Закупки МУП по 223-ФЗ в 2022 году

Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.

Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ

29.06.2018 вступил в силу Федеральный закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.

Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.

Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно.

Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия.

Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.

Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.

Размещение производится до окончания года, если приобретение будут происходить в следующем, и до завершения предыдущего, если тендеры будут проводиться в этом году.

Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.

Кто не подпадает под новые правила

Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.

Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:

  1. Состоят в утвержденном правительством перечне.
  2. Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
    • капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
    • приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.

Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.

Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Закупки МУП по 223-ФЗ в 2021 году
Получите бесплатный доступ, чтобы прочитать.

Как начать работать по-новому

После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.

Для получения такой возможности ГУП или МУП должно опубликовать данные о процессе закупки в ЕИС. Если Единая информационная система примет эти сведения до окончания года, организация получит возможность работать с тендерами по новой системе в начале нового года.

Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить.

Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.

2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.

Ранее существовало правило: при размещении положения о приобретении до 1 октября компании получали право перехода на 223-ФЗ. Сейчас оно перестало действовать.

Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.

Вспомнить все: ГУП и МУП будут закупаться по 223-ФЗ

Когда МУП переходит на 223-ФЗ — предприятие вправе размещать закупки по этому закону со следующего года, если соответствующее положение размещено в ЕИС до конца предыдущего.

Скачать Федеральный закон №174-ФЗ от 29.06.2018 из КонсультантПлюс

Статья доработана экспертом Эллой Залужной

Как работать ГУП и МУП по 223-ФЗ

Парламентарии поддержали инициативу о переходе на ФЗ-223 для МУПов и ГУПов в связи с огромным количеством обращений.

Претензии в основном были направлены на правила определения поставщика. К депутатам обращались с тем, что заказы предприятий теплоснабжения усложнены и не закрывают фактических проблем. Организации физически не успевали делать закупки по закону №44 в нужные сроки.

В теплоснабжении в нашей стране часто происходят аварии из-за обстоятельств, которые невозможно предугадать, и, как следствие, нельзя запланировать точное количество материалов и работ, которые потребуются для ликвидации последствий. Также инициативу поддержали и представители аптек.

Они жаловались на невозможность приобрести необходимые лекарственные препараты в короткий срок.

С 29.06.

2018 вступил в силу Федеральный закон №174, который внес правки в закупочный процесс: государственным унитарным предприятиям 223-ФЗ стал доступен, если они закупаются без участия средств бюджета.

Необходимое условие — разместить положение о закупках в базе единой информационной системы (ЕИС) до конца текущего года. Тогда организация вправе размещать тендеры по-новому с начала следующего года.

Предполагалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП в определенных объемах. При переходе на ФЗ-223 ГУП подпадают под действие постановления №1352 от 11.12.2014, которое обязывает их это делать.

Сразу после принятия поправок организациям разрешалось перейти на работу по Федеральному закону №223 в текущем году, если положение о закупках размещено до 1 октября. Сейчас это правило не действует.

В законе о закупках отдельными видами юридических лиц сказано, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ при наличии соответствующего положения.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили решение, в котором четко разделили случаи, когда закупаются МУП и ГУП по 223-ФЗ и 44-ФЗ, а также все другие виды заказчиков.

Закупки МУП по 223-ФЗ в 2021 году

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Исключения

По контрактному законодательству ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в текущем году, если разместили до конца прошлого в ЕИС положение о таких покупках. Исключения распространяются на случаи, когда:

  1. Компания входит в утвержденный правительством перечень.
  2. Финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из госбюджета, в том числе:
    • для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности;
    • на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.
  • Такие заказы ГУП и МУП должны осуществлять исключительно по нормам Федерального закона №44.
  • Контрактное законодательство разъясняет, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант: да, если положение о таких покупках размещено в ЕИС в установленные сроки — до конца этого года для закупок в следующем году или до конца прошлого при проведении тендеров по 223 закону в текущем.
  • В законе о заказах отдельными видами юридических лиц сказано, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором: да, если положение о таких заказах размещено в ЕИС.

Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2021 году

Закупки МУП по 223-ФЗ в 2021 году

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является достаточно популярным способом закупки у заказчиков по 223 ФЗ, так как в 2021 году законодательством по-прежнему не установлено каких-либо ограничений для приобретения товаров, работ и услуг напрямую, без проведения конкурентных процедур.

  • Единственным необходимым условием является установление возможных случаев осуществления закупок у единственного поставщика в Положении о закупке (ч.2 ст.2, ч.3.2 ст. 3 закона 223-ФЗ).

Наиболее частыми случаями закупок у единственного поставщика являются закупки на небольшую сумму (так называемые закупки малого объема), например, не больше 100 или 500 тыс. руб.

, приобретение услуг естественных монополий, услуг по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, услуг связи, почты и предоставления доступа к сети Интернет, расходы по направлению сотрудников в командировки, закупки уникальных товаров, работ и услуг, заключение договоров по итогам несостоявшихся конкурентных процедур и т.д.

От того, насколько тщательно заказчик подойдет к составлению данного перечня, будет зависеть отсутствие к нему возможных претензий со стороны недовольных поставщиков и проверяющих органов.

  • Другой важной особенностью проведения в 2021 году прямых закупок на сумму более 100 (500) тысяч рублей является то, что закон 223 ФЗ дает заказчикам возможность не размещать в Единой информационной системе информацию о них, а именно извещение, документацию и проект договора. Но при желании можно предусмотреть в Положении, что данные документы будут размещаться.
Читайте также:  Образец приказа о лишении премии работника в 2022 году

В любом случае информацию о таких закупках необходимо включать в план закупок (ч.15 ст.4 закона 223-ФЗ), а сведения о заключении договоров по итогам данных закупок размещать в реестре договоров в течение 3 рабочих дней (ч.2 ст.4.1 закона 223 ФЗ).

Исключениями из данного требования являются договоры на оказание различного рода финансовых услуг (вклады, кредиты, займы, доверительное управление, РКО и т.п.

), а также договоры купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Информацию о таких закупках не требуется (но не запрещается) включать в план и в реестр договоров, независимо от их суммы.

При размещении сведений о договоре c единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в реестре с 2021 года необходимо указывать цену единицы товара, работы, услуги. А результаты исполнения договора теперь необходимо размещать по итогам каждой приемки и оплаты, а не после полного исполнения, как было ранее. Срок остался прежним – 10 календарных дней.

  • Еще одно ключевое изменение в законе 223-ФЗ связано с вступлением в силу 16 апреля 2021 года закона 86-ФЗ, который обязывает заказчиков предусмотреть в Положении о закупке порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора. На внесение соответствующих корректировок у заказчиков есть 90 дней, то есть до 15 июля включительно. До момента корректировки Положения договоры можно заключать по старым правилам.

© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2022 г.

Как унитарным предприятиям закупать товары и услуги по 223-ФЗ

Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают.

Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно.

Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.

Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы.

Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.

При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.

Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке.

Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно.

С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.

Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.

Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.

Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства.

Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.

У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.

На кого новые правила не распространяются

Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.

Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.

Порядок перехода

Переход к работе по 223 закону для унитарных предприятий состоит из следующей последовательности действий:

  1. Принятие принципиального решения.
  2. Написание, утверждение и публикация в ЕИС положения о закупке.
  3. Ожидание начала следующего календарного года — законодатель теперь однозначно устанавливает норму, когда МУП переходит на 223-ФЗ, — с начала года, следующего за годом публикации.
  4. Проведение процедур в соответствии с правилами положения о закупке.

Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми

Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.

На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.

Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.

Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.

В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.

28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.

Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.

 1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.

Читайте также:  ​​алименты на детей от разных браков: размер, как оформить, процедура взыскания, особенности получения

На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.

В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.

Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.

Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.

Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ

Скачать

ГУПы и МУПы со 2 июля вернулись под 223-ФЗ | Контур.Закупки

Со 2 июля 2018 года правила закупок унитарными предприятиями вновь изменились. Они больше не должны проводить закупки по закону 44-ФЗ. Напомним, что такая обязанность была введена для них с начала 2017 года. И вот теперь, спустя полтора года, они вновь вправе вести закупочную деятельность по закону 223-ФЗ.

На сложности в работе по 44-ФЗ унитарные предприятия стали жаловаться сразу же, как только были переведены под юрисдикцию этого закона. Правительство пошло им навстречу и в начале февраля текущего года внесло соответствующий законопроект в Думу. По прошествии 5 месяцев правила изменены.

Узнайте, какие еще изменения произошли в 223-ФЗ и 44-ФЗ с июля 2018 года.

Поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ внесены законом № 147-ФЗ от 29.06.2018. В соответствии с ними, в части 2.1 статьи 15 закона 44-ФЗ изложена норма, которая вывела из-под этого закона 2 категории закупок:

  1. Закупки федеральных ГУПов, которые имеют существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, осуществляемые не за счет субсидий из бюджета. Перечень таких предприятий утверждается Правительством по согласованию с Администрацией Президента.
  2. Закупки ГУПов и МУПов, проводимые в соответствии с Положением о закупке по закону 223-ФЗ, размещенному в ЕИС до начала года, которые осуществляются:
    • за счет грантов, полученных от физических и юридических лиц, в том числе иностранных и международных организаций, а также субсидий и грантов, предоставленных на конкурсной основе из бюджета;
    • за счет собственных денежных средств (не за счет бюджетных субсидий);
    • в качестве исполнителя контракта при привлечении для его исполнения иных лиц.

Также были внесены изменения в статью 112 закона 44-ФЗ (часть 42), благодаря которым государственные и муниципальные унитарные предприятия получили право утвердить Положение о закупке до 1 октября 2018 года. После размещения его в ЕИС они смогут вести закупочную деятельность по 223-ФЗ. Если же они не успеют утвердить Положение до этой даты, то придется ждать начала следующего года.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

223-ФЗ о закупках простыми словами — кратко и понятно, кто работает и торги по 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе.

Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

  1. 223-ФЗ о закупках простыми словами
  2. Особенности госзакупок по 223-ФЗ
  3. Виды закупок по 223-ФЗ
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. Кто работает по 223-ФЗ
    1. Требования к участникам
    2. Необходимые документы
  6. Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
  7. Минимальные сроки на подачу заявок
  8. Часто задаваемые вопросы
    1. На кого распространяются требования №223-ФЗ?
    2. В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
    3. Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
    4. Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

223-ФЗ о закупках простыми словами

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

Виды закупок по 223-ФЗ

Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

  1. Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
  2. Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
  3. Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
  4. Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
  5. Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

Отличие от 44-ФЗ

Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.

Читайте также:  Классификация документов в бухгалтерском учете в 2022 году

Требования к участникам

К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.

Необходимые документы

Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

  • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
  • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • налоговую или финансовую отчетность;
  • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
  • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

Минимальные сроки на подачу заявок

Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.

Срок подачи заявки (рабочих дней)
Для обычных участников Для субъектов малого и среднего бизнеса
Аукцион, конкурс
7 15 (для цены до 30 млн. руб.)7 (для цены свыше 30 млн. руб.)
Запрос предложений
7 5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.)
Запрос котировок
5 4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.)

Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.

В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?

Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.

Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?

Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.

Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.

Планирование закупок по 223: внесение изменений и сроки размещения

Из нашей статьи вы узнаете:

План закупок по 223 ФЗ представляет собой документально оформленный график проведения закупочных мероприятий. В нем отражены потребности заказчика на конкретный временной период. Документ надлежит утвердить внутри компании и опубликовать в ЕИС для всеобщего ознакомления.

Содержание плана закупок по 223 ФЗ

Планирование закупочных мероприятий необходимо для того, чтобы подготовиться к участию в них. Четко разработанный документ позволит увеличить число принимающих участие и повысить эффективность траты денег.

Регламент формирования закупочного плана вместе со сроками публикации его в информационной системе оговорены в тексте Постановления Правительства РФ №932, изданного 17 сентября 2012 года.

Составляемый заказчиком план закупок должен включать публикуемые в единой информсистеме документы:

  • планируемые к закупке ТРУ на срок минимум 1 год;
  • планируемые к закупке инновационные продукты, лекарственные препараты на период от 5 до 7 лет.

В тексте документа должно быть указано: данные заказчика, присвоенный закупочной процедуре порядковый номер, минимальные критерии в отношении объектов закупок, сроки, единицы измерения, данные о НМЦК и пр. Конкретный список информации внесен в Федеральный закон №223, а также Постановление №932.

План закупок подразумевает разбивку по кварталам либо месяцам. Публикация информации должна быть сделана в единой информсистеме на протяжении 10 суток. Исходной точкой становится дата утверждения документа. Все это отражено в ФЗ №223.

Некоторые виды закупок не подлежат включению в состав плана. Сюда можно отнести те, которые составляют гостайну, а также в отношении которых принято решение Правительства РФ. Сюда же относятся и те, которые совершаются в силу произошедшей аварийной либо чрезвычайной ситуации.

Можно не включать в состав и данные о закупочных мероприятиях в отношении ТРУ общей стоимостью в пределах 100 тысяч рублей. И тут есть нюанс.

Если сумма выручки заказчика за год превышает отметку 5 миллиардов рублей, данные о закупочной процедуре не вносятся при стоимости ТРУ до 500 тысяч рублей.

Формирование плана закупочных мероприятий может осуществляться как с нуля, так и на основе позиций уже разработанного за предыдущие года.

При внесении информации о позициях нужно четко указать минимальные требования в отношении закупаемого объекта.

Благодаря этому получится различать закупочные мероприятия с аналогичными характеристиками между собой, не рискуя получить жалобу со стороны участников.

Планирование осуществляется по каждой из позиций. Это означает, что должна быть выделена специальная строка на каждую совершаемую закупочную процедуру. О публикации документа нужно позаботиться до наступления конца календарного года, т.е. до 31.12.

С 1.11.2019 года стали действовать новые правила. Планирование закупочных мероприятий, начиная с 2020 года, должно осуществляться минимум на 3 года.

Изменение плана закупок по 223-ФЗ

При планировании закупочных процедур не всегда удается предусмотреть все моменты. Поэтому впоследствии возникает потребность в изменении стоимости ТРУ. Следует скорректировать план закупок и позаботиться о его размещении в единой информсистеме. При этом количество правок не лимитировано.

При проведении конкурсного мероприятия либо аукциона корректировки должны быть внесены не позже того, как будет размещено извещение о закупочной процедуре в ЕИС. При этом в случае с другими вариантами подобных ограничений нет. Надлежит обозначить единые сроки, схему формирования, внесения изменений в текст готового плана.

Даже если стоимость закупаемых ТРУ не превышает 100 тысяч рублей, нужно подготовить планы, указав в них нулевые значения. Это обозначено в Письме Минэкономразвития РФ №ОГ-Д28-7458.

В ситуации с заключением долгосрочного контракта данные о нем достаточно отразить однократно. Это понадобится сделать при планировании закупочных мероприятий того года, когда должна состояться сама закупочная процедура.

А вот объем закупочного мероприятия нужно указать сразу весь на полный период контракта.

В тексте Постановления Правительства РФ №1352 приведены и лимитные значения квот при закупке у СМСП для конкретных категорий заказчиков.

Астрал.Тендер поможет сориентироваться в море информации по вопросам закупок. При необходимости мы возьмем на себя работу на ЭТП, избавив вас от лишних забот.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

В ЕИС следует также выполнить размещение графика закупки инновационной продукции, лекарственных препаратов на период 5-7 лет.

Инновационный продукт либо высокотехнологичный – что отнести к этой категории, определяют федеральные органы исполнительной власти либо «Росатом». Данные о таких закупочных мероприятиях должны быть внесены в оба плана.

Критерии отнесения к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств используются в области науки и образования, здравоохранения и пр.

Чтобы принимать участие в любой закупочной процедуре, нужно обзавестись ЭЦП для торгов .

Закупки СМП по 223 ФЗ

Если заказчик согласно Распоряжения Правительства РФ №2258-р и №717-р внесен в список СМСП, действуют иные правила реализации закупочных процедур. Требования регламентированы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.

Также этот вид закупочных мероприятий находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

Должны быть оценены с позиции соответствия проекты планов закупочных процедур, включая и в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных препаратов.

С 1.01.2020 года стало действовать постановление Правительства №1001. Нормативный акт подразумевает увеличение минимального лимита по объему закупок юридических лиц у СМСП согласно 223 ФЗ.

Теперь объем тендеров у СМСП за год должен быть не менее 20%. В то же время возросла и доля стоимости контрактов с СМСП в закупочных мероприятиях, где принимали участие лишь эти субъекты.

Эта цифра скорректирована с 15% на 18%, если годовой размер выручки заказчика превышает 2 миллиарда рублей.

Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ

За несоблюдение требований ФЗ №223 грозят штрафные санкции. С января 2021 года перечень поводов для их применения был дополнен. Отсутствие размещения в единой информсистеме данных о закупочном мероприятии либо же срыв сроков этой операции карается штрафами.

Их конкретный размер зависит от статуса нарушителя. В части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ прописано, что должностным лицам нужно заплатить 30-50 тысяч рублей, юрлицам – 100-300 тысяч рублей.

Это наказание грозит в ситуации, когда информация по планированию закупочных мероприятий вовсе не была опубликована в ЕИС. Если же были нарушены сроки выполнения указанного действия, сумма административного штрафа иная.

Должностным лицам придется заплатить 2-5 тысяч рублей, в то время как юридическим – уже 10-30 тысяч рублей. Это оговорено в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *