4997
Несмотря на то, что у вновь принятого Федерального закона № 447-ФЗ имеется множество оппонентов среди представителей строительной отрасли, тем не менее в целом нынешние изменения в Градостроительный Кодекс РФ нельзя не считать прогрессивными.
Так, например, нынешние изменения в статью 55.6 ГрК РФ, касающиеся возможности перевода взноса в компенсационные фонд в случае перехода компаний во вновь открытую саморегулируемую организацию в области строительства в том регионе, где она до сих пор отсутствовала, способна решить застарелую и никак не разрешаемую аж с 2016 года проблему.
Как известно, с введением регионального принципа формирования членских организациях в строительных СРО обозначился явный перекос, связанный с отсутствием действующих саморегулируемых организаций в ряде регионов.
Правда, в некоторых из них, например, как Бурятия, Ингушетия, Республика Крым и других, проблема не столь давно была решена.
Местным строителям удалось в период 2016-2018 годов собрать необходимый для регистрации минимум членов, сформировавших первоначальный компфонд в своих НКО, и получить, хоть и не без некоторых мытарств заветный статус СРО. Нынче это не самые малые по численности и вполне достойные члены саморегулируемого сообщества.
Однако в тех регионах, где строительная отрасль была представлена относительно небольшим количеством членских организаций, если даже и предпринимались подобные попытки, то они завершились ничем.
Одной из основных причин, почему до сих пор за последние три-четыре года не появилось ни одной новой региональной моно-СРО, являлась необходимость повторной оплаты взноса в компенсационный фонд. Старый взнос, согласно действовавшим до 30 декабря 2021 года требованиям, оставался в старой СРО и не подлежал возврату и перечислению.
Теперь же, пункт 4 статьи 55.6 дополнен частью 17, согласно которой:
В случае, если в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель являются членами саморегулируемой организации, зарегистрированной в субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, и в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создана саморегулируемая организация, указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют переход в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На сегодняшний день, согласно данным Единого реестра членов Национального объединения строителей, в Российской Федерации имеется, как минимум 7 регионов в которых отныне, без необходимости повторной оплаты взноса в компфонды СРО, возможно создание своих региональных СРО. К ним относятся:
- Севастополь – 255 членских организаций;
- Курганская область – 219 членских организаций;
- Республика Адыгея – 208 членских организаций;
- Карачаево-Черкесская Республика – 159 членских организаций;
- Магаданская область – 125 членских организаций;
- Республика Алтай – 117 членских организаций;
- Республика Тыва – 97 членских организаций.
Правда, как говаривал старина Марк Твен, «благодаря доброте Божьей в нашей стране мы имеем свободу совести, свободу мнения, и осмотрительность не использовать эти свободы».
А потому довольно сложно, заранее предсказать, кто решится, в ущерб уже сложившейся расстановке саморегулируемого status-quo, нарушить баланс, рискуя получить по «холке» от своих коллег, координаторов или ностроевского начальства.
Впрочем, помимо перехода во вновь создаваемые СРО, кардинальным образом меняется ситуация и для всех членов региональных строительных саморегулируемых организаций. Поскольку Закон прямо не устанавливает, что вновь введённая часть 17 статьи 55.
6 распространяется лишь на вновь открываемые СРО, значительно упрощается и удешевляется Процедура членских организаций в рамках текущей смены места регистрации.
Новый Градостроительный кодекс РФ 2022
Здесь вы найдёте полный текст нового Градостроительного Кодекса РФ 2022, включая все дополнения и изменения на 2014 год, комментарии к статьям, а также правовые документы, статьи и новости, связанные с ГрК РФ. Переход к любой статье Градостроительного кодекса осуществляется через оглавление на главной странице или через меню в левой части сайта. Также вы можете воспользоваться поиском по сайту.
У нас можно получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам, для этого внизу справа есть форма ввода информации для юриста онлайн.
Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) 2022 — регулирует отношения в области градостроительной деятельности. Был принят 22 декабря 2004 года Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.
Градостроительным кодексом Российской Федерации назван Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, он устанавливает правила в системе градостроения и регулировать отношения, которые связаны с данным понятием.
ГрК РФ пришёл на смену кодексу 1998 года.
Преимуществом перед прошлым нормативным актом стали пункты об обязательном наличии благоприятных природных условий для проживания и сохранения объектов культурного наследия.
Теперь Градостроительный Кодекс отвечает за все главные понятия в градостроительной деятельности, расписывает принципы законодательных процессов, перечисляет полномочия органов, отвечающих за застройки.
Градостроительный кодекс регулирует операции по планировке территорий, проектирование строительное и архитектурное, зонирование. Он же отвечает за вопросы постройки новых объектов, проведения капитального ремонта на уже существующих и охватывает все сферы капитального строительства.
- Всего в Градостроительном Кодексе РФ 9 глав, каждая из которых освещает определённый процесс в системе градостроения. В них описываются такие явления как:
- • Главные принципы и положения градостроения (Глава 1);
- • Какими полномочиями обладают органы власти РФ и её субъектов, что могут органы местного самоуправления, как они влияют на градостроительную деятельность (Глава 2);
- • Что такое зонирование, планирование территориальное, планировка территории, как осуществляются данные процессы (Главы 3, 4, 5);
• Как происходит проектирование, процесс реконструкции объектов и строительства новых, что такое капитальное строительство, как проходит процесс их саморегулирования и последующая эксплуатация (Главы 6, 6.1, 6.2);
- • Как градостроительная деятельность обеспечивается информацией (Глава 7);
- • Нарушение законов кодекса и ответственность за них (Глава 8);
- • Градостроительная деятельность в Москве и Санкт-Петербурге, являющимися городами федерального значения (Глава 9).
- Кроме того, при создании, реставрации, выделении территории, ремонтных работах и другой деятельности, связанной с застройкой городов, ответственные лица должны руководствоваться принципами, прописанными в Градостроительном Кодексе Российской Федерации 2022.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
Статья 26. Реализация документов территориального планирования
Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
Статья 30. Правила землепользования и застройки
Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
Статья 34. Порядок установления территориальных зон
Статья 35. Виды и состав территориальных зон
Статья 36. Градостроительный регламент
Статья 41. Назначение и виды документации по планировке территории
Статья 42. Проект планировки территории
Статья 43. Проекты межевания территорий
Статья 44. Градостроительные планы земельных участков
Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории
Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Статья 51. Разрешение на строительство
Статья 53. Строительный контроль
Статья 54. Государственный строительный надзор
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
Статья 55.16. Компенсационный фонд саморегулируемой организации
Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений
Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
Новая форма и срок действия ГПЗУ с 1 июля 2021 года
В соответствии с ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2021 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3.
Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности».
Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.
В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2021 года — 3 года со дня его выдачи.
Внесение изменений
Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы, касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.
К этому заявлению прикладываются:
- утвержденный экземпляр ГПЗУ;
- документы основания и выписку из ЕГРН на ЗУ и расположенные на нем объекты;
- копию паспорта.
В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу.
Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.
В случае расхождения в кадастровых, технических и юридических характеристиках объектов, возникших за прошедшее время с момента утверждения первого ГПЗУ, собственник должен предоставить соответствующую подтверждающую документацию.
В текстовой части указываются основания для внесенных изменений, а также прописываются все объективные изменения в этой зоне, которые произошли со времени утверждения первого варианта ГПЗУ.
Гпзу и разрешение на строительство. порядок подготовки и выдачи
В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке.
В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме.
То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.
После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.
51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана — основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство.
Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.
При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.
С 1 июля 2021 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением.
Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление гос осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг.
Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.
В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.
Документы, необходимые для получения ГПЗУ:
- заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).
Выводы
Таким образом, можно заключить, что подготовка ГПЗУ является необходимой процедурой в процессе возведения новостройки.
Данный вид деятельности вызывает определенные сложности необходимостью детального анализа земельного участка, максимального уточнения его границ, а также учета характеристик каждого возводимого строения.
Если ГПЗУ составлен с нарушением градостроительного регламента, то не только будет низка степень безопасности строения, но также сложно будет надлежащим образом контролировать сам процесс строительства.
Градостроительный план земельного участка срок действия
1.1.
по предоставлению муниципальной (далее – ) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной Услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства и реконструкции объектов на территории Лунёвского СП (градостроительный документ, разрабатываемый применительно к застроенным территориям или предназначенным для строительства, реконструкции объектов, изготавливаемый в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа, являющийся основанием для подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство ) (далее – муниципальная услуга).
Рекомендуем прочесть: Междисциплинарные Методы Исследования Шпаргалка
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Администрации г.п. Щёлково от 28.06.2021 № 492-ап «Об утверждении административного регламента Администрации городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района предоставления муниципальной
О градостроительном плане земельного участка
На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст.
51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст.
41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.
Когда возможен отказ, и что делать?
Отказ в предоставлении ГПЗУ вероятен при наличии ошибок в документации, передаче ложных сведений в заявлении или при неполном перечне переданных документов. Кроме того, в выдаче ГПЗУ откажут, если заявление подано неуполномоченным на это действие лицом, или когда на заявленном ЗУ нельзя вести капстроительство без оформления проекта перепланировки и межевания участка.
В случае негативного решения отказ выдается в письменной форме. Один вариант выдается заявителю, а второй остается в организации, которая его предоставила. ИП, юрлицо или обычный Гражданин вправе оспорить такое решение. Для этого требуется заполнить заявление и передать его в уполномоченный орган по e-mail или принести лично.
Обжалование возможно при неправомерном отказе, требовании оплаты услуг, а также наличии ошибок в документации, допущенных специалистами, занимающимися оформлением градостроительного плана (при отказе исправления). Кроме того, заявитель вправе защищать свои интересы при нарушении сроков выдачи плана.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г
Земельный кодекс РФ дополняется статьей 30.1, устанавливающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ст. 30.
2, устанавливающей особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вносится ряд других изменений.
Градостроительный кодекс РФ вводится со дня его официального опубликования.
Ранее утвержденная градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. Также предусматривается поэтапное введение требований к обязательности наличия базовых документов, на основе которых должна осуществляться градостроительная деятельность в РФ.
Тема: градостроительный план
Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений
С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.
Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.
Закон № 294-ФЗ
Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.
Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.
Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали.
Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.
Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.
Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.
В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:
- планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
- предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.
Закон № 283-ФЗ
Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.
Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.
- Красные линии
- Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.
- Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.
Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.
Градостроительное зонирование
Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.
Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.
9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.
Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК.
К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:
- однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
- однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.
Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.
Планирование территорий
Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).
- Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.
- Комплексное и устойчивое развитие территорий
- Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.
В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:
- введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
- обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
- конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
- внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).
В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).
Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы.
На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной.
Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.
Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере
- Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
- Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
- Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
- Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
- Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.
Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.
- Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
- В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
- Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
- · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
- · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
- · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
- · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.
Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая Экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.
Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.
Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.
- Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
- Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
- Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.
Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.
3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.
Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.