Изменение Бюджетного кодекса РФ с 25 августа 2022 года

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, касающийся особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы в 2021 году. Поправки вносятся в Бюджетный кодекс РФ.

Документом, который инициирован правительством РФ, изменяется норма, регулирующая порядок расчета общего объема расходов федерального бюджета, в части увеличения используемого в нем расчетного объема на 2021 год с 585 млрд рублей до 1 трлн 460 млрд рублей.

Повышение предельного объема расходов в 2021 году обеспечит постепенную адаптацию бюджета к новым макроэкономическим условиям и позволит продолжить использование мер, необходимых для обеспечения восстановления экономики и реальных доходов граждан, говорится в пояснительной записке.

С 2022 года предельные расходы будут определены в соответствии с «бюджетными правилами», что позволит сохранить уровень доверия инвесторов к проводимой макроэкономической политике и обеспечить доступность финансового ресурса для внебюджетного сектора. Кроме того, предусматривается возможность использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх объема, предусмотренного законом о федеральном бюджете в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня.

При этом объем использования средств ФНБ на эти цели предлагается ограничить 1% ВВП.

Норма позволит в качестве меры оперативного реагирования в 2021 году при необходимости использовать средства ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета и выполнить принятые расходные обязательства.

Уточняется порядок прогнозирования в 2021 году базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета, отражающих долгосрочный равновесный уровень поступления таких доходов.

В целях исполнения в 2021 году в полном объеме расходных обязательств РФ, в том числе носящих социальный характер, независимо от динамики поступления доходов федерального бюджета, на 2021 год продлеваются предусмотренные временные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения поправок в бюджет — в случаях перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, на иные цели, определенные правительством РФ, а также на реализацию госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя».

Законом предусмотрено распределение части налога на доходы физических лиц, уплачиваемого при превышении доходами суммы 5 млн рублей, по следующим нормативам: в федеральный бюджет 13%, в региональные и местные бюджеты 87%.

Применение соответствующих нормативов не окажет влияния на поступления налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ, поскольку в федеральный бюджет будет зачислена только часть налога, связанная с увеличением ставки налога на 2%, которая ранее не уплачивалась.

Права правительства

Правительство РФ наделяется правом осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации.

Также оно сможет предоставлять госгарантии РФ с превышением утвержденных законом о федеральном бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ, программ государственных внутренних (внешних) заимствований РФ, программ госгарантий РФ.

Кабмин получит право осуществлять внутренние (внешние) заимствования, в том числе с превышением верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга для замещения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, правительство наделяется полномочиями увеличивать сумму реализации драгметаллов и драгкамней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, предусмотренную на 2021 год законом о федеральном бюджете.

Поправки ко второму чтению

Предусматривается, что доходы от НДПИ, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 83%, в бюджеты субъектов РФ — по нормативу 17%. Также предлагается ввести для 2020 и 2021 года норму, согласно которой уточняется порядок прогнозирования базовых нефтяных доходов федерального бюджет — без учета снижения добычи нефти в России в рамках соглашения ОПЕК.

Правительство наделяется правом вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Также предусматривается увеличение с 1,8 трлн до 2 трлн рублей суммы, на которую может быть увеличен общий объем расходов федерального бюджета без внесения поправок в бюджет (в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные правительством РФ.

Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году

Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности.

В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ).

Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт.

План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2022 год, заключенный в 2021 году: включить его в план 2022.

Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.

2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2021 формируем план на 2022 и плановые 2023-2024 годы.

Читайте также:  Материнский капитал в майкопе и республике адыгея: размер региональных выплат в 2022 году, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

Оплата закупок за счет средств бюджета 2021-2022

Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.

Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.

Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.

Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих.

Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года.

Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).

Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.

Бюджетный кодекс РФ 2022 последняя редакция с ми

Министерство финансов решил изменить бюджетный кодекс РФ в 2022 году. В основном поправки носят юридико-технический характер. А именно изменения коснулись структуры кодекса, уточнение понятий, устранение внутренних противоречий и неточностей.

Общее понятие о бюджетном кодексе РФ

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
  • Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
  • С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие  отношения:
  • Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:

  • Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • кредитные организации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
  • физические лица

Изменение структуры бюджетного кодекса РФ

За 17 лет, как существует бюджетный кодекс РФ, было принято более 130 законов. В новой редакции решили все изменения объединить в одну редакцию и сделать более удобным в применении. Бюджетный кодекс теперь не будет разделен на части. Он будет, состоят из 9 разделов и 33 главы.

В структуре бюджетного кодекса РФ в 2022 году внесено ряд изменений, которые представим в виде таблицы:

Наименование раздела Какие внесены изменения в 2022 году
Раздел 1 «Общие положения» Часть заменена на раздел и вводится отдельная глава об информационном обеспечении бюджетного процесса
Раздел 3 «Расходы бюджета» Создание отдельной главы для публичных обязательств, согласно которым должен формироваться расходов бюджета. Ранее данная глава находилась в 4 разделе.
В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» Произведено объединение положений таких как: источники финансирования бюджета, эмиссия и обращение государственных  ценных бумаг, управление долгами, формирование Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
Раздел 6 называется «Планирование бюджета» Ранее такого раздела не было, он появился только в 2022 году.  Он состоит из пяти глав и в него входят положения о составлении проектов бюджета
Раздел 7 «Исполнение бюджета» В данный раздел внесены новые главы такие как : единый казначейский счет, система бюджетных платежей и казначейское обслуживание.
В разделе 8 «Об учете и отчетности» В данном разделе внесена глава, которая содержит требования к отчетности, как о государственных, так и о муниципальных финансах.
Раздел 9 В данном разделе теперь содержится информация об урегулировании вопроса бюджетного контроля и привлечение к ответственности за бюджетные нарушения

Приведем сравнительную таблицу, в которой покажем, как изменилась структура бюджетного кодекса РФ:

Структура кодекса в 2022 году Структура кодекса в 2022 году
5 частей Части отсутствуют
9 разделов 9 разделов
30 глав 33 главы
307 статей 313 статей

Изменения в терминологии бюджетного кодекса РФ

В новой редакции бюджетного кодекса РФ запретят использовать такие определения как:

  • получатель средств из бюджета – необходимо объединить не участников бюджетного процесса, которым выделяются средства из бюджета;
  • публичное обязательство – произойдет разделение по предоставлению средств отдельно на формирование расходов и отдельное выполнение долговых обязательств;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств – необходим учет обязательств, которые выходят за рамки периода действия бюджета;
  • казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.
Читайте также:  Статус матери-одиночки: кто считается по закону, как оформить и получить, необходимые документы, законы

По мимо запрета в использовании некоторых определений, из кодекса будут полностью исключены такие понятия как:

  • собственный доход;
  • межбюджетные отношения.

Произошла замена в терминологии:

Используемый термин в 2022 году Используемый термин в 2022 году
Главный распорядитель бюджетных средств Главный распорядитель расходов бюджета
Распорядитель бюджетных средств Распорядитель расходов бюджета
Получатель бюджетных средств Администратор расходов бюджета
Источник финансирования дефицита бюджета Источник финансирования бюджета
Кассовое обслуживание Казначейское обслуживание

Изменения в бюджетных правоотношениях

Так как бюджетные и автономные учреждения имеют только  отдельные бюджетные права  и обязанности и не относятся к участникам бюджетного процесса они активно принимают, участие в функционировании системы государственного и муниципального управления. Поэтому отдельные нормы законодательства, которые непосредственно имеют отношение к деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав определенных положений проекта.

Какие изменения коснулись доходов и расходов

Изменения в бюджетном кодексе РФ не прошли мимо и доходов и расходов бюджета. И так рассмотрим, какие изменения произошли в данных разделах.

Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет:

  • формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение;
  • сокращение количества всех возможных изменений в области доходов;
  • установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.

В новой редакции бюджетного кодекса РФ решили разделить публичные обязательства на две категории, а именно:

  • нормативно-правовые обязательства, которые возникаю из закона или иного нормативного правового акта;
  • договорные обязательства, которые возникают между соглашениями  сторон.
  1. Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении.
  2. Изменения в бюджетном бухучете.

Часто задаваемые вопросы

  • Вопрос №1 Что представляет собой бюджетный кодекс РФ?
  • Ответ: Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
  • Вопрос №2 Зачем Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ?

Ответ: Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ для того, что бы объединить в одном законопроекте все изменения, которые были за 17 лет. А за это время было принято 130 новых законов. Тем самым новая редакция станет более удобной в применении.

Вопрос №3 Какая структура стала в 2022 году бюджетного кодекса РФ?

Ответ: Бюджетный кодекс РФ стал на 25% меньше от предыдущей редакции, это утверждают разработчики. БК РФ в новой редакции состоит из 9 разделов, 33 глав и 313 татей.

Вопрос №4 Какие определения запрещены в новой редакции бюджетного кодекса РФ?

Ответ:  В 2022 году в бюджетный кодекс РФ были внесены ряд изменение, которые коснулись и терминологии бюджетного кодекса РФ.

И так в новой редакции запретили использовать такие определения как: получатель средств из бюджета, публичное обязательство, лимит долгосрочных договорных обязательств, казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства.

Вопрос №5 Какие изменения коснулись раздела доходов и расходов в бюджетном кодексе РФ?

Ответ: Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней.

Такое решение позволяет: формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение; сокращение количества всех возможных изменений в области доходов; установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.

Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы

Консервативная бюджетная политика последних 20 лет дает правительству широкое пространство для маневра в условиях кризиса

Государственный бюджет — концентрированное выражение экономической политики, он должен дать ответы на вызовы, стоящие перед обществом и государством. Это тем более важно сейчас, когда мир столкнулся с тяжелым и беспрецедентным за последние сто лет кризисом, имеющим в основе неэкономические предпосылки. На его фоне быстро формируются контуры и механизмы будущего общества и будущей экономики.

Бюджетная задача

Представленный правительством проект федерального бюджета на 2021–2023 годы готовился в уникальных условиях внешних шоков с неопределенными кратко- и среднесрочными последствиями, причем не только для нашей страны. И уже это делает работу над бюджетом исключительно трудной, требуя от его разработчиков сочетания одновременно твердости и гибкости. Сразу скажу, что, по моему мнению, правительство с этим вызовом в целом справилось.

Следует отметить, что проект имеет очевидные признаки бюджета развития, то есть он нацелен на решение как антикризисных задач, так и на реализацию долгосрочных национальных приоритетов, определенных указом президента России от 21 июля 2020 года.

Активная бюджетная политика, нацеленная на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации, при этом предполагает и меры бюджетной консолидации на фоне падения доходов, что позволит жестко контролировать расходы и не допустить бюджетного кризиса.

В российских условиях бюджет является важнейшим способом смягчить удар кризиса для людей и предприятий. Уже в 2020 году антикризисные меры (прямые расходы, снижение налогов и отсрочки уплаты налогов) составили порядка 3,5–3,8% ВВП, что позволило существенно ограничить глубину экономического спада, который ожидается на уровне 4% ВВП (весной ожидания были гораздо более драматическими).

Можно утверждать, что в России меры бюджетной поддержки оказались одними из наиболее эффективных: в Германии аналогичная поддержка составляла 4,8% ВВП при спаде 6%, в США — 11 и 4,2%, во Франции — 5,1 и 9,8% соответственно. И в дальнейшем предполагается достаточно осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов, с учетом того, что важен не только объем, но прежде всего эффективность.

Читайте также:  От обязанности внесения платы за капремонт могут освободить еще порядка 172 тыс. человек

Бюджет предполагает превышение расходов над доходами, что вполне естественно в условиях кризиса. В течение всего трехлетнего периода прогнозируется дефицит с трендом на сокращение. Образующийся разрыв должен покрываться за счет повышения налогов (в меньшей мере) и бюджетных заимствований (основной источник покрытия дефицита).

Правительство демонстрирует гибкость в налоговой сфере. С одной стороны, поднимается налогообложение крупного бизнеса и физических лиц с высоким уровнем доходов. С другой стороны, снижаются налоги для некоторых категорий налогоплательщиков, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса и ИТ-компаний.

В ближайшие три года можно ожидать достаточно стабильного поступления доходов бюджета — их динамика укладывается в 16–17% ВВП. Ежегодный прирост доходов в номинальном выражении составит: в 2021 году 5,1%, в 2022 году 10,0%, в 2023 году 7,9%, что выше уровня прогнозируемой инфляции.

Дефицит бюджета будет покрываться почти исключительно за счет нетто-заимствований на внутреннем рынке — на 2–2,5% ВВП в год.

Ожидается заметный рост объема госдолга — с 12,3% ВВП на начало 2020 года до 21,4% ВВП к концу 2023-го, а также расходов на его обслуживание при сохранении резервов ФНБ (более 10% ВВП). В 2022–2023 годах тенденция на сокращение бюджетных расходов сохраняется.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних заимствований не противоречит требованиям бюджетной и долговой стабильности. Долг остается низким по международным сравнениям.

Смягчение и консолидация

Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.

Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.

Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание.

С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая.

По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.

Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса.

И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя.

Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.

Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.

Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния.

Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность.

В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.

Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).

По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.

Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *