Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина

Подробности Опубликовано: 12.06.2020 10:24 Якеева Ирина Владимировна Просмотров: 27210 Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина

Аннотация: в статье рассмотрен порядок получения от государства субсидий на частичное возмещение  понесенных потерь предприятиями малого и среднего бизнеса, ИП пострадавшим в результате ограничительных мер, введенных решением Правительства в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В том числе, рассмотрены условия получения субсидий, порядок расчета причитающейся суммы, сроки подачи заявления на получение субсидии. Раскрыты вопросы их бухгалтерского и налогового учета, приведены примеры бухгалтерских проводок.Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №10). Ключевые слова: льготы организациям при коронавирусе, льготы во время коронавируса, коронавирус льготы для малого бизнеса, коронавирус льготы по налогам, субсидии в связи с коронавирусом, коронавирус льготы для ИП, коронавирус субсидии для малого бизнеса в 2020, коронавирус субсидии для ИП, меры поддержки бизнеса коронавирус, помощь бизнесу от государства при коронавирусе, перечень ОКВЭД для получения субсидий при коронавирусе.

1. Порядок получения субсидий предприятиями малого и среднего бизнеса

Организации и предприниматели, пострадавшие в результате ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в соответствии с принятыми решениями  Правительства имеют право на получение субсидий от государства на частичное возмещение  понесенных потерь.

Правила получения данных субсидий утверждены Постановлением Правительства от 24.04.

2020 N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» [1].

1.1. Условия получения субсидий

Условия получения субсидий состоят из следующих пунктов:

  • организация (предприниматель)  должны относится к субъектам малого и средне-го бизнеса. Критерии малого и среднего бизнеса перечислены в законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (табл.1).

Табл. 1. Критерии получения субсидий

Вид критерия Парметр Условия
Критерии общие для всех Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год
  • 15 человек – для микропредприятий,
  • 16–100 человек – для малых предприятий,
  • 101–250 человек – для средних предприятий.
 Критерии общие для всех Доходы за год по правилам налогового учета не превысят
  • 120 млн руб. – для микропредприятий,
  • 800 млн руб. – для малых предприятий,
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий.
Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации
  • Не более 25 процентов принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
  • Не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Дополнительные критерии для АО Суммарная доля участия в капитале
  • Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
  • Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
  • условия, для получения субсидии в соответствии с п. 1.3  Правил, утвержденных  Постановлением Правительства от 24.04.2020 г. №576:
    • заявитель включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г.;
    • отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, отнесена к пострадавшим отраслям экономики. Перечень ОКВЭД для получения субсидий при коронавирусе утвержден Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». 
    • заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена про-цедура банкротства и не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
    • заявитель по состоянию на 1 марта 2020г. не имеет задолженности по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 руб. При этом в расчет принимается и имеющаяся у заявителя переплата по налогам;
    • количество работников у заявителя в апреле и мае составило не менее 90% от ко-личества работников в марте 2020 г. Если в марте работников было 9 человек и меньше, то допустимое снижение численности – 1 человек;
    • заявитель своевременно представил в ПФР сведения по форме СЗВ-М за март 2020 г.

Порядок расчета причитающейся суммы  субсидии (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576):

  • субсидия выплачивается за 2 месяца: апрель и май 2020 г. 
  • ежемесячный размер субсидии – 12 130 руб. на каждого работника по числу  работников, числящихся в марте 2020 г.
  • размер субсидии для заявителя  рассчитывается по данным отчета СЗВ-М, сданного за март 2020г.
  • предприниматель дополнительно получает 12 130 руб. за апрель и 12 130 руб. за май на себя лично. 

Сроки подачи заявления на получение субсидии (п. 5 Правил, утв. Постановлением  Правительства от 24.04.2020 N 576):

  • для получения субсидии за апрель – не позднее 1 июня 2020 г.;
  • для получения субсидии за май – с 1 июня до 1 июля 2020 г. 

2. Порядок отражения субсидий в учете, их автоматизированные формы в КИС

2.1. Бухгалтерский учет

Средства, полученные организациями и предпринимателями из федерального бюджета в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции являются государственной помощью. Исходя из чего, бухгалтерский  учет данных средств у их получателя  ведется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000г.N92н. Рассмотрим порядок их учета в соответствии с РСБУ и нормам налогового законодательства РФ принимая во внимание тот факт, что данный вид государственной помощи (субсидия) не является строго целевым. Хотя предоставляется она для частичной компенсации затрат организаций и предпринимателей на оплату труда работников в апреле-мае 2020 года и рассчитывается исходя из количества работников, но  дается  работодателю на покрытие его расходов. В соответствии с ПБУ 13/2000 [2]:

  • организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения;
  • бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями субсидирования отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов (счет № 86).

Для учета поступавших сумм субсидий в бухгалтерском учете получателя средств в соответствии с ПБУ 13/2000 используется  счет № 86 «Целевое финансирование». 

Если предприятие уже имеет иные виды целевых поступлений, то  к счету № 86 «Целевое финансирование» имеет смысл открыть субсчета по видам целевых поступлений. Например, счет 86 субсчет 01 «Субсидии полученные».

Учитывая, что основное назначение субсидии — покрытие расходов организации/ работодателя и основное ее направление использования —  возмещение понесенных затрат/расходов, которые на момент получения субсидии могут быть произведены или еще нет.

Списание произведенных расходов производится в бухгалтерском учете  с использованием счета № 91.1 «Прочие доходы» [3]. Основные бухгалтерские проводки по отражению получения и использования субсидий отражены в табл.2.

Табл. 2. Бухгалтерские проводки для субсидий

Дебет счета Кредит счета Основание
1 51  86 Выписка банка. Зачисление субсидии на расчетный счет.
 2 86  91.1 Отнесение произведенных расходов (в т.ч. на оплату работникам) за счет полученной субсидии.

Если субсидия получена, но не все расходы организацией начислены, то неиспользованная сумма останется как сальдо на счете № 86 «Целевое финансирование» до полного ее использования. 

2.2. Пример

ООО «Маяк» получило в мае на расчетный счет  субсидию – 242 600 руб. Начислена и выплачена  работникам зарплата за апрель – 121 300 руб. Зарплата за май пока не начислена. Руководство ООО «Маяк» приняло решение направить всю сумму субсидии на возмещение расходов  по  оплате труда (табл.3).

Читайте также:  Для госслужащих изменят структуру денежного содержания

Табл. 3. Бухгалтерские записи по счетам ООО «Маяк»

Дебет Кредит Сумма Основание
1 51  86  242 600  Зачислена на расчетный счет субсидия. Выписка банка. 
2 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов  на оплату труда  за апрель. Бухгалтерская  справка.
3 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов на оплату труда  при начислении зарплаты за май. Бухгалтерская  справка.
4 70 51 242 600 Зачислена зарплата за апрель и май на банковские карты работников. Выписка банка.

2.3. Налоговый учет

Рассматриваемая субсидия не является доходом  и  отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается.

Индивидуальный предприниматель также не включает ее в декларацию и   в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций не показывает. Заработная плата работников в этом случае облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно, т.к.

субсидия дается не на выплату зарплаты, а на покрытие расходов организации (ИП). 

Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»  в статью 270 НК внесены изменения. В частности, внесен пункт 48.26, согласно которому в расходы не включаются затраты, произведенные за счет субсидии.

В таком случае, организация/налогоплательщик  может решать на возмещение каких расходов  ей целесообразнее  направить использование субсидии.

Автоматизированные выходные формы по учету субсидий формируются по бухгалтерскому счету № 86 «Целевое финансирование» на основе разноски документов по данному счету (выписка банка по расчетному счету, документы по начислению затрат, бухгалтерская справка и др.) [4].

  Автоматизированные формы  должны   содержать информацию  по видам финансирования (целевых поступлений), название организаций, являющихся источником финансирования и статьи затрат, на которые были направлены полученные средства. Например, в 1С – это оборотно-сальдовая ведомость по счету 86 «Целевое финансирование» (рис.1).

Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина

Рис. 1. Пример оборотно-сальдовой ведомости из системы 1С

Хотелось бы отметить, что в настоящее время нет информации будет ли  представляться в будущем отчетность об использовании полученных средств получателями субсидий.

  Необходимо обратить внимание на то, что  учет этих средств  организуется в соответствии  с ПБУ 13/2000,  согласно которому  информация о государственной помощи подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности ее получателя.

Это Форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу (форма по ОКУД 0710005), и Форма №6 Отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006), которые является приложением  к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Если данные формы получателю субсидий необходимо будет представлять  по итогам финансового  года, то  исходные автоматизированные формы по счету № 86 «Целевое финансирование» должны быть донастроены на заполнение Формы №5 Приложение к бухгалтерскому балансу форма (по ОКУД 0710005) и Формы №6 Отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006). 

Литература 

  1. Постановление Правительства от 24.04.

    2020 N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

  2. ПБУ 13/2000 «Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 N 92н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н  «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  4. Степанова Г.А. Основы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета типовых хозяйственных операций предприятия по РСБУ и нормам налогового законодательства РФ. – Чебоксары, 2019. – 478 с. 

Выходные данные статьи

Якеева И.В. Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции // Корпоративные информационные системы. – 2020. – №2(10). – С. 1-7. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/issue-10/80-2020-10-grantmanagement.

Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина

Об авторе

 Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина Якеева Ирина Владимировна – практикующий специалист по  бухгалтерскому учету, профессиональный бухгалтер, действительный член ИПБ России. Принимала участие в проектах по внедрения и автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С, созданию и ликвидации предприятий. Имеет 20-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке финансовых, нефтяных, торговых и производственных предприятий.

Статьи выпуска №10

Как отражать в бухучете расходы и субсидии, связанные с коронавирусом, рассказал Минфин

Как учитывать расходы из-за коронавируса: разъяснение Минфина

По разному учитываются расходы, направленные на безопасность работы, и расходы, не приводящие к доходам. Также разъяснено, как учесть «экстренные» ОС, НМА, НПЗ, помощь от государства и «прощенные» налоги.

Минфин выпустил руководство для бухгалтеров о бухучете необычных операций, необходимость которых вызвана распространением коронавируса, а также – связанных с преодолением кризиса («информация» № ПЗ-14/2020).

Безопасность рабочего процесса

Обязанностью работодателя, установленной ТК, является, среди прочего, обеспечение безопасных условий труда. С учетом этого и требований ПБУ 10/99 «Расходы организации» в качестве расходов по обычным видам деятельности надо учитывать оплату следующих услуг, направленных на защиту от инфекции:

  • тестирование работников на коронавирус и иммунитет к нему;
  • дезинфекция рабочих помещений;
  • связь с дистанционными работниками;
  • доставка работников до места работы и обратно в период режима повышенной готовности.

Если все это производится полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

Расходы без отдачи

В составе прочих расходов (отличных от расходов по обычным видам деятельности) учитываются:

  • зарплата за время нерабочих дней с 30 марта по 8 мая;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с пандемией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и другое);
  • расходы на благотворительность в связи с пандемией (перечисление денег пострадавшим лицам; приобретение для медучреждений специализированного оборудования; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, другое).

Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением коронавируса, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Запасы, основные средства, НМА

Информация о материально-производственных запасах, приобретаемых во время пандемии, формируется с учетом ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Такими МПЗ могут быть средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, другое), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы и так далее), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты), дезинфицирующие средства.

К тому, что, будучи приобретенным в связи с эпидемией, отвечает критериям ОС, применяется, соответственно, ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Такими объектами может быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.

Минфин не забыл также и про то, что новые реалии могли потребовать приобретения кое-каких нематериальных активов. Тут применяется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Таковыми могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с новыми условиями работы.

Пострадавшие, получающие субсидии, бюджетные кредиты и другое, применяют ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Информация о видах госпомощи раскрывается в бухотчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

Бюджетные средства к бухучету принимаются по мере фактического получения либо при наличии уверенности, что:

  • условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • указанные средства будут получены.

Во втором случае средства отражаются в бухучете как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.

Списание бюджетных средств на финансирование текущих расходов производится в периоды признания этих расходов. Если они уже понесены в предыдущие периоды, то относятся на увеличение финансового результата. Если на момент получения субсидий часть расходов еще не осуществлена, то неиспользованная сумма бюджетных средств временно учитывается на счете 86 «Целевое финансирование».

Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится по мере начисления амортизации или в течение периода признания расходов (для активов, не подлежащих амортизации).

При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования по мере начисления амортизации на финансовые результаты.

Бюджетные кредиты и «прощенные» налоги

Бюджетные кредиты отражаются в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Если кредит условно невозвратный (например, при условии сохранения не менее 90% численности работников), и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит необходимые условия, то средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

ПБУ 13/2000 не применяется в связи с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией). В этом случае следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Информация о госпомощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах, некоммерческой организацией – в отчете о целевом использовании средств.

Некоторые пострадавшие освобождены от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года.

Сумма, на которую организация освобождена от налога на прибыль, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Аналогичные суммы по другим налогам и взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.

Налоговый учет расходов на COVID-19: все, что нужно знать | «Правовест Аудит»

Принимаемые государством меры для борьбы с COVID-19 повлекли за собой образование у организаций дополнительных статей расходов. Рассмотрим, как их учитывать в целях налогообложения прибыли с учетом разъяснений Минфина и ФНС.

Расходы на профилактику коронавируса включают в себя следующие затраты:

  • на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты (маски, перчатки, антисептики и пр.)
  • на дезинфекцию помещения;
  • на приобретение и установку дополнительного оборудования: сушилок для рук, дозаторов для жидкого мыла, санитайзеров и пр.;
  • на реализацию иных мер по предупреждению и предотвращению распространения COVID-19 среди работников (Письма ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@, Минфина России от 23.06.2020 N 03-03-06/1/54256, от 14.05.2020 г. N 07-01- 09/38974).

В НК РФ было уточнено, что расходы, понесенные для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции организация, исчисляя Налог на прибыль, учитывает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как «расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Таким образом, чтобы учесть расходы на профилактику заражения COVID-19 в целях налогообложения прибыли важно, чтобы принятые меры вытекали из требований органов государственной власти или местного самоуправления.

Поэтому для того чтобы обосновать расходы на профилактику коронавируса организации необходимо ознакомиться и учитывать в ходе принимаемых «антиковидных» мер не только федеральные требования, но и нормы регулирования, действующие в регионе, где она осуществляет деятельность.

Тем более, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.

3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» губернаторам и территориальным органам Роспотребнадзора предоставлены полномочия самостоятельно определять мероприятия по профилактике коронавируса:

  • режим изоляции лиц, прибывших в регион (дома или в обсерваторе);
  • введение социальной дистанции — 1,5-2 метра;
  • введение масочного режима и правил дезинфекции;
  • использование мер социального разобщения (прекращение работы точек общепита, розничной торговли, перевод сотрудников на удаленный формат работы, перевод учащихся на дистанционное обучение; максимальное ограничение контактов в случае распространения вируса) (п. 4.1. СанПиН).

Таким образом, региональные власти вправе возложить на организацию-работодателя обязательства по профилактике коронавируса, для выполнения которых потребуется нести расходы.

Подробнее о требованиях к работодателям по профилактике коронавируса в Москве

К сведению!

Обеспечение работников масками, перчатками, антисептиками и пр.

средствами защиты от COVID-19 не образует объект обложения НДФЛ и страховыми взносами, поскольку не приводит к возникновению экономической выгоды у работников (п. 1 ст. 41, ст. ст. 208, 209, 420 НК РФ, п.

 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)).

Чтобы избежать споров с налоговой инспекцией по вопросу включения расходов на коронавирус в налоговый учет организации следует изначально позаботиться о комплекте документов, подтверждающих как факт совершения затрат, так и их связь с борьбой с коронавирусом и выполнением требований законодательства.

По нашему мнению, поскольку расходы на предотвращение распространения коронавируса учитываются как расходы на обеспечение нормальных условий труда, организации следует:

1. Внести дополнения в Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда.

Указанный Перечень, а также вносимые в него дополнения утверждаются приказом руководителя организации. Отметим, что унифицированной формы данного документа не установлено законодательством, каждый работодатель вправе разработать его самостоятельно.

В частности, в Перечне фиксируется необходимость обеспечить работников медицинскими масками с учетом указания Роспотребнадзора, необходимость проведения дезинфекции помещений, измерения температуры у работников и иные мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности работников в период COVID-19.

На основании сформированной информации происходит планирование затрат на реализацию указанных мероприятий, составляется смета. В Перечне следует также указать лиц, ответственных за выполнение и соблюдение утвержденного плана.

2. Разработать и утвердить нормативы выдачи средств индивидуальной защиты, расходов на дезинфекцию и т.п.

Отметим, что для беспроблемного учета вышеуказанных расходов, и в частности затрат на закупку средств индивидуальной защиты, они должны быть сопоставимы с количеством работников, частотой проведения дезинфекций и очистки поверхностей, а также площадью помещений, санитарную обработку которых необходимо произвести. На это указала ФНС России в письме от 13.08.2020 №СД-4-3/13046@.

ФНС России разъяснила, что при определении сопоставимых затрат и расчете необходимых расходов работодателям нужно ориентироваться на рекомендации Роспотребнадзора по организации работы предприятий в условиях распространения COVID-19, сформулированные в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (пункты 4.8 — 4.11). Приведем некоторые рекомендации в Таблице.

Таблица. Рекомендации по проведению мероприятий по профилактике коронавируса.

Мера защиты Требования
Дезинфекция помещений
  • проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
  • дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 — 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;
  • оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
Применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа количество облучателей определяется из расчета на объем помещений, а также режима их работы (определяется в соответствии с инструкциями к данным установкам).
Обеспечение работников СИЗ обеспечение работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток

3. Оформить и иметь первичные документы, подтверждающие как расходы на приобретение «антикоронавирусных» средств, так и их выдачу работникам.

Приобретение рассматриваемых средств подтверждается стандартным комплектом документов (товарные накладные, договоры). Выдача средств индивидуальной защиты работникам фиксируется записью в личной карточке по форме, установленной Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.

2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Соответствующие карточки могут оформляться как в бумажном, так и в электронном виде (п. 13 правил).

Также рекомендуем работодателю вести журнал/ведомость учета выдачи средств индивидуальной защиты с указанием списка получивших их работников.

Организация вправе учитывать расходы на тестирование коронавируса при исчислении налога на прибыль в соответствии с подп. 7 п. 1 ст.

 264 НК РФ как расходы, направленные на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, если обязательное проведение теста на коронавирус предусмотрено законодательством, в т.ч. требованиями местных органов власти (письма от 25.06.2020 № 03-03-07/54757, от 23.06.2020 № 03-03-06/1/54256).

Например, в Москве в соответствии с пунктами 2.4 — 2.6 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ московские работодатели обязаны обеспечить проведение тестов на коронавирус в отношении не менее 10% работников в течение каждых 15 календарных дней, а также организовать проверку работников на наличие иммунитета к нему.

Для подтверждения указанной группы расходов необходимо иметь:

  1. приказ руководителя о необходимости работникам пройти тестирование на коронавирус с указанием конкретного списка лиц, которым приказ адресован. Рекомендуем также включить необходимость взятия теста на коронавирус в Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда;
  2. документы, подтверждающие, что соответствующие расходы были фактически осуществлены.

Отметим, что процесс проведения тестирования работников может осуществляться одним из следующих способов:

  • работодатель самостоятельно заключает Договор с медицинской организацией на взятие тестов на COVID-19 у работников и оплачивает соответствующие Услуги напрямую медицинской организации;
  • работники делают тест на коронавирус самостоятельно. В этой ситуации работодатель возмещает затраты работника на анализ или же изначально выдает ему деньги под отчет на оплату анализа.

Обратите внимание!

Компенсация расходов работников на прохождение теста на коронавирус не облагается НДФЛ. В то же время в отношении уплаты страховых взносов налоговые и финансовые органы высказываются менее однозначно.

По мнению Минфина России, если организация оплачивает стоимость тестирования напрямую медицинской организации, то страховые взносы не уплачиваются.

Если же работодатель возмещает стоимость теста работникам, то суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общем порядке (см., например, письмо Минфина России от 07.07.2020 N 03-15-06/58517).

На наш взгляд, такой подход финансового ведомства не является обоснованным, поскольку расходы на тестирование коронавируса компенсируются работодателем в целях обеспечения его обязанности, такая компенсация не связана с выплатами вознаграждения работнику, оплатой выполнения им своей трудовой функции.

Следовательно, объекта обложения страховыми взносами не возникает в любом случае. В то же время с учетом разъяснений Минфина России данную позицию с большой степенью вероятности организации придется отстаивать в суде.

Чтобы минимизировать возникающие риски, рекомендуем организации самостоятельно заключать договоры с медицинским учреждением.

Подробнее про компенсацию расходов на тестирование коронавируса

Многие работодатели заботятся о своих работниках и оплачивают им проезд на такси и/или специализированных автобусах до работы и обратно, чтобы оградить их от мест скопления людей и минимизировать риски заражения COVID-19.

Такую же рекомендацию для работодателей сформулировал и Роспотребнадзор в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 он указал, что нужно «организовать для лиц, у которых отсутствует личный транспорт, доставку на работу (и с работы) транспортом предприятия, со сбором (высадкой) в определенных точках населенного пункта (п. 3.1 Письма)».

Однако, несмотря на это, Минфин России в письме от 07.08.

2020 № 03-03-06/1/69400 разъяснил, что в отношении оплаты проезда сотрудников до работы и обратно каких-либо особенностей, предоставляющих возможность учитывать расходы в целях налога на прибыль в «коронавирусный» период, не установлено. Следовательно, соответствующие расходы нельзя отнести к затратам на профилактику заражения COVID-19, руководствоваться следует общими нормами п. 26 ст. 270 НК РФ.

Минфин разъяснил особенности бухучета в связи с коронавирусом

В Информации от 16.07.2020  N ПЗ-14/2020 Минфин обобщил отдельные вопросы бухучета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения коронавируса.

  • В составе расходов по обычным видам деятельности можно учесть оплату услуг:
  • – по проведению тестирования работников на коронавирус и иммунитет к нему;
  • – по дезинфекции рабочих помещений;
  • – по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
  • – по доставке работников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности.
  • Если данные мероприятия организация осуществляла полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), такие расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
  • В составе прочих расходов организации могут учесть, например, следующие расходы:
  • – зарплату работникам за время нерабочих дней, установленных Президентом РФ;
  • – оплату вынужденного простоя из-за приостановления деятельности;
  • – штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарных норм, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности;
  • – расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации;

– расходы, связанные с благотворительной деятельностью (приобретение для медучреждений оборудования и иного имущества для выявления и лечения коронавируса; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет и врачей и проч.).

  • О материально-производственных запасах, основных средствах и нематериальных активах

К МПЗ относятся СИЗ — маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др., санитарно-гигиенический инвентарь — дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др., медицинские изделия — аптечки, тесты, др., дезинфицирующие средства (если такие объекты не относятся к ОС).

Объектами ОС могут быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.

Объектами НМА могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты соответствуют критериям НМА).

  • О государственной помощи в виде субсидий и льготных кредитов

Получатели субсидий из наиболее пострадавших отраслей экономики (на дезинфекцию, в целях частичной компенсации затрат) должны формировать в бухучете информацию о госпомощи в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

При этом информация о видах госпомощи раскрывается в бухгалтерской отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

Минфин приводит  разъяснения по бухгалтерскому учету при получении и использовании субсидии.

Также ведомство отмечает, что бюджетные кредиты (например, льготный кредит для бизнеса по ставке до 2%), предоставленные организации, отражаются в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Если при предоставлении кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

Информация о госпомощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах.

  • Об учете освобождения от уплаты налогов за II квартал 2020 года

При освобождении от обязанности уплатить за II квартал 2020 года налоги нужно учесть следующее. Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 г.

, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль согласно  ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Читайте подробнее

Как уменьшить на «коронавирусные» расходы налоги и взносы

Пандемия не только сократила выручку, но и потребовала новых затрат. Предприниматели переводили сотрудников на удалёнку, меняли формат заведений, закупали средства защиты. Некоторые из этих расходов теперь разрешили учесть в УСН «Доходы минус расходы», а если вы применяете другой налоговый режим — во взносах на травматизм. Как сэкономить — расскажем в статье.

Какими бывают «коронавирусные» расходы

  • Условно можно выделить два типа: на изменения в бизнесе и на профилактику коронавируса. 
  • Расходы на изменения в бизнесе учитывают по старым правилам. Например, на УСН «Доходы минус расходы» можно учесть:
  • — Подключение удалённых сотрудников к VoIP-телефонии.
  • — Отправку писем.
  • — Услуги курьерской службы (формально, это расходы на связь).
  • — Переход на электронный документооборот.
  • — Продвижение в маркетплейсах (с ограничениями).
  • А все изменения касаются расходов на профилактику. 

Как подтвердить расходы на профилактику коронавируса 

На УСН «Доходы минус расходы» учитывают только расходы из перечня в ст. 346.16 НК РФ. Из-за эпидемии коронавируса его дополнили специальным пунктом. Теперь к расходам, которые уменьшают налог, относят покупку средств защиты и оплату услуг дезинфекции.

Важная оговорка: расходы должны быть связаны с требованиями федеральных и местных законов. Если компания перестраховалась и заказала вместо масок скафандры для врачей, учесть это уже нельзя. 

На что можно уменьшить взносы на травматизм

Работодатели платят взносы на травматизм — 0,2% от зарплаты. Эти суммы можно уменьшить, если предотвращать болезни сотрудников. Уже давно к «предупредительным мерам» относят закупку аптечек, оплату медосмотров, проведение СОУТ — см. п. 3 приказа Минтруда № 580н. Теперь выпустили ещё один приказ № 365Н: перечень дополнили расходами на профилактику коронавируса. 

За счёт страховых взносов можно помочь сотрудникам пройти тестирование. А ещё купить маски, антисептики, рециркуляторы и термометры или тепловизоры. 

Главное условие — отсутствие задолженности перед ФСС. 

Как получить вычет по взносам

Максимальный вычет — вся сумма взносов на травматизм за год. На практике он будет меньше, потому что есть лимит — 20% от взносов за 2017-2019 годы. 

За расчётом лучше обратиться в ФСС: в формуле есть нюансы. Заодно спросите, по какой форме отчитываться. Каждый регион рекомендует свою форму, но она всегда ежеквартальная.

  1. А ещё направьте в ваше отделение ФСС:
  2. — заявление,
  3. — план обеспечения мер,
  4. — перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, 
  5. — документы, которые подтверждают расходы (вместе с копиями сертификатов и лицензий).

????

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Начать обучение

Как организовать тестирование на коронавирус за счёт ФСС

Работодатель должен сам заключить договор с медицинской организацией. Вариант, когда сотрудники проходят тестирование, а потом получают компенсацию, — опасный. Налоговая заметит выплаты сотрудникам и попросит заплатить с них страховые взносы. 

Конечно, это странно. В обоих случаях результат получился одинаковый, а последствия для работодателя разные. Однажды Верховный суд уже указал, что ст. 422 НК РФ, на которую ссылаются налоговики, не распространяется на подобные ситуации — см. определение № 309-ЭС20-3763 от 13.04.2020. Но доказывать свою правоту придётся в суде. 

НДФЛ в обоих случаях платить не нужно. 

Основание: Письмо Минфина России № 03-04-06/65718

Статья актуальна на 08.02.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *