Изменение налогового кодекса рф с 22 января 2023 года

01.12.2020

  • Изменение Налогового кодекса РФ с 22 января 2021 годаВиталий Семенихин,
  • руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»
  • Мы традиционно знакомим читателей с нормами законодательства, вступающими в силу в следующем календарном году, и в настоящем материале расскажем об обновленных нормах налогового и бухгалтерского учета, которыми придется руководствоваться с начала будущего года.

В течение года законодатель вносит множество поправок в законодательство России, которые в большинстве своем начинают применяться уже со следующего календарного года. Не является исключением и 2020 год, поскольку уже имеются изменения в НК РФ и в бухгалтерском законодательстве, которые «заработают» с 01.01.2021.

Так как в рамках одной статьи рассмотреть все имеющиеся на сегодняшний день поправки, вступающие в силу со следующего года, достаточно сложно, то мы остановимся на тех из них, которые представляют интерес для большинства налогоплательщиков,  а именно:

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Изменения в главе 21 НК РФ в основном касаются льгот по НДС, предусмотренных ст. 149 НК РФ. Так, со следующего года в новой редакции будет действовать пп. 26 п. 2 ст.

149 НК РФ, на основании которого сейчас освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (далее — ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Со 2021 года на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в льготном налоговом режиме будет осуществляться передача:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
  • прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

То есть в льготном налоговом режиме будет осуществляться передача прав только тех программ и баз данных, которые включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Для справки: актуальная версия данного реестра размещена в Интернете на официальном сайте Минсвязи по адресу https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/. Правила ведения указанного реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Однако данная льгота применяться не будет, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в Интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в Интернете предложения о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • вести поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

В части передачи исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора льгота будет сохранена — она просто «перекочует» в новый пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ благодаря вступлению в силу Закона № 265-ФЗ.

Введение таких поправок направлено на поддержание и развитие IT-отрасли.

Кроме того, объем льгот, перечисленных в ст. 149 НК РФ, будет сокращен. Так, утратят силу пп. 32 п. 2 и пп. 28.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, которые действуют до 01.01.2021.

На основании первой из указанных норм сейчас освобождаются от НДС:

  • Услуги по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», включающих в себя право на популяризацию мероприятия и право называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1»;
  • рекламные услуги, реализуемые организацией, которая приобрела вышеуказанные права, на территории объекта «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1» в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование» в городе Сочи.

Изменения в части 1 НК РФ, которые ждут нас в 2021 году | «Правовест Аудит»

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.

2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — Штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная Доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями.

Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно.

Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб.

Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст.

 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании.

В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст.

 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб.

, а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

Действующей редакцией ст. 48 НК РФ предусмотрено, что инспекция не вправе обратиться в суд за взысканием налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов пока недоимка не составит 3 000 руб. В случае, если недоимка не растет, инспекторам придется дождаться, когда пройдут 3 года и только после этого (в течение 6 месяцев) они могут обратиться в суд.

С 23 декабря 2020 года для подачи иска в суд о взыскании долга с физлица важно чтобы его размер был не менее 10 000 руб., т.е. пороговое значение для обращения в суд повышено с 3 000 до 10 000 руб. (ст. 48 НК РФ).

Читайте также:  Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 12 июля 2023 года

Изменения в ст.48 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

В п.10 ст. 78 НК РФ внесли коррективы, согласно которым с 23 декабря 2020 года проценты за несвоевременный возврат переплаты, которые инспекция начислила на дату вынесения соответствующего решения о возврате переплаты, перечислят без заявления налогоплательщика.

Во всех иных случаях, увы, заявление на возврат процентов надо будет подавать в налоговый орган.

Изменения в ст.78 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст.

 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года налоговые органы будут представлять оператору информационной системы «Одно окно» (АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ)) сведения о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке. Соответственно такая информация не будет налоговой тайной. (п. 2.2 ст.102 НК РФ).

В тоже время с 1 января 2021 года к налоговой тайне отнесены сведения о налогоплательщиках и плательщиках взносов, которые от инспекций поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса. Доступ к этим сведениям имеют только должностные лица, определяемые руководителями госорганов и органов местного самоуправления (п. 11 ст.102 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е.

платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Узнать стоимость аудита

В ходе «камералки» инспекция вправе требовать необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы. Их надо дать в течение 5 рабочих дней (п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 88 НК РФ).

С 01.07.2021 года налогоплательщик может «объясниться» путем представления «электронного реестра» подтверждающих документов (обновленный п.6 ст. 88 НК РФ). Формат документа ждем от ФНС.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

С 01.07.2021 года инспекция может заблокировать счет компаний или ИП, только если они просрочили представление отчетности более чем на 20 рабочих дней (пп.1 п.3, п.3.2 ст. 76 НК РФ). Сейчас блокировка счета грозит при опоздании с налоговой отчетностью на 10 и более рабочих дней.

Кстати, о предстоящей блокировке счета инспекторы могут сообщить не менее чем за 14 рабочих дней до того, как будет принято соответствующее решение (новый п.3.3 ст. 76 НК РФ). Но могут не сообщать, т.к. не обязаны это делать.

Изменения внесены Законом № 368-ФЗ

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у потребительских кооперативов появится новая обязанность — сообщать налоговому органу сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления (новый п. 9.5 ст. 85 НК РФ).

Данные сведения нужно сообщать в налоговый орган по субъекту РФ по месту своего нахождения (УФНС) в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП).

Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.

89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года. Изменения по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ и пр

Внесли поправки по вопросам налогового администрирования, а также механизма налогообложения НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц, страховых взносов и иных налогов

  • Федеральные законы от 23.11.2020 № 373-ФЗ, 374-ФЗ, 375-ФЗ.
  • возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;
Читайте также:  Обновленный материнский капитал: когда, кому и сколько?

До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.

  • оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
  • материальная помощь на рождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
  • Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов». 
  • По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
  • имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
  • Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
  • По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.

С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.

Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России. 

  • По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
  • Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания уплачивается исходя из среднегодовой стоимости, если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
  • В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.

Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.

Онлайн-курс по НДС

Повышение квалификации в Контур.Школе, 46 ак. часов. Удостоверение

Узнать подробнее

  • определено место реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, — территория РФ, если в момент начала отгрузки и транспортировки товары находятся в исключительной экономической зоне РФ;
  • не облагается НДС реализация не только долей в уставном (складочном) капитале организаций, но и долей в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества;
  • от налога освобождаются некоторые услуги, которые оказывают операторы финансовой платформы;
  • внесены изменения в порядок применения вычета для лиц, которые перешли с ЕНВД на ОСНО. Вычет входящего НДС возможен, если товары, работы, услуги, имущественные права приобретены в период применения ЕНВД или ввезены на территорию РФ, но фактически не использовались до перехода на ОСНО;
  • продлено до 2023 года освобождение от НДС племенной животноводческой продукции: племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и т.д.

Другие изменения в налоговое законодательство с 2021 года:

Бесплатные вебинары в Контур.Школе

Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика

Расписание вебинаров

  • Уточнен порядок налогообложения НДФЛ дивидендов.
  • Через МФЦ можно будет получать и представлять расширенный перечень документов.
  • Установлены случаи, когда налоговая отчетность будет считаться непредставленной: например, если декларацию подписало неуполномоченное лицо, представленные данные не соответствуют контрольным соотношениям.

Важные изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве в январе 2021 года

Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

I. НДС

Продлен пилотный проект по компенсации иностранным гражданам НДС по вывозимым с территории ЕАЭС товарам

  • В соответствии с Постановлением Правительства РФ продлен пилотный проект tax free на период до конца 2021 года.
  • Проект заключается в предоставлении права иностранцам (кроме граждан ЕАЭС) на компенсацию НДС, который был уплачен ими при покупке товаров в России и дальнейшем их вывозе.
  • Организации розничной торговли (уполномоченная ею компания) предоставляют компенсацию НДС при обращении иностранного гражданина и при условии соблюдения ряда условий.

Например, покупки должны быть совершены в течение одного дня и на сумму не менее 10 000 руб.

при этом иностранцем должен быть предъявлен чек с отметкой таможенного органа РФ.

При этом организация вправе принять к вычету НДС в отношении товаров, по которым иностранцу была выплачена компенсация (п. 4.1 ст. 171 НК РФ).

Основание:Постановление Правительства РФ от 20.01.2021 № 22 «О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105».

II. Налог на прибыль

ФНС разъясняет порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2021 года

В связи с поступающими вопросами об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 год ФНС России опубликовала письмо с разъяснениями.

Налоговое ведомство указало, что согласно п. 3 статьи 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода.

На налоговый период 2020 год предельная величина доходов от реализации была увеличена до 25 млн. рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Как известно, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода (п.2 ст.286 НК).

Таким образом, если, в связи с применением положений Федерального закона № 121-ФЗ, ежемесячные авансовые платежи на 4 квартал 2020 года у налогоплательщика были равны нулю, ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате им в первом квартале 2021 года, также равны нулю, в том числе в случаях, когда по итогам 2020 года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, за предыдущие четыре квартала превысили пороговое значение в 15 млн. рублей.

При этом предоставлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2020 года не требуется.

Основание:  Письмо ФНС России от 27.01.2021 № СД-4-3/868.

III. Внешнеэкономическая деятельность

Российская Федерация уведомила ОЭСР и Договаривающиеся государства о начале применения MLI BEPS

  1. Минфин России разместил на своем сайте информационное сообщение о начале применения многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI BEPS).

  2. В сообщении приводится перечень государств, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет соглашения об избежании двойного налогообложения и в отношении которых завершены внутригосударственные процедуры, необходимых для начала применения многосторонней Конвенции.

  3. Перечень содержит 34 государств, на СИДН с которыми с 1-го января 2021 года будут распространяться требования MLI BEPS в отношении налога у источника.

  4. В полном объеме положения MLI будут применяться при работе с контрагентами из 27 государств, например, таких как Нидерланды, Мальта и Люксембург;
  5. При работе с партнерами из 7 стран: Кипра, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кореи, Португалии и Саудовской Аравии Конвенция будет применяться для налогов у источника.
  6. Для прочих налогов конвенция заработает с 2022 года.
Читайте также:  Государственный кадастровый учет земельных участков 2023

Основание: Информационное сообщение Минфина России, опубликованное на сайте https://minfin.gov.ru/ru по состоянию на 21.01.2021.

ФНС России опубликовала приказ, в котором утвердила новую форму декларации по налогу на имущество, а также порядок ее заполнения.

Читаем свежие поправки в НК РФ: освобождение от НДФЛ и взносов, учет при лизинге и другие новшества

По действующим правилам амортизировать переданное в Лизинг имущество должен тот, кто учитывает его согласно условиям договора. Это может быть либо лизингодатель, либо лизингополучатель (п. 10 ст. 258 НК РФ).

С января 2022 года это правило перестанет действовать. С указанной даты амортизацию объекта вправе начислять только лизингодатель. За ним сохраняется право применить повышающий коэффициент (не более 3) к объектам, не относящимся к первой — третьей амортизационным группам (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам Попробовать бесплатно

Новый порядок учета лизинговых платежей

Суть финансовой аренды в следующем. Лизингополучатель пользуется арендованным имуществом и ежемесячно перечисляет платежи лизингодателю.

Иногда по условиям договора арендатор постепенно выкупает объект, чтобы впоследствии получить на него Право собственности. Тогда к ежемесячной арендной плате добавляется так называемая выкупная стоимость (ВС).

Рассмотрим отдельно данные виды платежей.

Арендная плата

С ней все просто. Лизингодатель включает ее в доходы, а лизингополучатель — в расходы. Такой порядок существует сейчас, и сохранится после 1 января 2022 года.

Зарегистрировать Договор аренды в Росреестре через интернет

Выкупная стоимость: действующие правила

Здесь дело обстоит сложнее. В действующей редакции Налогового кодекса четко не прописано, как отразить ее в налоговом учете. То есть не сказано, включается ли выкупная стоимость в доходы у лизингодателя, и в расходы у лизингополучателя.

Чиновники считают, что ежемесячные платежи в виде ВС — это аванс. Показывать его в учете нельзя до тех пор, пока право собственности на объект не перейдет от лизингодателя к лизингополучателю.

Когда переход произойдет, лизингодатель должен отразить выкупную стоимость как доходы от продажи имущества. Лизингополучатель — включить ВС в первоначальную стоимость объекта и начать списывать через амортизацию (письмо Минфина от 18.02.19 № 03-03-06/1/10341; см. «Как учесть лизинговые платежи и выкупную стоимость лизингового имущества»).

Выкупная стоимость: новые правила

С января 2022 года в Налоговом кодексе появится алгоритм учета выкупной стоимости. В новой редакции подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ четко сказано: если лизинговый платеж включает в себя выкупную стоимость, то расходы лизингополучателя формируются за минусом ВС.

Таким образом, подход, изложенный в разъяснениях Минфина, закреплен на законодательном уровне.

Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Налог на имущество по арендованному объекту

В 2022 году и далее будет действовать новое положение. Налог на имущество по арендованному (в том числе переданному в лизинг) объекту платит арендодатель (лизингодатель). Это закреплено в новом пункте 3 статьи 378 НК РФ.

Заметим, что данный порядок может повлечь сложности, если налог на имущество исчисляется по среднегодовой (а не кадастровой) стоимости объекта. Дело в том, что среднегодовая стоимость определяется на основании данных бухучета.

Но по нормам ФСБУ 25/2018 (утв. приказом Минфина от 16.10.18 № 208; обязателен к применению с 2022 года) арендованное имущество учитывается на балансе арендатора (лизингополучателя).

Следовательно, для лизингодателя посчитать среднегодовую стоимость будет затруднительно.

Подать заявление о льготе по налогу на имущество через интернет

Переходный период для договоров лизинга

Перечисленные выше новшества применяются, если договор лизинга заключен в 2022 году или позднее.

Если же договор был заключен в 2021 году или ранее, налоговый и бухгалтерский учет лизингового имущества нужно вести по прежним правилам вплоть до истечения срока действия договора. Так сказано в статье 2 комментируемого закона № 382-ФЗ.

Доходы, освобожденные от НДФЛ, налога на прибыль и взносов

Законодатели расширили перечни видов доходов физлиц и организаций, не подпадающих под налогообложение. Соответствующие поправки внесены в статьи 217, 251 и 422 НК РФ.

Изменения будут распространяться на следующие виды доходов, полученных с начала 2021 года:

1. Зарплата в сумме не более 12 792 руб., если ее выплатил работодатель — малое или среднее предприятие (или СОНКО), получивший субсидию из федерального бюджета за нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года, либо в связи с введением QR-кодов и иных ограничений.

Предусмотрено однократное освобождение от НДФЛ и страховых взносов — в месяце получения субсидии или в следующим за ним календарном месяце. Подробнее см.

«Как бизнесу получить субсидию за нерабочие дни в ноябре» и «Зарплату, выплаченную за счет субсидии на нерабочие дни, освободили от НДФЛ и взносов».

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом ежегодного повышения МРОТ Рассчитать бесплатно

2. Призы в денежной и натуральной форме, полученные за участие в вакцинации от коронавируса (освобождены от НДФЛ). Также см. «Денежная лотерея для привившихся от коронавируса продлена».

3. Доходы, возникающие в связи с бесплатной газификацией до границ земельного участка (освобождены от НДФЛ).

4. Гранты, премии, призы и (или) подарки в денежной, либо натуральной форме, если они вручены некоммерческими организациями, включенными в утвержденный правительством РФ перечень. Получатели-физлица освобождены от уплаты НДФЛ, а получатели-компании — от уплаты налога на прибыль.

Помимо этого, изменены условия, при соблюдении которых организации могут не учитывать в базе по налогу на прибыль «коронавирусные» субсидии, полученные из федерального или регионального бюджетов.

Раньше льгота полагалась тем субъектам малого и среднего бизнеса, которые были включены в соответствующий реестр на 1 марта 2020 года и занимались деятельностью в наиболее пострадавших отраслях (см. «Субсидия на профилактику коронавируса: нужно ли включать ее в доходы при ОСНО и «упрощенке»?).

Теперь право на льготу есть у субъектов МСП, включенных в реестр на день получения субсидии. Такое же право имеют и социально-ориентированные некоммерческие организации. При этом уточнено, что льгота не действует, если субсидия предоставлена на компенсацию процентных ставок по кредитам (новая редакция подп. 60 п. 1 ст.

 251 НК РФ, вступила в силу 29 ноября 2021 года). Добавим: новые положения об учете «коронавирусных» субсидий касаются и «упрощенщиков», так как они могут не учитывать доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Какие еще поправки внесены в Налоговый Кодекс Законом № 382-ФЗ

Суть поправкиСоответствующая норма КодексаДата вступления в силу
Добавлено правило: при безвозмездной передаче недвижимости в казну РФ восстанавливать НДС не нужно новая редакция подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ 29 ноября 2021 года
Уточнено, что компании и ИП, производящие российское шампанское, вправе применять ЕСХН и «упрощенку» новые редакции подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ и подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ 1 января 2022 года
Установлено правило: ИФНС должна рассылать юрлицам, находящимся в процессе ликвидации, сообщения о сумме транспортного налога не позднее одного месяца после истечения срока уплаты авансового платежа новый подп. 4 п. 4 ст. 363 НК РФ 1 января 2022 года
Увеличен срок, отведенный организациям — плательщикам транспортного налога, для подачи пояснений и документов. Сейчас этот срок составляет 10 дней с даты получения сообщения об исчисленной сумме налога, станет — 20 дней новая редакция п. 6 ст. 363 НК РФ 1 января 2022 года
Региональным властям будет запрещено дифференцировать ставки налога на имущество организаций исходя из категорий налогоплательщиков. Но разрешено — исходя из вида недвижимости и кадастровой стоимости объектов новая редакция п. 2 ст. 380 НК РФ 1 января 2023 года
Установлено ограничение по применению коэффициента 1,1 при расчете земельного налога и налога на имущество физлиц. Коэффициент предназначен для тех, у кого налог за текущий период превышает величину, равную налогу за предыдущий период, умноженному на 1,1 (см. «Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц»). По новым правилам коэффициент 1,1 нельзя применять при неправомерном использовании земли и изменении характеристик объекта недвижимости, влияющих на его кадастровую стоимость. новые редакция п. 17 ст. 396 НК РФ и п. 8.1 ст. 408 НК РФ 1 января 2022 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *