- В 2022 году сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы на дороге или трассе. Но только у водителей коммерческого автотранспорта (фур, грузовиков, пассажирских автобусов).
- Тахограф автоматически собирает информацию о режиме рабочего дня шофёра, скорости передвижения, пройденном расстоянии и времени.
Инспектор ДПС вправе потребовать от водителя распечатку данных из тахографа. Если водитель откажется её предоставлять, ему грозит Штраф.
- Также в полномочиях инспектора ДПС забираться в кабину грузовика.
Но на практике полицейские этим не занимаются по причине упрощенной проверки рабочего состояния тахографа – а просят шофёров вывести информацию на печать и смотрят её вручную.
- Размер штрафа за отсутствие тахографа для водителей до 5 000, для ИП до 25 000, а для юридических лиц до 50 000 рублей.
Также есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей.
- Штраф за тахограф нельзя оплатить с 50% скидкой, она не действует.
- Неправомерные штрафы за неработающее устройство или нарушение труда и отдыха можно обжаловать в ГИБДД или суде – но только при наличии веских аргументов.
Например, когда прибор вышел из строя после выхода автотранспорта на линию.
С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта.
Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять тахографы в 2022 году?
Да, имеют. Но проверка наличия и корректности работы тахографов распространяется не на все виды автотранспорта. Инспекторы ДПС могут осуществлять контроль устройств лишь у водителей коммерческого автотранспорта – то есть тех, кто перевозит опасные грузы или пассажиров. Если машина используется в личных целях, то тахографы устанавливать необязательно.
Законны ли проверки электронных приборов на трассах? Абсолютно законны. А теперь рассмотрим в подробностях почему:
- Инспектор ДПС вправе проверить документы на право пользования и управления автомобилем (п. 84.13 Регламента МВД). То есть причина остановки «проверка документов» совершенно законна. При этом в ходе изучения документов ИДПС выясняет, нужна ли для конкретной машины установка тахографа. К примеру, если это междугородний пассажирский автобус, то бортовой самописец на него должен быть обязательно установлен.
- Сотрудники ГИБДД обязаны выявлять и пресекать нарушения в области дорожного движения. В то же время водителю запрещается управлять автомобилем с нарушением режима труда и отдыха (п. 2.7 ПДД). А как определить, было ли нарушение? Как раз для такой цели и нужна выгрузка данных из тахографа. Информация даёт ответы на такие вопросы, как скорость передвижения транспортного средства, время в пути, пройденное расстояние. Если водитель едет без остановок свыше максимальных 4,5 часов, это будет зафиксировано прибором – для инспектора ДПС это очевидный состав правонарушения, с учётом которого можно оштрафовать водителя. Отсутствие самого тахографа или некорректная работа измерительного прибора также являются основаниями для наложения штрафа ГИБДД.
- В должностные обязанности инспектора ДПС входит проверка технического состояния автотранспорта, а в число конкретных процедур на дороге – снятие информации с имеющегося тахографа (пункт 98 Регламента МВД № 727).
Таким образом, у сотрудников ГИБДД имеются полномочия по проверке как самих тахографов, так и режима труда и отдыха шофёров. Это прямо вытекает из требований безопасности на дороге. И вы, как водитель, должны быть готовы к таким проверкам!
Причём проверка может быть как поверхностной (к примеру – имеется ли в грузовике тахограф), так и полноценным осмотром – с выгрузкой данных с устройства, изучением сертификатов соответствия, пломб и прочих атрибутов бортового самописца. В том числе после ДТП с участием коммерческого автотранспорта. Зачастую несоблюдение режима труда и отдыха является причиной аварии – в таком случае, с большой долей вероятности, шофёра признают виновным в ДТП.
Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика?
Да, такое право у инспектора есть.
Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором – это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину.
Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно:
- на соответствие типа устройства установленным ГОСТам – для международных перевозок используются тахографы с ЕСТР (цифровые), а для внутрироссийских рейсов самописцы с СКЗИ (но могут быть и ЕСТР),
- разрешенная на территории России модель тахографа (они указаны на сайте Росавтотранспорта),
- присутствие на приборе учёта всех пломб,
- достаточное поступление электроэнергии,
- отсутствие блокировок и всевозможных «магнитов»,
- корректность калибровки,
- правильность установки тахометра на передней панели автомобиля.
Это правомерно. Но производится не в полевых условиях на трассе, а по «местонахождению субъекта транспортной деятельности» (п. 68 Приказа МВД № 727). То есть это сама по себе выездная проверка.
На практике инспекторы ДПС не заглядывают в кабины грузовиков без особой надобности. Если только у них нет с собой карты контролёра. Тогда ИДПС может залезть в кабину, чтобы снять информацию из тахографа с помощью своей карты. Но в 2022 году такие карты у полицейских имеются редко, поэтому от вас могут потребовать либо вашу водительскую карту, либо распечатку данных из тахографа.
Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?
Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:
3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.
…но самое главное:
11. Водители транспортных средств обязаны:
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему.
И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта. И, соответственно, приводит к штрафу.
Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем (хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию).
Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора?
Да, могут.
Представители Ространснадзора осуществляют контроль за автомобильным и городским транспортом, в том числе пресекают возможные нарушения среди водителей и компаний. Одним из полномочий сотрудников Ространснадзора является как раз остановка ТС – в силу пункта 2.4 ПДД.
Однако нас интересует не просто остановка ТС, а проверки тахографов и режима труда и отдыха водителей коммерческого автотранспорта. В июне 2021 году вступило в силу Постановление Правительства № 1043, в соответствии с которым полномочия инспекторов УГАДН были расширены:
73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:
в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;
Таким образом, на практике в 2022 году представители Ространснадзора могут проводить постоянные рейды и выявлять нарушения в сфере установки тахографов, эксплуатации устройств, а также соблюдения водителями режима труда и отдыха во время рейсов. Но мероприятия должны проводится только в местах транспортного контроля, где установлен знак 7.14.
Могу ли я отказаться от проверки тахографа?
Нет!
Обязанность водителя предоставить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты контрольного прибора. В случае отказа вам грозит штраф до 5 000 рублей по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ – то есть накажут как за отсутствие прибора учёта.
Однако следует различать просьбу и требование инспектора ГИБДД. От просьбы предоставить данные с тахографа вы можете спокойно отказаться. Никакие финансовые санкции не грозят. Но есть инспектор ДПС требует карту водителя и доступ к бортовому самописцу, то в случае вашего отказа гарантированно выпишут административный штраф.
При этом если вы используете автомобиль в личных целях, то по закону тахограф устанавливать необязательно. И любое требование ИДПС относительно проверки устройства будет считаться неправомерным.
Какой штраф за тахограф в 2022 году?
На практике возможны два вида штрафов: за отсутствие тахографа (если он обязателен) и за неисправность бортового самописца. Штрафные санкции касаются не только водителей, но и тех, кто отвечает за установку и работоспособность прибора – в нашем случае должностных лиц, ИП и компании. Рассмотрим, какие тут штрафы.
Для водителя
Водителям грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 11.23 КоАП).
- Во-первых, наказывают за отсутствие бумаги для распечатки данных с тахографа. Совершенно точно оштрафуют водителя, если по его вине эта самая бумага потерялась.
- Во-вторых, за неумение пользоваться тахографом.
- В-третьих, штраф грозит за нарушение правил эксплуатации устройства (стороннее вмешательство в работу прибора, намеренное блокирование сведений о времени, скорости, расстоянии и т.д.)
- Кроме того, если водитель коммерческого автотранспорта не соблюдает предусмотренный владельцем режим труда и отдыха – инспектор ДПС также вправе выписать штраф. Только уже по ч. 3 ст. 11.23 КоАП, где шофёру грозит Санкция от 1 500 до 2 000 рублей.
Можно ли избежать штрафа? Да, но только в случае поломки прибора уже после выхода машины на линию. Но, вероятнее всего, в таком случае ИДПС всё равно выпишет штраф водителю, а тому придётся обжаловать решение полицейского.
Для ИП и юридического лица
Административные санкции грозят индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Согласно ч. 2 ст. 11.23 КоАП, наказание применяется за выпуск автотранспорта на линию без тахографа или с неисправным устройством:
- штраф для ИП – от 15 000 до 25 000 рублей,
- штраф для организаций – от 20 000 до 50 000 рублей.
Также могут наказать и должностное лицо, например – механика. Размер штрафа составляет от 7 000 до 10 000 рублей.
Еще одним нарушением со стороны ИП или юридического лица является нарушение графика работы водителей. К примеру, если вместо 9 положенных по ПДД часов в сутки, компания обязывает своих шофёров находиться за рулём не менее 11-12 часов – это образует состав правонарушения по части 3 той же статьи.
В вышеуказанном случае сотрудник ГИБДД имеет полное право оформить постановление в отношении работодателя водителя. Однако, если график составлен в соответствии с законодательством, но сам водитель управлял автомобилем сверх положенной нормы, штраф на ИП или юрлиц накладываться не может.
В этом случае должны наказать только шофёра.
Распространяется ли скидка на штрафы?
Увы, но нет!
Объяснение кроется в нумерации глав в Административном кодексе. Штраф за тахографы содержится в Главе 11 (ст. 11.23 КоАП), а скидка на штрафы ГИБДД в области дорожного движения распространяется лишь на Главу 12 Кодекса. Следовательно, штрафы за нарушения в сфере тахографов придётся уплачивать в полном размере, без всяких поблажек.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора.
Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания.
Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
«Оплата государственных услуг»
В целях повышения уровня безопасности на дорогах общего пользования в законодательстве (Федеральный Закон (ФЗ) № 386 от 30.10.2018 г. и ФЗ № 196 от 10.12.1995 г.) прописано, что некоторые виды транспорта обязаны быть оснащены тахографом — устройством для регистрации скорости и маршрута движения. За отсутствие тахографа или необходимых карт к нему предусмотрен административный штраф.
Какие автомобили обязаны ездить с тахографом
Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:
- автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
- автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.
Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):
- автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
- автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
- автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
- автокраны и автоэвакуаторы;
- машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
- передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
- пожарные автомобили;
- ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
- троллейбусы;
- ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
- инкассаторские авто;
- автодома;
- автолавки;
- машины ритуальных услуг;
- бронированные авто;
- спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
- сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
- ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
- машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
- ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
- автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Какой штраф за то, что в машине отсутствует тахограф
Если в ТС нет тахографа, то это считается административным правонарушением, а потому наказание за него находится в юрисдикции Кодекса об Административных нарушениях (КоАП). Рассмотрим штрафы за отсутствие тахографа в 2021 году, вменяемые физическим и юридическим лицам, в следующей таблице:
физическое лицо | водитель | 3 000 — 5 000 | п. 1 ст. 11.23 |
должностное лицо | 7 000 — 10 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
ИП | 15 000 — 25 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
юридическое лицо | 25 000 — 50 000 | п. 2 ст. 11.23 |
Что приравнивается к отсутствию тахографа
Важно: законодательство ставит знак равенства между отсутствием контролирующего устройства и следующими ситуациями:
- нарушение требований к использованию прибора (неправильная эксплуатация);
- неисправность электронного контроллера (исключение — устройство вышло из строя уже после выхода в рейс, но тогда учёт рабочего времени следует вести на специальном бланке);
- использование просроченной или чужой идентификационной карты;
- отсутствие калибровки (настройки). Данная Процедура должна проводиться перед установкой нового устройства, после его ремонта, плюс профилактически, т. е. с установленной периодичностью.
Следовательно, все указанные нарушения в 2021 году караются инспекторами ГИБДД так же, как и отсутствие тахографа, т. е. размер штрафов идентичен.
Как оплатить штраф
Существует несколько способов оплаты штрафных санкций:
- в любом отделении банка лично;
- через личный кабинет банка, клиентом которого является оплачивающее лицо, в режиме онлайн;
- также оплатить штраф ГИБДД можно на интернет-ресурсе «Оплата Госуслуг». Достаточно перейти по указанной ссылке, ввести в поле запроса номер постановления, выписанного сотрудником ГИБДД, и сумму оплаты. Далее нужно следовать подсказкам сервиса. Процесс оплаты займёт не более 3 минут. Кроме того, такой вариант уплаты штрафа за то, что отсутствует тахограф, карты к нему или у него просроченная калибровка, надёжен и безопасен.
Плательщик должен помнить, что государство лояльно относится к тем, кто оплачивает свои штрафные санкции вовремя, т. е. в течение 20 дней после выписки постановления. В этот период предоставляется 50 % скидки от суммы взыскания. Поэтому своевременный платёж сократит траты ровно вдвое.
Рекомендация: если квитанция потеряна или ее нет по другим причинам, то, воспользовавшись опцией сайта «Оплата Госуслуг» под названием «Поиск штрафов», в любой момент времени можно найти (при его наличии) штраф за отсутствие тахографа в автобусе или грузовом автомобиле для физических или юридических лиц буквально за пару кликов. Для этого нужно ввести в поле запроса номер свидетельства о регистрации ТС и (или) номер водительского удостоверения.
Можно ли обжаловать штраф
Штрафные санкции можно обжаловать только в том случае, если вы полностью уверены в своей невиновности. Допустим, устройство контроля сломалось уже после выхода ТС в рейс, а сотрудник ГИБДД не поверил в данный факт и выписал постановление.
Последовательность действий в этой ситуации такова:
- оплатите штраф в льготный период (в течение 20 суток). Иначе, в случае признания действий сотрудника ГИБДД правомерными, придется платить штраф полностью плюс возможные пени за просрочку уплаты;
- напишите заявление-жалобу в то отделение автоинспекции, к которому приписан инспектор, оформивший постановление. В документе обязательно укажите все обстоятельства дела в деталях: где, когда, по какой причине сломался тахограф, приложите копии документов о том, что при выпуске ТС в рейс все приборы функционировали исправно. Не забудьте указать требование о возврате уже уплаченного штрафа и приложить копию квитанции;
- доставьте заявление лично в 2 экземплярах (один останется в ГИБДД, другой, с пометкой, что заявление принято, останется на руках). Также жалобу можно направить в адрес инспекции Почтой России заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- ответ из ГИБДД должен быть прислан заявителю в письменной форме. Если принятое по жалобе решение вас не удовлетворит, то можно подать Исковое заявление в суд, приложив исходные документы плюс ответ из инспекции.
Примечание: по такому же алгоритму можно обжаловать штраф с камеры.
Если же факт отсутствия тахографа или его неправильной эксплуатации имел место быть, то штраф оплатить всё же придется.
Штрафы за тахограф в 2022 году
Мы решили собрать всю информацию по категориям транспорта, который обязан иметь тахограф в 2022 году, и напомнить, какие штрафы за нарушения в этой сфере предусмотрены.
На кого могут наложить штраф за отсутствие тахографа?
Обращаем внимание, что отсрочка для регулярных городских перевозчиков так и не подписана. Кроме того, не было никаких послаблений для многодетных семей, использующих автобусы с более чем 8 местами — обе категории с 1 января 2022 года обязаны устанавливать тахографы. Разницы в пользовании транспортом между юридическими и физическими лицами теперь тоже нет.
Кому нужен тахограф?
Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Список категорий транспорта, которые обязаны иметь тахограф
Кому не нужен тахограф?
Есть ли исключения? По приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- Транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок.
- Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции.
- Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии.
- Транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
- Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
- Транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
- Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
- Учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов.
- Транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2022 году
Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП | Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. | Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;для ИП – 15-25 тыс. руб.;для юридического лица – 20-50 тыс. руб. |
Штрафы за тахограф в 2022 году Категории транспорта, которые обязаны иметь тахограф
Мы уже публиковали подробную информацию по картам тахографа, а также памятку по режиму труда и отдыха. Если остались вопросы по оснащению тахографами или изготовлению карт, звоните: +7 (8342) 31-16-33
Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году
Актуально на 2022 год
Штраф за отсутствие тахографа
От 5 до 50 тыс. руб.
Статья 11.23 КоАП
С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:
- автобусами с количеством мест более восьми;
- автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;
— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства № 153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.
Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000–5000 ₽. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 ₽. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.
Штраф за езду без тахографа в КоАП
За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 ₽. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 ₽, а компания — до 50 000 ₽. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.
Штраф за нарушение норм труда и отдыха водителей
Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:
- Для юрлиц — до 50 000 ₽ и до 70 000 ₽ за повторное нарушение.
- Для ИП — до 5000 ₽ и до 20 000 ₽ за повторное нарушение.
Штраф за нарушение норм трудового права
Тахограф — устройство для контроля времени работы за рулем, скорости и маршрута. Это нужно, чтобы водитель не уснул за рулем и его машина не стала причиной ДТП. Возможно, это спасет кому-то жизнь и сэкономит сотни тысяч рублей.
Это цифровой тахограф. С 1 января 2018 механические тахографы запрещены, так как признаны неэффективными и теперь все тахографы цифровые
С 1 января 2018 механические тахографы запрещены, так как признаны неэффективными и теперь все тахографы цифровые.
Продают тахографы, чаще всего, те же компании, которые их устанавливают. Но просто купить тахограф недостаточно. Чтобы начать с ним работать, необходимо его установить и зарегистрировать. Посмотрите, сколько придется потратить на установку.
Стоимость тахографа | В среднем 30 000 ₽ |
Установка | от 6000 ₽ |
Активация | от 2000 ₽ |
Карточка водителя | от 3500 ₽ |
Итого | от 41 500 ₽ |
Стоимость тахографа | |
Стоимость | В среднем 30 000 ₽ |
Установка | |
Стоимость | от 6000 ₽ |
Активация | |
Стоимость | от 2000 ₽ |
Карточка водителя | |
Стоимость | от 3500 ₽ |
Итого | |
Стоимость | от 41 500 ₽ |
Активация возможна только в аккредитованных центрах — у них должно быть разрешение от Минтранса, Росавтотранса и ФСБ. По сути, активация — это регистрация в системе Росавтотранса.
В реестре останутся данные о компании или физлице, его ИНН, региона и город, а также данные ТС — марка, модель, цвет, VIN и номер ПТС.
Ответ о регистрации занимает от тридцати минут до нескольких часов — в зависимости от загруженности центра обработки данных.
Карточка водителя нужна для хранения информации:
- персональные данные водителя;
- его фото;
- скорость движения;
- маршрут;
- время отдыха и труда;
- пройденное расстояние.
Для юридических и физических лиц это все автомобили тоннажем от 3,5 до 12 т. и автобусы с количеством мест более восьми. Исключения указаны в Приказе Минтранса № 36. Если коротко, то это спец— и сельхозтехника типа бетономешалки, молоковоза, комбайна или военной техники.
Штраф за отсутствие карты тахографа или самого аппарата водитель или владелец этой техники не получат. Многие водители спрашивают: нужен ли тахограф на газель. Ответ — нужен, если это пассажирская газель с числом мест больше восьми. На грузовую газель до 3.5 т. не нужен.
По закону, если тахограф не регистрирует параметры движения или не считывает карту, он считается неисправным. Поездка с неисправным тахографом приравнивается к езде без него, а за это полагается штраф.
Если прибор сломался в поездке, водитель может двигаться дальше, но только в сторону ремонтной мастерской или стоянки. Передвигаться в таком режиму можно не более семи суток.
Важно в это же время вести учет рабочего времени — на специальном бланке. Спрашивайте этот бланк у производителя тахографа или компании, которая вам его продала. Этот бланк поможет защититься от штрафа, если вас остановить сотрудник ГИБДД.
В этом случае штраф за неисправный тахограф вы не получите.
- Тахограф — это устройство для контроля режима труда и отдыха водителя. Аппарат сообщит, когда водителю пора отдохнуть — это поможет не уснуть за рулем.
- Штраф за езду без тахографа для водителя — до 5000 рублей и для компании — до 50 000 рублей.
- За нарушение норм труда и отдыха владельца компании оштрафуют еще на 50 000 рублей.
- Если тахограф сломался в дороге, водитель должен вести график труда и отдыха на специальном бланке.
Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2022 году Штраф за перевозку негабарита
Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года
- 27 ноября 2020 года Министерством Юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах» (далее по тексту Приказ № 440).
- Приказ № 440 пришел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года, вступает в силу с 01 января 2021 года.
- Приказ № 440 сохранил основные требования и структуру своего предшественника и состоит из текста самого приказа и пяти приложений к нему:
- Приложение № 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.
- Приложение № 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
- Приложение № 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.
- Приложение № 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.
- Приложение № 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Вместе с тем, в Приказ 440 внесен ряд изменений. В частности:
- Приложение № 2 дополнено категорией транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами: «транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования».
- Приложением № 3 закреплена обязанность ФБУ «Росавтотранс» по предоставлению сведений об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.
Кроме того из приложения № 3 исключена норма, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью.
Также исключен порядок действий водителя в случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи.
- Из приложения № 4 исключена норма обязывающая мастерскую при замене СКЗИ тахографа «уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа».
При этом уточнено, что работы по выводу из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа осуществляется в соответствии с требованиями технической документации организаций — изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа и требованиями Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005).
- Кроме того, нормами принятых 438 и 440 приказов Минтранса России определен срок оснащения тахографами следующих категорий транспортных средств:
- грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
- транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- транспортные средства категорий М2 и М3, (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Вышеназванные транспортные средства должны быть оснащены тахографами не позднее 01 января 2021 года
Сроки оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, будут определены соответствующим Постановлением Правительства РФ в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»
Полный приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440.