Изменение КоАП РФ с 12 июля 2023 года

Разработанный в МВД России пакет поправок в Правила дорожного движения заканчивает стадию общественных обсуждений 16 октября. Соответствующая информация размещена на портале правовой информации.

В документе подробно прописаны технические условия и проблемы, при которых эксплуатация автомобилей будет запрещена.

Отсутствие перечня запретов в ПДД лишала инспекторов ГИБДД в случае некоторых грубых и опасных нарушений со стороны водителей выписывать им штрафы.

Это нововведение ситуацию исправит: национальное законодательство приведут в соответствие с уже действующим Техническим регламентом таможенного союза о безопасности колесных средств.

Заработает все с 1 июня 2021 года — инспекторы смогут оформлять нарушения по ч. 1. ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей…», что грозит штрафом в размере 500 рублей. Разбираемся, какие новые штрафы за привычные проступки теперь грозят автомобилистам.

Шины не по сезону и «зима» на одной оси

В ПДД появится прямой запрет на управление автомобилем с шинами, которые не подходят к автомобилю по размеру, категории, скорости и несущей способности.

Нельзя будет ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и наоборот — предусмотрен запрет на управление транспортными средствами категорий M1 и N1, которые не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль). Важно, что в силу разных климатических особенностей в регионах власти субъектов могут менять сроки действия ограничений.

Запрещается применять шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа. Также инспектор выпишет Штраф, если водитель решит сэкономить и установит зимние шины не на всех колесах автомобиля.

Запрещено устанавливать на одну ось шины разной размерности, конструкции, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru объяснил, что проблема установки совершенно разных шин на автомобили очень актуальна: «У водителей не всегда есть деньги на покупку новой резины, они экономят, как могут, но это действительно очень опасно. Зимние шины летом стираются, а ездить зимой на летней — это верный способ попасть ДТП».

Изменение КоАП РФ с 12 июля 2021 года

 Anton Belitsky / Russian Look

Поврежденные шины также вне закона: если на шинах есть пробои, сквозные и несквозные порезы, которые обнажают корд, а также расслоения в каркасе, борте, местные отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя, но водитель продолжает движение, инспектор сможет оштрафовать водителя. Также сотрудник ГИБДД в праве изучить целостность дисков — сварка, отсутствие болтов крепления не допускаются.

Как уточнил Шапарин, аргоновая сварка дисков считается популярной услугой на шиномонтажах. Такую практику он также считает крайне опасной, поскольку у поврежденных и сваренных дисков нарушается силовая структура.

«Существует огромное количество вариантов восстановления, но такую деятельность в целом нужно запрещать. Теоретически автомобили на таких дисках просто не должны успешно проходить техосмотр, — говорит Эксперт. — Но тема очень популярна, можно найти множество объявлений в интернете, то один шов, то два. Риск того, что диск лопнет прямо на ходу, очень высок».

Доработанные фары

Водителя оштрафуют, если при движении задним ходом не работают стоп-сигналы, габаритные и контурные огни. Накажут и за нештатную оптику, установленную без учета требований техрегламента. Речь идет о нештатных ксеноновых и светодиодных фарах.

«Раньше за нештатный ксенон водителю грозило лишение прав согласно ч.3 ст.12.5 КоАП на срок от 6 до 12 месяцев. Потом норму скорректировали и все ринулись покупать фары кто во что горазд. Это небезопасно.

Штатные фары имеют автоматический корректор направления света, уточнил Шапарин. — Они светят на дорогу, а не в глаза встречному водителю.

Если такого автокорректора нет, за это необходимо наказывать, потому что это вредит другим водителям».

Говоря про светодиодные фары, эксперт отметил, что они — также неотъемлемая часть стихийного тюнинга, которая может ослеплять водителей вокруг. Однако Шапарин обратил внимание на то, что в дневное время определить, какие именно фары установлены в автомобиле, практически невозможно.

Изменение КоАП РФ с 12 июля 2021 года

 соцсети

Еще на фары нельзя клеить бесцветные или окрашенные оптические детали и пленки. Однако эксперт не доволен реализацией этой нормы.

«Скорее всего цель задумки была отучить водителей тонировать передние фары черной пленкой, — рассуждает Шапарин. — Таких машин очень много. Еще есть много вариантов в «раллийном стиле», когда на «классике» фары заклеивают крестами из черного скотча.

Но авторы поправок не учли, что некоторые автовладельцы защищают фары прозрачной полиуретановой пленкой. Она прекрасно пропускает свет, но при этом спасает дорогостоящую оптику от ударов. Новая фара на BMW X8 стоит под 450 тыс. руб., на некоторых Mercedes — более 300 тыс. руб. Пленка может защитить, например, от прилетевшего камня на трассе.

А еще ее хорошо видно невооруженным взглядом, и инспектор теперь сможет за это штрафовать».

Тонировка, козырьки стеклоочистители

Светопропускание ветрового стекла не должно быть менее 70%. Аналогичные уточнения в ПДД параллельно ранее разработал и Минтранс, который назвал их техническими.

У бронированных автомобилей лобовые стекла должны пропускать не менее 60%. Может заглянуть инспектор и под козырек, если он сломан или его попросту нет — тоже штраф.

Неработающие стеклоочистители и стеклоомыватели, наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки со стороны водителя, дефектное газобаллонное оборудование, неработающие фароомыватели — это также наказывается штрафом.

Изменение КоАП РФ с 12 июля 2021 года

 auto-tip.ru

«Фароомыватели обязательно идут в паре с ксеноновыми фарами, на светодиодных фарах они есть, но не всегда, на галогеновых отсутствуют.

Штраф за неработающие фароомывайки установили из-за того, что многие водители ради экономии омывающего средства выдергивают у фар предохранитель.

Особенно когда на улицах разлиты реагенты — в Москве на стекло приходится постоянно «пшикать», параллельно начинает срабатывать и омыватель фар, который, например, днем не нужен. И расход может быть действительно очень большой», — объяснил Шапарин.

Рулевое управление и тормоза

Подробно прописаны технические проблемы тормозных системам и рулевого управления, при которых пользоваться автомобилем категорически запрещено. При большинстве таких серьезных проблем ответственные водители и сейчас не садятся за руль таких транспортирных средств.

Например, если не работает штатный усилитель, рулевое колесо сильно люфтит или подтекает рабочая жидкость в гидросистеме усилителя рулевого управления. Или же в случае, если автомобиль плохо тормозит или есть утечка сжатого воздуха из тормозных камер.

Изменение КоАП РФ с 12 июля 2021 года

 Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Также нельзя ездить на автомобиле, если в нем «происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе, вопреки желанию и ожиданиям водителя». По словам эксперта, некоторые автовладельцы действительно предпочитают приспосабливаться к такой проблеме, а не решать ее.

Определить нарушение на месте будет тяжело

Представитель Национального автомобильного союза сомневается, что все инспекторы ГИБДД будут обладать достаточной квалификацией, чтобы на месте определить большинство неисправностей, например, сварку дисков или проблему с рулевыми рейками. При этом техосмотр с такими недочетами пройти законным образом не получится, однако Шапарин также указал и на вопросы к качеству проведения ТО, по итогам которого талоны получают даже проблемные автомобили.

Штрафы за отсутствие маркировки с 1 декабря 2021 года

В декабре 2021 года вступают в силу новые нормы, регулирующие штрафы за отсутствие обязательной маркировки на товарах. Рассмотрим подробнее действующие санкции и какие изменения появятся в соответствующей нормативной базе с 01.12.2021 г.

Штрафы за маркировку в 2021 году: действующая нормативная база

Сегодня российским законодательством предусмотрены:

1. Административные санкции за производство, продажу немаркированных товаров (нарушение правил маркировки), установленные ст. 15.12 КоАП РФ. Заметим, что при отсутствии маркировки, штрафы для ИП назначаются в той же величине, что и для должностных лиц.

Производство немаркированных товаров и продукции, не относящихся к алкоголю или табаку (нарушение правил маркировки) наказывается штрафами, налагаемыми (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • на должностное лицо (ДЛ) и ИП — 5-10 тыс. рублей;
  • на юрлицо (ЮЛ) — 50-100 тыс. рублей.

Реализация непромаркированных товаров сопровождается штрафами (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • на гражданина — 2-4 тыс. рублей;
  • на ДЛ и ИП — 5-10 тыс. рублей;
  • на ЮЛ — 50-300 тыс. рублей.

Во всех указанных случаях штраф за продажу без маркировки и производство таких товаров сопровождается конфискацией немаркированного товара.

Если не промаркирован алкоголь или табак, то за отсутствие маркировки у производителя предусматриваются штрафы (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • на ДЛ и ИП — 10-15 тыс. рублей;
  • на ЮЛ — 100-150 тыс. рублей.

Если отсутствует маркировка алкоголя или маркировка сигарет, штрафы сопровождаются конфискацией такой продукции.

Выпуск алкогольной или табачной продукции в оборот без маркировки, грозит штрафами (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • для граждан — 4-5 тыс. рублей;
  • для ДЛ и ИП — 10-15 тыс. рублей;
  • для ЮЛ — 200-300 тыс. рублей.

Штраф за продажу сигарет без маркировки или алкогольной продукции также дополняется в указанных случаях изъятием товара.

2. Уголовное наказание за производство и оборот (покупку, хранение, транспортировку, реализацию) товаров без маркировки, установленные ст. 171.1 УК РФ.

Применяются они, если производство или оборот немаркированной продукции осуществлены в крупном/особо крупном размере. В общем случае таковым считается размер, превышающий, соответственно, 2,25 млн. или 9 млн.

рублей (примечание к ст. 170.2 УК РФ). Но в отдельных случаях суммы могут быть иными.

В соответствии с УК РФ (ч. 1 ст. 171.1), производство, оборот продукции в крупном размере без маркировки наказывается:

  • штрафом до 300 тыс. рублей (или в величине дохода виновного за период до 2 лет);
  • принудительными работами, лишением свободы — (со штрафом в пределах 80 тыс. рублей или доходом за период до полугода) до 3 лет.

Если преступление совершено группой граждан по сговору, то наказание строже (ч. 1.1 ст. 171.1 УК РФ):

  • штраф 100-300 тыс. рублей (либо доход виновного за 1-3 года);
  • принудработы, лишение свободы — до 4 лет (с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или дохода виновного за период до года).
Читайте также:  Утверждены бланки для оформления налоговых вычетов по НДФЛ через работодателей

Если преступление совершено организованной группой (или размер особо крупный), наказание последует в виде (ч. 2 ст. 171.1 УК РФ):

  • штрафа в 200-500 тыс. рублей (или в размере дохода за 1-3 года);
  • принудработ до 5 лет, лишения свободы — до 6 лет (с возможным штрафом в пределах 1 млн. рублей либо в размере дохода за период до 5 лет).

Тот или иной уголовный штраф за отсутствие маркировки по вышеперечисленным нормам налагается, если товар не относится к продовольственному, не является алкогольной или табачной продукцией (например, если отсутствует маркировка обуви).

Штрафы в случае производства, хранения, перевозки, сбыта продовольственных товаров по ст. 171.1 применяются, когда преступление совершено в крупном / особо крупном размере – т.е. свыше 400 тыс. / 1,5 млн. рублей (примечание к ст. 171.1 УК РФ). Санкции предусматриваются в виде (ч. 3 ст. 171.1 УК РФ):

  • штрафа до 400 тыс. рублей (или в размере дохода за период до 2 лет);
  • принудработ, лишения свободы (со штрафом в пределах 80 тыс. рублей или в величине дохода за период до полугода) — до 3 лет.

Ч. 4 ст. 171.

1 УК, предусмотрены повышенные штрафы за нарушение маркировки продовольствия, когда преступление совершено в особо крупном размере, группой (по предварительному сговору), либо организованной группой — от 300 до 700 тыс.

рублей (либо в величине дохода виновного за 1-3 года). Возможны принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы до 6 лет (с возможным штрафом до 1 млн. рублей или в сумме дохода за период до 5 лет).

Следующие преступления попадают под ст. 171.1 УК РФ, если совершены в крупном размере (более 100 тыс. рублей), или в особо крупном (более 1 млн. рублей).

Так, если были произведены, приобретены, перевозились или сбывались подлежащие маркировке табачные изделия или алкогольный товар без маркировки, штраф составит, как следует из ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, до 500 тыс. рублей (или в величине дохода виновного до 2 лет).

Также возможны принудработы, лишение свободы (со штрафом до 120 тыс. рублей или в сумме дохода за период до полугода) — до 3 лет.

А если преступления совершены группой лиц (по предварительному сговору) или организованной группой либо в особо крупном размере, то санкции последуют в виде (ч. 6 ст. 171.1 УК РФ):

  • штрафа в 400-800 тыс. рублей (или в величине дохода виновного за 1-3 года);
  • принудработ до 5 лет, лишения свободы до 6 лет (с возможным штрафом до 1 млн. рублей или в сумме дохода за 5 лет).

Приведенные нормы закона, регламентирующие административный и уголовный штраф за отсутствие маркировки на товаре, в 2021 году дополнятся рядом новых положений. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вы найдете здесь.

Маркировка: какими будут штрафы с 1 декабря 2021 года

В соответствии с Законом от 11.06.2021 № 204-ФЗ положения КоАП РФ дополняются новой статьей 15.12.1, вступающей в силу с 1 декабря 2021 года. Статьей предусматриваются санкции за непредоставление сведений (нарушение регламента их предоставления) в систему «Честный знак» или подачу недостоверных, неполных данных. За это грозит предупреждение или штраф:

  • на ДЛ и ИП — 1-10 тыс. рублей;
  • на ЮЛ — 50-100 тыс. рублей.

Также Закон № 204-ФЗ вводит штрафы за оборот немаркированных лекарств. Соответствующие изменения внесены и в ст. 6.34 и 15.12 КоАП РФ. Вступают они в силу также с 1 декабря 2021 г.

В соответствии с ними, статья 6.34 дополняется нормой, по которой будет штрафоваться не только невнесение данных в систему мониторинга, но также производство и реализация лекарств без маркировки.

Размер штрафа составит:

  • для ДЛ — 5-10 тыс. рублей;
  • для ЮЛ и ИП — 50-100 тыс. рублей.

В обоих случаях штрафы за маркировку товара — лекарственных препаратов сопровождаются их конфискацией.

Отметим также, что Законом № 204-ФЗ немного корректируется название ст. 15.12 КоАП РФ, подлежащее применению в измененном виде также с 1 декабря 2021 года. Появилось уточнение о том, что штрафоваться будет в том числе ввод в оборот не промаркированного в установленном порядке товара (а не только производство и продажа).

В 2021 году правомерно ожидать внесения законодателем изменений и в ст. 171.1 УК РФ.

Дело в том, что Госдума недавно приняла законопроект (в последнем третьем чтении), предусматривающий введение в данную статью норм, по которым отраженные в ней санкции будут применяться в том числе за производство и оборот товаров с поддельной маркировкой. После подписания закона Президентом новые нормы УК РФ также будут применяться с 1 декабря 2021 года.

 Что должна содержать маркировка

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст.

1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст.

4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст.

2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст.

6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст. 1651, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст.

3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6341, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 6994, 7002; 2014, N 6, ст.

557, 559, 566; N 11, ст. 1092, 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст. 7541, 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст.

29, 35, 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 18, ст. 2614, 2620; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3370; N 27, ст. 3945, 3950; N 29, ст. 4354, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629, 5637; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 63, 79, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст.

1481, 1490, 1491, 1493; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3884, 3887, 3891; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31, 47; N 7, ст. 1030, 1032; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456, 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст.

3227; N 24, ст. 3487; N 27, ст. 3947; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 49, ст. 7308; N 50, ст. 7562; N 52, ст. 7919, 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35, 48; N 7, ст. 973; N 18, ст. 2562; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4824, 4825, 4826, 4828, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст.

6832, 6843; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1819, 1820, 1821; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2669, 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4119, 4120, 4121, 4125, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст.

7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7766, 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037; N 42, ст. 6526; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 52, 70; N 6, ст. 959; N 9, ст. 1461, 1466, 1471; N 11, ст. 1701, 1702; N 13, ст. 2141; N 15, ст. 2425, 2431, 2443; N 18, ст. 3046; N 22, ст.

3676; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 июня 2021 года, N 0001202106110042, 0001202106110066, 0001202106110053, 0001202106110036, 0001202106110078) следующие изменения:

Читайте также:  Пошаговая инструкция по ликвидации ооо в 2023 году

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частью 2 статьи 14.14,» и слова «частью 33 статьи 19.5,» исключить;

  • 2) статью 11.18 признать утратившей силу;
  • 3) статью 11.19 признать утратившей силу;
  • 4) статью 14.14 признать утратившей силу;
  • 5) часть 33 статьи 19.5 признать утратившей силу;
  • 6) в статье 23.1:
  • а) в части 1 цифры «24 — 33» заменить цифрами «24 — 32»;

б) в абзаце пятом части 3 слова «статьей 14.14,» и слова «, частью 33 статьи 19.5, статьей 19.7 (в части административных правонарушений в сфере лицензирования энергосбытовой деятельности)» исключить;

7) в части 2 статьи 23.2 слова «, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях» исключить;

8) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 65 после цифр «19.7» дополнить словами «, частью 3 статьи 19.71»;

  1. б) пункт 108 признать утратившим силу.
  2. Статья 2
  3. Признать утратившими силу:
  4. 1) пункты 190 и 191 статьи 1 Федерального закона от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное Правонарушение» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089);

2) пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные Законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 35).

Президент Российской Федерации В. Путин

Примут в конце 2021 года новый Административный кодекс в России

Работа над проектом нового КоАП начиналась со сбора предложений от субъектов РФ, и диалог с ними постоянно поддерживается через палату регионов

Проект этого важнейшего документа уже в третий раз выносится на общественное обсуждение. Почему?

Очередной вариант новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях будет обнародован для очередного общественного обсуждения в начале нового года. Об этом сообщил глава Минюста Константин Чуйченко, передал ТАСС 28 декабря.

Однако, как удалось выяснить «Парламентской газете», принятия документа стоит ждать не ранее конца 2021 года. Это означает, что кодекс, который правили чаще, чем любой другой закон РФ, будут рассматривать уже депутаты Госдумы нового созыва.

Третья попытка Минюста

Проект, который планируется вынести на публичное обсуждение, — третий по счёту. Предыдущие два получили, что называется, от ворот поворот. В данном случае парламентарии не стеснялись жёсткой критики.

В частности, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников ещё в июле, после уже повторного опубликования проекта нового КоАП для общественного обсуждения, заявил, что «в таком виде текст поддерживать нельзя».

И признался — столь категорично он высказывается впервые.

Главная претензия к проекту нового кодекса — размытость и невнятность формулировок, что создаёт возможности для злоупотреблений.

По факту, как заявляли тогда парламентарии, кодексом больше защищались права тех, кто составляет Протоколы об административных наказаниях, а не права граждан — во многом из-за того, что санкции прорабатывались руководством тех структур, которые и будут взимать штрафы. Такой подход вызвал в парламенте недоумение. Как и то, что многие предложения законодателей оказались в итоге не услышанными. Вместе со словами о гуманном отношении к гражданам, ссылками на заявления Президента России о необходимости заботиться о людях, размеры штрафов выросли (в Минюсте это объясняли намерением «профилактировать» нарушения). Причём по отдельным правонарушениям — в десятки раз!

В частности, ряд наказаний в отношении индивидуальных предпринимателей по сути приравняли их по этому «штрафному» показателю к юрлицам. Выросли санкции и за правонарушения, на которые бизнес давно указывал как на избыточные.

Как заявлял летом финансовый омбудсмен Борис Титов, это однозначно ухудшит инвестиционный климат в стране. Также в первых редакциях присутствовали пункты об ответственности за отказ от вакцинации, хотя первые лица государства многократно заявляли о добровольном согласии на прививку.

Недостаточно чётко были проработаны нормы о штрафах за утечку персональных данных и ряд других положений.

В правительстве России, в которое Минюст, согласно процедуре, подаёт проект закона на согласование перед его внесением в парламент, документ также вызвал много вопросов.

В итоге, новый глава Минюста Константин Чуйченко, который начинал в правительстве Мишустина с поста вице-премьера, начал действовать максимально интенсивно — согласовательные совещания у министра по новому КоАП проводились осенью еженедельно, а то и по два раза в неделю.

Итогом работы стал третий вариант нового административного кодекса.

Среди основных скорректированных, по сравнению с первыми двумя редакциями документа, позиций — размеры штрафов по всему спектру снижены (кроме нижней планки, которая осталась на уровне 500 рублей вместо 100 рублей), расширено количество составов, по которым вместо штрафов будет применяться на первый раз предупреждение, снижена административная нагрузка на бизнес (как пояснил сам Чуйченко, вместо карательно-фискального подхода здесь будет применяться риск-ориентированный подход — когда чем больше нарушаешь, тем больше наказывают). Кроме того, отказом от репрессивного уклона, как указали в Минюсте, является и то, что по многим составам штрафы уменьшатся вдвое, если уплачены не позднее определённого в КоАП срока.

Пандемия работу притормозила

Доработанный вариант, как заявил глава Минюста 28 декабря, может быть представлен на общественное обсуждение в начале 2021 года. Конкретных сроков министр не назвал — очевидно, что третий вход в одну и ту же «реку», особенно, если два предыдущих раза были неудачными, подразумевает осторожность в прогнозах.

При этом, говоря о причинах того, почему работа над новым КоАП не соответствовала изначальным ожиданиям (планировалось, что документ будет внесён в парламент до конца 2020 года), Константин Чуйченко отметил две вещи.

Во-первых, в России давно так предметно не занимались административным правом — в частности, благодаря этому принято реформаторское решение разделить кодекс на процессуальную и «материальную» часть.

Во-вторых, максимально эффективно сработал механизм общественных обсуждений — Правительство в лице Минюста показало готовность не просто прислушиваться к мнению общества, но и вести диалог с его институтами.

Есть и ещё несколько факторов, которые объективно привели к сдвигу сроков подготовки КоАП. Главный из них — пандемия, которая заставила парламентариев, чиновников, юристов, участвующих в разработке кодекса, заняться другими вопросами.

Первый замглавы конституционного комитета Совета Федерации Владимир Полетаев подчеркнул — 2020 год прошёл для парламентариев под знаком масштабных изменений законодательства, связанных с распространением коронавируса. Поэтому нормы административного законодательства нуждались в корректировке и своего рода «инвентаризации», пояснил сенатор.

Это повышало нагрузку и тормозило процесс — наряду с тем, что ряд ключевых участников работы над кодексом вынужденно выпадали из процесса, уходя на больничный или на карантин.

А один их участников межведомственной рабочей группы по подготовке нового КоАП, первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин обратил внимание на тот факт, что профильный думский комитет (по госстроительству и законодательству во главе с Павлом Крашенинниковым) вместе с своими коллегами-сенаторами из конституционного комитета Андрея Клишаса выполнили за этот год беспрецедентный объём работы. Она была связана с поправками в Конституцию и законопроектами, разрабатываемых и вносимых в развитие положений обновлённого Основного закона.

«Мы всё это понимали и не форсировали подготовку новой редакции КоАП. Тем не менее на последнем в уходящем году заседании (рабочей группы по КоАП. — Прим. ред.

) мы получили положительную реакцию на финальную редакцию кодекса практически от всех участников — министерств и ведомств, научного сообщества, объединений малого и среднего предпринимательства», — сообщил Клишас «Парламентской газете».

Процессуальный КоАП подготовят к лету

Новый КоАП с 1 января 2021 года: штрафы в зависимости от дохода и многое другое

На сайте Правительства РФ опубликована концепция нового Административного кодекса РФ, который может вступить в силу после 1 января 2021 года. В случае его принятия административные штрафы будут назначаться в зависимости от имущественного и финансового положения физического лица, юридического лица или предпринимателя. 

Концепция нового Административного кодекса РФ направлена не только на совершенствование КоАП с целью повысить собираемость штрафов, но и на совершенствование системы адекватности наказания за совершенное правонарушение. 

Наше интернет-издание предлагает вам основные моменты концепции о новом КоАП РФ, которые коснутся всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В том числе всех водителей и автовладельцев. 

Назначение наказания с учетом имущественного положения правонарушителя и с учетом его дохода

 

Это, наверное, одно из самых значимых планируемых нововведений в новом КоАП. Речь идет об особенностях назначения наказаний по отдельным категориям и видам правонарушений. Так, концепция нового КоАП содержит вот такие строчки:

2.4.3.3.

При назначении административного наказания в видеадминистративного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемогок административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.

Как понимать выделенные нами строчки? Конечно, буквально.

Тут идет речь о необходимости введения в новом КоАП принципа назначения административного наказания, который должен быть основан не только с учетом характера правонарушения, но и с учетом имущественного положения нарушителя.

Да, скорее всего, размер штрафов в будущем по некоторым административным правонарушениям будет зависеть от дохода нарушителя. Тем не менее, вероятно, это коснется не всех видов правонарушений. 

Читайте также:  Выплата безработным во время карантина в 2023 году

Новый КоАП разрешит взыскивать штрафы и долги по ним до 10 000 рублей без исполнительного производства

Еще один важный пункт нового КоАП будет предусматривать введение возможности взыскания штрафа без возбуждения исполнительного производства. В случае вступления в силу этого пункта штраф будет автоматически взыскиваться с банковского счета нарушителя. В концепции нового КоАП этот момент прописан пунктом 6.2. Вот его текст:

6.2. Упрощение процедур взыскания административных штрафовна небольшие суммыПредлагается введение упрощенного механизма исполнения

постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тысяч рублей, направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего

возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации).

Для чего это необходимо? Естественно, для повышения собираемости штрафов в стране.

Так, по данным на начало года, в базе данных судебных приставов числится около 18 млн неисполненных постановлений о взыскании. Все дело в том, что ФССП не справляется с количеством дел, поступаемых для взыскания.

Также взысканию мешают маленькие сроки давности привлечения к административной ответственности, по истечении которых у судебных приставов связаны руки (штрафы так и числятся за нарушителями, но принудительно взыскать задолженность после окончания срока давности уже нельзя).

В итоге, упростив процедуру взыскания штрафов, государство не только увеличит их собираемость, но и улучшит профилактику нарушений законодательства, поскольку это приведет к неотвратимости наказания за нарушения административного законодательства. 

 

Например, сегодня огромное число водителей не платят штрафы за нарушение ПДД. И это несмотря на то, что в Административном кодексе есть ответственность за несвоевременную оплату штрафа.

Тем не менее многие водители предпочитают вообще не платить штрафы, в надежде, что у судебных приставов не хватит времени на принудительное взыскание задолженности в связи с коротким сроком давности по административным правонарушениям. Тут сегодня принцип простой.

Если судебные приставы потребуют выплату задолженности – оплачу. Нет – тогда и платить не буду.

В итоге в России огромное количество автолюбителей накопили уже гигантские долги по штрафам, которые согласно ныне действующему законодательству взыскать никак нельзя, так как по многим делам истекли сроки давности. В результате большинство автолюбителей-должников избегают фактического наказания за нарушения ПДД. 

Увеличение сроков давности по административным делам

 

Судя по концепции нового КоАП, по вопросу массовых неплатежей по административным штрафам будет принято принципиальное решение.

Для этого законодатель предусмотрит в новом административном законодательстве увеличение сроков давности, которые будут зависеть от категории административного правонарушения.

Для этого в новом КоАП все нарушения разобьют на категории, для которых и  предусмотрят сроки давности, а также максимально возможное наказание. 

Смотрите такжеКак у неплательщиков штрафов конфискуют автомобили

Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять, исходя из их характера и степени общественной вредности.

Конфискация имущества в рамках КоАП 

 

В новом КоаП планируется уточнить содержание такого вида наказания, как конфискация имущества. По мнению законодателя, нужно детально описать понятие конфискации в рамках административного законодательства. Например, сегодня изъятие орудия правонарушения не является конфискацией. А вот изъятие контрафактной продукции является конфискацией, хотя по смыслу это не конфискация. 

В новом Административном кодексе планируется закрепить возможность конфискации имущества, которое не является орудием совершения или предметом административного правонарушения, у собственника.

То есть впервые в российском административном законодательстве появится мера наказания в виде конфискации имущества, которое не является орудием правонарушения.

Например, вполне возможно, за отдельные нарушения ПДД в России появится наказание в виде конфискации автомобиля. 

Назначение административного наказания ниже низшего предела

 

Новый Административный кодекс будет включать в себя смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые будут влиять на назначение наказания. Так, предлагается за каждое смягчающее обстоятельство уменьшать размер административного штрафа, а за каждое отягчающее обстоятельство – увеличивать его размер. 

Вместе с тем также в новом КоАП будут предусмотрены особенности назначения отдельных видов административных наказаний, а также случаи и условия освобождения от наказания, отсрочки наказания, рассрочки выплаты штрафов, порядок и случаи замены одно вида наказания другим видом административного наказания. 

Сроки давности нового Административного кодекса с 1 января 2021 года

 

Ввиду того что в настоящий момент короткий срок давности по административным правонарушениям не позволяет судебным приставам-исполнителям взыскивать все долги по штрафам, законодатель в концепции нового Административного кодекса РФ предусмотрел их изменение в сторону увеличения. 

Так, планируется каждой категории правонарушений установить индивидуальный срок давности привлечения к административной ответственности.

Естественно, так как самые большие долги по штрафам в настоящий момент связаны с нарушениями ПДД, то, с большой долей вероятности, эта категория правонарушений получит в ближайшем будущем увеличенный срок исковой давности.

Это позволит сделать административное законодательство в области безопасности дорожного движения неотвратимым: у судебных приставов будет больше времени на принудительное взыскание долгов по штрафам. 

Между тем, как отмечено в концепции, максимальный срок давности по административным делам не может быть больше, чем минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года).

Скорее всего, за нарушения ПДД срок давности привлечения к административной ответственности будет составлять 1 год. 

50% скидка на оплату штрафов: скоро не только за нарушения ПДД

 

В новом КоАП, вероятнее всего, появится возможность оплачивать штрафы со скидкой не только за нарушения ПДД. Так, концепция КоАП содержит указания предусмотреть возможность льготной оплаты штрафов не только за нарушения ПДД. 

Для индивидуальных предпринимателей будут отдельные штрафы

 

Это, наверное, также очень важная часть, которая появится в новом КоАП. Согласно концепции разработки нового административного законодательства, планируется выделить индивидуальных предпринимателей в отдельную категорию.

Напомним, что сегодня индивидуальные предприниматели оплачивают штрафы существенно меньшего размера по сравнению с юридическими лицами. Чаще всего ипэшникам назначают штрафы как должностным лицам или как физ. лицам.

Естественно, после выделения ИП в отдельный субъект предпринимателей ждут более суровые штрафы, которые подгонят ближе к юр. лицам. 

Для государственных юридических лиц будут отдельные штрафы

 

К сожалению, мы ожидали, что с введением нового КоАП законодатели увеличат административную ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанную с осуществлением их деятельности только в рамкахбюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами. Но в концепции есть пункт 2.3.4.2, который предусматривает исключение административной ответственности государственных компаний и структур как юридических лиц с персонализацией административной ответственностидолжностных лиц указанных органов и организаций за противоправные

деяния, совершенные в их деятельности. То есть большие штрафы, которые предусмотрены для юридических лиц, не будут распространяться на юридические лица, которые принадлежат государству. Вот как выглядит этот спорный и нерадостный пункт:

2.3.4.2.

Учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетныхфондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.

Наше мнение вместо итога

Конечно, изменение КоАП уже неизбежно и требуется уже давно.

За последние 17 лет со дня вступления в силу нынешней редакции КоАП назрела необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Так, за эти годы в КоАП было внесено 4800 изменений. По мнению законодателя, многие вносимые за это время изменения зачастую не носят системного характера, что привело к нарушению единства правового регулирования общественных отношений.

Смотрите такжеИзменения в правила возврата прав после лишения

Все это, конечно, красивые слова. Но что на самом деле кроется в желании  властей изменить и перекроить КоАП? Конечно, главная цель нового административного законодательства – это улучшить собираемость штрафов, которые стали в России вторым главным налогом.

Особенно для автомобилистов.

Так, в концепции нового КоАП прямо написано, что нынешний КоАП неэффективен в связи с накопившимися за прошедшие годы проблемами в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. 

Естественно, власти вспомнили и об индивидуальных предпринимателях, которые, по их мнению, платят сегодня маленькие штрафы наравне с физическими или должностными лицами. В итоге мы не сомневаемся, что штрафы для ИП будут существенно увеличены в ближайшем будущем, что неплохо пополнит бюджет.

Да, многие нормы нового КоАП, которые предлагает концепция, утвержденная Правительством РФ, назрели давно, и ничего плохого для общества они не несут.

Но, к сожалению, наше законодательство, как всегда, нужно читать между строк и понимать по-своему.

В итоге, как нам кажется, новый КоАП по факту окажется ужесточением административного наказания и будет способствовать росту коррупции среди госслужащих, которым будут даны полномочия привлекать к административной ответственности.

Например, назначение штрафа с учетом имущественного положения и дохода нарушителя – правильная мера. Подобная практика есть во многих странах Европы.

Но в нашей стране, где коррупцию так и не побороли, вводить подобный дифференцированный подход к размерам штрафов опасно. Ведь чем больше штраф, тем больше у того, кто его назначает, соблазна потребовать взятку.

Например, вы представляете, какой уровень коррупции будет, если за проезд на красный свет установить штраф в размере 50 000 рублей?

Надеемся, что в процессе разработки окончательной редакции нового КоАП законодатели рассмотрят все за и против всех нововведений, а также внесут поправки, которые не будут ухудшать нынешнее положение индивидуальных предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *