В действующей нормативно-правовой базе прописаны методики формирования зарплаты медиков в России. Начисляемая сумма состоит из 3 частей:
- надбавка за стаж работы,
- ставка,
- компенсация за вредные условия.
Субъектам федерации дано право устанавливать доплаты отдельным категориям медицинских работников. Согласно нормам действующего законодательства, доплата носит необязательный характер. Назначается при наличии соответствующих финансовых ресурсов в бюджете.
Рост зарплат медицинских работников идет каждый год
С момента начала работы сотрудника с ним заключается трудовой или срочный Договор. В некоторых случаях речь идет о коллективном договоре. В документе прописана з/п медиков и все условия, позволяющие изменить ее в ту или иную сторону:
- утвержденный классификатор профессий;
- разработанные профессиональные стандарты;
- доплаты местных органов власти;
- решение РТК;
- полученные благодарности или взыскания.
Отдельным постановлением Минздрава Российской Федерации определен предельный размер заработной платы для руководства лечебного учреждения. Ежемесячный оклад главного врача не может превышать восьмикратный оклад сотрудников этого лечебного учреждения. Данная формулировка позволила устранить конфликт, связанный с отдельными положениями Трудового кодекса РФ.
- По ссылке можете посмотреть какая зарплата врачей в Москве.
- Смотрите в видео: реальные цифры зарплат у медиков.
Немало внимания уделено вопросу учета стажа. Благодаря данному показателю, з/п медиков в 2017 году будет проиндексирована. С одной стороны, действующие нормы не позволяют учитывать стаж в качестве одного из оснований для увеличения или уменьшения заработной платы.
С другой стороны, специальное постановление Минздрава рекомендует учитывать стаж при назначении компенсационных выплат в 2022 году в России.
Благодаря этому, сотрудники медицинских учреждений в отдаленных районах страны получили ощутимые доплаты. Тут сработала не только компенсация за вредность. Немаловажную роль сыграла продолжительность работы. Учитывается профессионально-квалификационная группа. Каждая из них имеет определенные требования к опыту, заслугам, научным публикациям и т. д.
Зарплатный лист врача с вычетом налога
Чем лучше медик работает, тем больше средств он получит в конце месяца. Это позволяет объективно оценить вклад в работу медицинского учреждения каждого сотрудника. Ежемесячно проводится анализ статистической информации. Работник имеет право ознакомиться с ней.
В случае появления споров, которые не получилось решить на уровне главврача, необходимо обратиться в специализированную комиссию по трудовым конфликтам.
Сравнение зарплат медработников в крупных городах России
Законодательство Российской Федерации допускает начисление медицинскому персоналу заработной платы в сдельном формате. При этом нужно помнить о ряде юридических тонкостей.
Определены они решением Министерства здравоохранения Российской Федерации и постановлением трехсторонней комиссии (РТК).
Первое правило говорит о возможности установить такой формат заработной платы врачам без каких-либо ограничений.
В этой статье можете посмотреть какая зарплата у врачей в Испании.
Это значит, что помимо основной ставки сотрудник имеет право еще подработать в этом же учреждении. До момента подписания дополнения к уже действующему трудовому соглашению необходимо убедиться в наличии у просителя соответствующей квалификации. Данное правило не является обязательным, если соискатель планирует заниматься работой, не связанной с оказанием медицинской помощи.
Второе правило требует соблюдения установленной методики формирования сдельно-премиальной оплаты труда. Учитываются:
- фактическая стоимость оказываемых услуг;
- продолжительность выполняемой работы.
Стимулирующие и компенсационные выплаты не учитываются. Вне зависимости от продолжительности выполняемой дополнительной работы, медикам начисляется сдельная оплата в рамках ближайшей оплаты труда. В платежных документах обязательно указываются сроки выполняемой работы, использованные коэффициенты и возможные удержания.
Пример расчетного листа врача-хирурга в России
С целью повышения эффективности работы медицинских учреждений Министерство здравоохранения РФ приняло решение об изменении формы оплаты труда врачам.
Теперь оклад отдельно взятого медработника зависит от показателей бригады, в которой он работает. В основу новой методики положен многолетний врачебный опыт.
Смотрите в видео: Министр здравоохранения рассказывает об источниках повышения зарплат медиков.
Чиновники решили не прописывать строгие нормо-часы нагрузки. Сделано это по соображениям здравого смысла. Во-первых, в течение суток невозможно предугадать, сколько вызовов будет сделано пациентами. Во-вторых, с каждым пациентом бригада проведет различное количество времени. Это значит, что опять-таки нормо-часы являются здесь весьма условным показателем.
Действующая законодательная база в РФ предусматривает следующую формулу для определения размера бригадной формы оплаты:
- А – число зафиксированных в отчетном периоде вызовов;
- В – население обслуживаемого участка;
- С – продолжительность отчетного периода (30 или 31 день в зависимости от месяца).
Примерный расчет показателя выполняется следующим образом – А х В : C. Берется 418 полученных вызовов и умножается на 1000 людей, проживающих на данном участке. Полученное значение делится на продолжительность отчетного периода. Полученное значение используется для начисления бригадной формы оплаты труда. С практической точки зрения, такой подход стимулирует врача работать лучше.
На фото представлены средние зарплаты врачей в Украине
Наличие прямой зависимости между КПД и размером зарплаты помогает сотруднику осознать ответственность за собственное будущее. При этом есть и оборотная сторона модели. Скептики акцентируют внимание на возможности вообще остаться без зарплаты. Допустим, лечебное учреждение провело эффективную профилактическую работу. Количество вызовов в течение месяца находится на низком уровне.
Если брать за основу только эту формулу, то средняя зарплата медиков в 2022 году будет на аналогичном уровне.
Минздрав, понимая всю значимость принимаемых решений, оставил медучреждениям поле для маневров. Медицинские учреждения имеют право использовать комплексные методики для начисления заработной платы, исходя из фактических условий.
Советуем посмотреть видео: какую реальную зарплату получают медики в РФ.
Дополнительные возможности начисления заработной платы
Персональный оклад – форма поощрения, устанавливаемая в рамках трудового или коллективного договора. В этом случае зарплата медицинских работников включает доплаты, связанные с выполняемой работой. Таковая должна быть детально описана в 2-стороннем трудовом договоре.
Несмотря на то что ТК Российской Федерации не запрещает это делать, назначение персонального оклада не всегда проходит гладко. Причины следует искать в следующем:
- Заработная плата всех сотрудников должна рассчитываться по идентичной схеме. Назначение персонального оклада – явное нарушение упомянутой выше рекомендации Минздрава России.
- При равенстве стажа сотрудники должны получать идентичную оплату. В случае возникновения персонального оклада опять-таки наблюдается несоответствие. Устранить таковое призвано решение РТК. В нем прописано, что руководство лечебного учреждения должно найти компромисс с сотрудниками.
Понятие «компромисс» включает согласованную политику назначения персонального оклада. Речь должна идти о наличии соответствующих заслуг. Субъектам федерации дано право определить список таковых.
Таблица зарплат врачей и медицинских работников по областям России
Формирование заработной платы сотрудников медицинских учреждений в Российской Федерации зависит от стажа работы, категории, наличия вредных условий производства и решений местных органов власти.
Все нюансы в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре. Документ составляется в нескольких экземплярах.
Как только стороны заверили его своими подписями, он считается вступившим в действие.
Сравнение зарплат медиков в разных странах
Оцените пост Загрузка…
Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?
- Сергей Слесарев
- Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
- специально для ГАРАНТ.РУ
В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой Кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и Услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?
Индексировать не обязан, но повысить должен
Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.
Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты.
Также Истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017).
В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.
В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).
Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.
Но так ли это?
Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:
«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».
Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.
Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.
Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г.
№ 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст.
134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.
Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст.
134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов.
Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).
Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.
Своя рука – владыка?
Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!
Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст.
7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».
Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).
Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:
- а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);
- б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.
- Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?
- В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:
- обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
- должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?
На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом.
Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор.
Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).
Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).
Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).
Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.
Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена.
Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).
Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.
Нет возможности – нет повышения!
В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.
Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда.
Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации.
У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).
В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015).
И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).
В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?
Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста.
Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты.
Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им.
Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.
То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.
В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.
Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г.
по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).
Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст.
134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.
Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст.
129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду.
При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии.
В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.
Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.
Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:
Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).
«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация «оклада» или единовременная выплаты и т.п.
Зарплату врачей закрепят в Трудовом кодексе
Правительство решило законодательно закрепить порядок определения заработка медиков с целью «избавиться от несправедливой дифференциации» зарплат главных и рядовых врачей
Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Госдуму.
Минтруд России разработал поправки в Трудовой кодекс направленные на повышение уровня оплаты труда российских врачей за счет введения единых требований к определению суммы их заработка. Чиновники предлагают установить по всей территории России отраслевую систему оплаты труда, ограничив полномочия регионов в вопросах зарплат медиков.
Правительство РФ инициативу Минтруда поддерживает. Об этом рассказала вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. Это ответ на замечание президента России Владимира Путина, высказанное в ходе большой пресс-конференции.
Глава государства предложил чиновникам «избавиться от несправедливой дифференциации» зарплат главных и рядовых врачей, а также повысить базовую ставку постоянного оклада медработников».
Законопроект с поправками в ТК РФ будет внесен в Госдуму после возвращения депутатов с каникул.
После принятия предложенных Минтрудом поправок к ТК РФ у правительства появится право устанавливать единые требования к оплате труда медработников по всей России. В настоящее время полномочия по установлению оплаты труда медработников находятся в ведении субъектов РФ. Устанавливать зарплаты медработникам может как правительство региона, так и руководитель медицинского учреждения.
Российская трехсторонняя комиссия давно рекомендовала, чтобы доля оклада в общем размере выплат медработникам составляла не менее 55%. Однако, по данным Минтруда, эту рекомендацию соблюдают только восемь российских регионов. В остальных субъектах РФ львиную долю в оплате труда медработников занимают стимулирующие выплаты и надбавки. Поэтому зарплата врачей по регионам сильно различается.
Например, если в республиках Северного Кавказа врачи получают в среднем 44 000 рублей, то на Чукотке это может быть до 180 000 рублей, В среднем по стране зарплата врача составляет 79 000 рублей в месяц. Но такие высокие значения в статистике получаются благодаря тому, что наряду с заработком рядовых врачей в расчет включают зарплаты руководящих медиков.
Для исправления огромной разницы между зарплатами главврачей и рядовых медиков, как пояснила Татьяна Голикова, Минтруд разработал поправки к Трудовому кодексу о передаче правительству полномочий установления отраслевых систем оплаты труда. Эксперты относятся к идее скептически.
В частности, глава профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал рассказал журналистам, что увеличение фиксированной части в зарплате врачей без системного повышения расходов на оплату их труда в целом не изменит ситуацию.
По его словам, это не помешает региональной администрации инициировать сокращения стимулирующей и компенсационной частей. Из-за этого с прошлого года в стране регулярно происходят акции протеста медицинских работников. Минимальный уровень фиксированной части должен составлять не менее 80% общей выплаты.
Меняя структуру оплаты труда в здравоохранении, надо повышать и ее уровень — повышение зарплат в ходе майских указов увеличило их только для отдельных категорий работников, а для остальных она осталась унизительно низкой.
Но, как отметил Владимир Путин на пресс-конференции, повышение заработных плат медикам на данном этапе невозможно без повышения взносов на ОМС для работодателей. Ведь чиновники не могут сказать, насколько в системе ОМС вырастут расходы именно на оплату кадров.
Татьяна Голикова пояснила, что повысить зарплаты в первичном звене позволит выведение системы оплаты труда из подушевого тарифа в сложные методы расчета.
Но первым шагом должна стать именно централизация принципов исчисления и установление над ними правительственного контроля.
Зарплату врачей закрепят в Трудовом кодексе
Правительство решило законодательно закрепить порядок определения заработка медиков с целью «избавиться от несправедливой дифференциации» зарплат главных и рядовых врачей
Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Госдуму.
Минтруд России разработал поправки в Трудовой кодекс направленные на повышение уровня оплаты труда российских врачей за счет введения единых требований к определению суммы их заработка. Чиновники предлагают установить по всей территории России отраслевую систему оплаты труда, ограничив полномочия регионов в вопросах зарплат медиков.
Правительство РФ инициативу Минтруда поддерживает. Об этом рассказала вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. Это ответ на замечание президента России Владимира Путина, высказанное в ходе большой пресс-конференции.
Глава государства предложил чиновникам «избавиться от несправедливой дифференциации» зарплат главных и рядовых врачей, а также повысить базовую ставку постоянного оклада медработников».
Законопроект с поправками в ТК РФ будет внесен в Госдуму после возвращения депутатов с каникул.
После принятия предложенных Минтрудом поправок к ТК РФ у правительства появится право устанавливать единые требования к оплате труда медработников по всей России. В настоящее время полномочия по установлению оплаты труда медработников находятся в ведении субъектов РФ. Устанавливать зарплаты медработникам может как правительство региона, так и руководитель медицинского учреждения.
Российская трехсторонняя комиссия давно рекомендовала, чтобы доля оклада в общем размере выплат медработникам составляла не менее 55%. Однако, по данным Минтруда, эту рекомендацию соблюдают только восемь российских регионов. В остальных субъектах РФ львиную долю в оплате труда медработников занимают стимулирующие выплаты и надбавки. Поэтому зарплата врачей по регионам сильно различается.
Например, если в республиках Северного Кавказа врачи получают в среднем 44 000 рублей, то на Чукотке это может быть до 180 000 рублей, В среднем по стране зарплата врача составляет 79 000 рублей в месяц. Но такие высокие значения в статистике получаются благодаря тому, что наряду с заработком рядовых врачей в расчет включают зарплаты руководящих медиков.
Для исправления огромной разницы между зарплатами главврачей и рядовых медиков, как пояснила Татьяна Голикова, Минтруд разработал поправки к Трудовому кодексу о передаче правительству полномочий установления отраслевых систем оплаты труда. Эксперты относятся к идее скептически.
В частности, глава профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал рассказал журналистам, что увеличение фиксированной части в зарплате врачей без системного повышения расходов на оплату их труда в целом не изменит ситуацию.
По его словам, это не помешает региональной администрации инициировать сокращения стимулирующей и компенсационной частей. Из-за этого с прошлого года в стране регулярно происходят акции протеста медицинских работников. Минимальный уровень фиксированной части должен составлять не менее 80% общей выплаты.
Меняя структуру оплаты труда в здравоохранении, надо повышать и ее уровень — повышение зарплат в ходе майских указов увеличило их только для отдельных категорий работников, а для остальных она осталась унизительно низкой.
Но, как отметил Владимир Путин на пресс-конференции, повышение заработных плат медикам на данном этапе невозможно без повышения взносов на ОМС для работодателей. Ведь чиновники не могут сказать, насколько в системе ОМС вырастут расходы именно на оплату кадров.
Татьяна Голикова пояснила, что повысить зарплаты в первичном звене позволит выведение системы оплаты труда из подушевого тарифа в сложные методы расчета.
Но первым шагом должна стать именно централизация принципов исчисления и установление над ними правительственного контроля.
Коронавирус: Минтруд разъяснил кому из медработников положена специа
В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г.
№ ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г.
№ 1762 (далее — Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.
- «Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
- Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.
- Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г.
№ 894н (далее — Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее — Разъяснения).
В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.
С Приказом № 894н можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации, а также на официальном сайте Минтруда России.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно — Временный порядок, Приказ № 198н).
В соответствии с пунктом 1.
3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее — ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту «а» пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.
На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов. В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 — 17 к Приказу 198н. Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.
В соответствии с абзацем пятым подпункта «а» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.
В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.
1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.
По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.
В соответствии с Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:
- положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
- положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
- U07.1 — Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).
При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:
- U07.2 — Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
- Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
- Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.
- Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.
Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно — организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья».
Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.
Источник: http://pravo.gov.ru/
Подписаться на журнал