Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.
4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;
Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.
О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 лесного кодекса рф
Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 70.1. Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) по проектированию лесных участков.
В связи с изменением лесного законодательства Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает следующее.
Статьей 70.1 Лесного кодекса установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В соответствии со статьей 11.
3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документация лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса полномочия по проектированию лесных участков на землях лесного фонда переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1 Лесного кодекса).
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса.
Согласно части 2 статьи 70.1 Лесного кодекса проектная документация лесных участков разрабатывается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В настоящее время Минприроды России подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минприроды от 03.02.
2017 № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки». Частью 14 статьи 70.
1 Лесного кодекса установлено, что подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Лесным кодексом.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.
2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) является, в том числе, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ).
Таким образом, документом, указанным в части 14 статьи 70.1 Лесного кодекса, подготовка которого возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, будет являться межевой план.
Внимание! Изменения в лесном законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года вступят в силу изменения, реформирующие систему лесоустройства.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочего:
- — закреплена функция лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов;
- — закреплен статус лесоустроительной документации как первичного источника сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках, закреплена возможность подготовки соответствующей документации в электронной форме;
- — вводится единый федеральный план работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с учетом зон интенсивного использования лесов;
- — установлены требования к периодичности проведения лесоустройства в зависимости от вида лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) и степени интенсивности их освоения;
- — вводится правовой институт отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ и рубок лесных насаждений;
- — определены полномочия государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда;
- — введены квалификационные требования к лицам, выполняющим работы и оказывающим Услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек. Право на их выполнение получат специалисты, включенные в специальный реестр;
- — установлено, что древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на организованных торгах;
- — четко разграничены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса, в том числе, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
- Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
- Предусматривается, что требования в части включения в акт заключительного осмотра лесосеки материалов фотофиксации, изготовленных с использованием специального программного обеспечения, применяются с 1 января 2023 года.
- К отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
- С 1 января 2022 года начинают применяться положения части 2 статьи 50.4-1 Лесного кодекса Российской Федерации
- — требования в части формирования электронного сопроводительного документа, отчета об использовании лесов, отчета о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчета о древесине и продукции из нее, оформления сделок с древесиной с использованием государственного лесного реестра не применяются;
- — с 1 января 2022 года сопроводительный документ формируется в электронном виде с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального, интегрированного с ней программного обеспечения, сведения о прекращении действия такого сопроводительного документа вносятся в указанную информационную систему.
- Собственники древесины (уполномоченные ими лица) должны будут оформлять электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки
- Уточняется, что транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
- Указанные требования не применяются к транспортировке древесины:
- — заготовленной гражданами для собственных нужд;
- — лицом, приобретшим Право собственности на древесину в связи с использованием лесов, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
- — в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
- Транспортировка древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, допускается при наличии соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре, от места заготовки такой древесины до места ее использования.
В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции.
В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом.
При этом сведения о пункте назначения, номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются.
Покупателю предоставляется экземпляр сформированного электронного сопроводительного документа на бумажном носителе или реквизиты такого документа в государственном лесном реестре. Действие такого документа прекращается автоматически по истечении 7 дней со дня формирования.
Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся во ФГИС лесного комплекса по прибытии транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения. При этом фиксируются дата и время прибытия указанного транспортного средства.
Сопроводительный документ формируется в электронном виде с использованием ЕГАИС учета древесины и сделок с ней или специального, интегрированного с ней программного обеспечения, сведения о прекращении действия такого сопроводительного документа вносятся в указанную информационную систему.
Отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее формируются с использованием ЕГАИС учета древесины и сделок с ней или специализированного программного обеспечения.
Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах
С 1 января вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве, но не все работы будут проходить по новым правилам. Рослесинфорг отвечает на вопросы о правилах применения нового документа.
1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.
На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено.
Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.
Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.
Коротко
В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.
Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.
Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.
В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.
Как будут выполняться работы в этом году?
До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.
Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?
Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.
Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).
Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.
Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?
В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.
Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.
Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.
До какого срока можно заключить договор на лесоустройство с частной организацией?
Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую.
Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования.
При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, когда лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.
Как формируется федеральный лесоустроительный план?
Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться Постановлением Правительства РФ, документ находится в высокой степени проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.
На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Среди основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:
- – сроки давности таксации лесов;
- – высокая доходность лесных участков;
- – высокий уровень освоения расчетной лесосеки;
- – предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;
- – наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.
- Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.
- Данные сведения госорганы субъектов вносят в состав своих лесных планов, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.
На втором, федеральном, уровне на основании подготовленных субъектами предложений формируется план проведения лесоустройства и определяется объем необходимого финансирования. Среди прочего, в плане прописываются субъекты, лесничества, сроки проведения лесоустройства.
План сформирован, что дальше?
Рослесинфорг проводит лесоустройство в соответствии с утвержденным планом, после чего передает лесоустроительную документацию в Рослесхоз. Далее через Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК, ее создание предусмотрено Законом №3-ФЗ), сведения предаются гласности. Данный механизм начнет действовать с 2023 года.
В результате госорганы субъектов и лесопользователи смогут получать и использовать в своей деятельности актуальную информацию о лесах и лесных ресурсах. Однако не все данные будут в свободном доступе, часть будет доступна только для внутреннего использования. Что именно будет в свободном, а что в ограниченном доступе определят подзаконные акты к 3-ФЗ.
Я арендатор и мои лесные участки включены в федеральный план. Как получить материалы лесоустройства на свой участок? У кого следует заказывать проект освоения лесов?
Мероприятия по лесоустройству в отношении арендованного вами лесного участка будут осуществляться в сроки, определенные планом проведения лесоустройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений ГЛР в электронном виде. Получить материалы лесоустройства на лесной участок можно в ГЛР.
Разработка проекта освоения лесов остается рыночной услугой. Рослесинфорг – одна из организаций, оказывающих ее.
Я арендатор, но мои лесные участки не попали в федеральный лесоустроительный план. Что мне делать?
Запросить коммерческое предложение в Рослесинфорге и провести лесоустройство за свой счет. Закон №304-ФЗ этого не запрещает – финансирование работ по лесоустройству в части таксации лесов и проектирования мероприятий по сохранению лесов возможно за счет лиц, использующих леса (часть 10 статьи 19 Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).
Включение результата таких работ в состав сведений Государственного лесного реестра (ГЛР) предусмотрено порядком его ведения в электронном виде.
У меня уже заключены коммерческие договоры на лесоустройство с Рослесинфоргом, а мои лесничества и участки попали в федеральный план? Такое возможно?
Каждый такой случай рассмотрят в индивидуальном порядке. При любых обстоятельствах к договорным обязательствам, возникшим до 1 января 2022, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу 304-ФЗ. Это значит, что необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров.
Кто принимает материалы лесоустройства у Рослесинфорга? Участвует ли субъект в контроле таксации? Как быть в случае несогласия субъекта с материалами таксации Рослесинфорга, выявленными в ходе хозяйственной деятельности?
До конца этого года следует действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ, т.к. положения Закона №304-ФЗ вступают в силу с 1 января 2022 года.
В 2022 и 2023 годах в рамках государственных контрактов, заключенных до 1 января 2022 года, субъекты продолжат действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса и условиями таких контрактов. А именно принимать у исполнителя материалы лесоустройства и участвовать в контроле качества работ. В случае обнаружения недостатков выполненных работ, они подлежат устранению по гарантии.
В рамках федерального плана проведения лесоустройства результаты работ будет принимать Рослесхоз. Состав комиссии по приемке и экспертизе материалов, а также случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию будут определены обновленной лесоустроительной инструкцией, которая сейчас подготавливается.
- Как будет вестись приемка работ и ввод лесоустроительной документации в действие?
- Вопросы будут регулироваться порядком ведения ГЛР и обновленной лесоустроительной инструкцией.
- Изменится ли лесоустроительная инструкция?
В настоящий момент формируется рабочая группа по вопросам исполнения положений Закона №304-ФЗ, а также подготавливается план-график разработки подзаконных нормативных актов. Конструктивные предложения в состав лесоустроительной инструкции будут рассмотрены рабочей группой.
Кто может подготавливать проектную документацию на лесной участок для постановки его на кадастровый учет и предоставления в пользование или аренду?
Проектирование лесных участков необходимо для последующего кадастрового учета и предоставления лесных участков в пользование или аренду.
С 1 января 2022 года подготовкой документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, будет заниматься исключительно Рослесинфорг. Это означает, что учреждение станет единственным исполнителем работ по подготовке проектной документации лесного участка для последующего предоставления его в пользование (статья 70.1. Лесного кодекса в редакции Закона №304-ФЗ).
Можно ли заказать лесоустройство у Рослесинфорга на землях лесного фонда сверх федерального плана за региональный бюджет? Должен ли субъект при защите бюджета предусмотреть субвенции на лесоустройство в 2022-2023 годах?
Нет. С 1 января 2022 года проведение лесоустройства на землях лесного фонда больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на такие цели выделяться не будут. Направление средств региональных бюджетов на это будет расцениваться как нецелевое использование.
Исключением являются государственные контракты, заключенные до 1 января 2022 года. Для них действуют положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.
Для выделения средств на такие контракты будут проводиться процедуры защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета либо могут быть направлены средства регионального бюджета.
Все зависит от условий контракта.
Нужно ли субъектам передавать федеральному центру имеющиеся архивные и действующие материалы лесоустройства? Если да, то кому, в какие сроки и в каком виде?
Созданные до ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК) реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация Государственного лесного реестра и ЛесЕГАИС хранятся в электронной форме или на бумажном носителе в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 93.1 Закона №3-ФЗ).
Также прорабатывается вопрос о включении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных. Его фондодержателем, то есть администратором, выступит Рослесинфорг.
Нужно ли субъектам с 2022 года загружать материалы лесоустройства, выполненного в рамках федерального плана, в ведомственный фонд пространственных данных или это функция Рослесинфорга?
С 2022 года фактически заказчиком лесоустроительных работ будет Рослесхоз, то есть результаты этих работ будут подлежать включению в ведомственный фонд пространственных данных. Вопрос о добавлении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных прорабатывается.
Кто может проводить лесоустройство в лесах на землях населенных пунктов?
С 1 января 2022 года на землях населённых пунктов выполнять работы по лесоустройству могут муниципальные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ.
Если такие обязанности не возложены, то органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов и мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кто может проводить лесоустройство в лесах на особо охраняемых природных территориях регионального значения?
С 1 января 2022 года на землях ООПТ выполнять работы по лесоустройству могут государственные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ, а если такие обязанности не возложены, то органы государственной власти осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Сколько будет стоить комплексное лесоустройство за один гектар?
На данный момент идет разработка нормативов затрат на проведение лесоустроительных работ.
Мне нужно отвести лесосеку? К кому обращаться?
- На данный момент обратиться можно в Рослесинфорг, а также к любым физическим и юридическим лицам, которые выполняют данные работы.
- С 1 марта 2023 года работы и оказание услуг по отводу и таксации лесосек будут осуществляться Рослесинфоргом, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- В целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также мероприятий по сохранению лесов, отвод и таксация лесосек может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.
- Когда заработает реестр и как в него попасть?
С 1 марта 2023 года. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, осуществление мероприятий по лесоустройству, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение данных работ, и перечень включаемых в него сведений на данный момент в стадии разработки.