Требование законодательства о взимании платы за загрязнение окружающей среды установлено статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и звучит следующим образом:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Кто обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды ?
Ответ на вопрос «Кто осуществляет внесение платы за загрязнение окружающей среды ?» можно найти в статье 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьёй федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
И так, согласно статьи, плату за загрязнение окружающей среды могу не вносить только юридические лица и ИП осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории НВОС.
То есть, если у юридического лица (ИП) имеется несколько объектов НВОС и не все они относятся к IV категории, то такое юридическое лицо (ИП) обязано осуществлять плату, причем и за воздействие оказываемое объектами НВОС IV категории.
Также плату за загрязнение окружающей среды не платят физические лица.
В какой срок производится оплата за загрязнение окружающей среды ?
Сведения о сроках осуществления оплаты за загрязнение окружающей природной среды нужно смотреть в статье 16.4 Федеральный Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.
3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Итак, федеральным законом установлено, что предприятия (кроме организаций относящихся к категории малых и средних) вносят платежи ежеквартально. Причем первые три квартала не позднее 20 месяца после окончания квартала, а последний квартал до 1 марат следующего года. Общие сроки оплаты для организации не относящиеся к категории малых и средних предприятий имеют следующий вид:
- Первый квартал – до 20 апреля;
- Второй квартал – до 20 июля;
- Третий квартал – до 20 октября;
- Четвертый квартал – до 1 марта.
Организации относящиеся к категории малых и средних авансовые платежи не осуществляют, а оплачивают все сумму за год до 1 марта.
Как определить размер авансового платежа ?
Статьей 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены 3 варианта расчета авансовых платежей:
1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.
3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год (Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами);
2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.
Итак, обобщив текст статьи закона можно кратко резюмировать, что можно определить размер авансового платежа следующими способами:
- 1/4 часть от платежа за прошлый год;
- 1/4 часть от расчета платы по нормативным значениям (то есть нужно посчитать платеж по нормативам установленным в декларации о воздействии на окружающею среду (ДВОС), комплексном разрешении и полученное значение разделить на 4)
- Последний вариант это произвести расчет по реальным объемам загрязнения окружающей среды за прошедший квартал.
Правила исчисления размера оплаты за загрязнение окружающей природной среды
Размер платы за загрязнение окружающей природной среды определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
В общем виде плата за загрязнение окружающей среды определяется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 федерального закона №7-фз, и суммирования полученных величин.
Платежная база это собственно объем нашего загрязнения окружающей среды (то есть это количество загрязняющих веществ выброшенных в атмосферу, сброшенных в водные объекты и размещенные на объектах размещения).
Ставки платы установлены для каждого загрязняющего вещества и класс опасности отхода постановлением Правительства РФ от 13.09.
2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Ставки платы установлены на 2018 год. Для пересчета ставок платы на последующие года применяется коэффициент индексации.
Коэффициент индексации на 2021 г установлен постановлением от 11 сентября 2020 года N 1393 и составляет 1,08.
Стимулирующих коэффициентов довольно много, все они перечислены в статье 16.3 федерального закона.
И так давайте их все перечислим:
Коэффициенты учитывающие превышения нормативов, лимитов |
коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; |
коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; |
коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; |
коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; |
коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; |
коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; |
коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. |
Коэффициенты для стимулирования утилизации и обезвреживания отходов |
коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых); |
коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями; |
коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности; |
коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности; |
коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности; |
коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности. |
При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается. |
Коэффициенты для стимулирования очистки сточных вод |
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды). |
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды). |
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1. |
Какие штрафы предусмотрены за несвоевременную оплату ?
За несвоевременное внесение оплаты за загрязнение окружающей среды статьей 8.41. КоАП РФ предусмотрен Штраф.
КоАП РФ Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую средуНевнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Если вам необходима помощь в проведении расчетов оплаты за загрязнение окружающей среды, пишите нам на адрес mirecologa@yandex.ru.
Что такое НВОС и с чем его едят? Как правильно рассчитать ставки НВОС и когда подавать отчетность?
В последнее время сильно повысилось внимание государства к состоянию экологии в нашей стране.
Все чаще в СМИ упоминается Росприроднадзор, который исследует новые утечки ГСМ или иных агрессивных жидкостей, нередко можно услышать о новых экологических проектах Минприроды, которые принимаются практически ежедневно, а также регулярно в новостях освящаются вопросы улучшения экологической обстановки.
Разумеется, в наше время необходимо думать о сохранении природы, поскольку с момента промышленного «бума», который произошел около двух столетий назад, человечество успело испортить немало воды, воздуха и почвы.
С одной стороны, это неудивительно, поскольку людей стало больше, а значит и тех, кого необходимо обеспечить едой и минимальными благами цивилизации тоже стало больше.
Но раньше, примерно до предыдущего тысячелетия, никто особо не задумывался о состоянии экологии, считая, что она восстановится как-нибудь сама, либо это станет заботой людей будущего.
Мы создали автомобили, которые расходовали ископаемое топливо вёдрами, мы изобрели неразлагающийся пластик и сбрасывали отходы от предприятий в реки, что, собственно, и привело нас к текущему состоянию дел, когда забота о окружающем мире легла на плечи всех живущих на планете, а в особенности, на плечи заводов, фабрик, производств и прочих промышленных мощностей. Во многом это вызвано тем, что если один среднестатистический человек за год производит около 2 кубометров мусора и различных отходов, то даже небольшое предприятие делает столько же за день работы!
Что такое?
Экологический Налог, он же плата за НВОС – это обязательный сбор в пользу государства с предприятий, которые своей деятельностью оказывают негативное влияние на состояние окружающей среды. Предусмотрен 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» в развитии данного закона правительством РФ было издано соответствующее постановление.
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);– сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ)
– хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кто его платит?
Экологический налог платят организации, ИП и даже физические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, которая наносит вред окружающей среде. По сути, этот налог платят те предприятия или производства, которые создают отходы, опасные для экологии.
То есть, предприятия, которые попадают в IV категорию по отходам (объекты, оказывающие минимальное воздействие на ОС) или те, кто и вовсе не стоят на учете в Росприроднадзоре и никак не влияют на состояние ОС – не платят новый экологический налог.
Также исключением являются предприятия, которые производят только ТКО, а также перерабатывающие организации.
Куда пойдут деньги?
Цель данного налога – не пополнить бюджет, а вынудить промышленников встать на путь «зеленого производства», чтобы не допустить дальнейшего загрязнения окружающей среды.
Что же касается распределения полученных средств: средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
Как рассчитывается сумма налога?
Конечная сумма напрямую зависит от количества и типа производимого отхода. По различным загрязнителям, в зависимости от степени их негативного воздействия на ОС и рассчитывается сумма, которая должна будет быть уплачена налогоплательщиком. Табличка ставок по загрязняющим веществам весьма объемная, поэтому она доступна по ссылке:
Таблица ставок НВОС
Расшифровка формулы:
– M платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем выбросов или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном или менее установленных нормативов допустимых выбросов или сбросов. Измеряется в тоннах
– Н ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества. Измеряется в рублях на тонну или на кубический метр.
- – К(от) дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.
- – К (нд) коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу в пределах допустимых нормативов.
- – n количество загрязняющих веществ.
- Когда вносить показания НВОС?
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года – До 20.04.2021
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года – До 20.07.2021
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года – До 20.10.2021
Внесение платы за НВОС – До 01.03.2021
Куда вносить показания?
Плату за НВОС контролирует Росприроднадзор. Платить нужно в региональные ведомства Росприроднадзора, а также им направлять составленные отчеты.
Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Выпуск № 19 февраль — март 2021г
Быстрое меню:
АО «Сузун» обратилось в суд с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительными требований о доначислении платы за НВОС[1] за 2016, 2017 и 2018 г.г. Как следует из материалов дела, Обществом, в представленных декларациях о плате за НВОС, при расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ: сажа, пентан, бутан, этан, гексан, применена нулевая ставка, поскольку данные вещества прямо не поименованы в Перечне[2]. Судами установлено, что сажа (углерод) относится к твердым взвешенным веществам (в т.ч., согласно выданному Обществу разрешению на выбросы загрязняющих веществ), которые включены в Перечень[3], и в отношении которых установлены ставки платы за НВОС. При этом судами учтены разъяснения Росприроднадзора[4] и Минприроды России[5], согласно которым выбросы веществ, относящихся по их физическим свойствам к твердым частицам, присутствующих в Перечне и индивидуально поименованных, нормируются отдельно по каждому из таких веществ; все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».
- Также судами установлено, что этан, бутан, пентан, гексан, по химическому составу относятся к группе предельных углеводородов, следовательно, включены в Перечень, в отношении данных веществ установлены ставки платы за НВОС.
- Таким образом, Управлением правомерно доначислена плата за НВОС.
- Судами установлено, что Управлением в ходе проверки уточненной декларации о плате за НВОС, выявлены нарушения, выразившиеся в не исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, а также неприменении Обществом в отсутствие отчетности повышающего коэффициента 5 при исчислении платы, направлено требование о погашении задолженности.
- Суды первой инстанции и апелляционной инстанций Иск удовлетворили.
Кассационный суд, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что исходя из установленных Правительством РФ Правил[6], уполномоченный орган при выявлении ошибок в декларации, должен потребовать от лица, обязанного вносить плату, предоставить необходимые обоснованные пояснения.
Также, у лица, обязанного вносить плату есть самостоятельная возможность предоставлять возражения по поводу найденных недочетов со стороны уполномоченного органа.
Исходя из того, что бремя доказывания необходимости принятия ненормативного правового акта лежит на уполномоченном органе[7], Управление обязано не просто обоснованно и верно арифметически рассчитать сумму недоимки, но и проверить правильность расчёта данной суммы с учетом возражений лица обязанного вносить плату (Общества). В результате проверки уточнённой декларации о плате за НВОС Управление установило, что фактический показатель сжигания ПНГ[8] на факельных установках Общества составлял 80,04%, при этом Общество при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании ПНГ на факельных установках необоснованно применено значение повышающего коэффициента Кпр=1, хотя в случае превышения предельно допустимого показателя сжигания (5%) подлежит применению коэффициент Кпр=25. В связи с этим, Обществом был определена сумма платы за сверхлимитные выбросы при сжигании ПНГ.
Судами установлено, что Обществом было выброшено в атмосферный воздух меньше количество вредных веществ чем, установленного разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно Положению[9], плата за выбросы исчисляется для пользователя недр в зависимости от интегрального и фактического показателей сжигания. Если интегральный и фактический показатель сжигания превышает предельно допустимое значение показателя сжигания, то в таком случае возможно применить повышающий коэффициент, который равен 25. При этом, из буквального содержания п. 10 Положения следует, что коэффициент Кпр в значении 25 применяется только к той части объема или массы загрязняющих веществ, которые превышают объем или массу, установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ.
С учетом этого, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения при расчете суммы платы коэффициента Кпр в значении 25.
Как следует из материалов дела, Водоканал, в целях определения степени загрязненности сточных вод Общества произвел отбор сточных вод, и установил факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
При этом разногласия сторон возникли в части определения контрольных колодцев для отбора проб сточных вод. По мнению Общества, отбор проб сточных вод из колодцев с отметками 104.86/101.84 и 104.92/92.
98 является незаконным, поскольку в колодце с отметкой 104.86/101.84 происходит смешение сточных вод Общества и стоков другого абонента, а колодец с отметкой 104.92/92.
98 в спорный период не был согласован сторонами в качестве контрольного.
Суд признал отбор сточных вод с отметки 104.86/101.84 правомерным, с учетом вступившего в законную силу судебного решения[11], где установлено, что контрольный колодец с отметкой 104.86/101.84 был согласован в качестве контрольного; аргумент Общества о смешении сточных вод не является релевантным в силу преюдициальности установленных фактов. При этом, суд счел неправомерным начисление Водоканалом платы за негативное воздействие на ЦСВ в ходе исследования проб из колодца с отметкой 104.92/92.98. Данный колодец не был оснащен прибором учета, который позволяет определить объем сточных вод непосредственно в колодце, в следствии чего невозможно отделить фактические стоки, сбрасываемые Обществом, от стоков, сбрасываемых иным абонентом Водоканала, что привело к необъективному определению показателей и нарушению порядка начисления платы, предусмотренного в п. 123 Правил № 644[12].
Управление в качестве основания для принятия оспариваемого решения сослалось на непредставление Обществом инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора, и отсутствие по этой причине возможности сопоставления данных о фоновых показателях окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду с данными представленными Обществом.
Суд указали, что из буквального толкования п. 10 Положения № 467[14] не следует, что Общество должно представить инструментальные измерения, выполненные поднадзорным Росприроднадзору учреждением, для предоставления возможности уполномоченному органу сопоставить их с информацией, содержащейся в отчете. Общество предоставило отчет, который составлен в соответствии с действующими требованиями, в нем указаны необходимые сведения, приведены данные инструментальных измерений, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории ОРО. С учетом этого, судами удовлетворены заявленные требования. Постановление АС ЗСО от 20.02.2021 по делу № А27-6911/2020 Северо-Западное Межрегиональное управление Росприроднадзора по результатам проверки представленной ООО «Юнилевер Русь» декларации по плате за НВОС, совершило перерасчет платы с образованием задолженности, в т.ч. в связи с осуществлением Обществом накопления отходов больше 11 месяцев; неприменением 5-кратного повышающего коэффициента в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В добровольном порядке обществом требования Управления не удовлетворены, в связи с чем Управление обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, суды исходили из того, что Общество не является лицом, обязанным вносить взыскиваемую плату, поскольку не осуществляло размещения отходов, указанных в акте и требовании.
Суды установили, что отходы, включенные в расчет платы, Общество без накопления свыше 11 месяцев передавало по договору специализированной компании ООО «Экоцентр», имеющей необходимые лицензии на виды работ (услуг) на сбор и транспортирование отходов соответствующего класса опасности для обезвреживания (термическим методом) на территории ГУП «Экотехпром».
Судами установлено, что размещения переданных отходов указанные компании не осуществляли, поэтому Общество не предоставляет сведения о месте размещения этих отходов. Соответствующие подтверждающие документы были представлены Обществом в Управление.
На основании изложенного суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Постановление АС МО от 11.03.2021 по делу № А40-40624/2020
3. Законом не предусмотрено представление лицом, подтверждающим исключение НВОС ОРО, инструментальных измерений, выполненных учреждениями, находящимися в ведении Росприроднадзора, непредставление таких измерений не может служить основанием для принятия решения о неподтверждении исключения НВОС ОРО.
АО «Кузнецкие ферросплавы» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о неподтверждении исключения НВОС ОРО.
Управление в качестве основания для принятия оспариваемого решения о неподтверждении исключения НВОС ОРО Общества сослалось на непредставление Обществом инструментальных измерений, выполненных ФГБУ, находящимися в ведении Росприроднадзора, и отсутствие по этой причине возможности сопоставления данных о фоновых показателях окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду с данными, представленными Обществом.
Суды указали, что из буквального толкования п. 10 Положения № 467[15] не следует обязанность Общества представить инструментальные измерения, выполненные именно ФГБУ, находящимися в ведении Росприроднадзора.
Судами установлено, что Общество предоставило отчет, который составлен в соответствии с действующими требованиями, в нем указаны необходимые сведения, приведены данные инструментальных измерений, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта.
С учетом изложенного, требования Общества удовлетворены.
Постановление АС ЗСО от 11.02.2021 по делу № А27-9863/2020 Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с заявлением к ООО «Приморский бекон» о введении ограничения по обращению с отходами животноводства до момента получения положительного заключения ГЭЭ[16], в соответствии с п. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ[17] и лицензии на право проведения работ по обезвреживанию отходов III-IV класса опасности; об обязании предоставить паспорта отходов и ПНООЛР[18]. Как следует из материалов дела, Общество эксплуатирует лагуны (пруды-накопители), для получения удобрения из навоза свиного.
В соответствии с экспертным заключением от 19.04.2018 № 28 ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО — ЦЛАТИ по Приморскому краю размещаемый в лагунах и вырытых котлованах отход является токсичным и имеет III класс опасности.
Информация Минприроды России
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчетный год"
- МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ИНФОРМАЦИЯ
- О ПЛАТЕ
- ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЗА 2020
- ОТЧЕТНЫЙ ГОД
Минприроды России напоминает, что 1 марта 2021 года истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчетный год. 10 марта 2021 года истекает срок подачи декларации о плате.
Контроль за правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате, осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.
Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
- При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов (лимитов на выбросы), временно разрешенных сбросов (лимитов на сбросы), превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
- Также при расчете платы необходимо использовать сведения разрешительной документации хозяйствующего субъекта:
- по объектам I категории — из комплексного экологического разрешения;
- по объектам II категории — из декларации о воздействии на окружающую среду;
- по объектам III категории — из отчета о результатах производственного экологического контроля.
НВОС: изменения в декларации и расчёте платы
Одним из документов, который внёс изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду стало Постановление правительства РФ № 1904.
В 2019–2020 годах были изданы и другие документы, которые вносят различные изменения: дополненную форму декларации, нормы для объектов НВОС, способ уведомления Росприроднадзора, новые коэффициенты к формулам расчёта, ставки.
Изменения не коснулись тех, кто не должен отчитываться и платить за НВОС в 2020 году: условия, при выполнении которых у организации появлялась такая обязанность, не были расширены или сужены. Не подвергся изменениям и алгоритм постановки на учёт таких организаций.
Изменения в декларации
Изменения в форму декларации внесли 30 декабря 2019 года, поэтому отчитаться по новой форме успели те, кто сдавал её в последние два дня календарного года. Те, кто успел сдать отчётность в 2019 году по старой форме, в 2020 году будут сдавать по новой в первый раз.
Форма декларации утверждена приказом Минприроды России от 9 января 2017 № 3. Сама форма представлена в приложении № 2. Изменения в форму декларации внёс Приказ Минприроды России от 30 декабря 2019 № 899.
Разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов раньше должны были присутствовать у всех объектов НВОС. Теперь нормы зависят от категории объекта:
I категория | КЭР — комплексное экологическое разрешение. |
II категория | ДВОС — декларация о воздействии на окружающую среду. |
III категория | ПЭК — отчёт о производственном экологическом контроле. |
В связи с этим названия столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2 были переименованы:
-
ПДВ → НДВ, ТН.
-
ВСВ → ВРВ.
-
НДС → НДС, ТН.
-
ВСС → ВРС.
Декларация подверглась и другим изменениям: в разделе 3.1 появились новые столбцы с показателями для исчисления платы за размещение ТКО, в расчёте платы по ОКТМО изменились названия строк и появились новые строки по плате за размещение ТКО (160-165).
Способ расчёта авансов
До 2020 года квартальные авансовые платежи рассчитывались по одному алгоритму: 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год. С 1 января 2020 года налогоплательщик может выбрать один из трёх форматов расчёта:
-
25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий отчётный период (учитывая корректировку размера платы, осуществляемой в соответствии с п. 10 – 12.1 ст. 16.3 № 7-ФЗ).
-
25% суммы платы за НВОС, исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов.
-
Сумма платы за НВОС, исчисленная за оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных ПЭК с применением коэффициентов, установленных в ст. 16.3 № 7-ФЗ.
Выбранный способ расчёта авансовых платежей должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС. Лица, обязанные вносить плату, указывают способ определения аванса на год, следующий за отчётным периодом. При этом представлять декларацию при внесении аванса закон не требует.
Новые правила были закреплены Постановлением Правительства РФ № 1250. Поправки применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Переплата
Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857 внёс дополнительные правила зачисления переплаты. Теперь переплату можно зачислить не только в счёт предстоящего отчётного периода, но и в счёт всех последующих отчётных периодов.
Коэффициенты к формулам расчёта и ставки платы
Экологические платежи: Виды, расчет, штрафы
Экологические платежи – это обязательные взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Плату за негативное воздействие (выбросы, сбросы, отходы) обязаны вносить все хозяйствующие субъекты РФ, кроме объектов 4 категории НВОС. Экологический сбор является отдельным платежом для производителей.
В статье перед вами мы расскажем о том как снизить экологические платежи.
Виды экологических платежей
Есть несколько видов экологических платежей:
- Плата за пользование природных ресурсов;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
- Суммы вреда, нанесенного объектам окружающей среды;
- Экологический сбор.
Первые два вида экологических платежей вносятся по факту природопользования, оказания НВОС. На обязанность вносить платеж не влияют последствия использования природных ресурсов.
Третий вид экологического платежа уплачивается по факту причинения вреда объектам окружающей среды. Оплата происходит по требованию органов государственного экологического надзора или по решению суда.
Предприятиям могут предъявить иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующие лица:
- Федеральные или региональные органы государственной власти;
- Граждане Российской Федерации;
- Некоммерческие организации;
- Общественные объединения.
Взыскать с предприятия плату за НВОС в судебном порядке можно, если природопользователь отказывается добровольно возместить вред и внести экологические платежи в обычном порядке.
Экологический сбор
Производители, импортеры товаров, обязаны уплачивать экологический сбор в случае, если ими не обеспечивается самостоятельная утилизация отходов от использования товаров. Подробнее с этим требованием экологического законодательства можно ознакомиться в статье 24.5 «Экологический сбор» Закона № 89-ФЗ.
Расчет экологических платежей
Экологические платежи рассчитываются раз в квартал. Например, предприятия Санкт-Петербурга и ЛО вносят плату за НВОС в департамент Росприроднадзора по СЗФО не позднее 20 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
Расчет экологических платежей зависит от объема негативного воздействия:
- Опасных отходов, размещенных предприятием;
- Выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- Загрязняющих веществ, сброшенных в поверхностные и подземные воды.
Есть и другие особенности расчета экологических платежей для предприятий. Так, для оплаты выбросов, осуществляющихся в пределах ПДВ, действуют базовые тарифы.
Для выбросов, осуществляющихся в пределах лимитов ВСВ, плата берется в пятикратном размере.
Плата взимается в 25-кратном (в зависимости от категории объекта – и в 100-кратном) размере за выбросы, превышающие лимиты, установленные для предприятия.
Если у предприятия отсутствует разрешение на сброс вредных веществ, ему необходимо оплачивать экологические взносы в 25-кратном размере (иногда и в 100-кратном размере).
Важно отметить следующие особенности расчета экологических платежей для отходов:
- Предприятие оплачивает экологические взносы по базовым тарифам, если образование отходов не превышает установленных лимитов;
- Особенности внесения платы за НВОС зависят от категории того или иного объекта.
Штрафы за неуплату экологических платежей
Неуплата в установленные сроки экологических сборов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду приводит к наложению административного штрафа:
- Должностные лица – в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
- ИП – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 250 000 руб.;
- ЮЛ – невнесение платы за НВОС влекет штраф от 50 000 до 100 000 руб.;
- Организации – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 500 000 руб. согласно статье 8.41.1 КоАП РФ.
Как снизить экологические платежи?
Для предприятия есть легальные и рабочие способы снизить сумму экологических платежей. Рассмотрим несколько из них.
Первый способ – правильная разработка нормативной документации и ее согласование.
Каждое предприятие (в зависимости от своей категории НВОС) должно разработать проекты:
- НДС (Нормативов допустимых сбросов)
- ПДВ (Предельно допустимых выбросов)
- НООЛР (Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Мы не рекомендуем игнорировать эти проекты, потому что их отсутствие приводит к значительному увеличению суммы платежей НВОС. Для разработки проектов рекомендуется привлекать профессиональных экологов с большим опытом работы в создании вышеуказанных проектов.
Второй способ – перерабатывать отходы и повторно их использовать. Передавать на повторную переработку можно:
- Стеклотару;
- Полиэтилен;
- Металлолом;
- Макулатуру.
Переработанные отходы не несут вреда окружающей среде и человеческому здоровью, соответственно, не облагаются экологическими платежами.
Третий способ – установка очистных сооружений. Для предприятия это шаг к модернизации, дорогостоящий и эффективный.
Очистные сооружения на предприятии способствуют снижению загрязняющих выбросов в атмосферу в несколько раз, что приводит к снижению суммы экологических платежей.
Для согласования установки очистных механизмов с природоохранными органами требуется необходимо привлекать профессионалов в сфере экологического законодательства.
Компания «ЭкоПромЦентр» поможет вам снизить сумму экологических платежей легально и без больших затрат. У нас работают профессионалы в области экологии и экологического законодательства.
Задать вопрос или заказать услугу можно по телефону — +7 (812) 425-61-45 или оставьте заявку на сайте.
Оставить заявку
Плата за НВОС: главные изменения в 2021 году
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Напоминаем: от авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму. Изменилась форма декларации
За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Природопользователи, которые декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться и по старой форме. А значит, в этот раз многие увидят новую декларацию впервые.
— Реклама —
Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) | Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН) |
Временно согласованные выбросы (ВСВ) | Временно разрешённые выбросы (ВРВ) |
Нормативы допустимых сбросов (НДС) | Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН) |
Временно согласованные сбросы (ВСС) | Временно разрешённые сбросы (ВРС) |
Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.
Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения ТКО. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.
- В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.
- Выбор способа расчёта авансов
- С 1 января 2020 года изменяется порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду
- Установлено, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из трех способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:
В предыдущий отчетный период уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. В отчетной кампании за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год необходимо указать в самой декларации. Введен дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).
3 варианта расчета авансовых платежей
- в размере ¼ суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год (как было в прошлом году);
- в размере ¼ суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов (выбросов), временно разрешенных сбросов (выбросов), лимитов на размещение отходов (см. таблицу выше);
- в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Новые коэффициенты
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется организациями, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ.
Расчет платы за негативное воздействие
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст.16. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
- К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- • загрязнение недр, почв;
- • размещение отходов производства и потребления;
- • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
- Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, они носят компенсационный характер.
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. №632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года) определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;
- в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.