Разъяснения Пленума ВС РФ играют существенную роль в преодолении пробелов в правовом регулировании, противоречий и коллизий, существующих в действующем законодательстве, выступают важнейшим средством обеспечения единства судебной практики.
Эти разъяснения в настоящее время рассматриваются судьями как фактически обязательные.
В практике Верховного Суда РФ имеются случаи обращения граждан с заявлениями об обжаловании отдельных положений постановления Пленума Верховного Суда РФ с использованием процедуры оспаривания нормативных правовых актов.
Верховный Суд РФ в данном случае занял однозначную позицию, согласно которой такие заявления не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разъяснения Пленума не являются нормативными правовыми актами, а возможность и порядок обжалования разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законом не определены (определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2003 г. N ГПИ2003-371 «Об отказе в принятии заявления об отмене пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Такая позиция вполне обоснованна, поскольку постановления Пленума Верховного Суда РФ, как и другие акты высших судебных органов, содержащие разъяснения судебной практики, не относятся ни к нормативным правовым актам, ни к актам правоприменения. Они не могут быть оспорены в форме прямого судебного контроля ни в рамках специальной процедуры оспаривания нормативных актов (гл. 24 ГПК РФ, гл. 23 АПК РФ) , ни в рамках общей (исковой) процедуры гражданского (арбитражного) судопроизводства.
Разъяснения высших судебных органов (в том числе и Пленума ВС РФ) имеют существенное регулирующее значение как для судебной, так и для иной правоприменительной практики, независимо от того, признаются ли они источником права или выступают в качестве актов судебного толкования.
В настоящее время лишь в отношении постановлений пленумов Верховного Суда РФ имеются указания федерального закона об обязательности для судов, содержащихся в них разъяснений (п. 6 ст. 58 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Однако ни в законодательстве о судоустройстве, ни в процессуальном законодательстве не раскрывается содержание такой обязательности.
Нормативное толкование Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов, являясь действенными правовыми регуляторами общественных отношений, все-таки обладают признаками обязательности.
Так, решение судей, игнорирующих сформулированное Пленумом правило, может быть отменено вышестоящим судом, и в итоге дело должно рассматриваться в соответствии с указанием высшей судебной инстанции.
На обязательный характер постановлений пленумов постоянно обращают внимание, как высшие судебные органы, так и органы исполнительной власти.
Так, например, толкование текста ст. 126 Конституции РФ дает основание для вывода о том, что дача Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики является таким же равноценным его полномочием, как и другие полномочия.
Роль и значение разъяснений постановлений Пленума Верховного Суда РФ для судебной и, в целом, правоприменительной практики можно проиллюстрировать на примере постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 6 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» (в ред. постановления Пленума от 25 октября 1996г. № 10).
В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 года (нормы которого в соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством), каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Как видно из приведенного разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, его цель — не только обратить внимание судов на необходимость правильного толкования законов, но и обязать разрешать дела в точном соответствии с действующим федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права.
В этой связи хочу подчеркнуть, что содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения, основанные на требованиях закона, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на всей территории Российской Федерации и помогают избежать судебных ошибок.
Если же исходить из того, что разъяснения Пленума обязательными для судов не являются, то возникает сомнение: а была ли необходимость закреплять на конституционном уровне положение о даче Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики? И к чему такие разъяснения, если их можно игнорировать?
В подтверждение сказанного уместно сослаться на ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента. Они являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных, обоснованных и справедливых приговоров, решений, определений и постановлений.
Данные факты позволяют сделать вывод: нормативные акты, обладающие высшей юридической силой (конституция, законы), могут быть конкретизированы нормами, содержащимися в актах, обладающих меньшей юридической силой, и, по сути, являющимися актами, разъясняющими и развивающими положения конкретизируемых актов. В этом смысле постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов по юридической силе весьма сходны с подзаконными актами.
Даже существование на практике судебного прецедента, означает то, что постановления высших судебных инстанций являются источником права.
И в заключение можно процитировать слова ученого юриста-практика В. Жуйкова, также сторонника судебной практики как источника права, «…что недостатки и пробелы в праве были и всегда будут, как бы законодатель не хотел, или не умел принимать необходимые законы.
Ведь предусмотреть все отношения, требующие законодательного регулирования, просто невозможно. Особенно ярко это проявляется в период кардинального обновления законодательного массива и в ситуациях, когда роль судебной практики в целом и как источника права, в частности, значительно повышается.
Суд, выполняя свои обязанности, устраняет недостатки, пробелы и противоречия в законодательстве. В то же время суд просто вынужден создавать право, иначе его деятельность будет не просто неэффективной, а приведет к результатам, которых общество от него совсем не ждет.
Суд не будет защищать права, а, наоборот, будет способствовать нарушению этих прав»
Юридическая сила постановлений пленума верховного суда
В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РСФСР «изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих Закон, по которому дано разъяснение».
Хотя данная норма не отменена, некоторые ученые и практические работники полагают, что она вступила в противоречие с положением ст.
120 Конституции Российской Федерации о том, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону», и поэтому должна действовать лишь в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О судебной системе в Российской Федерации».
Иными словами, предлагается исходить из того, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения действующего законодательства не могут быть обязательными для судов при рассмотрении ими конкретных дел и материалов.
В этой связи представляется необходимым определиться по вопросу о роли содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснений и их значении для практики федеральных судов общей юрисдикции.
По нашему мнению, значимость этих разъяснений отмечена в Конституции Российской Федерации, а именно: в ст. 126 наряду с другими полномочиями Верховного Суда РФ указано на его полномочие давать разъяснения по вопросам судебной практики.
То обстоятельство, что в отличие от содержания ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в ст.
126 Конституции Российской Федерации не говорится о том, что указанные разъяснения являются руководящими, на наш взгляд, ни в коей мере не означает, что их можно игнорировать. Напротив, толкование текста ст.
126 Конституции дает основание для вывода о том, что дача Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики является таким же равноценным его полномочием, как и другие полномочия, перечисленные в этой статье.
Роль и значение разъяснений Верховного Суда РФ для судебной и, в целом, правоприменительной практики можно проиллюстрировать на следующих примерах.
В принятой 12 декабря 1993 г.
Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23).
Кроме того, Конституцией гарантированы неприкосновенность жилища, а также то, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25).
Эти новые для отечественного законодательства положения, установившие судебный контроль за действиями, нарушающими конституционные права граждан, безусловно вызвали трудности у судов при практическом их применении.
Во избежание разнобоя в применении указанных норм Конституции Пленум Верховного Суда РФ принял 24 декабря 1993 г. Постановление N 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации», в котором дал ряд разъяснений и тем самым ответил на множество поступавших из судов вопросов.
В частности, Пленумом разъяснено, что материалы, подтверждающие необходимость ограничения прав, указанных в ст. ст.
23 и 25 Конституции, предоставляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 5 июля 1995 г.
По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.
Разъяснено также, что в случае, если судья не дал разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.
Это постановление Пленума, сыгравшее важную роль в стабилизации практики судов по рассмотрению названных выше материалов, действует и в настоящее время, оказывая помощь судьям в правильном применении законодательства.
Другой пример. В связи с принятием Конституции Российской Федерации в практике разрешения конкретных судебных дел возник вопрос о том, как быть, если суд придет к выводу о противоречии подлежащего применению закона Конституции.
Ответ на этот и ряд других вопросов был дан в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В нем, в частности, обращено внимание судов на то, что согласно ч. 1 ст.
15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет Конституцию, когда придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей, либо когда федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит соответствующим ее положениям.
В качестве примера действенной помощи судам в правильном толковании и применении закона, которую оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, можно сослаться также на его постановление от 29 сентября 1994 г. N 6 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.
N 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» (в редакции постановления Пленума от 25 октября 1996 г. N 10). В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 г. (нормы которого в силу ч. 4 ст.
15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством), каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Исходя из этого, жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.
Как видно из приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, их цель — не только обратить внимание судов на необходимость правильного толкования законов, но и обязать разрешать дела в точном соответствии с действующим федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Читайте так же: Последние изменения в фз о коммерческой тайне
- В этой связи представляется, что содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения, основанные на требованиях закона, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на всей территории Российской Федерации и помогают избежать судебных ошибок.
- Если исходить из того, что разъяснения Пленума обязательными для судов не являются, то возникают вопросы о том, была ли необходимость закреплять на конституционном уровне положение о даче Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики и к чему такие разъяснения, если их можно игнорировать?
- В пользу позиции об обязательности для судов разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики уместно привести и такой довод.
До принятия Пленумом постановлений с разъяснениями по конкретной категории дел проводится большая работа по изучению данных судебной статистики и сбору необходимых материалов как непосредственно в Верховном Суде РФ, так и в нижестоящих судах с выездом на места судей Верховного Суда РФ.
Наряду с этим запрашиваются справки по результатам обобщения судебной практики из Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов.
При этом акцентируется внимание на возникающих у судов вопросах по применению законодательства и на ошибках, допускаемых при разрешении конкретной категории дел.
Обжалование решения Арбитражного суда
Адвокат Антонов А.П.
Решение арбитражного суда первой инстанции не является окончательным, поскольку может быть обжаловано в порядке апелляционного и кассационного производства.
В апелляционном порядке обжалуется решение суда, не вступившее в законную силу.
Кассационный порядок обжалования применяется лишь в отношении решений, вступивших в законную силу.
По общему правилу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч. 1 ст.
181 АПК РФ) или в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы (ч. 2 ст. 181 АПК РФ).
Решения по отдельным категориям дел могут быть обжалованы лишь в порядке кассационного производства.
Указанный порядок распространяется на решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 2 ст. 274, ч.
4 ст. 222.9 АПК РФ), а также решения Суда по интеллектуальным правам, принятые этим судом в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 273, ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ).
Это обусловлено тем, что эти решения вступают в законную силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180, ч. 4 ст. 222.9 АПК РФ).
Апелляционный порядок обжалования решения арбитражного суда
первой инстанции
Апелляционная жалоба подается через арбитражный Суд первой инстанции, принявший решение, который обязан направить ее вместе с делом в суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд или со дня составления мотивированного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства (ч. 2 ст. 257 АПК РФ).
В случае направления (подачи) апелляционной жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции такая жалоба подлежит возвращению.
Если в суде апелляционной инстанции уже возбуждено апелляционное производство (например, по жалобе другой стороны спора), то в этом случае суд апелляционной инстанции в целях соблюдения принципа процессуальной экономии решает вопрос о принятии апелляционной жалобы к производству, не возвращая ее заявителю (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.
2020 N 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», далее — Постановление Пленума ВС РФ N 12).
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы (ч. 1 ст. 260 АПК РФ).
Апелляционная жалоба может быть сдана в канцелярию арбитражного суда, направлена по почте, а также может быть подана в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 7 ст. 4, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 260 АПК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы в электронном виде она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3.2.2 «Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.
2016 N 252, далее — Порядок, утвержденный Приказом N 252).
В апелляционной жалобе указываются следующие сведения: наименование арбитражного суда, в который подается жалоба; наименование заявителя жалобы и других участвующих в деле лиц; арбитражный суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, а также предмет спора.
В апелляционной жалобе должны быть также указаны требования и основания, по которым заявитель обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, перечень прилагаемых к жалобе документов (ч. 2 ст. 260 АПК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы в порядке ст.
42 АПК РФ лицом, не привлеченным судом первой инстанции к участию в деле, заявитель должен в тексте апелляционной жалобы обосновать, каким образом и какие конкретно его права и обязанности непосредственно затронуты обжалуемым решением (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 12).
Кроме указанных выше обязательных сведений, лицо, подающее апелляционную жалобу, может также указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела, а также может заявить в апелляционной жалобе ходатайства (ч. 2 ст. 260 АПК РФ).
Важной процессуальной обязанностью лица, подающего апелляционную жалобу, является информирование всех участвующих в деле лиц об обжаловании решения суда первой инстанции путем направления им копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их лично под расписку участникам спора или их представителям (ч. 3 ст. 260 АПК РФ).
При направлении апелляционной жалобы в арбитражный суд заявитель должен приложить к жалобе следующие документы: копию решения суда первой инстанции; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера; документ, подтверждающий направление или вручение другим участникам процесса копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов; Доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы (ч. 4 ст. 260 АПК РФ).
Важно обратить особое внимание на указанные выше требования АПК РФ к оформлению апелляционной жалобы и прилагающимся к ней документам. В силу ч. 1 ст. 261 АПК РФ в случае, если апелляционная жалоба подана с соблюдением требований АПК РФ, она принимается к производству суда апелляционной инстанции.
Если заявителем жалобы нарушены требования к форме жалобы и ее содержанию, апелляционный суд оставляет такую жалобу без движения (ст. 263 АПК РФ) или возвращает ее заявителю (ст. 264 АПК РФ).
Суд оставляет апелляционную жалобу без движения, если при рассмотрении вопроса о принятии ее к производству установит, что она подана с нарушением требований, установленных ст. 260 АПК РФ.
Порядок оставления апелляционной жалобы без движения урегулирован ст. 263 АПК РФ.
Согласно указанной статье об оставлении апелляционной жалобы без движения арбитражный суд выносит определение, в котором указывает основания для оставления жалобы без движения и срок, в течение которого заявитель жалобы должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения.
Важно иметь в виду, что обстоятельства, явившиеся основанием для оставления жалобы без движения, считаются устраненными с момента поступления в суд апелляционной инстанции необходимых документов или информации.
При направлении в суд документов и материалов по почте нужно учитывать время на отправку и доставку почтовой корреспонденции (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 12).
Если не имеется возможности обеспечить поступление в арбитражный суд документов и информации в срок, установленный арбитражным судом в определении об оставлении апелляционной жалобы без движения, то рекомендуется обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока оставления апелляционной жалобы без движения (ст. 118 АПК РФ). В ходатайстве нужно указать на наличие объективных препятствий для устранения обстоятельств в установленный судом срок (например, позднее получение определения об оставлении апелляционной жалобы без движения).
Можно также направить документы в суд в электронном виде либо сообщить суду телеграммой, телефонограммой информацию о направлении документов (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 99 «О процессуальных сроках», далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 99).
В случае если заявитель апелляционной жалобы устранит обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, указанный в определении суда, жалоба принимается к производству суда апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 263 АПК РФ); если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, указанный в определении, арбитражный суд возвращает апелляционную жалобу и прилагаемые к ней документы лицу, подавшему жалобу (ч. 5 ст. 263 АПК РФ).
Перечень случаев, являющихся основанием для возвращения апелляционной жалобы, указан в ч. 1 ст. 264 АПК РФ, согласно которой жалоба подлежит возвращению, если при рассмотрении вопроса о принятии ее к производству судья установит, что:
— жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства (например, в случае подачи жалобы в порядке ст. 42 АПК РФ лицом, не привлеченным судом первой инстанции к участию в деле, которое не обосновало, каким образом решением суда первой инстанции непосредственно затронуты его права или обязанности);
— жалоба не подписана или подписана и подана в суд лицом, не имеющим полномочий на ее подписание и (или) подачу в суд;
— жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке апелляционного производства (например, апелляционная жалоба на судебный акт, принятый Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции — п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60 «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»);
— жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
— до вынесения определения о принятии жалобы к производству суда от заявителя поступило ходатайство о ее возвращении;
— не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также возвращает жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.
Нужно иметь в виду, что возвращение апелляционной жалобы не препятствует повторному обращению с апелляционной жалобой в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее возвращения (ч. 5 ст. 264 АПК РФ).
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции могут возникнуть обстоятельства, препятствующие рассмотрению жалобы по существу.
К таким обстоятельствам относятся:
— отказ заявителя от жалобы и принятие отказа судом (ст. 49 АПК РФ);
— заявление в жалобе новых требований, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции (ч. 2 ст. 265 АПК РФ);
— установление судом после принятия жалобы к производству того факта, что жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке апелляционного производства (абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 12);
— выяснение того обстоятельства, что жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование решения суда первой инстанции (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 12);
— установление судом апелляционной инстанции факта пропуска заявителем апелляционной жалобы срока на подачу жалобы после принятия ее к производству, при условии, что суд признает причину пропуска срока на подачу жалобы неуважительной либо после удовлетворения ходатайства о восстановлении срока будет установлено отсутствие оснований для восстановления (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ N 12);
— ликвидация организации, являющейся стороной в деле, если данное обстоятельство возникло после принятия решения суда первой инстанции и отсутствуют правопреемники (п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, п. 34 Постановления Пленума ВС РФ N 12). Это обусловлено невозможностью принятия апелляционным судом судебного акта, регулирующего права и обязанности организации, исключенной из ЕГРЮЛ.
В этих случаях арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, о чем выносит определение.
В случае прекращения производства по апелляционной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в арбитражный суд с апелляционной жалобой не допускается (ч. 5 ст. 265 АПК РФ).
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Порядок обжалования постановлений об административном правонарушении
Порядок обжалования постановлений об административном правонарушении
В силу ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
- 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
- 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
- 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
- Порядок вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, кем рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, то есть в областной или другой соответствующий ему суд (ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).
Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. ст. 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд. Согласно ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ решение судьи районного суда принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.
Следовательно, если в первой инстанции дело рассматривалось мировым судьей, то решение районного суда по жалобе вступит в законную силу со дня вынесения, а решение районного суда по жалобе на постановление должностного лица возможно обжаловать в суд уровня субъекта Федерации в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии.
Частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд.
К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего Правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять Протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее).
Однако названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (статья 30.12 КоАП РФ).
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора (часть 5 статьи 30.9, часть 4 статьи 30.12 КоАП РФ).
Последнее обновление: 29 декабря 2020 г., 10:52
Последовательность обжалования решения суда: инстанции и сроки
Обжалование постановлений суда — повсеместная в российском правовом поле практика. Судиться с судом — дело кропотливое и требующее тонкого подхода, а порой и вовсе бессмысленное и беспощадное. Однако в стремлении добиться справедливости, особенно по отношении к себе, никакие преграды не покажутся неприступными.
Потому обжалование решений районного суда, превращающееся порой в противостояние, доходящее до самых высших инстанций, Процедура по своей сути бытовая. Обжалованию могут подлежать решения суда как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Главное — это соблюдение сроков и установленных норм по составлению и подаче жалоб.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 924 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Порядок обжалования решения суда
Для обжалования понадобится предоставить веские юридические основания для этого, иначе дело кончится, даже не начавшись. Чаще всего при оспаривании судебных решений, ходатайствующие отталкиваются от процессуальных ошибок, которые допустил суд при рассмотрении дела и вынесении вердикта.
Лазейкой для истца послужит нарушение судебным органом процессуальных норм гражданского, уголовного и административного кодекса или других ФЗ. Ходатайствовать о пересмотре дела может любая сторона, участвовавшая в процессе лично или посредством представительства, но лишь в том случае, если ее права были ущемлены решением судьи.
Порядок обжалования судебного решения состоит из нескольких этапов:
- Подробное ознакомление с текстом постановления районного суда. Этот этап служит основанием для позиции истца при обжаловании.
- Далее необходимо изучить нормы и положения материального права, которые непосредственно касаются предмета судебных тяжб и обжалования решения в рамках процессуального документа.
- После выявления нарушений определяется Подсудность. Так, большинством споров занимаются суды субъектов РФ.
- На последнем этапе происходит составление жалобы и приложение к ней всех необходимых документов. Структура жалобы может отличаться в зависимости от ее вида.
При обнаружении в содержании постановления явного нарушения не стоит останавливаться только на нем. Необходимо подробно изучить весь документ, ведь более обширная доказательная база — Залог успеха для истца.
Важно учитывать, что приступать к составлению жалобы необходимо лишь после получения решения суда в окончательной форме.
Дело в том, что на заседании суд может огласить лишь свое конкретное решение, без упоминания деталей и подробностей. Окончательное решение предоставляется не более чем через 5 дней после оглашения вердикта.
Потому не стоит торопиться ходатайствовать сразу после вынесения итогов рассмотрения, так как велика опасность споткнуться о подводные камни.
Стоит отметить, что интересы истца при рассмотрении ходатайства может защищать как законный представитель, так и представитель по доверенности.
Сроки обжалования решения суда
Срок подачи жалобы может различаться в зависимости от области права, в рамках которой происходило судебное разбирательство. Так, законом предусмотрены следующие временные ограничения:
- не более месяца или полугода на подачу апелляционной или кассационной жалобы, соответственно, по делам в рамках ГК РФ;
- не более 10 дней или года на подачу апелляции или кассационной и надзорной жалоб, соответственно, по уголовным делам;
- не более месяца или полугода на апелляцию по КАС РФ или жалобу в надзорном порядке, соответственно;
- не более 10 дней для обжалования решения суда по делу в рамках КоАП РФ.
Срок для подачи жалобы отсчитывается с момента получения сторонами постановления суда в окончательной форме.
Обжалование вступившего в силу решения суда
Судебное решение, обретшее силу, подлежит обжалованию лишь в кассационном порядке. Исключения — постановления ВС РФ, так как Верховный суд в этой иерархии служит последней инстанцией, и гражданину попросту некуда обращаться дальше. Для самых отчаянных свои Услуги может предоставить ЕСПЧ. Но это уже совсем другая история.
Апелляционная жалоба
Апелляция подается в случае недовольства одной из сторон решением, вынесенным районным судом. Так, ходатайствовать может и ответчик, и Истец.
Для успешного хождения жалобы по судам необходимо соблюсти предусмотренные законом формальности, а именно — порядок оформления и направления апелляции в суд. Не менее важно соблюдать и сроки.
Особенно это касается тех случаев, когда участниками разбирательства становятся государственные органы. Так, борцам с ЖКХ за права и свободы граждан стоит блюсти сроки, как зеницу ока.
Государство бережет граждан, но себя оно бережет вдвойне.
Особенности составления
Требования, предъявляемые законодательством при подаче апелляции:
- в тексте документа не может быть фактических ошибок, уточнять стоит лишь существенные детали;
- каждое слово истца, направленное против судебного постановления, должно быть закреплено документально, иначе оно будет использовано против вас;
- для выработки твердой и уверенной позиции необходимо с особой скрупулезностью изучить все материалы дела;
- деловой тон заявление является обязательным пунктом при составлении жалобы. Суд не станет рассматривать жалобу, написанную на языке улиц;
- орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки и помарки — также враг истца. Если документ при составлении от руки был испорчен, лучше начать с чистого листа.
Ходатайство граждан, составленное без учета вышеперечисленных требований, будет отклонено без шанса на рассмотрение. Потому, к составлению документа стоит подходить с чувством, толком и расстановкой.
Законодательство также предъявляет ряд требований и к содержанию:
- указать наименование и адрес суда, в который подается жалоба;
- ФИО заявителя или название юридического лица, адрес проживания или нахождения, контактные данные;
- после этого ходатайствующий должен указать дату вынесения оспариваемого решения, его номер и ФИО судьи, которым истец остался недоволен;
- указание оснований для подачи жалобы;
- четко изложенные требования ходатайствующего.
Отдельно стоит рассмотреть основания для подачи жалобы и требования, которые должен предъявить Гражданин. Так, основаниями для ходатайства служат:
- игнорирование или неверная трактовка обстоятельств, которые были представлены заявителем;
- неправильное обозначение законных причин обращения в суд;
- постановление суда носит противоречивый характер относительно фактов, рассмотренных на процессе;
- допущение судом ошибок, нарушающих процессуальный Кодекс, соответствующий рассматриваемому делу.
Требования, которые может обозначить гражданин в жалобе, регламентированы законодательством. Так, гражданин может просить:
- об отмене обжалуемого постановления суда и вынесение нового;
- о полном или частичном пересмотре решения районного суда;
- об аннулировании оспариваемого постановления и закрытии дела;
- о полном или частичном аннулировании решения суда или частичном отказе в рассмотрении полученного иска.
При необходимости гражданин правомочен указать, какую именно часть постановления нужно изменить или отменить. Гражданин может подавать апелляцию с перечнем требований, предъявленных им ранее. Дополнение к списку требований прямо противоречит законодательству.
Претензия должна быть подкреплена документальными сведениями. Резюмируя, ходатайствующий указывает дату оформления жалобы, оставляет свою личную подпись. При подаче жалобы юридическим лицом, в документе должна быть печать организации.
Важно учитывать, что оформление апелляции зависит от того, куда именно будет направлено жалоба.
Куда направлять жалобу
Апелляция подается гражданином при оспаривании решений по всем видам судебного производства. Поэтому возможно, что правила оформления и подачи апелляционной жалобы будут существенно отличаться от случая к случаю, так как требования законодательства учитывают характерные черты, присущие каждой отрасли права.
Апелляции рассматриваются судами той юрисдикции, в рамках которой происходило судопроизводство. Так, на долю арбитража выпадает рассмотрение исключительно гражданских дел и апелляций по ним. Споры по уголовным делам — головная боль Апелляционной Коллегии.
Прогадать при подаче жалобы нельзя, так как апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое постановление. Далее жалоба будет перенаправлена органу, уполномоченному для рассмотрения претензий.
При исчерпании всех возможностей подачи апелляции, хождение по мукам для ходатайствующего продолжается уже в кассационных органах. Последним оплотом становится ВС РФ. При отклонении жалобы и Верховным Судом, остается надеяться только на западных партнеров, а именно — ЕСПЧ.
Взимание госпошлины
От чего любому законопослушному гражданину не уйти, так от взимаемой госпошлины. Ее уплата — обязательное условие при подаче апелляции. Как можно предположить, за вредность. Ходатайствующего или судьи — это уже неизвестно.
Размер пошлины составляет 150 рублей для физических лиц и до 3000 рублей для организаций.
Тяжбы по рассмотрению экономических споров предполагают иные расходы. При обращении в арбитраж, ценник составляет 3000 рублей, однако стоимость может и расти, в зависимости от статуса истца. В случае, если госпошлина не будет уплачена, дело далеко не пойдет.
Кассационная жалоба
Такая жалоба подается при исчерпании возможностей подачи апелляции. Обращаться в соответствующие инстанции возможно по гражданским, уголовным или административным делам. При просрочке обращения, ходатайствующему будет необходимо дополнительно просить о продлении срока, но лишь в свете веских на то оснований.
Кассационные инстанции
Ходатайствующий имеет право обратиться в:
- Президиум суда субъекта;
- арбитраж федерального округа;
- в судебную коллегию ВС РФ.
При подаче жалобы почтовым отправлением, нужно отправлять заявление заказным письмом.
Если текст жалобы будет содержать ошибки, препятствующие ее рассмотрению, заявление вернут истцу. На исправление всех недочетов предоставляется определенный промежуток времени. При отсутствии ошибок жалоба будет рассмотрена в течение трех дней на заседании, в котором смогут принять участие все заинтересованные в исходе процесса лица.
Оформление жалобы
Требования по оформлению кассации не несут в себе какой-либо принципиальной новизны. Так, принимается жалоба, составленная от руки или при помощи технических средств. В конце заявления должна красоваться личная подпись заявителя или лица, представляющего его интересы.
При составлении кассации необходимо указать следующие сведения:
- наименование и адрес суда;
- ФИО заявителя;
- процессуальное положение дела;
- перечень судов, отклонивших апелляцию;
- сведения обо всех участниках судебного разбирательства;
- список решений, которые нужно отменить полностью или частично;
- указание оснований для ходатайства;
- перечень претензий, подкрепленных правовыми нормами и различными документальными сведениями;
- прошение о рассмотрении ходатайства и пересмотра ранее вынесенного постановления;
- список прикрепленных документов.
В основной части указываются допущенные судом процессуальные нарушения (если они имеют место быть). Так, к ним относятся:
- уведомление не всех участников разбирательства;
- отсутствие протокола рассмотрения дела;
- нарушение права на защиту;
- нарушения при проведении судебного расследования, дебатов и т. д.
Также к кассации необходимо приложить определенный перечень документов, который в частных случаях может дополняться. Основными документами являются:
- ксерокопия паспорта ходатайствующего;
- копии предыдущих постановлений;
- документы, подтверждающие нарушение прав истца;
- квитанция об уплате пошлины.
Оформление кассации при оспаривании решения по уголовным или административным делам составляется по такому же образцу.
Надзорная жалоба
Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.
Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:
- жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
- список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
- жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
- срок подачи документа — не более трех месяцев.
Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.
Жалобу могут подать:
- участники предыдущих процессов;
- третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
- прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
- государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.
При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.
Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.
Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:
- нарушение прав определенного участника процесса;
- нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
- нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.
Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.
Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:
- вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
- уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
- лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
- судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
- каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;