Заработали новые правила определения расходов на ремонт по ОСАГО

Все, у кого есть автомобиль, знают, что в соответствии с законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) страховая компания при наступлении страхового случая имеет право самостоятельно решать, осуществить ли ей денежную выплату по полису ОСАГО или направить автомобиль на станцию технического обслуживания (СТО) для восстановительного ремонта. Не секрет, что практически все страховщики в договорах ОСАГО указывают в качестве приоритетной формы возмещения именно ремонт, если только не наступило одно из специально указанных в законе событий (застрахованный автомобиль не подлежит восстановлению; компенсация положена родственникам погибшего в ДТП водителя или самому автовладельцу, получившему серьёзные травмы; пострадавший — инвалид), тогда положены именно денежные выплаты.

Когда данная норма только вводилась, идея восстановительного ремонта за счёт страховщика казалась вполне здравой, ответственные чиновники из Центробанка, который осуществляет надзор за страховыми компаниями, убеждали, что в этом и есть смысл страховки: восстановление повреждённого автомобиля. Но практика показала, что в реальности в большинстве случаев, когда назначается ремонт, автолюбители вовсе не в восторге. Причин тому множество, и главные из них — это неудовлетворительное качество ремонта по ОСАГО и длительные сроки этого самого ремонта. Несмотря на то что законодательно запрещено использовать старые автозапчасти без согласия владельца, автостанции при ремонте зачастую именно так и делают. Дело в том, что стоимость запчастей в справочниках, по которым определяются суммы затрат, положенные на ремонт, занижена, а работать себе в убыток СТО не хотят.

Заработали новые правила определения расходов на ремонт по ОСАГО

Фото © Агентство «Москва»

В связи со сложившейся ситуацией количество судебных исков к страховым компаниям и жалоб россиян на страховщиков в ЦБ стало лавинообразным. По ОСАГО за июль и август нынешнего года в Центробанк поступило 4800 жалоб, что на 15% больше, чем за аналогичное время 2020-го.

Чиновники ЦБ в ответ на вопросы о недоработках указывают, что, мол, как раз в новых правилах, которые вступили в действие с 20 сентября, всё учтено. Теперь ценовые справочники, исходя из которых производится ремонт, будут уточняться по каждому региону отдельно.

Их станет больше, они будут чаще обновляться, в том числе с учётом популярности того или иного автомобиля в регионе.

И самое главное, теперь из правил исключён пункт, согласно которому с согласия страховщика при ремонте допустимо использование бывших в употреблении запчастей, но это не значит, что их не будут использовать.

Формально, действительно, новые правила расчёта ремонта по ОСАГО могли бы сделать механизм определения стоимости более понятным для автовладельцев, но на практике никаких позитивных изменений, скорее всего, не произойдёт, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин.

Дело в том, что в этом категорически не заинтересованы страховые компании, которые используют методику ЦБ для того, чтобы снизить свои расходы по выплатам. Именно поэтому в новом документе нет нормативов, определяющих качество выполненных работ.

Как показывает практика, если оценку ущерба и объёма предстоящих работ проводит независимый эксперт, назначенный судом, то, как правило, сумма, которую страховщики должны затратить в исполнение своих обязательств, увеличивается на 20–25%. Но не все граждане готовы тратить время и отстаивать свои права в суде.

Страховые компании это, конечно, знают и этим пользуются.

И действительно, со стоимостью расходных материалов и запчастей «тумана» в новых правилах ничуть не меньше, чем в старых.

Как и прежде, допустимо, чтобы в справочниках, на которые опираются страховщики при расчёте возмещения, можно было указывать усреднённые цены, рассчитанные по сложной формуле.

Во внимание принимаются и минимальные цены на запчасти от официального производителя, и медианные (половина цен ниже этого значения, половина выше), по которым их поставляет на свободный рынок неизвестная марка.

Заработали новые правила определения расходов на ремонт по ОСАГО

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Разница в цене между оригинальной запчастью и той, которую можно приобрести у несертифицированного производителя, может отличаться в десятки раз, и при этом часто удешевление узла или некоего элемента происходит не за счёт снижения наценки за известное клеймо, а вследствие использования менее качественных материалов, — пояснил Дмитрий Кан, директор московской компании Faeton37.ru, которая занимается оптовой поставкой автозапчастей крупным дилерским центрам. — Ряд автомобилей среднего ценового сегмента при установке на них неоригинальных деталей намного быстрее утрачивают эксплуатационные свойства, что ведёт к скорому повторному ремонту.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), только за прошлый год средний рост цен на автозапчасти в РФ составил порядка 23%, и прежде всего подорожали именно импортные. На этом фоне очевидно, что просто введение новых справочников, которые допускают использование при ремонте по ОСАГО «подходящих» деталей, проблем не решает.

Нет, не решает, а сохраняет, — утверждает адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Страховщики очень умело воздействуют на автомобилистов и используют справочники только в своих интересах.

Формально у страховой есть 20 дней, чтобы принять решение о ремонте по ОСАГО.

Но иногда за этот период разыгрывается хитрая схема: страховая отправляет владельца пострадавшего транспортного средства в СТО, заранее зная, что ремонтники не смогут выполнить работу по восстановлению в связи с недостаточностью оплаты по расчёту из справочника.

Сервисы объясняют это автомобилисту и отправляют его обратно в страховую, где ему снова показывают справочник и предлагают снова обратиться в СТО и договориться о заказе более дешёвых запчастей.

В сервисе подтверждают, что такое возможно, но придётся ждать и всё равно окончательная цена не гарантирована, но при этом указывают, что есть вариант — подписать допсоглашение, по которому владелец машины обязуется доплатить недостающую сумму за ремонт, и тогда ему даже поставят более качественные комплектующие. Многие россияне на это соглашаются, и это очень устраивает страховые и СТО.

Очевидно, что ситуация, когда добросовестные автомобилисты для того, чтобы получить возмещение по ОСАГО, могут попасть в ситуацию с доплатами, ненормальна, — отмечает адвокат палаты Калининградской области Александр Поляков. — Наверное, именно поэтому правоохранители фиксируют рост тех, кто садится за руль с фальшивым страховым полисом.

Вот и получается, что регулятор и страховщики декларируют, что новации со справочниками позитивно влияют на качество ремонта, и с этим не поспоришь, только всё равно, так или иначе, оплачивать всё приходится автолюбителям: либо за своевременную установку качественных запчастей по ОСАГО, либо за более дорогую добровольную страховку КАСКО, выплаты по которой рассчитываются, как правило, вообще без учёта износа запчастей.

Для комментирования авторизуйтесь!

Страховщики смогут платить автомобилистам вместо ремонта по ОСАГО

С 19 марта начинают действовать новые справочники по оценке стоимости автозапчастей.

 На них ориентируются при расчете выплат по ОСАГО, то есть сколько платить пострадавшим в ДТП или какой суммы потребует восстановление машины.

Только вот ценники формировались еще в январе до изменения курса валют. И теперь водители опасаются, что автосервисы начнут массово отказываться делать ремонт по ОСАГО.

Под скрип тормозных колодок Игорь ездит в прямом смысле на свой страх и риск. Поменять детали хотел еще две недели назад, но не успел. Теперь в сервисе просят в два раза больше. 

«Дополнительные семь тысяч рублей очень ощутимая сумма. И для меня, и для многих моих знакомых. Сейчас хочу собрать все деньги и купить запчастей, наверное. Когда я хотел купить их неделю назад, мне не говорили ни цену, ни дату отгрузки. Мне просто не хотели их отдавать. Они их не продают, чтобы не уйти в минус», – рассказал автомобилист Игорь Головин.

Сервисы отказывают клиентам в обслуживании, хотя те застрахованы. А страховщики идут на все, чтобы клиент взял деньги и делал ремонт сам.  

«Клиент может просто увидеть, что на сервисе один пьяный мастер и больше никого. Естественно, клиент отказывается, приходит в страховую компанию, ему оплачивают деньги.

Или на самом сервисе ему говорят: «Извините, у нас запчастей нет».

Ближайшая поставка через год, машину ставят в дальний угол, говорят, у нас 500 машин в очереди, ждите», – рассказал вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

По нынешним расценкам автостраховщиков, парковочный датчик на японский автомобиль стоит 1800 рублей. При этом на сайте крупнейшего интернет-магазина цена уже в несколько раз выше. 

«Это постоянные конфликтные ситуации, которые будут возникать вне зависимости от нас. Страховые компании тоже не хотят получать убыток, поэтому страховые компании, к сожалению, так поступают. Хотя я уверен, что какой-то части прибыли, заработанной ранее, хватит, чтобы исполнять свои обязательства сполна», – сказал Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.

Сейчас сотни, если не тысячи, автомобилей, можно сказать, застряли в автосервисах. Их хозяева просто не знают, откуда брать деньги на ремонт. Страховщики оценивают ущерб по уже утвержденным ценам. К примеру, Ольге из Казани после аварии компенсировали 43 тысячи, но в сервисе просят уже 63 тысячи.

Заработали новые правила определения расходов на ремонт по ОСАГО

«На эти деньги я не поменяю даже дверь одну. Мне придется доплачивать. Чинить тоже можно, не проблема. Но ребята, партнеры их из автоцентра, честно говорят, что запчастей нет: «Мы вам поставим дверь либо не оригинальную, либо б/у», – рассказала Ольга Тарасова.

Иногда автолюбители смогут даже выбирать ремонт или деньги. Правда, получить вот такие выплаты деньгами они смогут совсем в исключительных случаях – если автомобиль уничтожен, если ДТП повлекло смерть участника либо когда ремонт превышает сумму в 400 тысяч рублей. То есть когда делать его уже бесполезно. 

Если автомобиль после ДТП не попадает в категорию «безнадежных», то страховщик не имеет права отказать вам в ремонте автомобиля. Только вот будут ли делать это в сервисе по установленным ценам, другой вопрос. Решиться он может заменой на бэушные детали. Такую практику сами автостраховщики предлагают официально прописать в законе.  

«Человеку на подержанной машине вполне будет разумно для ремонта использовать какой-нибудь бампер. Он хороший, он не битый, не целованный никем, но его сняли с разбитой машины.

Но вот тебе нужно отремонтировать машину, в которую въехали сзади. И тебе очень бы пригодился этот бэушный бампер, который на самом деле новее нового.

Читайте также:  Образец приказа о лишении премии работника в 2021 году

Но у нас, к сожалению, это законодательно запрещено», – сказал Игорь Иванов, заместитель гендиректора страховой компании по маркетингу, рекламе и PR.

Такой вариант с бэушными деталями, возможно, и не пригодится. Центробанк уже разрешил менять цену полиса ОСАГО несколько раз в год. Это значит, что можно рассчитывать на перерасчет с учетом ситуации уже скоро. А пока автолюбителям стоит быть еще внимательнее на дороге, чтобы не остаться пешеходом.  

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_953095', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Обновлять их будут чаще, а составлять — точнее

Дмитрий Сергеев

разобрался с ОСАГО

Профиль автора

Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.

Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.

Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».

Условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России. Он принял новое положение, утвердившее единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • 500 000 Р, если ущерб причинен жизни или здоровью;
  • 400 000 Р, если ущерб причинен имуществу.

А вот что изменилось.

Разбираемся, как начать и закончить ремонт без переплат: от проекта до приемки Покажите!

Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.

Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.

Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.

Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.

Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.

Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58.

Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего.

Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию.

Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной.

А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

Расходы на ремонт по ОСАГО рассчитают по новым правилам

Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО с 20 сентября рассчитываются по новой методике ЦБ, пишет «Коммерсант». Ключевое изменение касается справочников средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА).

Справочник состоит из трех каталогов: цены на запчасти, материалы и нормо-часы, по которым автовладелец может проверить, насколько верно страховая оценила ущерб в результате ДТП. У каждого региона будет свой справочник — для более точного расчета стоимости ремонта в конкретных населенных пунктах с учетом местных цен. Актуализировать документ будут раз в три месяца.

Первую серию справочников по новым правилам РСА выпустит в марте 2022 года — в рамках обозначенного ЦБ переходного периода.

Еще одно изменение связано с возможностью использования бывших в употреблении запчастей.

Действующая методика позволяет эксперту с письменного согласия страховщика и потерпевшего рассчитывать цену ремонта с учетом стоимости более дешевых б/у деталей «в исключительных случаях», а в новом положении этот пункт исключен.

Такая мера позитивно повлияет на качество ремонта, предполагает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. А если страховая компания компенсирует ущерб деньгами, то это приведет к увеличению размера выплат, считает эксперт.

Главная проблема справочников, отмечает глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян, в том, что цены туда попадают зачастую с «сомнительных» сайтов: одна и та же запчасть может стоить одновременно 1 тыс. рублей и 100 рублей (оригинал и реплика).

Поэтому средняя цена, представленная в справочнике, получается невыгодной для автовладельца, а также не учитывается срок доставки деталей, считает он.

В качестве базовой должна фигурировать цена, которая соответствует стоимости оригинальной детали у официального дилера, считает эксперт.

По словам адвоката Алексея Ащаулова, до появления методики в 2014 году пострадавшим в ДТП было легче получить «адекватную» компенсацию ущерба через суд. Сегодня страховые компании идут на различные ухищрения, прикрываясь методикой ЦБ, чтобы не платить, а с новым документом эта ситуация может усугубиться, считает эксперт.

Самый большой  финансовый супермаркет в России*

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

*На основании исследования Tiburon Research, июнь 2021 года

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти.

В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд.

Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда.

В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

Читайте также:  Пенсия в уфе и республике башкортостан в 2020 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений пф рф

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует.

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст.

393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.

15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС.

— В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт.

При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст.

393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций.

И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы.

Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.

Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС.

А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс.

рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Единая методика расчета ОСАГО — метод расчета ущерба

Для расчета величины ущерба в рамках обязательного автострахования используется единая методика расчета по ОСАГО. Ее разработкой и обновлением занимаются сотрудники регулятора отечественного страхового рынка – ЦБ РФ. Рассмотрим динамику совершенствования документа и его основные положения.

  1. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
  2. Обзор документа
  3. Как рассчитывают ущерб страховые компании?
  4. Как рассчитать ущерб самостоятельно?
    1. На сайте РСА
    2. Другими способами
  5. Что делать в случае занижения компенсации?
  6. Ответы на вопросы
    1. Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
    2. Какая версия документа является актуальной на сегодня?
    3. Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
  7. Подведем итоги

Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт

Первая версия методики была разработана специалистами Центробанка России еще в сентябре 2014 года. Затем в нее неоднократно вносились изменения и корректировки. Действие документа продлится до 20 сентября 2021 года. На следующий после указанной даты день вступает в силу новая единая методика расчета ущерба по ОСАГО, которая содержится в Положении ЦБ РФ №755-П (датируется 04.03.2021).

Несмотря на введение новой редакции, единая методика ОСАГО сохраняет базовые принципы расчета, действовавшие с 2014 года. В документе детально описаны следующие аспекты вычисления стоимости восстановительного ремонта применительно к автомобилю, пострадавшему в ДТП. К ним относятся:

  • порядок определения характера полученных транспортным средством повреждений;
  • правила расчета и группировки расходов по статьям затрат – материалы, запчасти, зарплата рабочих и т.д.;
  • порядок определения степени износа узлов и комплектующих, которые подлежат замене;
  • правила вычисления ценности годных остатков, которые могут быть использованы даже после полной гибели авто;
  • порядок составления, утверждения и опубликования справочников, содержащих средние стоимости запчастей, расходников и часа работы в рамках восстановительного ремонта;
  • перечень требований к фиксации повреждений транспортного средства.

Единая методика расчета по ОСАГО применяется как страховыми компаниями, так и специализированными экспертными организациями или частными экспертами, в том числе – судебными. Грамотное использование утвержденных регулятором правил позволяет ускорить урегулирование спорных ситуаций как в суде, так и в досудебном порядке.

Как рассчитывают ущерб страховые компании?

Как было отмечено выше, единая методика ОСАГО используется для расчета величины ущерба всеми заинтересованными сторонами, включая непосредственно автостраховщиков. Последние используют стандартную формулу вычислений, которая имеет следующий вид:

  • СК – это сумма итоговой денежной компенсации;
  • Р – расходы на оплату ремонта;
  • М – затраты на покупку расходных материалов;
  • Д – расходы на приобретение деталей и запчастей, которые нуждаются в замене.

В зависимости от состояния транспортного средства и выполняемых восстановительных работ в формулу вносятся корректировки. В качестве исходных данных используются среднерыночные стоимости всех трех параметров – оплаты труда, материалов и комплектующих, регулярно публикуемые Центробанком страны.

Это делает вычисления намного более простыми и оперативными, а итоговый расчет – типовым.

Как рассчитать ущерб самостоятельно?

Достаточно часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются суммы компенсации. Вполне естественным выглядит желание первого проверить расчет, выполненные страховой компанией. Для этого используются разные способы, большая часть которых предусматривает применение в том или ином виде единой методики расчета страховой выплаты по ОСАГО.

На сайте РСА

Самый простой и популярный способ самостоятельного расчета величины ущерба предусматривает использование функционала официального сайта РСА. На нем размещается удобный и простой в применении онлайн-сервис, который базируется на разработанной и утвержденной Центробанком методике расчета, а также усредненных нормативах основных статей расходов.

Для вычислений используется формула, приведенная выше.

Схожие способы расчетов предлагают и различные частный сайты, посвященные тематике обязательного автострахования.

При выборе такого варианта решения задачи необходимо помнить, что размещенная на них информация не является официальной.

Поэтому проще и правильнее обратиться или на сайте РСА, или в специализированную экспертную организацию, имеющую необходимые допуски и аккредитации.

Что делать в случае занижения компенсации?

Если проверка расчетов, выполненных сотрудниками страховой компании, обнаружила занижение суммы выплаты, необходимо обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертиза оценки величины ущерба, а полученное в результате экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению в суд.

Допускается урегулирование спорной ситуации в досудебном порядке, но это также требует обоснования позиции страхователя. Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить комплект сопутствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость выполненного ремонта.

Ответы на вопросы

Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Разработкой документа занимаются специалисты регулятора российского страхового рынка – Центробанка страны.

Какая версия документа является актуальной на сегодня?

В настоящее время продолжает действовать скорректированная редакция Единой методики, разработанной еще в 2014 году. Но уже с 21 сентября текущего года вступит в силу новое Положение, разработанное ЦБ РФ в марте 2021 года.

Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?

Чтобы сделать это, сначала необходимо провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Затем экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению и направляется вместе с другими необходимыми документами в суд.

Разработку Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, выполненную Центробанком РФ, следует признать важным этапом становления системы отечественного обязательного автострахования.

Грамотное применение документа на практике позволило минимизировать количество спорных ситуаций.

Важным дополнительным плюсом стало предоставление страхователю возможность совершать расчет стоимости ущерба самостоятельно.

Читайте также:  Военная ипотека в 2020 году: что это, размер, условия и особенности получения, программы, плюсы и минусы

Расходы на ремонт по ОСАГО начали считать по-новому

До того как Банк России ввёл новую методику, подобные справочники действовали для 13 «экономических регионов», включающих сразу несколько субъектов Федерации, и обновлялись раз в полгода. Поэтому они не в полной мере отражали настоящую стоимость ремонта.

Новые справочники станут более точными. Стоимость каждой детали для них будут рассчитывать на основании данных минимум пяти местных профильных интернет-магазинов. В справочник попадут детали тех автомобилей, по которым в регионе за минувший год заключено не менее 15 000 договоров ОСАГО. По закону справочники необходимо обновлять каждые три месяца.

Также новая методика предполагает появление региональных коэффициентов. Их будут рассчитывать, если в регионе зарегистрировано не менее 500 машин такой же марки. «Учёт представленности марок в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе», — пояснили представители Российского союза автостраховщиков (РСА) изданию «Газета.ru».

Автолюбители смогут самостоятельно влиять на цены, определённые в справочнике, — общественное обсуждение будет открыто на сайте РСА.

В новую методику внесли ещё одно важное изменение. Раньше при расчёте стоимости ремонта эксперты с письменного разрешения страховщика и потерпевшего могли учесть применение бывших в употреблении деталей «в исключительных случаях». Теперь этого пункта нет.

Страховщики надеются, что новая методика позволит уменьшить количество судебных исков от автомобилистов, которые недовольны размером страховки. Они рассчитывают, что более частое обновление справочников поможет точнее отслеживать рост цен на запчасти. По данным РСА, в 2020 году средняя корзина запчастей подорожала на 23%.

Впрочем, юристы, опрошенные «Газетой.ru», считают, что эта мера слабо повлияет на количество недовольных автолюбителей. Если измененные справочники немного и скорректируют стоимость ремонта, то не устранят те проблемы, которые есть.

«Как показывает практика, обновление этих реестров несильно влияет на размер возмещения, потому что практически все страховые компании занижают выплаты, а какие-то повреждения не замечают. Но главное в том, что есть большие проблемы со сдачей машины в ремонт и качеством этой услуги», — пояснил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

В августе Центробанк раскрыл список регионов с высоким риском обмана при покупке ОСАГО. Шесть из них находятся в Северо-Кавказском федеральном округе: это Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия, сообщил Центробанк. В неблагонадёжный список также включили Приморский край, Новосибирскую область, Туву и Хакасию.

Pixabay, Pixabay License

Порядок и лимит выплат по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки.

Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Соответственно, водить аккуратно становится гораздо выгоднее для собственного кошелька.

Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2022 г. составляет:

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2022 году

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2022 и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы.

На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд.

Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании.

Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений.

Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД.

Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия.

До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *