Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021

На основании новой редакции п. 6 ст. 88 НК РФ, с 1 июля 2021 года при камеральной проверке организация или ИП вправе в качестве пояснения представить в налоговую в электронной форме реестр подтверждающих документов. В связи с этим, приказ ФНС России от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513 утвердил формы реестров документов, подтверждающих право на налоговые льготы по НДС и налогу на имущество.

По закону при камералке инспекторы вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и/или истребовать у них документы, подтверждающие их право на такие льготы.

С 01.07.2021 пояснения можно заменить электронным реестром подтверждающих документов (Закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Это право применимо в отношении налоговых деклараций и расчетов по НДС и налогу на имущество организаций, представленных после 1 июля 2021 года.

Соответствующие формы, порядки заполнения и сдачи, а также электронные форматы реестров утвердил с 30 июля 2021 года приказ ФНС от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513. А именно:

  • две формы реестров — льготы по НДС (КНД 1155127) и налогу на имущество (КНД 1155218);
  • порядки заполнения каждого;
  • электронные форматы для отправки в налоговую;
  • порядок сдачи реестров (он общий для НДС и налога на имущество).

Все про налоговые проверки — в легендарном курсе «Клерка». Автор — бвыший сотрудник ОБЭП рассказывает, как защитить себя и компанию во врем всех видов налоговых проверок. Проходите курс онлайн и получайте сертификат ИПБ России.

Содержание реестров о льготах по НДС и налогу на имущество

  • Оба реестра имеют одинаковую структуру. Это шапка:
  • Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021
  • И табличная часть. Для льгот по НДС она такая:
  • Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021
  • А вот таблица для льгот по налогу на имущество:
  • Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021

Как заполнить реестры

Льготы по НДС

Налоговый и отчётный период, код операции указывают как в декларации НДС, к которой отправлен реестр. Код берут из Приложения № 1 к приказу ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558.

Вот, как указать вид операции, по которой применена налоговая льгота (графа 2 реестра)

ПРИМЕР 1

В графе 1 реестра по НДС отражен код операции 1010245 «реализация услуг в сфере образования». Тогда в графе 2 могут быть указаны следующие виды операций, по которым применены налоговые льготы: основное образование, дополнительное образование, повышение квалификации и т. д.

ПРИМЕР 2

В графе 1 реестра по НДС код операции 1010211 «реализация медицинских услуг». Значит, в графе 2 — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги по сбору у населения крови в амбулаторных и стационарных условиях, услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению, услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, услуги патолого-анатомические, услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным и т. д.

В графе 7 «Вид документа» нужно указать договор, платежное поручение, спецификацию или иной документ, подтверждающий право на налоговые льготы по НДС.

Льготы по налогу на имущество

Налоговый и отчётный период, код налоговой льготы указывают как в декларации, к которой отправлен реестр.

При заполнении графы 2 реестра «Информация об объекте недвижимого имущества, в отношении которого заявлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций» возможны 2 варианта:

СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ
Налоговая база по объекту недвижимого имущества исчисляется как кадастровая стоимость Указывают кадастровый номер, указанный в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)
Налоговая база — среднегодовая стоимость Указывают одно из следующих:

  • кадастровый номер по ЕГРН — в случае его наличия;
  • условный номер по ЕГРН — в случае отсутствия кадастрового номера;
  • инвентарный номер — в случае отсутствия кадастрового и условного номеров;
  • идентификационный номер (рег. номер судна, присвоенный Международной морской организацией, регистровый номер классификационного общества), присвоенный морскому судну, судну внутреннего плавания (при наличии таких номеров) — в случае заполнения графы в отношении водного транспортного средства;
  • серийный (идентификационный) номер воздушного судна.

Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021

Порядок сдачи реестров

Подчеркнём, что рассматриваемые реестры — только электронные. Их отправляют в ответ на требования о представлении пояснений в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ.

Действует общий порядок отправки, установленный приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448.

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Будущее экономического кризиса в России: Н.Зубарев… Парковка на улице Губернского Будущее экономического кризиса в России: Н.Зубарев…

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС дает налогоплательщику возможность освободиться от обязанности представлять полный пакет таких бумаг. О том, когда нужно подавать этот реестр и как его грамотно заполнить, расскажем в нашей статье.

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2021): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

У налогоплательщиков часто возникают споры с ИФНС, связанные с применением льгот по НДС. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи.

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

Бланк реестра налоговики представили в приложении № 1 к письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. В этом же письме пошагово расписан порядок заполнения реестра. Скачайте бесплатно бланк реестра, кликнув по картинке ниже:

Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021 Бланк реестра подтверждающих документов по льготе НДС Скачать

Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.

Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем — по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец — по мелким.

Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.

В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.

В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:

  • договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
  • счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
  • платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
  • лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.
Читайте также:  Образец заполнения договора купли-продажи дома с земельным участком в 2021 году

Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.

После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.

Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения реестра документов, подтверждающих льготы по НДС. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите к разъяснениям экспертов.

Реестр ФНС налогоплательщиков РФ 2021Скачать бесплатно образец в К+

Итоги

При своевременной подаче реестра подтверждающих документов по льготе НДС налогоплательщик получает право на проведение выборочной проверки подтверждающих документов. И чем  подробнее и яснее будет раскрыта информация об этих документах, тем в меньшем количестве их запросят налоговые инспекторы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП) Данные ФНС РФ

Для этого введите в поисковой строке ИНН или ОГРН компании.

Если у вас нет точных реквизитов, достаточно будет ввести название компании.
В случае если название является распространенным и по Вашему запросу выходит
список, желательно уточнить запрос: ввести название компании + фамилию директора
(например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ)
Или: название компании + ее место нахождения (например: ТЕХПРОМ МОСКВА)
Или сразу все параметры (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ МОСКВА)

Как искать подробнее…

С помощью реестра ЕГРЮЛ Вы можете бесплатно получить следующую
актуальную информацию о Контрагенте – Юридическом Лице:

  • — Состояние юридического лица (действующее, ликвидированное, в стадии
    реорганизации и т.д.);
  • — Дату регистрации, налоговый орган, осуществивший регистрацию;
  • — Юридический адрес (адрес местонахождения), кол-во организаций,
  • зарегистрированных по данному адресу;

  • — Уставный Капитал;
  • — ФИО Руководителя, его должность;
  • — Учредители (участники) юридического лица, их количество, размер доли в
    уставном капитале;
  • — Виды экономической деятельности;
  • — Лицензии, выданные юридическому лицу (если выдавались);
  • — Филиалы и Представительства (если есть);
  • — Регистрация во внебюджетных фондах;
  • — другая официальная открытая информация.

С помощью реестра ЕГРИП Вы можете бесплатно получить следующую
актуальную информацию о Контрагенте – Юридическом Лице:

  • — Статус ИП (действующий, деятельность прекращена);
  • — Дату регистрации, налоговый орган, осуществивший регистрацию;
  • — Виды экономической деятельности;
  • — Регистрация во внебюджетных фондах;
  • — другая официальная открытая информация.

Обращаем Ваше внимание: Юридический адрес Индивидуального
Предпринимателя, является адресом его регистрации как физического лица, поэтому к
открытым данным не относится и не публикуется.

Внесение изменений в реестры, изменения любых данных, осуществляется только
Федеральной Налоговой Службой после официального обращения Руководителя и подачи
соответствующей формы на изменения.

Например, изменения телефона компании,
указанного при регистрации, возможно только при подаче формы P14001.

Регистрация
изменений в налоговой осуществляется в течение пяти рабочих дней, далее выдаются
готовые измененные документы.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы с реестрами ЕГРЮЛ/ЕГРИП
ФНС РФ на портале!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от
08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в
государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к
которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.

Налоговики запустят новые платформы для банков и чиновников — РБК

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов.

У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов.

 — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной).

В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра.

«Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства.

Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году.

К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС.

РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС.

Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС.

Читайте также:  Можно ли продать земельный участок многодетной семьи: как продать землю, полученную многодетной семьей, нюансы

«Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны.

Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений.

Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане.

При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3».

Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

Налогоплательщик ЮЛ 4.76.3, последняя версия 2021-2022, скачать бесплатно

«Налогоплательщик ЮЛ» — программа для предпринимателей и бухгалтеров, предназначенная для заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также иных документов, используемых при учете налогоплательщиков при представлении в налоговые органы.

Налогоплательщик ЮЛ 2021-2022 скачать бесплатно

Предлагаем бесплатно скачать последнюю версию программы «Налогоплательщик ЮЛ» с сайта налоговой или здесь. Последняя версия 2021-2022, актуальная на данный момент:

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.76 (208 Мб) + изменения 1 (4.76.1) (2 Мб) + изменения 2 (4.76.2) (15 Мб) + изменения 3 (4.76.3) (26 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.75 (206 Мб) + изменения 1 (4.75.1) (16 Мб) + изменения 2 (4.75.2) (27 Мб) + изменения 3 (4.75.3) (29 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.74 (196 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.73 (194 Мб) + изменения 1 (4.73.1) (4 Мб) + изменения 2 (4.73.2) (14 Мб) + изменения 3 (4.73.3) (14 Мб) + изменения 4 (4.73.4) (16 Мб) + изменения 5 (4.73.5) (16 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.72 (194 Мб) + изменения 1 (4.72.1) (4 Мб) + изменения 2 (4.72.2) (11 Мб) + изменения 3 (4.72.3) (13 Мб) + изменения 4 (4.72.4) (14 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.71 (192 Мб) + изменения 1 (4.71.1) (16 Мб) + изменения 2 (4.71.2) (21 Мб) + изменения 3 (4.71.3) (25 Мб) + изменения 4 (4.71.4) (25 Мб) + изменения 5 (4.71.5) (25 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.70 (190 Мб) + изменения 1 (4.70.1) (11 Мб) + изменения 2 (4.70.2) (13 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.69 (189 Мб) + изменения 1 (4.69.1) (20 Мб) + изменения 2 (4.69.2) (28 Мб) + изменения 3 (4.69.3) (30 Мб).

Налогоплательщик ЮЛ 2020

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.68 (185 Мб) + изменения 1 (4.68.1) (5 Мб) + изменения 2 (4.68.2) (7 Мб) + изменения 3 (4.68.3) (9 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.67 (182 Мб) + изменения 1 (4.67.1) (8 Мб) + изменения 2 (4.67.2) (10 Мб) + изменения 3 (4.67.3) (13 Мб) + изменения 4 (4.67.4) (13 Мб) + изменения 5 (4.67.5) (14 Мб) + изменения 6 (4.67.6) (14 Мб) + изменения 7 (4.67.7) (15 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.66 (180 Мб) + изменения 1 (4.66.1) (8 Мб) + изменения 2 (4.66.2) (15 Мб) + изменения 3 (4.66.3) (21 Мб) + изменения 4 (4.66.4) (23 Мб) + изменения 5 (4.66.5) (25 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.65 (176 Мб) + изменения 1 (4.65.1) (3 Мб) + изменения 2 (4.65.2) (17 Мб) + изменения 3 (4.65.3) (25 Мб) + изменения 4 (4.65.4) (31 Мб) + изменения 5 (4.65.5) (32 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.64 (170 Мб) + изменения 1 (4.64.1) (3 Мб) + изменения 2 (4.64.2) (9Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.63 (168 Мб) + изменения 1 (4.63.1) (3 Мб), изменения 2 (4.63.2) (3 Мб), изменения 3 (4.63.3) (3 Мб), изменения 4 (4.63.4) (6 Мб), изменения 5 (4.63.5) (8 Мб).

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.62 (165 Мб) + изменения 1 (4.62.1) (10 Мб) от 11.04.2019.

Скачать Налогоплательщик ЮЛ 4.61

Будущее налоговой системы: ЭДО, автоматический расчет налогов, ФНС as a service, прозрачная экономика онлайн — Право на vc.ru

С 2013 года началась активная цифровизация налоговых органов. А в 2019 и 2020 году произошли важные изменения в налоговой сфере. В этой статье разберем предпосылки, которые являются базисом для дальнейшего изменения налоговой системы и попробуем представить последствия для бизнеса в РФ.

{«id»:211531,»gtm»:null}

1 января 2019 года был введен режим «Самозанятые» (Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ). Этот режим позволил физическим лицам обелиться и упростить взаимоотношения с физическими и юридическими лицами. Казна получила дополнительный доход, физики и юрики — простоту, удобство и законность работы.

Однако, если посмотреть на этот режим под другим углом, то можно увидеть одну очень революционную идею — налоговый орган впервые взял функцию расчета налога на себя.

Если рассмотреть классическую механику работы налоговых органов, то она выглядит следующим образом:

  1. Налогоплательщик рассчитывает налог к уплате.
  2. Налогоплательщик перечисляет налог к уплате в налоговый орган.
  3. Налоговый орган перераспределяет суммы налога в бюджет.

В истории с самозанятыми налоговый орган взял на себя функцию расчета налога.

Рассчитывать налог будет ФНС на основе данных из ГАИ, реестра недвижимости и других источников данных.

В будущем налоговая хочет взять на себя расчет всех налогов, включая УСН, налог на прибыль и НДС — это позиция ФНС.

Для этого у ФНС будут все ресурсы: обязательный ЭДО, прослеживаемость товаров, интеграции с банками и учетными системами компаний в режиме онлайн.

С 1 июля 2021 года начинается эксперимент по отслеживанию товаров и услуг на территории РФ и вносятся изменения в НК РФ, которые регламентируют обмен счет-фактурами только в электронном виде (Федеральный закон от 9 ноября 2020 года №-371).

Перечень товаров для прослеживаемости указан в постановлении (ссылка). Например, среди них:

  • Холодильники.
  • Интегральные электронные схемы.
  • Стиральные машины, сушилки.

Прослеживаемость вводится только для товаров, которые ввозятся на территорию РФ и которые указаны в Приложении.

Компаниям и ИП потребуется отчитываться в налоговую по операциям с товарами, которые входят в этот перечень (п.п. 1 ст. 1 №-371 ФЗ) и обмениваться счет-фактурами только в электронном виде (п. 1, 2 ст.

2 №-371 ФЗ). Также в счет-фактурах появятся дополнительные поля (п. 5 ст. 2 №-371 ФЗ).

В правительстве и налоговом органе уже начинается работа над тем, чтобы переходить на обязательный ЭДО. А также начинаются попытки полностью оцифровать все движения и транзакции с товарами и услугами.

Это также подтверждает концепция развития ЭДО, принятая Правительственной комиссией по цифровому развитию 25 декабря 2020 года (ссылка на документ).

По этой концепции государство планирует (35 страница документа):

  • Перевести обмен 95% счет-фактур в формат ЭДО до конца 2024 года.
  • Перевести обмен 70% товарных и транспортных накладных в формат ЭДО до конца 2024 года.
  • Увеличение общего объема электронных документов на 20% и более ежегодно с 2022 года.
  • Снижение объема бумажных документов, которые запрашивает налоговый орган на 10% и более с 2023 года.
  • «Переход на использование информации и записи в информационной системе государственных органов вместо документов, представляемых хозяйствующими субъектами.»
Читайте также:  Изменения в законе 476-фз об электронной подписи в 2021 году. поправки в закон об электронной подписи

С 2013 года налоговая начала внедрять инструменты автоматизации администрирования налогов — АСК-НДС.

Программа собирает данные из деклараций по НДС и налогу на прибыль компаний, анализирует и сверяет данные. Если программа находит расхождения в декларациях компаний, то налогоплательщикам отправляются автоматические уведомления с просьбой предоставить документы и объяснить расхождения — это камеральная проверка.

В дальнейшем к процессу могут подключиться люди со стороны налоговой и попросить пересчитать сумму налога, чтобы обойтись «малой кровью» и налоговой не пришлось делать полноценную выездную проверку. Иногда стоимость проведения выездной налоговой проверки больше, чем сумма итоговых доначислений.

Результат внедрения этой системы можно посмотреть на графике.

Рост собираемости НДС составляет порядка 15% в то время, как экономика росла на ~1,5% в год. Источник данных.

По собираемости налога на прибыль можно также увидеть динамику в 15% в год, что больше, чем рост экономики.

Собираемость налога на прибыль по годам. Источник данных.

Налоговая стремится уменьшить количество выездных проверок (источник), а в будущем полностью от них отказаться. За 2020 год их количество уменьшилось на ~40% по сравнению с 2019 годом с учетом коррекции на мораторий по проведению выездных налоговых проверок в 2020 году.

Это логичное продолжение и изменение процессов администрирования налогов: налоговая, как классическая компания уменьшает себестоимость. Гораздо выгоднее направить компаниям автоматические требования по предоставлению документов и «попросить» компании пересчитать сумму налогов к уплате, чем делать полноценную выездную проверку.

Поэтому налоговая инвестирует в развитие IT-инфраструктуры млрд. рублей (источник) и строит собственные дата-центры для обработки данных.

В 2019 году было заключено соглашение между налоговыми органами и Wildberries об онлайн мониторинге (Источник). Компания предоставит налоговой онлайн доступ к учетной системе для регулярного мониторинга и анализа операций. Т.е. налоговая будет иметь доступ 24/7 ко всем операциям компании.

Подключение к онлайн мониторингу — дело добровольное (в узких кругах говорят добровольно-принудительное).

В декабре 2020 года был принят ФЗ 29.12.2020 N 470-ФЗ, который снижает лимиты для компаний, которые хотят подключиться к налоговому мониторингу с 1 июля 2021 года. Теперь его могут применять компании, у которых:

  • Выручка не менее 1 млрд. рублей в год.
  • Размер уплаченных налогов не менее 100 млн. рублей в год.
  • Сумма активов не менее 1 млрд. рублей в год.

Можно предположить, что лимиты в дальнейшем будут снижаться до малого и микро бизнеса. А налоговый мониторинг станет не добровольным, а обязательным.

Это уменьшение себестоимости и предупреждение ошибок. Гораздо эффективнее заранее обнаружить ошибку или уход от налога, предупредить налогоплательщика и получить правильно рассчитанную сумму налога.

А если соединить эту концепцию с обязательным ЭДО, прослеживаемостью товаров и услуг, автоматическим расчетом налогов и сдачей деклараций, то можно сказать, что это бизнес будет подключаться к учетной системе налоговой для налогового мониторинга, а не наоборот.

15 декабря 2020 года Минфин вынес на обсуждение законопроект.

Законопроект вносит изменения в статью 86 НК РФ (Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля) и 102 НК РФ (Налоговая тайна).

С помощью законопроекта предлагается следующее: чтобы ЦБ России мог предоставлять документы и другие сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также содержащие персональные данные физических лиц налоговым органам. При этом перечень документов и сведений и порядок их предоставления будет определяться по соглашению между ЦБ и ФНС.

С вводом этого законопроекта налоговая сможет запрашивать банковскую выписку юридических и физических лиц без проверок и требований, обходя п.1 ст. 86 НК РФ. И сможет автоматизировать это дело, чтобы выписка подтягивалась каждый день или каждые пару часов. Причем по каждой организации или ИП.

С принятием этого законопроекта налоговая сможет видеть все финансовые потоки организаций онлайн, сверять их с отчетностью и другими информационными базами. Налоговая будет накапливать данные, анализировать и находить закономерности, чтобы эффективно администрировать налоги: пресекать попытки обналичивания, дробления, ухода от НДС и других серых операций.

Также налоговая сможет анализировать доходы и расходы всех физических лиц. Если налоговая обнаружит несоответствие между доходами, расходами и уплаченным НДФЛ, или регулярный поток денег из непонятного источника, то налоговая сможет направить запрос для дачи объяснений или подаст в суд на физика за уход от уплаты НДФЛ.

У налоговой для этого будет доступ ко всем базам данных: онлайн доступ ко всем банковским счетам, ЗАГС, ЕГРН, ГИБДД и другим системам.

Налоговая уже пробовала сделать доначисление налогов НДФЛ физическим лицам (2015 год) при приобретении транспорта или недвижимости.

Налоговая находила физических лиц с около нулевым официально задекларированным доходом и при крупных покупках задавала физику вопрос: «Откуда деньги?». И обращалась с этим делом в суд.

Обычно физические лица ссылались на то, что они накопили сумму или им кто-то дал в займы.

Суды до апелляционной инстанции поддерживали ФНС. Однако верховный суд встал на сторону физического лица (Вопрос 9) в 2015 году, сославшись на п.6 ст. 108 НК РФ. Налоговая должна доказать, что физическое лицо получило определенную сумму дохода и с этой суммы физическое лицо не уплатило НДФЛ.

С принятием этого законопроекта налоговая получит доступ ко всем доходам, которые будут проходить через банковские счета всех физических лиц. Налоговая сможет увидеть доходы и расходы родственников, займодателей. Выявить закономерности по снятию наличных или переводам. В этом случае у налоговой будет больше доказательной базы.

Налоговая использует комплексный подход к обелению экономики: заходит со стороны юридических и физических лиц.

По данным РБК ФНС планирует реализовать в 2023-2024 годах следующий проект:

Онлайн-сервисы Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации (ФНС РФ)

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику:

  • получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об объектах движимого и недвижимого имущества;
  • контролировать состояние расчетов с бюджетом;
  • получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
  • оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию. 
Данный сервис позволяет:

  • узнать свой ИНН;
  • узнать ИНН физического лица.
Сервис позволяет:

  • заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;
  • зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление;
  • получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе на сайте и по адресу электронной почты (если Вы укажете его в заявлении в разделе «Контактные данные заявителя»);
  • распечатать заполненное заявление. 
Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц 
в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.
Сообщения о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц
Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами) 
Сервис Федеральной налоговой службы для оплаты государственной пошлины
Сервис для заполнения платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации 
(Формы, бланки, форматы, инструкции, xsd-схемы) Указав вид налога, сервис позволяет скачать налоговые декларации, бухгалтерские отчетности, расчеты по налогам, авансовые расчеты, справки и пр. 
Сервис предназначен для организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *