Налогоплательщикам дадут время привыкнуть к повышению налогов

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 828239-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», направленный на улучшение инвестиционного климата.

Автором поправок является Минфин России, который беспокоится о благополучии налогоплательщиков.

В числе прочего чиновники предложили законодательно закрепить обязательную длительную отсрочку вступления в силу законодательных актов об увеличении налоговых ставок или отмене пониженных ставок.

На сколько отсрочат поправки о повышении налогов

Поправки предложено внести в статью 5 НК РФ, прописав в ней особый порядок вступления в силу новых законов с поправками в НК РФ в некоторых случаях. Отсрочку об увеличении ставки чиновники предлагают установить не для всех налогов, а только для:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога;
  • транспортного налога.

Все остальные налоги, которые платят организации и ИП (НДС, УСН, ПСН и т.п.), будут изменять по действующим правилам.

После одобрения и подписания нового закона с поправками в НК РФ об увеличении ставки или отмене льготы он сможет начать действовать не ранее чем по истечении 3 лет со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Сейчас трехлетняя обязательная отсрочка не предусмотрена.

Ограничения по вступлению в силу поправок в НК РФ не будут распространяться на законы, предусматривающие снижение ставок или введение льгот по региональным и местным налогам, условия и сроки их применения и прекращения, введение новых госпошлин.

Мораторий на повышение налогов

Законопроект также предусматривает установление моратория на изменение законодательства о налогах и сборах для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных Российской Федерацией, в отношении:

  • объектов налогообложения, порядка определения налоговой базы, налоговых периодов, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль и имущество организаций, транспортного и земельного налогов;
  • сроков уплаты и порядка возмещения НДС;
  • перечня налогов и сборов, установленных законодательством на момент заключения соглашения.

Аналогичный мораторий кабмин готов ввести и для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных без участия России. Но для них неизменность налогообложения будет обеспечиваться только в части налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.

Этим же законопроектом чиновники хотят уточнить применение пониженных ставок налога на прибыль для резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток. Поправки в НК РФ могут быть приняты уже в этом году.

Отсрочка по налогам в 2022 году для малого бизнеса и не только

У Правительства РФ уже в разработке программа по налоговым отсрочкам/рассрочкам из-за сложной экономической ситуации. Ожидается, что заработает она уже с 1 апреля 2022 года. Рассмотрим условия, при которых можно будет их получить.

Отсрочку или рассрочку будут давать компаниям и ИП, которые числятся в реестре МСП по состоянию на 01.01.2022. Смогут ее получить и более крупные бизнесы, но по особому решению властей. В отличие от другой рассрочки, планируемой для упрощенцев, сфера деятельности здесь будет неважна.

Отсрочка будет возможна по подлежащим уплате в 2022 году налогам и страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним. Исключением точно будут акцизы, НДПИ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Возможно, предусмотрят еще какие-то исключения.

Максимальный срок отсрочки платежей — 1 год, рассрочки — 3 года с ежемесячной уплатой соответствующей доли налогов, но для отсрочки больше чем на полгода и для рассрочки больше года потребуется залог недвижимости или гарантия банка.

Какие условия нужно выполнить

Будет условие по сохранению численности штата — на уровне не менее 90% по сравнению с предыдущим периодом и требование к средней зарплате — не ниже МРОТ (его соблюдение налоговая проверит по форме 6-НДФЛ).

Также будут условия о снижении доходов или налогов к уплате (должно выполняться одно из условий):

  • Налоговые доходы по декларации по налогу на прибыль или выручка по декларации по НДС за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление на отсрочку/рассрочку, снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 10%.
  • Выручка от операций, облагаемых по ставке 0%, уменьшилась более чем на 10% — это условие для организаций, у которых выручка по «нулевым» операциям составляет более 20% от общей суммы выручки в аналогичном периоде 2021 года.
  • За отчетные периоды 2022 года получен убыток, в то время как в 2021 году убытка не было.
  • Суммы аванса или налога снизились более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — для УСН и ЕСХН. При этом нужно сдать уведомление об исчисленных авансах за отчетный период, предшествующий кварталу подачи заявления на отсрочку или рассрочку, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Подать заявление на отсрочку/рассрочку можно будет по ТКС или в ЛКН. Рассматривать его налоговая может до трех месяцев, в течение которых она не будет принимать меры по взысканию.

О том, какие стимулирующие меры для бизнеса вводятся в Москве, читайте в «КонсультантПлюс». Смотреть материалы системы можно бесплатно, подключив пробный доступ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Фнс начала «проектировку» нового налогового режима для малого бизнеса — рбк

По словам представителя ФНС, исключение обязанности представления отчетности сократит непроизводственные издержки для бизнеса, связанные с ведением учета и сдачей деклараций.

«Это позволит бизнесу сэкономить и направить освободившиеся средства на развитие», — указал он, добавив, что благодаря технологии онлайн-касс в ФНС «есть все средства, чтобы самостоятельно рассчитывать налоги и присылать платежные уведомления по аналогии с режимом самозанятых».

В России работает около 5,5 млн микропредприятий, где заняты около 12 млн человек, напоминает президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

«Сейчас даже небольшим компаниям необходимо держать в штате бухгалтера, заполнять 17 видов отчетов.

За несдачу отчетности вовремя или сдачу в неправильной форме предусмотрены штрафы и другие санкции», — подчеркивает он.

Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo Денис Кутергин согласен, что новый налоговый режим в перспективе сможет «сильно улучшить прозрачность, легальность, открытость бизнеса и, сократив некоторые процессы, повысить удобство работы с государством». «Предприниматель будет совершать меньше операционных процессов, соответственно, нагрузка на бухгалтерию станет меньше, потому что некоторые операции на себя возьмет ФНС», — отмечает он.

Идея увеличения налога на 4 п.п.

для ИП при отмене страховых выплат также «может быть интересна» бизнесу, но эффект будет зависеть от его оборотов: «Те ИП, которые не имеют сотрудников, смогут перейти на формат самозанятых, что уже сейчас происходит, а те, у кого они есть, но кто имеет не очень большой оборот, смогут перейти на новый режим. Однако без подробностей пока сложно о чем-то говорить более детально».

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимира Ефремова, предложенный режим подойдет «исключительно для белых компаний, проводящих все платежи с клиентами, сотрудниками и контрагентами через расчетный счет».

Инициатива может быть использована ФНС «как дополнительный стимул для обеления экономики», говорит он, указывая, что такой налоговый режим направлен «на вывод микробизнеса из серой зоны и перевод всех платежей в легальное банковское поле».

Это выгодно и банкам: любое потенциальное увеличение оборотов и транзакций на счетах клиентов неминуемо приводит к росту их прибыли, добавляет Ефремов.

В то же время, по его словам, на количество банковских клиентов такие изменения вряд ли повлияют, поскольку расчетные счета и сейчас открыты у подавляющего числа компаний из микро- и малого бизнеса.

Налоговый юрист, управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин не видит запроса от бизнеса на то, чтобы у него забрали расчет налогов. «Предложение освободить бизнес от расчета налогов — не новое, это давняя мечта ФНС.

Но только слепой не увидит, что схема предусматривает скрытое повышение налогового бремени и конфликт интересов, — отмечает Костальгин.

 — И тем более такой режим не может быть принудительным для бизнеса или полностью заменить текущие спецрежимы».

Сокращение налогового периода до одного месяца, по мнению представителя Taxadvisor, приведет к тому, что у бизнеса будет меньше свободных ресурсов: сейчас, вместо того чтобы платить налоги каждый месяц, предприниматели могут направлять свободные средства на развитие.

Наконец, Костальгин уверен, что ведение учета нужно в первую очередь не ФНС, а самому бизнесу. «ФНС уже какое-то время проводит пилот по расчету УСН по банковскому счету. Однако нет и не будет автоматических инструментов, позволяющих отделить выручку от иных, необлагаемых поступлений на счет.

Читайте также:  Бесплатный лес от государства на строительство дома: как получить, особенности, документы, законы

А облагать весь оборот по счету — это за гранью», — говорит эксперт.

«Режим спорный — получается, что твой бизнес будет довольно открытым и для банка, и для налоговиков», — добавляет еще один собеседник РБК, знакомый с планами ФНС.

Он обращает внимание на то, что от внедрения нового режима могут пострадать работники, поскольку за них не будут выплачиваться взносы в Пенсионный фонд России.

«Банки вряд ли станут этим заниматься, так что только сами работники должны будут позаботиться о пенсионных накоплениях», — рассуждает он.

Кто должен одобрить предложение

Представитель ФНС подчеркнул, что ведомство не обладает законодательной инициативой, а решение о критериях и введении налогового режима будут принимать «компетентные органы власти».

«Решение о сроках введения, параметрах и условиях нового налогового режима будет принято после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными участниками и изучения общественного мнения со стороны бизнес-сообщества», — добавил он.

Представитель пресс-службы Минфина говорит, что прорабатываемая сейчас концепция направлена на упрощение процесса ведения бизнеса микропредприятиями и пока ФНС готовит итоговые параметры ее реализации.

Какого дохода могут недосчитаться бюджеты социальных фондов из-за отмены взносов для индивидуальных предпринимателей, он не пояснил. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минэкономразвития.

По мнению Александра Калинина, обсуждение предложенного ФНС концепта по-настоящему начнется, скорее всего, только в октябре, когда к работе приступит новый состав Госдумы.

По его словам, подобная инициатива не будет принята без одобрения парламентом и без учета мнения участников рынка, в том числе «Опоры России».

У идеи, скорее всего, будут противники, например из числа представителей Пенсионного фонда, считает Калинин. Представитель ПФР воздержался от комментариев.

Расчет доходов, сроки уплаты и исключения из правил

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р, то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р. Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р. Ее доход за год — 3 000 000 Р. Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р) × 15% = 674 000 Р.

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р, то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно.

Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений.

Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р, а на нескольких — больше.

Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю

Если есть доход из нескольких источников, каждый налоговый агент удерживает налог только со своей части, не учитывая совокупности налоговых баз в целом по налогоплательщику. Например, две компании платят по 3 000 000 Р. Они удерживают НДФЛ по ставке 13%, хотя общий доход за год больше 5 000 000 Р.

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% ввели отдельный КБК — 182 1 01 02080 01 1000 110.

Если налоговый агент ошибется в расчетах, то за первый квартал 2021 года его не накажут штрафом и пенями. Но при условии, что до 1 июля недоимка будет погашена.

К этому закону еще немало вопросов, поэтому наверняка будут дополнительные разъяснения. Например, непонятно, будут ли отдельно считаться налоговые базы, которые входят в одну группу «Иные доходы»: зарплата и доходы от предпринимательства. От этого зависит расчет налога за 2021 и 2022 годы.

При расчете совокупной налоговой базы у резидентов не учитываются доходы от крупных сделок:

  1. Продажи имущества, кроме ценных бумаг, — например участка или квартиры.
  2. Подарков в виде имущества, например машины или доли в доме.
  3. Страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

При продаже квартиры за 6 000 000 Р повышенная ставка не применяется. Если тетя подарила участок за 8 000 000 Р, ставка для резидентов тоже составит 13% — без повышения.

Обычно НДФЛ распределяется между бюджетами и идет на обычные расходы: ЖКХ, больницы, спорт, дороги, культуру.

Но налог по повышенной ставке будет собираться и тратиться отдельно. Эти суммы планируют использовать на конкретную цель: как дополнительное финансирование для лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Всего за 2021 год таким способом планируется получить около 60 млрд рублей. Этого могло бы хватить примерно на 375 уколов препарата «Золгенсма» — самого дорогого лекарства в мире, которое спасает жизни детям со спинальной мышечной атрофией. Сейчас на это лекарство собирают деньги родители и благотворительные фонды, а медлить с лечением нельзя.

За три года дополнительный доход от НДФЛ может составить 190 млрд рублей.

Если повышение налога и правда пойдет на такие благородные цели, получится, что самые богатые люди страны принудительно скинутся на лечение детей — и будут отдавать ничтожную часть своего дохода.

При зарплате 1 000 000 Р в месяц дополнительный налог составит около 1% от совокупного годового дохода. То есть из заработанного миллиона нужно отдать около 10 тысяч для спасения чьей-то жизни.

Как будут тратиться эти деньги, дойдут ли они до регионов и конкретных людей, удастся ли детям получить реальную помощь — это другой вопрос. Хочется надеяться, что процесс финансирования из нового источника будет простым и понятным.

Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах

В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.

Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:

  • доходов — со 150 до 200 млн руб.;
  • занятости — со 100 работников для 130.   

До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).    

Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.

Основные изменения и их влияние на бизнес

Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.

Повышение собираемости налогов

В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.

Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.  

  • Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
  • Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
  • Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
  • Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.

Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов

С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.

Читайте также:  Двойная запись в бухгалтерском учете в 2021 году

Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Системная работа с дебиторской задолженностью

За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:

  • расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
  • выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
  • уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
  • отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
  • расширен институт залога в налоговом праве и других мер.

Совершенствование валютного контроля

  • Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
  • С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
  • Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).

Как будет меняться налоговая политика

В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».

До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.

Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами

Попробовать

Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:

  • развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
  • формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
  • запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
  • введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
  • повышение качества администрирования акцизов на табак.

Как планируют поддерживать малый и средний бизнес

В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:

  • программа льготного кредитования субъектов МСП;
  • бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
  • механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
  • создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
  • запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
  • создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
  • поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.

В налоговый кодекс будут внесены существенные изменения, направленные на поддержку бизнеса в условиях санкций

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 11 марта 2022 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект[1], содержащий комплекс налоговых мер поддержки бизнеса.

[2]

В 2022 – 2023 годах пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов организациями будут исчисляться в размере 1/300 ставки ЦБ РФ вне зависимости от длительности просрочки (повышенный размер пени с 31-го дня не применяется).

НДС

Устанавливается ставка НДС 0 % на услуги по предоставлению в аренду, пользование или на ином праве объекта туристской индустрии, а также на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Для применения нулевой ставки объекты туристской индустрии должны быть введены в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включены в реестр, порядок ведения которого еще предстоит утвердить Правительству России. Льготная ставка предоставляется на 20 кварталов.

По гостиницам и другим средства размещения сформулировано сложнее: условия о вводе в эксплуатацию именно начиная с 2022 г. нет, но установлено, что нулевая ставка применяется не позднее 20 кварталов после их ввода в эксплуатацию. То есть если, например, гостиница введена в эксплуатацию в декабре 2020 г.

, то нулевую ставку можно будет применять лишь 15 кварталов начиная с апреля 2022 г. (исключая 5 кварталов за 2021 – первые 3 месяца 2021 г.).

Налог на прибыль

Для тех организаций IT-отрасли, которые сейчас вправе применять 3-процентную ставку налога на прибыль, на 2022 – 2024 гг. устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.

В 2022 году не будут включаться в налоговую базу доходы при прощении займов, полученных от иностранных организаций до 1 марта 2022 г. Для применения правил «тонкой капитализации» в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 г., величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу Центрального банка на последнюю отчетную дату отчетного периода, однако курс не должен превышать установленный Центральным банком на 1 февраля 2022 г. Таким образом, не должна увеличиться налоговая нагрузка из-за повышения стоимости иностранной валюты. Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли. Изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться этим правом налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Расширяется «безопасный» интервал применяемых процентных ставок по сделкам между взаимозависимыми лицами при учете для целей налогообложения доходов/расходов по долговым обязательствам. Признание доходов/расходов в виде положительных/отрицательных курсовых разниц, возникших соответственно в 2022-2024 и в 2023-2024 годах по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), производится на дату прекращения (исполнения) соответствующих требований (обязательств).

НДФЛ

Физические лица освобождаются от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в российских банках, полученных в 2021 и 2022 годах.

Одновременно изменяются общие правила налогообложения процентных доходов: необлагаемый процентный доход по вкладам будет равен сумме процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1 число каждого месяца в соответствующем году (а не на 1 число года). Данное изменение позволит уменьшить налог к уплате в случае увеличения ключевой ставки Банка России в течение года.

Доходы физических лиц за 2022 и 2023 гг. в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными физическими лицами от работодателей, не будут облагаться НДФЛ. Не будут подлежать обложению НДФЛ доходы от получения в 2022 г. в собственность ценных бумаг российских организаций, долей в уставном капитале российских организаций, паев российских ПИФ, государственных и муниципальных ценных бумаг от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом по состоянию на 31 декабря 2021 г., если:

  • ценные бумаги (доли) принадлежали передающей их иностранной организации на 1 марта 2022 г.;
  • налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представил заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных ценных бумаг (долей), передающей их иностранной организации и приложением документов о стоимости ценных бумаг (долей) по данным учета передающей организации.

При дальнейшей передаче/отчуждении таких объектов в составе расходов налогоплательщика, связанных с их приобретением, будет учитываться сумма, равная стоимости переданных ценных бумаг (долей), определяемой по данным учета передающей иностранной организации.

Налог на имущество

По налогу на имущество организаций для определения налоговой базы в 2023 и 2024 гг. кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована по состоянию на 1 января 2022 г.

О чем подумать, что сделать

Срок внесения поправок к данному законопроекту установлен всего в один день. Можно предположить, что за это время могут появиться уточняющие или даже вводящие совсем новые меры поддержки поправки.

Можно предположить, что уже в ближайшие дни закон будет принят, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, опубликован и вступит в силу.

Рекомендуем следить за развитием событий и изменениями нормативно-правовой базы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем налоговым аспектам, с которыми налогоплательщики сталкиваются в текущей ситуации.

[1] Проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»,

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот».

Читайте также:  Госдума одобрила законопроект об обеспечении прав работников в банкротных процедурах

Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки.

 В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний.

Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога.

В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту.

 По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП.

Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета.

Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков.

Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости 

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги.

Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.

), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства.

Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей.

По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики 

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной.

Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике.

Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение.

Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах.

И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других.

Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны.

Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения 

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики.

Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде.

 В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста.

В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране.

При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП).

Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне.

Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *