Пропорциональная налоговая система в 2021 году

Налоговая система в 2021 году потеряла одного «бойца» — спецрежим ЕВНД, который с 1998 года помогал серьезной части малого и среднего бизнеса «малой кровью» справляться с налоговым бременем.

Однако меньше налоговых режимов в РФ не стало: во второй половине 2020 года «в тираж», то есть на всей территории России, вышел налог для самозанятых – НПД (налог на профессиональный доход).

Какие режимы налогообложения действуют в 2021 году, и какой налоговый режим выбрать – в нашей статье.

В феврале 2021 года руководство Федеральной налоговой службы озвучило актуальные данные по количеству налогоплательщиков в стране.

Кто уплачивает налоги в РФ:

  • 3,4 млн. компаний,
  • 3,7 млн. ИП,
  • 1,7 млн. самозанятых.

Какие налоговые режимы применяются в 2021 году:

  • Общий налоговый режим или общая система налогообложения (ОСНО). Еще этот налоговый режим называют традиционным или базовым, его назначают по умолчанию, если плательщик не заявляет другой налоговый режим. ОСНО предполагает ведение бухгалтерского и налогового учета, уплату всех налогов и сборов. Основные плательщики ОСНО – крупные компании.
  • Специальные налоговые режимы. Налоговые режимы, при которых применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов: УСН, ПСН, ЕСХН, НПД. Любой из специальных налоговых режимов предполагает замену нескольких основных налогов единым. Спецрежимы относятся к налогообложению федерального уровня, однако на них могут влиять региональные и муниципальные власти, устанавливая предельные значения, ограничения по видам деятельности и т.п. Основные плательщики – малый и средний бизнес.
  • Пропорциональная налоговая система в 2021 году
  • Более 70% налогоплательщиков в РФ применяют специальные налоговые режимы.
  • Режимы налогообложения 2021:
  1. ОСНО для ЮЛ и ИП. Общая система налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. УСН для ИП и ЮЛ.  Упрощенная система налогообложения разделяется на два вида: УСН (доходы) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и УСН (доходы минус расходы) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
  3. ПСН. Патентная система налогообложения для ИП.
  4. ЕСХН. Единый сельскохозяйственный налог — специальный налоговый режим, разработанный для производителей сельскохозяйственной продукции в статуте ИП и ЮЛ.
  5. НПД. Налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых граждан и ИП без наемных работников.

Топ факторов при выборе системы налогообложения

Какой налоговый режим выбрать? От чего отталкиваться при выборе системы уплаты налогов. Прежде всего, надо знать всю палитру налоговых систем, чтобы понимать из чего выбирать. Необходимо понять ограничения, которые ставит та или иная система налогообложения.

Например, патентная система налогообложения рассчитана только на ИП, для самозанятых есть ограничения по размеру годового дохода и т.п.

Начнем с параметров, которые могут ограничить выбор налогового режима, затем расскажем о главных особенностях налоговых систем с учетом изменений на 2021 год.

Ключевые факторы при выборе режима налогообложения — по версии ФНС:

  1. Категория налогоплательщика:
    • индивидуальный предприниматель,
    • юридическое лицо,
    • физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
  2. Особенности организации:
    • занимается ли организация подакцизным товаром,
    • есть ли необходимость вести учет,
    • есть ли обязанность предоставлять декларацию.
  3. Размер годового дохода.
  4. Количество наемных сотрудников.

Чтобы выбрать налоговый режим, следует учесть и ряд других параметров: сфера деятельности, балансовая стоимость имущества, запрос клиентов, в частности, если ваши покупатели планируют возмещать НДС, то они откажутся работать с партнерами, не находящимися на общей системе налогообложения и т.п.

Провести анализ финансовой деятельности и автоматически определить наиболее подходящую систему налогообложения поможет СБИС Финансовый анализ.

Спецрежимы. Куда бизнес ушел с «вмененки»?

С 2021 года прекратил существование самый популярный и щедящий налоговый спецрежим – ЕНВД, который еще называли «вмененкой». По оценке ФНС, он позволял экономить на налогах примерно в 7 раз по сравнению с другими спецрежимами. Средняя налоговая нагрузка на нем составляла около 1%.

Этот налоговый режим существовал с конца 90-х и был одним из инструментов стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Его действие неоднократно продлевали – в связи со сложными экономическими условиями в стране, однако на этот раз продления не случилось. С 1 января 2021 года налоговый режим был отменен.

До 1 февраля 2021 года плательщики ЕНВД должны были сообщить в налоговую о том, на какой режим налогообложения они переходят.

В феврале руководство ФНС официально объявило, что 96,2 % компаний заявили о переходе на другие налоговые спецрежимы. Вот как распределились доли выбранных спецрежимов среди них.

  1. Какие спецрежимы выбрал бизнес вместо ЕНВД:
  2. 57,5 % — выбрали «упрощенку» УСН,
  3. 40 % — выбрали патент ПСН,
  4. 2,5 % — выбрали налог для самозанятых НПД.
  5. Источник: издание «Коммерсантъ» со ссылкой на ФНС, данные на февраль 2021 года.

Оставшиеся чуть менее 4% бывших «вменещиков» будут в автоматическом режиме переведены на общую систему налогообложения ОСНО.

Спецрежимы. УСН упрощенная система налогообложения

УСН заменяет следующие налоги:

  • НДФЛ (по доходам ИП, облагаемым по ставке 13 %, кроме дивидендов),
  • прибыль (кроме нескольких видов доходов, например, дивидендов),
  • НДС (кроме налога при импорте и НДС, который уплачивается в статусе налогового агента),
  • налог на имущество (кроме имущества, облагаемого по кадастровой стоимости).

422 млрд. руб. заплатили государству 2,2 млн. компаний и ИП на УСН в 2019 году. Поступления от «упрощенцев» в 2019 году были в 6,5 раз больше, чем те, что внесли в казну примерно столько же компаний и ИП на ЕНВД. При этом около 60% плательщиков ЕНВД с 2021 года пополнили ряды «упрощенцев». Разберемся, в чем суть этого налогового режима.

УСН могут применять как организации, так и ИП, но только малые с средние. Хотя, с 2021 года «потолок» этого налогового спецрежима расширен: доход увеличен со 150 мл. рублей до 200 млн рублей, средняя численность сотрудников – со 100 человек до 130 человек.

Однако, для тех, кто превысил прежние пороговые значения есть одно «но», право на УСН они сохраняют, но налог должны заплатить по повышенной ставке.

Также на УСН есть ряд ограничений по виду деятельности, например, упрощенцами не могут быть банки, страховые компании, нотариусы и др.

УСН разделяется на два вида – по объекту налогообложения. УНС Доходы платится с доходной части. Налоговый период по УСН Доходы составляет календарный год, налоговая декларация предоставляется по итогам года. УНС Доходы минус расходы – платится с доходов, уменьшенных на величину расходов. Отчетность по УСН Доходы минус расходы предоставляется каждый квартал.

Важно: организации и ИП, которые до 2020 года применяли ЕНВД, а затем перешли на УСН с Доходы минус расходы, вправе учесть в расходах стоимость сырья и материалов, купленных в период применения ЕНВД, но использованных в период применения УСН, по мере их использования.

Ставки по УСН:

  • Доходы: 6% (8% при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130). Минимальная ставка нулевая.
  • Доходы минус расходы: 15% (20% — при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130). Минимальная ставка – 3%. В регионах, где сохранены налоговые каникулы, минимальная ставка для ИП может опускаться до нулевой.

Поменять налоговый режим в течение года нельзя, заменить его можно только по окончании налогового периода. Это требование распространяется на все налоговые режимы. Налоговым периодом для УСН является год.

Спецрежимы. Патент ПСН

Патент рассчитан только на ИП. И только для определенных в статье 26.5 НК РФ видов деятельности. В списке такие виды деятельности как ателье проката, охранные агентства, фотосалоны, обувные мастерские, парикмахерские и т.

п. С 2021 года перечень видов деятельности на патенте расширен. В него, в частности, внесены виды деятельности, которые применялись в рамках ЕНВД: автостоянки, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ определены виды деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, в частности:

  • производство подакцизных товаров,
  • добыча и реализация полезных ископаемых,
  • оптовая торговля,
  • торговля по договорам поставки,
  • услуги по перевозке грузов и пассажиров, если ИП имеет в собственности или в распоряжении более 20 автотранспортных средств,
  • сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами,
  • оказание кредитных и прочих финансовых услуг.

Есть на патенте и другие ограничения: численностью наемных работников не должна превышать 15 человек, а годовой оборот по виду деятельности на патенте не должен быть выше 60 млн рублей.

Из нововведений 2021 года на патенте также можно отметить увеличение предельного размера площади торгового зала объекта стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания с 50 до 150 кв. м.

Как считается налог на патенте: СТ × (ПВГД / 12 × КМ), где СТ — налоговая ставка (от 0 до 6%), ПВГД — сумма потенциально возможного годового дохода, КМ — количество месяцев, на которые взят патент.

Налоговая декларация на ПСН не сдается. По патенту на срок до 6 месяцев налог уплачивается разово в течение срока действия патента, по годовому патенту — в первые три месяца треть от суммы налога, оставшаяся сумма уплачивается до конца срока действия патента.

Важно: возможно совместное применение ПСН и УСН. Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности, часть их которых не попадает под патент, по другим видам деятельности он может применять упрощенку.

Читайте также:  Как заполнить дополняющую форму сзв-м 2021

Спецрежимы. ЕСХН единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН могут применять организации, ИП и крестьянские, фермерские хозяйства, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью. Обязательное условие для применения этого налогового спецрежима: доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять в обороте предприятия не менее 70%.

Особенности сельскохозяйственного налога:

  • доходы, уменьшенные на величину расходов — объект налогообложения по данному налогу,
  • налоговая ставка регулируется региональными законами, может составлять от 0% до 6 %,
  • налоговый период — календарный год,
  • налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода.

Спецрежимы. НПД налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход — новый налоговый режим для самозанятых, в качестве эксперимента появился в стране с 2019 года, а во второй половине 2020 года стал действовать на территории всей страны.

По данным ФНС, на февраль 2021 года зарегистрировались в качестве самозанятых 1,7 млн. граждан России. В ноябре 2020 года этот показатель составлял 1,3 миллиона человек.

1,7 млн.

самозанятых зарегистрировано в России, данные на февраль 2021 г.

НПД могут применять физические лица, а также ИП без наёмных работников. По НПД есть одно существенное ограничение: максимальный уровень дохода для этого налогового режима составляет 2,4 млн рублей в год.

НПД заменяет следующие налоги: для физлиц НДФЛ с тех доходов, по которым уплачивается налог на профессиональный доход. Для ИП: НДФЛ с доходов, облагаемых НПД, НДС, фиксированные страховые взносы.

  • Ставка по налогу равняется 4-6% в зависимости от того, от кого получен доход.
  • 4 % при расчете с физлицами;
  • 6 % при расчете с ИП и юрлицами.

Налоговая декларация по НПД не предоставляется. Налоговый период по НПД – один месяц. Уплачивается НПД до 25-го числа следующего месяца.

ОСНО

Если в заявлении о постановке на учет в ФНС не указать систему налогообложения, по умолчанию будет присвоена ОСНО.

На основной системе налогообложения могут работать все без исключения организации и ИП, без ограничения видов деятельности. Общепринятое мнение — учет на общей системе трудоемкий, налоговая нагрузка высокая. Налоговый режим предусматривает уплату всех налогов: НДС, налог на имущество, налог на прибыль, НДФЛ и др., а также уплату страховых взносов, сборов и т.п.

ОСНО – прерогатива крупных компаний. Однако, не редкость, что этот налоговый режим используют средние и малые компании: часто это условие партнеров, работающих с НДС. Если у малого предприятия на ОСНО оборот менее 2 млн руб. в квартал, то оно может воспользоваться освобождением от уплаты НДС.

Применяя данный режим, налогоплательщики ведут бухгалтерский и налоговый учет, и обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

ОСНО требует участия профессионального бухгалтера, без специальных знаний и электронных систем, призванных помогать вести учет, одолеть ОСНО практически невозможно.

Справиться на старте работы с отчетностью и уплатой налогов, а также помочь разобраться бывалым предпринимателям, перешедшим на новую систему налогообложения, готовы наши специалисты. Воспользуйтесь услугой по сдаче отчетности, наши сотрудники помогут справиться как с отдельным отчетом, так и будут готовы взять ваши задачи по бухгалтерии «под ключ».

Наладить отчетность во все контролирующие органы проще и быстрее с сервисом СБИС Электронная отчетность. С ним упрощается сдача отчетности, стремится к нулю риск ошибок и несоблюдения сроков. Перед глазами всегда будет персональный календарь отчетности, двухступенчатый контроль и проверка на ошибки, помощь в вопросах заполнения и отправки форм отчетности и другие возможности.

Подробно о том, как с СБИС поможет сдавать отчетность при выбранном виде налогообложения и как СБИС поспособствует наиболее эффективному развитию вашего бизнеса, вам готовы рассказать наши специалисты.

Позитивные и негативные изменения в налогообложении в 2021 году и рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве

Традиционно каждый новый год начинается с изменений в налогообложении. Есть положительные и отрицательные изменения, которые необходимо учитывать в налоговом планировании. В 2021 году необходимо учитывать следующие поправки в законодательстве.

Негативные изменения в законодательстве

1. Порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями

В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03- 07/39124).

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Проблемы заключаются в отсутствии четкой методики распределения прибыли между обособленными структурными подразделениями, а мы понимаем, что нет четкости регулирования, там могут быть злоупотребления проверяющих и следовательно, штрафные санкции.

2. Вводятся новые виды налоговых проверок: оперативные проверки, которые касаются кассовой дисциплины

Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет.

Понятно, что любые налоговые проверки имеют целью доначисление налогов, а следовательно, налогоплательщики столкнутся с новыми видами рисков. Кроме того, доначисления возможны не только в периоде совершения ошибки или нарушения кассовой дисциплины, а и за прошедшие годы. То есть налоговый орган будет проводят допрос например, бывших сотрудников доначислять налоги за прошлые периоды.

Также к негативным последствиям можно отнести рост штрафных санкций. Контролеры планируют штрафовать за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Размер штрафа:

  • для ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организации — сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. руб.

Крупный штраф планируют установить за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде:

  • с ИП хотят взыскивать 50 тыс. руб.,
  • с организации — 100 тыс. руб.

3. Отмена ЕНВД

Отменяется ЕНВД, По умолчанию с 01.01.2021 компании и ИП переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП — НДС и НДФЛ (Информация ФНС).

Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.

В результате отмены единого налога на вмененный доход перед предпринимателями встанет выбор: сменить режим налогообложения на ОСН, УСН, патентную систему, либо перейти в категорию самозанятых, либо закрыть предприятие и выйти на биржу труда или уйти в тень.

Каждый из приведенных вариантов может привести к тому, что бюджет может не получить тех средств, на которые рассчитывает Правительство РФ (около 60 млрд. руб), а последствия такой отмены будут намного более жесткими: около 1,1 млн. предприятий, находящихся на ЕНВД могут закрыться, в результате чего 1,7 млн. чел. станут безработными.

Положительные изменения налогового законодательства

1. Переходная «упрощенка»

Переходная «упрощенка» была запланирована в Основных направлениях развития налогообложения в 2020 году.

С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения, касающиеся УСН. Федеральным законом «О внесении изменений в главу 26.

2 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 266-ФЗ от 31 июля 2020 года были введены переходные положения для тех, кто в течение года все-таки превысил лимиты по доходам и (или) численности работников.

Если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 200 миллионов рублей и (или) средняя численность его работников превысила ограничение более чем на 30 (если быть точнее, то более чем на 130) человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенки с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения. Это нововведение позволит налогоплательщикам удержаться на УСН, а не вылететь сразу.

Плюсом является возможность применять все-таки пониженные ставки налога. Налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.

  • 2. Установление налоговых льгот для IT компаний
  • В настоящее время за рубежом активно развиваются новые технологии, и для того, чтобы развивать их на уровне иностранных государств необходимо предоставить какие-то преференции именно нашим компаниям.
  • Пакет преференций включает 2 предложения.
  • Во-первых, бессрочно снизить тариф страховых взносов с 14% до 7,6%.
Читайте также:  Пенсия в 2022 году в РФ. Таблица возраста выхода на пенсию по годам рождения

Во-вторых, бессрочно уменьшить ставку налога на прибыль с 20% до 3%. Закон с этими и другими поправками уже принят и вступит в силу 1 января 2021 года.

На рынке появится очень много компаний, между которыми развернется борьба за тендеры и заказы. Основным конкурентным преимуществом при равном качестве услуг станет именно их низкая стоимость. На коне окажется тот, кто сможет быть наиболее гибким в плане формирования цены.

Вместе с тем, важно помнить, что подобные преференции будут предоставлены не всем компаниям, необходимо соответствовать целому ряду критериев:

1) Получать не менее 90% дохода от следующих видов деятельности: 

  • разработка и продажа программного обеспечения и баз данных (далее по тексту — ПО); 
  • установка, тестирование, адаптация, модификация, сопровождение ПО (далее по тексту — обслуживание ПО).
  1. 2) Иметь не менее 7 человек наемных работников.
  2. 3) Получить аккредитацию в Минкомсвязи.
  3. 3. Сохранение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом были установлены пониженные тарифы страховых взносов. Такие тарифы были приняты в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса.

С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов — субъектов МСП, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода:

  • на обязательное пенсионное страхование: 
  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента; 
  • на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента.
  • В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере меньшем или равном величины МРОТ, страховые взносы исчисляются по общим тарифам.
  • В 2020 году заработная плата составляла 12 130 рублей.
  • МРОТ при новой методике расчета Минтруда РФ, учитывающей среднедушевой доход, увеличится в 2021 году до 12 792 рублей, прожиточный минимум для трудоспособного населения — до 12 702 рублей.
  • 4. Применение механизма прямых выплат
  • Министерство труда и социальной защиты РФ хочет распространить механизм «прямых выплат» для больничных и пособий в связи с материнством во всех регионах страны с 1 января 2021 года.

Законодательством предусмотрен поэтапный переход до 31 декабря 2020 года большинства субъектов.

Сейчас для этих выплат в ряде регионов используется «зачетный» принцип, когда работодатель платит работникам эти пособия за свой счет, а в дальнейшем сумма страховых отчислений в ФСС РФ уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам. С 1 января 2021 года все субъекты РФ перейдут на новый механизм выплат страхового обеспечения.

5. Продлили налоговые каникулы для ИП до конца 2023 года

ИП на УСН и патенте смогут воспользоваться нулевой ставкой, если впервые зарегистрировались, вели бизнес в производственной, социальной, научной сфере либо оказывали бытовые услуги населению.

Субъекты РФ вправе устанавливать налоговые ставки 0% по УСН и ПСН для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Новые виды рисков

Существуют и новые виды рисков.

1. Возобновление налоговых проверок

Дефицит федерального бюджета РФ в 2020 г. по оценке Минфина составит 4,72 трлн руб. или 4,4% ВВП. Об этом журналистам сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.

По его словам, доходы бюджета РФ в 2020 г. составят 17,84 трлн руб., а расходы — 22,56 трлн. руб. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета оценивается в 9,84 трлн руб., или 9,2% ВВП.

  1. Такие негативные последствия вызывают дополнительные проверки, и понятно, что целью проверки налоговой является доначисление налогов.
  2. Напомним, что налоговый орган возобновил налоговые проверки.
  3. ФНС возобновила выездные налоговые проверки организаций и ИП, изменив при этом порядок их проведения с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки.

В соответствии с приказом ФНС от 09.07.2020 № БС-7-2/437@ налоговикам разрешается возобновить следующие мероприятия налогового контроля:

  • проверка территорий (помещений) налогоплательщиков;
  • осуществление допросов;
  • проведение осмотров;
  • вызовов в налоговый орган; 
  • организация выемок, проведение инвентаризаций и т.п.

2. Появление новых видов проверок

Новые виды налогового контроля также имеют негативные последствия, поскольку будет оказываться давление на бизнес, и без того пострадавший от коронавируса. В НК РФ хотят включить раздел об оперативном контроле. Налоговики будут следить за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки.

Оперативный контроль собираются проводить в двух формах:

  • оперативные проверки; 
  • мониторинг.

Оперативные проверки предлагают проводить по месту фактического осуществления деятельности организациями и ИП. К таким проверкам налоговики смогут привлекать ФСБ.

По общему правилу можно будет проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Рекомендации по подготовке к изменениям в налоговом законодательстве

Рекомендации можно разделить в зависимости от видов уплачиваемых налогов.

1. Налог на прибыль

Если у вас имеются обособленные подразделения, то необходимо установить порядок уплаты налога в таких подразделениях. Кроме того, важно внести изменения в учетную политику.

В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.

2020 № 03-03-07/39124).

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Для достаточно крупных компаний появился новый вариант налоговой оптимизации путем выведения IT-подразделений в отдельные компании. В дальнейшем с такими компаниями будут заключаться договоры на обслуживание. Смысл подобной оптимизации состоит в снижении налогообложения за счет льгот, которые с 2021 года обретут компании данной отрасли.

Две категории организаций IT-отрасли смогут применять ставки по налогу на прибыль в размере (п. 4 ст. 1 закона):

  • 3% — по налогу в федеральный бюджет; 
  • 0% — по налогу в региональный бюджет.

Рассмотрим обе категории.

К первой относятся организации, которые:

  • осуществляют деятельность в области IT; 
  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывают услуги, выполняют работы по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ и базы данных. 

Ко второй категории юрлиц, имеющих право применять пониженные ставки, относятся организации, которые ведут деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной или радиоэлектронной продукции.

Читайте также:  Отпуск инвалидам: количество дней и сроки, правила и порядок предоставления, условия, нормы тк рф

2. Налог на добавленную стоимость

Для некоторых категорий налогоплательщиков важно пересмотреть договоры, увеличив ставку НДС, а также внести изменения в планы, поскольку закончит действие освобождение от налогообложения для импортеров и продавцов племенных домашних животных и их эмбрионов по перечням, утв. постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069.

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот».

Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки.

 В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний.

Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога.

В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту.

 По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП.

Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета.

Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков.

Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости 

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги.

Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.

), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства.

Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей.

По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики 

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной.

Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике.

Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение.

Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах.

И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других.

Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны.

Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения 

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики.

Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде.

 В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста.

В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране.

При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП).

Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне.

Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *