Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2023 года

28 января 2022 | Время чтения 6 мин

Аннотация

Химерические прибыли региональных бюджетов, выдвинутые в обоснование законопроекта о приватизации земель около воды, на деле обернутся многомиллиардными тратами на восстановление здоровья граждан и реабилитацию водных источников

Игорь Свирин, 28 января 2022, 21:35 — REGNUM В Госдуме подавляющим большинством голосов приняли законопроект о приватизации земельных участков у водоемов.

После того, как он будет утвержден в Совете Федерации и подписан президентом, находящиеся ранее в государственной и муниципальной собственности земли второго пояса санитарной охраны водных источников можно будет свободно покупать, застраивать, огораживать и всячески вовлекать в хозяйственный оборот.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

Антон Кершбаумер. Канал Грюнер. 1925 (фрагмент)

По мнению депутатов, свободная продажа земли увеличит доходы регионов, а кроме того, позволит тем, кто построил капитальные объекты во втором поясе ЗСО, приобрести землю под ними в собственность.

За общими словами о неравном положении арендаторов по отношению к собственникам обычный человек может и не догадаться, о чем собственно идет речь в этой законодательной новелле.

А о долгосрочном ущербе, который будет нанесен водным объектам и здоровью граждан, парламентарии и вовсе предпочли упомянуть вскользь.

Чтобы наполнить бюджет, в Госдуме готовы рискнуть здоровьем москвичей

Восполнить этот пробел ИА REGNUM помог Валерий Кукольников, представитель группы инициативных жителей Подмосковья, выступающих против застройки водоемов. Проанализировав законопроект, эксперты объединения, среди которых ученые, юристы и экономисты, пришли к следующим выводам.

Разработчики проекта федерального закона декларировали задачи повышения бюджетных доходов.

Но авторы благоразумно умолчали, что предлагаемое изменение в статью 27 Земельного кодекса, как по заказу, соответствует критериям пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением правительства России от 26 марта 2015 г. N 279. Согласно подпункту б) пункта 4 правил, цена земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности и на котором до 1.07.2012 г. построены и оформлены в собственность здания или сооружения, определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости. А законопроект № 1 260 569−7 как раз и снимает ограничение оборотоспособности. В остальных случаях цена составит 60% от кадастровой стоимости. При этом значительная доля земель во 2-м поясе ЗСО находится в аренде и застроена до 2012 года. Выкуп земель из муниципальной собственности может обойтись от 3 до 20 процентов кадастровой стоимости в зависимости от ставки земельного налога.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

Водоохранная зона многих территорий в Иркутской области присвоена бизнесменами

Любовь Аликина © ИА REGNUM

В канун внесения законопроекта в Госдуму на кадастровой карте Московской области у многих земельных участков второго пояса ЗСО запись «Собственность публично-правовых образований» каким-то непостижимым образом исчезла. Находящиеся в федеральной собственности земли в одночасье стали как бы ничьими.

При этом в наиболее коммерчески привлекательных местностях Московской области кадастровая стоимость земельных участков второго пояса ЗСО существенно, до 8−10 раз, ниже рыночных цен. Тем самым законопроект № 1 260 569−7 открывает путь к распродаже этих земель по ценам в десятки и даже сотни — до 300−400 — раз ниже рыночных цен.

Возникает целый ряд вопросов.

Всем ли гражданам будет доступна уникальная возможность прикупить себе кусочек второго пояса ЗСО в 300−400 раз дешевле рынка или повезет только избранным счастливчикам? Кто будет отбирать счастливчиков и по каким критериям? Ясно только, что федеральный и региональный бюджеты и интересы вряд ли окажутся в выигрыше, а законопроекту № 1 260 569−7 не повредила бы антикоррупционная Экспертиза.

Кроме того, законопроект № 1 260 569−7 объективно представляет собой попытку легализации допущенных ранее многочисленных нарушений правового режима второго пояса ЗСО.

Так, ФГУП Совхоз имени Тимирязева, ранее располагавшийся на 4563 га в Мытищинском и Пушкинском районах, подвергся процедуре банкротства на спорных правовых основаниях.

Земельные угодья совхоза, многие во втором поясе ЗСО, пошли на продажу вопреки требованиям статьи 27 Земельного кодекса.

В 2007 году участок размером 46 га «ЦМС Олимпиец» во втором поясе ЗСО в Химках был предоставлен в собственность, что стало прямым нарушением статьи 27 Земельного кодекса. На этом участке планируется сооружение многоэтажных жилых домов.

10 июля 2012 года глава Мытищинского района Виктор Азаров, вопреки федеральному законодательству, снимает своим постановлением от № 2112 ограничение в пользовании 2-го пояса ЗСО в отношении 102 га Челюскинского леса. В результате Челюскинский лес был продан под строительство 33 многоэтажных домов. Законопроект № 1 260 569−7 позволит узаконить все эти вопиющие нарушения федерального законодательства.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

Также следует иметь в виду, что в настоящее время в Москве и Московской области 2-й пояс зон санитарной охраны установлен лишь на территории бывшего ЛПЗП (лесопаркового защитного пояса) столицы на расстоянии не более 20−25 км от МКАД. И даже на этой территории он установлен на шатких правовых основаниях.

После того, как в 2019 году правительства Москвы и Московской области объявили не подлежащими применению на их территориях все нормативные акты правительства РСФСР 1940−1974 гг об установлении границ и режимов ЗСО, львиная доля земель (7/8), на которых ЗСО должны быть установлены по федеральным санитарным правилам, осталась вообще без санитарной охраны. ЗСО на них де-юре не установлены. Процесс разработки и утверждения новых границ и режимов ЗСО находится в самом начале в Московской области, а в Москве к решению этой задачи даже не приступали. Разработка и утверждение ЗСО, по оценке минэкологии Московской области, займет не менее 2 лет.

В случае вступления в силу изменения в статью 27 Земельного кодекса согласно законопроекту № 1 260 569−7 о снятии ограничения в обороте земельных участков во 2-м поясе ЗСО, огромные территории могут быть приватизированы в условиях отсутствия у них де-юре статуса зон санитарной охраны.

В силу возникновения у многочисленных субъектов прав собственности, не обремененных требованиями режимов ЗСО, после установления новых границ и режимов санитарной охраны эти правообладатели будут иметь право на возмещение убытков в соответствии со статьями 57.1 и 107 Земельного кодекса РФ.

Выплачивать возмещение убытков в соответствии с Земельным кодексом будет бюджет того органа исполнительной власти, который принял решение об установлении ЗСО, то есть бюджеты Московской области и Москвы (если на ее территории остались неприватизированные участки во 2-м поясе ЗСО).

Совокупный объём компенсаций правообладателям в случае их массового обращения в суды и благоприятной для них судебной практики может значительно превысить те 4,5 млрд рублей в год, на которые ссылаются авторы законопроекта.

Вступление в силу изменения в статью 27 Земельного кодекса согласно законопроекту № 1 260 569−7 до установления ЗСО на всей территории, где они должны быть установлены по федеральным санитарным правилам СП 2.1.4.2625−10, может привести не к доходам, а к многомиллиардным прямым расходам бюджета Московской области и других субъектов федерации.

В заключение добавим, за счет абсорбирующей способности природы, земли второго пояса ЗСО выступают теми самоочищающимися фильтрами, которые пока неспособны создать люди. Введение их в хозяйственный оборот приведет к увеличению антропогенного загрязнения вод, которое способно спровоцировать массовое развитие цианобактерий.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

Примерно в половине случаев «цветения» водоемов в них присутствуют ядовитые для животных и человека вещества, вырабатываемые цианобактериями токсины, которые могут поражать печень (гепатотоксины) или нервную систему (нейротоксины). Чаще всего в воде оказываются гепатотоксины, которые называют «факторами быстрой смерти» (гибель лабораторных мышей при внутрибрюшном введении этих токсинов наступает в течение нескольких часов).

Длительное воздействие низких доз гепатотоксинов приводит к раку и циррозу печени. Загрязнение цианотоксинами источников водоснабжения и водозаборов представляет собой существенную угрозу системам питьевого водоснабжения — вплоть до возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидация которых потребует огромных финансовых затрат.

Подробности читайте здесь: Ученые предупредили о последствиях приватизации земель в водоохранных зонах

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила пользования маломерными судами на водных объектах российской федерации

Cкачай приложение МЧС России Правительство Российской Федерации
Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года Скачать оригинал

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они утверждены приказом МЧС России от 6 июля 2020 года №487 «Об утверждении правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации».

Документ регламентирует порядок пользования маломерными судами, длина которых составляет до 20 метров, а число перевозимых людей не превышает 12 и которые эксплуатируются в некоммерческих целях.

О самых важных изменениях рассказал начальник отдела безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Ульяновской области Алексей Андреев.

«Во первых, для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

Владельцы судов, которые не подлежат регистрации, должны подчиняться установленным требованиям вне зависимости от того, чем они управляются — веслами или маломощным мотором.

 Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

Читайте также:  Жалоба в жилищную инспекцию: как написать и подать, образец

 При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства: лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах; лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно; лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта; дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений».

Отдельно Алексей Андреев остановился на запретах. «Правилами запрещается перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего.

 Среди неисправностей, исключающих эксплуатацию маломерного судна (постановка на специализированную стоянку), теперь есть: поврежденное швартовое оборудование (клюзы, утки, роульсы, кнехты и другие).

Критерием неисправности выступает неспособность устройств удерживать маломерное судно во время стоянки или причаливания; отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести; утечка топлива из баков, шлангов системы питания; несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»; отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность».

В заключении, специалист МЧС еще раз отметил, что Правила плавания для маломерных судов должны соблюдать все судоводители, на всех маломерных судах. Независимо от того, подлежит ли судно государственной регистрации.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

Дома у воды по новым правилам

Принятые поправки в Земельный Кодекс позволят не только оформить права на некоторые земельные участки под уже существующими постройками, но и начать строительство во втором поясе охранной зоны

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

До принятия поправок в Земельный кодекс территории, отнесенные к первому и второму поясам ЗСО, ограничивались в обороте, там запрещалось жилищное строительство и возведение промышленных объектов ( shutterstock.com)

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменения в ст. 27 Земельного кодекса».

В документе сказано, что гражданам и юридическим лицам разрешается владеть земельными участками, расположенными во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Эти земли раньше запрещалось передавать в частное владение, как и участки первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО).

Поправки в начале 2021 года разработал Росреестр по поручению правительства в связи с обращением властей Московской области. По их оценке, снятие запрета на приватизацию таких участков позволит пополнять один только подмосковный бюджет на 4,5 млрд руб. ежегодно.

Вместе с экспертами разбираемся, какие изменения нас ждут.

Земли второго пояса открыты для застройки

До принятия поправок в Земельный кодекс территории, отнесенные к первому и второму поясам ЗСО, ограничивались в обороте, там запрещалось жилищное строительство и возведение промышленных объектов.

По словам адвоката коллегии адвокатов «Адвокат Премиум» Леонида Ковалева, после принятия закона ограничения в отношении оборота земель, находящихся во втором поясе, снимаются.

На практике второй пояс — это территории, примыкающие к рекам, каналам, водохранилищам, озерам, уточняет Эксперт.

Изменения снимают ограничения на оборот значительного количества земель, позволяют распоряжаться и управлять ими. Станут возможными свободная купля-продажа, застройка, приватизация, а также оформление наследства или дарения.

ЗСО — это один из видов зон с особыми условиями использования территории. Они необходимы для обеспечения охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений и прилегающих территорий от различных загрязнений.

Главный плюс — легализация уже существующих построек

От изменений в законе выиграют люди, которые живут в таких зонах или владеют там недвижимостью.

Также ситуация изменится к лучшему как для крупных застройщиков, которые получат возможность возводить жилье в непосредственной близости от водоемов, так и для тех, кто построил капитальные объекты во втором поясе, замечает Леонид Ковалев. Ведь можно будет оформить землю в собственность, а крупные застройщики смогут с меньшими рисками реализовывать свои проекты.

«Многие территории, которые до настоящего времени являлись ничьими, а теперь с них сняты ограничения, становятся коммерчески привлекательными. Они станут объектом массового приобретения крупными хозяйствующими субъектами и застройщиками. А обычные граждане вряд ли смогут приобрести участок на таких территориях по выгодной цене», — говорит Леонид Ковалев.

По данным Росреестра, в 1980–2010 годах в границах второго пояса ЗСО в Московской области возведено более 7,4 тыс. объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5,2 тыс. индивидуальных жилых домов и 2,1 объекта нежилого назначения.

Леонид Ковалев, адвокат коллегии адвокатов «Адвокат Премиум»:

— Существенные положительные изменения в ст. 27 ожидают собственников капитальных строений, которые построены на землях второго пояса ЗСО до 1 июля 2012 года. Землю под данными строениями можно будет выкупить по крайне низкой цене — 2,5% кадастровой стоимости, если речь идет о федеральных землях, от 3% до 20% в случаях с муниципальными землями.

Есть еще один важный момент. После установления новых границ и режимов санитарной охраны собственники будут иметь право на возмещение убытков в соответствии со ст. 57.1 Земельного кодекса России. Выплачивать возмещение убытков в соответствии с законом будет бюджет того органа исполнительной власти, который принял решение об установлении ЗСО.

Изменение Водного кодекса РФ с 25 августа 2021 года

От изменений в законе выиграют люди, которые живут или будут жить в таких зонах или владеют там недвижимостью ( shutterstock.com)

Минусы — загрязнение воды и вырубка лесов

С экологической и санитарно-эпидемиологической точки зрения снятие подобных ограничений может привести к ухудшению качества воды в водоемах и ситуации рядом с ними. И для федерального и регионального бюджетов это может привести к значительным убыткам вместо прогнозируемой прибыли, считают экологи.

Земельные участки с категорией второго пояса ЗСО выступали в роли природных экофильтров, которые пока невозможно заменить исключительно инженерными сооружениями, говорит заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии, директор АНО «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров. По его словам, повсеместное введение их в хозяйственный оборот (строительство, благоустройство) приведет к усилению антропогенного пресса на водные экосистемы.

Сейчас далеко не каждый областной город, расположенный на берегах российских рек, имеет работающие очистные сооружения на ливневке, а зачастую их нет даже на основной городской хозяйственно-бытовой канализации, что приводит к загрязнению водоемов, отмечает Дмитрий Федоров.

«Повышенные концентрации загрязняющих веществ могут попадать в водозаборные сооружения и представлять собой потенциальную угрозу системам питьевого водоснабжения.

В отдельных случаях это может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, ликвидация которых потребует от руководства соответствующего муниципалитета организационных и финансовых затрат, в том числе и на организацию временного подвоза воды питьевого качества», — предупреждает Дмитрий Федоров.

Дмитрий Федоров, заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии, директор АНО «Зеленая цивилизация»:

— Как мы видим в сопроводительных документах к закону, в предыдущие годы в отдельных регионах были допущены многочисленные нарушения водоохранного законодательства, в том числе с возведением огромного количества построек.

Фактически данные законодательные изменения позволят и застройщикам, и жителям легализовать допущенные ранее нарушения водоохранного режима второго пояса зоны санитарной охраны. Нужно еще иметь в виду огромное количество территорий, на которых нормативно не были установлены зоны санитарной охраны.

Снятие ограничений на оборот земельных участков открывает дорогу приватизации в условиях фактического отсутствия у них де-юре статуса ЗСО.

Законопроект об изменениях в Земельном кодексе Госдума приняла в третьем чтении в конце января 2022 года, а в феврале его утвердил Совет Федерации.

Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений

  • СТ 25 ВК РФ
  • К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:
  • 1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • 2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;
  • 3) участие в деятельности бассейновых советов;
  • 4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
  • 5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • 6) осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;
  • 7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
  • 8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;
  • 9) участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
  • 10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • 11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • 12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
  • 13) утратил силу.
Читайте также:  Перечень документов для продажи доли в квартире в 2023 году. Как оформить куплю-продажу доли в квартире

Комментарий к Статье 25 ВК РФ

Концепция водного и иного законодательства Российской Федерации о разграничении собственности на водные объекты, как и иного федерального законодательства о разграничении собственности на землю и иные природные ресурсы, обусловливает наделение собственников природных ресурсов соответствующими правами, предусмотренными в гражданском и ином законодательстве Российской Федерации.

Из пункта 1 комментируемой статьи следует ее пункт 2, соответствующий части третьей ст. 20 и пункту 9 ст. 24 ВК РФ. Участие субъекта Федерации в деятельности бассейновых советов (ст.

29 Кодекса) предполагает участие органов государственной власти субъектов Федерации, их должностных лиц и представителей в подготовке, заключении и выполнении бассейновых соглашений, в разработке, утверждении и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст.

33 ВК РФ) и другие организационно-правовые формы осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений и в реализации совместной компетенции РФ и субъектов РФ. Участие субъектов Федерации в схемах использования и охраны водных объектов, например, предполагает:

  1. — участие представителей законодательной и исполнительной властей субъекта Федерации в составе рабочих групп и комиссий по разработке схем;
  2. — участие в согласовании, высказывании мнения законодательных и исполнительных органов субъекта Федерации по поводу проекта схемы;
  3. — участие представителей субъекта Федерации, выделенных его законодательными либо исполнительными органами, в проведении государственной экспертизы схемы, направление своих предложений и замечаний экспертной комиссии, другие полномочия субъекта Федерации, предусмотренные, например, в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  4. — участие в разработке схемы путем финансовых, организационных, правовых и иных мероприятий .

———————————
См.: Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. 9 нояб.

Если к полномочиям Российской Федерации относится принятие федеральных программ, то субъекты Федерации уполномочены принимать территориальные государственные программы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории субъектов Федерации.

Утверждение территориальных программ в субъектах Федерации не исключает их участия в реализации федеральных государственных программ через деятельность законодательных, исполнительных и иных органов субъекта Федерации.

Резервирование органами государственной власти субъектов Федерации источников питьевого водоснабжения осуществляется в соответствии с порядком резервирования, предусмотренным в пункте 15 ст. 24 и статье 34 ВК РФ.

Порядок, определяемый Правительством РФ, предусматривает резервирование, цели, специальный режим охраны и контроля резервных источников питьевого водоснабжения.

В исключительных случаях в соответствии с российским законодательством государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Федерации могут также разрешать использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Важной и по-своему уникальной функцией государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации является осуществление регионального государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору: за Федерацией в лице ее Правительства закреплено установление порядка его организации и проведения (п. 3 ст. 24, часть восьмая ст. 36 и др. настоящего Кодекса) .

———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

К полномочиям субъектов относится утверждение правил, т.е. рассчитанных на неоднократное применение неперсонифицированных норм и требований. Их устанавливают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Согласно частям первой, второй, шестой и седьмой статьи 2 ВК РФ они включаются в водное законодательство Российской Федерации и не могут противоречить федеральным законам по вопросам компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Правотворческая и иные функции субъектов Федерации вытекают из положений статей 5, 66, 67, 72 и 73 Конституции РФ, статей 2, 25 и других настоящего Кодекса, иных законодательных актов Российской Федерации и субъектов Федерации.

К ведению субъектов Федерации относится участие в выполнении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и правил охраны жизни людей на воде (части три и четыре ст. 6 ВК РФ).

Одной из мер по предотвращению вредного воздействия вод и охраны водных объектов, находящихся в собственности субъектов Федерации, может служить государственная экологическая экспертиза.

Ее проведение относится согласно Закону об экологической экспертизе к компетенции как Российской Федерации, так и ее субъектов: ВК РФ не предусматривает размежевание между ними видов предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов, влияющих на состояние вод.

Распределение полномочий Российской Федерации и ее субъектов при государственной экологической экспертизе предусматривается в Федеральных законах от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» и от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» .

———————————
См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю. Об экологической экспертизе: постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Часть полномочий субъектов Федерации по охране находящихся в их собственности водных объектов связана с осуществлением функций государственной власти на территории субъекта:

— установление режима использования водных объектов при чрезвычайных ситуациях (ст. 67 ВК РФ, ст. 242 ГК РФ);

— предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод, в том числе паводка (ст. 67 ВК РФ). Осуществление этой функции определяется масштабами вредного воздействия вод;

— установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос (определение порядка установления и режима использования предусматривается статьей 65 ВК РФ);

— объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (это полномочие также отнесено к компетенции Российской Федерации, ее субъектов либо муниципальных образований, следовательно, речь идет о федеральных, региональных или муниципальных зонах — ст. ст. 24 — 27 и 67 ВК РФ);

— разрешение в исключительных случаях использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы (ст. 64 ВК РФ).

К названным полномочиям следует добавить проведение государственной экспертизы и охрану исконной среды обитания (ст. 54 ВК РФ).

В Водном кодексе не расшифровываются уровни органов публичной власти, обладающих этой компетенцией.

Можно предположить, что ее размежевание произойдет по масштабности и значимости решаемых проблем, источникам финансирования мероприятий, количеству задействованных сил и средств.

Полное дублирование полномочий или, во всяком случае, их совершенно одинаковое изложение в законодательстве не приносило пользы, так как приводило в конечном счете к безответственности.

Однако можно констатировать, что в комментируемом Кодексе количество таких дублирований значительно уменьшено по сравнению с актами 1970 — 1990-х годов и обусловливается проведением административной и муниципальной реформы, попытками детального правового регулирования компетенции органов управления.

В 1990-е годы заключались соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

В настоящее время подобные соглашения теряют актуальность, а в большинстве случаев и отменены в связи с выстраиванием вертикали власти, проведением административной реформы, созданием федеральных округов, изменением характера отношений между Федерацией и ее субъектами по поводу использования и охраны водных объектов.

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов представляло в конце прошлого века серьезную проблему, которая в настоящее время решается.

Сопоставление пункта 12 комментируемой статьи с пунктами 19 и 20 ст. 24, частью третьей ст. 36 ВК РФ не исключает вывода о том, что органы государственной власти субъектов Федерации призваны также разграничивать водные объекты регионального и муниципального контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов.

Предусмотренное в пункте 13 комментируемой статьи полномочие коррелирует пункту 21 ст. 24 ВК РФ и связано с частью четвертой ст. 36 ВК РФ.

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в области водных отношений не исчерпывается комментируемой статьей; он предусматривается и в других нормах Водного кодекса, в предписаниях иных федеральных, а также региональных нормативных правовых актов.

Рыбаков отодвигают от реки. Как поправки в водный кодекс скажутся на людях

Похоже, что с открытием весеннего сезона астраханских рыбаков и сельчан могут ожидать новые сложности: Госдума приняла в первом чтении закон, расширяющий границы прибрежных защитных зон, где нельзя ездить на транспорте и пасти скот.

Десять лет тому назад

Напомним предысторию вопроса. С 31 марта 2010 года вступила в силу статья 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая позволяет штрафовать за нарушение специального режима хозяйственной и иной деятельности, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Что можно и что нельзя делать в этих зонах и какова их ширина, описано в статье 65 Водного кодекса РФ.

В частности, в водоохранных зонах запрещены движение и стоянка транспорта, за исключением дорог и автостоянок с твердым покрытием, а в прибрежных полосах, кроме того, нельзя пасти животных или распахивать земли. При этом, если длина водоема (реки, протока, озера и т.д.

) не превышает 10 км, то ширина водоохранной зоны составляет 50 метров; от 10 до 50 км – 100 метров; свыше 50 км – 200 м. А ширина прибрежных водоохранных полос варьируется в размере от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега.

Нельзя зверью на водопой

Штрафы за нарушения в водоохранных и прибрежных зонах установлены немаленькие: для граждан – от 3000 до 4500 рублей, для должностных лиц – от 8 до 12 тыс. руб.

Читайте также:  Дополнены правила об усыновлении детей

, для юридических лиц – от 200 до 400 тыс. руб.

То есть даже за проезд по грунтовке вблизи какой-нибудь речушки (в том числе и на велосипеде, так как он, по большому счету, тоже является транспортным средством) можно попасть на приличные деньги.

После вступления санкций в силу контролирующие и правоохранительные органы (а правом составлять Протоколы по данным нарушениям наделены представители Рос­природнадзора, ВКТУ Росрыболовства, должностные лица службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, а также сотрудники органов внутренних дел) стали штрафовать астраханцев за стоянки и выпас скота в природоохранных зонах, в каких-то районах более активно, в каких-то менее. За прошедшее 10-летие пострадало уже немало людей.

КаспийИнфо в 2010 году посвятил этой проблеме не одну публикацию, пытаясь привлечь к ней внимание местных и федеральных властей. Ведь страдали простые люди, особенно сельчане, которым, по сути, запретили поить скотину в реках и кормить ее на прибрежных участках, где много сочной травы. Но все осталось по-прежнему.

Двести метров, и точка

А в этом году головной боли, связанной с прибрежными зонами, у народа может прибавиться. В той самой статье 65 Водного кодекса есть пункт 13, в котором говорится, что если водоем (река, озеро, водохранилище) имеет ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб), то ширина прибрежной зоны независимо ни от чего устанавливается в размере 200 метров.

Здравый смысл в этом есть: наши водные биологические ресурсы надо охранять и сохранять, хотя с шириной прибрежной зоны здесь можно и поспорить.

Но 27 января текущего года, как сообщил депутат Госдумы Олег Шеин, нижняя палата российского парламента в первом чтении приняла законопроект, вносящий изменения в этот пункт.

Если они вступят в силу, то тогда “правило 200 метров” будет действовать также и в отношении водоемов, в которых водятся ценные и особо ценные виды рыб. 

Засада в том, что Росрыболовством к ценным породам рыб отнесен судак, которого можно поймать едва ли не в каждой астраханской речушке. Это значит, что вскоре 200-метровые запретные полосы могут опутать практически все водные артерии региона со всеми вытекающими последствиями. 

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Добро пожаловать на сайт «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Кодекс внутреннего водного транспорта России предназначен для того, чтобы регулировать взаимоотношения лиц, участвующих в перемещении грузов и людей водным транспортом внутри территории страны. При этом нормативы этого документа выходят далеко за пределы собственно регулирования процессов, обеспечивающих перемещения водных судов.

Объекты, субъекты и основные понятия

Данный кодекс является своего рода аналогом кодекса торгового мореплавания. Последний отличается большим объёмом, сложностью и наличием иностранной специфики.

Между этими двумя документами есть и грани соприкосновения. Они касаются судов, осуществляющих движение по маршрутам, связывающим морские и речные линии. Несмотря на перемещение судов не только по морю, но и по рекам или озёрам, вся деятельность людей по обеспечению этого процесса регулируется кодексом торгового мореплавания.

КВВТ РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, а так же организациями, обеспечивающими судоходство на внутренних водоёмах. Объектами действия данного кодекса являются порты, а так же водные суда и пути (ст. 1).

В кодексе содержится подробная расшифровка понятия внутренних водных путей. Это особенно важно для территории России, отличающейся высоким уровнем разнообразия природных условий и водоёмов.

Как следует из положения статьи 7, внутренние водные пути делятся на две части – федерального и регионального значения. Их список формируется и утверждается Правительством РФ. К федеральным относят пути (ст. 7):

  • определённые в качестве таковых на основании заключения международных договоров;
  • с разрешённым плаванием под иностранными флагами;
  • находящиеся в пределах трансграничных водоёмов;
  • перемещения грузов в районы Крайнего Севера;
  • соединяющие крупные административные и стратегически важные центры;
  • находящиеся на территориях нескольких субъектов федерации.

К водным путям регионального значения относятся преимущественно маршруты, проложенные в пределах одного субъекта федерации.

Данным кодексом регулируется использование не только собственно водоёмов, но и берегов. Службам обеспечения движения водного транспорта разрешено (ст. 10):

  • возводить временные или постоянные постройки за пределами поселений;
  • проводить рубки деревьев для размещения навигационного оборудования и обеспечения его видимости;
  • безвозмездно использовать природные ресурсы, находящиеся на берегу водоёма.

Судно как элементарная единица КВВТ РФ

В качестве объекта данного кодекса признаются любые средства передвижения по воде, имеющие государственную идентификацию и минимально необходимый экипаж. Для приобретения собственных идентификационных признаков судно должно иметь номер и название. Номер присваивается государственной организацией, осуществляющей регистрацию судов. Название судно получает от собственного владельца.

Зарегистрированное и названое судно должно обеспечить свою узнаваемость. Это осуществляется путём нанесения номера и названия на борта и некоторые другие части плавсредства. Кроме того, каждое судно должно иметь свои позывные сигналы. Большим судам, обладающим спутниковыми средствами связи, присваиваются персональные номера для судовой станции и избирательного вызова (статья 13 КВВТ).

Кроме того, кодекс предписывает каждому владельцу судна иметь на борту определённый пакет документов, именуемых судовыми. К ним относятся свидетельства:

  • о праве собственности;
  • мерительное;
  • пассажирское;
  • о минимальном составе экипажа;
  • о предотвращении загрязнений;
  • санитарное.

Каждое официальное плавсредство должно иметь на борту судовую роль, а так же судовой и машинный журналы. Все документы выдаются соответствующими государственными органами, а после истечения срока их действия сдаются в тот же орган.

Форма собственности на суда кодексом не ограничивается. В собственность плавсредство переходит с момента его регистрации в органах специального реестра. Постановка на учёт может осуществляться и относительно ещё не построенного судна, которое приобрело свой номер и название (ст. 15).

Экипаж

Существуют три кодекса, которые подробно описывают экипажи разных типов гражданских судов. Это воздушный кодекс (экипажи летательных аппаратов), КТМ РФ и КВВТ РФ.

В любом из этих документов содержится информация о минимальном составе экипажа. При этом максимальный состав не определяется.

Суда не могут эксплуатироваться, если состав экипажа не соответствует его утверждённому минимальному составу.

Весь экипаж делится на две части – командный и судовой. На пассажирских судах ещё существует третья часть, которая состоит из людей, обслуживающих пассажиров. Минимальный состав зависит от типа судов. Все средства, относящиеся к маломерному типу, обслуживаются минимально возможным количеством людей, то есть одним человеком (ст. 26).

Структура кодекса

Документ состоит из 19 глав и 173 статей. Категория разделов и частей в нём отсутствует. Если разделить все статьи на смысловые блоки, то можно выделить следующие части.

  1. Основные положения и определения. Эта часть в любом федеральном законе представлена описанием основных объектов, их правового состояния, идентификации и порядка взаимодействия. В данном случае это суда, экипажи, водные пути и береговые службы.
  2. Безопасность судоходства. Её можно разделить на три части – безопасность для имущества (судов, всего, что на них размещено, береговых строений, оборудования на воде и т.п.), людей и экологической среды. При этом следует различать понятия безопасности и спасения. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости объекта. Это означает, что данное состояние обеспечивается преимущественно превентивными мерами.
  3. Перевозки. Это главный процесс, определяемый данным кодексом. Ему посвящены главы 11, 12, 13, 14. Они регламентируют буксировку судов, а так же перевозку грузов и пассажиров во взаимодействии с другими видами транспорта.
  4. Ответственность различных субъектов перевозки. Она определяется отдельно для отправителей и получателей грузов, владельцев судов, перевозчиков, буксировщиков. Кроме того, ответственность делится на категории по действиям, то есть для случаев неиспользования поданных судов, нарушения сроков буксировки и доставки, повреждения грузов, загрязнения среды перевозимыми грузами или топливом.
  5. Спасение судов и общая авария. Этой теме посвящены две главы – шестнадцатая и семнадцатая. Регламентация данных процессов очень сходна с аналогичными нормами, содержащимися в КТМ РФ. В КВВТ РФ так же под спасательными операциями подразумеваются действия, которые предпринимаются для оказания помощи имуществу, судну, людям и экологической среде (ст. 123). Под общей аварией так же понимаются убытки, понесённые при расходах в связи с обеспечением безопасности судна, людей и груза (ст. 140).

Следует отличать аварию и спасение от обеспечения безопасности. Безопасность как состояние защищённости от рисков формируется при надлежащей подготовке судов к плаванию, выполнении нормативов эксплуатации плавсредств, слаженной работе навигационного оборудования и береговых служб. Затраты на аварию связаны с действиями по предотвращению перехода судна, людей и имущества в опасное состояние.

Таким образом, Кодекс внутреннего водного транспорта призван оптимизировать процесс передвижения судов по внутренним водоёмам России, сделать его максимально безопасным, рентабельным и прозрачным для органов государственного контроля.

Оглавление КВВТ РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *