Социальная адаптация детей с овз: программа, особенности и проблемы

Инвалиды – это особая категория граждан, нуждающаяся не только в материальной помощи, но и психологической поддержке. Особенно важной социальная среда становится для детей с инвалидностью.

Уже в начале своей жизни им приходится сталкиваться с трудностями. Чтобы хоть как-то помочь, государство предусматривает ряд вспомогательных мер, включающих денежные выплаты, нематериальные льготы.

Относится сюда и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О ней и поговорим сегодня.

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

  • зрение;
  • слух;
  • речь;
  • интеллект;
  • опорно-двигательный аппарат.

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Применяемые методики

Социальная адаптация – это, по сути, комплекс мер и методов, помогающих ребенку социализироваться, обучаться. С такими детьми работают специально обученные люди, которые в своей деятельности применяют следующие методики:

  1. Беседы. Направлены на донесение до ребенка новой информации, диалог с ним, в ходе которого малыш может задавать свои вопросы и получать на них развернутые и понятные для него ответы.
  2. Стимуляция новых навыков. Заключается в поддержке, а также помощи в создании ребенком определенной модели поведения в окружающей его среде.
  3. Сказкотерапия. Используется в составе адаптационного тренинга. Этот прием арт-терапии является довольно распространенным способом психологического воздействия на личность с целью коррекции имеющихся проблем у ребенка и развития его личности.

Особенно остро вопрос социальной адаптации детей-инвалидов стоит в детских домах. Лишенные родительской поддержки малыши испытывают еще больше проблем. Поэтому иногда к ним применяется патронаж, позволяющий работать с каждым ребенком индивидуально.

Почти всем детям с ОВЗ нужна помощь в социальной адаптации в момент поступления в школу. Но некоторым удается самостоятельно освоиться в окружающей среде с небольшой поддержкой старших.

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых. Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:

  1. Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду. На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.
  2. Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение. Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.
  3. Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.
  4. Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Уровни адаптации

То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

  1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
  2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
  3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики. Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт. Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.

Применяемые формы обучения

Школа – одно из важнейших заведений, отвечающих за социальную адаптацию детей, особенно если они имеют ограниченные возможности. Существует масса методик и форм обучения, которые облегчают процесс социализации. Можно выделить следующие их разновидности:

  • практические – подразумевают включение ребенка в процесс, т. е. он не только узнает что-то новое, но и применяет свои знания на практике;
  • наглядные – обучение проводится на живых примерах;
  • воспитательные – несут больше теоретический характер.

Одной из наиболее часто используемых форм социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ являются дидактические игры.

Это особая разновидность занятий, которая совмещает в себя принципы игрового и активного обучения с применением четких правил и фиксированной структуры, системы оценок.

При таких играх дети взаимодействуют друг с другом и главной их задачей является выигрыш, для которого каждый готов принести максимальную пользу.

Главными задачами учителей при обучении особых детей являются: отслеживание психологического состояния ребенка, оказание ему помощи в решении возникающих проблем. Педагоги должны давать малышу только положительные эмоции, а родителям помогать выстраивать работу с детьми в домашних условиях, чтобы существовать в коллективе им было проще.

Способы обучения

В зависимости от того, какие именно ограничения по здоровью имеет ребенок, определяется, как он будет обучаться. Возможны 2 варианта:

  1. Обучение вместе с обычными детьми. Такой формат показан тем малышам, у которых нет противопоказаний к такому варианту по состоянию здоровья. Родители при поступлении ребенка в школу должны понимать, что индивидуального подхода к их чаду здесь применять не будут.
  2. Обучение в специализированном учреждении. Речь может идти о спецклассе или целом учреждении. Для детей с ОВЗ тут создаются особые условия, что помогает им легче адаптироваться.

Как правило, в начале обучения родители посещают учебное заведение вместе с ребенком. Это позволяет снизить состояние стресса малыша. Только на закрепляющем этапе, когда ребенок осваивается в школе, родители начинают оставлять чадо одного. Это дает ему возможность чувствовать себя более уверенно. Однако этап этот проходит не быстро – не менее нескольких месяцев.

Возможные трудности адаптации

К сожалению, далеко не всегда социальная адаптация ребенка с ОВЗ проходит гладко. Наиболее частыми причинами трудностей являются:

  • физиология – к примеру, глухота не позволяет ребенку свободно общаться с другими детьми, проблемы с опорно-двигательным аппаратом –перемещаться;
  • психофизиология – темперамент, характер ребенка, его биоритмы;
  • недостаток социализации – к примеру, если круг общения ребенка в обычной жизни слишком ограничен;
  • умственные возможности – развитие у некоторых детей с инвалидностью может быть недостаточным в сравнении с его сверстниками.

Как раз с помощью программ социальной адаптации ребенок получает поддержку от взрослых, которая помогает воспитать полноценную личность из малыша.

Родители, чтобы помочь ребенку социализироваться, должны помогать ему тоже, а не надеяться только на образовательное учреждение. Сегодня существует огромное количество техник и дополнительных программ, упрощающих социальную адаптацию.

К примеру, дошкольника можно отдать на кружок пескографии. Это поможет ему корректировать свои эмоции, волю. Дополнительно пескотерапия развивает не только психосоматорные, но и художественные возможности.

В итоге ребенок развивается разносторонне и ему становится легче социализироваться. Малыш сможет чувствовать себя обычным ребенком, таким же, как и все окружающие дети, пусть и с некоторыми особенностями.

Прочтите: Как оформить инвалидность ребенку в 2020 году

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

 Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. СтатьяЗайцевой С.И., учителя письма и чтения, дефектолога ГБОУ  «Казанская школа-интернат», Республика Марий Эл, Россия

Аннотация: в статье описаны этапы, методы социально-трудовой адаптации реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей.Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ОВЗ.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,  прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,  позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое.

Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа.

Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя  становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша школа находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы.

Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как Гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества.

Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой  адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы 8 вида.

Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ.

В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований.

Читайте также:  Образец заявления о перерегистрации ККТ в 2023 году

Главное из них —  наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Этапы школьной социально-трудовой адаптации и реабилитации в общеобразовательной школе – интернате

  • Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.
  • Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ферме, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.
  • Третий этап (10 класс) – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.
  • В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной  социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

В нашей общеобразовательной школе-интернате  профильный  труд представлен швейным делом, столярно-плотничным, штукатурно – малярным делом , сельскохозяйственным трудом, рабочим подворья , вязанием, цветоводством и декоративным садоводством, подготовкой младшего обслуживающего труда. По всем предметам разработаны рабочие программы.

На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для участия выпускников сельских коррекционных школ в произвольном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям, осуществляется коррекция недостатков трудовой деятельности,  воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам коррекционных школ для работы на производстве, в коллективных и фермерских хозяйствах, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.

Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки  владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела и вязания  ученики производят изделия необходимые для школы.

Прекрасным делом занимаются ученики на уроках цветоводства и декоративного садоводства : облагораживают территорию школы и приусадебного участка цветами и плодовыми деревьями. Уроки «Рабочий подворья» учат выполнять подсобные работы на подворье , уборку территории , уход за одеждой и другим видам обслуживающего труда.

Подготовка воспитанников ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места.

Направление «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей санитарок в больницах и поликлиниках. Данное направление  предназначено для обучения тех учащихся , кто в силу глубины и особенностей дефектов не может овладеть профессией столяра, швеи , штукатура – маляра и т.д.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации  ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия. Например, экскурсия в ЗАО «Марийское», в Казанскую врачебную амбулаторию.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях.

Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда.

Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

В этом учебном году центром занятости населения п.Сернур было проведено профтестирование учащихся старших классов на предмет профессиональных предпочтений, который поможет в дальнейшем правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе  добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость. Все выпускники  школы  получают профессии в профессиональных училищах, где  приобретают  специальности. Этому способствовала проводимая профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями, поэтому педагогическим коллективам 9-х классов необходимо:

1.Корректно убедить подростков в их ограниченных возможностях.

2.Показать воспитанникам возможность реализации их сильных сторон, способности к достойному физическому труду.

3.Показать ценность и важность для общества «простых» профессий.

4.Сформировать адекватный уровень притязаний к будущей самостоятельной жизни и готовность к кропотливому физическому труду.

Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы VIII вида.

Ссылка на источники

  1. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. — №6, стр. 32
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3, стр. 12
  3. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы»,1999, № 4;
  4. Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в Стандарт // «Директор школы», 1997, № 6.  —  64 с.

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2020 году — что это такое

Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные моменты и действующая правовая база.

К сожалению, детей с ограниченными возможностями достаточно много. Именно поэтому, государство старается всячески поддержать этот слой населения и их родителей.

Для них существуют дополнительные льготы и финансовая поддержка. А также предлагаются ряд услуг по реабилитации.

Общие моменты

Данная проблема становится актуальной во всем мире. Основной задачей здесь становится воспитание малышей с различными нарушениями интеллекта в социальной среде.

Проблемы социальной адаптации присутствуют всегда. И с каждым годом все сложнее и сложнее реализовывать план в реальность.

Для этого используются различные коррекционные методики, воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.

Что это такое

В последнее время в учебники и другую литературу плотно вошло понятие «особые дети». Это все те же ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому нужно изначально ознакомиться с основными понятиями, которые будут касаться вопроса о социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это малыши, состояние здоровья которых препятствует усвоение стандартной программы вне специализированных условий обучения.

Если говорить о школьниках, то ОВЗ – очень распространенная проблема. Это понятие не однородно.

Определяется это тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:

  • слуха;
  • зрения;
  • опорно–двигательного аппарата;
  • речи;
  • интеллекта.

В этом случае самым главным условием становится индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом специфических особенностей.

Социальная адаптация ребенка – специально организованные действия и Процедура привыкания к окружающей среде по мере усвоения новой информации.

Методы работы

Система методов адаптации также включает в себя некоторые процедуры технологического процесса по социальной работе.

В частности, могут использоваться следующие методы:

  • информационно–консультативная беседа с трудными детьми или с малышом с ограниченной возможностью;
  • метод поддержки и дальнейшей стимуляции нового навыка, моделирование поведения в соц.среде;
  • метод сказкотерапии, который относится к способу реализации для адаптационного тренинга.

На данный момент социальная адаптация включает в себя проблему патронажа. Особенно если это дети–сироты. Смысл этого – оказание помощи адресного типа.

Нуждаются в данной помощи практически все дети, которые начинают учебу в школе. Некоторые дети самостоятельно могут при помощи взрослых пристраститься к новым условиям.

Систематизированное и профессиональное применение вышеуказанных методов позволяет получить успешную адаптацию личности.

Усвоение программы даже в таком тяжелом положении позволит быстро приспособиться к коллективу и новым условиям.

Действующая законодательная база

Регулирует вопрос несколько правовых актов:

Условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Существует несколько этапов и условий адаптации сложных детей:

Уравновешивание Минимальная степень в процессе адаптации в новой среде. Данный процесс подразумевает ознакомление с новой ситуацией. В этот момент новый человек видит новую обстановку, присматривается к другим детям и устанавливает контакт
Псевдоадаптация Сочетает в себе внешнюю приспособленность с отрицательным отношением психологического характера. Здесь может быть разные убеждения, ориентации и интересы между сторонами. Ребенок не знает как ему дальше действовать в такой неприятной ситуации, отвергает помощь и дружбу, придерживаясь ранним убеждениям
Приноровление Это уже принятие системы ценности при новой ситуации. Например, при уступке одной стороны
Уподобление Это перестройка психики и характера под новую среду в соответствии с установленными порядка

Стоит понимать, что все дети индивидуальны при ограниченных возможностях здоровья. Именно это их и отличает от сверстников. И ясное дело, что процесс адаптации ребенка к обучению является сложным.

Это аргументируется тем, что детский возраст:

  • имеет высокий темп развития всех органов, в том числе и психики;
  • связи физического развития и психического — первое опережает последующие;
  • адаптация зависит напрямую от взрослого родственника или иного опекуна.

Порядок проведения процедуры

А данный момент можно выделить несколько этапов социальной адаптации детей:

Удовлетворительный и стабильный Приобретение навыков самообслуживания, выполнение функционал, соблюдение названой дисциплины
Неполный и неустойчивый Затруднение в приобретении общедоступных навыков и формирование психики при новой обстановке вокруг малыша
Неудовлетворительный уровень Это когда малыш вовсе не может приобрести первоначальные навыки и психологически привыкнуть к новой обстановке. Постоянно болеет на основании данного процесса

Самым первым пунктом в данном вопросе по адаптации детей становится проведение экскурсии, которая поможет несколько ознакомиться со средой. Этот прием способствует формированию делового общения.

Сюда можно внести задания практического характера, которые позволяют вступить в отношения с другими детьми, получить необходимую информацию.

Такой пункт позволяет не только ознакомиться с назначением отдельной службы, компании, но применить знания на практике. После проведенной экскурсии, нужно закрепить на практике полученные знания.

Лучше всего если экскурсия будет выступать за территорию школы. Это может быть магазин или аптека.
На практике различают сразу несколько методов обучения – наглядный, практический, воспитания.

Именно поэтому, во всех занятиях используются дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания несколько лучше. Дети интенсивно играют, что позволяет им интересоваться окружающей средой.

Задачами в данном вопросе становятся несколько пунктов:

  • мониторинг за развитием личности ребенка;
  • изменение и преодоление всех возникающих трудностей в процессе обучения малыша;
  • только положительные эмоции от руководства или учителя к ребенку;
  • рассказ учителей об особенностях формирования личности ребенка, его обучении и дальнейшей социальной адаптации в домашних условиях.
Читайте также:  Изменят правила въезда и пребывания иностранцев в России

Обучение особых детей возможно сразу несколькими способами:

При совместном посещении детей с обычными детьми Которые не имеют никаких ограничений по здоровью. Особенно это касается общеобразовательного школьного учреждения, где преподают обычную программу. Здесь нет индивидуального подхода к особенным детям
При устройстве в учебное заведение Где есть специализированный класс для особых детей с ограниченными возможностями

Последний пункт по адаптации – закрепляющий. В этот момент ребенок уже несколько привык к данной среде, может самостоятельно двигаться и учиться.

Родители потихоньку оставляют ребенка на самостоятельное обеспечение, что позволяет ему чувствовать себя несколько уверенным. Окончательный этап не быстрый и предполагает несколько месяцев реабилитации.

Основные причины трудной реабилитации

Адаптация напрямую ослабляется некоторыми обстоятельствами:

По характеру инвалидности Сюда включаются различные заболевания в виде – нарушение слуха, зрения, психическое заболевание, опорно–двигательного аппарата
Психофизиологические нюансы Сюда стоит вместить биоритм, темперамент, характерная память
При существенном недостатки физического здоровья Часто такие дети страдают болезнями, вовсе не связанными с их инвалидностью в целом. Они болеют даже чаще, чем дети с хронической болезнью. Связано это соматической ослабленностью
Также имеется возможность недостатка псих Развития для общения с другими детьми. Например, при воспитании в закрытом учебном заведении или только в кругу семьи. Часто такое происходит при обучении ребенка на дому или настороженном отношении сверстников
При недостатке финансов для удовлетворения нужд особого ребенка Например, при покупке технических средств для передвижения, слуховых аппаратов
Также действует на психику ограниченные возможности ребенка При участии в деятельности, которая соответствует их возрастной группе. Это может быть как игровая деятельность, так и коммуникативная. А именно это лишает его социальной адаптации
При нахождении малыша с особыми условиями В неизвестном ему месте или незнакомой среде, которая его угнетает
Разнообразные псих Нарушения при ограничении мобильности и независимости малыша

Все вышеперечисленные факторы затрудняют социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому, необходимо знать основные особенности при проведении процедуры.

Список государственных программ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями позволяет воспитать личность и выпустить в общество.

Для этого ребенок учится в общеобразовательной школе, где проходит обучение стандартного типа после реабилитации его на индивидуальных условиях.

Если поведение несколько отличается, то можно получить направление в специализированную школу, где проходит индивидуальное обучение с соответствующим подходом.

Для жизнедеятельности такого особого ребенка очень важен именно индивидуальный подход, иначе никакой социальной адаптации малыша не получится. Ребенок будет просто замкнут.

На данный момент очень эффективным методом является пескография, а также различные методики ведущих специалистов.

Ежегодно разрабатываются дополнительные программы, где отображается воспитание и социальная адаптация особых детей.

Песочная терапия позволяет несколько корректировать эмоции ребенка, а также его волю. Применяется чаще всего к дошкольникам.

Программа адаптации в жизнь ребенка с ограниченными возможностями базируется на гармоничном развитии малыша.

Уделяет внимание как психомоторным возможностям, так и к художественным в зависимости от возрастного ограничения и состояния здоровья.

Доступным видом сейчас становится лепка из различного красочного материала. Прививают такие занятия интерес к эстетике, формирует художественное видение.

Для работы может быть использован любой материал, отвечающий по требованиям ГОСТа. Безвредным становится соленое тесто, грязь.

Занятия преследуют следующие цели:

  • улучшение психики, сенсорной чувствительности;
  • синхронизацию действий в руке;
  • развитие различных типов мышления;
  • умение планировать и достигать назначенные цели.
  • Коррекционные программы направлены на адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Также целью этого вопроса становится формирование привычек, которые позволят в дальнейшем позаботиться о себе и своих родственниках.
  • Это позволит им чувствовать на одном уровне с сверстниками, но никак не особыми детьми.
  • Видео: социальная адаптация детей

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Проблемы социальной адаптации детей с овз

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности.

Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде.

К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий.

В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная -психическая напряженность постепенно спадает.

Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.

  • Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:
  • · Психическая адаптациявыражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
  • · Социально-психологическая адаптацияэто оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
  • · Социальная адаптацияэто постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками.

Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками.

Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.

Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее.

Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком.

На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу «Инклюжен» для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.

  1. По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми — это:
  2. · Познавательное общениепроявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему — как к товарищу.
  3. · Личностная форма общенияхарактеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
  4. У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.
  5. Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении. По выражению Л.И.

Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению.

В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи.

Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое.

И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.

В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов — один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка — в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны.

Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи.

Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности.

Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица.

Читайте также:  Утверждена новая форма уведомлений по налоговому вычету

В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.

Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.

В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы.

Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться.

Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей.

Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 952;

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы



Встатье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их взаимосвязь со школьной тревожностью и коммуникативным уровнем.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школьная группа, обучающиеся, адаптация

Постановка проблемы. Согласно данным ВОЗ, школьников с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 13 %. Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу.

Это выражается, во-первых, в том, что школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения таких одноклассников, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

С другой стороны, поведенческий репертуар ребенка с ОВЗ также может быть ограничен, а социальные навыки развиты недостаточно.

Еще одной трудностью, по мнению практиков, является неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, профессиональная неуверенность учителя, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Вышеуказанные особенности свидетельствуют о том, что современными образовательными организациями недостаточно проработаны системы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Отметим, что для построения программы психологического сопровождения школьников с ОВЗ, в первую очередь, необходимо исследовать особенности адаптации этих школьников.

Целью статьи анализ особенностей адаптации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Изложение основного материала. Всовременном мире отмечается тенденция ухудшения детского здоровья, в том числе увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1].

Важно отметить, что дети с ОВЗ — это те дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение основных программ образования вне специальных коррекционных школ.

Дети с особенностями в развитии имеют серьезные отклонения от нормального физического и психического развития. Эти отклонения вызваны генетическими, врожденными или приобретенными дефектами.

Согласно мнению специалистов, такие дети нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи [3].

Инклюзивное образование, в свою очередь, предполагает реализацию этой помощи, а также выстраивает программы образования детей с ОВЗ в системе равенства [2]. Такой подход был отмечен еще в трудах Л. С. Выготского, который писал, что аномальный ребенок развивается не хуже и не лучше нормально. Согласно мнению ученого, этот ребенок развивается другими путями.

Одним из важных компонентов инклюзивного образования является успешная адаптация к условиям группы. Как правило, адаптация к условиям группы происходит с помощью реализации специальных психологических программ.

Одним из критериев комфортной образовательной среды является ее доступность.

Учреждения образования, которые обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, должны соблюдать как педагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению пространства [2].

Другим важным критерием комфортной образовательной среды и адаптации ребенка с ОВЗ отмечена работа с семьей. Семья поддерживает ребенка на этапах вхождения в общество, в процессах развития различных форм коммуникации, а также освоения бытовых навыков.

Однако, этим функционал не ограничивается, так как полученные школьные знания, умения и навыки закрепляются и в семье.

Поэтому важным является систематическая поддержка семьи, в том числе обязательное вовлечение родителей в образовательную и реабилитационную среду [2].

Одним из важных направлений инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьной группы [3]. Отметим важность создания психологического портрета школьника с ОВЗ в период его адаптации.

Особенности социальной адаптации детей к новым условиям, в том числе и в рамках инклюзивного образования, предполагают возможность возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений, в том числе повышенной тревожности, страхов, мышечного и эмоционального напряжения, дезадаптивного поведения [2, 3].

Причина возникновения подобных девиаций лежит как в социально-психологических факторах, так и в индивидуально-типологических особенностях самого ребенка.

Особенно данная проблема характерна для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с умственной отсталостью, аутизмом, задержанным психическим развитием, которые поступили и адаптируются в незнакомой социальной среде [4, 5].

Таким детям характерно не только затрудненное выстраивание коммуникативного процесса и искаженное восприятие социума и социальных отношений, но и, в ряде случаев, ограниченный запас представлений об окружающей действительности.

Указанные причины способны вызвать у ребенка выраженные тревожные и агрессивные состояния, что значительно ухудшает процесс социальной адаптации в условиях инклюзии, значительно затрудняет коррекционно-образовательный процесс [4].

Существующие исследования отмечают некоторые факторы, способствующие нарушению процесса адаптации школьников с ОВЗ, среди них [2, 5].

  1. Особенности самой нозологии (нарушение процессов зрения, слуха; психические и общие заболевания).
  2. Непосредственно психофизиологические особенности (темперамент и др.).
  3. Сниженный уровень физического здоровья (соматическая ослабленность).
  4. Недостатком психологических условий для общения со сверстниками.
  5. Ограниченностью возможностей принимать участие в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной).

Итак, особенности развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе в рамках инклюзивного образования, предполагают вероятность возникновения эмоционально-поведенческих девиаций, в том числе стойкой дезадаптации, неврозоподобного состояния, тревожно-аффективных проявлений, повышенной эмоционально-мышечной зажатости. Важной становится проблема процесса адаптации к условиям школьной группы, так как именно этот процесс определяет дальнейшую образовательную успешность ребенка с ОВЗ.

Экспериментальный объект исследования. Висследовании приняли участие обучающиеся начальной школы (17 человек) с задержанным психическим развитием психогенного генеза (ЗПР).

Методы эмпирического исследования.

Вкачестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: шкала социальной поддержки (многомерная шкала восприятия социальной поддержки — MSPSS Д. Зимет; адаптация В. М.

Ялтонского, Н. А. Сироты) — для анализа субъективного переживания поддержки от окружающих; рисунок школы — для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Результаты эмпирического исследования. Анализ результатов исследования субъективного переживания поддержки от окружающих позволил выявить, что 64,71 % респондентов отмечают поддержку от значимых других. Значимыми другими, в представлении школьником, являются некоторые одноклассники, учителя и классный руководитель.

В ходе исследования было выявлено, что 58,82 % школьников получают достаточную социальную поддержку от семьи. Однако, были выявлены респонденты (82,35 %), которые переживают трудности в общении со сверстниками. Более того, классными руководителями отмечены проблемы в успеваемости, а также сниженный интерес к посещению школы.

Исследование отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности показало, что у 17,65 % респондентов сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

Среди всей выборки респондентов 35,29 % школьников с ОВЗ переживают тревогу по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации.

Согласно психологом-практикам, этим детям необходимо расширить круг знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.

Одними из причин тревог могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

Также были выявлены обучающиеся (47,06 %), которым присущ выраженный страх перед школой, способствующий неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Исследование показало наличие достоверной связи между шкалами субъективного восприятия социальной поддержки и тревожностью: низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой (ρ=0,88); низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации (ρ=0,79).

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование показало, что большему проценту обучающихся с ОВЗ присущи повышенная тревога перед школой, а также трудности в общении со сверстниками.

Повышенная тревога перед школой влияет на снижение успеваемости, познавательной активности.

Также в ходе исследования были выявлены достоверные связи между низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой; низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации.

Литература:

  1. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — Москва: Мозаика-Синтез, 2011. — 143 с.
  2. Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2005. –№ 4. — С.4–8.
  3. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
  4. Лебединская К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская — М.: Педагогика, 2007. — 280 с.
  5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский — М.: Педагогика, 2004. — 306 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, социальная поддержка, ребенок, ограниченная возможность здоровья, школьная группа, особенность, выраженный страх, школьное обучение, школьная тревожность, том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *