Ремонт и реконструкция: разница для налога на прибыль

В постановлении АС Северо-Западного округа от 07.06.2021 № Ф07-4825/2021 по делу № А13-15543/2019 рассмотрен спор между налогоплательщиком и ИФНС по вопросу классификации расходов на выполнение работ по благоустройству территории производственной базы.

На производственной базе, обнесенной забором, находятся три здания и два земельных участка, которые учтены в составе основных средств общества. Объекты соединяются между собой дорогой, которая находилась, мягко говоря, в ненадлежащем состоянии. Общество решило благоустроить производственную территорию.

С этой целью был заключен Договор подряда. Согласно смете работы включали ремонт дороги, забора, бетонного покрытия и сооружение металлического навеса. В соответствии с актом выполненных работ общая их стоимость составила 4 186 113,70 руб., из них расходы на благоустройство территории составили 2 966 101 руб. 70 коп.

, расходы на сооружение навеса – 1 220 012 руб.

Суть спора

  • Налогоплательщик посчитал, что вся понесенная сумма представляет собой расходы на ремонт основных средств и иного имущества. Данный факт хозяйственной жизни был отражен в бухгалтерском учете записью:
  • Дебет 20, 26 Кредит 60
  • — 4 186 113,70 – отражена задолженность перед подрядной организацией за выполненные работы.

В налоговом учете сумма фактических затрат 4 186 113,70 руб. была включена в прочие расходы в отчетном периоде, в котором были оформлены акты выполненных работ (п. 1 ст. 260 НК РФ).

МИ ФНС провела налоговую проверку всех налогов общества за три года. В проверяемый период попал и период учета рассматриваемых расходов. Налоговики посчитали, что общество провело реконструкцию объектов. В итоге налогоплательщику были доначислены Налог на прибыль в сумме 2 230 558 руб., налог на имущество — 337 286 руб., пени — 652 482,67 руб. и Штраф 256 784,40 руб.

Общество внесло изменения в учет: металлический навес принят на баланс по стоимости, равной расходам на его строительство — 1 220 012 руб.

Для общества данная сумма является существенной. При этом она выявлена после утверждения бухгалтерской отчетности за год, в котором была учтена в расходах.

Общество исправило ошибку (п. 9 ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.10 № 63н). В отчетном периоде исправления ошибки была сделана запись:

  1. Дебет 08-3 Кредит 84
  2. — 1 220 012 руб. – отражены расходы по возведению металлического навеса;
  3. Дебет 01 Кредит 08-3

— 1 220 012 руб. — навес учтен как объект основных средств.

  • Общество произвело ретроспективный пересчет путем сторнирования учтенных расходов и начисления амортизации по объекту с момента его введения в эксплуатацию по дату исправления ошибки:
  • Дебет 20 Кредит 02
  • — начислена амортизация по металлическому навесу.
  • Кроме того, общество пересчитало налог на имущество с учетом исчисленных амортизационных отчислений за период с момента ввода навеса в эксплуатацию по конец третьего года проверки.

Решением УФНС по субъекту РФ решение МИ ФНС было отменено в части доначисления налога на прибыль и налога на имущество, соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизоду, связанному с реконструкцией здания. В остальной части жалобу общества УФНС оставило без удовлетворения, решение инспекции было утверждено без изменений.

Общество не согласилось с таким решением налоговиков и обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

По мнению общества, осуществленные работы по возведению забора и благоустройству территории базы являлись ремонтными работами, а не работами по реконструкции объектов основных средств. Необходимость ремонта:

  • дороги была обусловлена проездом машин для погрузки и разгрузки производимых товаров и сырья для производства, ремонт бетонной площадки и дороги вызван необходимостью проезда к погрузочной площадке и возможностью разворота, а также движения тяжелых грузовых машин. До ремонта дороги и бетонной площадки тяжелые машины застревали в ямах, что препятствовало нормальной работе общества.
  • забора — надобностью обеспечения сохранности материально-производственных запасов, зданий и имущества. Расходы на его ремонт произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и являются обоснованными.

Навес же признан самостоятельным объектом основных средств, что подтверждено карточкой учета основных средств. Кроме того, при доначислении налога на прибыль инспекция не учла в расходах доначисленный налог на имущество.

Аргументы налоговиков

Отстаивая в суде свою позицию, налоговый орган ссылался на то, что

  • в актах о приемке выполненных работ невозможно определить объем работ, выполненных отдельно на объектах забор и дорога;
  • забора и дороги нет на балансе общества как отдельных объектов основных средств.

Руководствуясь положениями главы 25 НК РФ, фискалы посчитали, что работы по благоустройству территории являются работами по реконструкции здания и увеличили стоимость основного средства.

В суд общество представило:

  • космические снимки территории производственной площадки по состоянию до заключения договора подряда. На них было видно, что во втором году проверки дорога и забор уже имелись. Дорога при этом пролегала по территории производственной базы до бетонной площадки, расположенной между зданиями, а забором обнесен весь земельный участок;
  • фототаблицы, на которых видны отремонтированный забор и дорога.

Налоговым органом осмотр территории производственной базы не проводился, местонахождение забора и дороги при этом не оспаривается.

Выводы судов

Арбитражный суд посчитал, что отнесение инспекцией дороги и забора исключительно к одному зданию необоснованно.

Выполнение ремонта забора и дороги было вызвано необходимостью эксплуатации всех производственных зданий, проездом к ним, забор выполнял защитную функцию.

Суд согласился с выводом налогоплательщика о том, что ремонт забора и дороги производился в целях поддержания в исправном состоянии основного средства — земельного участка.

Доводы МИ ФНС о невозможности определения объема работ, выполненных по каждому объекту, признан судом несостоятельными, поскольку в смете стоимость работ и материалов сформирована по каждому объекту.

Несоответствий локальной сметы с актами выполненных работ проверкой не установлено. Доказательств проведения работ в объеме, не соответствующем актам выполненных работ, налоговым органом не представлено.

Арбитражный Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные затраты неразрывно связаны с осуществлением налогоплательщиком основного вида деятельности, доходы от операции по проведению которых облагаются налогом на прибыль.

Организация понесла реальные затраты по возмездной сделке в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, в связи с чем, было вправе отнести эти суммы к расходам при формировании налогооблагаемой прибыли.

Доначислив по результатам выездной налоговой проверки налог на имущество, фискалы были обязаны уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога на имущество, если налог на прибыль организаций входил в предмет выездной налоговой проверки (определение судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30.11.16 по делу № 305-КГ16-10138 (А40-126568/2015)).

Учтя данную позицию ВС РФ, арбитражный суд посчитал, что доначисленный МИ ФНС налог на прибыль подлежал уменьшению в связи с необходимостью включения в состав расходов суммы доначисленного налога на имущество. Решение МИ ФНС суд признал не соответствующим требованиям НК РФ и недействительным.

Налоговики с данным судебным актом не согласились и обратились с жалобой в апелляционный суд. Но суд поддержал выводы коллег первой судебной инстанции.

Апелляция отметила, что после проведения ремонтных работ ни назначение, ни технико-экономические показатели объектов основных средств не изменились.

Приведенные в оспариваемом решении доводы об увеличении объема выпуска готовой продукции в связи с проведенными работами не были подтверждены налоговиками документально.

Налогоплательщик понес реальные затраты по возмездной сделке в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, в связи с этим он был вправе отнести эти суммы к расходам при формировании налогооблагаемой прибыли.

АС Северо-Западного округа, в который поэтапно обратились налоговики, оставил без изменения решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу МИ ФНС — без удовлетворения.

Верховный суд разъяснил условия налоговой реконструкции — новости Право.ру

Челябинское ООО «Фирма «Мэри» занималась производством хлебобулочных изделий, а до 2013 года собственными силами доставляло их до магазинов.

В фирме был собственный отдел логистики, штат водителей и 45 грузовых автомобилей.

Но начиная с 2014 года общество заключило ряд договоров на перевозку продукции с компаниями «Логистика и коммерция», «Флагман Бизнеса», «Национальная поставка», по которым заплатило контрагентам 283 млн руб.

Налоговая служба проверила деятельность за 2014–2016 годы и решила, что договоры были фиктивными, а контрагенты — «техническими».

«Мэри» продолжала развозить продукты своими силами, решили в ИФНС по Центральному району Челябинска: фактически Услуги оказывали водители, нанятые обществом и формально заключившие договор аренды грузовиков с другими организациями, подконтрольными налогоплательщику. А из 283 млн руб.

, заплаченных фиктивным контрагентам, большая часть по сложной цепочке с векселями вернулась к учредителю «Фирмы «Мэри». С таким обоснованием компании доначислили в числе прочего 48 млн руб. налога на прибыль.

Две инстанции согласились с позицией ИФНС и признали, что действия общества были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Суды признали законными штрафы и доначисления налогов «Фирме «Мэри» (дело № А76-46624/2019).

Арбитражный суд Уральского округа решения пересмотрел.

Суд кассационной инстанции указал на то, что сам по себе факт получения необоснованной налоговой выгоды не может служить основанием смены порядка определения недоимки и взимания налога в большем размере.

Окружной суд счел, что операции по доставке грузов были реальными, поэтому налогоплательщик имел право учесть их для целей исчисления налога на прибыль расчетным методом.

Читайте также:  Итоги работы судов за 2023 год

ВС: важна форма вины

В мае дело рассмотрела коллегия ВС по экономическим спорам, которая не согласилась с выводами окружного суда и объяснила причины в подробном определении.

Последствия налогового нарушения должны определяться с учетом роли налогоплательщика в этом нарушении.

Расчетный способ должен быть доступен тем налогоплательщикам, которые участвовали в схеме, но не подтвердили операции документально.

Такое чаще всего случается, если компания не участвовала в схеме по уходу от налогов и не получала выгоду сама, но неправильно подошла к выбору контрагента и не проявила должной осмотрительности.

Практика Реконструкция и добросовестность: ФНС разъяснила статью 54.1 НК

Но если снижение налогов было целью налогоплательщика и он сам выстроил схему с участием «технических» компаний, то расчетный способ для него не применяется. Ведь это по сути уравняло бы налоговые последствия для компаний, «чье поведение и положение со всей очевидностью не является одинаковым». Поэтому форма вины имеет значение, решил Верховный суд.

Право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль доступно и тем компаниям, которые помогали сократить потери казны и раскрыли сведения и документы, позволяющие установить фактического исполнителя по договору, обложить его налогом и таким образом вывести операции из «теневого» оборота.

Но «Фирма «Мэри» сама организовала схему по уходу от налогов и не помогла разобраться в реальности проведенных сделок ни в ходе проверки, ни в ходе дальнейшего судебного разбирательства. Налогоплательщик не раскрыл, какая часть из потраченных на водителей денег имела отношение к оплате перевозок, а не к обналичиванию средств.

ВС не стал направлять дело на новое рассмотрение, а вместо этого отменил решение АС Уральского округа в части налога на прибыль. Позиция налоговиков и первых двух инстанций о том, что «Фирма «Мэри» не может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, признана законной.

Мнения экспертов

В марте 2021 года Федеральная налоговая служба выпустила долгожданное письмо с разъяснениями правил ст. 54.1 Налогового кодекса о получении необоснованной налоговой выгоды («Реконструкция и добросовестность: ФНС разъяснила статью 54.1 НК»).

В этом письме были раскрыты и правила налоговой реконструкции, и ВС своим определением развивает «достаточно жесткий» подход налоговиков, комментирует Екатерина Болдинова, партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Частный капитал Профайл компании
.

«Определение ВС достаточно значимое и совсем не утешительное для хозяйствующих субъектов», — предупреждает руководитель налоговой и административной практики ЮФ Федеральный рейтинг.
Владлена Варшавская.

https://www.youtube.com/watch?v=tZRuPv9IInU

Раньше ключевым фактором в вопросе применения ст. 54.1 НК всегда являлся вопрос реальности сделки, отмечает руководитель практики «Налоговые споры» компании Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6место По количеству юристов 17место По выручке 22место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
Юрий Счастливый. Но в деле «Фирмы «Мэри» Верховный суд закрыл глаза на то, что компания реально понесла расходы, отмечает Эксперт.

Мы наблюдаем применение формального подхода. Налогоплательщики, которые умышленно нанесли ущерб казне, обязаны в полной мере исключить все полученные от спорных операций вычеты и расходы независимо от реальности отношений, если только не признают свою вину и не раскроют параметры операций.

Юрий Счастливый

По мнению Варшавской, определение ВС создает неопределенность в применении п. 7 ст. 31 Налогового кодекса о применении расчетного способа уплаты налогов.

ВС прямо указывает на то, что налогоплательщик, который рассчитывает на налоговую реконструкцию, должен раскрыть полную и достоверную информацию по сделке, более того, самостоятельно предоставить расчеты и доказательства.

«Но какая именно информация устроит чиновников? Что значит полная информация по сделке? Каковы критерии по формату и полноте информации, необходимые для налоговой реконструкции, и когда они будут приняты? Список вопросов открытый. Правила игры снова неизвестны», — отмечает эксперт.

По мнению юриста, при таком подходе налоговый орган «в 99% случаев может указать, что информация раскрыта недостаточно или недостоверно, а доказательств для применения налоговой реконструкции не хватает».

Мы вновь вступаем в реку под названием «оценочные понятия». И снова оценивать нас будет орган, который не заинтересован в соблюдении прав налогоплательщика. Снова суды будут завалены налоговыми спорами, но теперь уже о том, раскрыл ли налогоплательщик информацию по сделке и может ли рассчитывать на применение расчетного метода.

Владлена Варшавская

Налогоплательщикам, которые столкнулись с обвинениями в отношениях с техническими компаниями и рассчитывают на применение реконструкции по налогу на прибыль, теперь нужно сосредоточиться на доказывании не только рыночного уровня понесенных расходов, но и на том, что они достоверно не знали о «проблемности» поставщика, отметил Алексей Артюх, партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании
.

«Учитывая частичное совпадение признаков технического характера контрагента и критериев должной осмотрительности в том же письме ФНС, доказать незнание не всегда будет просто», — предупреждает эксперт.

Добросовестным налогоплательщикам нужно занимать активную позицию во время проведения выездной налоговой проверки, чтобы доказать в первую очередь отсутствие умысла в их действиях, соглашается Счастливый. «Верховный суд явно дал понять, что порядок и размер налоговой выгоды, которая может быть признана необоснованной, зависит от формы вины налогоплательщика», — отмечает он.

  • Верховный суд РФ
  • Налоги
  • Экономколлегия ВС

Изменения по налогу на прибыль с 1 января 2022 года | «Правовест Аудит» | «Правовест Аудит»

Уточнен порядок изменения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов ОС. Норма п. 2 ст.

 257 НК РФ дополнена правилом о том, что изменение первоначальной стоимости ОС происходит независимо от размера остаточной стоимости этого ОС (п. 33 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Таким образом, снята неопределенность при модернизации и реконструкции объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью.

Уточнен порядок определения нормы амортизации ОС после реконструкции (модернизации, технического перевооружения) (абзац 3 п.1 ст. 258 НК РФ).

Если в результате данных мероприятий срок полезного использования (СПИ) объекта ОС не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (пп. 34 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

До 1 января 2022 при исчислении амортизации в таких случаях учитывался оставшийся срок полезного использования реконструированного ОС.

Хотя и до внесения изменений Минфин РФ разъяснял в письмах, что при модернизации полностью самортизированного ОС в целях налога на прибыль его первоначальная стоимость увеличивается на стоимость проведенной модернизации.

При этом если СПИ этого ОС не был увеличен, то начислять амортизации по нему следует по нормам, которые были определены при вводе его в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206). С 1 января 2022 года позиция финансового ведомства закреплена в НК РФ. Поэтому несмотря на то, что после реконструкции налоговый учет основных средств 2022 формально определяется иначе, для тех налогоплательщиков, которые не были готовы к спорам с налоговым органом, порядок амортизации основных средств с 2022 года не изменился.

Уточнены правила прекращения начисления амортизации по амортизируемому имуществу ( п.5 ст. 259.

1 НК РФ): начисление амортизация прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям, независимо от окончания срока полезного использования (пп. 35 ст.

 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Ранее указание на срок полезного использования в тексте нормы не было. Данное уточнение имеет значение, например, для модернизированных ОС, СПИ которых после модернизации не изменился.

Применяя прежнюю норму амортизации к увеличенной первоначальной стоимости ОС, амортизация такого ОС в налоговом учете будет продолжаться за пределами его СПИ. Также уточнения актуальны для ОС, которые были на какое-то время «законсервированы», а потом опять включены в состав амортизируемого имущества. Так, ранее, в письме Минфина РФ 18.08.

2020 N 03-03-06/1/72415 были даны разъяснения, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая расконсервация, по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.

В целях применения пп.5 п.1 ст. 259.3 НК РФ Правительство РФ утвердило обновленный перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий.

Новая версия перечня вступает в силу с 01.01.2022 (см. Распоряжение Правительства РФ от 09.08.2021 N 2196-р). В отношении оборудования, включенного в данный перечень, налогоплательщик имеет право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

При этом в перечне определены наименование технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, код ОКОФ, существенные характеристики технологического оборудования, количественные показатели, установленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям. Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 03-03-06/1/84100).

Читайте также:  Начали действовать новые тарифы ОСАГО

С 1 января 2022 года по договорам лизинга, заключенным с 1 января 2022 года и позднее применяются новые правила налогового учета.

С 1 января 2022 года по «новым» договорам лизинговое имущество амортизирует лизингодатель. Утратил силу п. 10 ст.258 НК РФ об амортизации ОС тем, у кого на балансе лизинговое имущество. Также исключена из НК РФ норма п. 8.1 ст.

 272 НК РФ о порядке определения расходов лизингодателя, в случае, когда балансодержателем предмета лизинга являлся лизингополучатель (пп. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

То есть отменены правила признания расходов для лизингодателя в ситуации, когда лизингополучатель амортизировал предмет лизинга в налоговом учете, а лизингодатель признавал расходы на его приобретение пропорционально сумме арендных (лизинговых) платежей и в тех периодах, в которых указанные платежи предусмотрены условиями договора (пп.10 п.1 ст. 264 , п. 8.1 ст. 272 НК РФ).

Лизингодатель сможет применять повышающий коэффициент амортизации — не выше 3. Указанный специальный коэффициент по-прежнему, не применяется к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам (пп. 1 п.2 ст. 259 НК РФ).

Лизингополучатель будет учитывать в расходах только лизинговые платежи.

Но в случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи у лизингополучателя учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости (пп. 10 п.1 ст.

 264 НК РФ в ред. пп. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). Ранее было установлено, что у лизингополучателя, который учитывает на балансе предмета лизинга, расходами признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу.

Как уже говорилось, учет лизинговых операций в 2022 году ведется по-новому только по новым договорам.

Перечисленные выше новации в налоговом учете лизинговых операций не распространяются на договоры лизинга, действующие на 1 января 2022 года.

По таким договорам до окончания их действия лизингодатель и лизингополучатель учитывают имущество, являющееся предметом лизинга, по старому, т.е.

 по правилам ведения налогового учета, предусмотренным главой 25 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2022 (п.1 ст.2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

С 1 января 2022 года к расходам на НИОКР в целях ст.

 262 НК РФ добавляются расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Аналогичное положение в отношении прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы было включено в ст. 262 НК РФ ранее и действовало по 31.12 2020. Норму вернули в ст. 262 НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» с 2022 года, дополнив ее правами на селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.

До 1 января 2022 работодатели имели право относить в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль затраты по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) с учетом норм п.24.2 ст. 255 НК РФ.

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 17.02.

2021 N 8-ФЗ, в составе расходов на оплату труда с 1 января 2022 года будут учитываться не только путевки от туроператоров и турагентов, но и расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ, по договорам с организациями, оказывающими данные услуги, но и расходы в виде сумм полной или частичной компенсации работникам произведенных ими затрат на оплату данных услуг (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ (см. письмо Минфина РФ от 02.06.2021 N 03-04-06/42897).

При этом нормативы учета затрат на путевки в целях налогообложения не изменились. В «прибыльных» расходах можно отразить не более 50 000 руб. в совокупности за год на каждого отдыхающего. И расходы на путевки вместе с расходами на ДМС и медицинские услуги в пользу работников не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

С 1 января 2022 вступает в силу Федеральный Закон N 104-ФЗ, который изменил категории НКО, безвозмездная помощь которым может быть признана во внереализационных расходах по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п.1 ст. 265 НК РФ). В нем останется только две категории получателей безвозмездной помощи:

НКО, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 установлен новый порядок ведения реестра социально ориентированных НКО).

НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

НКО, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, с 1 января 2021 года исключены из списка «благотворительной помощи», учитываемой в составе внереализационных расходов.

С 1 января 2022 платежи в виде возмещения ущерба перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) пополнили перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ, п.39 ст. 2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.

2021 N 305-ФЗ) и встали в одном ряду с пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентами, подлежащими уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.

1 НК РФ, а также штрафами и другими санкциями, взимаемыми государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. О смысле данного нововведения можно судить из письма Минфина РФ от 21.06.

2021 N 03-03-07/48698, где сказано, что подобная формулировка не позволит организациям включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций компенсацию за причиненный экологический ущерб.

Ранее вопрос о включении в состав расходов затрат на возмещение ущерба недрам (окружающей среде) был спорным, иногда суды поддерживали налогоплательщика, основываясь на пп.13 п.1 ст. 265 НК РФ (см. Постановление АС ВСО от 03.03.2017. N Ф02-7587/16 по делу N А58-7052/2015 и др.)

Изменены ставки для определения интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в целях признания для налога на прибыль доходов (расходов) по займам и иным долговым обязательствам по сделкам, признаваемым контролируемыми. Изменения внесены в п. 1.2 и п. 1.3 ст. 269 НК РФ. Так, по долговым обязательствам, оформленным в иностранных валютах с 1 января 2022 г.

применяются: для евро ставка STR (раньше была EURIBOR), для фунтов стерлингов ставка SONIA (была ЛИБОР), для швейцарских франков ставка SARON (ранее была ЛИБОР), для японских йен ставка TONAR (ранее была ЛИБОР), для других инвалютах ставка SOFR в долларах США (ранее применялась ЛИБОР), по займам в китайских юанях изменений нет- применяется Шанхайская межбанковская ставка предложения (SHIBOR).

При этом для всех ставок ( STR SONIA, SARON, TONAR, SOFR), кроме китайской SHIBOR вводится новое правило: в отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в иностранных валютах принимается соответствующая ставка опубликованная на начало рабочего дня ( пп.4 п. 1.3 ст. 269 НК РФ, п.38 ст. 2, п.

 4 т. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Применяемые ставки изменены в связи с тем , что Банк России с 1 января 2022 года переходит на использование индикаторов, альтернативных LIBOR (см. ин Информационное письмо Банка России от 12.08.2020 N ИН-015-52/121 «О переходе к новым иностранным эталонным процентным индикаторам»).

Изменения налога на прибыль 2022 касаются налоговых агентов.

Процентный доход по долговым обязательствам иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, при условии, что задолженность, по которой выплачиваются проценты, возникла в связи с деятельностью указанного постоянного представительства, с 01.01.

2022 относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежит обложению налогом, удерживаемым налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ (см. Письма ФНС от 04.08. N СД-4-3/11038@, Минфина РФ от 03.08. 2021 N 03-08-13/62064).

Кроме того, к доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанным с их предпринимательской деятельностью в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль, будут также относится процентные доходы по долговым обязательствам индивидуальных предпринимателей любого вида. Т.е.

обложению у источника выплаты подлежат проценты по займам, выданным иностранными организациями-займодавцами индивидуальным предпринимателям и постоянным представительствам иностранных организаций в РФ, а значит представительствам иностранных организаций и ИП придется исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль (пп «а» п. 48 ст.2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

Действие введенного с 2017 года пункта 2.1 ст. 283 НК РФ о том, что налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п. 1.2, 1.5, 1.5-1,1.7,1.8,1.10, 1.14 ст. 284 НК РФ и п.6. и 7 ст. 288.

1 НК РФ) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% продлено до 31 декабря 2024 года (п.40 чт.2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Так что в декларациях 2022 года эти изменения будет необходимо учитывать «убыточным» компаниям.

Перенос убытков прошлых лет в 2022 году может уменьшать текущую налоговую базу не более чем на 50%.

Мы перечислили самые важные изменения налога на прибыль 2022. О поправках по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете прочитать в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

Зачем бухгалтеру учиться различать разные виды ремонтов и как это сделать

Зачем бухгалтеру учиться различать разные виды ремонтов и как это сделать

Так уж устроен бизнес в России, что бухгалтеру для правильного ведения учета и расчета налогов постоянно приходится брать на себя несвойственные функции и осваивать «смежные» профессии. Но если быть еще и «немного юристом», и «немного кадровиком» бухгалтеры привыкли, то необходимость стать «немного строителем» оказывается неожиданной.

А такая потребность возникает, причем, связана она с весьма распространенной ситуацией — ремонтными работами в офисе. Ведь от правильной классификации выполняемых работ зависит их налоговый учет. А в некоторых случаях — сама возможность учесть подобные расходы при налогообложении. Кроме того, иногда правильно квалифицировать работу важно и для гражданско-правовых отношений.

Давайте разберем эти ситуации подробнее.

По общему правилу, зафиксированному в статье 616 Гражданского кодекса, при аренде имущества обязанности по его ремонту распределяются следующим образом: текущий ремонт входит в обязанности арендатора, а капитальный остается за арендодателем. Обычно при аренде офисной недвижимости эти правила остаются без изменений, поскольку сроки аренды чаще всего непродолжительные, и перекладывать капитальный ремонт на плечи арендатора (а ГК РФ такое позволяет) нецелесообразно.

В такой ситуации бухгалтеру организации, арендующей помещение, при проведении ремонта нужно четко понимать какие именно работы относятся к текущему ремонту.

Ведь если организация «случайно» проведет капитальный ремонт, возможны проблемы с учетом расходов при налогообложении, поскольку обязанности проводить такой ремонт у арендатора не было.

Следовательно, расходы могут быть признаны необоснованными (ст. 252 НК РФ).

Читайте также:  Изменение Гражданского кодекса РФ с 18 августа 2023 года

Схожая ситуация и у арендодателя. Тут важно понимать, какие из требований арендатора по ремонту нужно выполнять, потому что эти требования относятся к ремонту капитальному, а какие требования не обоснованы. Соответственно, для арендодателя от правильного ответа на этот вопроса будет зависеть и налоговый учет расходов на ремонт.

Бесплатно составить и распечатать договор аренды по готовому шаблону

Ремонт или модернизация

Еще один момент, когда бухгалтеру приходится оперировать строительными терминами, связан с особенностями учета модернизации (достройки, дооборудования, реконструкции). Ведь, в отличие от ремонта, расходы на который учитываются единовременно (ст. 260 НК РФ), расходы на такие мероприятия списываются через амортизацию (п. 2 ст. 257 НК РФ).

При этом законодатель предпринял попытку снять возможные вопросы и дал в Налоговом кодексе определения достройки, реконструкции и модернизации (см. врезку).

Определения из НК РФ

Согласно статье 257 НК РФ: К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Но, следует с сожалением признать, что определения эти получились достаточно общего характера; на их основе зачастую сложно отнести конкретные работы к модернизации.

Учитывая же стоимость ремонтных (модернизационных) работ цена ошибки тут достаточно велика. Причем в обе стороны: при неверной квалификации модернизации в качестве ремонта организацию ждут доначисления, пени и штрафы.

А при обратной ситуации — потери из-за излишне уплаченного налога на прибыль.

Так что и в этом случае бухгалтеру не лишним будет обратиться к критериям ремонта и лишний раз убедиться, что выполненные работы действительно являются (или не являются) модернизацией.

Вести учет амортизируемого имущества по действующим правилам Попробовать бесплатно

Документы и определения

Так откуда же бухгалтер может почерпнуть сведения о том, какие конкретно строительные работы считаются текущим ремонтом, какие капитальным, а какие и вовсе — модернизацией? Перечень соответствующих источников приведен в письме Минфина России от 23.11.06 № 03-03-04/1/794. Финансовое ведомство при разрешении вопроса отнесения работ к строительным рекомендует опираться на следующие документы:

  • Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279;
  • Ведомственные строительные нормативы (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.88 № 312);
  • Письмо Минфина СССР от 29.05.84 № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

От себя же добавим, что общим документом по этой теме является Градостроительный Кодекс, а в спорных ситуациях обращаться за консультациями можно в профильное министерство — Минстрой России. Специалисты этого ведомства, так же, как и специалисты Минфина обязаны письменно отвечать на запросы организаций.

Шпаргалки

Понятно, что изучение всех приведенных выше документов требует огромного количества времени. Поэтому мы подготовили специальные шпаргалки, применяя которые вы сможете быстро понять, какие именно работы произведены в вашем случае. Таких шпаргалок три.

Одна шпаргалка она содержит перечни работ с их разбивкой по типам. Другая основана на определениях, данных в различных нормативных актах. Она содержит именно общие понятия, дающие возможность «на верхнем уровне» понимать вид работ. Особняком в этом ряду стоит третья шпаргалка, посвященная модернизации.

Она содержит признаки модернизации и пояснения к ним.

  • При работе с нашими шпаргалками мы предлагаем использовать следующий алгоритм.
  • Сначала на основе «модернизационной» шпаргалки решаем вопрос с тем, относятся ли наши работы к ремонту или они являются модернизацией.
  • Затем, удостоверившись, что речь идет именно о ремонте, надо попытаться найти виды выполняемых работ в первой таблице и, исходя из этого, определить к какому ремонту — текущему или капитальному — они относятся.
  • Если же нужных работ в первой шпаргалке нет, то обращаемся ко второй и пытаемся применить дедуктивный метод, распространив общее определение на нашу частную работу.
  • Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

«Модернизационная» шпаргалка

Главное и коренное отличие модернизации, достройки, реконструкции от ремонта заключается в том, что при ней происходит изменение эксплуатационных показаний здания. Например, увеличивается пропускная способность инженерных коммуникаций, происходит расширение коридоров и тому подобное. То есть здание получает новые свойства, происходит качественное улучшение его характеристик.

Но при этом надо учитывать, что эксплуатационные показатели здания могут меняться и при капитальном (и даже иногда при текущем!) ремонте. Поэтому тут важно учитывать еще два показателя: масштаб изменений и цель.

Так, при ремонте улучшение характеристик всегда побочный эффект, связанный с применением современных материалов и (или) технологий.  Этот эффект не является целью проводимых работ, носит необязательный характер.

Да и по масштабу такие улучшения не сопоставимы с масштабом всех проводимых работ; в смете и графике они занимают далеко не ведущую роль.

При реконструкции и модернизации, наоборот, улучшение характеристик — главная цель проводимых работ.

Именно они определяют не только выбор материалов и технологий проведения работ, но и саму необходимость этих работ.

Соответственно, если смета и график для реконструкции и модернизации и содержат какие-то работы, связанные с ремонтом, то они лишь второстепенные, вызванные необходимостью и видом модернизации.

Таким образом, отличить модернизацию (реконструкцию, достройку) от ремонта можно по тем документам, которые оформляются в связи с проведением работ: техническому заданию, обоснованию, смете, графику, договорам. При модернизации во всех этих документах красной нитью будут проходить именно качественные показатели. А при ремонте — количественные.

Шпаргалка по видам работ

Текущий ремонт*Капитальный ремонт**
заделка и расшивка стыков, швов, трещин возобновление штукатурки всех помещений
восстановление местами облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях
перекладка отдельных участков кирпичных стен площадью до 2 кв.м. ремонт встроенных помещений в зданиях
устранение местных деформаций путём перекладки и усиления стен утепление и шумозащита зданий
утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях ремонт штукатурки в объеме более 10% общей оштукатуренной поверхности
восстановление отдельных простенков, перемычек, карнизов изготовление проектно-сметной документации
частичная замена или усиление отдельных элементов деревянных перекрытий изменение конструкции крыш
усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, обрешетки. оборудование чердачных помещений под эксплуатируемые
устранение сырости, продуваемости перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение
прочистка вентиляционных каналов и вытяжных устройств устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления
ремонт вентиляционных каналов и вытяжных устройств частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования
антисептическая защита деревянных конструкций ремонт существующих дренажей вокруг здания
противопожарная защита деревянных конструкций заделка трещин в кирпичных или каменных стенах с расчисткой борозд, с перевязкой швов со старой кладкой
укрепление и замена водосточных труб ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок
укрепление и замена мелких покрытий архитектурных элементов по фасаду частичная или сплошная смена стропил
очистка кровли от снега и наледи частичная (свыше 10% общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли
смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.) частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований
смена отдельных участков трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры ремонт или смена междуэтажных перекрытий
смена секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов
замена отдельных участков покрытия полов. сплошная антикоррозийная окраска металлических конструкций
восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности
пробивка (заделка) отверстий, гнезд, борозд. сплошная окраска устойчивыми составами.
замена отдельных участков отмосток по периметру зданий частичная или полная смена воздуховодов
восстановление планировки здания. смена вентиляторов, калориферов, фильтров
замена отдельных приборов (бачков, унитазов, умывальников, раковин, писсуаров, питьевых фонтанчиков, водоразборных кранов) частичная или полная смена вентиляционных коробов
смена отдельных участков электропроводки (до 10%). смена износившихся участков электросети (более 10%)
все виды штукатурно-малярных работ во всех помещениях смена предохранительных щитков

* Приведены наиболее распространенные виды работ. Полный перечень работ см. в приложении 7 ВСН № 58-88(р) и приложении 3 к Положению № 279 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279).

** Приведены наиболее распространенные виды работ. Полный перечень работ см. приложении 9 ВСН № 58-88(р), а также в приложении 8 к Положению № 279 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.

73 № 279).

Шпаргалка с определениями

Вид ремонта/НПАВСНПоложение 279Градостроительный кодекс
Капитальный Восстановление ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей Смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, Срок службы которых является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты, все виды стен и их каркасов, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) – п. 3.11 Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или их элементов (за исключением несущих конструкций), систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие их показатели и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1)
Текущий Восстановление исправности (работоспособности) конструкций и систем инженерного оборудования здания, а также поддержание его эксплуатационных показателей Систематическое и своевременное предохранение частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путём проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей — п. 3.4 Обеспечение надлежащего технического состояния зданий, сооружений. В частности, поддержание параметров устойчивости, надёжности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями техрегламентов, проектной документации (ч. 8 ст. 55.24)

Бесплатно сдать декларацию по налогу на прибыль через интернет В закладки Поделиться 67 447

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *