Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.
Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.
Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.
О сопровождении казначейством госконтракта
Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный Закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
- КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
- КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
- Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
- Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
- Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.
Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: когда нужно и как оформить
Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:
- Заказчик и поставщик заключают контракт жизненного цикла.
- Товары, работы и Услуги приобретаются у поставщика, попавшего под санкции. Такого исполнителя выбирает правительство РФ.
- Обязанность сопроводительных операций установили государственные или муниципальные органы власти (п. 4 ПП РФ № 963). По правилам, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 миллиардов рублей. Под этот норматив попадает и закупка у единственного поставщика, осуществляемая на основании решения президента РФ или правительства РФ. Региональные администрации вправе устанавливать иные лимиты. Например, в Ленинградской области сопровождать госконтракт необходимо, если НМЦК — от одного миллиарда рублей и выше (постановление правительства Ленинградской области № 629 от 29.12.2014).
Разбираемся с расширенным сопровождением
Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):
- При закупке строительных работ по возведению и(или) реконструкции объектов капитального строительства у единственного подрядчика. Цена такого госконтракта — от 10 миллиардов рублей и выше. Главное условие — отсутствие требования об обеспечении контракта.
- При приобретении товаров, работ и услуг по государственной программе РФ. НМЦК (максимальное значение цены контракта) — от 15 миллиардов рублей. В программе стоит обязательное условие о сопроводительных банковских операциях.
- При заказе ТРУ у исполнителя, попавшего под санкции и выбранного правительством РФ.
Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.
Выбираем банк
Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):
- операционная деятельность кредитной организации лицензирована;
- опыт работы — не менее пяти лет;
- капитализация — минимум 1 миллиард рублей;
- в отношении учреждения не проводится санация;
- в течение полугода соблюдаются отчетные нормативы, установленные Центробанком (проверяются все отчетные даты за предшествующие шесть месяцев).
Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, Исполнитель обязан заключить соглашение с банком.
Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ. Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами.
Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).
Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).
Если дополнительно требуется казначейский контроль, проверьте, подключен ли выбранный банк к системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.
Устанавливаем требование о банковском сопровождении
Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст.
64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»).
Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).
Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит Штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:
Составляем Договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):
- порядок открытия отдельного счета, зачисления и списания денег;
- сроки открытия и отдельного счета, и проведения всех денежных операций;
- возможность авансирования и списания сумм по требованию заказчика (доступно, если нет условия об обеспечении);
- обязанности банка (отправка выписки по счету и расшифровки операций, идентификация исполнителя и соисполнителя и ее результаты, направление требуемых сведений в Федеральное казначейство);
- правила изменения и расторжения договора.
Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):
- Стоимость услуг кредитной организации.
- Информацию, которую заказчик впоследствии пропишет в платежном поручении (перед заключением договора согласуйте этот пункт с заказчиком).
- Список документов, подтверждающих исполнение госконтракта. Сроки проверки подтвердительной документации сотрудниками кредитной организации.
- Случаи отказа транзакции. Ответственность кредитора за неправомерный отказ.
- Обязанность банка предоставлять отчет в форме мониторинга по запросу Федерального казначейства. Документооборот осуществляется через систему передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.
В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.
Банковская гарантия в 2021 году: как обеспечить исполнение контракта по 44-ФЗ
- 22-04-2021
- Маргарита Хрипунова
- 7 мин.
После госзакупки победитель торгов должен показать заказчику, что он действительно может исполнить контракт.
Иногда ему для этого достаточно подтвердить свою добросовестность, иногда — перевести деньги на ваш счет.
Мы расскажем о третьем варианте банковской гарантии: что в нее включить и как проверить подлинность документа.
Что такое банковская гарантия и как ее получить
Это документ, обязывающий банк выплатить деньги заказчику, если исполнитель госзаказа сорвет сроки или плохо выполнит свою работу.
Когда исполнитель не хочет извлекать деньги из оборота компании или же у него просто нет нужной суммы, он вправе использовать БГ. Чтобы получить ее, нужно предоставить выбранному банку ряд документов и написать заявление.
Комиссия за выдачу гарантии будет зависеть, в первую очередь, от репутации исполнителя. Если у компании нет долгов, она вовремя оплачивает счета и налоги, то и условия будут более выгодными.
Обычно это около 4-5% годовых от суммы гарантии.
Зачастую происходит так, что банки пытаются доказать ограниченное действие гарантии — только на штрафы. На самом же деле действие БГ распространяется на все обязательства, если в документе о закупке нет другой информации.
Требования к банковской гарантии в 2021 году
Оформление БГ и вся работа должны соответствовать нормам статьи 45 44-ФЗ:
1) Документ должен быть безотзывным, выдаваться уполномоченным банком — список есть на сайте Минфина РФ. Важно проверить, что организация в этом перечне.
2) Заказчику нужно рассмотреть БГ за три рабочих дня.
3) Отказ в приеме БГ заказчику нужно оформить письменно и указать причины.
Вы, как заказчик, можете не согласиться принять БГ, если информации о ней нет в Реестре; если документ оформлен не по закону или проекту контракта. В этих случаях исполнителя могут признать уклонившимся от контракта и включить в РНП.
- Содержание БГ должно отвечать закупочному законодательству и включать:
- 1) Сумму для оплаты: при цене договора до 50 млн рублей это 5-30% НМЦК, если договор стоит больше 50 млн, то размер обеспечения 10-30% НМЦК;
- 2) Обязательства сторон — причем, максимально подробно, чтобы не возникло споров при раскрытии документа;
- 3) Условие о том, что выплата денег заказчику засчитывается только после поступления их на счет;
- 4) Обязанность выплаты заказчику неустойки за просрочку — 0,1% в день;
- 5) Срок действия БГ;
- 6) Условие, предусматривающее заключение договора предоставления БГ по обязательствам принципала;
- 7) Документы, которые заказчику нужно будет предоставить банку для получения оплаты БГ.
Сроки предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ
БГ оформляется до финального подписания контракта с исполнителем. Обычно дата получения считается началом действия договора, но бывают и исключения. Например, есть вам нужно сделать закупку для сезонных работ, которые начнутся через месяц, тогда гарантия начинает действовать с установленной даты, а не с момента выпуска документа.
Срок действия гарантии должен быть дольше срока действия контракта хотя бы на месяц. Например, если при строительстве школы вы запросите гарантию на семь лет — до мая 2028 года, то документ должен действовать до июня 2028-го. Вы вправе требовать и больший Гарантийный срок — информацию об этом нужно зафиксировать в документации.
- Иногда временные рамки действия БГ можно изменить, в частности:
- — когда изменен срок действия контракта и изначально оформленная БГ перестала покрывать период его исполнения;
- — если условия были выполнены раньше;
- — при заключении контракта на продолжительный период.
- Для изменения сроков нужно будет обратиться в банк или воспользоваться опцией ежегодного продления действия.
Реестр банковских гарантий
Стороны закупки могут сталкиваться с определенными рисками — например, получить поддельный документ. Все будет выглядеть как положено: официальный бланк, подпись, печать. Однако такой документ не гарантирует получение денег за счет юридических тонкостей. Поскольку недобросовестных кредитных организаций было много, решить ситуацию отчасти помогло создание Реестра банковских гарантий.
Реестр — список всех БГ, которые уже были выданы другим участникам госзакупок. Если документ есть в базе, волноваться за его подлинность не нужно. Ведет список Казначейство, а размещен он в Единой информационной системе.
Раньше информацию из базы мог получить любой человек, но три года назад ситуация изменилась. Теперь просматривать документы могут зарегистрированные в ЕИС представители банка или заказчика, а для поставщиков Реестр закрыт.
Какие банки могут выдавать БГ по 44-ФЗ
Выдавать БГ разрешено не каждому банку — лишь организациям с собственными средствами выше 300 млн рублей, и кредитным рейтингом на уровне В (RU) или ruB.
Кроме того, банк должен быть в списке на сайте Минфина — это гарантирует, что он соответствует всем требованиям Правительства. Перечень обновляется минимум раз в месяц. Его можно найти в разделе «Тарифная и таможенная политика». Как правило, в списке 200-300 кредитных организаций.
Если в период действия БГ у банка отзывают лицензию, обязанность замены документа ложится на исполнителя, а не на заказчика — этого требует часть 30 статьи 34 44-ФЗ. Исправить ситуацию нужно за месяц.
Как заказчику проверить подлинность документа
По сути, БГ можно назвать страховкой заказчика — банк ручается, что исполнитель выполнит условия вашего контракта качественно и вовремя или вы получите деньги. По закону, проверять документ вы не обязаны, но эксперты рекомендуют обратить внимание на его содержание.
Еще один косвенный способ проверки подлинности документа. На сайте ЦБ РФ в части «Справочник по кредитным организациям» найдите интересующий банк и посмотрите сведения оборотной ведомости — в строке счета №91315 будут данные по уже выданным гарантиям. Сумма, которую вы увидите, должна быть не меньше указанной в БГ.
Строгих требований к форме гарантии сейчас нет, но вы сами можете указать, какую информацию важно включить в текст. Также вы можете предложить исполнителю заранее согласовать текст БГ, чтобы избежать непонимания и внесения изменений в дальнейшем.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — виды, стоимость и для чего нужно
Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК).
Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.
- Для чего нужно БСК
- Виды банковского сопровождения контракта
- Стоимость БСК
- Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
- Порядок проведения БСК
- Где указаны сведения о банковском сопровождении
- Требования к банкам при осуществлении БСК
- Договор БСК
- Часто задаваемые вопросы
- Что понимается под БСК?
- Каковы цели осуществления БСК?
- Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
- Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
- Как определяется стоимость банковского сопровождения?
Для чего нужно БСК
Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.
Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.
Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:
- Простое. Включает мониторинг специального счета, открытого для поставщика по контракту. Исполнитель предоставляет банку сведения о движении денег, остатках на счете и другой информации, в том числе – по отдельным запросам. Такой вариант услуги предоставляется без взимания дополнительной платы.
- Расширенное. В этом случае банковская услуга предоставляется на платной основе. Она предусматривает выполнение нескольких дополнительных мероприятий, главным из которых становится контроль над обеспечением соответствия поставляемых услуг или товаров условиям государственного контракта.
Стоимость БСК
Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:
- 1,15% — при заключении контракта на сумму от полумиллиарда до 1 млрд. руб.;
- 1,12% — если подписывается договора на сумму в пределах 1-5 млрд. руб.;
- 1,09% — для государственных контрактов в размере 5-10 млрд. руб.;
- 1,05% — при оформлении договора в рамках госзакупки на 10-15 млрд. руб.;
- 1,00% — если сумма подписанного в результате проведения торгов договора превышает 15 млрд. руб.
Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб.
Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла.
Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.
Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- при заключении контракта с ЕП на возведение, реконструкцию или техническое перевооружение объекта на сумму свыше 10 млрд. руб.;
- для договоров с ЕП на сумму от 15 млрд. руб. в рамках реализации государственных программ;
- при подписании контракта, одним из требований которого выступает казначейское обеспечение обязательств;
- для договоров, условия которых предусматривают меры ограничительного характера.
Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).
Порядок проведения БСК
Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.
Где указаны сведения о банковском сопровождении
Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:
- план-график госзакупки;
- извещение о ее проведении;
- проект государственного или муниципального контракта;
- другая закупочная документация.
Требования к банкам при осуществлении БСК
К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:
- лицензия Центробанка РФ;
- 5-летний или более продолжительный опыт работы на финансовом рынке;
- собственные активы в размере от 1 млрд. руб.;
- отсутствие запущенной процедуры финансового оздоровления, проводимой по решению Банка России;
- выполнение нормативов регулятора за последние полгода.
Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.
Договор БСК
Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:
- наименования и реквизиты всех заинтересованных сторон;
- условия и сроки открытия специального счета;
- для каждой из сторон, участвующих в подписании договора – права и обязанности;
- порядок проведения расчетов в рамках исполнения государственного контракта;
- необходимость и порядок списания со счета суммы, равной авансовой оплате (при отсутствии обеспечения);
- обязательства банка в части передачи заказчику государственного контракта результатов мониторинга;
- условия и Процедура изменения/расторжения договора на БСК;
- необходимость и правила предоставления сведений в ФК, если это предусмотрено тендерной документацией;
- по отдельному согласованию с заказчиком основного контракта – сведения, необходимые для включения в платежные документы;
- по отдельному согласованию с заказчиком — права банковской организации производить проверки платежных документов;
- другие условия сотрудничества, в том числе – установленные тендерной документацией.
Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.
Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.
Часто задаваемые вопросы
Что понимается под БСК?
Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.
Каковы цели осуществления БСК?
Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.
Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.
Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
Банковским сопровождением государственных и муниципальных контрактов занимаются банки, включенные в специальный перечень Минфина, а следовательно — удовлетворяющие предъявляемым ведомством требованиям.
Как определяется стоимость банковского сопровождения?
Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.
Казначейское сопровождение контракта
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство? Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов. Что контролирует казначейство?
Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
- контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
- госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
- контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
- в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
- в закупках с банковским сопровождением;
- по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке.
Подробнее об этом мы писали в статье.
Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта.
Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах.
По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
- Указать соисполнителей по договору.
- Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
- Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
- Вести раздельный финансовый учет.
- Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
- Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.
Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
- У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
- После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
- Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
- После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
- Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.
Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.
Открытие счета
Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица.
Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи.
Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.
Оплата по контракту
Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.
Нельзя перечислять целевые средства:
- в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
- на депозиты;
- на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.
Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет.
Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ.
Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.
Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.
Что контролирует казначейство
Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:
- соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
- соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
- факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
- соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
- стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.
Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.
Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.
Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.
Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.
На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.
Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.
В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
Принципы банковского сопровождения контрактов
Комплекс мер, которые направлены на мониторинг, анализ и подготовку для заказчика сведений о совпадении параметров поставленного товара, исполненной работы и оказанных услуг с заявленными в контракте, — всё это укладывается в понятие «банковское сопровождение контракта» (БСК).
Его осуществление регламентируется ПП № 963 от 20.09.2014, которое, обозначая все аспекты банковской услуги, называет также случаи, когда его применение неизбежно.
Оно обязательно при:
- подписании контракта жизненного цикла;
- достижении финальной стоимости заключаемого соглашения свыше 10 млрд руб. независимо от вида применяемых закупочных процедур;
- осуществлении закупки у единственного поставщика, когда он определён специальным правительственным распоряжением или другим правовым актом, в котором указывается обязательность применения банковского сопровождения.
Одновременно в ПП обозначается недопустимость его использования при выполнении гражданско-правовых договоров, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками.
Также запрещается банковское сопровождение контрактов, связанных с исполнением гособоронзаказа, или соглашений, заключаемых за пределами гособоронзаказа, но ставящих своей целью закупки, которые имеют отношение к гостайне.
Виды и тарифы
Практикуются 2 вида банковских сопровождений:
- Если банковское учреждение следит за действиями по исполнению контракта с помощью счёта заказчика, а затем ему же предоставляет полученные аналитические сведения, то тогда речь идёт о простом виде.
- При расширенном его варианте банковская структура проводит мониторинг исполнения договорных обязательств и осуществляет контроль за ходом работ посредством собственного функционала, чему сопутствует также информация о банковском сопровождении контракта.
При этом простое банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ осуществляется на безвозмездной основе, в то время как расширенный его вариант требует оплаты согласно следующим тарифам:
- при контрактной стоимости от 500 млн до 1 млрд руб. — 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
- от 1 млрд до 5 млрд руб. — 1,15%;
- от 10 млрд до 15 млрд руб. — 1,09%;
- от 15 млрд и более — 1%.
Вычисленная подобным образом сумма подлежит внесению в текст контрактного соглашения в качестве обязательной к уплате с присовокуплением к ней порядка осуществления расчётов между всеми участниками договорных отношений.
Чтобы поставщик мог привлечь банк для осуществления простого БСК, ему требуется соблюсти такие условия:
- все расчёты, связанные с контрактным исполнением, следует производить на отдельном счёте, который открывается в банке, производящем контрактное сопровождение;
- в процессе заключения договоров с соисполнителями требуется указание условий расчётов, которые предусматриваются положениями исполняемого соглашения;
- необходимо предоставлять заказчику все нужные ему данные о соисполнителях.
Со стороны заказчика в условия привлечения банка для проведения расширенного БСК входят такие его обязанности:
- указывать на документы, которые требуются для проверки на соответствие контрактным условиям;
- называть соисполнителей, платёжные документы которых подлежат проверке на способность подтвердить основание платежей;
- согласовывать с банком перечень добавочных сведений, необходимых для поверки;
- координировать с банком анализ платёжных документов на их соответствие поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
- не позднее 5 дней рассматривать банковский запрос о выполнении платежей поставщиков и соисполнителей;
- оговаривать случаи отказа банка проводить платежи и степень ответственности банковского учреждения за этот отказ;
- не позднее 5 дней реагировать на запрос поставщика о несогласии с отказом платежа.
Требования к банкам
Правительственное постановление № 963, разъясняя, как устанавливается банковское сопровождение контракта, заключаемого для федеральных нужд, одновременно выдвигает конкретные требования к банковским учреждениям, привлекаемым к сопровождению государственных и коммунальных контрактов.
Наиболее существенные из них заключаются в:
- необходимости, чтобы банковский капитал такого учреждения составлял минимум 1 млрд руб.;
- обладании опытом деятельности на рынке финансово-кредитных услуг, составляющем минимум 5 лет;
- отсутствии со стороны Центробанка РФ подозрений в необходимости проведения в такой банковской структуре мероприятий по её финансовому оздоровлению;
- неукоснительном соблюдении нормативов, установленных Цетнробанком РФ, на протяжении минимум последнего полугода;
- нахождении банковской структуры в реестре пользователей спецсистемы передачи финансовой информации Центробанка РФ о проведении казначейского контрактного сопровождения.
Алгоритм
Востребование БСК в процессе исполнения госзаказа предполагает следующий алгоритм действий:
- В закупочной документации фиксируется условие об обязательности участия банка.
- Отбирается соответствующее банковское учреждение.
- С ним заключается соглашение в виде договора.
- После оказания услуги по БСК банковская структура предоставляет заказчику отчёт о проделанной работе.
Правом выбирать банковское учреждение обладает не только заказчик, но и поставщик.
При этом 44-ФЗ обязывает фиксировать данные о БСК в:
- графе 30 плана-графика, где надлежит отметить пункт «Да». В электронном варианте документа эту функцию выполняет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта».
- любой графе контрактного проекта и непосредственно в контракте.
- разделе «Информационная карта» закупочной документации.
- блоке «Обеспечение исполнения контракта» закупочного извещения.
Если заказчик не указывает данные о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации, то это чревато для него штрафными санкциями по КоАП. А отказ от заключения договора по БСК грозит административным наказанием для обеих сторон закупочного процесса.
Содержание договора
Договор об осуществлении БСК должен включать в себя сведения о:
- правах и обязанностях сторон;
- порядке и сроках открытия отдельного счёта поставщику, его соисполнителям;
- фиксации движения денежных потоков в пределах данного счёта;
- праве заказчика на списание денежных средств в контрактном авансовом размере в случае, если нет необходимости в обеспечении сделки;
- обязанности банка ежемесячно предоставлять заказчику информацию о движении денег по счёту, итоги идентификации поставщика, соисполнителя, соответствующие отчёты;
- правилах внесения поправок и расторжения договора;
- банковской обязанности сообщать в Федеральное казначейство сведения о проводимых финансовых операциях;
- указанных в платёжном документе данных;
- праве банка осуществлять проверку платёжного документа;
- праве заказчика требовать отчёт о мониторинге и обязанности банка составлять подобный отчёт на протяжении 5 дней со времени получения запроса в ФК.
Банковские отчёты
Правительственное постановление о БСК предъявляет требования к формированию банковских отчётов, которые заключаются в необходимости:
- формирования и передачи заказчику сведений и отчёта по движениям денежных средств внутри отдельного счёта поставщика не позднее 15 числа следующего за отчётным периодом месяца при простом БСК;
- то же самое предоставлять заказчику не позднее 25 числа для расширенного БСК;
- включения в отчёт по расширенному БСК данных о результатах проверки соблюдения поставщиком, подрядчиком, исполнителем контракта касательно товаров, работ, услуг;
- проверки корреспондирования выполняемых работ с проектными документами;
- анализа соответствия объёмов произведённых работ платёжным документам.
- предоставления иной информации, зафиксированной контрактными условиями.
Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ, выполняя функцию контроля за надлежащим исполнением контрактов, делает госзакупочный процесс упорядоченным, прозрачным и в итоге более эффективным.