Изменения в области осуществления государственного земельного надзора с 1 июля 2021 года
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.
С 1 июля вступил в силу Федеральный Закон от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Главная задача сместить акцент на профилактику нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами.
В развитие Федерального закона № 248-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, которым закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы в части реализации государственного земельного надзора. К числу профилактических мероприятий отнесены:
- — информирование;
- — обобщение правоприменительной практики;
- — объявление предостережения;
- — консультирование;
- — профилактический визит.
- Меняется и сам подход к проведению проверок.
Так, детально определена Процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий:
- — инспекционный визит;
- — рейдовый осмотр;
- — наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- — выездное обследование.
- Внеплановые выездные проверки проводятся только по согласованию с органами прокуратуры.
- Сокращаются сроки проведения проверок, так общий срок проведения документарной и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней.
- Также Федеральный закон 248-ФЗ предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями.
- Предметом государственного земельного надзора являются:
- — соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- — соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подведя итоги: Федеральным законом № 248-ФЗ разграничены зоны ответственности госорганов, занимающихся сферой земельных отношений. Также более детально прописывается процедура проведения проверок со стороны госорганов.
Ответы на вопросы по применению Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»1
По каким основаниям осуществляться МК в муниципальном образовании вообще будет?
Подскажите пожалуйста на простом языке, что делать муниципальным образованиям, которые не используют пока риски? Как тогда проверять, если у нас нет плановых проверок? Что мы тогда можем делать?
Если вы не используете управление рисками, то вы не вправе осуществлять плановые КНМ. При этом внеплановый контроль вы осуществляете. Основания для его проведения указаны в статье 57 ФЗ 248. Для этого вы должны утвердить индикаторы риска (ч. 9 ст. 23 ФЗ 248) или назначать КНМ при наличии сведений, который поступили в КНО (ст. 58 и другие) – те же обращения граждан, после проведения КНМ без взаимодействия, профилактики итд.
При этом Вы можете проводить весь перечень КНМ со взаимодействие и без взаимодействия. Перечень КНМ со взаимодействием, которые вы будете использовать должен быть определен положением о виде контроля.
Добрый день! Вопрос по 248-фз. Мы (служба) осуществляем контроль за ценами на лекарства и тех.осмотр (региональные виды контроля). Положениями о виде контроля м.б. установлено, что вид контроля осущ. без проведения плановых кнм (ст.61). Т.е.
отнесение объектов контроля к категориям риска не осуществляется, критерии рисков не утверждаются? А ч.4 ст.22 установлено, что на основе оценки рисков осуществляются и профилактические мероприятия и контрольные.
Надо ли и как применять критерии рисков для профилактики?
Если вид контроля осуществляется без проведения плановых КНМ (ст. 61), при этом в широком смысле управление рисками все равно осуществляется.
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ч. 5 ст. 22)
Таким образом:
— при отказе от планового контроля критерии, категории риска не утверждаются;
— вместе с тем, управление рисками – более широкое понятие и предусматривает работу КНО с рисками (мониторинг и сбор сведений о нарушениях, инцидентах, добросовестности контролируемых лиц итд). Эти сведения должны быть использованы, в том числе при подготовке программы профилактики.
В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обязательных для исполнения предписаний, и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний.
Выдача предписаний в отношении граждан в случае выявления нарушений земельного законодательства гражданами – необходимый инструмент для устранения выявленных нарушений в рамках муниципального земельного контроля органами местного самоуправления.
В прошлом году прокуратурой было инициировано внесение изменений и полномочия по выдаче предписаний в отношении граждан исключены из Положений и регламентов, что существенно отразилось на устранении выявленных нарушений.
Подскажите, пожалуйста, в муниципальном земельном контроле возможна выдача предписания. 72 ЗК РФ не предусматривает, а Федеральный закон 248-ФЗ предусматривает.
Частью 2 статьи 90 ФЗ 248 предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (…).
Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусматриваются урезанные полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля, заключающиеся в направлении копии акта КНМ в орган государственного земельного надзора (что может свидетельствовать об установлении пределов полномочий, указанных в ч. 2 ст. 90 ФЗ 248).
Регулирование субъектом РФ данных полномочий не предусмотрено.
Таким образом, учитывая буквальное толкование данных норм ФЗ 248 и ЗК РФ можно сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по выдаче предписаний.
Вместе с тем, будет являться целесообразным получить официальные разъяснения Минэкономразвития России по данному вопросу (ч. 10 ст. 3 ФЗ 248).
Внеплановая документарная проверка согласуется с органами прокуратуры?
-С учетом того, что система оценки и управления рисками при осуществлении МЗК не применяется и установлено, что плановые контрольные мероприятия при осуществлении муниципального земельного контроля не проводятся, то, с учетом особенностей статьи 66 Федерального закона 248-ФЗ, все внеплановые контрольные мероприятия проводятся только по согласованию с органами прокуратуры.
— п. 9. ст.72 внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Часть 3 статьи 66 (Организация проведения внеплановых КНМ) ФЗ 248 предусмотрено, что в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
При этом, ч. 9 ст. 72 (Документарная проверка) предусматривает, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Данные нормы соотносятся между собой как общая и специальная. При их коллизии действует специальная норма (ст. 72 ФЗ 248).
Кроме того, важным будет являться техническая реализация Единого реестра КНМ и необходимость там согласования документарных проверок.
Прокуратура трактует ст. 73 буквально по написанному — они пояснили, что проведение внеплановой выездной проверки возможно только в том случае, если у контролируемого лица имеется несколько производственных объектов, т.е. два и более земельных участков. Если у контролируемого лица 1 зу проводите инспекционный визит.
ФЗ 248 не связывает проведение выездной проверки с наличием 2 и более производственных объектов. Основания для отказа в согласовании указаны в ч. 8 ст. 66 ФЗ 248.
Обращаю ваше внимание на важность установления в положении соответствующего регулирования в положении о виде контроля в части выбора вида КНМ. Так, ч. 7 ст.
25 ФЗ устанавливает, что виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, важно правильно в положении указать на виды КНМ, которые проводятся при наличии разных оснований. Это будет способствовать объективному выбору вида КНМ, в том числе станет объективным нормативным аргументом при взаимодействии с органами прокуратуры.
Подскажите пжл в положении есть пункт который устанавливает случаи при наступлении которых субъект контроля может предоставить контролирующему органу информацию о невозможности присутствия при проведении кнм. В положении типовом (рыбе) есть пункт как невозможность присутствия в связи с запретом определённых действий. Поясните пжл что может подразумевается под «запретом определённых действий»????
Запрет определенных действий предусмотрен статьей 105.1 УПК РФ.
Программа профилактики была принята на 2020 и плановый 2021-2022, ее нужно отменять?
Порядок формирования и утверждения программы профилактики установлен ст. 44 ФЗ 248, постановлением Правительства РФ от 25.06.
2021 N 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», в соответствии с которым постановление применяется к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, начиная с разработки и утверждения программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.Таким образом, с 1 января 2022 года все иные программы должны быть признаны утратившими силу.
Коллеги, подскажите пожалуйста в автодорожном контроле — ПРОФИЛАКТИКА рисков причинения вреда ущерба…. обязательна?
Профилактика рисков обязательна во всех видах контроля, вне зависимости от применения управления рисками и иных условий.
Можно ли проводить внеплановые документарные проверки (исполнение предписаний) по муниципальному земельному контролю в отношении физ.лиц, если новое Положение ещё не принято, чем руководствоваться.
До 01.01.2022 (или до вступления в силу нового положения о виде контроля) на основании положений ст. 98 ФЗ 248 рекомендую руководствоваться положениями ФЗ 294 о проведении повторных проверок по исполнению предписаний, так как на момент проведения проверки действовали нормы о проведении проверки в отношении физлица.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч.8 ст.98 ФЗ 248).
Как проводить внеплановые проверки по муниципальному жилищному контролю в отношении граждан, если мы продолжаем действовать в рамках 294-ФЗ, а п. 5 статьи 20 ЖК не противоречит этому?
Если новое положение о виде муниципального жилищного контроля не принято, то вы осуществляете данный вид контроля в соответствии с нормами ФЗ 294-ФЗ и иными НПА (ч. 4 ст. 98). Иных норм не установлено.
Здесь важна вся совокупность норм, в том числе закрепленных в МПА, субъекта РФ итд.
Имеются ли в данной нормативке основания для проведения проверок в отношении граждан? (формально данные нормы, принятые в соответствии с ФЗ 294 могут вами применяться).
И что касается плановых проверок, мы отменяем сейчас в силу п. 7 ст. 20 ЖК? Положение ещё не принято.
В соответствии с ч. 7 ст.
98 ФЗ 248 плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969:
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, буквальное толкование норм не предусматривает исключения данных проверок из плана.
В соответствии с ч.3 ст. 87 акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется на месте проведения КМ. Как быть нам, земельным инспекторам, если приложением к акту является фототаблица и схема ЗУ? У нас нет такого оборудования, чтобы это делать на выездах. Тем более, что часто мы выезжаем в такие места, где нет даже мобильной связи
Это требование Закона. Рекомендую подумать над оптимизацией своей работы – какие формы документов дополнительно утвердить решением КНО? Какие сведения можно заполнить на месте при подготовке к КНМ?
Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям | Комментарий специалиста. Вступило в силу Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)
Комментирует начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора Кирилл Киселев
— Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям сообщает, что в соответствии с п.11 ст.
71 Земельного кодекса, Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с 1 июля 2021 года Постановлением Правительства РФ № 1081 утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
Положением заново урегулирован порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).
Прежнее Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, признано утратившим силу.
- В соответствии с Положением объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
- Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреетр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами.
- Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также виноградопригодных земель, за соблюдением:
- а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
- в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);
- д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
- Государственный земельный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям.
- Положением установлены критерии отнесения земельных участков к одной из категорий риска: средний, умеренный или низкий.
- Перечни земельных участков с указанием категорий риска должны быть размещены на официальных сайтах территориальных органов государственного земельного надзора.
- Органы государственного надзора осуществляют государственный земельный надзор посредством проведения:
- а) профилактических мероприятий;
- б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
- Установлено, что проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
- При осуществлении государственного земельного надзора Россельхознадзором могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- — информирование;
- — обобщение правоприменительной практики;
- — объявление предостережений;
- — консультирование;
- — профилактический визит.
- Так же могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- — инспекционный визит;
- — рейдовый осмотр;
- — документарная проверка;
- — выездная проверка;
- — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом);
- — выездное обследование (мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом).
- Положением так же урегулирован порядок применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований.
Данное Постановление вступило в силу 01.07.2021.
Объекты государственного контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ
1.
Что закон относит к объектам
2.
3.
Какое значение имеют объекты контроля
На основании ст. 16 Закона № 248-ФЗ с 01.07.2021 объектами госконтроля и надзора, муниципального контроля являются:
ВИД ОБЪЕКТА | ПОЯСНЕНИЕ |
Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций | В рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, ведущим деятельность, действия (бездействие) |
Результаты деятельности граждан и организаций | В том числе продукция (товары), работы и Услуги, к которым предъявляются обязательные требования |
Здания
|
Другие объекты, которыми граждане и организации владеют и/или пользуются Компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и/или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (производственные объекты) |
Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).
Также см. «Что является предметом госконтроля и надзора с 2021 года».
Ещё Закон № 248-ФЗ отдельно выделяет объекты постоянного государственного контроля (ст. 97). Это когда инспекторы постоянно пребывают на объектах. Но такой контроль касается только следующих сфер:
- промышленная безопасность;
- безопасность гидротехнических сооружений;
- пробирный надзор.
Также см. «Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения».
Учёт объектов контроля
Контрольные (надзорные) органы по своим видам контроля должны обеспечивать учет соответствующих объектов контроля в соответствии с Законом № 248-ФЗ, положениями о видах контроля.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:
- информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами;
- получаемую в рамках межведомственного взаимодействия;
- общедоступные данные (СМИ, Интернет, соцсети и др.).
При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:
- иное предусмотрено федеральными законами;
- соответствующие сведения/документы есть в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Какое значение имеют объекты контроля
Суть в том, что объекты контроля проверяющие относят к одной из 6 категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск (если объект отнесли к этой категории, то его плановые проверки не проводят).
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к низкому риску (ч. 4 ст. 24 Закона № 248-ФЗ).
КАТЕГОРИЯ РИСКА | КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА |
Объект контроля отнесен к категории чрезвычайно высокого риска | Максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий – не менее одного, но не более 2-х в год |
Объект контроля отнесен к высокому или значительному риску | Средняя частота проведения – не менее одного мероприятия в 4 года и не более одного в 2 года |
Объект отнесен к среднему и умеренному риску | Минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий – не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года |
В отношении объектов контроля могут быть определённые поблажки (ч. 8 и 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):
- Положением о виде контроля могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, их особенности;
- федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от плановых мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный нарушением обязательных требований.
Положением о виде контроля может устанавливать запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении таких объектов контроля.
При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:
- степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
- вероятность их наступления (выделяют видов объектов контроля со схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда/ущерба);
- добросовестность контролируемого лица при соблюдении обязательных требований.
- Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.
- В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.
- В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.
Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими органами (ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Контрольные (надзорные) мероприятия проводят с учетом (ч. 3 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):
- внутренних правил и/или установлений контролируемых лиц;
- режима работы объекта контроля.
Эти моменты учитывают, если они «не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий».