Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах

Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах

Депутаты Госдумы предложили полностью вывести из-под налогообложения доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Соответствующий законопроект № 864110-7 находится на рассмотрении Госдумы.

Напомним, по нормам статьи 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав.

Вместе с тем Федеральный Закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ предполагает, что указанные положения применяются в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.

Авторы новых поправок сетуют, что в связи с коротким сроком действия льготы к настоящему времени ею воспользовались менее 1% российских организаций.

В связи с этим законопроект предлагает сделать бессрочной указанную льготу. Соответственно, предлагается не учитывать в базе налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации в период с 1 января 2018 года.

Как поясняют инициаторы законопроекта, действие данной льготы направлено на инновационное развитие, улучшение финансовых показателей, повышение доступности кредитных ресурсов, что особенного важно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

БУХПРОСВЕТ

Объекты интеллектуальной собственности, используемые для производства продукции или для управленческих нужд свыше 12 месяцев, признаются нематериальными активами организации (НМА).

 К ним относятся, в частности, права на изобретение, полезную модель, программу ЭВМ, базу данных, Товарный знак и фирменное наименование.

Также к ним относят владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Для признания нематериального актива необходимо наличие у объекта способности приносить экономические выгоды, а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива.

К таким документам, в частности, относятся патенты, свидетельства, Договор уступки товарного знака.

Первоначальная стоимость НМА определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования.

Стоимость активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание. Не являются НМА не давшие положительного результата научно-исследовательские работы, а также интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.

Новые льготы по налогу на прибыль для владельцев исключительных прав

В июле 2021 года был принят Федеральный закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ, который установил сразу 2 налоговые льготы по налогу на прибыль. Изменения коснулись налогообложения интеллектуальной собственности.

Установлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на:

  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • топологии интегральных микросхем.

При этом речь идет о расходах на приобретение исключительных прав по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Эта льгота введена бессрочно и предоставляется при условии использования приобретенных прав исключительно в НИОКР.

Затраты на исследования и разработки должны входить в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.

То есть, расходы на приобретение результатов интеллектуальной деятельности для использования в НИОКР можно учесть с коэффициентом 1,5, тем самым сократив налоговую базу по налогу на прибыль.

Нововведение начнет применяться с 1 января 2022 года. 

Снизят Налог на прибыль тем, кто предоставляет исключительные права 

Другое изменение касается наделения регионов полномочием по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль тем организациям, которые предоставляют права использования результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта. Речь идет о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет региона, не затрагивая 3% федеральной составляющей.

Пониженную налоговую ставку можно применять при условии, что:

  • исключительные права зарегистрированы и принадлежат организации, их предоставляющей;
  • пониженная ставка применяется только в отношении прибыли от предоставления прав;
  • организация ведет раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках деятельности по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору, осуществляемой на территории соответствующего региона, а также доходов и расходов, полученных от иной деятельности;

Введение этой льготы потребует изменения законодательства регионов. Они должны определить виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль, дополнительные условия ее применения.

Начало действия этого новшества – 2 августа 2021 года.

Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах

Вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся интеллектуальной собственности

6 августа 2021 09:26

Со 2 августа 2021 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие сразу две налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности (изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации»).

Так, возобновлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (пункт 36 статьи 2 федерального закона). Льгота введена бессрочно.

Затраты на исследования и разработки должны входить в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.

Иными словами, такой тип расходов можно учесть с коэффициентом 1,5, тем самым сократив налоговую базу по налогу на прибыль.

Другое изменение касается наделения субъектов Российской Федерации полномочием по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль от предоставления прав использования РИД по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта (пункт 41 статьи 2 федерального закона). Речь идет о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, не затрагивая 3% составляющей налога, отчисляемой  в федеральный бюджет.

  • Пониженная налоговая ставка подлежит применению при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
  • Кроме того, реализация меры потребует изменения законодательства субъектов Российской Федерации со стороны региональных администраций.
  • Виды РИД, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки (в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль), дополнительные условия применения налоговой ставки теперь будут определяться законодательными актами на уровне каждого субъекта Российской Федерации.
  • Оба мероприятия реализованы в рамках плана мероприятий («дорожной карты») по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности.

Напечатать Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах к списку новостей

Изменяется правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта

На настоящий момент исключительное право на РИД может принадлежать государству, если стороны прямо это предусмотрели в государственном контракте, если контрактом этот вопрос не разрешен – исключительное право остается за исполнителем, который, в свою очередь, обязан предоставить государственному заказчику право использовать РИД безвозмездно (ст. 1298, 1373 ГК РФ).

В соответствии с внесенными Законом изменениями, принадлежность исключительного права на такие РИДы с 2022 года будет определяться следующим образом:

Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах

Таким образом, Законом прямо устанавливаются случаи принадлежности исключительного права на РИД только государству, когда невозможно установить иное регулирование указанного вопроса государственным контрактом.

Важно, что стороны государственного контракта не смогут согласовать и условия перехода исключительного права государству (например, только после полной оплаты работ), что являлось довольно серьезной защитой интересов исполнителя.

Создание РИДа, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности

  • К РИДам, которые могут создаваться для обеспечения обороны и безопасности, Закон прямо относит: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)[1].
  • В части объектов авторских прав Закон ограничивается только упоминанием программ для ЭВМ и баз данных, из чего следует, что иной объект авторских прав (например, произведение литературы или архитектуры), создаваемый по государственному контракту, не может рассматриваться как непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, и исключительное право на которое по умолчанию принадлежит Российской Федерации.
  • Такие РИДы должны создаваться в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, Росгвардия, либо являться их или подведомственных им государственных учреждений собственными разработками.
  • Исключительное право на такие РИДы по общему правилу возникает у Российской Федерации, но могут быть исключения, которые должны быть прямо предусмотрены ГК РФ. Закон устанавливает, что подобные исключения должны определяться Президентом РФ:
  • в случаях и в порядке, определенном Президентом РФ, исключительное право на РИД может возникать у исполнителя. Закон не устанавливает, в какой форме такие случаи и порядок должны определяться Президентом РФ.
  • на основании представления[2] уполномоченного органа по решению Президента РФ, принадлежащее Российской Федерации исключительное право может передаваться возмездно или безвозмездно исполнителю или иному российскому юридическому лицу, заинтересованному и обладающему возможностями для внедрения РИДа.
Читайте также:  Как учитывать запасы при применении ФСБУ перспективно: новое разъяснение Минфина

Российская Федерация, которой принадлежит исключительное право на РИД, может по требованию исполнителя предоставить ему право использования РИДа на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Важно, что в указанном случае государство может отказать в предоставлении такой лицензии исполнителю.

Создание РИДа за счет средств федерального или муниципального бюджета

Исключительное право на созданный при выполнении государственного контракта РИД будет принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наступлении одного из прямо перечисленных в Законе условий (см. выше). Принадлежность исключительного права конкретному публичному образованию определяется в зависимости от того, от имени кого выступает государственный заказчик и за счет средств какого бюджета государственный контракт заключен.

Условие о принадлежности исключительного права публичному образованию, когда создается РИД, необходимый для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций, представляется достаточно широким и размытым, что может позволить обосновать необходимость использования почти любого РИДа по указанному основанию и, соответственно, принадлежность исключительного права именно государству. Установленный Законом перечень не является исчерпывающим и иными законами также могут устанавливаться условия, при которых исключительное право на РИД будет принадлежать публичному образованию.

Исполнитель вправе использовать такой РИД, исключительное право на которое принадлежит публичному образованию, на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Из Закона следует, что такое право у исполнителя должно быть даже без прямого на это указания в государственном контракте.

Предоставление безвозмездной лицензии государству

Если исключительное право принадлежит не публичному образованию, правообладатель обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу возможность использования созданного РИД безвозмездно на условиях неисключительной лицензии.

Если правообладатель произвел отчуждение исключительного права другому лицу, такое лицо тоже обязано продолжить предоставлять лицензию на указанных условиях и оно, не будучи связанным условиями государственного контракта, в любом случае не сможет отказать государству в выдаче лицензии.

Следует отметить, что существует риск распространения данного правила также и на правообладателей, не являющихся стороной государственного контракта, а, например, привлеченных в качестве субподрядчиков.

Отношения с третьими лицами

В Законе осталось без изменения правило об обязанности исполнителя, который привлекал для создания РИДа по государственному контракту третьих лиц или своих работников, заключить с такими лицами соглашения об отчуждении исключительного права или лицензионные соглашения, чтобы обеспечить передачу исключительного права на РИД в полном объеме государству. За третьими лицами исключительное право может оставаться по согласованию с исполнителем только если исключительное право на РИД, созданный по государственному контракту, не должно принадлежать государству.

Закон прямо не регулирует последствия не приобретения исполнителем исключительного права на РИД у третьих лиц, хотя этот вопрос является достаточно важным. Государство может нести значительные риски в связи с использованием такого РИДа в отсутствие согласия третьего лица.

Подход, при котором будет считаться, что государство в любом случае получает возможность использования РИДа, созданного третьим лицом, даже если последнее не передавало исключительного права исполнителю или напрямую государству, не может соответствовать принципам права и смыслу закона в предлагаемой редакции, однако, учитывая размытости формулировок Закона, существует риск, что суды могут при возникновении споров толковать такие формулировки в пользу государства.

Законом также устанавливается возможность распоряжения исключительным правом на РИД только по решению государства при режиме совместного обладания правом[3]: публичное образование по своему решению может выдать лицензию третьему лицу, привлекаемому после создания РИД для выполнения работ поставок продукции для государственных нужд, лишь предупредив об этом исполнителя, с которым они совместно обладают исключительным правом, но не дожидаясь от него на это согласия.

Когда Закон вступает в силу?

Закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Закон не имеет обратной силы и будет применяться только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2022 года, а также к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 января 2022 года по ранее возникшим правоотношениям.

  1. [1] Такие ноу-хау должны будут подлежать учету в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, который будет вести Минобороны России в порядке, определяемом Правительством РФ.
  2. [2] Содержание представления и порядок его подготовки определяются Правительством Российской Федерации.
  3. [3] По общему правилу, лица, совместно обладающие исключительным правом на РИД должны распоряжаться им по соглашению.

Вопросы регулирования прав на материальные объекты, в которых выражены РИД, созданные за бюджетные средства

На фоне формирования нового технологического уклада в настоящее время высокую актуальность приобрел вопрос повышения эффективности и инновационного развития российской промышленности в целом и оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) в частности.

Один из путей решения этой задачи при значительном снижении объемов закупок и загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа – диверсификация.

Процесс диверсификации предприятий ОПК подразумевает, с одной стороны, увеличение номенклатуры основной продукции в направлении уже имеющихся технологических компетенций, в том числе, приспособление (модификации) ее для гражданских целей, а с другой – рост производства гражданских товаров и услуг вследствие освоения новых технологий и методов производства. При этом наибольший эффект от диверсификации достигается на основании многоцелевого использования всех имеющихся ресурсов.

Как один из основных ресурсов обеспечения диверсификации предприятий ОПК следует рассматривать, в том числе, научно-технический задел, полученный в рамках собственных разработок, проводимых за счет собственных средств, или при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за бюджетные средства, включая работы в рамках ГОЗ. В связи с этим усиливается значение интеллектуальной собственности (прав на результаты интеллектуальной деятельности – РИД) как одного из основных активов инновационного развития промышленности страны и диверсификации предприятий ОПК.

В инновационной экономике институт интеллектуальной собственности представляет собой один из наиболее важных компонентов, создающих условия для распространения новых знаний.

Отношения интеллектуальной собственности составляют основу всей совокупности взаимосвязей, возникающих в инновационном пространстве.

Интеллектуальный продукт, то есть результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), выступает фундаментом построения инновационных цепочек и фактором создания конкурентоспособной экономики.

Институт интеллектуальной собственности вносит вклад в реализацию всего комплекса взаимодействий в инновационной сфере.

В настоящее время в Российской Федерации происходит совершенствование института интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями новой экономической среды, поиск таких механизмов работы, которые позволят оптимально ее защитить и эффективно использовать.

В связи с этим существует потребность во всестороннем изучении института интеллектуальной собственности, его места в системе отношений собственности, а также в рассмотрении процессов взаимодействия субъектов по поводу создания, защиты, реализации и использования интеллектуальных продуктов в целях диверсификации предприятий ОПК.

Наиболее сложными и актуальными на практике оказываются проблемы формирования рыночных отношений при использовании результатов НИОКР, включая охраняемые РИД (объекты интеллектуальной собственности), то есть внедрения инновационных технологий и их коммерциализации, так как от успешного решения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительных результатов инвестиционных и инновационных проектов. Представляет определенный практический интерес системный анализ организационно-правовых проблем использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в целях внедрения инновационных технологий, коммерциализации интеллектуальной собственности и диверсификации предприятий ОПК.

Степень научной разработанности общих вопросов этой комплексной проблематики весьма незначительна, чем и определяется актуальность поисков решения этих проблем, так как переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных и социальных отношений, но и привел к возникновению ряда производственных и гражданско-правовых отношений, которых до того в практике хозяйствования фактически не было.

В настоящее время российское законодательство гармонизируется с международными нормами патентного права, произошла кардинальная замена практически всего законодательства в области создания, правовой охраны и использования РИД (объектов промышленной собственности, авторского права и секретов производства), интенсивно формируется институт частной собственности, в том числе и на результаты НИОКР. РИД становятся одним из важнейших объектов имущественных товарно-денежных отношений и легальной составной частью имущественных комплексов предприятий и организаций оборонной промышленности.

Читайте также:  Фнс в 2018 г. будет списывать долги граждан по налогам и страховым взносам

Сегодня наряду с прочими, по нашему мнению, приобрел актуальность вопрос корректного определения понятий «результаты НИОКР» и «результаты научно-технической деятельности» (далее – РНТД), которые широко используются в действующем законодательстве.

Этот интерес объясняется тем, что понятие РНТД, и тем более процедуры управления результатами НИОКР, действующим законодательством нормативно определены не точно, в недостаточной мере, что создает неопределенность в практической деятельности и реализации нормативных актов, в которых они используются.

Так, на основании федерального закона[1] под термином «Научный и (или) научно-технический результат» понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, в том числе результат интеллектуальной деятельности, зафиксированный на любом информационном носителе.

Иными словами, в этом определении результат научно-технической деятельности связывается с «информационным носителем», что в большинстве случаев представляет собой материальный объект (вещь).

Анализ состава результатов НИОКР (рис. 1) показывает, что результаты, получаемые в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включают:

– непосредственно РИД, получившие правовую охрану в соответствии с действующим законодательством, в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) и т.д.;

– потенциально охраноспособные РИД (не получившие правовую охрану);

– материальные объекты (активы, ценности), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, в состав которых входят комплекты отчетной, конструкторской, технологической, рабочей и другой документации, экспериментальные и опытные образцы, исследовательские стенды, экспериментальное оборудование и т.п.

Таким образом, в своей совокупности результаты НИОКР идентичны РНТД, и можно утверждать, что понятие «результаты НИОКР» совпадает с определением РНТД.

Результаты интеллектуальной деятельности разрешат не учитывать в доходах

Рис. 1. Состав результатов НИОКР

При этом стоит отметить, что отличия в управлении материальными и нематериальными объектами, которые входят в состав результатов НИОКР (РНТД), определяют существенное различие в составе нормативных правовых актов по организации их учета и управления этими результатами, т.е. различные объекты регулируются различными нормативными документами.

Бренды и технологии освободят от налога

Минэкономики предлагает вернуть действовавшее в 2018–2019 годах освобождение от налога на прибыль имущественных прав компаний на свою интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии, изобретения и пр.).

Ведомство считает, что двух лет действия льготы, которая была введена для того, что стимулировать бизнес провести инвентаризацию имущества и имущественных прав для постановки на баланс созданной в прошлые периоды интеллектуальной собственности, оказалось недостаточно.

Поправками на эту работу теперь планируется дать еще три «льготных» года, малому и среднему бизнесу — пять лет.

Минэкономики подготовило законопроект о возобновлении льготы по налогу на прибыль организаций в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Речь идет о том, чтобы не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде прав на РИД, выявленные компаниями при инвентаризации своего имущества и имущественных прав.

Такая льгота действовала в 2018 и 2019 годах, и вводилась она как раз для того, чтобы мотивировать компании определить «настоящую» цену созданной ими интеллектуальной собственности, оформить права на нее и обеспечить правовой охраной.

Это (во всяком случае, в теории), в свою очередь, должно приводить к увеличению капитала за счет нематериальных активов компаний и облегчить им доступ к кредитованию.

Однако двух лет применения льготы, признает Минэкономики, оказалось недостаточно — процедуры инвентаризации и оформления прав оказались слишком длительными.

Поэтому льготу предлагается ввести еще на три года (с момента вступления поправок в силу) — и в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные до 2021 года. Для малого и среднего бизнеса этот срок составит пять лет.

В ведомстве отмечают, что льгота позволит вывести РИД из «серой зоны» рынка, ведь без нее компании не заинтересованы в выявлении прав на интеллектуальную собственность.

«Предприятия скорее откажутся от учета используемых прав на нее, что практически не подлежит проверке со стороны проверяющих органов, чем понесут существенные расходы в виде налога на прибыль на вновь выявленные РИД»,— указывает ведомство.

Сейчас такие нематериальные активы, по данным ведомства, 95% российских компаний учитывает на балансе по стоимости уплаченной за них госпошлины (например, за экспертизу товарного знака и за выдачу свидетельства о его регистрации, это в сумме всего 30 тыс. руб.).

Это сильно снижает как доходы при передаче лицензий на такую интеллектуальную собственность, так и размеры компенсации реальных потерь от ее неправомерного использования.

Руководитель проекта направления «Макроэкономический анализ и финансовые рынки» Центра стратегических разработок Бахтияр Джафаров отмечает, что в России доля нематериальных активов остается крайне низкой и для большинства видов деятельности составляет менее 1% в стоимости внеоборотных активов. Это связано не с их отсутствием, а как раз с невозможностью или нежеланием принимать их к учету.

После возвращения льготы компании, по его мнению, будут охотнее ставить РИД на учет по рыночной стоимости. Член генсовета «Деловой России» Ильдар Шайхутдинов полагает, что поправки помогут вывести использование интеллектуальной собственности на другой уровень. Он поясняет, что почти каждая производящая организация имеет оборудование, которое работает только при наличии передовой технологии.

«И она является таким же активом — и если за рубежом компании повышают свою капитализацию за счет интеллектуальной собственности, то в российских компаниях она идет по стоимости скрепок»,— говорит Эксперт.

По его словам, предложенный период применения льготы достаточен для того, чтобы ею можно было воспользоваться. Бахтияр Джафаров полагает, что благоприятную среду для увеличения доли нематериальных активов позволит сформировать введение льготы на бессрочной основе, а также решение других проблем в этой сфере — например, высоких издержек инвентаризации и оценки рыночной стоимости РИД.

Евгения Крючкова, Вадим Вислогузов

Налогообложение интеллектуальной собственности и операций с ней

  • Некоторые положения статьи могут утратить актуальность. Прочтите последние статьи автора по налогообложению интеллектуальной собственности
  • Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года
  • Изменения НДС на Услуги в электронной форме в 2019 году
  • НДС на покупки внутри мобильного приложения

Общие вопросы налогообложения интеллектуальной собственности

Прежде всего, следует определиться с содержанием понятия «интеллектуальная собственность» применительно к налоговым отношениям. На основании п.1 ст.

11 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – «НК РФ»), используемые в нем институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в гражданском законодательстве, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку в Налоговом кодексе понятие «интеллектуальная собственность» прямо не раскрывается, для определения его значения следует руководствоваться гражданским законодательством.

В соответствии со ст.

138 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ»), под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

В наиболее общем виде согласно п.2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям,
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио — и телевизионным передачам,
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
  • научным открытиям,
  • промышленным образцам,
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
  • защите против недобросовестной конкуренции,
  • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Читайте также:  Штатное расписание – образец 2023 | Скачать форму, бланк

Конкретных круг объектов, в отношении которых на территории Российской Федерации признается и защищается исключительное право, определяется ГК РФ, а также рядом других законов, нормы которых в совокупности в настоящее время образуют право интеллектуальной собственности.

Наиболее значимыми среди них являются: Закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Патентный Закон от 23 сентября 1992 года N 3517-1.

Объекты интеллектуальной собственности принято делить на охватываемые институтом авторского права и регулируемые институтом промышленной собственности.

К первым относятся результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, а также объекты, смежных прав: исполнение, фонограмма, передачи эфирного и кабельного вещания); вторые наряду с результатами интеллектуальной деятельности (запатентованные изобретение, промышленный образец и полезная модель) включают приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Согласно п.1 ст.

38 НК РФ, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений настоящей статьи.

Поскольку интеллектуальная собственность представляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, для целей налогообложения последнюю следует отнести к имущественным правам.

При этом следует иметь в виду, что имущественные права, в соответствии с п.2 ст.38 НК РФ исключаются из применяемого в налоговых отношениях понятия имущества. Соответственно, интеллектуальная собственность не может быть отнесена и к товарам по смыслу п.3 ст.38 НК РФ.

Материальные объекты, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, могут выступать в качестве товаров, однако права на интеллектуальную собственность отделены от материального носителя. Так в п.5 ст.

6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо указано, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Также не может быть отнесена интеллектуальная собственность к работам и услугам, поскольку последние определены в ст.

38 НК РФ как деятельность определенного рода, тогда как интеллектуальная собственность является имущественным правом на результаты интеллектуальной деятельности. Работы имеют опосредованную связь с интеллектуальной собственностью через результаты.

Однако интеллектуальная собственность не сводится к результатам работ, так же как она не связана и с материальным объектом, в котором выражаются результаты интеллектуальной деятельности. Еще дальше интеллектуальная собственность должна отстоять от услуг, т.к.

последней для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК РФ).

Несмотря на это при определении объекта налогообложения в части второй НК РФ могут устанавливаться некоторые отступления от рассмотренной выше классификации применительно к отдельным налогам. Тем не менее, специфика интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав должна в полной мере учитываться в налоговом законодательстве, поскольку его понятие не раскрывается в НК РФ.

Налог на добавленную стоимость и интеллектуальная собственность

Обязанность исчисления и уплаты НДС возникает в связи с осуществлением операций, указанных в ст.146 НК РФ, на территории Российской Федерации (ст.147, 148 НК РФ). Таким образом, для обложения НДС значение имеет вид осуществляемой операции и место ее совершения.

По общему правилу на основании п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В связи с исключением имущественных прав из понятия имущества на основании п.2 ст.

38 НК РФ долгое время продолжался спор о том, следует ли считать реализацией передачу прав на объекты интеллектуальной собственности. Конец данным спорам был положен внесенными Федеральным законом от 29.05.

2002 N 57-ФЗ дополнениями в пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, которыми передача имущественных прав была прямо отнесена к объектам налогообложения НДС.

При этом справедливости ради нужно отметить, что передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и ранее не относилась налоговым законодательством к реализации товаров, а приравнивалась к оказанию услуг.

Хотя указание на это содержалось в статье 148 НК РФ, касающейся не объекта налогообложения, а места совершения операций.

Поскольку интеллектуальная собственность в силу ее специфики не может быть отнесена к товарам, работам или услугам, налоговое законодательство отнесло к оказанию услуг операции по предоставлению имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В первой редакции пп.4 п.1 ст.148 НК РФ шла речь об оказании услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав. В редакции Федерального закона от 29.12.

2000 N 166-ФЗ пункт был дополнен после слов «или иных» уточняющим словом «аналогичных». Таким образом, содержание данной нормы было ограничено указанием на передачу имущественных прав интеллектуальной собственности.

Что касается определения места осуществления операций с интеллектуальной собственностью, до 01 января 2006 года в указанной выше статье сохранялась крайне неудачная формулировка о распоряжении имущественными правами путем передачи «в собственность или переуступки», которая противоречила правовой природе объектов интеллектуальной собственности и способам использования имущественных прав в соответствии с гражданским правом.

В письме МНС от 17 мая 2004 г. N 03-1-08/1222/17 давалось следующее разъяснение данных положений кодекса.

При передаче в собственность или переуступке прав на указанные объекты интеллектуальной собственности право одного правообладателя прекращается, возникая у нового правообладателя.

Таким образом, в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ речь идет о договорах, предусматривающих отчуждение права, порождающих правопреемство.

Если же заключаются договоры, предусматривающие право использования указанных объектов интеллектуальной собственности, по условиям которых обладатель права остается прежним, но он разрешает их использование другому лицу в тех или иных пределах, отчуждения права (передачи в собственность, переуступки) не происходит. Место реализации таких услуг определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

На основании приведенных рассуждений о передаче имущественных прав «в собственность» МНС делался вывод, что при реализации иностранным патентообладателем (лицензиаром) (не состоящим на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации) услуг по представлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности (в том числе торговых марок) без отчуждения прав (передачи в собственность, переуступки), местом осуществления его деятельности, а следовательно, и местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не является. В этом случае реализация указанных услуг не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Данные выводы представляются достаточно сомнительными. Так, например, в Постановлении Президиума ВАС от 2 августа 2005 г.

N 2617/05 сделан вывод об отсутствии объекта налогообложения НДС при передаче российской компанией объектов интеллектуальной собственности нерезиденту для дальнейшего использования в собственной деятельности.

Если следовать логике указанного выше письма МНС российская компания должна была полностью уступить права на программный продукт. Только в этом случае отсутствовал бы объект налогообложения.

Следует отметить, что Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», равно как и Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» не предусмотрена возможность «полного отчуждения» имущественных прав: последними допускается только передача лицензиату имущественных прав на определенный в договоре срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *