Налогоплательщиков собираются проверять по-новому: оперативный контроль и налоговые штрафы

Минфин России опубликовал на едином портале проектов нормативно-правовых актов законопроекты с поправками в Налоговый Кодекс и КоАП РФ о введении нового вида налогового контроля и налоговых штрафов. Налогоплательщиков собираются наказывать за за фиксацию мнимого или притворного расчета, а также осуществлять в их отношении оперативный контроль.

Новый вид налогового контроля

Действующая редакция НК РФ предусматривает несколько видов контроля налогоплательщиков: камеральные и документальные проверки, налоговый мониторинг. Чиновники предложили дополнить НК РФ главой об оперативном контроле. Новый вид контроля чиновники намерены проводить в двух формах:

  • удаленный мониторинг;
  • оперативные проверки.

К участию в проверках такого типа налоговики смогут привлекать полицию и ФСБ. Они будут выезжать по месту фактического осуществления деятельности организациями и ИП, следить за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки, а также проверять документацию и помещения.

В рамки оперативной проверки включат такие мероприятия налогового контроля, как:

  • контрольная закупка;
  • наблюдение.

Налоговики смогут проводить оперативные проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о соответствующей форме налогового контроля.

Новые штрафы для бизнеса

Налогоплательщиков собираются наказывать не только за невыполнение требований об обязательной фиксации расчетов, но и за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Планируемые размеры штрафов за эти правонарушения составляют:

  • для ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 000 рублей;
  • для организации — сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 000 рублей.

Накажут налогоплательщиков и за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде. Максимальный Штраф — 100 000 рублей.

За отсутствие фиксации расчетов помимо штрафов Минфин предлагает ввести ограничительные меры:

  • приостановление операций по счетам в банке;
  • ограничение доступа к информационным системам и программам (в отношении тех, кто ведет деятельность через интернет). Контролеры смогут блокировать, например, сайты в интернете, мобильные приложения, соцсети, блоги;
  • приостановка деятельности стационарных торговых объектов.

Две последние меры чиновники планируют использовать только по решению руководителя ФНС или его заместителя в исключительных условиях.

В Минфине рассчитывают, что поправки в НК РФ Госдума рассмотрит и примет еще до конца года и новые правила заработают с начала нового налогового периода — с 01.01.2021.

Оперативные проверки (контроль) ККТ по НК РФ с 2021 года: проект изменений

Также смотрите:

Что такое оперативный налоговый контроль

По мнению чиновников Минфина, существующая на 2020 год система налоговых проверок несовершенна.

Основное несовершенство – в отсутствии достаточной оперативности при реализации контрольных мероприятий: ведь камеральные и выездные налоговые проверки проводят только после завершения налогового (отчетного) периода. После того, как налогоплательщик представил свою версию событий в сданной декларации или расчете.

При этом чиновники считают, что отдельные сферы контроля можно сделать гораздо более оперативными и эффективными. В частности, это относится к проверкам фиксации расчётов и полноты учета выручки.

В результате, в Минфине решили помочь налоговикам с повышением скорости и эффективности проверок и разработали законопроект, который вводит в НК РФ новое понятие – «оперативный контроль».

Предполагается, что оперативный контроль будет выражаться во внезапных проверках фиксации расчетов и полноты учета выручки.

Уполномоченные на проведение оперативных проверок налоговики будут вправе проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемого лица.

Также инспекторы смогут вести наблюдение для проверки соблюдения проверяемым лицом обязанности фиксации расчетов. Под наблюдением понимается «визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов».

Что изменится в НК РФ

Чтобы оперативные действия налоговиков не выбивались за рамки основного рабочего документа – Налогового кодекса РФ – в Минфине разработали комплекс поправок, которые следует внести в Кодекс.

Если этот законопроект пройдет, то в НК РФ появится новый раздел или глава, посвященные оперативному контролю в части кассовых проверок.

Поскольку в указанном разделе речь идет в первую очередь о “фиксации расчетов” (кстати, это тоже новый термин из законопроекта), а такая фиксация чаще всего происходит посредством использования ККТ, для верности в Минфине решили переписать туда же в НК  все основные аспекты Закона о применении ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

  • Например, в версии Минфина именно в НК РФ должно быть установлено, что организации и ИП обязаны фиксировать расчеты и выдавать (направлять) покупателю (клиенту, заказчику) кассовый или расчетный чек.
  • Одновременно в новом разделе НК РФ определяют случаи, когда организации и ИП вправе не фиксировать расчеты (не применять контрольно-кассовую технику).
  • Также новый раздел НК в редакции финансового ведомства будет регулировать:
  • правила регистрации ККТ;
  • состав реквизитов кассового и расчетных чеков;
  • требования к кассовой технике, фискальным накопителям, фискальным документам и операторам фискальных данных.

И главное: штрафные санкции за нарушения в фиксации расчетов тоже будет устанавливать НК РФ.

По замыслу Минфина, новая редакция НК РФ с этими изменениями должна вступить в силу уже с 01.01.2021.

Налоговый контроль и выездные налоговые проверки в 2020 году: к чему готовиться | «Правовест Аудит»

Закончился мораторий на выездной контроль, и шквал проверок буквально захлестнул многие регионы страны.

И это понятно, поскольку необходимо выполнить все запланированные мероприятия, да и «прилично исхудавший» бюджет страны нужно пополнять.

Расскажем, каковы требования ФНС к налогоплательщикам и с чем можно столкнуться в ходе фискального контроля и оперативных проверок.

Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки».

В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

В этом случае есть два варианта действий:

  • постараться предоставить все документы в срок,
  • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн.

документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности.

Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020).

Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения.

Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.

2020 по делу № А03-13296/2019).

И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам.

Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются.

Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов».

Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «добросовестный налогоплательщик», оно не первый год звучит в инспекциях и залах судов. Картину идеального налогоплательщика «рисуют» инспекторы по-своему и по-разному. Недавно на официальном сайте ФНС появился портрет добросовестного налогоплательщика. Отметим важные его черты:

  • средняя заработная плата сотрудников не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • имеется всё необходимое для достижения результатов соответствующей экономической деятельности: наличие технического или управленческого персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений;
  • совершенные сделки с контрагентами имеют логичную экономическую цель;
  • реальность осуществления операций производится с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • результат любой сделки — получение прибыли;
  • к оформлению финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами подходит ответственно;
  • не осуществляет операции с компаниями, в отношении которых возбуждены уголовные, административные судопроизводства;
  • нет транзитных платежей с организациями-участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • присутствует осмотрительность (в том числе, с использованием сети Интернет, СМИ и официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента), сформированная в виде досье на каждого контрагента.

Многие черты перекликаются с положениями статьи 54.1 НК РФ, посвященной пределам осуществления прав налогоплательщиками по исчислению налоговой базы или, проще говоря, — основаниям для учета расходов и вычетов.

Так, что ориентиры фискального органа в целом понятны, для минимизации налоговых рисков стоит учитывать их в своей деятельности и надеяться на отсутствие формализма со стороны инспекторов при проведении поверок, который не поддерживается судами.

Например, в делах, посвященных «налоговой реконструкции» указано на недопустимость формального подхода инспекторов в случаях исполнения обязательств по договору третьей стороной, а не заявленным контрагентом и необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика (учет реально понесенных расходов) (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 № Ф04-611/2020, Постановление 7 ААС от 13.07.2020 № А27-14675/2019).

Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций.

Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.

Читайте также:  Отпуск инвалидам: количество дней и сроки, правила и порядок предоставления, условия, нормы тк рф

) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет.

Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

То есть, налоговый орган должен учитывать:

  1. Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

    Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  2. Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.

Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

Допросы, проверки и новые методы контроля: как общаться с налоговой — новости Право.ру

Один из главных трендов налогового контроля сейчас — переход от постконтроля результатов деятельности к текущему автоматизированному контролю операций.

Теперь если инспекция приходит на проверку, она приходит уже подготовленной, чтобы закрепить те выводы, что были сделаны при текущем контроле, рассказала партнер Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая Недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
Ксения Литвинова. «Позиция инспекции, которая выходит на проверку, согласовывается с вышестоящим налоговым органом. Это приводит к тому, что стадия апелляционного обжалования становится формальностью. Вы подаете апелляцию, но должны понимать, что негласно этот орган уже одобрил решение», — предупредила Эксперт.

Практика ВС определяет срок давности для возврата «налоговой переплаты»

Кроме того, налоговая стремится к увеличению объема «добровольных» корректировок. Поэтому большое значение теперь имеют побудительные мероприятия — общение с налоговыми органами еще до начала проверок. Надо определиться с правовой позицией уже на стадии первого ответа, советует Юрист.

«Если вы пишете какое-то объяснение, почему заключили сделку или для какой цели приобретали Услуги, нужно сразу занимать определенную позицию. Ее изменение в дальнейшем выглядит «не очень», — уверена Литвинова. Если вопросы возникли к контрагенту, можно попросить у налоговиков информацию о том, на чем основаны подозрения.

Это стоит сделать еще до принятия решения.

Если удастся прийти к каким-либо договоренностям с налоговым органом, это лучше закрепить формально, уверена юрист.

А партнер Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
Андрей Терещенко обратил внимание на одну из благоприятных для налогоплательщиков тенденций, возникших в последние годы в российских судах, — о защите правомерных ожиданий налогоплательщика. Еще в 2018 году Верховный суд указал: если налоговики долгое время явно, последовательно и безусловно одобряли режим налогоплательщика, то они не могут предъявлять к нему претензии.

С годами этот принцип трансформировался, и теперь «молчаливое принятие» порядка налогообложения уже не рассматривается основанием для возникновения у налогоплательщика правомерных ожиданий и признания решения налогового органа о доначислении незаконным.

Но и в этом случае речь идет только о законных решениях налогового органа.

Если они были ошибочными, принцип не защищает от возможности ретроспективного пересмотра позиции, рассказал юрист со ссылкой на постановление АС Московского округа по делу № А41-12777/2021.

Даже если мы доказали факт правомерных ожиданий, это уже не может стать основанием для оспаривания доначисления. Можно побиться за пени и штрафы, но не за саму налоговую недоимку.

Андрей Терещенко

Налоговики активно зазывают компании в систему налогового мониторинга, рассказала партнер Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
Наталья Коваленко. На седьмой год развития этого института в нем участвует уже 340 компаний, хотя начиналось все с семи. Применение налогового мониторинга позволяет привести в порядок всю документацию и помогает настроить систему внутреннего контроля в организации. Не стоит забывать и про ускоренный порядок возмещения НДС и акцизов и сокращенный список оснований для проверок. «Никому и никогда не назначали выездных налоговых проверок. Я думаю, это изменится, когда наберется критическая масса компаний, которые можно проверять», — уверена юрист. Также ФНС признает участников налогового мониторинга добросовестными налогоплательщиками, хотя формально это нигде и не прописывается.

Но есть и неоднозначные аспекты. Прежде всего, переходить на налоговый мониторинг дорого, предупредила Коваленко. Кроме того, его результаты не защищены от пересмотра при выездной налоговой проверке. А в спорных ситуациях налоговая служба может занять «пробюджетный» подход, и тогда компания может пожалеть о раскрытии информации.

Допросы и налоговый комплаенс

Обсуждению особенностей налогового контроля на конференции выделили целую сессию. Тренд, характерный для всех стадий налогового контроля, — налоговые органы обрабатывают огромные массивы данных и документов, полученных из различных источников.

Об этом рассказала руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами Федеральный рейтинг.

группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) 8место По выручке 9место По выручке на юриста (более 30 юристов) 9место По количеству юристов
Раиса Алексахина. А еще госорганы все теснее работают друг с другом: налоговики так или иначе получают информацию от всех своих коллег-чиновников из других ведомств. «Подавая документы в любой госорган, мы должны понимать, что он может оказаться на столе у налоговых органов», — предупредила юрист.

Кроме того, налоговики пользуются не только информацией от других госорганов, но и данными из любых источников — даже соцсетей. Алексахина ожидает, что роль предпроверочного анализа в деятельности налогового органа будет только усиливаться.

Подходы, которые демонстрируются при взаимоотношениях с налоговой и судами, отличаются разнообразием, присущим каждой стадии налогового контроля. «Цели поменялись. Каждая стадия налогового контроля стала отвечать своим задачам».

Когда у компании появляется налоговый разрыв, сразу начинаются мероприятия контроля, в том числе приглашения на допросы.

С началом 2022-го налоговый орган начал рассылать приглашения на допросы, поделился управляющий партнер Налогового бутика ADWIN Александр Диянов. Свидетельские показания играют большую роль в налоговых спорах, поэтому на такие допросы нужно приходить готовым.

Поэтому стоит перед походом в налоговый орган самостоятельно проанализировать сделку с контрагентом, которая вызывает подозрения у ФНС.

Налоговый орган задает вопросы либо когда у него нет никакой информации, либо когда у него есть какие-то подозрения, которые он хочет подтвердить.

Александр Диянов

На таких допросах стоит отказаться от вымыслов и домыслов — не нужно делать никаких догадок. Это могут отразить в протоколе, что усложнит дальнейшее оспаривание, предупредил Диянов.

Не надо торопиться, лучше обдумать ответ и сформировать его в максимально конкретных формулировках.

А после допроса надо обязательно перепроверить соответствие протокола допроса реальному ходу беседы и получить копию документа, советует юрист.

Чтобы отбиться от претензий, необходимо внедрять в компании целую политику, в которой все документы и информацию по контрагенту необходимо собирать заранее, уверен Александр Лемчик, управляющий партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6место По количеству юристов 17место По выручке 22место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
Само наличие документа, который подтверждает такую политику, уже поможет. В этом документе нужно закрепить конкретных лиц, ответственных за внутренний контроль.

Можно готовиться к вопросам, которые задает налоговая, когда уже приходит требование. Но в этот момент уже достаточно сложно собрать что-то по контрагенту — лучше это делать заранее, когда отношения только начинаются.

Александр Лемчик

Международные налоги: взгляд в будущее

За последние годы Россия пересмотрела международные налоговые соглашения с Кипром, Мальтой и Люксембургом — вместо льготных 5% ставка по дивидендам стала 15%. А с Нидерландами денонсировали соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Руководитель практики ТЦО и международного налогообложения Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании
Любовь Старженецкая напомнила, что уже в ближайшее время Россия может денонсировать аналогичные соглашения со Швейцарией, Сингапуром и Гонконгом.

Практика ВС освободил от уплаты налога наследников бизнеса

А еще в декабре 2021-го Минфин представил проект изменения перечня офшорных юрисдикций. В перечень государств и территорий, используемых для офшорного владения активов РФ, хотят включить 57 стран, в том числе Кипр, Швейцарию, Ирландию, Мальту и некоторые штаты США.

«Этот список не заменяет полностью список 2007 года для налоговых целей. Новый будут применять в основном для бюджетных целей, например для ограничения субсидий», — пояснила эксперт. При этом она добавила: «Я убеждена, что налоговые последствия этот приказ будет иметь».

Поэтому юрист посоветовала пересмотреть свои налоговые структуры, если они расположены в юрисдикциях из нового перечня.

Тему «международных» налогов продолжил юрист практики разрешения налоговых споров Федеральный рейтинг.
Александр Гринько, который остановился на основных рисках в трансграничных операциях российских налогоплательщиков. 

При оказании услуг внутри группы налоговые органы проверяют не только формальную первичную документацию, но и информацию, которая сможет подтвердить конкретную их ценность. Еще один риск — переквалификация роялти иностранным акционерам в дивиденды.

В деле № А33-5437/2020 c этим столкнулась фирма «Джонсон Матти Катализаторы». «Это дело содержит достаточно абсурдную претензию, что если знание ноу-хау были получены российским налогоплательщиком ранее, то это не является ноу-хау и за это можно не платить.

Этот пункт абсурден в своей основе», — отметил юрист.

В 2022 году ФНС планирует внедрить систему контроля за трансграничными операциями, напомнил Гринько. Уже сейчас ФНС из информационного массива ЦБ получает данные о переводе денег в иностранные юрисдикции, а налоговики оценивают их по трем категориям риска. «Трансграничные операции на уровне денег уже находятся под самым пристальным вниманием», — предупредил эксперт.

А партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
Галина Акчурина рассказала о практике применения ст. 54.1 НК по трансграничным сделкам. Налоговики проверяют реальность и цель сделки, возможную умышленную недостоверность квалификации переводов и операций и фактического исполнителя по договору.

Если уже дошло до разбирательства, важно доказать, что умысла на экономию по налогам не было, поэтому стоит собирать доказательства, что зарубежный контрагент полностью заплатил все налоги. Это не помешает применить статью 54.1, но может помочь в споре.

Когда мы структурируем трансграничные сделки, нам нужно, чтобы в команде были специалисты, прежде всего, по налоговому законодательству, а также эксперты по валютному контролю и, конечно, специалисты таможенные — если речь идет о продаже товаров за пределы России.

Галина Акчурина

«Все чаще мы видим попытки обвинять предпринимателей в том, что деньги перечисляются по подложным документам. Такая переквалификация может стать основой для применения «валютных» норм УК», — предупредила юрист. Каждая вторая выездная налоговая проверка происходит с участием правоохранительных органов, рассказала Акчурина, поэтому внимание к трансграничным сделкам самое пристальное.

Криптовалюты: как платить налоги?

Все больше энтузиастов вкладываются в криптоактивы. «Этот пласт инвесторов уже сталкивается с непростыми налоговыми вопросами, потому что ФНС прекрасно понимает: если люди зарабатывают, с них нужно получить деньги в бюджет», — отметил советник Федеральный рейтинг.

группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 18место По выручке 29место По количеству юристов
Дмитрий Кириллов.

Государство пока не определилось, что такое криптовалюта с точки зрения гражданского и налогового права.

Это не ценные бумаги, поэтому изначально любая реализация облагается НДС, в отличие от традиционных активов, по которым Налог от продажи в некоторых случаях можно не платить.

Хотя есть законопроект, который освобождает сделки с «криптой» от НДС, но он пока не добрался до второго чтения в Госдуме и, возможно, никогда не доберется, учитывая нынешние споры Минфина и ЦБ о правилах регулирования криптоактивов.

Саму криптовалюту декларировать никак не нужно, отметил юрист. Но есть и другие проблемы — сложность с определением рыночной стоимости криптоактивов.

Ведь курс постоянно плавает, а органов, которые фиксируют официальный курс, не существует. А еще всегда есть риск, что человека могут признать предпринимателем, если он занимается торговлей криптовалютой на постоянной основе.

За незаконное предпринимательство грозит ответственность вплоть до уголовной, напомнил Кириллов.

Удобнее всего сейчас платить налоги, учитывая криптовалюты как финансовые вложения. Тогда подсчитать размер налогооблагаемой базы можно, вычтя из доходов расходы, посоветовал юрист.

Кому грозят рейды налоговой и проверки касс

1 июля 2021 года завершилась кассовая реформа, и теперь даже предприниматели без сотрудников, которые продают товары собственного производства или оказывают услуги, должны применять ККТ. Проверить, все ли налогоплательщики следуют букве закона 54-ФЗ, решила ФНС.

Рейды проводятся по всей России, и это запланированные мероприятия. Цель заявлена на сайте ФНС — «побуждение к повсеместному применению в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (ККТ) и увеличение налоговых поступлений».

Сейчас службу особенно интересуют две отрасли – рыночная торговля и общественное питание. Каким-то предпринимателям пока делают предупреждения. Однако при повторных нарушениях наказание может ужесточиться (ст. 14.5 КоАП).

В связи с применением ККТ у бизнеса обычно возникает две ситуации, которые попадают под прицел налоговой:

  1. ИП или организация начали работать с кассой позже положенного срока. Например, ИП Иванова производит бижутерию самостоятельно, без сотрудников. Кассу она должна применять с 1 июля 2021 года. Но затянула с выбором, установкой и подключением техники к сроку, поэтому начала работать с ней только с 15 июля 2021 года.  
  2. У ИП Ивановой или у ООО «Калинка» есть касса, но иногда они не применяют ее в целях экономии на уплате налогов.

В обоих случаях бизнесу грозят санкции.

Штраф вдогонку

У ФНС есть год на то, чтобы выявить нарушения в применении ККТ. Поэтому если ИП Иванова в период с 1 по 15 июля 2021 года принимала деньги от покупателей «мимо кассы», то штраф может настигнуть ее даже через год, в июле 2022 года.

Размер штрафа определяется следующим образом:

  • Налоговая посчитает объем «серой» выручки в период с 1 по 15 июля 2021 года. Допустим, ИП Иванова продает ожерелья по 3 500 руб. Без кассы она успела продать 15 украшений. «Серая» выручка составила 52 500 руб.    
  • От суммы выручки ИП Иванова заплатит 25-50 % штрафа, но не менее 10 000 руб. Для юрлица штрафы увеличены до 75 — 100 % от выручки, прошедшей «мимо кассы». При этом юрлицо накажут не менее чем на 30 000 руб. Размеры санкций указаны в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. 

Таким образом, для ИП Иванова размер штрафа составит от 13 125 до 26 250 руб.

За систематические нарушения — серьезное наказание 

При проверке налоговая учитывает «злостность» нарушений и объем выручки, полученной в обход кассы. Если инспекторы видят, что бизнес неоднократно привлекался к административной ответственности, но при этом продолжает игнорировать требования закона, то наказание будет строгим.

Например, ООО «Ставрополь-Авто» оштрафовали на 10 млн руб. за покупку подержанных автомобилей у физлиц для последующей перепродажи без оформления кассовых чеков. Компания пыталась оспорить это решение, но с учетом того, что ее уже неоднократно привлекали к административной ответственности за неприменение ККТ, Верховный суд оставил его в силе.

Известен случай, когда предпринимателя из Екатеринбурга задержали, доставили в мировой суд и подвергли аресту на двое суток, после того как он проигнорировал требование оплатить штраф на сумму 50 000 руб. ИП принимал платежи от физлиц с использованием пяти платежных терминалов без применения ККТ. Налоговая составила пять протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Серьезные ограничения предусмотрены п. 3 ст. 14.5 КоАП для компаний, которых повторно поймают на неприменении ККТ и при этом они успеют провести «мимо кассы» выручку на миллион или больше рублей.

В этом случае ФНС приостановит деятельность бизнеса:

  • в период с 1 года до 2-х лет запретят работать должностным лицам;
  • на срок до 90 суток дисквалифицируют ИП и юрлиц.

Когда наказывают, даже если касса применяется

В ч. 4 ст. 14.5 КоАП указаны случаи, когда бизнесу грозит наказание в виде штрафа или предупреждения даже в том случае, если касса есть. Самая распространенная ситуация — нарушение порядка использования ККТ.

Например, когда допускается ошибка в форме расчета — вместо расчета безналичными указывается расчет наличкой. Все обязательные реквизиты, которые нужно вносить в чек, перечислены в ст. 4.7 Закона 54-ФЗ.

И форма расчета — одно из таких требований.

Штраф за чек, выбитый с нарушениями, для ИП может составлять от 1 500 до 3 000 руб., а для юрлица — от 5 000 до 10 000 руб.

Оштрафовать могут за:

  • неправильно зарегистрированную кассу в налоговой;
  • применение кассы, не соответствующей требованиям закона;
  • нарушение сроков и условий во время перерегистрации ККТ;
  • несоблюдение порядка и условий применения ККТ.

Обычный покупатель может проверить легальность чека с помощью мобильного приложения «Проверка кассового чека». Сервис позволяет подтвердить факт передачи информации о произведенном расчете в налоговую службу.

Если чек выпущен, но не выдан покупателю, это тоже нарушение. Покупатель может сообщить об инциденте в ФНС. За это, согласно ч. 6 ст. 14.5 КоАП, ИП могут оштрафовать на 2 000 руб., а юрлицо на 10 000 руб.

У бизнеса, обнаружившего ошибку или рассчитавшегося с покупателем не через кассу, есть возможность избежать санкций — сформировать чек коррекции. Выпустить его обязательно нужно раньше, чем нарушение обнаружит налоговая.

Налоговики раскрыли секреты некоторых типов налоговых проверок — Контур.НДС+

О камеральных и выездных налоговых проверках знают все — правила их проведения прописаны в Налоговом кодексе. О том же, что существуют и иные проверки, некоторые субъекты могут даже и не догадываться. Между тем налоговые органы проверяют подотчетные лица по разным направлениям. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение семинара о налоговых проверках. Автор — Селянина Жанна Сергеевна, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Читайте также:  Заморозка накопительной части пенсии: что это и что значит простым языком, законопроекты и последние новости

Проверки по кассовой технике

Проверки применения компаниями и предпринимателями ККТ осуществляются отделом оперативного контроля. Основанием как минимум в 70% случаев служат жалобы покупателей. Они подаются и через личный кабинет ФНС, и в письменном виде.

Налоговый орган обязан проверить факты, указанные в каждом заявлении граждан, и дать ответ заявителю. Также основанием кассовых проверок могут послужить данные самой инспекции о возможных нарушениях субъектом правил применения ККТ, полученные, например, в ходе камеральной проверки.

Кроме того, подобные проверки нередко проводятся выборочно. Специалист ФНС заходит в случайную торговую точку и делает контрольную закупку.

Планов и регламента по кассовым проверкам не существует. Это значит, что если в магазине выявлены нарушения, например, неприменение ККТ, проверять его могут хоть каждый день.

Новый формат

После внедрения онлайн-касс принцип проверки не изменился. Только теперь проверяющие дополнительно контролируют, поступили ли данные из чека на сервер ФНС. Кроме того, теперь большая проверочная работа проводится внутри стен самих налоговых органов. Поступающие чеки проверяются на предмет наличия всех необходимых реквизитов.

Также выявляются организации, ранее применяющие ККТ, которые перестали это делать после обязательного введения онлайн-касс. Это привлекает внимание специалистов налоговой службы — они выясняют, почему так произошло. Чаще всего в таких случаях налогоплательщики меняют виды деятельности и налоговые режимы с тем, чтобы либо избежать, либо отсрочить внедрение ККТ.

Но часть субъектов попросту нарушает законодательство и не применяет кассовую технику.

Проверять применение ККТ могут не только сотрудники местной ИФНС. Нередко практикуются так называемые перекрестные проверки, причем наибольший объем правонарушений выявляют именно они. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних инспекцией.

К проверяемому субъекту приходит новый человек, с которым раньше никогда не велось дел. Это обеспечивает эффект внезапности. Ведь инспекторов из местных ИФНС, которые многие годы работают на проверках, узнаю буквально в лицо. И тут же передают информацию о проводимой проверке соседним организациям. В итоге эффективность мероприятия серьезно снижается.

Перекрестные проверки устраняют этот фактор, поэтому очень популярны в налоговых инспекциях.

Нарушения и их последствия

Проверки ККТ чаще всего выявляют:

  • факты неприменения субъектами аппаратов;
  • отказ продавца направлять покупателю электронный чек;
  • применение старой техники.

Если проверка носит целенаправленный характер, то есть инспектор знает, какое предприятие идет проверять, тогда сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Если проверка проводится выборочно, составляется акт о наличии либо отсутствии правонарушений.

У лица, которое непосредственно его допустило, требуется объяснение. Однако оно может их и не предоставить — никаких санкций за это не грозит.

Далее в инспекцию приглашается руководитель организации или ИП, которому также будет предложено пояснить причины допущенных правонарушений.

В итоге инспекция примет решение о наложении штрафов. Если Правонарушение допущено впервые, сумму санкций могут снизить. Также на это может повлиять и объяснение, которое даст руководитель.

Но полностью избежать штрафа не удастся. Это возможно только в одном случае — если самостоятельно сообщить в ИФНС в письменном виде о том, что вами допущены нарушения. Сделать это нужно до того, как о них узнают в инспекции.

В таком случае штраф наложен не будет.

Такие проверки в последнее время стали очень горячей темой. Проводятся они специалистами отделов оперативного контроля и регистрационного учета. Раньше инспекция закрывала глаза на нахождение организаций не по адресу регистрации, равно как и на регистрацию по массовому адресу. Но в 2017 году ФНС стала активно с этим бороться. Выяснилось, что нарушают почти все.

Денежных штрафов за несоответствие фактического адреса регистрационному не существует. ЗАТО субъект может быть исключен из государственного реестра. Это очень серьезная мера, за которой следует ликвидация компании.

Но прежде налоговая служба постарается установить связь с организацией всеми возможными способами.

Если она не отвечает на телефон и электронные письма, не взаимодействует с налоговой через программы подачи отчетности по ТКС, ей будут направляться бумажные письма на юридический адрес.

Если ответа не последует, инспекция направит по указанному адресу своего представителя с целью выяснить, находится ли там организация. Если же нет, то может быть принято решение о ее исключении из реестра.

Далее компания должна быть ликвидирована. Но этот процесс весьма спорный и неоднозначный. Например, арбитры считают, что отсутствие организации по адресу регистрации еще не повод ее ликвидировать. В то же время если компания не предоставляет актуальные данные о своем адресе, не платит налоги, не подает отчетности и не выходит на связь с ИФНС — это совсем другая ситуация.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ?

Если даже организация не находится по адресу регистрации, это не означает, что ее удалят из реестра или заставят переезжать. В этом смысле главным является дать адекватное пояснение сложившейся ситуации.

Скорее всего, ИФНС устроит, если адрес регистрации будет использоваться хотя бы в качестве почтового. В пояснение, например, можно указать, что помещение по адресу регистрации арендуется для получения корреспонденции.

А сотрудник компании в определенный день приезжает по этому адресу и забирает поступившие письма.

Обратите внимание! С точки зрения налоговых органов, организация должна арендовать по адресу регистрации хотя бы небольшое помещение или его часть. Отсутствие расходных операций по расчетному счету на оплату этой аренды натолкнет специалистов ИФНС на подозрение.

На каком основании субъект, который не оплачивает аренду помещения, пользуется им пусть даже для получения корреспонденции? Это повлечет вопросы к собственнику помещения.

Логика такова: если одно лицо предоставляет свою площадь другому и официально не получает за это платы, то он просто занижает выручку.

Вопросы налогоплательщиков

На эту тему на семинаре был рассмотрено несколько интересных вопросов.

Что делать, если организация купила помещение, которое ранее являлось адресом массовой регистрации? Заключенные в прошлом договоры аренды уже не действуют, однако бывшие арендаторы не спешат менять свои адреса в реестре.

В такой ситуации следует написать заявление в ИФНС, в котором изложить эти факты и снять с себя ответственность. Собственник должен пояснить, что с компаниями, указывающими принадлежащий ему объект в качестве адреса своей регистрации, он никаких договоров не заключал.

Должен ли собственник помещения предоставлять по требованию ИФНС сведения об арендаторах?

Такой обязанности у него нет. Но зачастую к этому склоняют на уровне местной администрации. Налоговый орган обращается туда с просьбой предоставить подобные данные. Администрация же, в свою очередь, запрашивает такие сведения у арендодателей.

Могут ли налоговые органы определить фактическое местонахождение организации по IP-адресу (при подаче отчетности по ТКС)?

Это весьма затруднительно, поскольку одному ip-адресу может соответствовать несколько десятков компаний. Ведь бухгалтерию может вести сторонняя организация, отчеты могут подаваться с использованием различных сервисов и т. д.

Выводы

Итак, иногда у ИФНС не остается выбора, кроме как применять крайние меры в виде исключения из реестра. Однако добросовестным налогоплательщикам бояться нечего.

Если компания реально ведет деятельность и взаимодействует с налоговой инспекцией, то за одно лишь несоответствие фактического адреса и адреса регистрации из реестра ее не исключат.

Эта мера применяется в основном к фирмам-однодневкам, которые до сих пор существуют, хотя их количество существенно сократилась после внедрения автоматизированной системы проверки декларации по НДС.

Проверка соответствия деятельности данным в реестре

Кроме того, инспекции проводят проверки соответствия основного вида деятельности субъекта тому, что указано в реесте. Технология проведения такой проверки в рамках семинара раскрыты не была. Что же касается последствий, то они могут быть самыми разными. Штраф за такое нарушение отсутствует, но инспекция потребует привести информацию в реестре в соответствии с реальной деятельностью.

По выявленным нарушениям могут быть приняты разные решения. Например, если субъект на УСН, то применение этого спецрежима в отношении несоответствующей реестру деятельности могут признать неправомерным.

В уведомлении о применении УСН указываются определенные коды ОКВЭД, и налоговый орган расценивает это как применение «упрощенки» именно в отношении этих видов деятельности. «Непрофильные» же операции попадут под ОСНО.

Соответственно, налоговый орган доначислит налог на прибыль и НДС, а также выставит штрафы.

Комиссии по легализации

Такие комиссии в чистом виде проверками не являются, однако это важное мероприятие, которое проходит между камеральной и выездной проверкой. Но на такую комиссию могут вызвать не только в связи с предстоящей ВНП. Комиссии по легализации также могут быть проведены по иным основаниям, в том числе:

  • при большой доле вычета по НДС (более 70%);
  • при низкой заработной плате, выплачиваемой своим сотрудникам (ниже прожиточного минимума или среднего по региону уровня);
  • при наличии убытка.

Если на комиссию вызвали перед выездной проверкой, то прямо об этом не сообщат. Но это можно установить по косвенным признакам.

В этом случае специалистов ИФНС будет интересовать информация, которая в большей степени относится к организации или ИП в целом, а не к какому-то конкретному отчету или налоговому периоду.

Комиссия будет задавать вопросы относительно структуры предприятия, его деятельности и текущих процессов.

Налогоплательщики негативно относятся к комиссиям, хотя, по мнению специалистов ФНС, напрасно. С их точки зрения, это еще одна возможность пояснить контролирующим органам накопившиеся в организации или у ИП проблемы и попробовать найти выход из сложившейся ситуации.

Основная идея проведение комиссии по легализации заключается в том, чтобы сократить количество выездных проверок. Нарушения выявляются в ходе камеральной проверки либо предпроверочного анализа. На комиссии же до руководства организации или предпринимателя доводится суть выявленных нарушений и рекомендуются меры по их устранению. Если субъект их исправит, то выездной проверки не последует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *