Изменение Уголовного кодекса РФ с 13 декабря 2023 года

Юрист подробно рассказал об уголовной ответственности за фейки в России в 2022 году Изменение Уголовного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года

Уголовная ответственность за фейки: что на самом деле означает новая законодательная норма, рассказывает Эксперт ЮРИУ РАНХиГС.

Изменение Уголовного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года 

4 марта 2022 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовный кодекс РФ дополнен тремя составами преступлений, ст. 207.3, 280.3. 284.2.

  • Что они означают, рассказывает доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления РАНХиГС Елена Пащенко:
  • Статьей 207.3 установлена ответственность за:
  • Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
  • Наказывается штрафом от 700 тысяч до 1,5 миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Но это не максимальное наказание по этой статье. Если противоправные действия повлекли тяжкие последствия, то срок лишения свободы может быть от 10 до 15 лет.

В связи с тем, что заведомо ложная информация касается именно данных об использовании Вооруженных Сил России, то любые сведения, касающиеся проведения военных операций, действий военнослужащих ВС РФ, целей и мотивов их поведения и др., если они публично искажаются, являются уголовно наказуемыми.

Но важно отметить, что если человек осознанно распространяет фейк, то в его действиях есть состав преступления (правонарушения). Но при этом, если он не осознает ложности своего сообщения, то его действия состава преступления (правонарушения) не содержат.

  1. Статьей 280.3 законодатель установил ответственность за:
  2. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ в указанных целях, которые человек совершил уже после того, как в течение 1 года уже привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние.
  3. Если описанные выше действия повлекли смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо помешали работе объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры, то наказанием будет лишение свободы на срок до 5 лет.

Понятия «дискредитация» ранее уголовный закон не содержал, поэтому толковать его, до выработки единой практики, сложно. В настоящее время будет осуществляться неофициальное толкование, которое определяет дискредитацию как умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия, умаление достоинства.

В соответствии с Федеральным законом уголовная ответственность наступает также по ст. 284.

УК РФ за призывы к осуществлению иностранными государством, государственным объединением, союзом или учреждением мер ограничительного характера, выражающихся во введении или продлении политических или экономических санкций в отношении РФ, её граждан или юридических лиц, совершённые гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 1 года.

Достаточно серьезные санкции обоснованы сегодняшними условиями, когда Российская Федерация подвергается информационному политическому штурму со стороны государств и отдельных лиц, не согласных с ее внешней политикой.

Закон, который, безусловно, еще будет доработан, не устанавливает ответственности за неосторожное деяние или деяние, опасность которого не оценивается любым думающим человеком.

Уголовная ответственность за фейки: что на самом деле означает новая законодательная норма, рассказывает эксперт ЮРИУ РАНХиГС.

Изменение Уголовного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года 

4 марта 2022 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовный кодекс РФ дополнен тремя составами преступлений, ст. 207.3, 280.3. 284.2.

  • Что они означают, рассказывает доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления РАНХиГС Елена Пащенко:
  • Статьей 207.3 установлена ответственность за:
  • Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
  • Наказывается штрафом от 700 тысяч до 1,5 миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Но это не максимальное наказание по этой статье. Если противоправные действия повлекли тяжкие последствия, то срок лишения свободы может быть от 10 до 15 лет.

В связи с тем, что заведомо ложная информация касается именно данных об использовании Вооруженных Сил России, то любые сведения, касающиеся проведения военных операций, действий военнослужащих ВС РФ, целей и мотивов их поведения и др., если они публично искажаются, являются уголовно наказуемыми.

Но важно отметить, что если человек осознанно распространяет фейк, то в его действиях есть состав преступления (правонарушения). Но при этом, если он не осознает ложности своего сообщения, то его действия состава преступления (правонарушения) не содержат.

  1. Статьей 280.3 законодатель установил ответственность за:
  2. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ в указанных целях, которые человек совершил уже после того, как в течение 1 года уже привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние.
  3. Если описанные выше действия повлекли смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо помешали работе объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры, то наказанием будет лишение свободы на срок до 5 лет.

Понятия «дискредитация» ранее уголовный закон не содержал, поэтому толковать его, до выработки единой практики, сложно. В настоящее время будет осуществляться неофициальное толкование, которое определяет дискредитацию как умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия, умаление достоинства.

В соответствии с Федеральным законом уголовная ответственность наступает также по ст. 284.

2 УК РФ за призывы к осуществлению иностранными государством, государственным объединением, союзом или учреждением мер ограничительного характера, выражающихся во введении или продлении политических или экономических санкций в отношении РФ, её граждан или юридических лиц, совершённые гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 1 года.

Достаточно серьезные санкции обоснованы сегодняшними условиями, когда Российская Федерация подвергается информационному политическому штурму со стороны государств и отдельных лиц, не согласных с ее внешней политикой.

Закон, который, безусловно, еще будет доработан, не устанавливает ответственности за неосторожное деяние или деяние, опасность которого не оценивается любым думающим человеком.

Обзор изменений в УК и УПК в 2021 году

Завершается 2021 г., а это значит, что пришло время традиционного предновогоднего обзора изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, которые произошли в уходящем году.

Читайте также:  Виды организационно правовых форм юридических лиц в 2023 году

Обзор изменений в УК и УПК в 2020 годуРабота законодателя была крайне активной, но поправки носили скорее «косметический» характер

Напомню, что при подготовке обзора за 2020 г. я желал себе и читателям сущностных изменений в законодательство: расширения подсудности суда присяжных, кардинального изменения формулировок ст. 210 УК РФ, увеличения порогового размера крупного и особо крупного размера по статьям о хищениях и взяточничестве.

К сожалению, ни одного из наших – адвокатских – пожеланий в уходящем 2021 г. не сбылось. Почему? Вопрос следует адресовать законодателю, который вновь сосредоточился на количестве, а не на качестве поправок. Изменений было много, они носили веерный характер, однако выделить что-то, что могло бы облегчить работу адвокатов или жизнь наших доверителей, довольно сложно.

Перейдем к наиболее существенным, на мой взгляд, изменениям и их оценке.

Уголовное законодательство

Ужесточено наказание по ст. 128.1 («Клевета») УК, введена ответственность за клевету в отношении неопределенного круга лиц (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 538-ФЗ).

Законодатель подверг серьезной ревизии нормы о клевете.

Эти нормы традиционно являются одними из наиболее часто изменяемых в УК – статью то декриминализовали, то дополняли, а теперь вполне серьезно ужесточили наказание.

Представляется, что причиной является общий тренд власти на более строгое регулирование общественной активности в СМИ и интернете. В качестве такого регулятора традиционно используется уголовное законодательство.

Вряд ли такую законодательную политику можно признать оправданной, и либеральности в уголовный закон она точно не добавляет.

Совет Федерации одобрил закон об уточнении уголовной ответственности за клеветуМаксимальное наказание за распространение клеветнических сведений в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, – два года лишения свободы

Часть 2 ст. 128.1 УК была дополнена признаком «совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть “Интернет”, либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных».

Данное нововведение было мотивировано тем, что ранее действовавшая редакция касалась только СМИ, оставляя остальным простор для свободы слова на всем интернет-пространстве.

Что касается клеветы в отношении неопределенного круга лиц, у меня есть сомнения в правильности применения подобной формулировки в диспозиции статьи, поскольку объектом преступного посягательства являются честь и достоинство, а также деловая репутация.

Каким образом можно оценить честь, достоинство и деловую репутацию неопределенного лица, непонятно. Тем более не ясно, как определить, что сказанное в таком случае будет являться клеветой.

Получается, что потерпевшим себя сможет назвать абсолютно любое лицо, посчитавшее, что высказанные кем-либо неконкретизированные суждения, по его мнению, относятся и к его личности.

