Перечень контрольных соотношений по НДС в 2022 году

ПЕРЕЧЕНЬ
КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ
5.3 СТАТЬИ 174 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение

к приказу ФНС России

от 25.05.2021 N ЕД-7-15/519@

N контрольного соотношения Контрольное соотношение Описание контрольного соотношения
1 Если Раздел 3. строка 118 графа 5 Раздел 3. строка 190 графа 3
то
Раздел 3. строка 200 графа 3 = Раздел 3. строка 118 графа 5 — Раздел 3. строка 190 графа 3
Сопоставление показателей Раздела 3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Декларация)
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3 Декларации, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3, и общей суммы налога, подлежащей вычету по Разделу 3 Декларации.
2 Если Раздел 3. строка 200 графа 3 + Раздел 4. строка 130 графа 3 + Раздел 6. строка 160 графа 3 Раздел 3. строка 210 графа 3 + Раздел 4. строка 120 графа 3 + Раздел 5. строка 080 графа 3 + Раздел 5. строка 090 графа 3 + Раздел 6. строка 170 графа 3
то:
Раздел 1. строка 040 графа 3 = (Раздел 3. строка 200 графа 3 + Раздел 4. строка 130 графа 3 (на первой странице Раздела 4.) + Раздел 6. строка 160 графа 3 (на первой странице Раздела 6.)) — (Раздел 3. строка 210 графа 3 + Раздел 4. строка 120 графа 3 (на первой странице Раздела 4.) + Раздел 5. строка 080 графа 3 (на первой странице Раздела 5.) + Раздел 5. строка 090 графа 3 (на первой странице Раздела 5.) + Раздел 6. строка 170 графа 3 (на первой странице Раздела 6.))
Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, Раздела 1 Декларации, равна величине разницы суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации, и суммы налога, исчисленной к возмещению по разделам 3, 4, 5 и 6. При условии, что указанная величина разницы сумм налога не меньше нуля.
3 Сумма Раздел 2. строка 060 графа 3 по всем листам Раздела 2. + Раздел 3. строка 118 графа 5 + Сумма Раздел 4. строка 050 графа 3 + Раздел 4. строка 080 графа 3 (на первой странице Раздела 4.) + Раздел 6. строка 050 графа 3 (на первой странице Раздела 6.) + Раздел 6. строка 130 графа 3 (на первой странице Раздела 6.) = (Раздел 9. (строка 260 графа 3 (на последней странице Раздела 9.) + строка 265 графа 3 (на последней странице Раздела 9.) + строка 270 графа 3 (на последней странице Раздела 9.)) + (Приложение 1 к Разделу 9. (строка 340 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.) + строка 345 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.) + строка 350 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.) — строка 050 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) — строка 055 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) — строка 060 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.)) Сопоставление показателей Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации
Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения 1 к Разделу 9 Декларации (с учетом округления)
4 Раздел 3. строка 190 графа 3 + Сумма Раздел 4. строка 030 графа 3 + Сумма Раздел 4. строка 040 графа 3 + Раздел 5. строка 080 графа 3 (на первой странице Раздела 5.) + Раздел 5. строка 090 графа 3 (на первой странице Раздела 5.) + Раздел 6. строка 060 графа 3 (на первой странице Раздела 6.) + Раздел 6. строка 090 графа 3 (на первой странице Раздела 6.) + Раздел 6. строка 150 графа 3 (на первой странице Раздела 6.) = Раздел 8. строка 190 графа 3 (на последней странице Раздела 8.) + Приложение 1 к Разделу 8. (строка 190 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 8.) — строка 005 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 8.)) Сопоставление показателей Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации
Общая сумма налога, подлежащая вычету, по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 8 Декларации, с учетом Приложения 1 к Разделу 8 Декларации (с учетом округления)
5 Сумма Раздел 8. строка 180 графа 3 = Раздел 8. строка 190 графа 3 (на последней странице Раздела 8.) Выявление несоответствий Раздела 8 Декларации
Сумма налога, подлежащая вычету, построчно по Разделу 8 Декларации равна сумме налога всего по книге покупок
6 Приложение 1 к Разделу 8. строка 005 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 8.) + Сумма Приложение 1 к Разделу 8. строка 180 графа 3 = Приложение 1 к Разделу 8. строка 190 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 8.) Выявление несоответствий Приложения 1 к Разделу 8 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, равна сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации
7 Сумма Раздел 9. строка 200 графа 3 = Раздел 9. строка 260 графа 3 (на последней странице Раздела 9.) Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации
Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице
8 Сумма Раздел 9. строка 210 графа 3 = Раздел 9. строка 270 графа 3 (на последней странице Раздела 9.) Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации
Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице
9 Сумма Раздел 9. строка 205 графа 3 = Раздел 9. строка 265 графа 3 (на последней странице Раздела 9.) Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации
Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице
10 Приложение 1 к Разделу 9. (строка 050 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 280 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 340 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.) Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%
11 Приложение 1 к Разделу 9. (строка 060 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 290 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 350 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.) Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%
12 Приложение 1 к Разделу 9. (строка 055 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 285 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 345 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%
13 Раздел 1. строка 030 графа 3 = Сумма Раздел 12. строка 070 графа 3 Выявление несоответствий Раздела 1 Декларации с Разделом 12 Декларации
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации Раздела 1 Декларации, равна всей сумме налога, предъявляемой покупателю и отраженной в Разделе 12 Декларации
КонсультантПлюс: примечание.
Контрольное соотношение N 14 Перечня начинает применяться с 01.01.2022.
14 Если налогоплательщик применяет специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения, и по графе 3 строки 070 Раздела 2 код операции 1011715 не отражен
то
Сумма Раздел 8. строка 180 графа 3 = 0 и Раздел 8. строка 190 графа 3 на последней странице Раздела 8. = 0
Выявление несоответствий Раздела 8 Декларации, представленной налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения.
Налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения, представлена Декларация, в которой заполнен Раздел 8 Декларации (за исключением случаев отражения в графе 3 по строке 070 Раздела 2 Декларации кода операции 1011715)

Открыть полный текст документа

Как налоговики будут проверять декларации по НДС с июля 2021 года

С июля 2021 года в Налоговом кодексе появится список оснований, по которым инспекторы могут объявить, что отчетность не сдана (новый п. 4.1 ст. 80 НК РФ). Перечень закрыт, и один его пункт посвящен декларации по НДС.

Если в декларации, сданной после 1 июля 2021 года, не будут выполнены контрольные соотношения, то налоговики признают такой отчет непредставленным (подробнее о последствиях см.

«По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Указанные контрольные соотношения перечислены в приказе ФНС от 25.05.21 № ЕД-7-15-/519@ (см. «Появились контрольные соотношения для проверки деклараций по НДС, сданных после 1 июля»). Разберемся, в чем суть каждого из них.

1. Сумма «к уплате» должна равняться разнице между начисленным НДС и вычетом

Данное условие обязательно только для тех, у кого по итогам квартала начисленный налог больше или равен вычету. Как это проверить? Сравнить две цифры из раздела 3 декларации по НДС:

  • по строке 118;
  • по строке 190.

Если первая цифра больше или равна второй, то необходимо выполнения равенства:

показатель из строки 200 раздела 3 = показатель из строки 118 раздела 3 показатель из строки 190 раздела 3

Обменивайтесь юридически значимой «первичкой» не выходя из 1С

2. Величина «к уплате» должна равняться разнице между начисленным НДС и налогом «к возмещению»

  • Это контрольное соотношение будет соблюдаться лишь в том случае, если в декларации итоговая величина «к уплате» больше или равна итоговой величине «к возмещению». Чтобы это проверить, нужно сравнить две цифры:
  • — сумму показателей: из строки 200 раздела 3; из строки 130 раздела 4; из строки 160 раздела 6;
  • — сумму показателей: из строки 210 раздела 3; из строки 120 раздела 4; из строки 080 раздела 5; из строки 090 раздела 5; из строки 170 раздела 6.
  • Если разность первой и второй цифр не меньше нуля, должно выполняться равенство:
Читайте также:  Бизнес Москвы получит финподдержку на профилактику коронавируса
показатель из строки 040 раздела 1 =
  1. сумма показателей:
  2. из строки 200 раздела 3;
  3. из строки 130 раздела 4;
  4. из строки 160 раздела 6
  • сумма показателей:
  • из строки 210 раздела 3;
  • из строки 120 раздела 4;
  • из строки 080 раздела 5;
  • из строки 090 раздела 5;
  • из строки 170 раздела 6

3. Начисленный налог должен равняться НДС, отраженному в книге продаж и дополнительных листах к ней

Это правило действует для всех, кто сдал декларацию по налогу на добавленную стоимость. Суть в том, чтобы НДС к начислению соответствовал итоговым показателям начисленного налога по книге продаж (отражаются в разделе 9 декларации) и доплистам к ней (отражаются в приложении № 1 к разделу 9).

Контрольное соотношение выполняется с учетом округления. Оно выглядит следующим образом:

  1. сумма показателей:
  2. из строки 060 раздела 2 (итог по всем листам);
  3. из строки 118 раздела 3;
  4. из строки 050 раздела 4;
  5. из строки 080 раздела 4;
  6. из строки 050 раздела 6;
  7. из строки 130 раздела 6
=
  • сумма показателей из раздела 9:
  • из строки 260;
  • из строки 265;
  • из строки 270
+
  1. сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:
  2. из строки 340;
  3. из строки 345;
  4. из строки 350
  • сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:
  • из строки 050;
  • из строки 055;
  • из строки 060

4. Вычет должен равняться входному НДС, отраженному в книге покупок и дополнительных листах к ней

Для этого контрольного соотношения также не предусмотрено исключений — оно обязательно для всех. Необходимо, чтобы в каждой декларации суммарная величина предъявленных вычетов соответствовала входному НДС по книге покупок (отражается в разделе 8 декларации) и дополнительных листах к ней (отражается в приложении № 1 к разделу 8).

При сопоставлении показателей нужно учитывать округление. Должно выполняться равенство:

  1. сумма показателей:
  2. из строки 190 раздела 3;
  3. из строк 030 раздела 4;
  4. из строк 040 раздела 4;
  5. из строки 080 раздела 5; из строки 090 раздела 5;
  6. из строки 060 раздела 6;
  7. из строки 090 раздела 6;
  8. из строки 150 раздела 6
= показатель из строки 190 раздела 8 + показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8 показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8

Бесплатно вести книги покупок и книги продаж в бухгалтерском веб‑сервисе

Доплисты к книге покупок формируются в случае, если в текущем квартале обнаружены ошибки или искажения, допущенные в одном из предыдущих кварталов (подробнее см.

 «Как с октября 2017 года изменились правила ведения книги покупок и книги продаж»). На основании сведений из доплистов налогоплательщик составляет уточненную декларацию за «ошибочный» период.

Таким образом, приложение № 1 к разделу 8 заполняется только в уточненных декларациях.

Если речь идет об исходном (а не корректировочном) счете-фактуре, в приведенном соотношении показатели из приложения № 1 к разделу 8 будут равны нулю.

5. Сумма НДС по входящим счетам-фактурам должна равняться итоговой величине вычета из книги покупок

Напомним: данные из каждого входящего счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 8 декларации по НДС.

В частности, в строке 180 этого раздела указан НДС по счету-фактуре, либо разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре. Количество строк 180 соответствует числу счетов-фактур, полученных от поставщиков в налоговом периоде (квартале).

  • Итоговая величина вычета отражается один раз — в строке 190 раздела 8 декларации.
  • Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 180 равна цифре из строки 190 раздела 8.
  • Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС Свериться бесплатно

6. В «уточненке» исправленный вычет должен равняться сумме исходного значения и всех корректировок

Проверяя уточненную декларацию по НДС, налоговики посмотрят, верно ли заполнено приложение № 1 к разделу 8. Нужно, чтобы скорректированная величина вычета складывалась из двух составляющих. Первая — это исходное значение вычета за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

Контрольное соотношение следующее:

показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8 + сумма показателей по всем строкам 180 приложения № 1 к разделу 8 = показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8

 7. Сумма НДС по исходящим счетам-фактурам должна равняться итоговой величине налога из книги продаж

Сведения из каждого выставленного счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 9 декларации по НДС.

В частности, в строке 200 этого раздела указан НДС по счету-фактуре (разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре) по ставке 20%. Количество строк 200 соответствует числу выставленных покупателям счетов-фактур, в которых выделен налог по ставке 20%.

  1. Итоговая величина НДС, начисленного по ставке 20%, отражается один раз — в строке 260 раздела 9 декларации.
  2. Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 200 равна цифре из строки 260 раздела 9.
  3. Аналогичные контрольные соотношения предусмотрены и для других ставок:
Для ставки НДС 20%
сумма показателей по всем строкам 200 раздела 9 = показатель из строки 260 раздела 9
Для ставки НДС 10%
сумма показателей по всем строкам 210 раздела 9 = показатель из строки 270 раздела 9
Для ставки НДС 18%
сумма показателей по всем строкам 205 раздела 9 = показатель из строки 265 раздела 9

Подключиться к системе для обмена электронными счетами‑фактурами

8. В «уточненке» исправленный НДС должен равняться сумме исходного значения и всех корректировок

При проверке уточненной декларации по НДС инспекторы выяснят, правильно ли заполнено приложение № 1 к разделу 9. Цель — убедиться, чтобы скорректированная величина начисленного налога складывалась из двух составляющих. Первая — исходное значение предъявленного покупателям НДС за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

Контрольные соотношения для различных ставок следующие:

Для ставки НДС 20%
показатель из строки 050 приложения № 1 к разделу 9 + сумма показателей по всем строкам 280 приложения № 1 к разделу 9 = показатель из строки 340 приложения № 1 к разделу 9
Для ставки НДС 10%
показатель из строки 060 приложения № 1 к разделу 9 + сумма показателей по всем строкам 290 приложения № 1 к разделу 9 = показатель из строки 350 приложения № 1 к разделу 9
Для ставки НДС 18%
показатель из строки 055 приложения № 1 к разделу 9 + сумма показателей по всем строкам 285 приложения № 1 к разделу 9 = показатель из строки 345 приложения № 1 к разделу 9

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

9. Для неплательщиков НДС: налог «к уплате» должен равняться сумме налога по всем исходящим счетам-фактурам

Если лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС, выставит покупателю счет-фактуру, придется заплатить налог на добавленную стоимость. То же относится к лицам, освобожденным от НДС. А также к тем, кто реализует товары (работы, услуги), не подпадающие под данный налог. Об этом сказано в пункте 5 статьи 173 НК РФ.

В подобной ситуации необходимо подать декларацию по НДС. Величина «к уплате» отражается в строке 030 раздела 1. Это значение должно быть равно сумме НДС по всем выставленным счетам-фактурам. Чтобы найти такую сумму, надо сложить цифры из всех строк 070 раздела 12 декларации.

10. Для налоговых агентов на УСН: в декларации не должно быть вычетов (применяется с января 2022 года)

В ряде случаев организации и ИП признаются налоговыми агентами по НДС. Это происходит, в частности, если они арендуют федеральное или муниципальное имущество. Либо оплачивают товары (работы, услуги) иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете в РФ (ст. 161 НК РФ).

Перечисляя деньги, налоговый агент обязан удержать НДС и перевести его в бюджет. Далее, по общему правилу, он вправе вычесть входной налог. Но вычет возможен не для всех, а только для плательщиков НДС. Что касается «упрощенщиков», то предъявить его они не могут.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Декларации по НДС сдают все налоговые агенты, в том числе применяющие УСН. Но сумма предъявленного вычета у них должна быть нулевой. Необходимо выполнение равенства:

показатель из строки 180 раздела 8 = показатель из строки 190 раздела 8 = 0

Есть одно исключение. Оно рассчитано на операции по покупке сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры. Такие компании и ИП ставят в строке 070 раздела 2 декларации код 1011715. Увидев это значение, инспекторы не станут применять приведенное выше контрольное соотношение.

При сдаче отчетности наиболее комфортно чувствуют себя те организации, которые используют для подготовки, проверки и отправки отчетности веб-сервисы (например, систему «Контур.Экстерн»). Там актуальные формы и контрольные соотношения устанавливаются автоматически, без участия пользователя. Это избавляет от необходимости подавать уточненки и платить штрафы.

Как будут проверять налог на добавленную стоимость в 2021 году

 Финансовая газетаФинансовая газета

Чаще всего претензии налоговиков связаны с разрывами в НДС. Представим себе ситуацию: вы нашли контрагента, провели проверку, но система автоматического контроля выявляет разрыв в цепочке НДС, который произошел не у вас, а у вашего контрагента. Проверяют уплату НДС и разрывы в данном налоге автоматически. АСК НДС – это автоматическая система контроля, которая за короткое время отследит путь товара и расчетов – от производителя к конечному потребителю через цепочку продавцов-посредников. АСК НДС-3 сразу покажет порядок расчетов, выявит реальность хозяйственной деятельности участников сделки и установит признаки взаимозависимости контрагентов. Если присовокупить автоматическую выгрузку информации о сделках из книг покупок и продаж контрагентов, то становится очевидным отсутствие шансов на успех у компании, которая, не имея достаточных оснований, подала декларацию по НДС с заявленной к возмещению суммой налога.

С 2020 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний; отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства; обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени.

Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС.

Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

расхождения по журналам; нарушение контрольных соотношений; сомнительные начисления; несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

Читайте также:  Срочная пенсионная выплата в 2020 году: что это, порядок и условия получения

Проверка движения денежных средств

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур.

Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц.

С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС.

При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию.

А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проверка налоговых деклараций по НДС

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2022 года | «Правовест Аудит» | «Правовест Аудит»

С 1 января 2022 года больше налогоплательщиков при перепродаже имущества, приобретенного у физических лиц (не налогоплательщиков) будут исчислять НДС с межценовой разницы (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. с 01.01.2022 г.), т.е. с разницы между ценой реализации с учетом НДС и ценой их приобретения. Ставка НДС 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ)

До 2022 года особый порядок исчисления НДС применяли перепродавцы автомобилей, приобретенных у физических лиц. С 1 января 2022 года НДС с межценовой разницы нужно исчислять при перепродаже:

  • приобретенных у физлиц мотоциклов (а не только автомобилей) (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2021 г. N 382-ФЗ)
  • купленной у физлиц бытовой техники и электроники по Перечню (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.04.2021 г. N 103-ФЗ).

Перечень «льготной» бытовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544.

В него включены:

  • портативные компьютеры массой не более 10 кг (ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата);
  • машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
  • аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей;
  • бытовые холодильники и морозильники;
  • бытовые стиральные машины;
  • пылесосы.

Обратите внимание! При продаже имущества, приобретенного у физлиц, НДС исчисляется с межценовой разницы только если оно было приобретено именно для продажи (сч.41 в бухучете), а не для использования в деятельности компании или ИП.

Если, например, компания купила ноутбук у физлица для работы сотрудников, а потом будет продавать эту технику, то НДС нужно будет начислить с полной продажной стоимости ноутбука.

С 1 января 2022 при определенных условиях освобождается от НДС оказание на территории России услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также вне объектов общепита по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) (новый пп.38 п.3 ст.149 НК РФ с 01.01.2022г — Федеральный закон от 02.07.2021 г. N 305-ФЗ).

Услугами общественного питания в целях освобождения от НДС не признается реализация продукции общественного питания:

  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные данным пп.38 п.3 ст.149 НК РФ, либо занимающимся розничной торговлей.

Как уже говорилось, для освобождения от НДС услуг общепита должны выполняться определенные условия.

Освобождение от НДС с 1 января 2022 года (в текущем периоде) применяется при одновременном выполнении следующих условий за 2021 (за предшествующий год):

  • сумма доходов за 2021 по данным налогового учета, не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2021 по данным налогового учета составил не менее 70 %.
  • Если хотя бы одно из условий не выполняется, например, доля доходов от общепита по итогам 2021 года составила менее 70%, то применять освобождение от НДС в 2022 году нельзя.
  • Но если организация будет создана (ИП зарегистрирован) в течение 2022 или 2023 года, она вправе будет применять предусмотренное освобождение от НДС в том году, в котором создана (зарегистрирован ИП) без ограничений.
  • Финансовое ведомство уже разъяснило некоторые «тонкости» освобождения от НДС услуг общепита.

Например, освобождение от НДС в 2022 году может применять организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам. Конечно, если у нее соблюдаются условия «по доходам» и «доле общепита» за 2021 год (Письмо Минфина России от 30.07.2021 г. N 03-07-11/61177).

Минфин РФ также разъяснил, что реализация покупной продукции общепита физическим лицам через объекты общественного питания может освобождаться от НДС при соблюдении «общих» условий для освобождения общепита (Письмо Минфина России от 25.11.2021 г. N 03-07-07/95283).

К сведению! Услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (п.41 «ГОСТ 31985-2013» Меж­го­су­дар­ствен­ный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенного приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст).

Но освобождение от налогообложения НДС в отношении покупных товаров, реализуемых предприятиями общественного питания через вендинговые аппараты на объектах общепита, по мнению Минфина РФ, не применяется, поскольку такая продажа относится к розничной торговле (Письмо Минфина России от 08.10.2021 г. N 03-07-07/81801)

К сведению! Для освобождения от НДС услуг общественного питания с 2024 года нужно будет выполнить еще одно условие — размер выплат и иных вознаграждений по данным РСВ должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации (по ОКВЭД 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Дея­тель­ность гостиниц и предприятий общественного питания»), в налоговые органы которого пред­став­ля­ют­ся указанные расчеты по итогам предшествующего года или за 10 месяцев предшествующего года, если нет информации за год (п. 18 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 305-ФЗ). Т.е. освобождение от НДС смогут применять организации об­ще­ствен­но­го питания с «приличной» «белой» зарплатой.

Кстати, если у организации или ИП соблюдены все условия для освобождения от НДС услуг общепита с 1 января 2022 года, но по каким-то причинам применять освобождение не хочется, от него можно отказаться.

Но сделать это нужно письменно, представив заявление в инспекцию, не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик хочет отказаться. Отказ от освобождения возможен на срок не менее года (п.5 ст.

149 НК РФ).

Также напомним, что при начале осуществления операций, освобождаемых от НДС, необходимо восстановить НДС ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, которые были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не облагаемых НДС (пп2 п.3 ст.170 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.10.2021 N 03-07-07/86929). Поскольку освобождение от НДС по услугам общепита будет применяться с 1 января 2022 года, основная нагрузка по восстановлению НДС придется на первый квартал 2022 года (кроме восстановления НДС по недвижимости — по ней специальные правила, установленные ст.171.1 НК РФ). Так что, в «бочке» положительных изменений по НДС с 2022 года у организаций общепита все-таки есть небольшая «ложка дегтя».

С 1 января 2022 года реализация племенных рыб, эмбрионов, молоди, полученных от племенных рыб, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, не облагается НДС. Такие изменения внесены в пп.35 п.3 ст.149 НК РФ.

Перечень «необлагаемых племенных животных» утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1069 и с 1 января 2022 года он будет применяться в обновленной редакции в соответствии с Постановлением Правительства России от 1 декабря 2021 г. N 2167.

Напомним, что освобождение от НДС, предусмотренное данной нормой возможно только при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ «О племенном животноводстве».

Несмотря на то, что изменения в НК РФ в отношении медизделий вступили в силу с 29 ноября 2021 года, такие поправки можно назвать «изменениями 2022 года».

Дело в том, что для подтверждения освобождения от НДС реализации медицинских изделий (пп.1 п.2 ст. 149 НК РФ) и для применения ставки НДС 10% (пп.4 п.2 ст.164 НК РФ) требовалось регистрационное удостоверение, выданное в соответствии с правом ЕАЭС или законодательством РФ.

Но российское регистрационное удостоверение служило основанием для освобождения или 10-ти процентной ставки только до 31 декабря 2021 года.

Соответственно с 1 января 2022 года реализация медизделий без регистрационных удостоверений по праву ЕАЭС должна была облагаться НДС по ставке 20%. Ограничение для российских регистрационных удостоверений, как уже говорилось, были сняты 29.11.2021 г. (Федеральный закон от 29.11.2021 г.

N 382-ФЗ). Т.е. российское регистрационное удостоверение может подтверждать право на «льготы» при реализации медизделий до истечения срока его действия.

НДС: нововведения 2021 года

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами)1.

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России2.
Читайте также:  Социальная помощь в черкесске в 2020 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей карачаево-черкесской республики государственные программы и законы

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных3.

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г.

, в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме4.

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров5.

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20%6. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

( «Налог на прибыль: нововведения 2021 года»).

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст.

169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа7.

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно8.

  • Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…
  • Сомнения в реальности совершенной сделки
  • Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом9.

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планированииРезультатом выбора неподходящих системы и объекта налогообложения, небрежного отношения к проверке партнеров и построению договорных отношений станет необоснованная налоговая нагрузка, которая сделает бизнес убыточным и даже может уничтожить его  

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки».

Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота.

Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий10.

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России11, под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *