Инструктажи по бдд для водителей в 2023 году

С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный Закон от 26.07.

2019 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством.

В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Скачать

Разновидности ИБДД

В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

Программа вводного инструктажа может включать:

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей.

В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

В него включаются следующие сведения:

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

  • изменилось законодательство;
  • поменялись маршрут или условия движения;
  • произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
  • существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.

Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

Периодический инструктаж по БДД для водителей

Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения

Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:

  1. Общие обязанности водителей.
  2. Основы безопасности на дороге.
  3. Предупреждение ДТП.
  4. Управление автомобилем в критических ситуациях.
  5. Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
  6. Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
  7. Выбор безопасных интервалов.
  8. Обгон.
  9. Пересечение ж/д путей.
  10. Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
  11. Оказание первой помощи.
  12. Противодействие терроризму.
  13. Командировка.
  14. Заполнение извещения о ДТП.
  15. Обязанности при перевозке людей.
  16. Перевозка детей.
  17. Порядок эвакуации пассажиров.

Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.

Скачать

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить.

Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения.

В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым.

Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

Бланк журнала для заполнения

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Скачать

Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД.

А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный Штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Виды инструктажей по БДД для водителей в 2021 году и периодичноть прохождения

На предприятиях и в компаниях, которые имеют собственный парк коммерческих автомобилей и штат профессиональных водителей обязательно должна существовать должность специалиста по безопасности дорожного движения (БДД) и проводиться предрейсовые инструктажи по БДД для водителей.

Инструктажи – это часть комплексной профилактики безопасности эксплуатации транспортных средств (ФЗ№196), направленной на совершенствование профессиональных навыков рабочего персонала, предотвращение ДТП и поддержания трудовой дисциплины.  

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Инструктаж по БДД: виды, назначение и содержание инструктажей

Согласно ФЗ №196 и Приказов Минтранса и Минтруда РФ об обязательных мероприятиях по снижению аварийности транспорта, все юридические лица и ИП, владеющие коммерческими автомобилями обязаны проводить инструктажи по безопасности дорожного движения. Делается это потому, что каждая автомобильная (грузовая или пассажирская) имеет свои особенности и риски, о которых водитель должен быть информирован до выезда в рейс.

По законодательству, основных обязательных видов инструктажей по БДД – четыре, и каждый имеет свою специфику, содержание, задачи и периодичность:

  • Вводный инструктаж – проводится начальником (специалистом) по БДД один раз при приеме нового водителя на работу в организацию (вне зависимости от его стажа). Водитель информируется о структуре компании, организации и принципах работы, основных требованиях к сотрудникам, рабочем графике, режиме труда и отдыха, системе охраны труда и контроля, установленных маршрутах и особенностях перевозок, порядке прохождения предрейсовых осмотров и инструктажей, действиях при ДТП о оказании первой медицинской помощи.
  • Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – проводится начальником автоколонны два раза в год (II и IV квартал — перед сменой теплого и холодного погодных сезонов) для всех водителей организации. Водитель информируется о типичных для сезона ДТП, рисках эксплуатации транспортных средств, соблюдении скоростного режима и особенностях езды по разным дорожным покрытиям и т.п.
  • Предрейсовый инструктаж – проводится начальником автоколонны для водителей, которые выезжают на новый маршрут, должны перевозить детей, либо опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Водитель получает информацию об особенностях, протяженности и маршрута, дорожных условиях и аварийных участках, конечных и промежуточных остановках в дороге, местоположении пунктов медицинской помощи, постов ГИБДД, автостанций и диспетчерских пунктов, мерах безопасности при перевозке, действиях при нарушении графика перевозки и правилах поведения при ДТП и в форс-мажорных ситуациях.
  • Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – проводятся при резком изменении графика работы, условий труда, маршрута перевозки, а также при ДТП. Все водители организации, которые подпадают под новые условия работы, информируются об изменениях в ПДД и профильном законодательстве, увеличении аварийноопасности, угрозе терактов и прочих обстоятельствах, влияющих на условия труда.
Читайте также:  Минфин обновит налоговую политику

До недавнего времени существовал также периодический инструктаж по БДД для водителей, который проводился ежеквартально и являлся, по сути, дублированием первичного (вводного) инструктажа в целях освежить в памяти водителей основные требования по безопасной эксплуатации транспортных средств. Однако Минтранс РФ своим Приказом его отменил.

Кто разрабатывает инструктажи по БДД?

Инструктажи по безопасности дорожного движения разрабатываются на основании ФЗ№196, Приказов отраслевых министерств (Минтранс, Минтруда России), внутренних приказов и рекомендаций самих организаций.

Обязанность составления планов и содержания инструктажей возложена на начальника службы БДД или специалистов БДД (в небольших компаниях).

Эти специалисты также разрабатывают Положение и Инструкцию по инструктажам водителей, порядок и график их проведения, а также ведут журналы инструктажей, в которых отмечают темы, даты проведения лекций и данные водителей, которые присутствовали на инструктаже.

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году 

  1. На основании какого документа регламентируется проведении инструктажей по БДД?

Сегодня таких документов много: Федеральные законы (№196), Приказы по отраслевым министерствам, внутренние приказы самих организаций. Однако, следует отметить РД-200 (122-0071-86 09), который был принят Минавтотрансом РСФСР еще в 1986 году и до сих пор остается в силе. Второй обязательный документ – Приказ Минтранса РФ №7 2014 года.

  1. Какие виды инструктажа должен проходить командированный водитель коммерческого легкового автомобиля?

Согласно действующего законодательства, перед командировкой водитель не обязан проходить предрейсовый инструктаж. Но только в том случае, если маршрут поездки стандартный, а сама перевозка соответствует типовым условиям работы. Если водитель отправляется в рейс по новому маршруту, перевозит детей или опасные грузы – специальный инструктаж обязателен.

  1. Для чего по каждому виду инструктажа по БДД необходимо заводить отдельный журнал?

Цели, задачи, назначение и содержание разных видов инструктажа по БДД – различны, и отдельные журналы по ним вводятся для того, чтобы избежать путаницы в отчетности. Сами журналы имеют разную форму и разные принципы ведения. Кроме того, контролирующие государственные организации требуют наличия всего комплекта журналов в организации.

  1. Нужны ли предрейсовые инструктажи в компании, которая занимается регулярными пассажироперевозками?

Обязательно нужны. Вводный – при приеме водителя на работу, сезонный – два раза в год и специальный – при изменении условий труда или выезде по новому маршруту. При регулярных поездках по типовым маршрутам инструктаж проводить не нужно.

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

В заключении следует отметить, что инструктажи по БДД – это важная часть плановой работы по оптимизации работы коммерческого транспорта юридических лиц и ИП, а также по профилактике ДТП. Водитель, выезжающий в рейс, должен иметь всю необходимую ему информацию по маршруту следования, предполагаемых рисках и особенностях дорожного движения.

Проводит такие инструктажи специалист по БДД, должность которого учреждается в организации приказом руководителя на основании Федерального и отраслевого законодательства. Водитель, не прошедший обязательный инструктаж, не может быть выпущен в рейс (запись о прохождении инструктажа вносится в путевой лист).

Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Краткое содержание данной статьи:

Привожу вопрос как есть.

…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд.

У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться.

В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.

Используемые мной нормативные акты:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Начнем с самого Приказа Минтранса №282. Сразу привожу ссылку на ГАРАНТ, чтобы вы могли увидеть последнюю версию, действующего на данный момент, нормативного акта.

Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282

ссылка на ГАРАНТ Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

Итак, рубим вопрос под корень. Сразу и на месте.

  • Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся к тем кто указан в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
  • А это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),
  • а также юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.
  • Что это значит?
  • Это значит, что если юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатируют только легковые автомобили и только для собственных нужд, то Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к специалисту ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) не относятся к таким организациям вообще!
  • То есть Приказ Минтранса №282 не нужно вообще им открывать!
  • К слову говоря, и аттестация специалистам по БДД в таких организациях тоже не нужна.
  • В принципе, по поступившему вопросу можно прямо на этом месте и поставить точку.
  • Но давайте продвинемся немного дальше в х, раз уж мы затронули этот интересный вопрос.
  • Спешим успокоить всех кого волнует вопрос о переобучении или о дополнительном повышении квалификации.
  • В связи с выходом нового Приказа Минтранса 282 ничего этого делать не надо.
  • Нет никакого обязательного переобучения и нет никакого обязательного повышения квалификации.

Продолжим цитировать и комментировать Приказ. Начнем с квалификации.

…15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального

Инструктажи по БДД для водителей наземного транспорта — Академия СНТА

Инструктажи по БДД для водителей в 2021 году

В связи со вступлением в силу приказа Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» с 1 сентября 2021 года у организаций и индивидуальных предпринимателей появилась новая обязанность — проведение инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей. При этом данное положение действует даже в том случаем, если в компании работает только один подобный специалист.

Кто такой ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения?

Следует отметить, что проведение инструктажей по БДД не относится к функционалу специалиста по охране труда. Для этого в организации должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.

Читайте также:  Пенсия в волгограде и волгоградской области в 2023 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений пф рф

Назначают его приказом работодателя. При этом назначенный специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, в противном случае работодателю может грозить административная или уголовная ответственность.

Таким образом, у ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения должно быть профильное образование — не ниже уровня среднего профессионального по направлению подготовки, которое входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». При отсутствии высшего образования по профилю необходим стаж не менее трех лет.

Еще одним обязательным условием является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность. Кроме того, организациям-перевозчикам грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили) следует иметь аттестацию в УГАДН, если же транспорт используется для собственных нужд компании, данное требование снимается.

В случаях, когда специалист, которого планируют поставить на позицию ответственного, не имеет профильного образования, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации, подобное обучение доступно на базе СНТА. После этого следует аттестация на право занимать соответствующую должность.

Также нельзя назначать ответственным за проведение инструктажей водителя, поскольку эта профессия относится к категории рабочей. За нарушение этого положения организации может грозить штраф.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Для грамотного проведения инструктажей специалист должен знать следующее:

  • действующие нормы законодательства в сфере;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности;
  • санитарные правила;
  • правила дорожного движения;
  • технико-эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • принципы организации перевозок;
  • организация труда водительского состава и других работников, занятых в процессах эксплуатации автотранспорта;
  • анализ причин возникновения ДТП и нарушений водителей;
  • отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Вводный и предрейсовый инструктажи для водителей

При приеме водителя на работу должен проводиться вводный инструктаж по безопасности дорожного движения.

Он обязательный вне зависимости от того, какой специалист имеет стаж и сколько категорий на правах у него открыто.

Задача инструктажа – рассказать о существующих правилах безопасной эксплуатации, размере и структуре парка транспортных средств, а также о видах осуществляемых перевозок.

Предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но это касается случаев, когда специалист впервые выходит на маршрут. В этом случае должна быть представлена информация об опасных участках, ремонтных работах, местах для отдыха.

Сезонные инструктажи

Еще одна категория мероприятий призвана обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях.

Такие инструктажи проводятся перед весенне-летним и осенне-зимним периодами, то есть два раза в год.

Они включают в себя вопросы по особенностям эксплуатации и управления транспортными средствами, по обеспечению безопасности дорожного движения в снегопад, гололед или же аномально высокие температуры.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Специальный инструктаж проводится при вступлении в силу новых нормативных актов, а также при необходимости срочно донести до водителя какую-либо информацию. Иными словами, это мероприятие не может служить в качестве замены предрейсового инструктажа, но имеет все основания восприниматься как дополнение.

Какими документами оформляются инструктажи

Вводный, предрейсовый и сезонный инструктажи должны иметь программы. При этом в связи с его уникальностью специальный инструктаж отдельной программы не имеет. Кроме того, для учета всех мероприятий необходим журнал, включающий такие сведения, как:

  • дату проведения и вид инструктажа;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.

Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.

Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:

  • компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
  • автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
  • используются легковые автомобили только для собственных нужд;
  • автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).

Кого можно назначить ответственным за БДД

Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:

  • руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
  • диспетчеры и механики отдела технического контроля;
  • механики колонн и отрядов.

Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора. 

Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу. 

Требования к выпускникам колледжей и техникумов:

  • Организация перевозок и управление на транспорте,
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
  • Автомеханик, 
  • Водитель городского электротранспорта,
  • Машинист дорожных и строительных машин,
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
  • Машинист локомотива

и др.

  1. Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  2. Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.

Требования к выпускникам вузов:

  1. Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:

  • Технология транспортных процессов
  • Наземные транспортно-технологические комплексы 
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  1. Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.

Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.

Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД

Если образование претендента на должность ответственного за БДД, не соответствует требованиям, ему придётся пройти профессиональную переподготовку на специальных курсах и получить диплом. 

Курсы можно пройти очно и онлайн. Обучение длится 1,5–2 месяца, то есть не менее 250 часов. Разброс цен в разных регионах составляет от 5 000 до 17 000 рублей и более.

Если образование ответственного за БДД соответствует всем требованиям, он должен пройти аттестацию по БДД. Аттестационная комиссия состоит из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс).

Подать заявление на аттестацию можно онлайн на сайте Росавтотранса, выбрав адрес и время прохождения испытания. Здесь же есть перечень тем и вопросов для прохождения аттестации, по которым можно подготовиться.

В перечне 360 вопросов с вариантами ответов, которые проверяют знания нормативно-правовых актов и технических норм безопасности движения. Непосредственно на аттестации кандидат получит тест из 20 вопросов. На решение теста отводится полчаса.

Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить верно минимум на 18 вопросов. 

О результатах тестирования специалист узнаёт в тот же день. В течение трёх рабочих дней комиссия направляет результаты в Росавтотранс. А там информация об аттестованных специалистах вносится в соответствующий реестр. Как только запись о специалисте появляется в реестре, аттестация считается действующей.

Процедура аттестации специалистов по БДД подробно описана в приказе Минтранса №283. Про необходимость проходить периодическую переаттестацию в документе не упоминается. Поэтому можно сказать, что до истечения срока действия приказа — до 2027 года — переаттестовываться не придется.

Что касается курсов повышения квалификации для специалистов по обеспечению БДД, то их необходимость и периодичность в официальных источниках также не закреплены.

Однако, согласно части 2 статьи 20 ФЗ №196-ФЗ, руководители организации обязаны создавать условия для повышения квалификации этих работников.

А нужно ли направить специалиста по БДД на курсы, руководитель решает на своё усмотрение (статья 196 ТК РФ).

Читайте также:  Работодатели просят разрешения снижать зарплату работникам

Каковы обязанности специалиста по БДД

Обязанности ответственного за БДД обычно перекликаются с требованиями к его умениям, перечисленным в пункте 15.2 приказа Минтранса №282. Вот некоторые из них:

  • проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе, мероприятия по предупреждению ДТП;
  • анализировать причины аварий и нарушений ПДД, которые совершили водители организации;
  • готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников и руководителей о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • контролировать, чтобы водители допускались за руль только тех категорий транспорта, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, прошли ли они медосмотр и обучение оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи водителей;
  • организовывать работу контролеров технического состояния транспортных средств;
  • проверять наличие документов о ТО, регистрационных документов при выпуске автомобилей на линию;
  • оперативно переключать автомобили с маршрута на маршрут или на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.

Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД

Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:

  • должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
  • инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
  • план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
  • приказы о стажировках водителей;
  • документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
  • путевые листы для разных видов транспорта;
  • графики проведения ТО;
  • документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
  • журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации
  • и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.
  • Документы нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии и своевременно вносить в них изменения. 
  • Купить готовый пакет документов для обеспечения БДД, разработанный специалистами Онлайн ГИБДД, можно на нашем портале.

Запросить пакет документов

Какие предусмотрены штрафы за нарушение требований БДД

В ПДД РФ есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

В пункте 12 этих положений перечислены действия, которые запрещено совершать должностным лицам и другим работникам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

А эта ответственность как раз возложена на специалиста по обеспечению БДД в организации. Согласно документу, им запрещается:

1) Выпускать на линию транспортные средства: 

  • имеющие неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена;
  • переоборудованные без соответствующего разрешения;
  • не имеющие госрегистрации;
  • не прошедшие техосмотры.

2) Допускать к управлению транспортом водителей:

  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
  • не имеющих страхового полиса ОСАГО;
  • не имеющих права управления соответствующей категорией транспорта.

3) Направлять на дороги с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

За нарушение этих запретов КоАП РФ предусматривает административную ответственность — штрафы. Они прописаны в статьях 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1.

Нарушения Размеры штрафов
Выпуск на линию транспортного средства, не имеющего госрегистрации и не прошедшего техосмотры (часть 1 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию автомобилей с неисправностями, с которыми их использовать запрещено, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ. Выпуск на линию автомобиля, переоборудованного без соответствующего разрешения (часть 2 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 5 000 до 8 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства с поддельными номерами. Выпуск на линию автомобиля с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета на передней его части (часть 3 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства, оборудованные звуковыми и световыми спецсигналами без соответствующего разрешения (кроме охранной сигнализации), а также с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (часть 4 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам организации (часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля его технического состояния (часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований безопасности в особых условиях (часть 4 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на водителя — 2 500 рублей;
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом водителями, допущенными к работе без прохождения ими инструктажей (часть 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления транспортным средством (статья 12.32 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя без российского национального водительского (статья 12.32.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 50 000 рублей.

Проверить, есть ли у организации штрафы

Можно ли оплатить штраф за нарушение требований БДД со скидкой?

Все перечисленные выше штрафы можно оплатить со скидкой 50%, если сделать это не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Такая возможность предусмотрена частью 1.3 статьи статьи 32.2 КоАП РФ.

Но в некоторых случаях, если копия постановления была получена по истечении льготного периода или не пришла вовсе, скидку можно восстановить.

Подробнее об особенностях предоставления скидки на оплату штрафов читайте в нашей статье.

Проверить, есть ли у организации штрафы за нарушение требования БДД, и оплатить их можно на портале Госуслуг, на сайте Правительства Москвы, на сайтах и в приложениях банков.

Но если у организации внушительный автопарк и большой штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять вручную каждый автомобиль и водителя не нужно.

Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юридических и физических лиц.

Кроме того, сервис предоставляет услугу по автоматической проверке водительских удостоверений, что позволяет исключить допуск к управлению транспортными средствами водителей, лишенных прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *