Заказчик любой конкурентной закупки по 44 ФЗ прописывает верхнее ограничение цены закупаемого товара — НМЦК. Показатель фиксируют в извещении о закупке и закупочной документации.
Если стоимость, предложенная поставщиком, окажется выше НМЦК, заказчик исключит его из списка претендентов на участие в закупке.
Разъясняем госзаказчику, как правильно исчислить определение начальной максимальной цены закупки , как поступать, если цена будет отличаться от среднерыночных показателей и каких изменений ждать в 2022 году.
На что влияет НМЦК
Величина НМЦК прямо воздействует на конечную цену закупаемых товаров и услуг в договоре. Но есть и прочие показатели тендеров, которые тоже будут зависеть от цены контракта. К примеру:
- Тип закупки. При НМЦК свыше 500 тыс. руб. заказчик теряет возможность провести запрос котировок, свыше 300 тыс. руб. — закупку у единственного поставщика. Порог цены подобных закупок выше (максимум 600 тыс. руб.) только для культурных учреждений — от зоопарков до ДК, театров и библиотек.
- Период подачи заявок. Для тендеров с НМЦК более 3 млн. руб. с момента размещения извещения до закрытия приема заявок проходит 15 и более дней. Для тендеров с ценой контракта ниже 3 млн. руб. аналогичный срок составляет от 7 дней.
- Наличие обеспечения. Когда цена в контракте превышает 1 млн. руб., заказчик вправе требовать от поставщика, чтобы он обеспечил заявку на участие залогом или гарантией банка.
Методы определения начальной максимальной цены закупки
Алгоритм и разрешенные методы определения НМЦК перечислены в 44 ФЗ (ст. 22). Допускается одновременное применение нескольких методик определения цены на торгах, а в отдельных случаях и применение дополнительных расчетных способов по согласованию с органами власти в конкретных регионах. Рассмотрим каждый из них детально и объясним, как работают расчеты.
Как не попасть в РНП
Метод сопоставления цен рынка
Этот способ применяется чаще других и заключается в следующем:
- Сравнение заказчиком стоимости на нужную для его целей продукцию, Услуги и работы у потенциальных исполнителей по контракту. Данные для анализа берут из доступных всем материалов — из каталогов, с интернет-площадок и т.п.
- Запрос у подрядчиков или производителей продукции детальных коммерческих предложений. В процессе сравнении стоимости учитывают только полностью одинаковые или хотя бы сходные товары с учетом показания отклонений.
- Публикация в ЕИС ценового запроса и анализ стоимости из реестра контрактов.
Предложенные участниками цены не принимаются госзаказчиком во внимание в следующих ситуациях:
- данные поставщика есть в РНП;
- предложенные цены опубликованы в анонимном порядке;
- нет подробного механизма по расчету цен от поставщика;
- есть сомнения в том, что предложенная стоимость является адекватной и в полной мере соответствует описанию товара.
Есть возможность увеличить цену из реестра контрактов, приняв во внимание тип закупочной процедуры, в которой была найдена информация о стоимости услуги, товара или работы:
- для конкурса — максимум на 10%;
- для запросов котировок и предложений — на 17%;
- для аукциона — на 13%.
Нельзя увеличить цену только для закупки у единственного поставщика.
Вычисление коэффициента отклонения
Метод расчета предельной стоимости закупки подразумевает контроль однородности цен с вычислением показателя отклонения. В расчет включают цены товаров, полученные у различных поставщиков:
- от трех стоимостей при получении цен в запросах коммерческих предложений;
- от пяти стоимостей при рассмотрении завершенных контрактов.
Сперва нужно вычислить среднеквадратическое отклонение. Расчет производят по так:
где:
- σ — среднеквадратическое отклонение;
- i — номер источника цены;
- Ц — среднее арифметическое всех цен;
- n — общее количество цен;
- Цi — собственно, цена.
- Сам коэффициент отклонения считают так:
- V=(σ /)*100
- Чтобы цены можно было применить для расчета НМЦК, конечный результат не должен превышать 33%.
Расчёт по методу анализа рынка
После того, как цены отобраны и проверена их однородность, расчет НМЦК производят так:
где:
- V — количество закупаемого товара;
- n — количество используемых в расчете цен;
- Цi — цена, используемая для расчета.
Нормативный метод
Его используют только когда товар или услуга, которые являются объектом закупки, имеет свою границу стоимости и норматив потребления. Принципы нормирования в госзакупках изложены на онлайн-портале ЕИС.
Определение начальной цены аукциона с указанием предела стоимости позволяет запретить государственному заказчику приобретение лишних товаров или предметов класса люкс.
Расчет очень простой: нужно умножить предельную стоимость единицы товара на его общее количество в закупке.
где:
- Ц — предельная цена;
- V — объем работ или количество товара.
Что, если назначенная цена не соответствует рыночной
Бывает, что назначенная в результате расчета цена находится не в рынке, а превышает рыночную стоимость или напротив, сильно ниже. Расскажем, на что в этих случаях нужно обратить внимание поставщику товаров и услуг.
Заниженная НМЦ
Если для поставщика важно собрать протфолио из выполненных заказов для дальнейшего участия в муниципальных и госторгах, есть смысл подать заявку на участие в такой закупке. Конкурентов будет немного, поэтому повысятся шансы на победу.
Завышенная НМЦ
Когда НМЦ закупки завышена, ее несложно снизить до среднерыночного показателя, если в торгах примут участие много компаний. Обратная сторона такого предложения — повышенный интерес к торгам со стороны органов правопорядка, финконтроля и прокуратуры. Если заказчик не сможет аргументировать корректность своих ценовых расчетов, высока вероятность, что закупку отменят.
Снижение НМЦ на 25% и более по завершении процедуры торгов
Если участник аукциона или конкурса понизит цену закупки более чем на 25%, ему нужно будет доказать свою добросовестность. Вот какие антидемпинговые меры может применить к нему госзаказчик:
- при НМЦК от 15 млн. руб. заказчик может просить увеличение обеспечения по контракту на 75%;
- при цене договора до 15 млн. руб. обеспечение исполнения контракта увеличивается на 75% или требуется подтверждение исполнения минимум 3-х контрактов участником за 3 предыдущих года с ценой свыше НМЦК на 20% хотя бы одного из них.
Для МСП требования значительно смягчены:
- поставщику потребуется предоставить подтверждение, что общая сумма исполненных за 3 года контрактов превышает цену госзакупки;
- обеспечение контракта увеличится на 75% от его итоговой цены, а не от НМЦК.
Такие данные участник закупки из реестра МСП должен предоставить до момента подписания контракта.
В новом 2002 году изменятся некоторые правила госзакупок, которые коснутся и НМЦК — прямо или косвенно. Рассмотрим наиболее важные изменения:
- Новшества в запросах котировок. Требование к обеспечению станет обязательным для торгов, начальная цена которых от 1 до 3 млн. руб.
- Обновление антидемпинговых мер. Будет актуально для закупок, где начальная цена свыше 15 млн. руб. уменьшится по итогам торгов как минимум на ¼. Минимальный размер обеспечения в таких торгах составит 10% НМЦК.
- Универсальная стоимостная предквалификация. Ее установит заказчик для допуска участников в госзакупках дороже 20 млн. руб. Участник, должен будет подтвердить практику положительного исполнения контракта по Закону 44-ФЗ и / или 223-ФЗ. Объект закупки роли не играет, а объем исполненных обязательств должен составлять от 20 % НМЦК. Это позволит отсечь недобросовестных участников и фирмы-однодневки от доступа к госзакупкам.
Обоснование начальной максимальной цены контракта 2022 г
1. Начальная максимальная цена контракта с единственным поставщиком2. Определение максимальной цены контракта3. Обоснование максимальной цены контракта4. Видео-инструкция начальная (максимальная) цена контракта Под начальной (максимальной) ценой контракта понимается предельное значение цены, отмечающиеся в извещении об осуществлении закупочной процедуры, в закупочной документации и в приглашении на участие. Установление данной цены начинается при осуществлении процедуры выбора поставщика любым из конкурентных способов. Под ценой контракта, заключенного с единственным подрядчиком понимается определенное значение цены, которое носит обоснование заказчиком.
Процедура по цене контракта, который был заключен с единственным подрядчиком носит соответствие процедуре определения НМЦК.Об этом гласит ч 1 ст 22 ФЗ от 5 апреля 2013 г под номером 44 ФЗ.
При проведении процедуры выбора поставщика решающее значение может оказать размер НМЦК, а также на действие по публикации извещения на сайте ЕИС. Вы решили поучаствовать в электронной процедуре и вам нужна помощь по подготовке документации, то мы поможем в подготовке тендерной документации под ключ и в самые короткие сроки.
2. Определение максимальной цены контракта
В 44 ФЗ имеются главные особенности пяти процедур выбора максимальной стоимости контракта, а также они имеют уточнение в Методических рекомендациях Минэкономразвития.
На основании этого происходит действие по выведению приоритетного обоснования НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен. Кроме этого обоснование выбора способа определения НМЦК могут устанавливаться дополнительные методические рекомендации.
Все обязанности по выбору подобной документации накладываются на высший исполнительный орган субъекта России.
На основании этого у заказчика возникает право по действию в рамках дополнительных рекомендаций при осуществлении закупки для потребностей субъекта России. Решили принять участие в электронном аукционе или тендере, тогда мы можем вам в этом помочь, все подробности об этом смотрите по этой ссылке.
Хотите знать больше по обоснованию начальной максимальной цены контракта?
Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам и они ответят на все ваши вопросы!
Обратиться за бесплатной помощью Под процедурой обоснования НМЦК понимается процесс по выбору заказчика предельной цены закупочной процедуры, которую он не должен превышать при заключении контракта с подрядчиком.
В зависимости от НМЦК будет определяться значение по ограничению, которые возникают при определении исполнителя. Так, если НМЦК будет больше суммы 500 тыс руб, то заказчик не может осуществлять процедуру проведения запроса котировок.
Как пошагово проводится запрос котировок смотрите в этой статье.
В случае осуществления электронного аукциона с НМЦК больше чем 3 млн руб период подачи заявки может составлять не меньше 15 дней после дня публикации извещения в ЕИС.В случаях, когда стоимость составляет меньше 3 млн руб, то в данном случае срок будет составлять не меньше 7 дней. После наступления 1 июля 2018 г начинает действовать норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие. При этом, если сумма закупочных процедур будет меньше 3 млн руб, то период принятия решения о допуске к закупочным процедурам не может быть больше 1 дня. Также к изменениям вступившим в июле будет относиться влияние НМЦК на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. В том случае, если НМЦК не будет превышать 1 млн руб, то в этом случае госзаказчик не сможет потребовать обеспечения своего предложения от участника. При определении предельной стоимости закупочной процедуры, стоит помнить каждому поставщику, что данный этап является очень важным.
На основании данных, которые имеются в плане-графике и в закупочной документации, можно сказать о том, что ситуация на рынке между конкурентами и о шансах на победу в любой конкурентной процедуре.
В полномочия заказчика входит деятельность по расчету и обоснованию НМЦК в соответствии с 44 ФЗ. Как только он выполнит данные действия, то обоснование НМЦК в плане-графике заказчиков имеется в реестре ЕИС.
Все данные, которые касаются цены контракта обязаны носить соответствие расчетам указанным в документации Но на практике встречается много случаев, при которых не происходит отличия от планов, из-за этого заказчики вносят изменения сведений и как следствие, происходит правка калькуляции. В данном случае, чтобы осуществить расчеты для этого заказчик применяет форму Минэкономразвития. Заказчик должен отметить общую процедуру вычисления, указать реквизиты документов, которые будут подтверждать документы, отмечать дату подведения результатов и отмечать остальные требующиеся данные .
4. Видео-инструкция начальная (максимальна) цена контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта
- 7 февраля 2019 г.
- Юрист Юридической фирмы «BRACE» Анна Иванова
- младший юрист Юридической фирмы «BRACE» Ольга Гусева
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.
Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.
2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).
Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.
18 Закона № 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст.
99 Закона № 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.
3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.
В качестве примера можно привести следующий случай.
Для обоснования НМЦК в устной форме был сделан запрос о рыночной цене предмета аукциона. При этом, информация запрашивалась исключительно о цене на конкретный автомобиль – Газ 32212-244. Поставка автомобиля эквивалентного Газ 32212-244 Заказчиком не рассматривалась.
Заказчик нарушил порядок формировании НМЦК, так как в нарушение ч. 1, 2 ст.
22 Закона о контрактной системе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта была использована информация о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар.
Заказчиком при обосновании НМЦК использована только информация о цене автомобиля «Toyota Camry», а не идентичного или однородного ему автомобиля. Использовав для обоснования НМЦК информацию о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар, заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ1.
- Для того чтобы правильно определить НМЦК, необходимо предварительно совершить следующие действия:
- • определить потребность в конкретном товаре, работе или услуге и их технические характеристики, в том числе путём использования Каталога товаров, работ, услуг. Важно обратить внимание на то, что для ряда товаров/работ/услуг предусмотрены некоторые особенности определения НМЦК;
- • проверить, имеются ли принятые уполномоченными органами нормативы в отношении предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг;
- • осуществить проверку верности выбора способа определения НМЦК;
- • определить и обосновать НМЦК.
- Последняя процедура заключается в применении одного или нескольких методов обоснования НМЦК, которые перечислены в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
- К методам обоснования начальной максимальной цены контракта относятся:
- 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- 2) нормативный метод;
- 3) тарифный метод;
- 4) проектно-сметный метод;
- 5) затратный метод.
- При этом согласно нормам части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы определения НМЦК при условии, что он включит в документацию о закупке обоснование невозможности использовать методы, предусмотренные законом.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.
2018 № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» в отношении закупки таких товаров как моторное топливо, включая автомобильный и авиационный бензин, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливается Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законодательством также предусмотрена возможность органов государственной власти устанавливать особенности определения НМЦК при осуществлении особых закупок – например, включаемых в состав государственного оборонного заказа, или при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.
В целях оказания помощи заказчикам в определении НМЦК методами, установленными в Законе о контрактной системе, Минэкономразвития России утвердило приказом от 02.10.2013 № 567 Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее – Приказ № 567).
Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров
Как обосновать НМЦК и начальную цену единицы продукции
Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ. В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах. Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.
В каком порядке обосновать нмцк или нце
Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:
Далее читайте подробнее о каждом этапе.
Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ
Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.
https://www.youtube.com/watch?v=lIM21-H_fTs
Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.
Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.
Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».
Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:
Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.
Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.
Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.
Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит Штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП
Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.
Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.
Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
В каких документах обосновать нмцк или нце
НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.
Внимание: с 1 октября 2019 года обосновывать закупки в плане и плане-графике не нужно. Но до 30 сентября включительно обосновать закупку – обязанность заказчика. Если не включите в план или план-график обоснование, ответственный сотрудник заплатит штраф 10 000 руб. Вывод следует из пункта 6 статьи 1 Закона и части 2 статьи 7.29.3 КоАП.
При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах
Этап/документ | План | План-график | Документация |
Определите потребность в продукции | + | ||
Установите требования к продукции | + | ||
Исследуйте рынок | + | + | |
+ | + | ||
Проверьте, есть ли особые правила | + | + | + |
Выберите метод расчета | + | + | |
+ | + | ||
Обоснуйте НМЦК, НЦЕ | + | + |
На необходимость обосновать закупку в плане и плане-графике указано в пункте 6 части 2 статьи 17, пункте 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Подробнее смотрите в рекомендации «Как обосновать закупки в планах».
Далее читайте, как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации.
Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации
О необходимости обосновать НМЦК и НЦЕ в документации или в извещении сказано в положениях Закона № 44-ФЗ.
Конкурентная закупка | Основание по 44-ФЗ |
Пункт 1 части 1 статьи 64 | |
Закрытый | Пункт 1 части 1 статьи 87 |
Пункт 1 части 1 статьи 54.3 | |
Бумажный | Пункт 1 части 1 статьи 50 |
Закрытый | Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 85 |
Конкурс с ограниченным участием | |
Электронный | Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1 |
Бумажный | Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56 |
Закрытый | Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56, часть 11 статьи 85 |
Электронный | Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 3 статьи 57.1 |
Бумажный | Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57 |
Закрытый | Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57, часть 15 статьи 85 |
Электронный | Пункт 2 части 2 статьи 82.2 |
Бумажный | Пункт 1 части 1 статьи 73 |
Электронный | Пункт 2 части 6 статьи 83.1 |
Бумажный | Пункт 2 части 6 статьи 83 |
Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.
Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567
Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.
Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.
Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:
В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.
В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обоснование нормативного метода
Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обоснование тарифного метода
Рассчитать НМЦК проектно-сметным методом можете, если объект закупки – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, текущий ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обоснование проектно-сметного метода
Затратный метод применяют, когда другие методы использовать нельзя или в дополнение к другим методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обоснование затратного метода
Есть еще два варианта обоснования НМЦК или НЦЕ. Первый – специальные правила, которые установили органы исполнительной власти согласно части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
- Правительство выбирает закупки, для которых порядок расчета НМЦК или НЦЕ определяют федеральные органы власти, а также «Роскосмос» и «Росатом». В настоящее время такой порядок установлен для следующих объектов закупки:
- В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.
- Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:
Обоснование НМЦК при закупке лекарств
Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ
Обоснование иного метода
В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:
- наименование и количество каждой единицы продукции;
- предложение по каждому источнику ценовой информации;
- среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
- коэффициент вариации;
- расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.
Расчет НМЦК выглядит так
Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.
Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.
В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.
Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.
Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет
Если количество товаров, объем работ или услуг посчитать возможно, рассчитывайте и обосновывайте НМЦК. В противном случае контролеры оштрафуют. Вывод следует из части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
В каких случаях определить объем продукции возможно, а в каких – нет, заказчик решает самостоятельно. Так как законодательство этот вопрос не регулирует.
Однако в спорных ситуациях придется доказывать контролерам, что действительно не могли посчитать объем продукции. Например, закупаете запасные части.
В этом случае невозможно заранее знать, какие детали автомобиля выйдут из строя и сломаются ли вообще.
А вот потребность в автомобилях, мебели, в строительных материалах по смете известна еще на этапе планирования. При необходимости такую потребность уточняют перед началом закупки.
Для обоснования цены за единицу используйте те же методы, что и для обоснования НМЦК. При этом, кроме цены за единицу, включите в документацию начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта.
От суммы цен будете вести торги. А максимальное значение – это предел, выше которого закупать продукцию по цене за единицу нельзя. Максимальное значение также используют для расчета обеспечения заявки и контракта.
При расчете цены за единицу, начальной суммы цен и максимального значения цены контракта учитывайте ведомственные перечни и нормативные затраты.
Пример: обоснование начальной цены единицы услуги
Подготовить и подписать обоснование НМЦК или НЦЕ поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика отдельно подписывать обоснование НМЦК. Необходимо утвердить обоснование в составе закупочной документации.
В то же время Минэкономразвития в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.
Обязан ли заказчик применять Методические рекомендации? Практика контрольных органов по этому вопросу расходится.
Так, Минфин в письме от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 указал, что Методические рекомендации не носят нормативный характер. Этот документ разработали в помощь заказчику.
Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.
Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.
Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.
Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.
Позиция судов тоже неоднозначна.
Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.
Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.
Обоснование цены по 44-ФЗ: ключевые методы расчета
Из этой статьи вы узнаете:
- 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
- Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
- 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
- Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
- Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ
Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.
Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.
8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта.
Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ.
Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.
В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.
- Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
- Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
- Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
- Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
- При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
- НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
- Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
- Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.
Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.
Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
Инструкция: обоснование НМЦК проектно-сметным методом
Госзакупки Проектно-сметный метод определения НМЦК по 44 ФЗ — это один из способов сформировать начальную цену контракта. Законом определены случаи, когда обосновывать нужно именно так. 19 сентября 2019 Гольцова Полина
Скачать готовый образец обоснования НМЦК проектно-сметным методом в Word
Скачать заполненный образец расчета НМЦК проектно-сметным методом в Excel
Чтобы обосновать начальную цену контракта, 44-ФЗ допускает использовать способы:
- анализ рынка;
- расчет на основе утвержденных нормативов;
- проектно-сметный;
- обоснование на основе действующих тарифов;
- затратный.
Все методы обоснования, включая проектно-сметный, используются как по отдельности, так и несколько одновременно. Законодательно не запрещено сочетать составление смет с иными способами обосновать цену контракта.
Проектно-сметный метод обоснования НМЦК предполагает разработку проектно-сметной документации, которая должна войти в состав тендерной документации и лечь в основу будущего соглашения с подрядчиком. Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, состоящих из графических, схематических изображений, текстовых описаний и таблиц — смет.
Смета содержит не только полный перечень предполагаемых работ и необходимых материалов, но и все затраты, необходимые для реализации проекта, вплоть до затрат на оплату рабочим с учетом условий их труда.
В части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда применяется проектно-сметный метод обоснования НМЦК. Собрали их в таблице.
Строительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства | Для обоснования цены на технический или авторский надзор |
Работы по сохранению памятника культуры | |
Текущий ремонт, если этот контракт заключается с единственным поставщиком (ч. 9.1 ст. 22) |
Какие документы нужны для обоснования
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:
- дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
- локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
- проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ: методы определения, обоснование
Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.
Нмцк – определение и для чего необходимо. различные ситуации при определении нмцк. особенности размещения извещения в еис
Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.
Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.
Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:
- При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
- При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
- И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.
Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):
Таблица 1
Наименование закупки | НМЦК | Срок размещения на сайте ЕИС |
Открытый конкурс в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок |
Электронный аукцион | Более 3 млн. руб. | Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
3 млн. руб. и менее | Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок | |
Запрос котировок в «бумажной» форме | Свыше 250 тыс. руб. | Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок |
Не более 250 тыс. руб. | Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок | |
Запрос котировок в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок |
Запрос предложений в электронной форме | При любом размере | Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса |
Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Примечание: