С 19 октября Роспожнадзор будет проводить проверки организаций и ИП по новым правилам

С 19 октября Роспожнадзор будет проводить проверки организаций и ИП по новым правилам

Правительство РФ реформировало федеральный государственный пожарный надзор – в части установления периодичности плановых проверок (Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1303). Напомним, что в данной сфере введен риск-ориентированный подход, и поэтому частота плановых пожарных проверок зависит исключительно от категории риска, присвоенной поднадзорному объекту.

Что изменилось:

  • пожарные проверки целиком «выведены» из-под действия постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Оно устанавливает Перечень видов деятельности – в здравоохранении, образовании и социальной сфере, – при которых плановые проверки определенных видов деятельности проводятся с повышенной частотой. Отныне плановые пожарные проверки указанных в этом перечне объектов будут проводиться по «общим» правилам;
  • для целей пожарного надзора вводится новая – шестая – категория риска – «чрезвычайно высокий». В нее попали, в частности, детские дома, интернаты для лиц с ограниченными возможностями, детсады (в которых одновременно находятся больше 10 детей), детские лагеря и другие. Объекты этой категории должны проверяться ежегодно;
  • «старые» категории риска получат новое наполнение – для целей присвоения категории риска отменена привязка к предусмотренным Техрегламентом о требованиях пожарной безопасности классам функциональной пожарной опасности. Новая категоризация объектов – по тяжести потенциальных негативных последствий – основана на целевом назначении объекта и количестве людей, которое он вмещает. В целом, она стала гораздо понятнее и яснее для всех, у кого нет «пожарного» профобразования;
  • ЗАТО периодичность проверок увеличилась, то есть плановые проверки станут проводиться чаще;
  • отменены плановые проверки садовых и огороднических товариществ, а также проверки в отношении земельных участков. Вместо их проверок органы ГПН будут проводить плановые рейдовые осмотры и обследования.

Кроме того, разрешен вопрос о том, какую категорию риска присвоить объекту, если одновременно имеются обстоятельства и «отягчающие», и «облегчающие» эту категорию, например, последняя плановая проверка объекта не выявила пожарных нарушений, но затем на нем случился пожар. Теперь в таком случае категория риска не меняется – не повышается и не понижается.

Правда, одновременно с этим сохранилось правило о том, что при наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска. Поэтому на практике категоризация «непростых» объектов может сопровождаться спорами.

Большинство поправок вступит в силу 19 октября 2019 года.

  • Документы по теме:

Как не погореть на пожарной проверке

В этой части цикла материалов о разных видах проверок предпринимателей Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» расскажет, как вести себя, если пришли проверяющие из органов пожарного надзора.

С 1 октября плановые проверки организаций и ип станут более предсказуемыми

С 19 октября Роспожнадзор будет проводить проверки организаций и ИП по новым правилам

В течение 2017 года эти ведомства, включенные в приоритетную программу правительства по реформированию контрольно-надзорной деятельности, должны перейти на использование при плановых проверках так называемых проверочных листов (списков контрольных вопросов). Предприниматели, таким образом, будут заблаговременно и точно знать, соблюдения каких именно обязательных требований от них ожидают.

Все 11 ведомств, участвующих в приоритетной программе, должны подготовить проверочные листы в течение года, чтобы уже с 2018 года начать использовать их при проверках.

Общая нормативная база

Принципиальное указание на возможность использования проверочных листов при плановых проверках появилось в Федеральном законе от 03.07.2016 № 277-ФЗ, который, в свою очередь, внес изменения в часть 11.3 статьи Федерального закона № 9-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что говорилось в этом прошлогоднем законе?

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом госконтроля (надзора) или органом муниципального контроля по общим требованиям, которые определяет Правительство РФ. Ответы на вопросы из списка позволяют сделать однозначный вывод, соблюдает ли проверяемый обязательные требования, составляющие предмет проверки.

Проверочный лист может содержать вопросы по всем обязательным критериям, а может касаться только части требований, которые призваны предотвратить возникновение угрозы, способной причинить вред жизни, здоровью граждан; животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Если в плановой проверке участвуют сразу несколько органов контроля, то могут применяться сводные проверочные листы, разрабатываемые и утверждаемые этими органами. Заполненный проверочный лист должен прикладываться к акту проверки.

В Постановлении Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 отражены общие требования к форме проверочного листа. В частности, Постановление предписывает, что проверочный лист должен содержать:

  • указание вида госконтроля (надзора) или муниципального контроля;
  • вид (виды) деятельности юрлиц, ИП, производственные объекты, их типы и (или) отдельные характеристики, категории риска, классы (категории) опасности, позволяющие однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юрлицом, ИП обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки;
  • соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов.

Проверочные листы могут оформляться в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок внедрения проверочных листов в конкретных ведомствах

Как уже было сказано, в приоритетной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности участвуют 11 ведомств. До 30 сентября каждое из них должно принять собственный НПА, закрепляющий использование проверочных листов в проверочных мероприятиях по отдельным видам деятельности.

Процесс постепенно идет. На дату публикации материала известно о трех Постановлениях Правительства, каждое из которых регламентирует введение нового порядка в отдельном ведомстве. В частности, речь идет о ПП № 652 от 29.05.2017 (Ространснадзор); ПП № 707 от 14.06.

2017 (Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство (санитарно-эпидемиологический надзор); ПП № 774 от 29.06.2017 (государственный пожарный надзор МЧС).

В Постановлениях констатируется внесение изменений в соответствующее положение о виде государственного надзора и повторяется формулировка закона о том, что предмет плановой проверки ограничивается списком вопросов из проверочного листа.

Что касается Ространснадзора, то проверочные листы обязательны при всех плановых проверках уже с 1 октября 2017 года.

В отношении санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзор и ФМБА) это условие с 1 октября вступает в силу только для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, критерии которых будут определены до конца августа.

Для всех остальных проверяемых новый порядок начнет действовать с 1 июля 2018 года. Наконец, для госпожнадзора МЧС условия, следующие: с 1 октября 2017 г.

проверочные листы, применяются при плановых проверках отдельно стоящих зданий, относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания), а с 1 июля 2018 г. — при плановых проверках всех остальных объектов защиты.  

Известно, что подготовлен проект аналогичного Постановления Правительства в отношении Россельхознадзора. Есть проект проверочных листов по нескольким видам проверок Росприроднадзора. Что касается Роструда, то данная служба начала внедрение похожей практики, что называется, задолго до того, как это стало трендом.

Первые десять тематических листов для самопроверки были опубликованы в интернете еще в конце 2014 года. За 2015 и 2016 годы было разработано и внедрено еще 115 таких документов.

Наконец, в 2017 году список пополнится еще 50 проверочными листами и в итоге будет охватывать все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством.

Из Росздравнадзора, Ростехнадзора, ФАС, ФНС и ФТС информации по этой теме пока что меньше, но, как и было сказано, в течение года все эти ведомства должны зафиксировать нормативными актами порядок применения проверочных листов.

Мы будем обновлять сведения по мере их поступления. А пока что заинтересованные читатели могут ознакомиться с текстами проверочных листов Ространснадзора и Госпожнадзора МЧС.

Как узнать о плановых проверках в отношении себя или своих контрагентов?

Если информация о вашем контрагенте содержится в Едином реестре проверок, то на его карточке в Контур.Фокусе будет отражаться вкладка «Проверки». Там вы сможете найти как результаты уже прошедших проверок, так и расписание предстоящих. Таким же образом можно получить информацию по своему предприятию.

Новые правила проверок: что и как изменилось с 1 июля

С 19 октября Роспожнадзор будет проводить проверки организаций и ИП по новым правиламС. С. Малаховецавтор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный Закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон N 248-ФЗ). Этот закон серьезным образом изменил особенности проведения многих проверок в России.

Как сказано в ч. 1 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Под действия Закона N 248-ФЗ не будут попадать валютный, таможенный, налоговый контроль. Также он не будет действовать в сфере государственных закупок и гособоронзаказа (44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ). Контроль за кредитными организациями, за соблюдением антимонопольного законодательства и «антиотмывочный» контроль также не попадают под действия Закона N 248-ФЗ.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Читайте также:  Как проверить задолженность ооо по налогам по инн. как узнать долги юридического лица по инн в 2023 году

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

  • К ним относятся:
  • 1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
  • 3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
  • 4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • 6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
  • 7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • 8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
  • 10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
  • 11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст. 8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ. К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Проверка через сеть

Закон N 248-ФЗ в ст. 21 позволяет контрольно-надзорным органам составлять документы в электронном виде и подписывать их квалифицированной электронной подписью. Передача документов будет осуществляться с помощью Госулуг. Контролируемые лица ответят также в электронном виде.

Однако до 31 декабря 2023 года возможность для бумажного документооборота между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом сохранится.

Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:

  1. решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
  2. решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  3. решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
  4. иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Случаи обязательного досудебного порядка обжалования в силу указанного закона (ч. 13 ст. 98 Закона N 248-ФЗ) утверждены Правительством РФ.

Таким образом, юридические лица для обжалования решений в рамках государственного контроля (надзора) должны сначала использовать досудебный порядок обжалования, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663.

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов указан в главе 9 Закона N 248-ФЗ.

Так, досудебный порядок обжалования действует в отношении Росалкогольрегулирования, МЧС, Росреестра, Роскомнадзора, Роструда, Росздравнадзора и Ространснадзора.

Вы найдете подробную и актуальную информацию о том, как проходят проверки в 2021 году в системе Консультант Плюс. Обратите внимание, что у документов, которые еще не вступили в силу, есть информация об этом, а также о дате начала их действия.

Новые правила проверок с 1 июля: получите доступ к инструкции по изменениям

Оставьте заявку на доступ к КонсультантПлюс прямо сейчас. В системе вы легко найдете ответы на все вопросы по изменениям.

Бесплатный доступ на 3 дня

Особенности проведения проверок органами ГПН в 2022 году: на какие наложен мораторий, а какие не отменены

На фоне всем известных событий Правительством РФ принято решение установить особый порядок и частично наложить мораторий на проведение проверок в 2022 году, в том числе проверок среднего и малого бизнеса. В результате 10 марта 2022 года было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г.

№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление), которое в тот же день вступило в силу.

Данным законодательным актом наложен запрет на проведение с 10 марта 2022 года большинства плановых проверок на всех объектах, включая средний и малый бизнес, а также предусмотрена отмена внеплановых проверок.

Поскольку данное Постановление напрямую затрагивает деятельность органов государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН), мы решили подготовили отдельную статью, в которой расскажем, как изменился порядок проведения органами ГПН проверок или, как их сейчас принято называть, контрольных (надзорных) мероприятий, а также профилактических мероприятий с 10 марта 2022 года. То есть мы убрали из текста Постановления все позиции, не относящиеся к деятельности органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля, а также не относящиеся к проведению проверок и профилактических мероприятий. Все, что осталось поместили в данную статью, дополнив текст нашими ми.

Какие плановые проверки допускается проводить в 2022 году

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления в рамках федерального государственного пожарного надзора допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий только в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные Услуги с обеспечением проживания.

Как видите, в основном проверять будут те объекты, в которых могут находиться дети.

Как будут проводиться внеплановые проверки в 2022 году

С внеплановыми проверками все немного сложнее. Их разбили на три группы: те, которые проводятся при условии их согласования с органами прокуратуры, без согласования и с извещением органов прокуратуры.

Итак, в соответствии с пунктом 3 Постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении органа ГПН информации.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия без согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с извещением органов прокуратуры проводятся исключительно в отношении некоммерческих организаций по основанию, установленным подпунктом 2 пункта 42 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также в отношении религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера орган ГПН вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

  • Что будет с проверками, которые уже начались
  • Постановлением предусмотрен и порядок действий в отношении проверок, которые уже начались или которые должны были начаться после вступления в силу Постановления, то есть после 10 марта 2022 года.
  • Так в соответствии с пунктом 5 Постановления в отношении контрольных (надзорных) мероприятий дата начала, которых наступает после вступления в силу Постановления и проведение которых, в соответствии с ним не допускается, органом ГПН должно быть принято единое решение об их отмене в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу Постановления.
  • В свою очередь на основании пункта 7 Постановления контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением и не завершенные на день вступления в силу Постановления, подлежат завершению в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, соответствующих сведений.
  • При этом в пункте 6 Постановления, сказано, что проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не завершенных на момент вступления в силу Постановления, не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных пунктом 7 Постановления (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления, то есть тех внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий проведение которых допускается Постановлением (о них мы рассказали выше)).
  • Теперь постараемся изложить все то же самое, только в более сжатой форме и простым языком.
  • Все проверки, на которые было вынесено решение о начале их проведения после 10 марта, и проведение которых, в соответствии с Постановлением не допускается, должны быть отменены.
  • Все проверки, которые были начаты до 10 марта включительно, но не завершены и проведение которых, в соответствии с Постановлением, не допускается, должны быть завершены в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления (за исключением внеплановых проверок, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления).
  • Также нельзя не упомянуть о том, что согласно пункта 7 Постановления, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.
  • Насколько нам известно органами ГПН было принято решение в случаях необходимости завершения проверок по основанию, указанному в пункте 7 Постановления, отражать в актах и предписаниях нарушения требований пожарной безопасности, выявленные по состоянию на 10 марта 2022 года.
  • Что изменится в продлении исполнения сроков предписания, выданных органами ГПН
Читайте также:  Образец заявления на возврат госпошлины в 2023 году

Правительство РФ не оставило без внимания возможность продления сроков исполнения предписаний (в том числе предписаний органов ГПН).

Так на основании пункта 8 Постановления срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу Постановления и действующих на день вступления в силу Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Но это еще не все. Также контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в орган ГПН не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше (то есть срока продления исполнения предписания на 90 календарных дней). Данное ходатайство (заявление) должно рассматриваться в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.

Эти послабления похожи на те, которые применялись в 2020 году из-за эпидемии коронавируса, но только тогда не было автоматического продления срока исполнения предписания.

Можно ли будет проводить профилактические мероприятия в 2022 году

Что касается профилактических мероприятий, то их ограничения никак не затронули.

В пункте 10 Постановления сказано, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Напомним, что в соответствии с пунктом 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит;
  • обобщение правоприменительной практики.

Более того, соответствии с пунктом 2 Постановления, орган ГПН вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного в отношении указанных в данном пункте объектов, профилактический визит. Если такое решение будет принято, то контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.

На этом все. Надеемся, что данная статья поможет разобраться в новом порядке проведения проверок, который начал действовать с 10 марта 2022 года.

для инспекторов ГПНдля ответственных за соблюдение требований ПБдля всехпожарные проверки

Читай также

S-2063 (А001) 1248

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг.

бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях.

Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г.

, прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г.

регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство.

Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г.

При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г.

, например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п.

8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г.

следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

Читайте также:  Пфр реализовал проект об электронном сертификате мск

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *