Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Это ежедневная потребность населения, финансируемая из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, как и наказание за их нецелевое использование.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Что такое ОМС

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина.

Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.

2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски.

Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации.

В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.

 Как образуются финансовые средства ОМС?

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Принципы расходования

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и др. оборудования, используемых в процессе оказания мед. помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии, например, оплата благоустройства территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Нецелевые траты за счет средств ОМС и их виды

В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности.

За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность.

Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.

Превышение лимита на покупку медтехники

Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для больниц. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.

Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС.

Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы. В результате мед.

учреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.

Премирование медработников из фондов ОМС

Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается выплаты:

  • переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни;
  • надбавок за трудовой стаж и выслугу лет;
  • средней заработной платы при увольнении медработника;
  • мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.

В каждом регионе установлены свои правила расходования средств ОМС, поэтому нужно ознакомиться с постановлениями и приказами местных властей. В Трудовом кодексе говорится о том, что ТФОМС может быть источником оплаты трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Траты на съем и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления

Часть государственного бюджета, предназначенная для обеспечения денежной помощи за счёт средств ОМС, не предусматривает удовлетворение потребностей медперсонала в материальных благах. Из этих средств запрещено оплачивать аренду квартир и погашать обязательные взносы плательщика в госбюджет.

Ремонт жилых домов, в которых проживает медперсонал, тоже не может производится за счёт денежных ресурсов ОМС. Это касается и капитального ремонта самой больницы. Для того чтобы получить деньги на такой вид работ, необходимо просить их из госбюджета, так как это отдельная статья. Из источников страхования выплачиваются лишь взносы на содержание медучреждения.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней;
  • приобретение предметов мебели;
  • оплата дороги работникам и пациентам;
  • траты на питание медработников и больных;
  • покупка оборудования для стирки белья;
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Заключение

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи.

Читайте также:  С 1 июля отчет СЗВ-ТД сдают в новой форме

Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

  • Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.
  • Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.
  • Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Правительство конкретизирует случаи нецелевого расходования средств ОМС

Правительство РФ доработало проект поправок в 326-ФЗ «Об ОМС», который хотя и был принят в первом чтении в 2020 году, но с тех пор претерпевает различные по масштабам влияния на систему изменения.

При этом ни одна из версий так и не была опубликована для общественного обсуждения. Очередная редакция документа, с которой ознакомился Vademecum, предполагает подробное описание нецелевых расходов средств ОМС, за которые полагаются штрафы.

Среди них капитальные инвестиции и погашение кредитов.

Согласно сопроводительному письму, проект был доработан Минздравом с учетом предложений правительства, «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти», организаций и региональных администраций.

Действительно, продвижение законопроекта в системе обеспечения законодательной деятельности застопорилось еще летом 2020 года.

Разбор одного из черновиков публиковал Vademecum, но к марту 2021 года и этот проект значительно изменился.   

Впервые в нем появился пункт, подробно описывающий, что является нецелевыми расходами средств ОМС, за что полагается штраф в пользу территориального фонда.

Медорганизация должна будет вернуть фонду 10% от суммы нецелевого использования средств и пени (0,03 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки).

  • К нецелевым предлагается отнести расходы:
  • • на осуществление капитальных вложений,
  • • на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций,
  • • на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам,
  • • на уплату иных платежей, предусмотренных кредитными договорами, включая платежи, связанные с предоставлением кредита,
  • • на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам.

То есть все то, что, по мнению авторов законопроекта, не входит в тариф. Он должен покрывать зарплату, закупку лекарств, расходных материалов, инструментов, реактивов, питание, транспортные и коммунальные услуг, работы по содержанию имущества.

К последним теперь предлагается отнести «техническое обслуживание и ремонт основных средств», также средства ОМС можно тратить на аренду, оплату ПО, закупку оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 400 тысяч рублей (вместо нынешних 100 тысяч).

При этом региональные власти смогут самостоятельно установить особенности применения структуры тарифа, о чем уже заявил директор ТФОМС Санкт-Петербурга Александр Кужель.  

В государственных медорганизациях большая часть средств ОМС уходит на фонд оплаты труда (ФОТ). По данным Счетной палаты, доля от региона к региону варьируется от 68,9% до 91%. На этом фоне медучреждения копят долги перед контрагентами и годами не могут их погасить, в ряде регионов кредиторская задолженность может достигать нескольких миллиардов.

Для сравнения: для частных игроков максимальная с точки зрения эффективности доля ФОТ в амбулаторном звене составляет 45%, а в стационаре до 40%.

В нынешнем варианте документа авторы отказались от заявительного порядка включения медорганизаций в реестр участников территориальной программы ОМС, сохранив уведомительный. Убрали из документа и тезис о единых критериях отбора таких медорганизаций, в рациональности большинства которых сомневались респонденты Vademecum.

В Минфине указывали на непрозрачность существующих механизмов распределения объемов медпомощи и предлагают Минздраву «проработать вопрос о поэтапном введении конкретных показателей», влияющих на их распределение. В законопроекте нет никаких показателей, но обозначена необходимость передачи Минздраву функций по определению методики распределения объемов.

Письма и разъяснения

Письма и разъяснения

Из ФФОМС поступило письмо от 21.05.2015 № 3226/21-3/и с разъяснениями по вопросам использования МО средств ОМС на оплату взносов на капитальный ремонт.

Согласно данному письму, в случае если МО, участвующая в реализации территориальной программы ОМС, является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, оплата ежемесячных расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет средств ОМС. (приложение письмо ФФОМС)

Получено разъяснение Департамента здравоохранения Брянской области по вопросу компенсационной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским регистраторам, работающим в сельской местности (Указ Губернатора Брянской области от 03.04.2014 № 107).

Согласно разъяснению право на получение данной выплаты имеют медицинские регистраторы с медицинским образованием.

Если при проверке финансово-хозяйственной деятельности МО будут установлены факты выплаты данной компенсации медицинским регистраторам, не имеющим медицинского образования, данные суммы будут признаны нецелевым использованием средств ОМС. (скачать)

Из ФОМС получено разъяснение о приобретении за счет средств ОМС иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики. Согласно полученному разъяснению в соответствии со ст.

15 Федерального закона №157-ФЗ обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов РФ.  (скачать)

Основные нарушения и замечания по результатам проверок МО в 2015 году. (скачать)

Согласно полученному от ФФОМС разъяснению, за счет средств ОМС может быть оплачено обучение только тех специалистов, которые оказывают помощь в рамках базовой программы ОМС.

 Таким образом, средства ОМС не могут быть использованы на оплату обучения по профилю «венерология», «наркология», «фтизиатрия», «психиатрия», «патанатомия», «паллиативная помощь», «профпатология».

Письмо по оплате обучения медицинских работников. (скачать)

  • Разъяснения ТФОМС по вопросу проведения ремонтных работ в медицинских организациях за счет средств ОМС. (скачать)
  • Согласно полученному разъяснению ФФОМС, расходы МО на содержание площадей, которые не используются для целей оказания медицинской помощи по ОМС, могут быть признаны нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. (скачать)
  • Расходы по найму жилого помещения медработникам  (скачать)
  • Заведующие КЛД  (скачать)
  • О профессиональной деятельности медицинских работников (Красный Крест)  (скачать)
  • Оплата труда мануального терапевта  (скачать)

Письмо МЗ РФ — внесение изменений в ПКГ (приказ № 526 от 06.08.2007 г)  (скачать)

Закупка оборудования свыше 100,0 тыс. руб. (скачать)

  1. Информация о профстандартах  (скачать)
  2. Об уплате налога на имущество (скачать)
  3. Применение КОСГУ 341 для учета лекарственных препаратов и материалов  (скачать)

Письмо ФФОМС от 30.05.2018 — расходование средств ОМС  (скачать)

Письмо ФФОМС от 31.07.2018 — страхование имущетсва (скачать)

Письмо Минфина оть 04.02.2019 — расхлды на коммунальные платежи, содержание имущества (скачать)

Целевое использование средств ОМС  (скачать)

Нюансы учета средств по программе обязательного медицинского страхования

За оказание медицинской помощи по программе ОМС медицинские учреждения получают денежные средства. Об учете таких поступлений расскажет Елена Петровна АНИСИМОВА, главный бухгалтер ФГБОУ ВО «Северо­Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России.

Оплата медицинской помощи по ОМС производится на основании заключенных договоров в соответствии с установленными тарифами (подп. 1 п. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326‑ФЗ (далее — Закон № 326‑ФЗ)).

За счет средств ОМС медицинскому учреждению оплачивается медицинская помощь, оказываемая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС застрахованным лицам при наступлении страхового случая (п. 1 ст. 4 Закона № 326‑ФЗ).

  • Для получения денежных средств медицинское учреждение обязано формировать и представлять в страховую медицинскую организацию:
  • заявку на авансирование медицинской помощи с указанием периода авансирования и суммы;
  • счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов.

Об этом сказано в пункте 126 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2011 г. № 158н (далее — Правила № 158н).

Бухгалтерский учет

По операциям со средствами ОМС медицинское учреждение обязано вести раздельный учет (п. 6 ст. 15 Закона № 326‑ФЗ).

Средства по ОМС учитываются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) «7» — средства по обязательному медицинскому страхованию (п.

 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

Доходы, полученные от оказания медицинских услуг по источнику финансирования ОМС, учитываются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (разд.

V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г.

№ 02-06-10/56184, от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52224.

Начисление доходов, получаемых медицинскими учреждениями, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 7 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 7 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).

В пункте 7 статьи 35 Закона № 326‑ФЗ приведен перечень расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Медицинские учреждения, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, расходуют эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые указаны в данном пункте (подп. 5 п. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ, письмо ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и).

  1. Медицинские учреждения расходуют средства в соответствии с кодом видов расходов, а в учете и отчетности применяют как коды видов расходов, так и коды КОСГУ.
  2. Записи по отражению в бюджетном учете операций со средствами ОМС приведены в таблице[1] на страницах 40–41.
  3. Выбытие ТМЦ отражается в учете по:
  4. фактической стоимости каждой единицы;
  5. средней фактической стоимости.

Правило учета выбытия ТМЦ закрепляется учетной политикой медицинского учреждения и применяется непрерывно в течение финансового года (п. 6, 108 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 02-06-10/4287).

В целях исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н для фиксирования стоимости оказанной медицинской помощи в целях ведения персонифицированного учета списание медикаментов, медицинского расходного материала и изделий медицинского назначения, использованных в процессе лечения, медицинским учреждением производится непосредственно на пациента.

Аналитический учет материальных запасов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 12-07-12/8282, а также согласно пункту 134 Инструкции № 157н операции по отражению расходов, их учет в рамках ОМС ведется на соответствующих счетах счета 7 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Целевое использование

В соответствии с Законом № 326‑ФЗ медицинские учреждения должны расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. Согласно пункту 9 статьи 39 Закона № 326‑ФЗ и пункту 130.2 Правил № 158н за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи, она уплачивает:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
  • Средства, использованные не по целевому назначению, медицинское учреждение возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
№ п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
Поступление средств, полученных учреждениями в рамках базовой и территориальной программ ОМС
1 Начисление доходов по деятельности учреждения по реализации программ ОМС Акт выполненных работ 7 205 31 560 7 401 10 130
2 Поступление средств ОМС на лицевой счет учреждения Банковская выписка 7 201 11 510 Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 7 205 31 660
Расходование средств, полученных учреждениями в рамках базовой и территориальной программ ОМС
1 Начисление заработной платы работникам медицинского учреждения в рамках программ ОМС Расчетно­платежная ведомость 7 109 ХХ 211 7 302 11 730
2 Начисление работникам медицинского учреждения в рамках программ ОМС прочих выплат (компенсаций) 7 109 ХХ 212 7 302 12 730
3 Начисление выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 7 109 ХХ 213 7 302 13 730
4 Начисление налога на доходы физических лиц бюджетным учреждением как налоговым агентом­работодателем
  1. 7 302 11 830,
  2. 7 302 12 830,
  3. 7 302 13 830
7 303 01 730
5 Удержания, произведенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, из начисленной суммы оплаты труда
  • 7 302 11 830,
  • 7 302 12 830,
  • 7 302 13 830
7 304 03 730
6 Перечисление произведенных удержаний из оплаты труда сотрудников 7 304 03 830 7 201 11 610 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18
7 Перечисление заработной платы и прочих начисленных сумм работникам медицинского учреждения в рамках программ ОМС на банковские карты сотрудников
  1. 7 302 11 830,
  2. 7 302 12 830,
  3. 7 302 13 830,
7 201 11 610 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18
8 Начисление налогов на заработную плату работников медицинского учреждения в рамках программ ОМС Налоговый регистр 7 109 ХХ 213 7 303 ХХ 730
9 Перечисление начисленных налогов на заработную плату работников медицинского учреждения в рамках программ ОМС 7 303 ХХ 830 7 201 11 610 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18
10 Принятие материальных запасов, приобретенных за счет ОМС, к учету 7 105 ХХ 340 7 302 34 730
11 Списание материальных запасов: медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, реактивов и химикатов, стекла и химической посуды, продуктов питания, мягкого инвентаря и др. Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) 7 109 ХХ 272 7 105 XX 440
12 Отражение расходов по прочим услугам Акт оказанных услуг 7 109 ХХ 226 7 302 26 730
13 Отражение расходов по коммунальным услугам, предусмотренных в рамках территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством Акт оказанных услуг 7 109 ХХ 223 7 302 23 730
14 Отражение расходов по услугам по содержанию имущества, предусмотренных в рамках территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством Акт оказанных услуг 7 109 ХХ 225 7 302 25 730
15 Формирование первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в рамках территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством Накладная 7 106 ХХ 310 7 302 31 730
16 Принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств, приобретенных в рамках территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством 7 101 ХХ 310 7 106 ХХ 310
17 Перечисление авансов со счетов бюджетного учреждения на условиях государственного (муниципального) договора на нужды учреждения и в соответствии с законодательством Российской Федерации 7 206 ХХ 560 7 201 11 610 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18
18 Зачет ранее перечисленных авансов контрагентам 7 302 ХХ 830 7 206 ХХ 660
19 Оплата контрагентам поставленных ТМЦ, оказанных работ, услуг 7 302 ХХ 830 7 201 11 610 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18

[1] В таблице не приведены записи по санкционированию расходов учреждения.

Какие расходы за счет средств ОМС контролеры и суды считают нецелевыми

25 Мая 2021

Обзоры федерального законодательства

Если работникам оказывали матпомощь или оплачивали обучение, которое для них необязательно, ТФОМС и суды могут признать расходы нецелевыми. Если же списывали просроченные медикаменты, шансы отстоять свою позицию выше.  Зарплата и другие выплаты работникам Медорганизация выплачивала зарплату районному врачу-педиатру. Он не оказывал медпомощь, не обеспечивал выполнение программы ОМС в целом. Его труд касался деятельности вышестоящего госоргана. ВС РФ признал расходы нецелевыми. Еще один пример: поликлиника оплачивала труд помощника эпидемиолога. ТФОМС и 4-й ААС отнесли его к персоналу, который участвует в оказании медуслуг. По тарифному соглашению региона зарплату таким сотрудникам можно было платить за счет средств ОМС только по лицензированным видам деятельности. Организация не получила лицензию на ведение эпидемиологической деятельности, поэтому расходы посчитали нецелевыми.  Обучение работников ТФОМС и суды указывали, что средства ОМС нельзя тратить на необязательное обучение сотрудников. Организация оплатила подготовку медработника по программе ординатуры. Закон об образовании относит эту программу к высшему образованию. Однако по ТК РФ и Закону об охране здоровья медикам надо оплачивать только профессиональное обучение и дополнительное   Медоборудование и лекарства Организация закупила алкотестеры. Она не доказала контролерам, что использовала их при оказании медуслуг по программе ОМС. Такое оборудование указано в некоторых стандартах медпомощи. Однако услуги по этим профилям не входили в территориальную программу. ВС РФ подтвердил, что расходы организации нецелевые. В другом случае больница приобрела лекарства, которые не входят в стандарты медпомощи и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По Закону об охране здоровья для применения таких лекарств нужны медпоказания и решение врачебной комиссии. Больница не исполнила эти требования. АС Хабаровского края признал оплату закупки «нецелевкой». О том, как решались споры по поводу этих и других затрат в обзоре «Какие расходы за счет средств ОМС контролеры и суды считают нецелевыми — примеры за 2020 – 2021 годы» на стартовой странице профиля «Юрист»

https://login.consultant.ru/link/?req=opennews&id..

Подпишитесь на новости, и вы не пропустите важные изменения. Добавьте свой e-mail внизу стартовой страницы или подпишитесь прямо из ленты новостей по ссылке «Подпишитесь на рассылку».

Получить бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс https://login.consultant.ru/demo-access/

Начните сотрудничество с индивидуальной консультации по подбору инструментов, услуг и печатных изданий. Заказать услугу

Нецелевое использование средств ОМС

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению.

Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций.

Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита.

Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения.

Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Как выявляется нецелевое использование средств ОМС?

В каждом регионе есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К функционалу фонда относится предъявление требований к медицинскому учреждению относительно возврата денежных средств в бюджет ТФОМС, которые компания потратила по нецелевому назначению.

То есть поиск, обнаружение нецелевого расходования денежных средств является исключительным правом Территориального фонда. Регулярно проводятся проверки в тех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность. Речь идет об учреждениях, включенных в реестр компаний, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования.

Выявление нецелевого использования — это главная задача каждой контрольной ревизии со стороны ТФОМС.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий — устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции.

По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по возмещению средств нецелевого использования.

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г.

постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены.

В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ.

Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта.

В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию.

Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

Заключение

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *