Пересмотрят перечни квотируемых товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 2021 года государство обязало заказчиков приобретать на госзакупках товары отечественного производства (включая продукцию из ЕАЭС). Речь идет о сотнях наименований товаров, по каждому из которых установлена минимальная доля закупки товара отечественного производства. С каждым годом эта доля должна расти и к 2025 году по ряду товарных групп должна достичь 70-90%.

В перечне техника, электроника, товары легкой промышленности, медтехника, лифты, канцелярия и огромное множество другой продукции. По каким правилам должна закупаться квотируемая продукция, какими способами, когда и как отчитываться по таким закупкам? Какие товары весной 2021 года добавили «вдогонку» к принятому в конце 2020-го перечню квотируемой продукции? Ответы в нашей статье.

Квоты в госзакупках 2021: как и что закупать, как отчитываться.

Обзор темы начнем с двух самых свежих новостей. 

  • Новость первая: весной 2021 года расширен список квотируемых товаров.

Через несколько лет каждая вторая гитара и флейта, приобретаемые через госзакупки, должны быть отечественными. Кроме гитар и флейт еще 28 видов музыкальных инструментов отечественного производства станут обязательными при госзакупках.

В утвержденном в декабре 2020 года правительством перечне квотируемых товаров их не было, там упоминались только народные инструменты. Решение о внесении новых товаров было принято весной 2021 года.

Это прецедент дает основание предполагать, что перечень не конечен, и в дальнейшем можно ждать его изменений-дополнений.

  • Новость вторая: Минпромторг, курирующий тему квотирования, сделал серьезные заявления о том, как на практике реализовать такие закупки.

В марте 2021 года Минпромторг, за которым закреплен контроль над выполнением квот, на онлайн-встрече в крупными госзаказчиками озвучил информацию, что ведомство будет рекомендовать проводить закупки по квотируемым товарам отечественного производства через неконкурентные способы закупок как приоритетные. Подробности – в статье.

Почти треть ВВП России — объем госзакупок.

Тема квотирования закупок является крайне живой как для заказчиков, так и для поставщиков.

Детали квотирования не все прописаны, идет их проработка и общественные дискуссии, например, на проходящем в апреле 2021 года Красноярском экономическом форуме данная тема активно обсуждалась в рамках тематики поддержки бизнеса в постковидный период.

В СМИ обсуждается озабоченность представителей ряда отраслей низкой представленностью части квотируемых товаров на российском рынка, в частности, медсектором. 

Какие товары квотируются? Сотни наименований.

  • Товары, закупаемые по ФЗ-44.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 располагается на 37 страницах, почти на 20-ти из них размещается перечень квотируемых товаров. В нем 107 наименований.

Перечень товаров, закупаемых по №44-ФЗ, начинается с такой пятерки позиций: материалы клейкие перевязочные, котлы центрального отопления, оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом, патроны и боеприпасы, компоненты электронные. Замыкают список стельки ортопедические и площадки спортивные для игр на открытом воздухе.

  • Товары, закупаемые по 223-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 располагается на 25 страницах, более чем 20-ти из них размещается перечень квотируемых товаров. В нем почти в 2,5 раза больше наименований товаров, чем в перечне по 44-ФЗ, а именно – 251 позиция.

Перечень товаров, закупаемых по №223-ФЗ, начинается с таких позиций: щебень, марля медицинская, ткани из стекловолокна. Замыкают список одежда защитная огнестойкая, площадки спортивные для игр на открытом воздухе.  

К перечню квотируемых товаров по 223-ФЗ Минпромторг весной 2021 года добавил еще 30 позиций, все товары в нем – различные музыкальные инструменты. 

Кроме перечисления наименований товаров, в распоряжениях указаны их коды по общероссийскому классификатору, а также размер минимальной доли закупок. Размер указан на три года – 2021, 2022, 2023 годы. По части товаров размер статичен, однако по большинству товаров размер минимальной доли увеличивается с каждым годом.

Например, отечественных легковых автомобилей по 223-ФЗ в 2021 году надо закупить 50%, в 2022 году – 55%, а в 2023 году – 60%. Батареи аккумуляторные — 2021 году надо закупить 40%, в 2022 году – 50%, а в 2023 году – 60%. Музыкальных инструменты через пару лет должны будут закупаться на госзакупках в основном отечественные.

 

60% легковых автомобилей, закупаемых госзаказчиками в 2023 году, должны быть отечественного производства.

В перечнях товары самых разных групп: медицинское оборудование, строительная техника, транспорт, инструменты, канцелярия, электроника, компьютерная техника, средства связи и т.п.

Разобраться в перечнях квотируемых товаров не так-то просто, товары разбросаны в них довольно хаотично, установленные минимальные доли отечественных товаров в закупках указаны по каждому товару индивидуально, единого алгоритма нет, в результате эти данные надо либо постоянно держать перед глазами, либо запоминать (что под силу только людям с феноменальной памятью), либо пользоваться автоматизированной электронной системой, в которой квоты уже будут учтены.

Отслеживать многочисленные законодательные изменения в госзакупках легче с сервисом СБИС Торги. В СБИС предусмотрено множество фильтров, системы за секунды найдет те предложения, которые попадают под нужные критерии.

Важно: квотирование распространяется и на товары, приобретенные при оказании услуг. Товары, приобретенные для оказания услуг, попадают под квотирование, если они приходуются и учитываются на балансе закупщика.

Как высчитать квоту в закупке?

В чем измеряется минимальная доля квотируемого товара – в количестве единиц или в деньгах? Прямого ответа на этот вопрос в пояснительных документах нет. Есть косвенное указание на единицу измерения.

Оно содержится в отчетной форме, которая закреплена в приложении к постановлению № 2014. Там совокупный объем товаров указывается в рублях.

Из этого сделан вывод, что при определении минимальной доли приобретаемых товаров из перечня нужно учитывать потраченные на закупки средства.

Пересмотрят перечни квотируемых товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Как рассчитать объем квотируемых закупок.

  • Определить потребность в товаре или услуге, оценить общий объем.
  • Отталкиваюсь от общего объема, рассчитать минимальную долю закупки товаров отечественного производства и из нее исходить, выстраивая закупочную деятельность.
  • Провести закупку.
  • Сдать отчет о выполнении квоты.

Заказчик самостоятельно с 2022 года должен будет ежегодно формировать отчет об объеме закупок товаров отечественного производства.

На какие способы закупок распространяется квотирование?

Квотирование распространяется не на все способы закупок. Точнее, для закупщиков по 44-ФЗ установлены одни правила, для закупщиков по 223-ФЗ – другие.

  • Квотирование распространяется на все виды процедур, включая закупки у единственного поставщика – по 223-ФЗ. Согласно постановления № 2013.
  • Квотирование распространяется только на конкурентные виды закупок, при закупке у единственного поставщика выполнять требования по квоте не обязательно – по 44-ФЗ. Согласно постановления № 2014. 

В начале марта 2021 года заместитель руководителя Минпромторга заявил, что министерство в целях обеспечения достижения минимальной доли закупок отечественных товаров по 223-ФЗ рекомендует использовать неконкурентные способы осуществления закупок как приоритетные. Минпромторг сейчас ведет по этому вопросу консультации с ФАС.

В курирующем министерстве уточнили, что выполнение квот будет определяться только на основании данных из контрактов, включенных в Единую информационную систему (ЕИС). По контрактам, не включенным в этот реестр, квотируемые закупки учитываться не будут.

Определение НМЦК при квотировании по 44-ФЗ.

В рамках закупки квотируемых товаров по 44-ФЗ должен использоваться установленный порядок определения начальной минимальной цены контракта НМЦК. Суть в том, что при закупке квотируемого товара заказчик должен сравнивать между собой только те товары, которые произведены в РФ или странах ЕАЭС. 

При анализе рынка в сфере промышленности, заказчик должен направить запрос о предоставлении цены товара только тем производителям, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Радиоэлектронная продукция должна быть внесена в реестр российской радиоэлектронной продукции.

Также при анализе рынка теперь обязательно указывать страну, где произведен товар, производителя.

Вывод: к учету закупки квотируемых товаров будут приниматься товары, внесенные в российский и евразийский Реестры промышленной продукции, Реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в каталог товаров, работ, услуг ЕИС.

Отслеживать многочисленные законодательные изменения в госзакупках легче с СБИС Торги. В нем уже учтены все нововведения.

Помните, путь на торги начинается с получения электронной подписи, она потребуется для аккредитации в системе госзакупок и на всех электронных торговых площадках, где такие закупки проводятся. В аккредитованном Центре ЭЦП оперативно изготовят электронную подпись для торгов.

Подробнее о том, как с помощью сервисов СБИС  выбрать проверенных поставщиков, как проверить на добросовестность, как оценить финансовое состояние собственного бизнеса и взглянуть на него глазами налоговиков, а также как автоматизировать свой бизнес со СБИС, готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми

Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года

Читайте также:  Как получить ветерана труда в России в 2023 году: пошаговая инструкция. Как получить звание ветерана труда

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.

На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.

Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.

Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.

В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.

28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.

Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.

 1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что Закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.

На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.

В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.

Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал Эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.

Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.

Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ

Скачать

Минпромторг рекомендует госкомпаниям проводить квотируемые закупки отечественных товаров неконкурентными способами

Минпромторг РФ рекомендует госкомпаниям проводить закупки товаров, на которые введены квоты по приобретению российской продукции (правительственное постановление №2013), неконкурентными способами, заявил заместитель главы ведомства Василий Осьмаков в ходе онлайн-встречи с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки».

«В целях обеспечения достижения минимальной доли закупок рекомендуется использовать неконкурентные способы осуществления закупок как приоритетные, – сказал Осьмаков. – У субъектов 223-ФЗ (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – ИФ) есть все возможности для внесения соответствующих изменений в свои положения о закупках».

Заместитель министра добавил, что уже подготовлен и согласован с ключевыми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) проект правительственных директив госкомпаниями с рекомендациями по изменению положений о закупках в части выполнения квот.

Использование госкомпаниями неконкурентных способов при проведении закупок не должно встретить противодействия Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сообщил Осьмаков.

«Действительно, есть замечания ФАС о большой доле неконкурентных закупок в госкомпаниях, – сказал Осьмаков.

– На совещании в правительстве с ФАС достигнута договоренность, что служба не будет предъявлять претензий (в части введения ограничений, снижения уровня конкуренции) к госкомпаниям по квотируемым закупкам.

Если такие претензии все же появятся, то компаниям следует обращаться в Минпромторг – это станет поводом вынести на уровень правительства вопрос о соответствующей корректировке правительственного постановления».

Помимо этого, по словам Осьмакова, в настоящее время Минпромторг проводит сбор разъяснений и комментариев по различным вопросам, связанных с выполнением квот по закупке российской продукции. Все их в дальнейшем планируется опубликовать на сайте министерства.

К числу наиболее частых вопросов эксперты относят, например, вопрос об исчислении объема квот, об отсутствии товаров, на которые введены квоты, в реестрах промышленной продукции и т.п.

В этой связи Осьмаков отметил, что выполнение квот будет определяться от годового объема закупок каждого конкретного вида квотируемого товара российского происхождения и только на основании дынных из контрактов, включенных в Реестр договоров госкомпаний Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. То есть контракты, не включенные в этот реестр, а значит и закупки квотируемых товаров (если они были предусмотрены этими контрактами) не будут учитываться при определении выполнения квоты. К числу таких закупок относятся, например, закупки у взаимозависимых компаний.

Также в настоящее время не урегулирован вопрос с учетом закупок квотируемых товаров в результате закрытых закупочных процедур, информация о которых не публикуется в ЕИС (в том числе, в реестре договоров).

В данном случае Минпромторг планирует выйти с инициативой к заинтересованным ФОИВ и обсудить в том числе на площадке правительства РФ (спорные, острые вопросы, касающиеся квотирования, оперативно обсуждаются на площадке департамента оборонной промышленности правительства РФ в целях кратчайшего решения) в части предоставления госкомпаниями соответствующей информации контролирующему органу (Федеральное казначейство – ИФ) на бумажном носителе по аналогии с положениями в постановлении № 2014.

Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января текущего года.

Читайте также:  Набор социальных услуг: что это и что включает в себя, стоимость набора в 2023 году, условия и порядок предоставления, отказ от нсу

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.
В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

При учете госзакупок товаров производства в РФ и в ЕАЭС будут учитываться только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в Каталог товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Поправки к законам «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом прошлого года.

Новое в законах для поставщиков за 4 квартал 2021 года | Контур.Закупки

Рассмотрим как изменились правила госзакупок в 4 квартале 2021 года, какие нормы начали действовать с января 2022 года, изменения, ожидаемые в ближайшем будущем.

Уже вступившие в силу изменения в закупках по 44-ФЗ

Поправки в Закон о контрактной системе по 360-ФЗ

Многочисленные изменения по 44-ФЗ вступили в силу с января 2022 года. Так как нововведений и поправок достаточно много, мы посвятили им отдельный обзор.

Корректировка нескольких постановлений

Если в будущем установят нерабочие дни из-за пандемии, особенности закупок будут такими же, как и в 2020 году. Для операторов электронных площадок изменены нормы автоматического переноса сроков подачи предложений о цене контракта (Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 2151).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Это постановление уточняет цену контрактов, по которым можно менять условия при невозможности исполнения по объективным причинам.

Цена 100 млн рублей и выше установлена для:

  • контрактов жизненного цикла сроком не менее 3 лет для федеральных и региональных нужд и не менее 1 года для муниципальных нужд
  • «строительных» контрактов жизненного цикла сроком не менее 1 года (например, на реконструкцию объекта капитального строительства)
  • контрактов на выполнение НИОКР сроком не менее 1 года

Значительные корректировки правил нацрежима

Иностранные промтовары

В ПП РФ № 616 внесены корректировки (Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989).

Рассмотрим основные из них:

  1. Подтвердить, что продукция не подпадает под запрет, стало проще. Выписка из реестра больше не нужна. Участникам необходимо указать в заявке номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (РЭП) и российской, евразийской промпродукции, а также совокупное количество баллов. При исполнении контракта нужно предоставить заказчику документы, по которым продукция была включена в указанные реестры.
  2. Скорректирован перечень «запрещённых» товаров: сейчас он включает 146 позиций (вместо 125). В него добавили пассажирские лифты, шариковые или роликовые подшипники. Исключены телекоммуникационное оборудование, изделия из бетона, цемента, гипса и листовое стекло.
  3. Скорректированы основания для «отмены» запрета: заказчикам разрешается не устанавливать его, если закупка проводится на одну единицу товара стоимостью не более 300 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки таких товаров не превышает 1 млн руб. Также добавили новое основание для «отмены» запрета: при экстренной или аварийной закупке у единственного поставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также:

  • разрешили аренду импортных товаров
  • отменили дополнительное требование к поставщикам одежды, головных уборов и тканей об использовании при производстве этой продукции материалов с территории РФ или других стран ЕАЭС
  • продлили запрет на импортные маски после 31 декабря 2021 года
  • запретили закупать импортные расходные материалы и запчасти к машинам и оборудованию, предустановленным у заказчика
  • запретили закупать станки (подп. 62–66 нового перечня), если данное оборудование содержит иностранное ПО. Но, если продукция не производится в ЕАЭС, запрет не действует

Отдельные виды иностранных промтоваров

ВС РФ разобрался в вопросах оплаты работ по законам nn 44-фз и 223-фз и в других проблемных моментах

Верховный суд выпустил обзор практики, в котором разъяснил: в каких случаях подрядчику оплатят работы, выполненные без соглашения, когда контрольный орган вправе применить меры госпринуждения, что делать победителю с контрактом, заключение которого приостановлено. Подробнее об этом в нашем обзоре.

Организация отремонтировала кровлю здания и обратилась к заказчику за оплатой. Тот отказал: работы были выполнены в качестве гарантийных к договору с третьим лицом, по которому организация выступала субподрядчиком. Отдельного письменного соглашения на ремонт кровли стороны не заключали, поэтому оснований для оплаты нет. Общество обратилось в суд.

Суды первых двух инстанций посчитали, что работы нужно оплатить. Кассационная инстанция отменила их решение: Договор на спорные работы по Закону N 223-ФЗ заключен не был.

Верховный суд не согласился с кассацией. В своем решении суд кассационной инстанции опирался на правовую позицию из актов, принятых в рамках законодательства о госзакупках. В рассматриваемом случае правоотношения должны были регулироваться Законом N 223-ФЗ.

У этих законов разные цели, принципы и сферы регулирования, а значит, и правовые последствия выполнения работ без договора тоже различны.

По Закону N 223-ФЗ за соблюдение правил закупочной деятельности отвечает заказчик. Следовательно, неправомерно возлагать последствия нарушения процедуры заключения договора на ответчика и лишать его права на оплату выполненных работ.

Нельзя взыскать стоимость дополнительных затрат без согласия с госзаказчиком

Стороны заключили контракт на выполнение работ по реконструкции объекта капстроительства. В ходе его исполнения выяснилось: транспортных затрат получается больше, чем включено в смету. Подрядчик дважды уведомлял об этом заказчика. Однако тот отказался заключить допсоглашение и возместить затраты: менять существенные условия госконтракта нельзя. Подрядчик обратился в суд.

Суды трех инстанций удовлетворили требования частично. Однако Верховный суд с ними не согласился и отправил дело на новое рассмотрение. Он привел, в частности, следующие доводы:

  • подрядчик просил взыскать стоимость работ, которые изначально были предусмотрены в контракте. Однако представил сметные расценки, которые отличались от тех, что были в документации;
  • условия контракта были известны подрядчику до его заключения: смета и закупочные документы размещались в ЕИС;
  • в Законе N 44-ФЗ есть ограничения для изменения цены контракта. Стоимость допзатрат превысила установленный предел;
  • по условиям контракта все его изменения возможны только по договоренности сторон, которые оформляются путем составления допсоглашения. Заказчик же не давал согласия на увеличение стоимости работ.

Отметим, что в некоторых случаях суды могут заставить заказчика заплатить и без контракта. Например, это возможно в следующих ситуациях:

  • срок действия соглашения на оказание услуг истек, но Исполнитель продолжал их оказывать в силу закона. Речь идет об услугах связи;
  • допработы потребовались из-за сложившейся чрезвычайной ситуации в условиях ограниченного времени;
  • поставка доптовара имеет социальную значимость и потребительскую ценность.

Антимонопольный орган не вправе применять меры ответственности при вынесении предупреждения

Участник закупки услуг ОСАГО пожаловался на недобросовестное поведение победителя: в расчете цены контракта тот не учел необходимые показатели, влияющие на нее, а также положения документации.

Контрольный орган признал жалобу обоснованной и выдал предупреждение об устранении нарушений.

Для этого победителю нужно было в числе прочего перечислить в федеральный бюджет сумму страховой премии, которая причиталась победителю по контракту.

Победитель закупки обратился в суд. Суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган, однако апелляция и кассация не согласились с ними в части перечисления страховой премии в бюджет.

Верховный суд поддержал апелляцию и кассацию: вопрос о виновности в правонарушении при выдаче предупреждения не исследуется, устанавливаются лишь признаки нарушения антимонопольного законодательства. Вина оценивается после возбуждения дела о нарушении.

Победитель госзакупки не обязан направлять госконтракт для подписания, если его заключение приостановлено

Победитель закупки не согласился с условиями проекта контракта и пожаловался в УФАС. Ведомство приостановило закупку.

Победитель подписал контракт после рассмотрения жалобы, однако заказчик признал его уклонившимся: срок для подписания контракта истек.

Победитель обратился в контрольный орган, а потом в суд. Однако суды его не поддержали: срок для заключения контракта приостанавливается для заказчика, а не для победителя. Контракт не подписан вовремя, его обеспечение не представлено, значит, признать победителя уклонившимся было законно.

Верховный суд с ними не согласился: из-за приостановки заключения контракта продлевается и срок его подписания победителем. Поскольку срок не нарушен, победителя нельзя признать уклонившимся от заключения контракта.

Читайте также:  Льготы семьям с тремя детьми: права и привилегии при рождении третьего ребенка

Позднее антимонопольный орган пытался обжаловать это решение, однако ему отказали.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ для чайников, в чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

  1. Базовые отличия
  2. Заказчики закупочных мероприятий
  3. Поставщики товаров или услуг
  4. Привилегированные участники
  5. Виды торгов
  6. Этп для проведения закупок
  7. Временной регламент закупочных мероприятий
  8. Способы идентификации участников
  9. Отчетность, обязательная для заказчиков
  10. Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
  11. Возможность и порядок изменения/расторжения договора
  12. Процедура обжалования действий заказчика
  13. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
    2. Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
    3. На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

Базовые отличия

№44-ФЗ №223-ФЗ
Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг. Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

Заказчики закупочных мероприятий

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные. Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:

  • компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
  • естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
  • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

Поставщики товаров или услуг

№44-ФЗ №223-ФЗ
Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

Привилегированные участники

№44-ФЗ №223-ФЗ
Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:

  • организации инвалидов;
  • предприятия УИС;
  • субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
  • социально ориентированные НКО;
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС.

Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.

Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:

  • поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
  • самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.

Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

Виды торгов

№44-ФЗ №223-ФЗ
Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:

  • пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • два вида запросов – котировок цены и предложений;
  • закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).
Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы котировок или предложений.

Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

Этп для проведения закупок

№44-ФЗ №223-ФЗ
Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе. Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

Временной регламент закупочных мероприятий

№44-ФЗ №223-ФЗ
Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов — публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона. Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

Способы идентификации участников

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает. Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

Отчетность, обязательная для заказчиков

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:

  • документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
  • годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
  • отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.
В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:

  • оформленных договоров;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком;
  • договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.

По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:

  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

№44-ФЗ №223-ФЗ
Поставщик предоставляет три вида обеспечения:

  1. Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
  2. Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
  3. Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.
В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:

  1. Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
  2. ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

Возможность и порядок изменения/расторжения договора

№44-ФЗ №223-ФЗ
Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде. Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

Процедура обжалования действий заказчика

№44-ФЗ №223-ФЗ
Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней. Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

Часто задаваемые вопросы

В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?

Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *