Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

На резонансном заседании 14 июня 2018 года кабинет министров РФ одобрил не только повышение пенсионного возраста, но и рост ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года. Этот шаг должен привлечь дополнительные доходы в федеральный бюджет более чем на 600 млрд рублей в год, если проект утвердит Госдума.

Объясняя необходимость данной меры на заседании правительства, Дмитрий Медведев заявил, что «часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес. Предложений было много.

Мы обсуждали и введение налога с продаж, и переход к прогрессивной шкале НДФЛ, и просто повышение ставки этого налога, вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары.

Но мы отказались от таких неоправданно тяжелых для людей шагов».

Беспокойство правительства понятно: до последнего оно никак не могло решить, где взять деньги на выполнение майского указа Президента (2018 года), чтобы «поддержать экономический рост, стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства».

«Мы понимаем, насколько все эти решения непростые, поэтому мы шли к ним длительное время… Но также мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно, они необходимы. Без этих решений мы не можем двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики», – подытожил премьер.

Что бывает, когда НДС большой?

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Как напоминает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев, налог на добавленную стоимость – это налог, который платится почти с каждого проданного товара, с каждой оказанной услуги – а значит, касается он не только бизнеса, но и всех граждан. Компании стремятся поднять цены на свою продукцию, чтобы этот налог, желательно полностью, ну или хотя бы частично, оплатил покупатель. За всю историю Российской Федерации ставка НДС только понижалась: в 1990-е она составила 28%, затем 20%, с 2004 года ее понизили до 18%. Теперь, спустя 14 лет, ее снова повышают до 20%. Обсуждался подъем ставки и до 22%, но пока нас это миновало.

Что вообще бывает, когда НДС в стране высок? Это можно понять на примере Хорватии, где отдыхают русские туристы, рассказывает Петр Пушкарев.

Возьмем, к примеру, рыбный ресторанчик, который выставляет компании гостей счет на 300 кун (примерно 3 тыс. рублей) за жареную рыбу и вино.

В чеке указано, что из этой суммы ресторан уплатит местный НДС 54 куны (~540 рублей) – эти деньги заберет государство. 246 кун (~2460 рублей) достанется собственно ресторану.

Почему так много государству? А потому, объясняет аналитик, что НДС в Хорватии высокий: 25%. На рыбном базаре одна рыбка дорадо стоит 25 кун. Блюдо из нее в меню стоит 125 кун. Из 100 кун добавленной стоимости 25%, то есть 25 кун, составит НДС. Ресторан заработал 75 кун (в этот доход включены зарплаты поварам, официантам и т д.).

Еще несколько лет назад НДС в стране был ниже, и хорватское государство брало с ресторанной рыбки 16,5 кун налога. Плюс сама рыба на базаре стоила дешевле: 20 кун.

Это значило, что ресторан мог заработать те же 75 кун, что и сейчас. Но та же самая дорадо, свежевыловленная из вод Адриатического моря и приготовленная в балканских традициях, стоила в ресторане на 10 кун дешевле, чем сейчас.

Весь рыбно-винный ужин в целом теперь дороже примерно на 30 кун.

Так что местные жители жалуются не зря, делает вывод Петр Пушкарев: после повышения НДС цены выросли. А ходят в рестораны по большей части туристы. Один раз «лишних» 30 кун, другой раз – и турист пройдет мимо ресторанчика, желая сэкономить. В другой раз кто-то выберет страну для отпуска подешевле, например, соседнюю Черногорию.

Слишком высокий НДС выходит государству боком. Неприехавшая на отдых семья, незашедшая в ресторан компания, или клиент заказал чего-нибудь попроще, подешевле… Все это снизит выручку и в туристической сфере, и в других магазинах и заведениях страны.

И неизвестно: бюджет страны выиграл от того, что с каждой поданной в ресторане рыбки в него пошло больше денег, или проиграл, потому что рыбы съели за сезон меньше?

Такая же история с бензином: в Хорватии он стоит 11 кун, потому что дорогая не только нефть, но и переработка: государство с каждого литра берет почти 5 кун. В итоге ~110 рублей за литр в Хорватии – едва ли не дороже, чем во всей Европе.

Вот что может сделать высокий косвенный налог – в случае с бензином он называется не НДС, но суть проблемы та же. Конечно, на деньги налогоплательщиков, включенные в стоимость бензина, дороги в Европе – прямо скажем, не чета нашим. Но автовладельцу от этого не легче, и он меньше заправляется и меньше ездит.

А если не экономит на авто, то тратит меньше на другое. Недополучают свое, условно, супермаркеты или все те же владельцы ресторанчиков.

В общем, делает вывод аналитик, велики последствия или нет, но направление их очевидно: в виде либо роста цен, либо сокращения потребления с ущербом для экономики.

Окупиться для экономики это может лишь в случае каких-то масштабных параллельных проектов государства по подъему этой самой экономики. Плюс 2% к НДС для бизнеса и граждан не фатально – жили же с таким НДС до 2004 года.

Но перебарщивать не нужно – нужно эффективно использовать эти деньги и подумать о «пряниках» для бизнеса, что позволит компаниям не поднимать существенно цены.

Ндс не приведет к росту экономики

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Вернемся в Россию. Генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов уверен, что повышение НДС не приведет экономику к уверенному росту в 2019 году. Эту меру можно рассмотреть как вынужденную: правительство ищет дополнительные источники для бюджета, при этом повышение НДС приведет к последовательному росту потребительских цен и скажется на инфляционных ожиданиях. Это в свою очередь приведет к ужесточению денежно-кредитной политики ЦБ.

С учетом того, что продавцы и так закладывают НДС в чек, то есть обременяют им покупателя, с повышением его на 2% ценники в магазинах могут вырасти еще больше, поскольку таким образом торговый сектор будет страховаться еще и от снижения потребительского спроса, уверен эксперт. Так, по оценкам Института актуальной экономики, покупательская способность может пропорционально снизиться на эти самые 2%.

Всего, по данным Минфина, дополнительные средства от повышения НДС в казну ежегодно могут поступать из расчета на одного среднестатистического россиянина – 4200 рублей в год. С учетом того, что НДС – это налог, которому свойственна высокая собираемость, решение о его повышении – гарантированное получение стабильных доходов государства.

Косвенно, уверен Александр Шустов, в результате падения спроса потребителей, который может быть подстегнут и традиционным отсутствием роста доходов населения, предприятия тоже будут недополучать определенный доход, что скажется на инвестиционных программах, а это означает снижение производительности и в перспективе отсталость в ряде отраслей. Конечно, это довольно пессимистичный сценарий, он может реализоваться в течение пары лет, после чего экономика пойдет в рост. Но в результате прогнозируемого эффекта на разгон инфляции говорить о каких-то особых успехах в погоне за «майскими» указами точно не придется.

Тарифы вырастут

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко считает: важно, что на рост цен окажет влияние не столько повышение ставки НДС, сколько факторы, которые будут сопровождать это повышение: ожидание роста инфляции, удорожание топлива, индексация тарифов монополий. Компании будут вынуждены корректировать объем инвестиционных программ, займов, дивидендов. Плохо, но пока нет ни одного основанного на моделировании прогноза, который бы давал оценку роста инфляции при увеличении НДС, а принципиальное решение уже принято. Изучение международного опыта показывает корреляцию между повышением НДС и инфляцией, и можно ожидать роста инфляции на 2,2 п.п.

Если принять объем внутренних доходов, облагаемых по общей ставке НДС, в ВВП – за 70%, то верхнюю границу объема дополнительных поступлений в бюджет можно примерно оценить в $15 млрд, приводит расчеты Георгий Ващенко.

На результат также повлияют льготы и суммы возврата НДС экспортерам ($5-6 млрд), так что консервативная оценка Минфина выглядит правдоподобной. Всего доходы бюджета на 2019 год планировались в размере ~15,5 трлн руб.

Помимо 600 млрд от НДС, уже в этом году государство получит дополнительные доходы от нефти (2,7 трлн руб.), а в следующем планируется еще ввести налог на импорт товаров для личного пользования, хотя этот эффект еще не посчитан, напоминает Георгий Ващенко. ФТС считает, что пошлины принесут порядка 25 млрд руб.

в год, что довольно незначительная сумма по сравнению с НДС. При этом объем заимствований, которые изначально предполагались для целей покрытия дефицита бюджета на ближайшие годы, возможно, даже будет расти.

Ведь доходы полностью не покроют дефицит в размере 1,6 трлн, так как повышение налогов планируется только с 2019 года, а часть займов предстоит рефинансировать в 2018 году.

Кроме того, указывает эксперт, сверхдоходы от нефти зачисляются в резервный фонд, который не будет расходоваться на новые меры социальной поддержки.

Повышение НДС на 2% экономика переживет относительно безболезненно. Рост цен на продовольственные товары из-за этого не превысит 3%, поскольку сельхозпроизводители сохранят льготы по НДС.

Повышение ударит в основном по промышленным потребителям и приведет к увеличению тарифов.

Инфляция пойдет в рост

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

По оценке эксперта Международного финансового центра Владимира Рожанковского, рост цен на товары и услуги неизбежно приведет к ускорению темпов инфляции, в годовом выражении повышение НДС увеличит инфляцию на 1-1,2 процентных пункта в консервативном сценарии. На практике ввиду неэффективности российской экономики (недостаточного уровня конкуренции почти во всех отраслях) цены могут вырасти более ощутимо, что заметно ударит по располагаемым доходам населения и уровню его потребительской активности, которые и так снижаются после очередной девальвации рубля в апреле-мае 2018 года.

В итоге решение об увеличении ставки НДС в 2018 году отразится на стоимости широкого перечня товаров, работ и услуг. Конечно, признает Владимир Рожанковский, нельзя утверждать, что все розничные ценники линейно вырастут на 2%.

Читайте также:  Льготы учителям в 2022 году: в городе и в сельской местности, какие положены и как получить, законы и документы

Это повышение является своего рода дополнительным налогом на товары длительного пользования и услуги дополнительного жизненного комфорта: подорожают автомобили, электроника, туризм, билеты в кинотеатры, процедуры оздоровления и омоложения в салонах…

Пострадают как раз те сферы, в которых амортизация у россиян практически достигла за последние 4,5 года номинальных сроков жизни (если речь идет именно о товарах).

То есть «вовремя» увеличенный НДС на холодильник и стиральную машину, по сути, заставит часть россиян отложить планы по покупке новых, и вынудит их заняться ремонтом старых.

Практика показывает, отмечает аналитик, что повышение косвенных фискальных налогов обычно лучше нивелируется в сегменте товаров повседневного и неотложного спроса.

Снижение рентабельности в этих группах заставит розничников еще больше переориентироваться на отечественные аналоги, не облагающиеся НДС, – если таковые можно будет найти.

В противном случае, подорожания избежать будет невозможно, особенно, в секторе импортной продукции.

Участники потребительской торговли – от опта до розницы – при каждой перепродаже платят НДС. Если таких этапов до розницы будет несколько, то и стоимость конечного продукта может вырасти гораздо выше, чем на ожидаемые 2%.

Кроме того, руководители компаний наверняка захотят сократить налоговую нагрузку и прибегнут к общеизвестным методам оптимизации ФОТ. Например, будет расти число «серых» зарплат. А это вызовет уменьшение пенсионных и прочих социальных взносов в бюджет.

То есть, федеральный бюджет делает очередной «головокружительный маневр»: «меняет» отложенные расходы в будущем на «доходы сейчас».

В секторе услуг, который гораздо менее эластичен, чем сфера торговли товарами, рост НДС однозначно приведет к росту цен, как уже не раз говорилось, а это, в свою очередь, – к падению спроса на услуги.

К примеру, считает Владимир Рожанковский, женщины будут чаще покупать в супермаркетах готовые маски для лица и реже ходить в салоны красоты.

Мужчины обзаведутся бытовыми триммерами и будут реже посещать парикмахерские.

Правительство будет идти напролом

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Можно сколько угодно говорить о предстоящих последствиях, но практика показывает: если правительство решилось на какие-то шаги, оно будет биться до последнего, и даже откровенно негативные последствия вряд ли его остановят. Так что бизнесу придется привыкать. Есть аналитики, которые стараются увидеть плюсы в происходящем. Так, отмечает руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе, о повышении налогов в том или ином виде давно говорилось, и это было вполне ожидаемое решение.

Повышение НДС – не однозначно негативная мера для экономики, уверен эксперт. По его словам, в целом это не повлечет серьезных негативных последствий, но все же затронет предпринимателей.

Проблемой является то, что в России наблюдается в последние годы низкая покупательская способность на фоне падения реальных доходов населения.

Это не позволит поднять цены даже на 2%, так что, скорее всего, увеличение будет в рамках 1%.

Если средства, которые будут собраны, пойдут на развитие экономической активности, то в будущем мера себя оправдает. Вопрос в том, насколько эффективно средства будут использованы.

Оценить последствия повышения НДС можно будет только спустя годы, так как любое повышение налогов сначала приводит к падению деловой активности, но затем возможен ее рост – все зависит от действий властей и их целесообразности, заключает Давид Капианидзе.

Благими намерениями…

Цель у государства вроде бы благая – оно ищет средства на социальные нужды – то есть готово забрать понемногу у всех и распределить нуждающимся.

На создание удобной городской среды, цифровизацию и другие цели, необходимые для экономического прорыва.

Вопрос лишь в том, какая именно часть из дополнительного налога в бюджет пойдет на цели развития, а не будет проедена, и нельзя ли изыскать эти деньги по-другому?

И тут, полагает Петр Пушкарев, следует не только думать о дележе пирога (сколько процентов государству, сколько бизнесу), но и заботиться, чтобы сам пирог выпекался побольше, а желательно – чтобы пирогов было несколько и с разной «начинкой».

То есть, надо помочь бизнесу что-то создавать – и давать стимулы, чтобы прибыль инвестировалась в дело. Повышение НДС – это антистимул для предпринимателей. Но чтобы предпринимательская активность не падала, нужны и компенсирующие стимулы.

НДС можно поднять и до 22%, но снизить одновременно налоги на фонд оплаты труда с нынешних 30% хотя бы до тех же 22%, а еще правильнее до 15%, уверен аналитик TeleTrade.

Тогда зарплаты «побелеют» как по ведомостям, так и на самом деле. Выгоднее будет нанимать сотрудников, не неся затрат «на берегу» – еще до того, как расходы на сотрудника окупились и дали прибыль.

Предприятия будут смелее нанимать персонал.

Темпы роста экономики – то, о чем важно думать интенсивнее, чем о сиюминутном наполнении бюджета «лишними» деньгами. Дополнительными, а не «лишними», ведь «лишних» денег не бывает, добавляет Петр Пушкарев.

При высоких ценах на нефть можно отчислять хотя бы часть поступающих в Минфин «нефтяных» денег – не в пополнение валютных резервов, а на цели развития.

Есть механизмы, которые позволили бы перераспределить эти бюджетные средства – была бы на то политическая воля, а экономическую целесообразность можно просчитать.

На снимке: митинг против пенсионной реформы, повышения НДС и роста цен на бензин в Новосибирске 28 июня 2018 года. Валерий Титиевский / Коммерсантъ.

Наступательные Действия Силуанова: Кто и сколько заплатит за рост НДС

Аббревиатура НДС получила новое прочтение: Наступательные Действия Силуанова. Первый вице-премьер торопит кабмин принять налоговые новации до начала обсуждения очередного проекта бюджета. То есть на всё про всё у правительства остаётся менее трёх месяцев.

Как ожидается, новая ставка налога на добавленную стоимость начнет действовать с 1 января 2019 года и будет приносить бюджету ежегодно более 600 млрд рублей.

«Аргументы правительства, Налоговой службы, она все-таки в составе Минфина, что это один из самых сегодня собираемых налогов, — сообщил «Царьграду» первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

— Прозрачность. То есть программа все это в цепочке видит, очень сложно сейчас от него укрываться. 600 млрд дополнительных доходов, которые нам сегодня Минфин предлагает. Сюда же в эту копилку ставят задачи президента, 6 трлн надо найти.

Это аргументы правительства».

Еще один аргумент против повышения НДС – сопутствующий разгон инфляции. Влияние роста налоговой нагрузки на этот показатель в правительстве оценивают в 1,2 процентного пункта. Причем 0,2 добавятся к инфляции уже в текущем году.

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

www.globallookpress.com

Центробанк ожидает, что основной эффект от повышения налога придется на январь следующего года. Об этом ранее, выступая с отчётом перед Государственной Думой, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина:

Повышение НДС добавит, по нашим оценкам, примерно 1 процентный пункт в инфляцию. Но надо сказать, что сейчас, когда инфляция находится на уровне 2,5%, мы сможем с большой вероятностью достаточно спокойно пройти момент изменения  ставки НДС».

Эксперты уверены: повышение НДС вкупе с ускорением инфляции скажется на доходах населения, а значит, и на потребительских возможностях граждан страны.

«Речь идет о том, что мы не достигнем до 2020 года того потребления, которое было в 2013-2014 годах – относительно благополучные для нашего внутреннего рынка года, — указал «Царьграду» генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. — Это прискорбно констатировать».

Беспредел банков: карту любого клиента можно заблокировать

Не добавляет оптимизма и грядущее повышение стоимости товаров и услуг, которое спровоцирует рост НДС. В правительстве заверили: увеличение ценников не коснётся социально значимых товаров – таких, как лекарства, детские вещи, книги. На подобного рода продукцию будет сохранена льготная ставка налога в 10%.

Эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт сомневается, что данное обещание будет выполнено. «Нам говорят: для того, чтобы нагрузка на вас не легла, мы на социальные товары нагрузку не будем повышать. Но это общая температура, она не может быть другой, — рассказал финансист.

— Допустим, я булочная, выпускаю хлеб. И правительство говорит: ты будешь платить НДС 10%. ОК, как булочная, я буду платить 10%, но на всё, что я буду покупать, я тоже буду платить 10%? Нет! Вы мне завтра, ребята, несоциальнозначимое что-то продадите с НДС в 20%.

Чтобы не быть грубым, скажу мягко: это полное лукавство».

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

www.globallookpress.com

Бизнес ожидает роста цен уже в декабре. Причём, основной удар придётся на строительную отрасль, в которой рост НДС усугубит законодательное ужесточение требований к застройщикам.

Генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко рассказал «Царьграду», что профучастники рынка прогнозируют значительное увеличение стоимости квадратного метра. «Это 15-20% в среднем», — подсчитал эксперт.

Господин Алексеенко объяснил, что стоимость НДС заложена и в цене квадратного метра жилья: это и стройматериалы, и подрядчики, и строительные организации. «Но большую прибавку всё же формирует ужесточение требований к застройщикам: им необходимо будет собственный капитал сформировать и необходимость обслуживание банковского», — предупредил эксперт.

Правительство предлагает повысить НДС, несмотря на бюджетный профицит. Впервые за семь лет доходы государства превысили расходы на 0,5%. Именно свободные средства государства являются главным приоритетом правительства, считают специалисты.

«Привилегированным объектом управления для правительства является не экономика как таковая, а бюджет, — пояснил президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов в эфире «Царьграда».

— Чтобы расходы сходились с доходами, чтобы у государства, у власти была подушка безопасности, чтобы была свобода финансового маневра, были, попросту говоря, деньги, которые являются эквивалентом свободы  и власти в определенных обстоятельствах».

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

www.globallookpress.com

Господин Ремизов указал, что реальным приоритетом у государства является наличие свободных средств. «И если мы посмотрим на политику уже на протяжении длительного времени, то с реализацией этого приоритета правительство и финансовый блок блестящее справляются. У государства есть свободные средства, в общем-то, даже  в условиях кризиса. А вот развития – нет», — посетовал эксперт.

Но именно повышение НДС правительство страны рассматривает в качестве источника развития. Деньги, вырученные в результате налоговой реформы, планируется направить на строительство инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что, в конечном счете, должно помочь росту российской экономики и повышению уровня жизни граждан.

«У них есть некоторые инструкции, которые они считают обязательными к применению, — сообщил «Царьграду» экономист Михаил Хазин. — Отсюда же увеличение НДС.

На самом деле, если вы прочтете бумаги МВФ, там написано: увеличить до 22. Но, правда, одновременно уменьшив социальные налоги. То есть налоги на фонд заработной платы».

Читайте также:  Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Экономист отметил, что российские власти одновременно оставляют налог на фонд заработной платы и увеличивают НДС.

Закон об увеличении НДС в первом чтении Государственная Дума планирует рассмотреть уже 3 июля. Правительству еще предстоит убедить парламентариев в необходимости принятия этого решения.

Бюджет не распробовал добавку

Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС оценили вклад повышенного НДС в казну

Заметного роста поступлений в бюджет от налога на добавленную стоимость относительно ВВП пока не произошло, несмотря на повышение его ставки до 20% с 1 января. Эффект проявится скорее во втором полугодии, считают экономисты

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Повышение ставки НДС с 18 до 20% фактически не привело к увеличению бюджетных поступлений от этого налога относительно ВВП. Но экономисты ожидают роста показателя во втором квартале 2019 года, следует из «Мониторинга экономической ситуации в России» Института Гайдара и РАНХиГС, с которым ознакомился РБК.

Авторы доклада проанализировали эффект от повышения НДС для бюджета в январе—марте, оценив, изменилась ли доля поступлений от этого налога относительно квартального ВВП.

Несмотря на номинальный рост суммы поступлений на 14,5% (плюс 212,6 млрд руб.

как по внутреннему НДС, так и по внешнему) в первом квартале 2019 года к тому же периоду годовой давности, доля доходов от НДС в процентах к ВВП практически не изменилась:

  • доходы от НДС на товары, проданные в России, выросли с 954,7 млрд до 1,062 трлн руб., но их доля по отношению к квартальному ВВП сохранилась на уровне 4,3%;
  • поступления от НДС на импортные товары выросли с 505,9 млрд до 611,1 млрд руб., составив 2,5% от ВВП. Соотношение выросло на 0,3 п.п.

Собираемость НДС на ввозимые товары традиционно выше, поскольку компании платят налог одновременно с таможенными сборами, пояснила РБК партнер «ФБК Право» Надежда Орлова. «К тому же при ввозном НДС уплачивается ровно 20% стоимости ввозимых товаров, тогда как по НДС к начислению по внутренним операциям производится вычет входящего НДС», — объяснила Орлова.

Плюс апрель

РБК дополнительно оценил, как изменилась доля поступлений от НДС относительно всех доходов бюджета, согласно данным Казначейства за январь—апрель.

  • Внутренний НДС принес 1,362 трлн руб., или 21,42% доходов бюджета. Год назад сумма была меньше — 1,234 трлн руб., а доля выше — 22,33%.
  • Ввозной НДС принес 852 млрд руб., или 13,4% доходов бюджета, против 695 млрд руб., или 12,6%, годом ранее.

Эти данные подтверждают, что поступления от импортного НДС идут с опережением относительно доходов по внутреннему НДС.

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Рост НДС увеличит доходы во втором полугодии

«Цифры за первый квартал и не должны были измениться, потому что декларацию по НДС за январь—март 2019 года компании подавали до 25 апреля и по новой ставке реально деньги в бюджет пошли равными долями в апреле—июне», — заявил РБК заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования кредитного агентства АКРА Дмитрий Куликов.

В полной мере польза маневра с повышением ставки НДС для казны проявится во втором полугодии, отмечают и в РАНХиГС. Дело в том, что в начале года поступает НДС с продажи товаров и услуг в четвертом квартале прошлого года, когда он еще был прежним.

Другими словами, первые поступления налога на добавленную стоимость по ставке 20% учитываются в федеральном бюджете только начиная с апреля.

Во втором квартале сборы НДС вырастут примерно на 23% в номинальном выражении, если собираемость налога останется прежней, ожидает Куликов.

Ускоренные закупки со старым НДС

Однако авторы доклада Института Гайдара и РАНХиГС отмечают, что повышение НДС все-таки могло оказать небольшой эффект из-за заблаговременных покупок. В преддверии роста цен из-за повышения многие увеличили закупки товаров и услуг в конце года еще со старым НДС.

Это подтверждается данными Росстата о росте розничного оборота непродовольственных товаров на 8,9% в четвертом квартале 2018 года относительно того же квартала предыдущего года, но только на 5,6% — по непродовольственным товарам (для большинства из которых сохранилась льготная ставка НДС).

Нельзя однозначно говорить о нулевом эффекте роста НДС для бюджета, говорит главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. «Сумма поступлений от этого налога выросла, а то, что их доля в общей структуре практически не изменилась, объясняется ростом налоговой дисциплины в России и общей собираемости других платежей», — пояснил экономист.

Бюджетообразующий налог

В целом налоговые доходы бюджета выросли на 442,2 млрд руб., или на 0,2 п.п., относительно первого квартала 2018 года. Рост обеспечило увеличение поступлений от импортного НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль.

НДС — первый по собираемости налог в России и крупнейший после нефтегазовых поступлений источник доходов бюджета. Поступления от НДС приносят казне треть всех доходов.

По плану правительства повышение ставки НДС должно принести федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

Рост цен из-за повышения НДС ускорился. Годовая инфляция в марте достигла 5,3% и затем начала снижаться. На фоне повышения НДС, слабого внутреннего спроса и сокращения товарооборота произошло резкое торможение роста экономики — на 0,5%.

Повышение налога на добавленную стоимость не вызовет взлёта цен

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

 Сергей Коньков/ТАСС

Повышение ставки НДС не отразится на стоимости социально значимых товаров, а вот секторы экономики, ориентированные на экспорт продукции, при этом выиграют. Правительство намерено значительно упростить для них процедуру возврата НДС.

 Кроме того, российский бизнес освободят от налога на движимое имущество, а с вертикально интегрированных предприятий снимут контроль за формированием внутреннего ценообразования.

 Главными же выгодоприобретателями от налоговых нововведений станут граждане России, на повышение уровня жизни которых будут направлены в общей сложности 3,6 трлн рублей дополнительных бюджетных доходов.

Граждане могут спать спокойно

Главное, что хотят сегодня услышать люди, которым небезразличны вопросы собственного благосостояния: повлияет ли повышение ставки налога на добавленную стоимость на два процентных пункта на их бюджет или нет? Защищая 3 июля на пленарном заседании Госдумы правительственную инициативу, замминистра финансов Илья Трунин однозначно ответил: нет. Ведь льготная десятипроцентная налоговая ставка НДС на социально значимые товары и услуги по-прежнему сохраняется. Повышение цен на остальные товары возможно в пределах 1,6 процента, что, скорее всего, останется незамеченным. Кроме того, тем же законопроектом снижается нагрузка на бизнес в части уплаты страховых взносов — с совокупных 34 процентов до 30. А это поможет предприятиям серьёзно сэкономить и более точно прогнозировать грядущие расходы. 

Повышение НДС не принесло бюджету дополнительных доходов

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС

«На этапе разработки законопроекта рассматривались разные варианты, в том числе введение налога с продаж и модификация подоходного налога, но Правительство остановилось на повышении НДС.

Во-первых, это налог с максимально широкой базой и минимальное изменение ставки приводит к максимальному эффекту среди прочих налогов.

Во-вторых, наличие льготной ставки позволяет гарантировать, что цены на социально значимые товары не повысятся», — пояснил Трунин.

По словам замминистра, законопроект направлен на определение долгосрочных параметров функционирования налоговой системы, о которых ранее говорил президент, и на выполнение указа главы государства о социально-экономическом развитии России до 2024 года.

Говоря о значимости предлагаемых поправок, Трунин подчеркнул, что дополнительные средства, полученные от повышения налога на добавленную стоимость, будут направлены как на важные национальные проекты, так и на развитие социальной инфраструктуры: в образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру. Для этого в рамках бюджета будет создан фонд развития, куда за шесть предстоящих лет поступят 3,6 трлн рублей.

По наименее затратному пути

Председатель Комитета палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров, в свою очередь, уточнил, что говорить о росте цен на товары первой необходимости в связи с повышением НДС до 20 процентов как минимум недобросовестно.

Парламентарий напомнил, что ранее НДС уже составлял 20 процентов. Но в 2004 году, когда темпы экономического роста достигали 6-7 процентов в год, государство сочло возможным снизить НДС на 2 процента. Сейчас, по сути, происходит не увеличение, а возвращение к прежней ставке.

«Меняется экономическая ситуация, меняются задачи», — уточнил он.

Подчеркивая важность принимаемых поправок, депутат сказал, что налоговая служба за последние годы преодолела пропасть, которая отделяла Россию от остального мира с точки зрения технологий.

Повышение НДС принесёт в бюджет до 630 млрд рублей ежегодно

«Это позволяет сегодня ФНС в режиме реального времени контролировать любые сделки по НДС и отслеживать тех, кто и что не заплатил. Именно НДС сегодня позволяет государству собирать налоги наиболее эффективно по сравнению с другими налогами.

В этой ситуации возникает два основания, почему решили пойти именно по этому пути. Во-первых, потому что это наиболее эффективно в плане получения доходов. Во-вторых, наименее затратно не только для государства, но и для людей», — пояснил Макаров.

Бизнес сможет развиваться

Все бюджетно-налоговые коррекции, которые сегодня проводит Правительство, по словам Трунина, направлены на выполнение поручений президента по ускорению социально-экономического развития России.

Помимо снижения уровня бедности и увеличения продолжительности жизни, прописанных в последнем майском указе, кабмину надлежит разработать и реализовать систему мер, позволивших бы России войти в число пяти крупнейших экономик мира.

Этим Правительство и занимается.

  • По мнению главы Минпромторга Дениса Мантурова, которое он озвучивал ранее, увеличение НДС не просто не окажет негативного воздействия на промышленность, а напротив, замотивирует деятельность экспортно-ориентированных предприятий, которые сейчас получают возврат НДС при экспорте.
  • Одна из правительственных инициатив как раз касается упрощения порядка возмещения налога на добавленную стоимость, что, по мнению авторов законопроекта, должно компенсировать предпринимателям повышение ставки.
  • Кроме того, правительство предлагает снизить требования и расширить практику применения упрощённого порядка возмещения НДС, сохранить права на зачёт НДС до 1 января 2019 года для сельхозпроизводителей в случае приобретения товаров за счёт бюджетных средств.
  • Бизнес тем самым подтвердил, что это его вклад в решение социально-экономических проблем, которые стоят сегодня перед страной.

Для российских предприятий также предлагается снизить порог уплаченных налогов за последние три года с 7 до 2 млрд рублей для того, чтобы применять заявительный порядок возмещения НДС.

Подготовленные Минфином поправки, которые должны быть приняты в июле, также предусматривают сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки.

 Помимо этого, правительство предлагает отменить контроль за трансфертным ценообразованием между юридически взаимосвязанными организациями по сделкам внутри страны и отменить налог на движимое имущество организаций.

Читайте также:  Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2022 году

Последнее нововведение, по мнению представителей делового сообщества, позволит предприятиям вкладывать больше денег в модернизацию.

Обобщая преимущества повышения НДС, Андрей Макаров подчеркнул, что все ведущие российские бизнес-сообщества одобрили уже предложенную Правительством меру, как наименее ущемляющую их интересы.

«Бизнес тем самым подтвердил, что это его вклад в решение социально-экономических проблем, которые стоят сегодня перед страной», — сказал депутат.

Налоги бьют рекорды: потребитель заплатит за все — Газета.Ru

Минфин оценил, как рекордные поступления от НДС. В этом году сумма от повышения налога на 2 процентных пункта уже составила более 500 млрд рублей, а в следующие три года ожидается еще 2 трлн руб. Негативный эффект от повышения НДС не менее очевиден — подорожали практически все товары и услуги.

В 2019 году бюджет получит от повышения налога на добавленную стоимость более 500 млрд рублей, отчитался Минфин.

За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным министерства, общая сумма поступлений по внутреннему НДС (уплачивается на территории страны) выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.).

По ввозному НДС (уплачивается при ввозе товаров в Россию) — тоже рост. Он составил 14% (до 2 трлн руб.). Эти суммы могут корректироваться в связи с возвратами НДС.

Фискальный эффект от повышения ставки НДС оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом, сообщила принадлежащему Григорию Березкину РБК директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская.

«Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил», — отметила она.

Рейтинговое агентство АКРА смотрит на дополнительные поступления НДС в этом году даже более оптимистично, чем Минфин. Агентство прогнозирует 545 млрд рублей от увеличения ставки, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, сообщает издание.

Кроме того, в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка. Если бы НДС весь год платился по ставке 20%, дополнительные доходы бюджета могли бы превысить 700 млрд руб., уточняют в АКРА.

НДС (налог на добавленную стоимость) начисляется продавцом покупателю при реализации товаров, услуг, имущественных прав. До 2018 года ставка НДС составляла 18%. С 2019 года – 20%.

НДС традиционно считается самым собираемым налогом в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от НДПИ — налога, который уплачивается с пользователей недр за добычу нефти и газа.

В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн руб., или 31% всех доходов.

За три года два триллиона

В следующие три года бюджет получит более 2 трлн руб. от повышения ставки НДС. В 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб.

  • По подсчетам экспертов АКРА, сборов НДС в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета, например, по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды».
  • Эти сборы почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовым ведомствам.
  • Негативный итог введения повышенного с 18 до 20% НДС — подорожание товаров.
  • Больше всего после повышения НДС выросла в цене недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, медицинские и коммунальные услуги.

Больше пользы или вреда?

Не отразился рост налога только на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг. Это некоторые продукты питания, лекарства, книги, обувь, пассажирские перевозки.

При этом правительство критиковали за повышение НДС на фоне слабого экономического роста в 1,3%. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных национальных проектов в рост ВВП в России будет сведен практически к нулю.

НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) остаются двумя главными источниками доходов для федерального бюджета.

Сборы НДПИ в 2020 году составят 6 трлн руб. Из нее непосредственно «нефтяной» НДПИ — это 5,188 трлн руб. Остальная сумма – налог с газа и газового конденсата.

Как следует из проекта бюджета на 2020–2022 годы, из суммы всех поступлений следующего года в размере 20,3 трлн руб. на эти два налога придется 13,5 трлн рублей, или две трети доходной части федерального бюджета.

Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков).

По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров.

Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

Последствия для всех

Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=hlOyaxTEYJI

По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста.

При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018.

Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС.

В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени).

Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет.

Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно.

 Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов.

Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется.

Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС.

 При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа.

Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах.

Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *