08.01.2021 4:49:00
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию видеозапись актуального вебинара Клинского института охраны и условий труда, который проходил 17 декабря 2020 года. Вы получите рекомендации от ведущих экспертов по реализации основных процедур охраны труда, связанные с реформированием системы нормативно-правового регулирования в данной сфере. Видеозапись вебинара КИОУТ
Эффективное преодоление «регуляторной гильотины».
Практические рекомендации работодателю
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию видеозапись актуального вебинара Клинского института охраны и условий труда, который проходил 17 декабря 2020 года. Вы получите рекомендации от ведущих экспертов по реализации основных процедур охраны труда, связанные с реформированием системы нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Источник: pixabay.com. Всего в рамках «регуляторной гильотины» планируется отменить около 20 тыс. устаревших нормативных правовых актов СССР и РСФСР, которые были приняты с 1917 года по 1991 год. Эти правовые акты затрагивают сферы труда, образования, сельского хозяйства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здравоохранения и другие. Перечень уже отмененных правовых актов РСФСР содержит десятки документов вековой давности. Это документы Совета народных комиссаров, принятые с октября 1917 года по ноябрь 1920 года, в их числе декрет Совнаркома РСФСР от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне». Сейчас восьмичасовой рабочий день установлен Трудовым кодексом Российской Федерации. Среди других актов столетней давности — инструкция Совета народных комиссаров РСФСР «О правахъ и обязанностяхъ Советовъ», декрет «О революционном трибунале печати», декрет «О признании водолазного имущества и предприятий собственностью республики и о передаче его в ведение Главного управления водного транспорта», постановление Совета народных комиссаров СССР от 10 июля 1923 г. «О мерах борьбы с проказой», постановление Центрального исполнительного комитета СССР от 11 июня 1926 года «О режиме экономии» и другие. С 1 января 2021 года вступили в силу изменения нормативно-правовой базы по охране труда, в том числе два Федеральных закона, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность государственных органов исполнительной власти — Федеральный Закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Главной целью реформы контрольно-надзорной деятельности является «тотальная ревизия и отмена нормативных правовых актов», негативно влияющих на общий деловой климат и регуляторную среду. Организаторы реформы предполагают достигнуть снижения административных барьеров для предпринимателей.
Органами власти ведется системная работа, направленная на актуализацию и совершенствование подходов в контрольно-надзорной деятельности, результаты которой позволят снизить издержки предпринимателей при соблюдении административных ограничений.
Правительство разрабатывает целый ряд проектов постановлений для отмены устаревших нормативных правовых актов. Однако введение в действие «регуляторной гильотины» не означает ослабления или отсутствия контроля со стороны надзорных органов.
Все обязательные требования к бизнесу будут пересмотрены и заново утверждены с учетом развития технологий и цифровизации экономики.
17 декабря 2020 года по инициативе Клинского института охраны и условий труда был проведен бесплатный вебинар по теме «Эффективное преодоление «регуляторной гильотины». Практические рекомендации работодателю». Вы имеете возможность получить практические рекомендации по реализации на практике всех нововведений.
В ПРОГРАММЕ ВЕБИНАРА Посмотрев видеозапись вебинара вы узнаете: — о том, что все-таки отрежет «регуляторная гильотина»; — о проекте новой редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса; — о новых требованиях охраны труда, а также о том, как не утонуть в море изменений;
— о нововведениях в основные процедуры охраны труда (cпециальная оценка условий труда (СОУТ), cистема управления охраной труда (СУОТ) и пересмотре локальных нормативных актов, оценка и управление профессиональными рисками).
- Спикерами вебинара выступили ведущие отечественные эксперты в сфере охраны труда:
- Владимир САВИНОВ, вице-президент Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН», член рабочих групп Минтруда России по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда», по мониторингу проведения СОУТ, консультант-разработчик Методики проведения СОУТ, порядка проведения оценки качества проведения СОУТ, методических рекомендаций по проведению госэкспертизы условий труда, вопросов для тестирования экспертов по специальной оценке условий труда
- Михаил ДРОЖЖИН, руководитель департамента внедрения и развития аутсорсинга охраны труда Клинского института охраны и условий труда, Эксперт в области разработки предложений по развитию корпоративной системы оценки и управления профессиональными рисками, организационно-распорядительных и нормативно-методических документов по вопросам охраны труда, специальной оценки условий труда, промышленной и экологической безопасности
В первую очередь программа вебинара была ориентирована на топ-менеджмент организаций, руководителей и специалистов подразделений, занимающихся вопросами охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, управления и социальной защиты персонала, финансовыми и юридическими вопросами.
Полезная и актуальная информация, представленная на вебинаре, была востребована уполномоченными лицами трудовых коллективов по охране труда, членами комитетов (комиссий) по охране труда, комиссий по проверке знаний требований охраны труда, комиссий по проведению специальной оценки условий труда, профсоюзным активом.
Специалисты в области охраны труда смогли сориентироваться в огромном массиве нормативных правовых актов в области охраны труда, изменений и дополнений, которые в последнее время стали появляться чуть ли не ежедневно.
Заинтересованные специалисты получили практические советы по подготовке к переменам, ознакомились с лучшими практиками, получили рекомендации о том, как системно организовать работу с новыми документами.
В ходе вебинара были прокомментированы цели, принципы, направления и этапы реформирования нормативной правовой базы в сфере охраны труда, была дана нормативная база реформы и рекомендации по ее реализации.
Коллеги, у вас также есть возможность увидеть видеозапись данного мероприятия.
Приятного и полезного просмотра!
Игорь Волошин
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
Отборная и актуальная информация на электронную почту
Регуляторная гильотина: как действовать СОТу после масштабной замены
Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать специалисту в области охраны труда после масштабной замены нормативных актов.
В соответствии с профстандартом главная цель профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда — это профилактика несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также уменьшение или полное устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижение профессиональных рисков[1].
Достижение этой цели возможно, если специалист обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы спланировать и реализовать в единой системе охраннотрудовые мероприятия и управлять этим процессом сообразно со складывающимися обстоятельствами.
Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма регуляторной гильотины — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода.
Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г.
мы столкнулись ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых правил по охране труда со скоростью 3–4 документа в сутки!
В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования.
Что делать после 1 января? есть план!
Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г.
, поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года.
В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един.
Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:
Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования.
- Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых Правил по охране труда (далее — ПОТ) и вычленить из него те, что касаются деятельности вашей организации.
- Напомним, что всего Минтрудом России опубликовано 45 ПОТ:
- • при производстве цемента;
- • при проведении работ в легкой промышленности;
- • при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов;
- • в строительстве;
- • в морских и речных портах;
- • в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;
- • в сельском хозяйстве;
- • при осуществлении охраны (защиты) объектов и(или) имущества;
- • при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках (зоосадах);
- • при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных ресурсов;
- • при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта;
- • при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- • при работе на высоте;
- • при эксплуатации электроустановок;
- • при работе с инструментами и приспособлениями;
- • при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;
- • при погрузочно-разгрузочных работах размещении грузов;
- • при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
- • при эксплуатации промышленного транспорта;
- • при нанесении металлопокрытий;
- • на автомобильном транспорте;
- • на судах морского и речного флота;
- • при производстве строительных материалов;
- • при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
- • при использовании отдельных видов химических веществ и материалов;
- • в метрополитене;
- • на городском электрическом транспорте;
- • при выполнении окрасочных работ;
- • в полиграфических организациях;
- • в ограниченных и замкнутых пространствах;
- • в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;
- • при обработке металлов;
- • в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
- • при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работах;
- • при производстве пищевой продукции;
- • при эксплуатации тепловых энергоустановок;
- • при проведении работ в особых климатических условиях;
- • при проведении водолазных работ;
- • при возведении мостов;
- • в организациях связи;
- • при производстве боеприпасов;
- • в учреждениях здравоохранения;
- • в жилищно-коммунальном хозяйстве[2];
- • в организациях отдыха и оздоровления детей;
- • в организациях общественного питания.
Узнать это просто, поскольку все ПОТ содержат информацию о сфере регулирования. Для примера сравним в этой части ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[3] и ПОТ в ЖКХ[4].
В первом случае ПОТ распространяются на широкий круг лиц, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, транспортирующие и размещающие груз, а во втором случае — только на тех, кто эксплуатирует конкретные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства:
- Изучив в этой части все 45 ПОТ, можно сделать выборку тех, что касаются только вашей организации. Так, для типичной управляющей компании по обслуживанию многоквартирных жилых домов нами выбраны сразу девять новых правил:
- • при работе на высоте;
- • при эксплуатации электроустановок;
- • при работе с инструментами и приспособлениями;
- • при погрузочно-разгрузочных работах, размещении грузов;
- • при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
- • на автомобильном транспорте;
- • в ограниченных и замкнутых пространствах;
- • при эксплуатации тепловых энергоустановок;
- • в ЖКХ.
В каждом ПОТ есть уточнения в части обязанностей работодателя (к примеру, см. извлечение из ПОТ в ЖКХ).
Соответственно, мероприятия по исполнению этих требований необходимо интегрировать в систему управления охраной труда (далее — СУОТ) предприятия, спланировав, что конкретно нужно сделать, в какие сроки, за счет каких средств и кто за это будет ответственным. По сути, в практической реализации указанных мероприятий будут в разной степени задействованы все работники предприятия, а сами мероприятия станут частью производственной деятельности.
Но прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем сравнить тексты вновь принятых ПОТ с текстами ранее действовавших.
Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов.
Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator.
➤ Гильотина Минтруда: какие устаревшие НПА по охране труда отменят
На сайте проектов нормативных правовых актов РФ опубликован проект, принятие которого повлечет за собой коренные изменения в трудовом законодательстве.
Разработка этого проекта является инициативой Минтруда, и является выполнением дорожной карты по реализации регуляторной гильотины. Карта утверждена постановлением Правительства 29 мая 2019 № 4714п-П36.
В статье мы расскажем, какие изменения ждут работодателя, и к чему нужно приготовиться.
Цель регуляторной гильотины
Основная цель проекта — отмена актов, содержащих избыточные, устаревшие требования законодательства, как советского периода, так и современных. Еще одна важная задача —
не допустить дублирования с действующим законодательством. Работодатели должны быть освобождены от избыточной нагрузки при проведении проверок контролирующими органами: вместо 10-15 нормативных актов придется подготовиться по 2-3.
Сам проект постановления Правительства РФ содержит семь приложений. Приложение 1. Приведены признанные утратившими силу НПА Российской Федерации. Приложение 2.
НПА советского периода, касающиеся законодательства РСФСР, которые необходимо отменить. Приложение 3. НПА советского периода, касающиеся законодательства Советского Союза (СССР), теряющие юридическую силу. Приложение 4.
Отмененные НПА федеральных органов исполнительной власти. При этом в нем приведены НПА, прошедшие регистрацию в Минюсте. Поэтому необходимо выяснить, какие правила вступили в силу в последнее время, то есть в период с 2014 по 2019 годы. Приложение 5.
Перечень НПА, подлежащих признанию федеральными органами исполнительной власти, утратившими силу. Приложения 6 и 7. Содержат перечень документов РСФСР и СССР, подлежащих признанию утратившими силу.
Если законопроект утвердят и зарегистрируют в Минюсте России, он вступит в силу с момента его подписания председателем правительства, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 2021 года.
Когда данный проект будет подписан и зарегистрирован, не известно. Сейчас он находится в стадии публичных обсуждений.
Ясно одно, после того как изменения в законодательстве будут утверждены и зарегистрированы в Минюсте России, работодатель должен срочно принять меры, чтобы не быть оштрафованным.
При проверках ГИТ оштрафует компанию по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если работодатель не заменит устаревшие нормативные правовые акты на актуальные в своих локальных нормативных актах, и не внесет изменения в документы, в том числе:
- в инструкции по охране труда
- в программы первичного инструктажа
- в программы стажировки и обучения по ОТ и т.д.
Штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей.
Кроме того, такое Правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного инженера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей.
Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.
Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация.
Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года. Сама организация также может быть оштрафована до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.
Перечень коренных изменений в законодательстве и действия работодателя по их внедрению
Изменения коснутся каждого работодателя, и мы подготовили таблицу, в которой перечислим, какие конкретно НПА теряют силу, а также укажем, к чему нужно приготовиться.
№ приложения | Наименование НПА | Содержание | Что делать работодателю: |
Прил. 1 | Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 413 | «Об изменении условий работы по совместительству для медицинских работников учреждений социальной защиты населения». | Нужно применять вместо постановления № 413:· главу 44 Трудового кодекса РФ;· постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 | «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» | Работодатель должен применять данный перечень до того момента, пока 1 января 2021 года не вступит в законную силу приказ Минтруда от 18.07.2019 № 512н. Поэтому, работодатель обязан перевести на другую, не тяжелую работу, женщин, которые работают, например:· насадчиком обуви, занятым на ручных работах;· слесарем-сантехником, занятым чисткой канализационных траншей и колодцев;· заготовщиком льда, занятым на заготовке льда в водоемах и т. д.
Если женщина останется работать на этих рабочих местах, работодателя оштрафуют по статье 5.27 КоАП РФ. |
|
Прил. 2 | Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. | «О восьмичасовом рабочем дне» (Собрание узаконений РСФСР, 1917, № 1, ст. 10). | Утвердите режим рабочего времени в коллективном договоре, а также в ПВТР. Это следует из ст. 97 ТК РФ. В исключительных случаях можете привлечь работника к сверхурочным работам, строго соблюдая указания ст. 101 ТК РФ. |
Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июля 1972 г. № 408 | «Об утверждении Положения о режиме труда работников виброопасных профессий». | Примените санитарные правила 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах». | |
Прил. 3 | Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20 октября 1977 г. № 944 | «О предоставлении дополнительных льгот работникам предприятий, шахтостроительных и ремонтных организаций системы Министерства цветной металлургии СССР». | Гарантии и компенсации должны быть установлены в соответствии с Трудовым Кодексом. Все дополнительные гарантии и компенсации должны быть установлены либо в отраслевом соглашении, либо в коллективном договоре. При этом работодатель имеет право отказаться от участия в отраслевом соглашении, если направит мотивированный отказ в Минтруд. |
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) от 2 июля 1935 г. | «Об оплате трактористов в совхозах» (Собрание законов СССР, 1935, № 34, ст. 293). | Оплата труда работника устанавливается работодателем, исходя из квалификации, разряда, тарифной ставки. | |
Прил. 4 | Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи» | Приказ от 25 декабря 2002 г. № 148 | Руководствуйтесь правилами по охране труда, утв. приказом Минтруда России от 5.10.2017 г. № 712н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.
|
Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи | Приказ от 10 апреля 2003 г. № 39 | Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 5 октября 2017 г. № 712н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила. | |
Прил. 5 | Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог | Приказ от 27 декабря 1991 г | Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 2.02.2017 года № 129н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.
|
Правила охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках | приказ от 28 июня 1993 г. № 44. | Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 23.06.2016 г. №310.
|
|
Правила по охране труда для издательств |
Правительство определило ведомства, которые попадут под регуляторную гильотину
Андрей Гордеев / Ведомости
Правительство опубликовало список 33 министерств и ведомств – почти половины госорганов, – контрольные полномочия которых будут проверены в первую очередь. До 2021 г. их требования к бизнесу должны быть проанализированы и необоснованные – отменены.
Но чиновники готовы бороться за свои полномочия. В начале июня 12 ведомств попросили правительство избавить их от регуляторной гильотины – они были уверены, что у бизнеса нет к ним претензий. Пока избежать гильотины удалось лишь двум – Росфинмониторингу, который сам не проверяет компании, и ФСБ, которая следит за выполнением антитеррористических требований.
Но список не окончательный.
Контрольные полномочия пяти органов еще прорабатываются, указано в опубликованном комментарии замруководителя аппарата правительства Юрия Любимова, в том числе ФСБ и Росфинмониторинга, а также Минюста, Росгвардии, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
До 8 августа правительство ждет отзывов Минэкономразвития, Минюста и Аналитического центра при правительстве об изменении перечня, указано в письме премьера Дмитрия Медведева, с которым ознакомились «Ведомости». После утверждения список будет обновляться раз в полгода.
Требования некоторых ведомств пойдут под нож лишь частично. У ФНС, например, требования при контроле за кассами и надзоре за азартными играми и лотереями.
Перечень формировался с бизнесом и экспертами, отмечает представитель Минюста, предложений его изменить у министерства пока нет. Его может изменить правительство, лаконичен представитель Минэкономразвития. Его коллега в Аналитическом центре при правительстве не ответил на запрос.
Исключений для ведомств делать не стоит, настаивает участник обсуждения в правительстве: требования всех контролеров избыточны. В России действует около 2 млн требований и 221 вид контроля. Регуляторная гильотина позволит сократить их число вдвое, оценивал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
Но пока, обещая отменить старые требования, чиновники не устают устанавливать новые, например для пивоваров: введение реестра производителей и минимальных розничных цен, распространение ЕГАИС на розницу.
С одной стороны, сокращаются избыточные требования СанПиНов в общепите, с другой – ужесточаются требования к деятельности этих же заведений, которые сами производят пиво, писал в письме руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко президент «Опоры России» Александр Калинин.
Контроль должен быть основан на принципе «выявить очевидные риски и управлять ими», а пока основывается на «быстрее найти нарушение и оштрафовать», считает президент «Деловой России» Алексей Репик, пока список не полный, правительство начинает с тех, кто сильнее влияет на жизнь бизнеса.
Реформа контроля обсуждается так давно, что компании относятся к таким инициативам равнодушно, рассказывал президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов: «Все признают, что требований гигантское количество и их надо отменять, но ничего не происходит».
В октябре 2016 г. Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2018 г. на 20%, а к 2024 г. – на 50%. Президент Владимир Путин в каждом послании Федеральному собранию с 2012 по 2016 г. призывал реформировать систему контроля.
Минтруд запустил регуляторную гильотину
Минтруд России опубликовал на федеральном портале для публикации проектов нормативно-правовых актов проект постановления Правительства РФ о признании утратившими силу множества неактуальных нормативных актов о нормах трудового права.
Эти постановления Правительства РФ, приказы самого Минтруда и других министерств и ведомств были приняты еще до вступления в силу Трудового кодекса РФ. По мнению чиновников, они не дают развития другим нормативным правовым актам и содержат нормы, противоречащие нормам ТК РФ.
Однако в некоторых отменяемых НПА содержатся социальные гарантии работников, не закрепленные в трудовом законодательстве.
Какие НПА хочет отменить Минтруд России
Как сказано в пояснительной записке к проекту правительственного постановления, он подготовлен в рамках реализации исполнения пункта 5 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36. Чиновники отмечают, что:
Предусматривается признание утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства РФ, отмена нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов, которые обеспечивают реализацию положений федеральных законов, содержащих обязательные требования, и иных актов, о которых имеется соответствующая информация.
Перечни отменяемых нормативных правовых актов и нормативных документов содержатся в приложениях к постановлению и являются исчерпывающими. НПА будут отменены, при условии, что они отвечают хотя бы одному из следующих признаков:
- несоответствие российскому законодательству;
- наличие устаревших требований;
- воспроизведение положений и норм в действующем трудовом законодательстве.
В качестве примера Минтруд в пояснительной записке привел Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621.
В этом документе содержатся виды дисциплинарных взысканий, не предусмотренных действующим трудовым законодательством: лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом и тому подобное.
Предложено отменить значительное число актов по вопросам охраны труда, которые как содержат обязательные требования, так и в целом относятся к сфере регулирования трудового законодательства, но либо содержат устаревшие (дублирующие) нормы, либо приняты с нарушением установленного порядка. Также будут упразднены некоторые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и ряд иных актов по вопросам охраны труда.
В качестве примера нормативного акта с избыточными требованиями Минтруд привел приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Документом установлены обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами индивидуальной защиты (СИЗ), тогда как действующая редакция ТК РФ разрешает принимать подзаконные акты только в части утверждения типовых норм обеспечения работников СИЗ.
Все остальные правила утверждаются внутренними актами работодателей.
Независимая антикоррупционная Экспертиза проекта приказа Минтруда закончится 3 ноября, после чего документ будет утвержден и отправлен на регистрацию в Минюст. Как только он вступит в силу, НПА, регулирующих трудовые отношения, станет намного меньше.
В ответе за каждого
29.09.2020
«Регуляторная гильотина» не сбавляет обороты. В этом выпуске рассказываем о самых важных нормативных документах, принятых и отмененных в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности за прошедшую неделю.
1. Михаил Мишустин подписал постановление о мерах по снижению рисков негативных последствий аварий на опасных объектах
Новый порядок разработки планов мероприятий по ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах начнёт действовать с 1 января 2021 года. Постановлением от 15 сентября 2020 года N 1437. Прежняя версия положения, принятая в 2013 году, утрачивает силу.
Постановление Правительства № 1437 от 15.09.20
Обновлённое положение уточняет основания для внеочередного пересмотра плана и требования к его разработке, упрощает процедуру согласования планов с аварийно-спасательными службами, а также увеличивает срок действия планов для объектов I и II классов опасности.
2. Минэкономразвития России отменен ряд типовых инструкций и правил по охране труда
На основании приказа Минэкономразвития России от 02.09.2020 N 566 с 1 января 2021 года не подлежат применению:
Приказ Минэкономразвития № 566 от 02.09.20
- Правила по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций (ПОТ РО-14000-003-98);
- Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения (ПОТ РО 14000-005-98);
- Положение. Охрана труда при складировании материалов (ПОТ РО-14000-007-98);
- Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения (ПОТ РО 14000-001-98);
- свыше 100 типовых инструкций по охране труда.
3. Новые правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1466 утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых.
Постановление Правительства № 1466 от 16.09.20
Новые Правила будут применяться до 1 января 2027 года.
4. Определен порядок лицензирования деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1435 утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Постановление Правительства № 1435 от 15.09.20
Лицензируемый вид деятельности включает в себя:
- производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
- хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
- применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
Положением определены лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату. Кроме того, установлен порядок осуществления федерального лицензионного контроля.
Положение будет применяться до 1 января 2027 года.
5. Определен порядок лицензирования производства маркшейдерских работ
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1467 утверждено Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ.
Постановление Правительства № 1467 от 16.09.20
Положением определено, что включает в себя лицензионная деятельность, а также обозначены лицензионные требования и порядок осуществления федерального лицензионного контроля за производством маркшейдерских работ.
6. Утверждены правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1465 0пределены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Постановление Правительства № 1465 от 16.09.20
Согласно Правилам документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Ростехнадзором.
7. Определен порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Постановление Правительства № 1477 от 16.09.20
В соответствии с Положением лицензируемая деятельность предусматривает проведение экспертизы промышленной безопасности:
- документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (ОПО);
- документации на техническое перевооружение ОПО в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности;
- технических устройств, применяемых на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
- декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемой декларации;
- обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО.
Положение будет применяться до 1 января 2027 года.
8. Новый порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 утверждено положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановление Правительства № 1485 от 18.09.20
Положение вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года включительно. Регламентировано, какие группы лиц проходят подготовку в области защиты от ЧС (6 категорий; п.2 Постановления). Для каждой категории граждан установлено то, в какой форме проводится подготовка.
- 9. Минтруд России признал не действующими на территории РФ отдельные правовые акты СССР
- Приказом Минтруда не действующими на территории РФ признаны отдельные правовые акты СССР, в том числе:
- Приказ Минтруда № 582
- постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25.07.78 N 240/П10-3 «Об утверждении Списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин»;
- постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 20.02.80 N 43/П-2 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»;
- ряд иных правовых актов.
- Безусловно, в рамках одной статьи невозможно осветить все отмененные и утвержденные в рамках «Регуляторной гильотины» НПА.
- Отследить все происходящие изменения, узнать, какой документ будет отменен, а какой — изменен и какими нормативными актами следует руководствоваться в дальнейшей работе поможет новый аналитический сервис «Навигатор по регуляторной гильотине» в системах «Техэксперт».
В сервисепредставлена полная информация о «регуляторной гильотине» (цели, сроки, этапы и т.д.), подборка новостей по теме и авторские материалы об особенностях реформы, отмененных документах и проектах в строительстве и проектировании, здравоохранении, энергетике, промышленной и пожарной безопасности, в сфере охраны труда, оценки соответствия, алкогольного регулирования.