«Санэпидконтроль.
Охрана труда» №5 2021 / Надзор и контроль
В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.
ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?
Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство.
С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4].
Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.
Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.
На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.
Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].
Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.
Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?
Обратите внимание
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г.
, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ).
Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].
ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?
Новым Положением актуализирован предмет контроля
Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.
- Новое Положение определило объектами госконтроля:
- • деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);
- • деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.
- Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.
Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.
[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.
[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.
[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.
[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.
[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.
[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.
[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С. Г. Подберезина, Эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.
Скачать бесплатно демо-номер Подписаться на журнал
Проверки Роструда: новое Положение
«Санэпидконтроль. Охрана труда» №5 2021 / Надзор и контроль
В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.
ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?
Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство.
С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4].
Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.
Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.
На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.
Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].
Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.
Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?
Обратите внимание
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г.
, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ).
Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].
ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?
Новым Положением актуализирован предмет контроля
Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.
- Новое Положение определило объектами госконтроля:
- • деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);
- • деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.
- Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.
Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.
[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.
[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.
[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.
[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.
[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.
[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.
[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.
Скачать бесплатно демо-номер журнала Подписаться на журнал
Правительством РФ утверждено новое положение о проверках работодателей
Согласно ст. 353 ТК РФ в российском правительстве утвердили новое положение о федеральном надзоре за соблюдением норм трудового права (Постановление Правительства РФ № 1230 от 21.07.2021). Контролировать соблюдение норм трудового законодательства станут по новым правилам, применяемым вместо устаревшего положения. На основании рассматриваемого Положения:
- надзор осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и ее территориальных подразделений;
- контролируемые объекты относятся к одной из перечисленных категорий риска причинения вреда (ущерба) — высокий, значительный, средний, умеренный, низкий;
- предусмотрена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска.
Положение определяет:
-
виды профилактических мероприятий, осуществляемых госинспекцией труда (ГИТ) — обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование, объявление предостережения, профилактический визит;
-
виды контрольных/надзорных мероприятий (плановых и внеплановых) — документарные и выездные проверки, инспекционный визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, рейдовый осмотр, выездное обследование.
Как и ранее, станут применять риск-ориентированный подход. Число проводимых плановых проверок останется неизменным.
Однако периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий находится теперь в прямой зависимости от присвоенной рисковой категории.
Установлено, что выездные проверки будут проходить в рамках 10 рабочих дней. Проверки станут осуществлять уже по новому положению, если их начало запланировано после 23.07.2021 г.
- Стоит указать, что положение не изменяет список полномочных должностных лиц в сфере трудового федерального госнадзора. Но отдельно выделяются те, кто смогут принимать решение о проведении подобных мероприятий:
- глава Роструда — главный госинспектор труда РФ и его зам;
- руководитель территориального подразделения Роструда — главный госинспектор труда региона и его зам.
Осуществляющие госнадзор должностные лица приобретут полномочия в соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ-248 и нормами ТК РФ.
Что будут проверять:
- деятельность всех работодателей в сфере труда;
- деятельность компаний, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
Решения об отнесении деятельности объектов к определенной рисковой категории станут принимать ежегодно до 1 июля текущего года, чтобы применять их в следующем календарном году. При этом критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП, если они являются работодателями, к конкретной рисковой категории не изменяются.
Учет контролируемых объектов осуществляется Рострудом согласно нормам Закона о контроле (надзоре) с помощью автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в области труда. Обновление сведений о контролируемых объектах в данной информационной системе происходит на постоянной основе посредством ее взаимодействия с ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Документ вступил в силу 23.07.2021 г. и будет действовать до 01.06.2023.
Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года
В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.
Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках
Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.
План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.
Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.
Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.
Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.
До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Какими способами могут проверить организацию или ИП
Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».
«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.
Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.
Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.
Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.
Где посмотреть информацию о проверках
Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.
Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.
«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.
На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.
Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.
Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:
- сведения открыты;
- сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
- сведения открыты, но только после окончания конкретного события.
Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.
Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.
При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.
Как долго могут проверять
Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).
Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
- Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
- Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
- Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Должны ли предупреждать о внеплановых проверках
Предварительно не уведомят:
- о контрольной закупке;
- мониторинговой закупке;
- выборочном контроле;
- инспекционном визите.
О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.
Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.
Будут ли использовать проверочные листы
Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.
Как обжаловать результаты проверки
Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.
Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.
Профилактика нарушений
Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
- самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
- профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.
Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Внимание! Утверждено новое положение о проверках работодателей — Наш Бийск
Утверждено новое положение о федеральном надзоре за соблюдением норм трудового права. Новое положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230, согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании нового Положения:
- — надзор осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных подразделений;
- — контролируемые объекты относятся к одной из перечисленных категорий риска причинения вреда (ущерба) — высокий, значительный, средний, умеренный, низкий;
- — предусмотрена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска.
- Положение определяет:
- — виды профилактических мероприятий, осуществляемых государственной инспекцией труда — обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование, объявление предостережения, профилактический визит;
- — виды контрольных/надзорных мероприятий (плановых и внеплановых) — документарные и выездные проверки, инспекционный визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, рейдовый осмотр, выездное обследование.
Как и ранее, будет применяться риск-ориентированный подход. Число проводимых плановых проверок останется неизменным.
Необходимо отметить, что периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий находится теперь в прямой зависимости от присвоенной рисковой категории.
Установлено, что выездные проверки будут проходить в рамках 10 рабочих дней. Проверки станут осуществлять по новому положению, если их начало запланировано после 23.07.2021 г.
- Проверкам подлежит деятельность:
- — всех работодателей в сфере труда;
- — компаний, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
Решения об отнесении деятельности объектов к определенной рисковой категории будут приниматься ежегодно до 1 июля текущего года, чтобы применять их в следующем календарном году. При этом критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они являются работодателями, к конкретной рисковой категории не изменяются.
Учет контролируемых объектов осуществляется Федеральной службой по труду и занятости согласно нормам Федерального закона от 31.07.
2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с помощью автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в области труда.
Обновление сведений о контролируемых объектах в данной информационной системе происходит на постоянной основе посредством ее взаимодействия с Единым государственным реестром юридических лиц и Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей.
Работодателям необходимо соблюдать требования трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполнять обязательные требования к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Источник информации: интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края