МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

В работе над реформой правительство будет опираться на научное исследование Игорь_Меркулов © URA.RU

Премьер-министр Михаил Мишустин может изменить масштабы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), начатой бывшим главой правительства Дмитрием Медведевым. Источники URA.

RU ожидают, что в скором времени сфера применения «регуляторной гильотины» (урезание функций контролирующих ведомств) будет расширена.

Нашему агентству стало известно об исследовании, которое способно стать основой для изменений.

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

Дмитрий Медведев запустил реформу КНД в 2019 году

Владимир Андреев © URA.RU

Оптимизация КНД была начата теперь уже бывшим премьером Дмитрием Медведевым (ушел в отставку 15 января 2020-го) в 2019 году.

Он инициировал пересмотр массива обязательных требований, принятых до середины 2010 года, чтобы «снизить административную нагрузку на предпринимателей и других лиц, которые являются объектами проверок». Сообщалось, что под действие реформы попадут 33 ведомства, в том числе, регуляторы: МЧС, ФАС, Роспотребнадзор.

13 января — за два дня до объявления об отставке правительства — Медведев подписал постановление об отмене 1259 устаревших правительственных актов РСФСР, анонсировав ликвидацию еще 3600 советских актов.

Сообщалось, что законопроект о «регуляторной гильотине», описывающий новые подходы к проверкам учреждений, вступит в силу к 2021 году.

По данным источников агентства, среди госслужащих и предпринимателей есть запрос на расширение опций данного документа.

«Дело в том, что в нынешнем виде законопроект не решает проблему дублирующих функций в ведомствах, которая усложняет жизнь различным учреждениям не меньше устаревших актов», — объясняют инсайдеры.

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

Организации страдают от одинаковых проверок со стороны надзорных ведомств

Вадим Ахметов © URA.RU

Информацию URA.RU подтвердил проректор «Высшей школы экономики» Андрей Жулин (в числе обязанностей — выполнение экспертных работ по поручениям правительства).

Собеседник агентства работает в подкомиссии по совершенствованию надзорных функций органов исполнительной власти (координирует рабочие группы по реформе КНД) и знает, что в скором времени вопрос о дублирующих функциях в ведомствах может быть вынесен на отдельное обсуждение.

«Когда ставилась задача формирования 41-й рабочей группы [для рассмотрения существующих норм и правил], предусматривалось, что будут возникать сюжеты с дублированием функций. Они будут выноситься в отдельный трек на обсуждение. Пока в явном виде этого процесса не было, но, думаю, в скором времени появится», — сказал URA.RU Жулин.

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

Госслужащие часто опираются на исследования Андрея Жулина о проблемах КНД

Анна Майорова © URA.RU

В данный момент Эксперт ведет работу над научным исследованием, которое посвящено изучению дублирующих функций контрольно-надзорных ведомств. Презентация документа пройдет на площадке форума «Неделя российского бизнеса 2020» с 16 по 20 марта в столичном отеле The Ritz-Carlton.

В исследовании говорится о «классических» проблемах, с которыми сталкиваются организации, попадающие под проверки. «Разные ведомства устанавливают разные требования к одним объектам. Ту же школу или вуз могут проверять 20 типов контролеров.

По сути, это дублирование контроля и надзора за объектами», — описал свою работу Жулин.

Не исключено, что именно исследование Жулина станет основой для обновления «регуляторной гильотины» правительством Мишустина. «Такой доклад о состоянии контрольно-надзорной деятельности, мы выпускаем уже шестой год.

Он везде расходится и во многом определял основные параметры [совершенствования] контроля и надзора, которые были еще при [экс-министре по вопросам Открытого правительства] Михаиле Абызове.

Не могу сказать, что это методичка, но на него во многом ссылаются и опираются в органах власти», — рассказал агентству Жулин.

Источники URA.RU в двух федеральных министерствах поддержали идею по расширению действия «регуляторной гильотины».

Собеседники агентства объяснили, что проблема с дублирующими функциями назрела настолько, что может возникать даже на уровне одного ведомства.

«Бывают случаи, когда сразу три департамента одного ведомства одновременно отправляют в подконтрольное учреждение одинаковые запросы, а организация затем должна выяснять, кому именно нужно дать ответ», — рассказал один из собеседников агентства.

В бизнес-среде надеются, что описанные меры смогут обезопасить предпринимателей от неожиданных санкций со стороны контрольно-надзорных ведомств. «Проблема дублирования функций — совершенно реальна. Один из традиционных примеров — запасной выход в здании.

По одним требованиям безопасности все запасные двери должны быть закрыты, чтобы, например, через них никто не пробрался. А с точки зрения пожарной безопасности проход должен быть всегда открыт», — поделился с URA.

RU вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов.

Ранее URA.RU сообщало, что премьер-министр Михаил Мишустин начал пересмотр наследия, которое ему досталось от правительства ушедшего в отставку Дмитрия Медведева. Одним из первых показательных примеров собеседники агентства называли отмену постановления о запрете импортных лекарств.

Премьер-министр Михаил Мишустин может изменить масштабы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), начатой бывшим главой правительства Дмитрием Медведевым. Источники URA.

RU ожидают, что в скором времени сфера применения «регуляторной гильотины» (урезание функций контролирующих ведомств) будет расширена.

Нашему агентству стало известно об исследовании, которое способно стать основой для изменений. Оптимизация КНД была начата теперь уже бывшим премьером Дмитрием Медведевым (ушел в отставку 15 января 2020-го) в 2019 году.

Он инициировал пересмотр массива обязательных требований, принятых до середины 2010 года, чтобы «снизить административную нагрузку на предпринимателей и других лиц, которые являются объектами проверок». Сообщалось, что под действие реформы попадут 33 ведомства, в том числе, регуляторы: МЧС, ФАС, Роспотребнадзор.

13 января — за два дня до объявления об отставке правительства — Медведев подписал постановление об отмене 1259 устаревших правительственных актов РСФСР, анонсировав ликвидацию еще 3600 советских актов. Сообщалось, что законопроект о «регуляторной гильотине», описывающий новые подходы к проверкам учреждений, вступит в силу к 2021 году.

По данным источников агентства, среди госслужащих и предпринимателей есть запрос на расширение опций данного документа.

«Дело в том, что в нынешнем виде законопроект не решает проблему дублирующих функций в ведомствах, которая усложняет жизнь различным учреждениям не меньше устаревших актов», — объясняют инсайдеры. Информацию URA.RU подтвердил проректор «Высшей школы экономики» Андрей Жулин (в числе обязанностей — выполнение экспертных работ по поручениям правительства).

Собеседник агентства работает в подкомиссии по совершенствованию надзорных функций органов исполнительной власти (координирует рабочие группы по реформе КНД) и знает, что в скором времени вопрос о дублирующих функциях в ведомствах может быть вынесен на отдельное обсуждение.

«Когда ставилась задача формирования 41-й рабочей группы [для рассмотрения существующих норм и правил], предусматривалось, что будут возникать сюжеты с дублированием функций. Они будут выноситься в отдельный трек на обсуждение. Пока в явном виде этого процесса не было, но, думаю, в скором времени появится», — сказал URA.RU Жулин.

В данный момент эксперт ведет работу над научным исследованием, которое посвящено изучению дублирующих функций контрольно-надзорных ведомств. Презентация документа пройдет на площадке форума «Неделя российского бизнеса 2020» с 16 по 20 марта в столичном отеле The Ritz-Carlton. В исследовании говорится о «классических» проблемах, с которыми сталкиваются организации, попадающие под проверки.

«Разные ведомства устанавливают разные требования к одним объектам. Ту же школу или вуз могут проверять 20 типов контролеров.

По сути, это дублирование контроля и надзора за объектами», — описал свою работу Жулин. Не исключено, что именно исследование Жулина станет основой для обновления «регуляторной гильотины» правительством Мишустина. «Такой доклад о состоянии контрольно-надзорной деятельности, мы выпускаем уже шестой год. Он везде расходится и во многом определял основные параметры [совершенствования] контроля и надзора, которые были еще при [экс-министре по вопросам Открытого правительства] Михаиле Абызове.

Не могу сказать, что это методичка, но на него во многом ссылаются и опираются в органах власти», — рассказал агентству Жулин. Источники URA.RU в двух федеральных министерствах поддержали идею по расширению действия «регуляторной гильотины». Собеседники агентства объяснили, что проблема с дублирующими функциями назрела настолько, что может возникать даже на уровне одного ведомства.

«Бывают случаи, когда сразу три департамента одного ведомства одновременно отправляют в подконтрольное учреждение одинаковые запросы, а организация затем должна выяснять, кому именно нужно дать ответ», — рассказал один из собеседников агентства. В бизнес-среде надеются, что описанные меры смогут обезопасить предпринимателей от неожиданных санкций со стороны контрольно-надзорных ведомств. «Проблема дублирования функций — совершенно реальна. Один из традиционных примеров — запасной выход в здании. По одним требованиям безопасности все запасные двери должны быть закрыты, чтобы, например, через них никто не пробрался. А с точки зрения пожарной безопасности проход должен быть всегда открыт», — поделился с URA.

RU вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов. Ранее URA.RU сообщало, что премьер-министр Михаил Мишустин начал пересмотр наследия, которое ему досталось от правительства ушедшего в отставку Дмитрия Медведева. Одним из первых показательных примеров собеседники агентства называли отмену постановления о запрете импортных лекарств.

Путин отметил важность реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности © РИА Новости/Михаил Климентьев

Президент России Владимир Путин провел встречу с вице-премьером Дмитрием Григоренко. На ней Григоренко проинформировал лидера страны о ходе реформы контрольно-надзорной деятельности.

Он сообщил о досудебном обжаловании результатов проверок, унификации правил введения обязательных требований для бизнеса, внедрении риск-ориентированного подхода.

Читайте также:  Тарифы на ОСАГО станут индивидуальными

«Это действительно очень важно. Мы годами над этим работаем. Я очень надеюсь, что и то, что было сделано в последнее время, в том числе и с вашим участием, положительно скажется на обстановке в экономике страны в целом», — сказал Путин в процессе встречи.

Также Григоренко сообщил Путину об актуализации требований для бизнеса. Для этого были созданы 43 группы, в которые вошли представители бизнес-сообществ и бизнес-объединений. Работа велась в тесном сотрудничестве с ними.

«Их [требований] в Российской Федерации чуть более 318 тысяч штук. В результате чуть более 143 тысяч обязательных требований было отменено как неактуальные, избыточные либо уже потерявшие свою необходимость и состоятельность. Оставшиеся обязательные требования были актуализированы и переутверждены», — уточнил Григоренко.

Ранее сообщалось, что руководитель Минэкономразвития Максим Решетников заявил о необходимости сохранения в текущих условиях гибкости ценообразования. 

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_950773', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Мэр утвердил план оценки эффективности требований контрольно-надзорной деятельности

МЭР готовит революцию контрольно-надзорной деятельности

ФОТО: facebook.com/MinistryEconomy

Минэкономразвития включило в первый план оценки требований контрольно-надзорной деятельности (КНД) блоки по специальной оценке условий труда, обращению с отходами, плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также установлению санитарно-защитных зон. Об этом в пятницу сообщает газета «Коммерсантъ».

По четырём видам контроля эта работа должна завершиться уже к 1 июня. Указанный перечень был сформирован с учётом анализа ведомств с наибольшим количеством проверок и жалоб от компаний, а также численности контролируемых субъектов.

На первом этапе в план по пересмотру обязательных требований вошли Минприроды, Минтруд и Роспотребнадзор. Оценивать будут исполнимость требований и соразмерность затрат на соблюдение степени предотвращаемого риска. Такая оценка должна содержать данные о динамике ведения бизнеса, фактических расходах и доходах предпринимателей, а также данные судебной практики и КНД. 

Соответствующие доклады ведомства направят в Минэкономразвития и Минюст до начала лета. Действие регуляторных актов, которые пройдут оценку, продлят автоматически.

По сути это является продолжением «регуляторной гильотины». Благодаря ей к началу года отменили огромный массив наиболее устаревших требований к бизнесу, в частности советских времён. Также было принято новое регулирование.

По словам профильного департамента МЭР Александра Литвака, это позволит «оценить достижение целей регулирования, принять необходимые корректирующие действия с учётом фактических показателей и результатов применения требований».

Как сообщает газета, пересмотр обязательных требований является лишь частью работы Правительстваа по гибкому дерегулированию экономики.

Ранее сообщалось, что в России заработал реестр обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках госконтроля.

 Федеральная государственная информационная система создана для реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности.

Целью создания реестра является систематизация обязательных требований, которые содержатся в нормативных правовых актах, ведение актуальной электронной базы данных таких актов, а также информирование об обязательных требованиях.

Росреестр: до конца 2022 года отменены плановые проверки земельного законодательства — МК Пермь

Согласно Постановлению Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые проверки для поддержки российского бизнеса.

Прикамским Росреестром отменены 260 плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий соблюдения требований земельного законодательства в отношении граждан и юридических лиц на территории Пермского края.

«С учетом ограничений в 2022 году акцент будет сделан на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Данный комплекс мер призван обеспечить устойчивость экономики, снижение нагрузки на граждан, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране», — отметил заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки будут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановые мероприятия будут проводиться без согласования с органами прокуратуры по поручению президента и председателя Правительства РФ, заместителя председателя Правительства, согласованному с руководителем аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора.

Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства, срок исполнения которых наступил после 10 марта 2022 года, автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения. Также контролируемое лицо вправе направить ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше (90 календарных дней).

Росреестр в 2022 году продолжит проведение мониторинговых мероприятий, не предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, в том числе с использованием беспилотных воздушных судов. В случае выявления признаков нарушений в ходе таких мероприятий инспекторы будут принимать меры по предупреждению и профилактике нарушений.

Кроме того, в 2022 году не введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении ими властных полномочий.

Росреестр в установленном порядке продолжит осуществлять надзор за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

  • При этом допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  • К профилактическим мероприятиям относятся: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
  • 30 марта Прикамским Росреестром запланирован первый профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Прикамский Росреестр сообщает, что правильность использования земельного участка также можно проверить самостоятельно с помощью сервиса «Чек-лист добросовестного землепользователя», который размещен на сайте правительства Пермского края в разделе «Услуги и сервисы»/«Земельно-имущественные отношения», и вовремя принять меры по устранению нарушения.

Марина Блудян: Реформа контрольно-надзорной деятельности – это настоящая революция

Как проходит пересмотр требований в рамках «гильотины»?

Во-первых, речь идет не только о «гильотине», которая должна отсечь все лишнее, мешающее бизнесу.

Проходящая реформа контрольно-надзорной деятельности решит величайшую и масштабную социальную задачу борьбы с бедностью, потому что обременения, связанные с избыточными требованиями и соответственно с избыточным контролем и надзором, увеличивают цену нашей жизни, понижая ее качество. У нас необоснованно дорогие продукты и услуги, не доступные большому количеству граждан, а бизнес сегодня сидит на минимальных прибылях.

Из-за неэффективной системы контроля и надзора мы живем дорого и некачественно. Не менее 7,5% ВВП составляют обременения, связанные с избыточным требованиями. Поэтому люди не хотят заниматься бизнесом.

Реформа КНД – это не просто реформа, это настоящая революция. Она полностью поменяет подход к контролю и надзору и их принципы.

В чем особенность нового подхода?

Читайте также:  Образец договора найма квартиры между физическими лицами 2023 года

Переворот сознания контролеров. Чиновник должен быть высокооплачиваемым консультантом и аналитиком, который хорошо знает, как работает бизнес. Его главное задача – не допустить потери законом охраняемых ценностей. Это жизнь и здоровье граждан, животных, растений, государственное и негосударственное имущество, исторические и нравственные ценности.

Риски есть в любой деятельности. Это как вождение автомобиля. Всегда есть вероятность попасть в аварию. Но рисками надо управлять. Задача чиновников на местах – их минимизировать.

  • Эти люди должны не наказывать и карать бизнес, а профилактировать, то есть разъяснять, как предпринимателю избежать или минимизировать риски ведения бизнеса.
  • Поэтому основой целью реформы становится не проверка, а профилактика.
  • И кстати, премию контролерам нужно давать не за сумму собранных штрафов и количество проведенных проверок, а за то, что на вверенном ему участке отсутствуют нарушения и соответственно отсутствуют потери законом охраняемых ценностей.
  • Количество и частота проверок должна находиться в прямой зависимости от отнесения деятельности юрлица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Помимо собственно «гильотины» планируется приятие двух важных законов, регулирующих контроль и надзор. Как бизнес их оценивает?

Фактически реформа КНД – это реформа в формате 5D. В феврале в первом чтении должен быть рассмотрен Закон «О государственном контроле (надзоре)».

Он вмещает в себя сегодняшний плоский закон «О защите юрлиц при проверках» и задает новый дух и подход КНД. Второе – это закон «Об обязательных требованиях».

По сути, это «регуляторная конституция», в которой прописано, как требования разрабатываются, как оцениваются, как применяются.

Третье – обязательная оценка деятельности контрольно-надзорного органа. Причем ее принцип основывается не на количестве проверок и суммах штрафов. Результат работы контролеров – снижение потерь законом охраняемых ценностей. Например, работа Роспотребнадзора оценивается не числом проверок. Ведомство не должно допускать, чтобы люди погибали, теряли здоровье или были обмануты.

Когда будет введена обязательная оценка деятельности контрольно-надзорных органов, о которой вы сейчас сказали?

Методика обязательной оценки ведомств уже утверждена. С этого года оценка становится обязательной для всех контрольно-надзорных органов. Если раньше контролёры приходили и с нас всё спрашивали, то теперь бизнес и общество с них может спросить: что вы сделали, чтобы предотвратить потери, Обман или гибель наших граждан?

Например, инспектор Госпожнадзора по-прежнему регулярно проверяет каждого шестого предпринимателя при том, что в пожарах в жилых домах гибнут тысячи людей. Так чего же вы к нам, к бизнесу, ходите, а к жилым домам не имеете никакого отношения?

Запланированы изменения в КоАП для снижения административного давления на бизнес. Когда ожидать результатов?

Изменения в КоАП – это как раз пятый элемент реформы. Мы должны сократить число статей и оснований административных правонарушений, количество которых за последние годы выросло в разы.

Если в 2001 году было 404 статьи и 600 оснований для привлечения бизнеса к административной ответственности, то сейчас уже 696 статей и 1800 оснований. За 17 лет рост просто катастрофический.

В Послании Владимир Путин сказал о предпринимательстве много правильных слов.

Но кто будет заниматься бизнесом под страхом административного или еще хуже – уголовного преследования? Как только отменим избыточные требования параллельно надо вносить изменения в КоАП, отменять составы, статьи, снижать уровень ответственности предпринимателей, особенно если в результате их деятельности нет никаких негативных последствий.

Бизнес надо наказывать за неисполнение указаний инспектора особенно если такое неисполнение повлекло негативные последствия (принцип неотвратимости наказания), а не за то, что у предпринимателя есть риск. Они, как я говорила, есть везде. Но мы должны максимально все эти риски предотвратить.

Возвращаясь к гильотине. С 1 января правительство уже отменило 1,3 тыс. правительственных актов РСФСР, на походе ликвидация еще 3,6 тыс. актов СССР. Бизнес доволен тем, как проходит пересмотр требований?

Большинство подлежащих отмене актов – сложные, объемные, сильно устаревшие. Нельзя так масштабно двигаться, чтобы все были довольны. Недовольство бизнеса я воспринимаю как положительный фактор. Это значит, предпринимательство, во-первых, вовлечено, а во-вторых, четко отстаивает свою позицию.

Есть неудовлетворение несколькими моментами. В некоторых одиозных группах, например, по сельскому хозяйству и здравоохранению, наметились конфликты, а где-то наблюдаются перегибы. Быстро вкидываются документы, которые молниеносно согласуются тремя-четырьмя участниками. Это вызывает большую неудовлетворенность.

Также вопросы вызывает то, что в некоторых группах нет представителей малого бизнеса. А он должен быть везде. Например, в группе по образованию он вообще не представлен, есть только известная российская бизнес-школа. А почему так? Ведь сады, детские центры, кружки, различные курсы – всё это малый бизнес.

Много рабочих групп, где малого бизнеса недостаточно. А когда за одним столом звучат громкие голоса крупного бизнеса, малому очень трудно отстаивать свои интересы.

Но я все составы групп просматриваю и пишу личную записку в правительство, если вижу такие перекосы. Надо сказать, что Правительство РФ нас слышит, надеюсь, так будет и при новом кабинете министров.

Организаторы реформы, которые, уверена, продолжат ее на новых государственных постах, прекрасно видят – кто профессионал, кто искренно работает, а кто пропихивает какую-то свою идейку.

Кто бы что не говорил, работа групп достаточно прозрачна и в них царит здоровая обстановка и движения, направленные достижение исключительно личных целей, хорошо видны.

Как вы оцениваете готовность контролеров вести диалог с бизнесом?

У всех участников процесса реформирования КНД есть понимание, для чего мы это делаем, каких результатов добиваемся. Бывает, что трудности появляются там, где их не ждали.

Например, из тысячи документов, регулирующих трудовые отношения и требования по охране труда, было отменено только 235 из-за крайне консервативной позиции профсоюзов в отношении ликвидации устаревших требований.

Не удалось отменить документ, связанный с организацией труда работников цирка 1929 года. Хотя все прекрасно понимают, что современные цирки уже несколько десятилетий работают как продюсерские центры.

Как подбирались эксперты, которые проводят гильотину?

Вокруг реформы КНД сложилось уникальное по количеству, 7-ми тысячное экспертное сообщество. Из этих экспертов сформированы 44 рабочих группы по различным сферам экономической деятельности.

Все группы работают в единой подконтрольной правительству электронной системе «Битрикс», где обмениваются информацией. Правительство и Регуляторы размещают там проекты нормативных правовых документов и через систему получают обратную связь.

Таким образом, незамеченным не остается ни одно требование.

По сути, к работе «регуляторной гильотины» привлечена целая армия экспертов.

Еще есть экспертные группы министерств и ведомств, а также эксперты общественных советов. Хоть Правительство и критиковали в нерасторопности, ему удалось за 4-5 месяцев удачно сложить, обеспечить и наладить работу 7 тысяч человек. То, что Белый дом это сделал – просто замечательно. Сегодня бизнес с Правительством близки как никогда, идет реальный диалог.

Как, по-вашему, смена правительства скажется на работе по «гильотине»?

Не скрою, сегодня нам приходится сражаться, потому что некоторые регуляторы, а мы это видим, под предлогом обеспечения безопасности хотят оставить все свои проверки. А сражаться и видоизмениться одновременно очень тяжело.

Если смена Правительства приведет к замене руководителей регуляторов и органов КНД, которые воспримут новую парадигму, то реформа будет успешной, результативнее, заметнее для бизнеса и всего населения нашей страны.

Могут ли возникать разногласия между бизнесом и регуляторами? Каков механизм их разрешения?

Чтобы не было давления регулятора, было изменено положение о рабочих группах. Между крупным и малым бизнесом существует конкуренция. Бывает, что крупный бизнес нас выдавливает. Мы должны научиться договариваться между собой и потом уже договариваться с регулятором.

Но если позиции не совпадают, то мнение несогласного участника группы оформляется отдельным особым мнением и выносится на уровень заместителя аппарата правительства. Если позиции все же не будет согласованы, то это особое мнение может дойти до премьер-министра.

И окончательные решения будут приниматься на столь высоком уровне!

Читайте также:  Образец счет фактуры 2023 | Скачать бесплатно бланк, форму

Мнение малого бизнеса должно быть представлено везде, во всех группах, на всех уровнях экспертного сообщества.

Я сама зачастую на личных контактах довожу наше мнение (малых предприятий) на максимально высокие уровни, начинаю перетягивать на свою сторону коллег, объясняя им важность проблемы. Нельзя просто сидеть и отмалчиваться.

Правительство в дальнейшем планирует пересмотр требований раз в пять лет. Такой периодичности достаточно?

Бизнес считает, что «гильотина» должна стать постоянно действующим механизмом. ОРВ не показало свою эффективность: зачастую при отрицательных заключениях документ всё же принимают.

  1. Я поддерживаю предложение Минюста распространить «гильотину» на законопроекты, подготовленные любыми субъектами законодательной инициативы.
  2. Сейчас ревизию проходят только правительственные документы, содержащие, отменяющие или модифицирующие обязательные требования.
  3. Если эта реформа проходит в формате 5D, то бизнес ожидает быстрый результат?

Создаётся фундаментальный, во многом инновационный проект, направленный и заточенный по принципам справедливости! И здание, которое на нем выстроено, не может быть плохим.

Правительство параллельно запустило несколько процессов реформы КНД и это правильно. Потому что все понимают, что у России нет лишних 5-10 лет.

Требуется рывок для существенного улучшения экономической ситуации в обществе в целом.

Этот год будет решающим для реализации «регуляторной гильотины» —будет определены требования, которые должны остаться, а какие ликвидированы. Правительство успеет в срок? Реформа может быть отложена?

Не будет ничего отложено. Потому что 44 группы должны дать результат. К тому же премьер-министр Михаил Мишустин уже заявил о реформе КНД как о приоритете работы правительства на 2020 год. Все понимают, что от эффективности процедуры контроля зависит эффективность страны. Так что паниковать не надо.

Беседовала Дарья Николаева

Утверждён паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

29 декабря 2016 15:10

  • Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.
  • По итогам заседания
    президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и
    приоритетным проектам 21 декабря 2016 года утверждён паспорт
    приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
  • Ключевые цели программы – снизить административную
    нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую
    деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных
    функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений,
    материального ущерба.
  • Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016
    года по 2025 год (включительно).
  • В результате реализации приоритетной программы
    количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и
    травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу
    2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.
  • Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и
    административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих
    предпринимательскую деятельность.

К 2025 году предстоит актуализировать и
систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам
предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом
должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться
только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и
надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для
малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки.

Также
в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по
перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых
контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм
самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе
вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории
поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения
риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на
30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах
высоких категорий риска.

  1. Также в 2017 году будет сокращено не менее 15% видов
    контроля и надзора.
  2. В целом деятельность контрольно-надзорных органов
    должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.
  3. В рамках реализации программы предстоит разработать и
    внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной
    деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки
    результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также
    исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.
  4. Паспорта проектов, которые будут входить в программу,
    будут утверждаться на заседаниях соответствующего проектного комитета.

Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности

  • Одной из главных целей реформы контрольно-надзорной деятельности является избавление бизнеса от излишнего административного давления. 
  • Достижение этой цели подразумевает не только, собственно говоря, избавление предпринимателей от постоянного пристального внимания органов контроля (надзора), но и снижение количества предъявляемых к бизнесу требований, оптимизацию и совершенствование работы контролеров, повышение уровня ответственности последних.
  • Целью настоящего исследования является анализ эффективности реформы контрольно-надзорной деятельности, выявление имеющихся проблем, в том числе в нормативных правовых актах в этой сфере. 

Обстоятельства, которые сложились вокруг российского бизнеса за последние десятилетия, приучили бизнес к тому, что, если приходит проверка, необходимо просто-напросто заплатить деньги, потому что так будет и дешевле, и спокойней. Проблемы бизнеса при проведении проверок можно сравнить с проблемами водителя, который пойман инспектором из засады где-нибудь на дороге в степях: или остаешься без прав, или плати деньги [1]. 

Это, пожалуй, самая явная и сложная проблема. Но, есть и другие. К ним, к примеру, можно отнести проведение проверочных, контрольных закупок, общественные проверки. Так, Д.В. Осинцев, называет их давлением на бизнес, при этом обращая внимание, что суды признают их вполне легальным [2].

Множество недоработок связано с плановыми (рейдовыми) осмотрами и обследованиями. А.В. Кнутов и А.В.

Чаплинский приходят к обоснованному выводу о том, что в условиях  высокой степени усмотрения уполномоченных органов исполнительной власти при ведомственном регулировании порядка проведения рейдовых осмотров и должностных лиц органов контроля при их назначении и проведении, велика вероятность нарушения прав подконтрольных лиц [3]. 

В противовес им С.А.

Агамагомедова высказывает мнение о том, что при разработке и совершенствовании нормативно-правовой основы осуществления государственного контроля и надзора должен быть заложен необходимый уровень дискреции, что позволит обеспечить определенный запас «применимости» правовых норм, их «нормативной живучести», то есть регулятивной способности применительно ко всему многообразию общественного взаимодействия в сфере государственного управления [4]. 

С одной стороны, С.А. Агамагомедова права. Невозможно нормативно урегулировать все отношения в сфере государственного и муниципального контроля.

Вместе с тем практика зачастую расходится с теорией, и с другой стороны, предоставив контролеру возможность определенного усмотрения, мы рискуем тем, что это может привести к предъявлению им необоснованных требований к бизнесу, манипуляциям с результатами проверок. Грань довольно тонкая. 

Некоторые авторы полагают, что низкая эффективность управления и риск необоснованного расширения полномочий контролирующих субъектов, повышение административной нагрузки на участников экономических отношений является следствием отсутствия законодательного разграничения функций государственного контроля и надзора. И предлагают сначала решить теоретические вопросы [5].

Несмотря на разные мнения, абсолютно справедливым является утверждение о том, что вопросы надзора и контроля являются ключевыми не только для системы государственного управления, но и для экономического роста страны…. Нужно не просто провести «косметический ремонт» контрольно-надзорной деятельности, а полностью изменить философию контроля [6].

Реформа контрольно-надзорной деятельности идет полным ходом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *