Субъекты МСП заплатят половину штрафа за участие в картелях

ФАС снизит для МСП штрафы, чтобы повысить их собираемость

ФАС предложила вдвое снизить для малого бизнеса штрафы за картели и антиконкурентные соглашения при их оплате в течение 20 дней.

В службе рассчитывают, что механизм стимулирует бизнес к своевременной добровольной оплате и сбалансирует финансовые риски компаний: пока собираемость штрафов остается низкой.

По словам экспертов, она может вырасти: компании реже будут оспаривать решения ФАС, следуя логике «дешевле заплатить». В целом же изменения эксперты считают позитивными, но недостаточными.

ФАС внесла в Белый дом проект поправок к КоАП о снижении штрафов для малого бизнеса за картельные сговоры, сговоры на торгах, вертикальные и иные антиконкурентные соглашения. Проект (есть у “Ъ”) предлагает снизить размер санкций вдвое при оплате в течение 20 дней с момента наложения штрафа.

Сейчас штрафы за картели по КоАП — от 3% до 15% выручки от реализации товара, но не менее 100 тыс. руб.; за вертикальные и иные антиконкурентные соглашения — 1–5% такой выручки, но не менее 50 тыс. руб. За сговор на торгах компании должны выплатить от 10% до 50% начальной стоимости контракта.

В ФАС поясняют: инициатива сбалансирует финансовые риски компаний и исключит негативные последствия для продолжения бизнеса. Механизм может стать предупреждением тем, кто нарушил законодательство, в том числе непреднамеренно, снижение же штрафа будет стимулировать к его добровольной своевременной оплате»,— добавляют в службе.

Ранее глава профильного департамента ФАС Андрей Тенишев сообщал, что в год служба накладывает за антиконкурентные соглашения 3–4 млрд руб. штрафов, но их собираемость остается неудовлетворительной. Так, в 2018 году служба наложила 2,5 млрд руб. штрафов, но взыскала лишь 27%.

В 2019 году правительство для улучшения ситуации с выплатами приняло программу борьбы с картелями до 2023 года — устранить проблему должно было подключение к работе правоохранительных органов.

В отличие от карательного подхода снижение штрафов может оказаться более действенным — механизм применяется в сфере ПДД и показал эффективность не только в части роста сборов, но и сокращения нагрузки на судебных приставов и должностных лиц, занятых взысканием и пересмотром штрафов из-за большого объема обжалований.

По словам антимонопольного эксперта Вадима Новикова, предложение выглядит очень выгодным для МСП, но может обернуться потерями: «ФАС как бы подкупает компании, с тем чтобы они не прибегали к судебному контролю, но может накладывать больше необоснованных штрафов, которые компании будут оплачивать — «дешевле заплатить, чем спорить»». Сейчас же малый бизнес успешно оспаривает почти половину штрафов за антиконкурентные соглашения (см. “Ъ” от 30 июля 2020 года).

Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов отмечает, что инициатива улучшит инвестклимат, но не решит всех проблем избыточного давления на МСП.

По данным судебной статистики, около 85% дел об антиконкурентных соглашениях приходится именно на МСП (оборот до 2 млрд руб.).

Эксперт предлагает распространить действующие иммунитеты для малого бизнеса (сейчас это невозможность признания доминирующего положения) на все антиконкурентные соглашения МСП за исключением сговоров на торгах.

Вадим Новиков же считает, что разовые договоренности компаний не должны вызывать замечаний службы, если их объединение не потребовало бы разрешения ФАС.

Глава «Опоры России» Александр Калинин идею ФАС также поддерживает, но считает недостаточной, полагая административные штрафы для малого бизнеса несоразмерными нарушениям. «Штрафы для МСП должны быть приравнены к штрафам для ИП. Кроме того, первое административное правонарушение должно наказываться предупреждением без оговорок, которые позволяют контролерам обходить такое требование»,— говорит он.

Отметим, что после смены главы ФАС подход ведомства к обеспечению конкуренции несколько изменился. Новая инициатива отчасти может решить проблему, когда ФАС массово наказывала за картели мелкие предприятия, не способные в реальности повлиять на уровень конкуренции, вместо борьбы с неконкурентными действиями крупных компаний.

Преимущества в закупках для субъектов МСП | Контур.Закупки

Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:

  • организации малого и среднего бизнеса;
  • организации инвалидов;
  • социально-ориентированные некоммерческие организации;
  • предприятия уголовно-исполнительной системы.

ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.

По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.

Преимущества участия в закупках для МСП:

  1. Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
  2. Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
  3. Особый размер обеспечения закупок.
  4. Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
  5. Сокращение сроков оплаты по договорам.

Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.

1. Закупки только для МСП

Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: «Доля закупок государственных компаний у субъектов малого«).

Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.

Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.

Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: «Изменения в закупках по 44-ФЗ«).

В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: «Запрос котировок в электронной форме«).

В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.

Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Единая регистрация в ЕИС

Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.

Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила.

Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ).

Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.

Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.

Читайте также:  Изменение Налогового кодекса РФ с 1 ноября 2022 года

3. Особый размер обеспечения закупок

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта

Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.

Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).

Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
  2. Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
  3. Правопреемство не учитывается.
  4. Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
  5. Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
  6. Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
  7. Требуемый статус контракта — «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
  8. Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
  9. Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.

5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП

Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:

  • 30 дней – для «обычных» закупок;
  • до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.

С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:

  • не более 10 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
  • не более 15 рабочих дней – при проведении других закупок.

После 1 января 2023 г. предельные сроки составят:

  • не более 7 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
  • не более 10 рабочих дней – при проведении других закупок.

Подробнее читайте в Особые сроки оплаты контрактов для госзаказчиков

Практика уфас: особенности закупок у мсп

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

При проведении закупок у субъектов МСП заказчики должны руководствоваться не только общими правовыми нормами в сфере закупок, но и отдельными специальными НПА, регулирующими закупочные процедуры у субъектов малого и среднего бизнеса.

О том, какие ситуации могут возникнуть у участников закупочного процесса при проведении таких процедур, рассмотрим на примерах из практики.

Наименование закупочной процедуры для МСП на ЭТП и в извещении

В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по продлению лицензии антивирусного программного обеспечения.

По мнению инициатора обращения, организатор закупки при размещении извещения обязан был в соответствии с требования ЭТП указать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства (в общих сведениях следовало указать способ закупки — «запрос котировок для СМП»).

Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что Положением заказчика не предусмотрено отдельное указание в наименовании способа закупки (в т.ч. на ЭТП) того, что в процедуре принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом в тексте извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок указано, что участие могут принимать только вышеназванная категория контрагентов.

На основании этого, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и в его действиях не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов. (Решение УФАС по Новосибирской области б/н от 27 декабря 2018 г.)

Сфера действия Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352

В УФАС поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно доводам жалобы, заказчиком размещено извещение о закупке, в котором установлено требование о возможности участия в процедуре только организаций, отнесенных к субъектам МСП, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно п.2 Положения о СМСП, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление.

Положением о СМСП определено, что для проведения закупок, заказчики обязаны утвердить перечень и разместить его в ЕИС.

Антимонопольный орган при изучении материалов дела пришел к выводу, что заказчик не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.

2014 года № 1352, следовательно, у организатора процедуры отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В своем решении комиссия УФАС указала, что заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства. (Решение УФАС по Самарской области б/н от 07.03.2018)

*Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 № Д28и-2082, от 09.07.

2015 года № Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления № 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.

Участник закупки — субъект МСП р. Беларусь

В антимонопольный орган обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку счетчиков жидкого топлива.

По мнению заявителя комиссия организатора закупки неправомерно отклонила его заявку от участия в процедуре по причине несоответствия требованиям закупочной документации- заявитель не является субъектом МСП.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что инициатор обращения является субъектом МСП согласно законодательству р.Беларусь.

В соответствии с условиями проводимой закупки преференции для малого и среднего бизнеса в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, введенные Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, распространяются только на лиц, зарегистрированные согласно законодательству РФ.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что иностранные организации и ИП не могут быть отнесены к категории субъектов МСП в контексте ФЗ № 223 и вышеназванного Постановления Правительства РФ, поэтому представленная инициатором обращения декларация о его принадлежности к субъектам МСП р.Беларусь подтверждает его несоответствие условием проводимой закупки.

(Решение УФАС по Республике Саха (Якутия) по жалобе № 02-45/18.1-18 от 05.04.2018).

Таблица из единого реестра СМСП как подтверждение о нахождении в нем участника

В антимонопольный орган поступила жалоба участника при проведении конкурса в электронной форме по оказанию услуг в области фото- и видеосъемки.

По мнению инициатора обращения, его заявку незаконно отклонили от участия в процедуре. При рассмотрении дела комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно условиям закупки участники должны предоставить сведения из единого реестра субъектов МСП.

Читайте также:  Счет 20 в бухгалтерском учете 2021

Согласно нормам действующего законодательства установлено обязательное требование о предоставлении участниками закупок, проводимых среди малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ № 223, сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в случае отсутствия таких сведений.

В целях подтверждения заявленного требования участник представил таблицу из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , не соответствующую форме закупочной документации.

Однако, антимонопольный орган посчитал, что инициатор обращения подтвердил таким образом наличие общества в указанном реестре, несмотря на то, что декларацию в составе заявки он не предоставил. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-357/77-19 от 21.02.2019).

Оплата работ в течение 30 дней для субъектов МСП

В антимонопольный орган обратился подрядчик с жалобой на положения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок в учебном корпусе.

В своем обращении подрядчик указал, что в документации заказчик не устанавливает срок оплаты выполненных работ для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно : не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

При рассмотрении дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно представленному заказчиком отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2019 г.

объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) составил менее 500 млн.

рублей, в связи с чем он не подпадает под действие положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.

Также антимонопольный орган в своем решении отметил, что в закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП, соответственно, обязанность установления порядка оплаты договора с ограничением в 30—дневный срок у заказчика также отсутствует. (Решение Ульяновского УФАС по делу № 073/07/223-15670/03-2019 от 13.05.2019).

Участник закупки не является субъектом МСП

В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и установке оконных конструкций из ПВХ профиля в административном и производственном корпусах.

По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны организатора процедуры выразилось в отклонении его заявки по причине непредставления документов, подтверждающих принадлежность к субъектам МСП. Антимонопольный орган установил, что участником проводимой закупки может быть любое лицо, в том числе субъект МСП.

Комиссия отмечает, что обязанность по предоставлению документа, включающего в себя сведения из единого реестра СМП или декларации по форме, установленной в закупочной документации, возникает только у юридических лиц, являющихся МСП.

Антимонопольная служба в своем решении указала, что инициатор обращения не является субъектом МСП, так как не соответствует требованиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о субъектах СМП и, соответственно, не включен в единый реестр таких контрагентов, что подтверждается информацией с сайта ФНС.

На основании этого заявитель не имеет возможности предоставить документ, включающий в себя сведения из вышеназванного реестра субъектов МСП или декларацию по форме, установленной заказчиком, так как такая обязанность возникает у юридических лиц, являющихся субъектами МСП и включенных в единый реестр таких лиц.

(Решение Московского УФАС по делу № 1-00-977/77-18 от 28.05.2018).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что закупки у субъектов МСП представляют собой отдельный вид закупочных процедур, при размещении которых и участникам, и заказчикам следует проявить должную осведомленность и соблюсти все необходимые требования действующего законодательства.

Какую господдержку может получить малый бизнес в 2021 году?

  1. Компаниям из отраслей, наиболее пострадавших во время пандемии, списки по кодам ОКВЭД определены в специальном постановлении правительства РФ.

  2. Компаниям МСП:
    • микропредприятиям со штатом сотрудников до 15 человек и прибылью до 120 миллионов рублей в год;
    • предприятиям малого бизнеса со штатом до 100 человек и прибылью до 800 миллионов рублей в год;
    • предприятиям среднего бизнеса со штатом до 250 человек и прибылью до двух миллиардов рублей в год.

Чтобы получить помощь, компании должны выполнить следующие условия:

  • вести деятельность не менее двух лет;
  • входить в реестр СМП;
  • быть зарегистрированными в ФНС;
  • не иметь долгов по налогам и взносам.

Чтобы узнать подробнее о льготах и субсидиях, которые положены именно вашему бизнесу, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте Корпорации МСП.

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса, который действовал в 2020 году, продлён до конца 2021 года. В список попадают даже начатые проверки. Исключение — объекты высокого и чрезвычайно высокого риска, по которым установлен режим постоянного госнадзора.

Автоматическое продление лицензий и разрешений

Принято новое постановление правительства РФ, согласно которому срок действия лицензий и разрешений продлевается на один год. Это позволит сократить издержки бизнеса, связанные с прохождением разрешительных процедур.

Льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности

В действие вступила программа «ФОТ 3.0». Оформить льготный кредит по ставке 3% можно с 9 марта 2021 года сроком до 12 месяцев. Расходовать средства можно на любые нужды, включая выплату зарплаты и платежей по кредитным договорам. При этом правило не распространяется на выплату дивидендов, покупку собственных акций, долей в уставном капитале и благотворительность.

Размер кредита определяется исходя из количества сотрудников (один МРОТ на сотрудника), лимит — 500 миллионов рублей. Главное условие программы — сохранить не менее 90% рабочих мест в течение действия кредитного договора. Порядок и условия получения льготных кредитов прописаны здесь.

Снижение страховых взносов

Для всех компаний МСП предусмотрено снижение тарифов по страховым взносам с 30 до 15% в отношении выплат сверх МРОТ. Для ИП на патентной системе налогообложения взносы уменьшаются вдвое.

Налоговые каникулы для ИП

Вновь зарегистрированные ИП могут работать по нулевым налоговым ставкам до 2024 года. Согласно закону, льготой могут воспользоваться новые ИП, которые используют УСН (упрощённую систему налогообложения) или ПСН (патентную систему налогообложения), также работают в производственной, социальной, научной сферах и отрасли бытовых услуг.

Отсрочка по арендным платежам

Субъекты МСП отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, могут отсрочить арендные платежи за 2020 год и оплачивать их частями в течение двух лет, до 2023 года.

Прямое субсидирование субъектов МСП

Сейчас действует несколько программ прямого субсидирования бизнеса:

  • От Министерства экономики и развития. Деньги выделяют из федерального бюджета для поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Принять участие в конкурсе может любой предприниматель. Предпочтение отдаётся тем, кто развивает социальные проекты, программы экспорта, сельское хозяйство, народные промыслы, а также инвалидам и одиноким предпринимателям с детьми. Во внимание принимается уровень доходов заявителя. Сумма зависит от региона.
  • От Центра занятости. Субсидию выдают на открытие своего дела. Чтобы получить помощь, заявитель должен стоять на учёте в Центре занятости и иметь бизнес-план. Размер субсидии зависит от среднерыночных цен в регионе, где работает предприниматель. В среднем это 60 тысяч рублей. Если будут наёмные работники, аналогичная сумма выделяется на каждого из них. Деньги можно направить на покупку оборудования, сырья, ремонт помещения. Расходы проверяет комиссия. Также предусмотрена компенсация расходов по регистрации бизнеса до 20 тысяч рублей.
  • От Департамента развития и поддержки предпринимательства. Компании, работающие менее года, могут получить до 300 тысяч рублей на развитие. Нужно предоставить документы о ведении деятельности и детальный бизнес-план. Субсидию выдают на конкурсной основе, заявки принимают от тех, кто не имеет долгов по налогам и зарплате и может вложить не менее 50% собственных средств в реализацию проекта.
  • От Фонда содействия инновациям. Фонд предлагает несколько конкурсных программ, по которым предприниматели могут получить от полумиллиона до 25 миллионов рублей: «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация».

Поддержка сельского хозяйства

Предприниматели, которые работают в отрасли более двух лет и имеют бизнес-план по развитию, могут претендовать на компенсацию до 90% расходов в рамках полутора миллионов рублей. Плюс действует программа льготного кредитования фермеров: проценты по кредитам до пяти миллионов рублей в течение пяти лет гасятся за счёт бюджетных средств.

Мы описали федеральные меры поддержки, которые действуют во всех регионах. Местные власти правомочны дополнять их на своё усмотрение.

Кстати, даже в сложные времена при помощи простых инструментов можно не только решать важные задачи, но и неплохо экономить — время, деньги и нервы. Полезные и понятные сервисы для предпринимателей собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес».

Читайте также:  Банки ждут нуждающихся в финансовой поддержке ипотечных заемщиков до 1.12.2018 г.

На какие льготные кредиты сможет рассчитывать малый бизнес из-за санкций — РБК

Программа оборотного кредитования позволит малым предприятиям получить льготный кредит также по ставке не выше 15% годовых, средним — не выше 13,5%. По таким же ставкам можно будет рефинансировать уже взятые займы. Программа продлится до 30 декабря, а объем кредитования составит до 340 млрд руб.

В программе оборотных кредитов Корпорация МСП не выступает поручителем. Здесь банки будут напрямую работать с ЦБ. Заработает эта программа по мере того, как они будут подписывать договоры с Банком России.

Как пояснили РБК в пресс-службе Центробанка, средства банкам на кредиты выделяет Банк России. При этом все кредиты — возвратные.

«Поручительство [Корпорации МСП] не требуется, кредитование происходит с учетом рейтинга банка», — отметили в пресс-службе регулятора, добавив, что программа поддержки кредитов на пополнение оборотных средств для МСП была отработана в 2020 году на фоне коронавирусных ограничений.

Тогда ЦБ выдавал кредитные средства банкам, которые, в свою очередь, предоставляли пострадавшим предприятиям МСП льготные кредиты, чтобы они могли обеспечитьвыплату заработной платы.

Предполагается, что антикризисные кредиты ЦБ не приведут к увеличению рублевой массы, поскольку эта ликвидность будет стерилизоваться ЦБ через операции по привлечению депозитов у коммерческих банков.

Помимо инвестиционных и оборотных кредитов для стимулирования кредитования предусмотрена третья программа, которая уже действует. Речь идет о кредитовании и рефинансировании ссуд под 8,5% годовых.

Решение о возобновлении выдачи таких займов 5 марта принял совет директоров Корпорации МСП во главе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым.

Льготное кредитование будет доступно предпринимателям как минимум до конца марта, на него за этот месяц предусмотрен лимит в размере 60 млрд руб.

«Это самая срочная мера, которую запустили наиболее оперативно, максимальная сумма кредита — до 150 млн руб. В ней участвуют все банки, аккредитованные корпорацией, в том числе системно значимые кредитные организации», — пояснили в Корпорации МСП.

Мера льготного кредитования под 8,5% действовала еще в пандемию для субъектов МСП из 28 пострадавших от коронавируса отраслей. В 2021 году объем займов по этой программе составил 101,4 млрд руб.

По оценке старшего директора, руководителя группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерия Пивня, сейчас трудно сказать, достаточен ли лимит кредитов для компаний МСП: с учетом санкций его может и не хватить. «Однако сам факт наличия такой поддержки может стимулировать кредитную активность в условиях высоких процентных ставок», — прогнозирует он.

В первых версиях антикризисного плана правительства по поддержке экономики в условиях санкционного давления (есть у РБК) рассматривалась более масштабная программа оборотных кредитов с низкими ставками.

Так, ставка фондирования для банков предполагалась на уровне 6%, а конечная ставка для заемщика — 10%.

Однако ее параметры не поддержал ЦБ, опасаясь раскручивания инфляционной спирали и подрыва финансовой стабильности из-за вливания большого объема дешевой ликвидности по низким ставкам, рассказал РБК источник, знакомый с итогами совещания.

Ранее правительство объявило о других мерах поддержки малого и среднего бизнеса в условиях ужесточившихся санкций. В частности, власти продлили программу льготного кредитования на зарплаты сотрудникам ФОТ 3.

0, ввели мораторий на плановые проверки на текущий год и кредитные каникулы, а также компенсируют МСП банковскую комиссию за пользование Системой быстрых платежей ЦБ до июля 2022-го (на это выделят 500 млн руб.).

Кроме того, правительство сможет оперативно менять условия отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (таким образом, на льготы смогут рассчитывать больше предпринимателей). Сейчас к МСП относятся микропредприятия с выручкой до 120 млн руб.

в год и численностью работников до 15 человек; малые компании с доходом до 800 млн руб. и занятостью до 100 человек; а также средние фирмы с выручкой до 2 млрд руб. и не более чем 250 сотрудников.

По данным Единого реестра МСП, который ведет ФНС, на начало февраля таких предприятий в России насчитывалось 5,9 млн, в них заняты почти 15 млн человек.

Ранее с предложением поднять порог для отнесения к МСП выступала «Опора России». Как рассказали РБК в организации, на сегодня решения об изменении условий получения статуса МСП в правительстве нет (оно лишь получило такую возможность). В Корпорации МСП подтвердили, что обсуждение по этому вопросу открыто. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Другое важное послабление для бизнеса — снятие коронавирусных ограничений.

Правительство рассматривает возможность отмены QR-кодов, а также требований к заполняемости помещений, времени работы учреждений и количеству средств индивидуальной защиты, следует из проекта антикризисного плана по состоянию на 3 марта. Часть регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, уже ослабили антиковидные меры.

Путин подписал законы о штрафах для госкомпаний и об особенностях их закупок у субъектов МСП

22 декабря 2020 15:21

Москва. 22 декабря. ИНТЕРФАКС — Президент РФ Владимир Путин подписал законы о штрафах для госкомпаний за нарушение сроков оплаты по контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) и об уточнении особенностей проведения госкомпаниями закупок у субъектов МСП. Оба документа опубликованы на портале правовой информации.

Первый из них вносит поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые устанавливают административную ответственность за нарушение госкомпаниями срока оплаты по контрактам с МСП. При этом для должностных лиц предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.

Как сообщалось, в прошлом году правительство увеличило долю закупок госкомпаний у субъектов МСП с 18% до 20 % от совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпаний. При этом срок оплаты заказчика по договору был сокращен с 30 до 15 рабочих дней.

  • Тогда же ФАС и Минфину РФ было поручено подготовить предложения об установлении административной ответственности заказчиков за нарушение сроков оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
  • Другой закон вносит поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), определяющие исчерпывающий перечень документов, которые субъекты МСП должны предоставлять в составе заявки на участие в закупках госкомпаний.
  • С вступлением в силу этих поправок (1 апреля 2021 года, еще 90 дней компаниям дается на приведение своих положений о закупках в соответствие с новыми положениями 223-ФЗ — ИФ) госкомпании смогут требовать от субъектов МСП документы, содержащие информацию о наименовании компании, адрес ее местоположения, учредительный документ юридического лица, его ИНН, документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника закупки, декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и ряд других.

Помимо этого, законопроект предусматривает наделение Минфина полномочиями по осуществлению мониторинга таких закупок. Порядок и срок осуществления мониторинга, требования к его содержанию должно будет определить правительство РФ.

Эти поправки к 223-ФЗ были подготовлены Минфином в конце 2017 года и приняты Госдумой в первом чтении в начале 2018 года.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров тогда же отмечал, что документ должен, в частности, решать проблему передачи госкомпаниями-заказчиками соответствующих контрактов приближенным к ним поставщикам, для которых за счет специальных, избыточных требований к заявкам создаются благоприятные условия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *