- 17 февраля 2022
- 62905
- Автор статьи: 1С-Старт
Чтобы заявить об уменьшении налога при ПСН на страховые взносы, предприниматель должен подать в ИФНС уведомление по форме КНД 1112021. Рассмотрим, как его заполнить, и заодно разъясним сложные моменты.
Форма уведомления
Уменьшать стоимость патентов на взносы предпринимателям разрешено с начала 2021 года. 26 января ФНС рекомендовала применять для оповещения налоговых органов форму из письма № СД-4-3/785@. Однако теперь это бланк не применяется, поскольку приказом от 26.03.2021 № ЕД-7-3/218@ утверждена новая форма уведомления. Она применяется с 12 июля 2021 года.
Скачать бланк уведомления об уменьшении стоимости патента
Заявление на уменьшение стоимости патента состоит из титульной страницы, листов А и Б. В верхней строке каждого листа ИП должен вписать свой ИНН. Чуть ниже указывается номер страницы – «001», «002» и так далее.
Титульный лист
На первой странице уведомления нужно указать:
- код той ИФНС, куда оно подаётся. Если патентов несколько, представить уведомление можно в любую инспекцию, в которой ИП зарегистрирован как плательщик на ПСН. Причём даже в том случае, если патенты выданы в разных регионах. Подавать уведомления в каждый налоговый орган не нужно. Такое разъяснение ФНС даёт в письме от 2 июня 2021 года № СД-4-3/7704@;
- фамилию, имя и отчество предпринимателя – каждое слово с новой строки;
- календарный год, в течение которого был куплен патент;
- количество страниц уведомления;
- количество страниц прилагаемых копий документов (доверенности, если бланк подаёт представитель);
- код, обозначающий, кто подписывает документ. Если это сам ИП, выбирается код «1», если его представитель – код «2»;
- ФИО представителя, если подпись проставит лицо по доверенности;
- номер телефона для связи;
- дату заполнения и подпись;
- параметры доверенности, прилагаемой к уведомлению, если подписывает его представитель.
Лист А
Лист А состоит из двух блоков строк 010-060, каждый из которых предназначается для одного патента. Если их больше двух, нужно взять дополнительные листы.
В строках листа А нового бланка уведомления об уменьшении патента отражают:
- 010 – номер патента;
- 020 – дату начала его действия;
- 025 – дату окончания;
- 030 – код «1», если у ИП есть работники, «2» – если их нет (есть нюанс – он подробно рассмотрен ниже);
- 040 – стоимость патента до уменьшения;
- 050 – сумму взносов, которая вычитается;
- 060 – сумму взносов, на которую стоимость этого патента уже была уменьшена ранее. Если она не снижалась, проставляется прочерк.
В том же письме налоговая служба комментирует порядок заполнения строки 030. Если у ИП есть работники, то он вправе уменьшить стоимость патента максимум на 50%.
При этом если патентов несколько, а наёмный труд привлекается в рамках лишь одного из них, то стоимость остальных патентов, действующих в тот же период, также разрешено снижать лишь наполовину.
В таком случае в отношении патентов, по которым нет работников, в строке 030 листа А нужно указывать код «1».
✐ Пример ▼
Например, у ИП три патента:
- Патент 1 – с 01.01.2021 по 30.06.2021;
- Патент 2 – с 01.01.2021 по 31.03.2021;
- Патент 3 – с 01.04.2021 по 30.06.2021.
В январе ИП нанял работников по Патенту 2. В феврале он уплатил взносы и решил подать заявление по Патенту 1 и Патенту 2. Стоимость обоих он может снизить не более чем на 50%. Поэтому при заполнении строки 030 листа А он указал код «1» и по Патенту 1, и по Патенту 2.
В конце марта ИП уволил работника, то есть к моменту начала действия Патента 3 нанятых лиц не имел и до конца его срока к работе никого не привлекал. Соответственно, он вправе уменьшить стоимость Патента 3 без ограничения. В начале июня предприниматель подал новое уведомление об уменьшении патента и в строке 030 листа А указал код «2».
Лист Б
На этом листе всего несколько строк, предназначенных для отражения общей информации по взносам. Заполняют их так:
- 110 – общая сумма взносов и пособий, которая уплачена на момент подачи формы;
- 120 – общая сумма к вычету из патентов, в отношении которых подается уведомление. Нужно сложить показатели всех заполненных строк 050 листа А, если их несколько;
- 130 – сумма взносов, которая ранее была учтена в цене этих патентов. Складываются показатели всех строк 060 листа А;
- 140 – остаток суммы взносов к уплате после уменьшения. Эту сумму впоследствии можно будет вычесть из других патентов того же года. Считается показатель так: строка 110 – (строка 120 + строка 130).
Обратите внимание! На бланке уведомления в пояснении к строке 130 указано, что нужно суммировать строки 050 листа А. Это ошибка. В действительности суммируются строки 060.
Скачать образец заполнения новой формы уведомления об уменьшении патента
Если ранее подавалась рекомендованная форма
Теперь разберём, как заполнить новую форму в случае повторного уменьшения цены патента, если первое уведомление подавалось на рекомендованном бланке. В письме от 19 июля 2021 года № СД-4-3/10101@ ФНС поясняет некоторые моменты:
- в строке 060 листа А нового уведомления нужно отразить сумму, которая ранее принималась к вычету по этому патенту;
- в строке 130 листа Б новой формы нужно отразить сумму из строки 120 уведомления, ранее поданного в рекомендованной форме.
✐ Пример ▼
Приведём пример. ИП без работников приобрёл патент на 2021 год за 45 тыс. рублей. Треть его стоимости (15 тыс. рублей) предприниматель должен был заплатить до конца марта. За год он должен уплатить 40 874 рубля отчислений на своё страхование. Из стоимости патента он может вычесть всю сумму взносов, в итоге к доплате останется 45 000 – 40 874 = 4 126 рублей.
В феврале ИП перечислил 15 тыс. рублей на своё страхование и сразу же подал уведомление (тогда еще применялась рекомендованная форма). Первый платёж за патент ИП не перечислял, так как он полностью был перекрыт взносами.
К августу предприниматель уплатил остаток страховых отчислений в сумме 25 874 рубля. Теперь действует обновлённая форма заявления на уменьшение патента, и в ней ИП должен отразить:
- в строке 040 – 45 000 – полную стоимость патента;
- в строке 050 – 25 874 – сумму вычета за счёт взносов, перечисленных в августе;
- в строке 060 – 15 000 – вычет, отражённый ранее в рекомендованной форме, за счёт взносов, уплаченных в феврале;
- в строке 110 – 40 874 – общую сумму уплаченных к моменту подачи уведомления взносов;
- в строке 120 – 25 874 – сумму, на которую ИП снижает стоимость патента сейчас (из строки 050);
- в строке 130 – 15 000 -– сумму взносов, которая уже была учтена в цене этого патента (в поданном ранее уведомлении она должна быть отражена по строке 120);
- в строке 140 – 0, то есть все уплаченные на день подачи уведомления взносы учтены в стоимости патента.
Итак, мы разобрали заполнение уведомления об уменьшении стоимости патента по форме КНД 1112021. В заключение напомним важное правило – подавать его нужно после того, как фактически перечислены страховые взносы и прочие суммы, подлежащие вычету.
Бесплатная консультация по налогообложению
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Объединение-2022: неизбежно и полезно?
Следующий год пройдет под знаком борьбы за территории
До Нового года осталось меньше месяца, а это значит, что пора приступать к традиционному подведению итогов уходящего 2021-го и делиться ожиданиями от следующего электорального цикла.
Прогнозы — дело неблагодарное, что отлично доказала пандемия коронавируса, которая свела на нет очень много планов и амбициозных замыслов на земном шаре. Но один процесс в региональной политике мы можем предсказать уже сейчас с вероятностью сто процентов: следующий год однозначно пройдет под знаком объединения территорий.
Процесс, который стартовал в далеком 2015-м году с создания Удомельского городского округа, шел, то притормаживая, то ускоряясь, шесть лет, и должен быть доведен до логического завершения. На это усиленно намекает и график выборов — 2021: например, в Торжокском районе пронесется шквал маленьких поселковых избирательных кампаний.
Нетрудно догадаться: раз объединение напрямую затрагивает деятельность поселковых органов власти, меняя формат работы сельских чиновников и депутатов, два процесса должны пройти одновременно.
Ведь, согласитесь, как минимум глупо сначала класть трубы, а потом приниматься за укладку асфальта — а в случае с Торжком и Торжокским районом объединение, как бы не противились люди, чьи личные коммерческие интересы затронет это событие — это еще и вопрос будущего, вопрос развития города и района.
Именно поэтому мы и хотим сегодня еще раз напомнить о том, что же это такое — объединение, и насколько успешным оказался в Тверской области этот политико-административный процесс.
Глобализация и тверские беды
Начнем с того, что не стоит считать объединение территорий, то есть создание новых «укрупненных» единиц — городских, муниципальных округов и районов — сугубо тверским и даже российским явлением.
Хотя из песни, конечно, слов не выкинешь. Отправной точкой объединения стал, полагаем, в свое время не очень веселый демографический и социальный тренд: население утекает с сельских территорий, их маленьких городов. И все чаще приходится говорить об обезлюдивании в муниципалитетах и о необходимости удерживать территории.
Сразу оговоримся: как бы мы ни ругали (по делу!) оптимизацию социальной инфраструктуры на селе в нулевые, затеянную чиновниками-менеджерами, когда под нож пускались малые школы, дома культуры, библиотеки, больницы, но ведь отток людей в крупные города начался в Тверской области, как и по всей стране, еще в поздние советские годы.
Уже в восьмидесятые можно было по пальцам пересчитать успешные сельхозпредприятия, показывавшие стабильность и рост, как и малые города и веси с приростом населения. И в этом мы совпадали, как ни странно, с нашими заклятыми «друзьями» — Европой и США, где наметился точно такой же тренд на глобализацию: рост мегаполисов, усиление крупных корпораций и деградацию периферии.
Все же знают историю Детройта, города, который умер вслед за закрытием градообразующих производств?
Читатели в курсе: когда речь заходит о территориях, мы задаем местным чиновникам самые острые и жесткие вопросы. Разумеется, свою лепту в процесс деградации внесли и бездарные, безграмотные, коррумпированные руководители районного и поселкового уровня, которых, увы, всегда было предостаточно. Но будем объективны: это лишь ускорило и усугубило мировой тренд.
Большие города растут, а малые территории борются за выживание. Но все вменяемые руководители, начиная с руководства страны, нацелены на удержание территорий. Неслучайно ведь недавно и Президент Владимир Путин горько обмолвился: население всей страны не может жить в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге.
Чем дал понять: за территории государство будет биться до победного.
Но первым делом нужно разорвать порочный замкнутый круг, суть которого вот в чем: для того, чтобы молодежь не бежала в большие города, а возвращалась, отучившись, на малую родину, территории должны начать, как положено, развиваться.
Человек не будет жить там, где у него нет будущего, нет перспектив! Но после многих лет вымывания самой «головастой» молодежи, самых трудоспособных и перспективных кадров сейчас на территориях крайне трудно найти людей, способными быть мощными, грамотными, сильными, а тем более антикризисными управленцами. Круг замкнулся! Оговоримся: знаем много активных сельских глав и депутатов, которые искренне радеют за свою территорию и буквально горят на работе. Но одного желания мало! Нужны знания, нужен административный и политический вес, нужно умение вести диалог с руководителями высших звеньев и потенциальными инвесторами: иначе тупик.
Думается, именно демография, страшный кадровый голод и низкая эффективность чиновников стали причиной постепенного тихого демонтажа местного самоуправления на малых территориях и запуска процесса объединения. Это не что иное, как государственная антикризисная мера по спасению провинции, и то, что происходит в Тверской области — лишь часть большого федерального процесса.
Страхи, плюшки и итоги
Каким же образом объединение территорий должно было поспособствовать их спасению и развитию? Механизмы — и это многократно объяснялось как представителями власти, так и осознающими неотвратимость процесса журналистами — очень просты. По большому счету при объединении происходит всего лишь несколько вещей: главную ответственность и управленческий функционал берет на себя руководство новообразованного округа, два бюджета сливаются в один, а поселковые администрации становятся филиалами администрации округа и работают под плотным присмотром. Что значит «берет на себя ответственность»? Значит, готовит заявки на участие в программах и пробивает это участие, добывает дополнительное финансирование из регионального кошелька, лоббирует интересы территории с подключением депутата ЗС, депутата Госдумы. То есть делает как раз все то, на что у поселковой власти не было ни ресурсов, ни возможностей, ни веса.
Понятно, что на слово «укрупнение» у населения аллергия со времен «чудесника» Хрущева. Понятно, что любое телодвижение в административном устройстве — это всегда стресс, и такие вещи являются непопулярными.
К тому же людей активно запугивали «страшилками» о росте жилищно-коммунальных тарифов и транспортных расходов, о лишении сельских надбавок и будущих проблемах с получением справок… Ни один из слухов в итоге не подтвердился, и пугалки сошли на нет.
Тем не менее, с самого начала региональная власть приготовила неплохие «плюшки» за объединение — своего рода компенсацию за стресс.
Все новые городские, муниципальные округа и районы получали солидные суммы из областного бюджета на развитие и «зеленый свет» на участие в региональных программах: в том числе программах поддержки местных инициатив.
Отдельный разговор — о перспективах участия в федеральных программах: дело в том, что в них прописаны жесткие критерии, которым должны соответствовать территории. Один из таких критериев — численность населения и размер местного бюджета. Зависимость прямая: чем больше местный бюджет, тем больше будет и федеральная целевая субсидия. Ну а малочисленные территории в крупные программы просто не берут.
Итак, первым в череде объединенных территорий стал Удомельский городской округ, и вокруг предстоящего объединения, напомним, в Удомле разгорелись нешуточные политические и информационные страсти. Вились знамена, социальные сети были завалены леденящими кровь постами, монетизировать протест в город понеслись все политические аферисты из полуразваленных партий. Дальше должны идти титры: прошло шесть лет… Страсти давно утихли, и даже самые ярые противники объединения задним числом признают: да, это пошло на пользу. Наконец началось благоустройство, строительство и ремонт социальных объектов, и даже в сложных взаимоотношениях местной власти и руководства КАЭС наметилась оттепель.
Практически безболезненно с политической точки зрения пережили объединение такие территории, как Осташков и Осташковский район, Андреаполь и Андреапольский район, Лихославль и Лихославльский район, Спирово и Спировский район, Сандово и Сандовский район, Пено и Пеновский район, Селижарово и Селижаровский район, Красный Холм и Краснохолмский район, Молоково и Молоковский район, Рамешки и Рамешковский район, Лесное и Лесновский район, Кашин и Кашинский район, Оленино и Оленинский район. Большинство из перечисленных территорий сейчас в передовиках и отличниках по части политической тишины, устойчивости административного ресурса. Но не только: замечено, что объединенные территории легче и с меньшими потерями прошли через социально-экономическое испытание пандемией. Именно они в верхней части всех таблиц по участию в национальных проектах и областных программах, по ремонтам дорог и социальных объектов, по количеству выигранных заявок ППМИ. Именно эти территории мы чаще всего видим в новостях об инвестициях и запусках новых производств, о создании общественных пространств и развитии городской среды. Именно их руководители чаще всех присутствуют на областных мероприятиях, и именно к ним чаще всего заглядывает губернатор. Мы не упомянули в этом списке о Нелидове, где также произошло объединение: но это тот случай, когда территорию тянет на дно бардак в местной власти и нескончаемые политические дрязги. Тут, как говорится, одной пилюлей не обойтись, нужно хирургическое вмешательство. Отдельный разговор и о Весьегонском районе, где объединение встретили с боем и ярым сопротивлением, о чем писали в том числе и мы. Но и здесь вопросы были не столько к объединению, сколько к местной власти. По прошествии времени они никуда не делись, но политический градус на территории явно спал. То же самое, кстати, можно сказать и о Западной Двине: какими бы сложными ни были взаимоотношения местных элит, оставшихся, как говорится, без твердой хозяйской руки, но после объединения и там наступило относительное политическое затишье.
Информационные войны с политическим контекстом разом обрубило после объединения и в Вышнем Волочке, теперь уже являющимся муниципальным округом.
Там, к слову, очень неплохо использовали открывшиеся при объединении возможности, побив все рекорды по числу выигранных заявок ППМИ и войдя в ряд ранее недоступных больших программ.
Благодаря этому, например, в местном драмтеатре появился автобус. И таких приятных, но важных «мелочей» — десятки.
Самой же показательной в этом смысле территорией является все то же Оленино. Олег Дубов смог выжить из объединения по максимуму! За пять лет в Оленино заменено почти 90 % асфальта, а в Мирном все 100 %. Благоустроено несколько десятков дворовых территорий, построен мост через реку Береза. В самой большой местной школе появился мини-кванториум, прошли ремонты, благоустройство. В местном ДК прошло большое переоснащение. В восьми сельских школах было ликвидировано печное отопление, в основном за счет областного бюджета. В самом Оленино ремонтировались тротуары и пешеходные дорожки, к юбилею поселка была расчищена и благоустроена ранее заваленная мусором территория, высажена аллея каштанов. Округ впереди планеты всей по количеству реализованных объектов ППМИ — за счет этого, например, было модернизировано уличное освещение на всей территории. В двух поселениях открылись ФАПы, а в самом Оленино — современный МФЦ. Ремонтируются теплотрассы, устанавливаются контейнерные площадки. Территории удалось дополнительно привлечь за несколько лет больше 200 миллионов из областного кошелька! Вот что может случиться на волне объединения там, где работают профессиональные, грамотные чиновники, живущие по принципу «все в дом, все на территорию».
Кто на новенького?
Еще одним подтверждением успешности запущенного процесса объединения стали итоги выборов — 2021. Тенденция налицо: на объединенных территориях кампания прошла максимально спокойно, предсказуемо для административного ресурса и партии власти. Именно там «ЕР» и ее кандидаты получили самый высокий процент — даже там, где, например, в рамках выборов в ЗС были выдвинуты откровенно проблемные кандидаты. Волнительные минуты и часы были пережиты партией там, где идут многолетние внутриэлитные войны, где на противоречиях городских и районных руководителей играют целые коммерческие группы и политические проходимцы… В первую очередь, мы имеем в виду, конечно же, Торжок. Тот самый Торжок, который еще два года назад мог объединиться с Торжокским районом, получить мощный бюджет, областные финансовые вливания и прививку от будущих политических войн. Но, как говорится, не случилось, а позже стали известны имена, пароли и явки тех богатых и влиятельных инициаторов срыва объединения, которые и поставили своими кошельками подножку процессу.
Выиграл ли от этого Торжок? Конечно, нет! И судя по тому, с каким скрипом партия власти «отскочила» осенью-2021 в Торжке, так считаем не только мы, но и горожане.
Выиграл ли от саботажа двухлетней давности Торжокский район? Тоже нет! Ведь, несмотря на появление в районе сильного руководства с мощной областной поддержкой, территории по-прежнему не обойти ограничения по формальным признакам для участия в важнейших программах. А без этого не может быть рывка.
Что дальше? Какой путь в новом электоральном цикле выберет Торжок и Торжокский район — второй виток саботажа или перезагрузку с жизнь с чистого листа? Это, пожалуй, и есть ключевая точка во всей новейшей политической истории двух территорий.
Похожие сюжеты мы видим и в ряде других муниципалитетов. Впрочем, каждый из них достоин отдельной статьи и отдельного анализа.
Пока же еще раз скажем о главном: если словом — 2021 вновь был всем надоевший «ковид», то в 2022-м году как минимум в политическом словаре у него может появиться конкурент.
Ведь государство не может жить в режиме недомолвок и незавершенных дел: особенно когда речь о масштабных административных преобразованиях ради спасения территорий.
Василий ОРЛОВ
Наступит ли объединение?
«Круглый стол» на тему «Наступит ли объединение территорий?» (видео)
Александр Меньщиков: «Объединение Торжка и Торжокского района создаст эффект масштаба»
Как заполнить новую форму КНД1112021 по уменьшению суммы патента?
В начале 2021 года у ИП наконец-то появилась возможность уменьшить сумму патента на величину уплаченных страховых взносов. Я уже писал про это в прошлой статье.
Депутаты очень долго тянули с принятием решения, поэтому налоговая инспекция выпустила форму КНД1112021 в авральном режиме, забыв учесть некоторые моменты.
Прошло полгода, и ФНС разработала новую форму КНД1112021, но и тут не обошлось без ошибок. В данной статье я покажу вам, как правильно заполнить данную форму.
Заполнять форму удобнее в программе Налогоплательщик ЮЛ с сайта налоговой, но можно сделать это и вручную, скачав образец в формате PDF по ссылке. Новая форма КНД1112021 состоит из трех листов. С титульным листом все просто: вводим свой ИНН, код вашей налоговой инспекции, ФИО и отчетный период (год вводится в конце автоматически).
Внизу указываем, кто подает форму — налогоплательщик или представитель ИП, ФИО, телефон, дату и подпись. Также напишите количество листов — 3, лишним не будет.
На листе А, строка 010 указываем номер вашего патента — он указан в бумажном уведомлении, которая прислала вам налоговая, или же его можно посмотреть в вашем личном кабинете налогоплательщика.
Строка 020 — 025: вводим даты действия патента. Строка 030 — указываем, есть ли у вас работники или нет.
Напоминаю, за себя как ИП вы можете уменьшить патент на 100% суммы страховых взносов, но если есть работники — только на 50%, ЗАТО во втором случае сюда же плюсуем выплаты за сотрудников.
Строка 040 — общая сумма патента, которая указана в вашем уведомлении из налоговой, причем неважно, какой раз вы подаете заявление на уменьшение данного патента — общая сумма не меняется.
Строка 050 — величина уже уплаченных вами страховых взносов, на сумму которых вы хотите уменьшить патент (обычно равна сумме патента или меньше, если не хватает взносов). Строка 060 — указываете 0, если подаете заявление в первый раз.
Если уже подавали, пишите здесь сумму, на которую уменьшали ваш патент.
Лист Б, строка 110 — сумма всех страховых взносов, которые вы уже уплатили с начала года. Предположим, в марте вы оплатили 10560 рублей, а сейчас доплатили еще 30000 рублей, общая сумма — 40560. Строка 120 — сумма страховых взносов, на которую происходит уменьшение патента в данном уведомлении (расчет автоматически).
Строка 130 самая интересная, именно здесь допущена опечатка — 050 необходимо читать как 060. Мы решили, что подаем заявление в первый раз, поэтому указываем 0.
Если вы уже подавали формы по уменьшению патента, указываем здесь суммы от всех ваших уведомлений с начала года. Строка 140 — остаток страховых взносов после уменьшения патента, просто вычитаем из строки 110 строки 120 и 130: 40560-30000-0=10560 рублей.
Эту сумму мы сможем использовать для уменьшения другого вашего патента, если такой имеется.
Нажимаем в программе Р с галочкой, происходит расчет документа. Заполненную форму подписываем и сканируем. Скан высылаем в налоговую через «Обращения» в вашем личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru или отвозим оригинал в инспекцию лично. Также можно заполнить форму в личном кабинете на сайте налоговой.
Наблюдение за наблюдающими
В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) правительство создает цифровую платформу мониторинга контроля и надзора в России — все существующие сейчас информсистемы, задействованные в ней, будут связаны.
Интегрированная среда для управления КНД, по расчетам правительства, позволит продолжить одну из крупнейших реформ за последние десятилетия.
На первом этапе ресурсы для этой реформы конечны, в дальнейшем унификация взаимодействия в КНД и возможность быстрой модернизации административных процессов в госорганах позволят управлять административной нагрузкой на экономику намного более эффективно.
Как стало известно “Ъ”, в аппарате правительства создается так называемая цифровая платформа мониторинга КНД — инструмент, объединяющий всю имеющуюся у органов власти информацию о том, что происходит в этой сфере.
Основные задачи проекта — объединить все информсистемы госструктур, участвующих в контрольно-надзорной деятельности, обеспечив аналитическую обработку этой информации в режиме реального времени на территории всей страны.
По данным “Ъ”, проект цифровой платформы, инициированный главой аппарата правительства вице-премьером Дмитрием Григоренко, рассматривается как новый этап (его сроки пока не определены) в реформе КНД, идущей с 2017 года, и позволит продолжить ее в новом качестве — как постоянно управляемый процесс.
Напомним, сама по себе реформа включала несколько связанных треков, каждый из которых считался отдельной проблемой.
С точки зрения бизнеса смежными проблемами были практики КНД в проверяющих госструктурах (большая административная нагрузка на проверяемых, коррупция и угроза разрушения бизнеса, архаичность технологий проверок) и сложность и фрагментарность требований к проверяемым (всякий контролер имел свои правила проверок).
Часть правительства считала проблемами состояние законодательства (множество устаревших требований), отсутствие систем управления рисками, нечетко определенные поля контроля разных госструктур и их пересечения (последствия — от внутренних конфликтов в органах власти до избыточной траты ресурсов на КНД) и неэффективность КНД как таковой.
Наконец, позже выявились более системные сложности: исправление конкретных проблем КНД было, по сути, разовым, а управлять этой деятельностью как чем-то единым было невозможно из-за отсутствия общей информации о происходящем и дороговизны и сложности тотальной цифровизации всей КНД.
Со второй половины 2020 года реформа, из-за пандемии почти выпав из общественного поля зрения, вошла в новую стадию.
Так, в рамках «регуляторной гильотины», охватывающей 190 видов госконтроля и почти 500 тыс. обязательных требований, было отменено 12,3 тыс. нормативно-правовых актов (9,3 тыс.
— советского времени) и около 33% требований, значительная часть — упрощены (впрочем, из-под действия этой части реформы КНД заранее была выведена значительная часть сферы работы силовых органов). Установлены и постоянные механизмы консультаций с бизнесом и экспертами по введению новых обязательных требований.
Законодательство в этой сфере было обновлено, велась и унификация подходов к проверкам и к системам управления рисками в органах КНД. Наконец, создавались интерфейсы взаимодействия проверяемых и проверяющих, включая цифровые.
Впрочем, на этом этапе, видимо, стало очевидно, что ресурсы подобных реформ велики (что и обеспечило популярность реформы КНД по крайней мере в бизнес-сообществе), но не безграничны: риск-ориентированный контроль в каждом госоргане будет специализироваться, а вся система — терять стройность и управляемость.
Цифровая платформа мониторинга КНД призвана решить большую часть этих проблем: по существу, это новый этап реформы, реализующий на практике положения нового закона о госконтроле и его так называемого закона-спутника 170-ФЗ. В рамках этого проекта объединяются все созданные в КНД информсистемы, в том числе уже объединяющиеся сейчас в рамках нового закона о госконтроле.
Напомним, по нему созданы и запущены в 2020–2021 годах в промышленную эксплуатацию три госинформсистемы: единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (он приходит на смену Единому реестру проверок, существовавшему в том числе для их согласования с прокуратурой), единый реестр видов контроля и информсистема досудебного обжалования.
По ней с августа 2020 года по 30 июня 2021 года Белый дом в 19 контрольных ведомствах по 63 видам контроля провел эксперимент, признанный успешным: досудебное обжалование действий органов КНД было обязательным для всех, создан электронный интерфейс по жалобам.
С 1 июля по 59 видам контроля досудебное обжалование в единой системе обязательно, с 1 января 2023 года оно станет обязательным для всех видов госконтроля, упомянутых в новом законе о нем.
К этому времени единая цифровая платформа должна сильно расширить возможности правительства в КНД.
За счет доступа к аналитике по всем видам контроля в режиме реального времени, сопоставления ее с данными ГАС «Управление» и другими госинформсистемами, в том числе бюджетными, станут возможными детальные и достоверные оценки деятельности КНД, ее результативности, а также связи особенностей ее устройства в конкретном органе с показателями. Но, видимо, главное в идее цифровой платформы — то, что это настраиваемая и масштабируемая система, позволяющая продолжить реформу КНД во внепроектном режиме. В «гражданской» части возможна постоянная динамическая адаптация КНД к нуждам экономики — предыдущий этап реформы этого не предполагал.
Дмитрий Бутрин