Пленум ВС РФ о таможенных спорах: обоснование низкой стоимости, продажа товара, ввезенного для личного пользования, и возврат пошлины

Пленум ВС РФ о таможенных спорах: обоснование низкой стоимости, продажа товара, ввезенного для личного пользования, и возврат пошлины Кирилл Зыков/АГН Москва

Пленум Верховного суда РФ принял постановление, разъясняющее некоторые вопросы, возникающие в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. За почти два года, которые действует Кодекс,  правоприменительной практики концептуальных проблем накопилось достаточно много.

Презумпция невиновности декларанта

Прежде всего, пленум разъяснил судам правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В документе отмечается, что суды должны основываться «на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации».

При этом во главу угла ставится презумпция достоверности информации, предоставленной декларантом. Бремя ее опровержения лежит на таможенном органе.

Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных документов не может свидетельствовать о том, что вся информация, содержащаяся в бумагах, является недостоверной.

«Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров», — отмечает пленум ВС.

Таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.

Верховный суд наделяет таможенные органы правом провести контроль за товарами даже после того, как их выпустили с таможни. Однако проведение таких мероприятий «не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями».

Для личного пользования

ВС также разъяснил, что судам следует считать «товарами для личного пользования», перемещаемыми через таможенную границу Союза.

Под ними понимаются предметы, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Речь идет о товарах, находящихся в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Пленум отметил, что систематическая (более двух раз) продажа таких товаров может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин. Впрочем, как решил ВС, сама по себе последующая продажа не свидетельствует об использовании предметов не в личных целях. Поэтому в любом случае это придется доказывать.

Как ранее сообщал L.R, с 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. ЗАТО будут исключены все ограничения по времени и количеству заказов товаров из-за границы.

Пленум ВС: как решать таможенные споры

Пленум Верховного суда принял постановление о разрешении таможенных споров. В центре внимания – защита декларантов.

Чиновники не могут исправлять свои ошибки в административных процедурах с помощью судебного процесса, классификация товаров должна быть прозрачной и предсказуемой, а свою позицию участникам внешнеторгового оборота разрешили доказывать с помощью международной практики. Главное из новых разъяснений – в нашем материале.

Зачем нужны новые разъяснения?

Пленум Верховного суда подготовил проект постановления, посвящённый спорам по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

ВС принял новый документ на замену схожих разъяснений 2016 года, потому что новый кодекс вступил в силу в 2018 году.

Это сложный Нормативно-правовой акт, который содержит 465 статей и 300 отсылок к другим нормам, и понятно, что суды применяют и толкуют его по-разному. Новое постановление должно помочь сделать практику более единообразной.

Вместе с принятием нового постановления утратили силу разъяснения Пленума ВС от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

Одна из ключевых идей нового проекта, как подчёркивали в Верховном суде, заключается в том, что судебное разбирательство не должно подменять административную процедуру таможенного контроля. То есть таможенный орган не должен рассматривать судебный процесс как способ исправить свои ошибки во время контрольных мероприятий.

Таможенная стоимость

Первый большой «блок» разъяснений ВС – о вопросах определения таможенной стоимости товаров. Пленум подчёркивает: таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на «достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации».

При этом судам следует исходить из презумпции достоверности документов и сведений, представленных декларантом в ходе таможенного контроля. А бремя опровержения этих сведений лежит на таможенном органе, а не наоборот.

Согласно разъяснениям, таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтверждённой. Декларанту нужно представить доказательства совершения сделки, по которой он приобрел товар, в любой не противоречащей закону форме.

Применённая сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с её более низким уровнем в сравнении с ценами на такие же товары или её отличия от цен, установившихся на внутреннем рынке. При этом отличие цены, указанной декларантом, от «рыночных» цен можно использовать как один из признаков недостоверного определения таможенной стоимости.

  • Одно из главных правил: лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене.
  • Классификация товаров
  • Вторая часть постановления регламентирует вопросы, возникающие при классификации проходящих через таможню товаров по ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).

«Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер», – указывает ВС.

А потому при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией.

Но не во всех случаях: если Россия отказалась от применения разъяснений по отдельным товарам, судам их тоже учитывать не нужно.

В обоснование правильности выбранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезённых товаров в странах, использующих Гармонизированную систему описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года. Суду можно предоставлять классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства.

«При этом указанные доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами, обосновывающими правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД», – подчёркивает Пленум ВС.

Возврат таможенных платежей

У участников внешнеторгового оборота есть возможность в административном порядке вернуть переплаты по таможенным пошлинам и налогам.

При этом ВС подчёркивает: срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении или дополнении сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения.

Если спор о возврате переплат доходит до суда и тот признаёт, что у декларанта есть право получить свои деньги назад, то на эти деньги должны начисляться ещё и проценты «в целях компенсации потерь, причинённых незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности». Проценты начисляются со дня, следующего за днём внесения таможенных платежей в бюджет, и до даты фактического возврата денег.

Кроме того, плательщик имеет право на возврат денежных средств, ранее внесённых в счёт уплаты предстоящих таможенных пошлин. Согласно общему правилу, этим правом можно воспользоваться в течение трёх лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.

Другие спорные вопросы

Таможенные органы вправе провести контроль за товарами даже после того, как они были выпущены с таможни.

Но проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров «не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешён спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями», подчёркивает Пленум ВС.

Если суд уже разрешил спор в пользу декларанта, то таможенники не должны продолжать мешать декларанту.

Уточняется и вопрос о процессуальных сроках. Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечёт утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности, подчёркивает Пленум ВС. Если срок был пропущен по уважительным причинам, то он может быть восстановлен по ходатайству таможенников. Внутренние организационные причины уважительной причиной для пропуска срока не являются.

Таможенные споры с участием граждан

Последний по порядку, но не по значению блок разъяснений – о таможенных спорах с участием граждан.

Среди прочего Пленум ВС разъясняет, какие товары признаются «товарами для личного пользования», и советует не перепродавать их.

И хотя установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях, систематическая – более двух раз – продажа товара, ввезённого для личного пользования, может стать основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, установленного в отношении товаров для личного пользования.

Если таможенники выяснят, что Гражданин перепродаёт купленные в зарубежном интернет-магазине вещи, то его могут заставить заплатить таможенные пошлины.

Взыскание таможенных платежей, процентов и пеней с физических лиц, а также взыскание товаров – всё это происходит в судебном порядке, поясняет ВС.

Читайте также:  Что такое профессиональный налоговый вычет в 2023 году

Вс разъяснил права зарубежного шоппинга: как не платить пошлину — мк

Ряд важных для россиян вопросов рассмотрел Пленум Верховного суда РФ. 31 октября был принят регламент проведения новой процедуры в гражданском, арбитражном и административном процессах — судебного примирения между сторонами.

Она введена 25 октября и вот теперь устранены последние препятствия для ее практического применения.

Кроме того, суд взялся разъяснить, в каких случаях придется платить таможенную пошлину за товары, приобретенные за границей, а когда этого делать не нужно.

Предметом рассмотрения Пленумом ВС стала коллизия, которая касается зарубежного шоппинга.

— Все, что из-за границы ввозят граждане в личном багаже, что присылается им родственниками или в рамках интернет-торговли, с точки зрения таможенных правил делится на две большие категории, — разъяснила «МК» старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина. — Первая — для личного пользования.

Предполагается, что гражданин приобретает это не с целью извлечения доходов.

И только в отношении этой категории товаров установлены специальные таможенные правила, когда не нужно платить пошлины и налоги, подтверждать соблюдение требований технических регламентов и иные ограничения, установленные в рамках внешнеторгового режима.

Если товары под эту категорию не попадают — то есть, предназначены для предпринимательской и иной коммерческой деятельности, то граждане не вправе претендовать на упрощенный порядок их перемещения.

Вечный дискуссионный вопрос — как одну категорию отличить от другой. Едет гражданин из-за границы, у него в чемодане 10 одинаковых вещей. Это для личных нужд или не для личных? И этот вопрос не имеет точной правовой регламентации.

В советские времена было просто — на каждую категорию товаров устанавливалось количество, разрешенное к провозу. Например, можно ввести две пары носков, одно платье.

В современных таможенных законодательствах России и других стран такие точные значения не предусмотрены, а есть только категория товара. Его предназначение определяется таможенным органом, исходя из заявления лица, перемещающего товары.

При этом, таможня руководствуется такими критериями, как частота перемещения товаров, их количество, однородность.

Если гражданин заявляет, что он это перевозит для себя, у таможенных органов есть возможность не согласиться с этим и заявить, что характер ввоза вещей говорит о том, что они скорее всего предназначены для дальнейшей реализации. Поэтому, стремление ВС разъяснить некоторые критерии можно лишь приветствовать.

В проекте постановления пленума, который отправлен на доработку, отмечается, что обязанность оплатить таможенную пошлину возникает у гражданина в случае повторной продажи вещей, предназначенных для личных целей и приобретенных за границей.

Но только тот факт, что человек впоследствии продал вещь, которую привез из-за границы или получил по почте, не говорит о том, что он использовал товар не в личных целях. Должно быть доказано, что продажа осуществлялась систематически.

А систематически, согласно проекту документа — это более двух раз.

  • Еще один важный вопрос касается требования таможенных органов оплатить налоги или пошлины за купленный за рубежом автомобиль, который был разбит или угнан до перемещения в РФ.
  • Верховный суд считает это несправедливым, поскольку обязанность платить за отсутствующий автомобиль ставит несостоявшегося покупателя в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, а в случае угона «фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым — увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления».
  • Кроме того, пленумом был принят регламент, определяющий принципы процедуры судебного примирения, ее стадии, права и обязанности сторон, а также устанавливает требования к судебным примирителям.

Процедуру судебного примирения можно запустить на любой стадии процесса. Для этого нужно ходатайство сторон, но предложение может поступить и от суда, если участники не против.

Судебный примиритель будет выбран по взаимному согласию сторон из списка, подготовленного пленумом ВС.

Ими могут быть судьи в отставке, но только такие, которые не работают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях или в качестве помощника депутата Госдумы, члена Совета Федерации. Как было отмечено на заседании пленума, примиритель должен быть безупречным.

Само судебное примирение проводится в форме переговоров.

У него может быть несколько стадий: сначала нужно изложить обстоятельства спора и интересы сторон, потом стороны должны формулировать вопросы для обсуждения, после этого примиритель проводит индивидуальную беседу с каждым участником, вырабатывается сценарий урегулирования спора. Результатом такоего примирения может стать мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, соглашение по обстоятельствам дела и другое.

Если результатов добиться не удастся, Процедура может быть завершена по заявлению одной из сторон, по инициативе примирителя или в связи с истечением срока, предназначенного для примирения.

— Стороны, когда приходят в суд, как правило, настроены друг против друга, — говорит адвокат Дмитрий Аграновский.

— Прийти к взвешенному решению, особенно к мировому соглашению зачастую бывает не просто, особенно это касается сложных дел, дел об имущественных правах.

Здесь же — примиритель из числа бывших судей, то есть, посторонний, совершенно, надо думать не ангажированный человек. Он выступит как посредник в переговорах между сторонами, иногда это очень важно.

Читайте материал: Половина россиян выбрала теневой рынок труда

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28116 от 1 ноября 2019

Заголовок в газете: Верховный суд разъяснил правила зарубежного шопинга

Принято постановление Пленума ВС РФ по таможенным спорам

В связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Пленумом ВС РФ принято постановление «О некоторых вопросах…» от 26.11.2019 № 49. В п. 38 этого постановления разъяснено, что продажа товара, ввезенного для личного использования, сама по себе не свидетельствует о том, что товар был ввезен для другой цели.

Обратите внимание! При систематической продаже (более двух раз) в освобождении от уплаты пошлин может быть отказано.

Конкретные запреты и ограничения, а также особенности перемещения товаров определяются Евразийской экономической комиссией и размещаются на официальном сайте этой организации.

Освобождает ли уничтожение или угон временно ввезенного автомобиля от уплаты пошлины?

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, если временно ввезенный автомобиль не вывезен с территории Евразийского экономического союза до истечения срока временного нахождения в связи с его угоном или уничтожением в аварии, то пошлину платить не нужно.

Однако по п. 39 постановления № 49 суды должны учитывать следующее:

  • О конструктивной гибели автомобиля может свидетельствовать невозможность ремонта или превышение стоимости ремонта над стоимостью машины, а также равенство стоимостей.
  • При угоне нужно выяснить обстоятельства произошедшего, проявлял ли владелец должную заботливость и осмотрительность, обращался ли в органы по факту угона; учитывать характеристики потерпевшего — были ли факты угона ранее ввозимых им автомобилей.

Могут ли таможенники обращать взыскание на товары при возбуждении дела о банкротстве?

В п. 27 постановления № 49 рассмотрена ситуация, когда лицо ввезло товар, но не уплатило пошлину, а затем в отношении него введена процедура банкротства. В этом случае не исключается применение к таким товарам мер задержания и обращения на них взыскания.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Является ли командировка уважительной причиной пропуска таможенным органом срока для обращения в суд?

В постановлении № 49 оговорены вопросы применения сроков в Таможенном кодексе (п. 30).

Верховный суд РФ отметил, что пропуск сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Но пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен.

Обратите внимание! Нахождение представителя таможенного органа в командировке не является уважительной причиной пропуска срока. Также к уважительным причинам не относятся: необходимость согласования с вышестоящими органами вопроса об обращении в суд, отпуск сотрудника, кадровые перестановки, смена руководителя, его командировка или отпуск, а также иные подобные причины.

Какое право подлежит применению судами?

Суды, рассматривающие таможенные споры, применяют:

  • Договор о ЕАЭС от 29.05.014;
  • ТК ЕАЭС;
  • иные международные договоры, составляющие право ЕАЭС;

Обратите внимание! Положения ТК ЕАЭС обладают приоритетом перед нормами иных договоров, кроме Договора о ЕАЭС (п. 1 постановления № 49).

Обратите внимание! При противоречии между нормами Договора, ТК ЕАЭС и решениями Комиссии применяется Договор и ТК (п. 2 постановления № 49).

  • акты Суда ЕАЭС (учитываются при рассмотрении дел);
  • Закон «О таможенном регулировании…» от 03.08.2018 № 289-ФЗ;

Возврат бракованного товара иностранному поставщику и юридическое оформление этих операций

опубликовано:
15.11.2020

Нам необходима консультация по поводу возможности возврата бракованного товара иностранному поставщику и юридического оформления этих операций.

Читайте также:  Региональный материнский капитал: размер суммы в регионах рф в 2023 году, условия получения и оформления

В нашем контракте с Поставщиком прописана возможность замены бракованного товара, либо соразмерного уменьшения задолженности, если товар оказывается бракованным. В некоторых случаях необходима техническая Экспертиза на территории Поставщика, т.е. необходимо вывозить товар за пределы РФ.

 Наш отдел логистики предлагает такую схему вывоза товара Поставщику:

В случае заявления таможенной стоимости менее 200 Евро отправка товаров на техническую оценку осуществляется на неконтрактной основе посредством доставки компанией UPS за счет Поставщика.

При этом указывается минимальная стоимость товаров, не превышающая 200 Евро для прохождения упрощенного таможенного выпуска.

Для осуществления доставки оформляются счет-проформа (Приложение №7), Акт о неисправности оборудования (Приложение №8) и гарантийное письмо (Приложение №9) при необходимости.

В случае заявления таможенной стоимости более 200 Евро отправка товаров на техническую оценку осуществляется на контрактной безвозмездной основе посредством доставки компанией UPS или иного брокера / транспортного агента. Оплата доставки осуществляется за счет отправителя или получателя по согласованию.

При этом проводится полное таможенное оформление с выпуском экспортной декларации (безвозмездный характер сделки в рамках возмездного договора).

Для осуществления доставки оформляются счет-проформа (Приложение №7), Акт о неисправности оборудования (Приложение №8) и гарантийное письмо (Приложение №9) при необходимости.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

Насколько нам известно, судебная практика такова, что поставка бракованного товара не считается исполнением договора, а также, что товар, ввезенный на территорию РФ и оплаченный поставщику, а затем возращенный, не признается ввезенным. Соответственно, суммы, уплаченные поставщику за товар, должны быть возвращены. В случае перемещения через границу (экспорта) мы обязаны получить валютную выручку.

 Просим прокомментировать насколько правомерна:

  1. Отправка товара, ввезенного по импортному контракту, за пределы РФ в рамках упрощенного таможенного выпуска (при стоимости менее 200 евро)?
  2. Отправка товаров на техническую экспертизу в рамках импортного контракта на безвозмездной основе с проведением полного таможенного оформления в режиме экспорт (безвозмездный характер сделки в рамках возмездного договора).
  • Вас могут заинтересовать: Услуги по разработке и проверке договоров.
  •  Какими документами это должно быть оформлено?
  • Общие сведения:

Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11.04.1980. Согласно ст. 45 и 46 данного документа, если Продавец не исполняет какое-либо из своих обязательств по договору или по данной конвенции, покупатель может:

  • потребовать исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору;
  • потребовать заменить товар, когда это несоответствие существенно нарушает договор, и (или) потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления.

При этом продавцу должно быть заявлено требование о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору.

Таким образом, исходя из смысла положений приведенной конвенции при наличии названных обстоятельств покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не отвечающие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества и (или) потребовать их замены. Аналогичные нормы о последствиях поставки некачественного товара предусмотрены и гражданским законодательством (ст. 469, 518 ГК РФ).

Реэкспорт:

В пп. 6 п. 2 ст.

238 ТК ЕАЭС сказано: в отношении товаров из Союза, к которым была применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, может быть применена таможенная процедура реэкспорта. Но для этого нужно соблюсти следующие условия (п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС):

  • поместить товары под процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • представить таможенному органу сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, о неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах;
  • не использовать товары на таможенной территории Союза и не проводить их ремонт, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов;
  • предоставить таможенному органу возможность идентификации товаров;
  • соблюдать запреты и ограничения.

НДС (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ), вывозные таможенные пошлины (п. 9 ст. 241 ТК ЕАЭС) в отношении некачественного товара, вывозимого в процедуре реэкспорта, не уплачиваются.

Уплаченные при ввозе на территорию РФ (иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией) Налог и таможенные пошлины возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Вас могут заинтересовать: Услуги по таможенному оформлению грузов.

Экспорт:

Возврат таможенных платежей: судебная практика

Возврат таможенных платежей: судебная практика Елена Белозерова, старший Юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» © ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru

В последнем номере за прошлый год («ЛОГИСТИК&система» № 12/декабрь 2006) мы подробно осветили тему возврата излишне уплаченных таможенных платежей. При этом упор был сделан на внесудебных методах устранения проблем. Однако часто единственным способом вернуть переплаченные деньги становится судебное разбирательство. О подобной практике разрешения споров и пойдет речь в этой статье

Если возможности административного обжалования в соответствии с таможенным законодательством использованы, а таможенные органы с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров не согласились, то последний имеет право обжаловать это решение в суде. Мы рассмотрели судебную практику по делам об обжаловании решений таможенных органов в подобных случаях.

И хотя она не отличается единообразием, все же некоторые принципиальные моменты, в которых суды при обосновании своих решений едины, существуют.

Мы проанализировали судебные акты и поняли, в каких случаях суды заняли позицию истца и признали решения таможенных органов об отказе в возврате таможенных платежей и соответственно их решения о корректировке таможенной стоимости незаконными.

Сразу обратим внимание на то, что если проблема возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей возникает по причине корректировки таможенным органом таможенной стоимости, то в суде придется доказывать и незаконность такой корректировки.

Таким образом, представленный в настоящей статье обзор судебной практики при необходимости найдет практическое применение и поможет урегулировать две проблемы – незаконной корректировки таможенной стоимости и возврата таможенных платежей, уплаченных дополнительно в связи с корректировкой.

ПРОЦЕДУРА ОБЖАЛОВАНИЯ

При обжаловании решения таможенного органа о возврате таможенных платежей плательщик обязан сначала подать в таможенный орган заявление об их возврате. В случае получения отказа о возврате у плательщика появляется право на обращение в суд.

Данная норма подтверждается судебной практикой.

Суды рассматривают заявление об обжаловании решения о корректировке таможенной стоимости, если имеют подтверждение тому, что плательщик обращался в таможню и получил отказ в удовлетворении заявления либо не получил ответ в установленный законом срок.

Поскольку плательщик считает нарушенными свои права по поданному им заявлению, он вправе оспорить такое решение в суде, предъявив Иск о признании недействительным решения государственного органа, согласно статье 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили эти действия (бездействие).

При рассмотрении заявления об обжаловании незаконного решения таможенного органа именно этот орган в соответствии с АПК РФ обязан доказать законность проведенной им корректировки и обосновать свою позицию. Это важно знать, поскольку очень часто в суде таможенные органы не могут обосновать свою позицию или их позиция не соответствует нормам законодательства, что отмечается в судебных актах.

На основании обобщения судебной практики мы сделали вывод о том, что арбитражные суды могут признать действия таможенных органов незаконными и отменить решения о корректировке таможенной стоимости в случаях, приведенных во врезке «Незаконные действия таможни».

Арбитражные суды могут признать действия таможенных органов незаконными, если:

  • декларант представил документы, содержащие количественно определенную, достаточную информацию о цене сделки, а таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, которые препятствуют применению основного метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • таможенные органы нарушили последовательность применения методов таможенной стоимости, произвольно применяя резервный метод, минуя предыдущие методы, безосновательно ссылаясь на отсутствие необходимой и удовлетворяющей Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее Закон) информации;
  • таможенные органы приняли за основу таможенной стоимости информацию о цене, которая содержится в их электронной базе, но не является полной и не позволяет проверить ее соответствие ценам, существующим в мировой практике (при определении стоимости по резервному методу);
  • таможенные органы ссылаются на наличие условий, влияние которых не может быть учтено при продаже, при этом не обосновывают, влияние каких именно условий не может быть учтено и в чем такое влияние при определении таможенной стоимости заключается.
Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в ленинградской области в 2023 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

ГЛАВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Таким образом, вполне очевидно, что основные разногласия в определении таможенной стоимости товара происходят из-за неоправданного использования неосновных способов оценки товара со стороны таможни.

В Законе содержится правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, вычитания, сложения стоимости, резервного), согласно которому каждый последующий в порядке возрастания метод применяется в случае невозможности использования предыдущего.

А на практике таможенные органы, выявив обстоятельства, исключающие возможность применения основного (первого) метода определения таможенной стоимости, определяют ее по резервному (шестому) методу, минуя методы со второго по пятый.

При этом обоснованием правомерности таких действий таможенные органы считают отсутствие информации, удовлетворяющей требованиям Закона (о ценах на идентичные, однородные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в соответствующие сроки на сопоставимых коммерческих условиях и проч.).

КОГДА СУДЫ НА СТОРОНЕ ИСТЦА

Рассматривая заявления истцов, суды делают выводы, что если идентичные, однородные товары ввозятся в Российскую Федерацию, то объективные препятствия для получения информации о ценах сделок с ними, расходах в связи с их реализацией на внутреннем рынке и т. п.

, позволяющие принять обоснованное решение по таможенной стоимости, отсутствуют. То есть в этом случае они принимают сторону истца.

А если в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу таможенные органы используют информацию о цене, содержащуюся в их собственных электронных базах данных, суды, как правило, отмечают недостатки и неполноту такой информации.

Принимая решения не в пользу таможенных органов, суды в обоснование своей позиции указывают, что исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень обстоятельств, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости, указан в части 2 статьи 19 Закона. Для того чтобы каждый участник ВЭД мог ссылаться на него, приведем его во врезке «Основной метод».

Основной метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, если:

  • существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением: 1) ограничений, установленных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 2) ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы; 3) ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров;
  • продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено (таможенные органы очень часто ссылаются именно на это обстоятельство);
  • любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров или какого-либо иного их использования, будет причитаться (прямо или косвенно) продавцу за исключением случаев, когда в соответствии с Законом могут быть произведены дополнительные начисления;
  • покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, если указанная взаимосвязь повлияла на цену товара и стоимость сделки не может рассматриваться как приемлемая для таможенных целей.

Кроме того, как следует из положений пункта 5 статьи 323 ТК РФ, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров только при отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, либо при обнаружении признаков, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили эти действия (бездействие).

Поэтому если декларант представил таможенному органу документы, содержащие количественно определенную, достаточную и достоверную информацию о цене сделки, а таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости, арбитражные суды признают оспариваемые действия таможенного органа незаконными.

ЗАПРОСЫ ТАМОЖНИ

Следует отметить, что в судебных актах дается правовая оценка запросам таможенными органами у декларантов дополнительных документов и сведений.

Суды отмечают, что подобные запросы правомерны только в том случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров (п. 4 ст. 323 ТК РФ).

При этом произвольная трактовка указанной нормы закона на основании субъективных представлений о достаточности сведений о цене сделки не допускается.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы при таможенном оформлении вправе требовать представление только тех документов и сведений, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено ТК РФ. Так, пункт 2 статьи 131 ТК РФ «Представление документов при декларировании товаров» содержит следующий перечень основных документов, которые должны быть представлены при декларировании товаров:

  • договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок – иные документы, выражающие содержание таких сделок;
  • имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  • документы, подтверждающие происхождение товаров в случаях, предусмотренных статьей 37 Таможенного кодекса РФ;
  • платежные и расчетные документы;
  • документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 Таможенного кодекса РФ.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.

При этом суды также учитывают норму пункта 2 статьи 14 ТК РФ, на основании которой при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

ТРЕБОВАНИЯ ТАМОЖНИ НА ПРАКТИКЕ

На практике случается, что при таможенном оформлении таможенные органы запрашивают информацию и документы, которые не имеют прямого отношения к определению таможенной стоимости: сертификаты качества, сведения о технических характеристиках, калькуляцию себестоимости, сведения о ценах в отношении идентичных (однородных) товаров на мировом и внутреннем рынках, экспортные декларации страны вывоза. В подобных случаях суды учитывают наличие либо отсутствие у декларанта объективной возможности для представления запрошенных документов и сведений с учетом срока, отведенного для этого таможенным органом, а также иные обстоятельства (например, условия внешнеторгового договора, отказ иностранного партнера представить запрошенные документы и проч.). К тому же нужно понимать, что многое зависит от самого товара (например, информация о технических характеристиках необходима для правильности проверки указанного кода).

Также часто таможенные органы в целях контроля таможенной стоимости и для ее корректировки запрашивают у декларантов документы, позволяющие определить расходы, понесенные продавцом при перевозке, погрузке, выгрузке, упаковке товара: счет за транспортировку, калькуляцию транспортных расходов, договоры продавца с третьими лицами и т. д. Оценивая подобные требования, суды указывают, что, согласно статье 19 Закона, указанные расходы увеличивают таможенную стоимость товаров только в случае, если они ранее не были включены в цену сделки. Поэтому суды отмечают, что у таможенных органов отсутствуют объективные предпосылки для запроса документов, подтверждающих затраты, если по условиям внешнеторгового контракта цена сделки сформирована с учетом затрат на погрузку, транспортировку, упаковку и т. п.

Кроме того, суды часто отмечают в судебных актах, что непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов не может служить единственным правовым основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.

ВЫВОДЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Представленный обобщенный анализ судебной практики может быть полезен не только в устранении проблемы возврата таможенных платежей, но и при самостоятельном обжаловании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. В завершение сделаем обобщенные выводы, к которым приходят арбитражные суды, отменяя незаконные решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости:

  • недопустимо произвольно трактовать нормы законодательства, основываясь на субъективных представлениях о необходимости и достаточности сведений о цене сделки;
  • установленные статьей 367 ТК РФ полномочия таможенного органа по определению достаточности и достоверности ценовой и иной информации не позволяют ему произвольно (бездоказательно) корректировать (определять) таможенную стоимость товаров;
  • обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недобросовестности сведений о цене сделки или ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости;
  • обязанность декларанта представить дополнительные документы для определения таможенной стоимости может быть на него возложена только в отношении документов, которыми он реально располагает или должен их иметь в силу Закона или обычая делового оборота и которые имеют значение для таможенного контроля;
  • при осуществлении таможенного контроля и оформлении таможенные органы не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства;
  • таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения основного метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товаров, определяя таможенную стоимость отличным от основного методом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *