Рассказываем, какие российские законы о жилье, земельных участках и машино-местах вступят в силу в новом году
Andrii Yalanskyishutterstock
В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на Недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.
Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.
Строительство домов
С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.
«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.
Льготы для семей
С 1 января 2022 года вступает в силу Закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:
- налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
- семья купила и оформила Право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
- общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
- кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
- на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.
Evgeny Atamanenkoshutterstock
Налоговая декларация
С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества.
«С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб.
Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.
Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.
Сведения в ЕГРН
С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.
Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов.
Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group.
Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.
Регистрация новостроек
С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.
«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства.
Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр.
Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.
AP911_Studioshutterstock
Увеличение кадастровой стоимости
С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.
«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».
Коммунальные тарифы
Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные Услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.
Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).
Отказ в субсидии на ЖКУ
С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный Кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ.
Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.
Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.
fizkesshutterstock
Временные участки
С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.
«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.
Квартиры соцнайма
С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями.
Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.
Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.
Переоценка земли
В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».
Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.
Arthur Lookyanovshutterstock
Размер машино-мест
С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.
«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.
Подписан закон об обязательной независимой оценке квалификации строителей
30.12.2021
Президент России Владимир Путин 30 декабря подписал федеральный закон № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации».
Очередные поправки в Градостроительный кодекс на сей раз касаются совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли и вводят обязательную независимую оценку квалификации (НОК) инженеров, внесенных в Национальный реестр специалистов строительной отрасли.
Независимая оценка квалификации специалистов, сведения о которых подлежат внесению в национальный реестр специалистов (НРС) по организации строительства и национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования вводится с 1 сентября 2022 года.
Напомним, что о необходимости введения обязательной независимой оценки квалификации для специалистов, включенных в НРС, говорили президенты национальных объединений строителей (НОСТРОЙ) и изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Антон Глушков и Михаил Посохин еще в 2019 году. Именно этот закон почему-то просил президента Путина не подписывать член РСПП Михаил Богданов. Однако с точки зрения повышения квалификации главных инженеров и главных архитекторов проекта этот закон необходим.
Кроме того, законом предусмотрено создание:
- Единого реестра членов СРО и их обязательств,
- Федерального реестра объектов незавершенного строительства,
- Региональных реестров объектов незавершенного строительства.
Ряд положений закона уточняют требования к размещению компенсационных фондов СРО, включая учет средств, утраченных в банках-банкротах.
Полный текст закона доступен по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Doc…/View/0001202112300072
Отметим, что в «пакете» с данным законом президент Путин подписал поручение Михаилу Мишустину провести анализ практики применения законодательства, касающегося деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли, а также практики проведения независимой оценки квалификации специалистов в данной сфере. По итогам проведенного анализа могут быть представлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере
- Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
- Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
- Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
- Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
- Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.
Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.
- Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
- В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
- Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
- · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
- · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
- · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
- · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.
Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая Экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.
Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.
Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.
- Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
- Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
- Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.
Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.
3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.
Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.
Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в декабре 2021 года
1. Утвержден административный регламент по предоставлению Минстроем России государственной услуги по утверждению документации, предусматривающей размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства на территориях двух и более субъектов РФ
Приказ Минстроя России от 21.10.
2021 N 769/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по утверждению документации по планировке территорий, предусматривающей размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, когда полномочие на утверждение документации по планировке территории возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 N 66054)
- Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица:
- правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ;
- субъекты естественных монополий, организации коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ);
- лицо, заинтересованное в строительстве, реконструкции объекта федерального значения или межрегионального объекта капитального строительства, а именно инициатор разработки документации по планировке территории, решение о разработке которой принято Минстроем России.
- Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
- Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
2. С 1 марта 2022 г. устанавливается перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса РФ
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2113 «Об утверждении перечня видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Особенности экспертизы проектной документации в 2021-2022 г.: новые требования законодательства и практические аспекты цифровизации
Продолжает активно меняться нормативно-правовая база градостроительной деятельности, в т.ч. в области экспертизы проектной документации.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 468-ФЗ сокращены сроки прохождения процедур в сферах строительства. Изменен порядок предоставления документов и проведения первичной и повторной государственной экспертизы.
Произошли изменения в области экспертного сопровождения: процедуры проведения, порядка заключения договоров, перечня предоставляемых документов. Изменен порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
Расширились полномочия Госстройнадзора в области обжалования положительных заключений экспертизы проектной документации в отношении поднадзорных объектов.
Меняет привычные алгоритмы работы в строительном комплексе созданная Главгосэкспертизой Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ).
Введена модернизированная версия ГИС ЕГРЗ, в ГК введены понятия информационных систем и цифрового моделирования, определены требования к ИС и цифровому моделированию, определен порядок применения технологий и систем.
По мере развития ИС меняются требования к составу и перечню документов, необходимых для выполнения обязательной части требований.
С 2022 года закреплено обязательное формирование и видение информационной модели объекта капитального строительства, если на этот объект привлечены бюджетные средства (ПП РФ от 05.03.2021 № 331). Таким образом, информационное моделирование становится обязательным для всех объектов госзаказа — от федеральных до муниципальных.
С 1 сентября 2021 года вступают в силу актуализированные профессиональные стандарты в области строительства и проектирования, содержащие «цифровые» компетенции, что особо актуально в связи с вступлением в силу ПП РФ № 331.
Как выстроить рабочие процессы в соответствии с новыми требованиями законодательства? Как использовать ИС Главгосэкспертизы в проектной деятельности? Каков порядок проведения экспертизы проектной документации на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства? Как при подготовке проектной документации применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования? Как действовать в ситуации, когда таковая отсутствует? Как должна быть составлена сметная документация, переданная застройщику (техническому заказчику) после 31.03.2020? Какие вопросы возникают при оценке проектной документации на соответствие требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности? Каков порядок проведения экспертизы проектной документации на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства?
В рамках курса будут рассмотрены новеллы законодательства 2020-21 гг., формирующаяся практика, а также предоставлены практические рекомендации по решению сложных вопросов, возникающих в процессе работы с информационными системами, прохождению государственной и негосударственной экспертизы, подготовке сметной части проектной документации.
Курс предназначен инженеров-проектировщиков, инженеров-строителей, специалистов проектных организаций, участвующих в разработке разделов проектной документации, в том числе ГИПов, заказчиков, а также всех заинтересованных лиц.
Обучение ведут эксперты-практики в сфере проектирования и строительства, специалисты государственной и негосударственной экспертизы
- Новое в законодательстве. Актуальные изменения в Градостроительный кодекс РФ. ПП РФ от 05.03.2021 № 331. Письмо Минстроя от 25 марта 2021 г. N 11753-ИФ/08
- Дорожная карта мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологии информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» ОКС (№ 2468-П9). Внедрение в практику перечня Национальных стандартов и Сводов правил. ПП РФ от 04.07.2020 N 985.
Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений
С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.
Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.
Закон № 294-ФЗ
Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.
Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.
Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали.
Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.
Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.
Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.
В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:
- планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
- предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.
Закон № 283-ФЗ
Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.
Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.
- Красные линии
- Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.
- Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.
Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.
Градостроительное зонирование
Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.
Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.
9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.
Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК.
К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:
- однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
- однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.
Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.
Планирование территорий
Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).
- Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.
- Комплексное и устойчивое развитие территорий
- Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.
В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:
- введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
- обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
- конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
- внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).
В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).
Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы.
На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной.
Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.