Ответственность за клевету в данной части законодателем была ужесточена: введено наказание в виде лишения свободы до двух лет (в предыдущей редакции статьи наказание в виде лишения свободы не предусматривалось), в качестве основного наказания добавлены принудительные работы.

Российский законодатель, как правило, активен в вопросах ужесточения наказания за те или иные деяния. К сожалению, криминологические исследования, предшествующие внесению подобных законодательных изменений, при этом не проводятся. Рассматриваемая ситуация исключением из печального правила не стала.

Изменения, внесенные в ч. 5 указанной статьи Кодекса, также вызывают вопросы. Она предусматривает ответственность за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления. Наказание по ней составляет до пяти лет лишения свободы.

При этом за ряд преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы не предусмотрены столь суровые наказания. Например, по ч. 1 ст. 133 УК установлен максимальный срок лишения свободы до года, по ч.

1 ст. 134 – до четырех лет, по ч. 1 ст. 135 – до трех лет. Непонятно, почему законодатель посчитал ложные высказывания об этой категории преступлений более общественно опасными, чем совершение самих преступлений.

Изменена диспозиция ст. 213 («Хулиганство») (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 543-ФЗ).

Законодатель кардинально изменил диспозицию ч. 1 ст. 213 УК. Теперь по п. «а» ч. 1 ст. 213 уголовно наказуемым считается не хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, как было в ранее действовавшей редакции, а хулиганство с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения.

В Уголовном кодексе появятся новые составы хулиганстваГосдума приняла закон о криминализации хулиганства, совершенного группой лиц без предварительного сговора, а также с применением насилия к гражданам и с угрозой его применения

Таким образом, законодатель, по сути, вернулся к прежней формулировке ст. 213, которую многие критиковали, называя «резиновой».

Фактически описание деяния было необоснованно и немотивированно расширено до настолько расплывчатых пределов, что по данной статье можно будет привлекать за что угодно, усмотрев в любых действиях лица угрозу применения насилия.

Учитывая сжатые сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме, представляется, что нововведение не было в достаточной мере проработано.

Кроме того, при правоприменении наверняка возникнет острый практический вопрос конкуренции норм – ч. 1 ст. 213 со ст. 116 (побои, совершенные из хулиганских побуждений), п. «а» ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений), п.

«д» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью из хулиганских побуждений) УК, объективная сторона которых «схожа до степени смешения». Почему законодатель о конкуренции норм, с которой наверняка столкнуться правоприменители, не подумал, непонятно.

Изменена диспозиция ст. 230 («Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ).

Пункт «д» ч. 2 ст. 230 УК дополнен квалифицирующим признаком «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть “Интернет”)». Такие действия наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Принят закон о введении уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в интернетеРанее за необходимость внесения таких изменений высказывался глава государства

Представляется, что правоприменители могут начать активно использовать данный квалифицирующий признак на основании собственных вольных и субъективных оценок.

Например, соответствующей уголовно-правовой ревизии могут быть подвергнуты художественные произведения, содержащие описание наркотических средств.

Вывод о том, что такие произведения потенциально «склоняют» к потреблению наркотиков, может в этом случае быть сделан на основании выводов лингвистических экспертиз, к качеству и объективности которых и ранее возникали вопросы по многим уголовным делам.

Читайте также:  Оплата штрафа гибдд со скидкой 50%: условия и порядок оплаты, льготы, законы

Особые опасения вызывает то, что для определения момента окончания преступления не требуется, чтобы какое-то лицо фактически потребило такие средства.

Кроме того, законодателем четко не определено, может ли быть в принципе склонение в отношении неопределенного круга лиц.

В связи с этим подобные законодательные изменения вызывают заведомый скепсис как в отношении целесообразности их принятия, так и с точки зрения последствий в виде субъективного применения правоохранителями.

Изменена диспозиция ст. 354.1 («Реабилитация нацизма») (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ).

В очередной раз громкая ситуация с уголовным преследованием оппозиционного политика, получившая общественный резонанс, стала, по мнению законодателя, веской причиной расширить и без того постоянно расширяющийся Уголовный кодекс. Какие-либо криминологические исследования реальной общественной опасности криминализируемых деяний, к сожалению, также не проводились.

Ответственность за публичное унижение чести и достоинства ветерана появится в УК и КоАПИзначально предполагалось, что усилится ответственность только за реабилитацию нацизма в интернете, но ко второму чтению законопроекты существенно изменились

Несмотря на то что в диспозиции ч. 1 ст. 354.1 УК уже присутствует формулировка, криминализующая распространение заведомо ложных сведений «о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», последняя была дополнена уточняющим признаком «о ветеранах Великой Отечественной войны».

Существенной смысловой нагрузки данная статья не претерпела, ЗАТО обновилась очередным нагромождающим уточнением, в котором, на мой взгляд, нет необходимости.

Какой-либо логики в данном изменении тоже не усматривается, за исключением, пожалуй, желания законодателя продемонстрировать оперативную реакцию на обсуждаемую громкую ситуацию.

Аналогичное дополнение введено в ч.

3 статьи, где теперь наравне с иными перечисляемыми деяниями (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России) числится «оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны». Полагаю, это нововведение ясности и лаконичности уголовному закону не добавляет.

Кроме того, законодатель посчитал, что наказание по указанной статье не соответствует преступлению: вновь ужесточены санкции: штрафы выросли с 300 тыс. руб. до 3 млн руб., в ч.

3 добавились принудительные работы и лишение свободы до трех лет, а в нововведенной ч. 4 наказание составляет до пяти лет лишения свободы.

С сожалением приходится констатировать, что ужесточение наказания и излишние уточнения были в уходящем году чуть ли не единственно возможными приемами воздействия на уголовное законодательство.

Изменено примечание к ст. 285 с определением должностных лиц (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 16-ФЗ).

Законодатель значительно расширил толкование термина «должностное лицо», включив туда внушительный перечень новых определений. По сути, теперь даже дочерние компании государственных организаций будут считаться государственными.

Существенное различие между государственными и коммерческими организациями заключается в том, что для уголовного преследования по определенным составам преступлений необходимо обращение потерпевшего, т.е.

в данном случае «головной» компании.

Такой подход обоснован невмешательством государства в экономическую деятельность и экономической самостоятельностью должностных лиц в решении определения ущерба для своей компании.

Теперь такая самостоятельность компаний с госучастием и их дочерних предприятий серьезно ограничена государством.

В связи с отнесением руководителей подобных организаций к должностным лицам, являющимся субъектом преступлений, предусмотренных ст.

285–293 УК, такого согласия не требуется, и теперь правоприменитель оказывается правомочен возбуждать в отношении них уголовные дела по собственному усмотрению.

Уголовно-процессуальное законодательство

Подавляющее большинство изменений в уголовно-процессуальном законодательстве носило характер технических и уточняющих.

Эти изменения касались регулирования издержек судопроизводства, вопросов подследственности, но не совершенствовали законодательство с точки зрения реализации и осуществления защиты.

Нормы, касающиеся предпринимательской деятельности, были более детально регламентированы, однако, по сути, значительного эффекта на практику вряд ли можно ожидать.

Заслуживающими наибольшего внимания (каждое, к сожалению, со знаком «минус») видятся два следующих изменения.

Статья 140 дополнена в части оснований возбуждения уголовного дела в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 67-ФЗ).

В ст. 140 УПК РФ введена ч. 4, согласно которой сам факт пребывания лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений ФЗ, не может являться основанием для возбуждения уголовного дела.

Причина принятия данной нормы понятна. Она активно лоббировалась представителями МВД России, которые были недовольны большим количеством дел, которые заведомо не могли быть раскрыты, возбуждались с учетом наличия формального повода. Это негативно сказывалось на общей статистике раскрываемости преступлений.

Теперь уголовных дел, возбуждаемых по факту обнаружения в теле человека наркотических средств, будет меньше, а значит, искусственно вырастет раскрываемость преступлений.

На правах граждан данная поправка скажется, очевидно, негативным образом, поскольку повлечет еще меньшую вовлеченность правоохранителей в раскрытие реальных преступлений.

Изменены порядок и сроки кассационного обжалования (ст. 401.3.) (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 15-ФЗ).

Ограничение сроков кассационного обжалованияАнализ и оценка законодательной инициативы Верховного Суда РФ по установлению двухмесячного срока для обжалования приговоров в «сплошной» кассации

Благодаря изменениям в ст. 401.3 УПК так называемая «сплошная кассация» теперь ограничена определенным и весьма скромным сроком. Отныне кассационные жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке ст. 401.7 и 401.8 УПК, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения.

Законодатель посчитал, что конституционное право на судебную защиту «даруется» гражданам только на время и не является неотъемлемым. Очевидно, что данные законодательные изменения существенно ограничили право кассационного обжалования и не принесли ни адвокатам, ни их доверителям ничего позитивного.

Представляется, что истинной целью изменений являлось сокращение объема работы судей, которые действительно серьезно загружены. Однако должно ли быть способом такой разгрузки ущемление прав граждан на доступ к правосудию? Полагаю, нет. К сожалению, у законодателя по этому поводу иное мнение.

При этом, по имеющейся у меня информации, в наступающем году право кассационного обжалования рискует подвергнуться еще большему ущемлению, и в случае принятия планируемых изменений рассмотрение многих судебных решений по уголовным делам может осуществляться судьей единолично (а не судебной коллегией, как в настоящее время), что, полагаю, противоречит самой сути процедуры кассационного обжалования.

Подводя итог работы законодателя по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 2021 г., я бы оценил ее как «неудовлетворительно».

Читайте также:  Чрезмерное обогащение станет уголовным преступлением

Несмотря на огромный объем работы (только таблица всех внесенных за год изменений с краткими формулировками в одной из справочных информационных систем занимает 50 листов), реформирование свелось к техническим поправкам, усложнению существовавших норм, ужесточению санкций и ограничению прав участников уголовного судопроизводства.

Остается надеяться, что следующий год будет менее грустным и порадует адвокатов и их доверителей долгожданной либерализацией законодательства. При этом не стоит забывать, что ключевой проблемой системы отправления правосудия по уголовным делам является как раз не законодательство, а правоприменение.

Это правоприменение – как минимум частично – зависит и от нас, адвокатов, а также присущих нам мудрости, неравнодушия, глубины погружения в уголовные дела, настойчивости, умения отстаивать интересы подзащитных без оглядки на собственные усталость и лень.

Реализации этих адвокатских качеств – а значит и побед, которые за этим обязательно последуют, желаю каждому из коллег в наступающем году!

Какой УК не любит быстрой езды

С понедельника, 10 января, водителей будут гораздо жестче наказывать за регулярные нарушения правил дорожного движения. Так, впервые вводится уголовная ответственность за неоднократный выезд на встречную полосу или превышение скорости более чем на 60 км/ч.

Лихачам грозит реальный тюремный срок. Такой закон Госдума в спешке приняла в конце прошлого года — после очередного громкого ДТП. Депутаты намерены приструнить автоблогеров, которые выкладывают съемки агрессивной езды в соцсети.

Однако эксперты уверены, что новый закон никак не повлияет на лихачей.

Вступивший в силу федеральный закон №458 дополняет Уголовный кодекс новой ст. 264.

2 — «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».

Она будет применяться в отношении граждан, которые сели за руль автомобиля, уже будучи лишены прав за повторное превышение скорости на 60 км/ч или более, либо за повторный выезд на встречку.

Иными словами, чтобы получить обвинение по ст. 264.2 УК, нужно трижды выехать на встречную полосу или трижды серьезно превысить скорость.

Ранее в такой ситуации применялась административная ответственность с возможностью лишения прав. А теперь в распоряжении суда появилась вилка выбора наказания для нарушителя-рецидивиста — от штрафа в 200–300 тыс. руб.

до двух лет лишения свободы. Но и это еще не все. Если человек, осужденный по новой ст. 264.2 УК, снова окажется на встречке или значительно превысит скорость, суд сможет приговорить его трем годам лишения свободы.

Поправки, напомним, появились после громкой аварии в Москве. В ноябре 2021 года известный автоблогер Саид Губденский не справился с управлением и вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте.

Он погиб вместе с пассажиром — президентом Федерации автомобильного и мотоспорта Дагестана Зауром Ибрагимовым.

В апреле 2021 года блогер Эдвард Билл выехал на встречку на Садовом кольце и столкнулся с автомобилем; в аварии сильно пострадала женщина.

После ДТП с Саидом Губденским спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал бороться с «хулиганством на дорогах» и поручил подготовить соответствующий законопроект. Он был разработан «Единой Россией» за месяц и принят в трех чтениях 21–22 декабря, несмотря на критику Верховного суда.

Там указали, что авторы поправок не привели «достаточных обоснований» криминализации составов административных правонарушений (см. “Ъ” от 17 декабря 2021 года). «Обычные штрафы автохамов не останавливают,— заявил в ответ господин Володин.

— Зачастую ради хайпа в социальных сетях они готовы на любые нарушения, не задумываясь, что тем самым рискуют жизнью и здоровьем окружающих». Спикер рассчитывает, что новый закон позволит «защитить жизнь и здоровье наших граждан».

Сегодня превышения скорости фиксируются в большинстве случаев камерами (в отдельных регионах инспекторы изредка применяют ручные радары). Таким образом, большинство нарушителей платят штрафы, но остаются с правами, указывает юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Это означает, что лихачи с несколькими сотнями штрафов за значительное превышение скорости все равно не смогут быть субъектами нового преступления,— поясняет он.

— Даже если вспомнить самые резонансные происшествия последнего времени с участием автоблогеров-лихачей, то «лишенцев» среди них практически не было».

Эксперт добавляет, что новая статья не будет применяться в отношении граждан, лишенных прав за пьяную езду. Хотя это является не менее тяжким нарушением, чем встречка или превышение скорости.

«Представим, как законченный алкоголик, лишенный права управления за неоднократное управление «под градусом», снова садится за руль и мчится навстречу потоку на Кутузовском проспекте со скоростью 200 км/ч. Так вот, он не рискует оказаться на скамье подсудимых»,— указывает Сергей Радько на пробелы нового уголовного состава.

В законодательстве и так были нормы, позволяющие бороться с такими нарушителями, добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, например, статья «Хулиганство» в УК. Но они против лихачей почему-то не использовались.

Господин Шапарин напомнил, что в конце ноября 2021 года по инициативе ГИБДД и прокуратуры было вынесено первое судебное решение о блокировке аккаунтов некоторых автоблогеров, систематически нарушающих ПДД. Но оно так и не было исполнено — доступ к страницам до сих пор не закрыт.

«Злостные нарушители ПДД уверены, что смогут уйти от ответственности даже в том случае, если весь государственный аппарат будет нацелен на борьбу с ними»,— резюмирует эксперт.

При этом Госдума запланировала разработку и других законопроектов против лихачей. В частности, обсуждаются замороженные в 2017 году поправки к КоАП о пятитысячном штрафе за опасное вождение. Также, напомним, существует проект нового КоАП от Минюста. Там впервые вводится Процедура временного ограничения водительских прав.

Кроме того, предусмотрен Штраф 40 тыс. руб. за «неоднократный» отказ остановить машину по требованию полиции, а также санкции за парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства и т. д.

“Ъ” сообщал об этом документе в ноябре 2021 года, сейчас он дорабатывается, но сроки внесения в правительство и Госдуму неизвестны.

Иван Буранов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *