Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.
Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ
29.06.2018 вступил в силу Федеральный Закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.
Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.
Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно.
Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия.
Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.
Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.
Размещение производится до окончания года, если приобретение будут происходить в следующем, и до завершения предыдущего, если тендеры будут проводиться в этом году.
Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.
Кто не подпадает под новые правила
Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.
Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:
- Состоят в утвержденном правительством перечне.
- Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
- капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
- приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.
Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.
Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой Договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.
Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.
Получите бесплатный доступ, чтобы прочитать.
Как начать работать по-новому
После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.
Для получения такой возможности ГУП или МУП должно опубликовать данные о процессе закупки в ЕИС. Если Единая информационная система примет эти сведения до окончания года, организация получит возможность работать с тендерами по новой системе в начале нового года.
Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить.
Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.
2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.
Ранее существовало правило: при размещении положения о приобретении до 1 октября компании получали право перехода на 223-ФЗ. Сейчас оно перестало действовать.
Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.
Вспомнить все: ГУП и МУП будут закупаться по 223-ФЗ
Когда МУП переходит на 223-ФЗ — предприятие вправе размещать закупки по этому закону со следующего года, если соответствующее положение размещено в ЕИС до конца предыдущего.
Скачать Федеральный закон №174-ФЗ от 29.06.2018 из КонсультантПлюс |
Статья доработана экспертом Эллой Залужной
Как работать ГУП и МУП по 223-ФЗ
Парламентарии поддержали инициативу о переходе на ФЗ-223 для МУПов и ГУПов в связи с огромным количеством обращений.
Претензии в основном были направлены на правила определения поставщика. К депутатам обращались с тем, что заказы предприятий теплоснабжения усложнены и не закрывают фактических проблем. Организации физически не успевали делать закупки по закону №44 в нужные сроки.
В теплоснабжении в нашей стране часто происходят аварии из-за обстоятельств, которые невозможно предугадать, и, как следствие, нельзя запланировать точное количество материалов и работ, которые потребуются для ликвидации последствий. Также инициативу поддержали и представители аптек.
Они жаловались на невозможность приобрести необходимые лекарственные препараты в короткий срок.
С 29.06.
2018 вступил в силу Федеральный закон №174, который внес правки в закупочный процесс: государственным унитарным предприятиям 223-ФЗ стал доступен, если они закупаются без участия средств бюджета.
Необходимое условие — разместить положение о закупках в базе единой информационной системы (ЕИС) до конца текущего года. Тогда организация вправе размещать тендеры по-новому с начала следующего года.
Предполагалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП в определенных объемах. При переходе на ФЗ-223 ГУП подпадают под действие постановления №1352 от 11.12.2014, которое обязывает их это делать.
Сразу после принятия поправок организациям разрешалось перейти на работу по Федеральному закону №223 в текущем году, если положение о закупках размещено до 1 октября. Сейчас это правило не действует.
В законе о закупках отдельными видами юридических лиц сказано, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ при наличии соответствующего положения.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили решение, в котором четко разделили случаи, когда закупаются МУП и ГУП по 223-ФЗ и 44-ФЗ, а также все другие виды заказчиков.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.
Исключения
По контрактному законодательству ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в текущем году, если разместили до конца прошлого в ЕИС положение о таких покупках. Исключения распространяются на случаи, когда:
- Компания входит в утвержденный правительством перечень.
- Финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из госбюджета, в том числе:
- для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности;
- на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.
- Такие заказы ГУП и МУП должны осуществлять исключительно по нормам Федерального закона №44.
- Контрактное законодательство разъясняет, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант: да, если положение о таких покупках размещено в ЕИС в установленные сроки — до конца этого года для закупок в следующем году или до конца прошлого при проведении тендеров по 223 закону в текущем.
- В законе о заказах отдельными видами юридических лиц сказано, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором: да, если положение о таких заказах размещено в ЕИС.
Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2021 году
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является достаточно популярным способом закупки у заказчиков по 223 ФЗ, так как в 2021 году законодательством по-прежнему не установлено каких-либо ограничений для приобретения товаров, работ и услуг напрямую, без проведения конкурентных процедур.
- Единственным необходимым условием является установление возможных случаев осуществления закупок у единственного поставщика в Положении о закупке (ч.2 ст.2, ч.3.2 ст. 3 закона 223-ФЗ).
Наиболее частыми случаями закупок у единственного поставщика являются закупки на небольшую сумму (так называемые закупки малого объема), например, не больше 100 или 500 тыс. руб.
, приобретение услуг естественных монополий, услуг по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, услуг связи, почты и предоставления доступа к сети Интернет, расходы по направлению сотрудников в командировки, закупки уникальных товаров, работ и услуг, заключение договоров по итогам несостоявшихся конкурентных процедур и т.д.
От того, насколько тщательно заказчик подойдет к составлению данного перечня, будет зависеть отсутствие к нему возможных претензий со стороны недовольных поставщиков и проверяющих органов.
- Другой важной особенностью проведения в 2021 году прямых закупок на сумму более 100 (500) тысяч рублей является то, что закон 223 ФЗ дает заказчикам возможность не размещать в Единой информационной системе информацию о них, а именно извещение, документацию и проект договора. Но при желании можно предусмотреть в Положении, что данные документы будут размещаться.
В любом случае информацию о таких закупках необходимо включать в план закупок (ч.15 ст.4 закона 223-ФЗ), а сведения о заключении договоров по итогам данных закупок размещать в реестре договоров в течение 3 рабочих дней (ч.2 ст.4.1 закона 223 ФЗ).
Исключениями из данного требования являются договоры на оказание различного рода финансовых услуг (вклады, кредиты, займы, доверительное управление, РКО и т.п.
), а также договоры купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Информацию о таких закупках не требуется (но не запрещается) включать в план и в реестр договоров, независимо от их суммы.
При размещении сведений о договоре c единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в реестре с 2021 года необходимо указывать цену единицы товара, работы, Услуги. А результаты исполнения договора теперь необходимо размещать по итогам каждой приемки и оплаты, а не после полного исполнения, как было ранее. Срок остался прежним – 10 календарных дней.
- Еще одно ключевое изменение в законе 223-ФЗ связано с вступлением в силу 16 апреля 2021 года закона 86-ФЗ, который обязывает заказчиков предусмотреть в Положении о закупке порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора. На внесение соответствующих корректировок у заказчиков есть 90 дней, то есть до 15 июля включительно. До момента корректировки Положения договоры можно заключать по старым правилам.
© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2022 г.
Как унитарным предприятиям закупать товары и услуги по 223-ФЗ
Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают.
Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно.
Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.
Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы.
Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.
При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.
Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке.
Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно.
С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.
Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.
Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.
Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства.
Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, Наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.
У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.
На кого новые правила не распространяются
Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.
Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.
Порядок перехода
Переход к работе по 223 закону для унитарных предприятий состоит из следующей последовательности действий:
- Принятие принципиального решения.
- Написание, утверждение и публикация в ЕИС положения о закупке.
- Ожидание начала следующего календарного года — законодатель теперь однозначно устанавливает норму, когда МУП переходит на 223-ФЗ, — с начала года, следующего за годом публикации.
- Проведение процедур в соответствии с правилами положения о закупке.
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми
Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.
На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.
Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.
Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.
В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Обязанности закупочной комиссии
С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.
28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.
Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.
1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть шпаргалка
РНП
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.
На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.
В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.
Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Закупка российских товаров отдельных видов
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал Эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Административная ответственность
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
Расширение перечня заказчиков
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.
Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.
Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Особенности закупок среди СМСП
С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:
- изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
- электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
- заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
- первая — предложение по предмету закупки;
- вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
- определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.
В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ
Скачать
ГУПы и МУПы со 2 июля вернулись под 223-ФЗ | Контур.Закупки
Со 2 июля 2018 года правила закупок унитарными предприятиями вновь изменились. Они больше не должны проводить закупки по закону 44-ФЗ. Напомним, что такая обязанность была введена для них с начала 2017 года. И вот теперь, спустя полтора года, они вновь вправе вести закупочную деятельность по закону 223-ФЗ.
На сложности в работе по 44-ФЗ унитарные предприятия стали жаловаться сразу же, как только были переведены под юрисдикцию этого закона. Правительство пошло им навстречу и в начале февраля текущего года внесло соответствующий законопроект в Думу. По прошествии 5 месяцев правила изменены.
Узнайте, какие еще изменения произошли в 223-ФЗ и 44-ФЗ с июля 2018 года.
Поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ внесены законом № 147-ФЗ от 29.06.2018. В соответствии с ними, в части 2.1 статьи 15 закона 44-ФЗ изложена норма, которая вывела из-под этого закона 2 категории закупок:
- Закупки федеральных ГУПов, которые имеют существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, осуществляемые не за счет субсидий из бюджета. Перечень таких предприятий утверждается Правительством по согласованию с Администрацией Президента.
- Закупки ГУПов и МУПов, проводимые в соответствии с Положением о закупке по закону 223-ФЗ, размещенному в ЕИС до начала года, которые осуществляются:
- за счет грантов, полученных от физических и юридических лиц, в том числе иностранных и международных организаций, а также субсидий и грантов, предоставленных на конкурсной основе из бюджета;
- за счет собственных денежных средств (не за счет бюджетных субсидий);
- в качестве исполнителя контракта при привлечении для его исполнения иных лиц.
Также были внесены изменения в статью 112 закона 44-ФЗ (часть 42), благодаря которым государственные и муниципальные унитарные предприятия получили право утвердить Положение о закупке до 1 октября 2018 года. После размещения его в ЕИС они смогут вести закупочную деятельность по 223-ФЗ. Если же они не успеют утвердить Положение до этой даты, то придется ждать начала следующего года.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
223-ФЗ о закупках простыми словами — кратко и понятно, кто работает и торги по 223-ФЗ
Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе.
Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.
- 223-ФЗ о закупках простыми словами
- Особенности госзакупок по 223-ФЗ
- Виды закупок по 223-ФЗ
- Отличие от 44-ФЗ
- Кто работает по 223-ФЗ
- Требования к участникам
- Необходимые документы
- Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
- Минимальные сроки на подачу заявок
- Часто задаваемые вопросы
- На кого распространяются требования №223-ФЗ?
- В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
- Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
- Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
223-ФЗ о закупках простыми словами
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:
- монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
- организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
- различные бюджетные учреждения.
Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.
Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Виды закупок по 223-ФЗ
Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:
- Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
- Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
- Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
- Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
- Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.
Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.
Отличие от 44-ФЗ
Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.
В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.
Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.
Требования к участникам
К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.
Необходимые документы
Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:
- паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
- регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- налоговую или финансовую отчетность;
- документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
- при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.
Минимальные сроки на подачу заявок
Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.
Срок подачи заявки (рабочих дней) | |
Для обычных участников | Для субъектов малого и среднего бизнеса |
Аукцион, конкурс | |
7 | 15 (для цены до 30 млн. руб.)7 (для цены свыше 30 млн. руб.) |
Запрос предложений | |
7 | 5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.) |
Запрос котировок | |
5 | 4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.) |
Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.
В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.
Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.
Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.
Планирование закупок по 223: внесение изменений и сроки размещения
Из нашей статьи вы узнаете:
План закупок по 223 ФЗ представляет собой документально оформленный график проведения закупочных мероприятий. В нем отражены потребности заказчика на конкретный временной период. Документ надлежит утвердить внутри компании и опубликовать в ЕИС для всеобщего ознакомления.
Содержание плана закупок по 223 ФЗ
Планирование закупочных мероприятий необходимо для того, чтобы подготовиться к участию в них. Четко разработанный документ позволит увеличить число принимающих участие и повысить эффективность траты денег.
Регламент формирования закупочного плана вместе со сроками публикации его в информационной системе оговорены в тексте Постановления Правительства РФ №932, изданного 17 сентября 2012 года.
Составляемый заказчиком план закупок должен включать публикуемые в единой информсистеме документы:
- планируемые к закупке ТРУ на срок минимум 1 год;
- планируемые к закупке инновационные продукты, лекарственные препараты на период от 5 до 7 лет.
В тексте документа должно быть указано: данные заказчика, присвоенный закупочной процедуре порядковый номер, минимальные критерии в отношении объектов закупок, сроки, единицы измерения, данные о НМЦК и пр. Конкретный список информации внесен в Федеральный закон №223, а также Постановление №932.
План закупок подразумевает разбивку по кварталам либо месяцам. Публикация информации должна быть сделана в единой информсистеме на протяжении 10 суток. Исходной точкой становится дата утверждения документа. Все это отражено в ФЗ №223.
Некоторые виды закупок не подлежат включению в состав плана. Сюда можно отнести те, которые составляют гостайну, а также в отношении которых принято решение Правительства РФ. Сюда же относятся и те, которые совершаются в силу произошедшей аварийной либо чрезвычайной ситуации.
Можно не включать в состав и данные о закупочных мероприятиях в отношении ТРУ общей стоимостью в пределах 100 тысяч рублей. И тут есть нюанс.
Если сумма выручки заказчика за год превышает отметку 5 миллиардов рублей, данные о закупочной процедуре не вносятся при стоимости ТРУ до 500 тысяч рублей.
Формирование плана закупочных мероприятий может осуществляться как с нуля, так и на основе позиций уже разработанного за предыдущие года.
При внесении информации о позициях нужно четко указать минимальные требования в отношении закупаемого объекта.
Благодаря этому получится различать закупочные мероприятия с аналогичными характеристиками между собой, не рискуя получить жалобу со стороны участников.
Планирование осуществляется по каждой из позиций. Это означает, что должна быть выделена специальная строка на каждую совершаемую закупочную процедуру. О публикации документа нужно позаботиться до наступления конца календарного года, т.е. до 31.12.
С 1.11.2019 года стали действовать новые правила. Планирование закупочных мероприятий, начиная с 2020 года, должно осуществляться минимум на 3 года.
Изменение плана закупок по 223-ФЗ
При планировании закупочных процедур не всегда удается предусмотреть все моменты. Поэтому впоследствии возникает потребность в изменении стоимости ТРУ. Следует скорректировать план закупок и позаботиться о его размещении в единой информсистеме. При этом количество правок не лимитировано.
При проведении конкурсного мероприятия либо аукциона корректировки должны быть внесены не позже того, как будет размещено извещение о закупочной процедуре в ЕИС. При этом в случае с другими вариантами подобных ограничений нет. Надлежит обозначить единые сроки, схему формирования, внесения изменений в текст готового плана.
Даже если стоимость закупаемых ТРУ не превышает 100 тысяч рублей, нужно подготовить планы, указав в них нулевые значения. Это обозначено в Письме Минэкономразвития РФ №ОГ-Д28-7458.
В ситуации с заключением долгосрочного контракта данные о нем достаточно отразить однократно. Это понадобится сделать при планировании закупочных мероприятий того года, когда должна состояться сама закупочная Процедура.
А вот объем закупочного мероприятия нужно указать сразу весь на полный период контракта.
В тексте Постановления Правительства РФ №1352 приведены и лимитные значения квот при закупке у СМСП для конкретных категорий заказчиков.
Астрал.Тендер поможет сориентироваться в море информации по вопросам закупок. При необходимости мы возьмем на себя работу на ЭТП, избавив вас от лишних забот.
План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
В ЕИС следует также выполнить размещение графика закупки инновационной продукции, лекарственных препаратов на период 5-7 лет.
Инновационный продукт либо высокотехнологичный – что отнести к этой категории, определяют федеральные органы исполнительной власти либо «Росатом». Данные о таких закупочных мероприятиях должны быть внесены в оба плана.
Критерии отнесения к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств используются в области науки и образования, здравоохранения и пр.
Чтобы принимать участие в любой закупочной процедуре, нужно обзавестись ЭЦП для торгов .
Закупки СМП по 223 ФЗ
Если заказчик согласно Распоряжения Правительства РФ №2258-р и №717-р внесен в список СМСП, действуют иные правила реализации закупочных процедур. Требования регламентированы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
Также этот вид закупочных мероприятий находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.
Должны быть оценены с позиции соответствия проекты планов закупочных процедур, включая и в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных препаратов.
С 1.01.2020 года стало действовать постановление Правительства №1001. Нормативный акт подразумевает увеличение минимального лимита по объему закупок юридических лиц у СМСП согласно 223 ФЗ.
Теперь объем тендеров у СМСП за год должен быть не менее 20%. В то же время возросла и доля стоимости контрактов с СМСП в закупочных мероприятиях, где принимали участие лишь эти субъекты.
Эта цифра скорректирована с 15% на 18%, если годовой размер выручки заказчика превышает 2 миллиарда рублей.
Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ
За несоблюдение требований ФЗ №223 грозят штрафные санкции. С января 2021 года перечень поводов для их применения был дополнен. Отсутствие размещения в единой информсистеме данных о закупочном мероприятии либо же срыв сроков этой операции карается штрафами.
Их конкретный размер зависит от статуса нарушителя. В части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ прописано, что должностным лицам нужно заплатить 30-50 тысяч рублей, юрлицам – 100-300 тысяч рублей.
Это наказание грозит в ситуации, когда информация по планированию закупочных мероприятий вовсе не была опубликована в ЕИС. Если же были нарушены сроки выполнения указанного действия, сумма административного штрафа иная.
Должностным лицам придется заплатить 2-5 тысяч рублей, в то время как юридическим – уже 10-30 тысяч рублей. Это оговорено в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.