Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.
Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.
Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.
О сопровождении казначейством госконтракта
Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный Закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
- КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
- КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
- Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
- Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
- Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.
Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Источник расходов: бюджетное правило намерены заморозить до 2025 года
Действие бюджетного правила на период 2022–2024 годов планируют приостановить, говорится в рабочей версии плана правительства по поддержке экономики в условиях санкций (есть у «Известий»). Кабмин также намерен заморозить лимиты расходования средств ФНБ и изменить требования к проектам, финансируемым из фонда.
В частности, перейти от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью. В Минфине «Известиям» заявили, что не рассматривают иных инициатив, помимо заморозки правила на 2022 год.
Вместе с тем эксперты рассматривают приостановку действия бюджетного правила как закономерный процесс, который призван минимизировать санкционные угрозы.
Игра не по бюджетным правилам
Правительство в ближайшее время собирается временно заморозить некоторые положения бюджетного законодательства. Соответствующие меры обозначены в проекте плана первоочередных действий по поддержке российской экономики в условиях санкционного давления от 9 марта (подлинность документа подтвердил источник в правительстве). В их числе:
- приостановка действия бюджетного правила в 2022–2024 годах;
- приостановка действия положения о возможности расходования средств ФНБ в размере, не превышающем 1% ВВП ежегодно;
- изменение характера требований к проектам, финансируемым из ФНБ, в том числе переход от самоокупаемых инфраструктурных к проектам, обладающим высокой социально-экономической значимостью.
Справка «Известий»
Бюджетное правило — это длительное количественное ограничение определенных показателей бюджета. Действующая в России схема была введена в 2018 году.
Она содержит формулу максимального объема расходов бюджета с учетом нефтегазовых доходов при определенной цене на энергоносители, объема иных доходов и расходов на обслуживание госдолга.
Кроме того, согласно действующему бюджетному правилу, Минфин направляет дополнительные доходы от высокой цены нефти на покупку иностранной валюты или золота. Федеральный бюджет на 2022 год сверстан исходя из стоимости Urals $44,2 за баррель. Этот показатель (цена отсечения) индексируется на 2% ежегодно, начиная с 2018 года.
Поправки в законодательство планируется внести до 4 апреля. Ответственными за реализацию указанных инициатив значатся Минфин и Минэк. При этом в более ранней версии плана, о которой писали «Известия», положения о приостановке бюджетного правила отсутствовали.
В Минфине «Известиям» напомнили, что президент подписал закон, который предусматривает временную приостановку — на 2022 год — отдельных положений бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов, а также расширение перечня финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ.
— Никаких иных инициатив Минфин России не рассматривает, — указали в ведомстве.
Источник «Известий» в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил актуальность версии плана, на который ссылаются «Известия». По его словам, указанные формулировки сохранились в самой свежей версии документа от 11 марта.
Он также пояснил, что софинансирование из ФНБ всех 12 инфраструктурных проектов (в сумме на 2,5 трлн рублей), одобренных президентом, пока остается в силе. Для них условия самоокупаемости останутся, а изменения коснутся только новых проектов, критерии для которых разработает Минфин, рассказал собеседник.
Кроме того, в проекте правительственного плана фигурирует «временный запрет на привязку расчетов в иностранной валюте, применяемый в контрактах/договорах внутри страны», который должен быть введен до 4 апреля.
В Минфине на просьбу пояснить указанную меру заявили, что вопросы, касающиеся цен, относятся к компетенции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и подчеркнули, что все расчеты внутри страны происходят в рублях.
На 1 февраля объем ФНБ равнялся 13,6 трлн рублей, или $175 млрд по тогдашнему курсу, что составляло 10,2% ВВП. В конце 2021-го из фонда планировалось выделить 2,5 трлн рублей на инфраструктурные проекты до 2024 года включительно. В Минфине и Минэке не стали комментировать перспективы этих инвестиций в новых условиях.
Расходы на вырост
Отказ от бюджетного правила вызван необходимостью оперативного увеличения расходов бюджета в текущих кризисных условиях, пояснила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова.
Параметры бюджетного правила предусматривают направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и ограничение первичного дефицита размером 0,5% ВВП (в 2020–2021 годах ограничение было ослаблено до 2,6% и 1,5% соответственно).
Правило означает удержание расходов на уровне 17,8% ВВП в 2022–2023 годах и 17,4% ВВП в 2024-м, объяснила аналитик.
Она прогнозирует, что государство будет значительно наращивать расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан.
Санкции стали одной из причин приостановки бюджетного правила, в ситуации геополитического обострения под угрозой оказалось формирование доходов бюджета, прежде всего в части нефтегазовых поступлений, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Одним из факторов роста бюджетных расходов может стать увеличение социальных выплат из-за резкого ускорения инфляции, прогнозирует Эксперт.
Также дополнительные затраты ожидаются на исполнение инвестпроектов, масштабные меры поддержки системообразующих предприятий, реализацию программ импортозамещения и возможное увеличение расходов на оборону, оценил аналитик.
Бюджетное правило также содержит механизм пополнения и расходования ФНБ, который в своей ликвидной части входит в состав резервов Банка России, напомнил эксперт.
В настоящий момент средства ФНБ, находящиеся в ЦБ, заморожены из-за санкций и использование такого механизма временно потеряло смысл, объяснил он.
Кроме того, из-за роста инфляции и введенных ограничений приостановлено размещение ОФЗ как источника финансирования бюджетного дефицита, добавил аналитик.
— В настоящее время целесообразно все нефтегазовые доходы направлять на финансирование бюджетных расходов, тем более что намеченное на 2022 год использование части ФНБ для финансирования инвестиционных (самоокупаемых) проектов с большой вероятностью не состоится, — полагает Андрей Чернявский.
Указанные меры демонстрируют намерение государства значительно нарастить расходы для стимулирования экономики и смягчения последствий кризиса для граждан, в том числе и на цели соцподдержки, уверен профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при правительстве РФ Никита Попадюк. Он назвал изменение бюджетных правил закономерным процессом, который минимизирует санкционные угрозы.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов
Ценовая стабильность является основной целью денежно-кредитной политики Банка России и означает устойчиво низкую инфляцию вблизи 4%. Это важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса.
Установление публичной количественной цели по инфляции
Ключевая ставка и коммуникация — основные инструменты ДКП
Решения принимаются на основе прогноза
Информационнаяоткрытость
Мировая и российская экономика продолжит расти. Вакцинация населения при сохранении эффективности вакцин для новых штаммов окажет поддержку этому процессу. Темп прироста ВВП в 2021 году составит 4,0–4,5% и с 2022 года стабилизируется на траектории сбалансированного роста в диапазоне 2–3%.
Возвращение годовой инфляции в диапазон 4,0–4,5% к концу 2022 года обеспечивают значения средней за год ключевой ставки 5,7–5,8% годовых в 2021 году и 7,3–8,3% годовых в 2022 году.
По мере снижения инфляционных ожиданий и замедления инфляции ключевая ставка вернется в долгосрочный нейтральный диапазон 5–6% годовых.
Инфляция в год |
Валовой внутренний продукт |
Ключевая ставка, % годовых, в среднем за год |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, в том числе: |
● к организациям |
● к населению, в том числе: |
— ипотечные жилищные кредиты |
Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до 3,5–4,5%, а к концу прогнозного горизонта вернутся к значениям, близким к потенциальному росту.
Влияние устойчивых факторов инфляции снизится раньше, чем в базовом сценарии, что сделает целесообразным смягчение ДКП в момент ухудшения эпидемической ситуации.
В дальнейшем денежно-кредитная политика будет оставаться в целом нейтральной.
Глобальная инфляция
В 2022 году более активный рост в мировой экономике окажет дополнительную поддержку и ВВП России.
Однако сопровождающее этот рост повышение устойчивого инфляционного давления в мире вызовет более быстрое прекращение стимулирующей политики в крупнейших странах, чем предполагается в базовом сценарии.
Повышенный уровень мировой инфляции и глобальных процентных ставок потребует от Банка России проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии, для возвращения инфляции к цели во второй половине прогнозного периода.
Финансовый кризис
Данный сценарий иллюстрирует риски, связанные со значительным увеличением долговой нагрузки в мировой экономике вследствие пандемии. Он предполагает, что при сворачивании стимулирующей политики произойдет значительное и резкое ухудшение условий в мировой финансовой системе.
Это станет причиной снижения ВВП России в 2023 году с последующим восстановлением экономической активности в 2024 году. Резкое начало финансового кризиса и сопутствующее ослабление рубля станут значительным, хотя и временным проинфляционным фактором.
Для их демпфирования Банк России будет вынужден в начале 2023 года проводить более жесткую денежно-кредитную политику по сравнению со сценарием «Глобальная инфляция».
Во второй половине 2023 года рост цен начнет замедляться, инфляционные ожидания начнут снижаться, что позволит Банку России перейти к смягчению денежно-кредитной политики, поддерживая экономику.
ДКП в конце 2020 и в 2021 году
Банк России снизил ключевую ставку до исторически минимального уровня 4,25% годовых в июле 2020 года и далее сохранял ее неизменной на протяжении нескольких месяцев. В конце 2020 — начале 2021 года в ответ на ускорение инфляции Банк России начал ужесточать сигналы о будущей политике.
Дезинфляционное влияние спроса исчерпало себя раньше, чем ожидалось в разгар ограничительных мер, а давление на цены со стороны издержек производителей, подпитываемое ростом цен на мировых товарных рынках, усилилось. При этом вторая волна пандемии, вопреки ожиданиям, оказала скорее проинфляционное влияние, чем дезинфляционное.
Это произошло вследствие отсутствия жестких ограничений и адаптации населения и предприятий к новым условиям.
➋ Повышение ключевой ставки в марте—октябре 2021 года
В этот период сформировалось повышенное проинфляционное давление. Основная причина — более быстрый рост спроса на фоне запаздывающего восстановления предложения. Факторы спроса дополнительно усиливались давлением со стороны издержек предприятий. Проинфляционные риски и факторы существенно преобладали.
Инфляция продолжала ускоряться. Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий поднялись до максимумов последних пяти лет. Чтобы ограничить риски более значительного и продолжительного отклонения инфляции вверх от цели, Банк России повысил за этот период ключевую ставку на 3,25 п.п.
, до 7,50% годовых.
Будущая денежно-кредитная политика
Принятые решения по ключевой ставке, не препятствуя устойчивому росту российской экономики, позволят замедлить годовую инфляцию до 4,0–4,5% к концу 2022 года. В 2023 году и в дальнейшем при развитии ситуации в соответствии с базовым сценарием инфляция будет находиться вблизи 4%.
Применение инструментов ДКП
Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России — поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой.
В условиях структурного профицита ликвидности в 2021 году Банк России продолжал достигать операционной цели главным образом через депозитные аукционы на срок 1 неделя.
Отклонение RUONIA от ключевой ставки в январе—первой половине октября 2021 года составило 18 б.п., что говорит об эффективном достижении операционной цели.
В условиях высокой неопределенности открытость центрального банка имеет особенно большое значение. Банк России продолжил развитие коммуникации.
Публикация прогнозной траектории ключевой ставки
С апреля 2021 года Банк России включил в состав среднесрочного прогноза прогнозную траекторию ключевой ставки. Она представлена в виде диапазонов средней ключевой ставки за каждый календарный год.
Данная траектория соответствует макроэкономическим условиям базового прогноза Банка России и денежно-кредитной политике, направленной на решение задачи поддержания ценовой стабильности — инфляции «вблизи 4% постоянно».
(Методологический комментарий)
Материалы, посвященные модельному аппарату
Новый раздел сайта Банка России, посвященный модельному аппарату для макроэкономического анализа и прогнозирования, позволяет экспертам и аналитикам получить более глубокое и целостное представление о подготовке решений по денежно-кредитной политике.
Ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году
Инструмент, регулирующий кредитно-денежную политику страны важен не только для своего непосредственного сегмента применения. Он используется в налогообложении, начислении пеней и т.д. Поэтому сервис Brobank.
ru представил данные о том какая ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году действует на сегодня. Помимо этого, приведен график заседания Совета директоров по ее пересмотру. Ретроспективная информация в виде таблицы.
Естественно, с постоянной актуализацией указанных данных.
Уровень ключевой ставки ЦБ РФ на сегодня в 2022 году
Решение об уровне рассматриваемого показателя принимает Совет директоров Центробанка. На профильном заседании. Их на 2022 год их запланировано восемь.
Столько же, сколько было все восемь предшествующих лет. Стоит отметить, что лишь в 2014 году было 10 заседаний. Правда, два – внеплановых. В текущем — 2022 уже зафиксировано одно экстренное.
Поэтому заранее сложно прогнозировать их число.
Последнее заседание Совета директоров датируется 18 марта 2022 года. На нем принято решение: ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году на сегодня будет находится на уровне 20,0%. Параметр не был изменен – оставлен на прежнем уровне после экстренного заседания. Он внедрен в действие с 28 февраля 2021 года.
Важно отметить, что низменный уровень параметра начинает действовать не сразу. То есть не в момент принятия соответствующего решению Советом директоров. Он внедряется в первый рабочий день после заседания. Почти всегда – в понедельник. Естественно, если речь не идет о внеочередных сборах и случаях. В текущем году все плановые заседания приходятся на пятницу.
Ключевая ставка ЦБ РФ, таблица изменений (полная за все годы)
История параметра начинается с 2013 года. До первого дня 2016 он существовал отдельно от ставки рефинансирования. Лишь 1 января эти инструменты были уравнены. Что повысило значимость рассматриваемого.
По этим датам и будут разделены списки с изменениями. Действующая на сегодня ключевая ставка ЦБ РФ в 2022 году выделена в отдельную таблицу.
Она в дальнейшем и будет актуализироваться по мере принимаемых решений Советом директоров.
Дата заседания совета директоров | Установленный уровень ключевой ставки | Дата начала действия нового уровня |
В минфине рассчитывают, что россия вернется к действующим бюджетным правилам с 2022 года
МОСКВА, 18 июля. /ТАСС/. Россия может вернуться к действующим бюджетным правилам с 2022 года с учетом высокой действенности антикризисных мер, 2021 год станет переходным периодом. Об этом говорится в сообщении на сайте Минфина РФ.
«С учетом относительно высокой действенности антикризисных мер, предпринятых Россией, сокращение отечественной экономики будет не таким глубоким, а ее восстановление более динамичным, чем в других странах.
Это позволяет уже сейчас думать о постепенном возвращении к обычной жизни — в том числе и в сфере бюджетной политики.
Россия исходит из необходимости возвращения к соблюдению действующих бюджетных правил с 2022 года с переходным периодом в 2021 году», — говорится в сообщении.
Также отмечается, что в субботу глава Минфина Антон Силуанов принял участие в очередном заседании министров финансов и управляющих центральными банками стран Группы двадцати. Мероприятие проходило в формате видеоконференции под председательством Саудовской Аравии. От Банка России в заседании приняла участие председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
«Руководители финансовых ведомств обсудили ситуацию в мировой экономике, возможные меры политики по стимулированию экономической активности в условиях новой коронавирусной инфекции.
Министры и управляющие также отметили прогресс в реализации утвержденного в апреле этого года плана действий Группы двадцати по поддержке мировой экономики в условиях пандемии и обсудили результаты работы финансового трека», — говорится в сообщении.
Выступление главы Минфина РФ
- Силуанов подчеркнул, что «предпринятые «двадцаткой» меры по поддержке экономики и населения как на национальном, так и на международном уровне оказались действенными и своевременными, что позволило не допустить реализации наиболее негативных сценариев развития мировой экономики».
- «Министр также обозначил беспрецедентный по масштабам пакет мер, которые предприняла Россия по трем ключевым направлениям — поддержка населения, поддержка компаний и отраслей, укрепление системы здравоохранения», — говорится в сообщении.
- В ходе своего выступления Силуанов напомнил, что Россия присоединилась и активно участвует в совместной инициативе Группы двадцати и Парижского клуба по предоставлению отсрочки долговых платежей для стран с низким уровнем дохода.
- По итогам заседания руководители финансовых ведомств приняли совместное коммюнике и договорились о дальнейшей координации усилий в целях поддержания восстановления мировой экономики.