Содержание:
Получить консультацию специалиста
Отслеживать все изменения можно самостоятельно на » Официальном интернет-портале правовой информации», где публикуются все правовые акты Российской Федерации. Ниже рассмотрим самые основные изменения, которые уже произошли или произойдут.
Формы уведомлений в МВД
Приказ МВД России от 30 июля 2020 г. №536, который вступил в силу с 1 января 2021 года, утвердил новые формы:
Примечание редакции: всегда актуальные формы доступны для скачивания в разделе Базы Знаний «Документы».
Если любое из уведомлений заполнено с ошибками, неправильно сшито или не пронумеровано, или подано по старой форме или не подано совсем – это нарушение ч. 1 и 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Примечание редакции: за что именно могут наказать при подаче уведомления, читайте в статье «Уведомление о расторжении договора с иностранцем: за что штрафуют и как этого избежать»
Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 с 23 февраля 2021 года изменил форму уведомления о прибытии в место пребывания иностранного гражданина. Теперь она не на 2 страницах, а на 4.
Примечание редакции: подробно об этих изменениях читайте в статьях:
Реквизиты налога по патенту
Изменений с оплатой патента в этом году было несколько:
- с 1 января 2021 года поменялись реквизиты счетов, куда нужно вносить платеж по патенту;
- с мая начали выдавать электронные карты мигранта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые присваивают мигранту ID, используемый при оплате патента,
- а с 1 января 2022 года вступит в силу Приказ Минфина России от 08.06.2021 №75н, по которому изменится номер Кода бюджетной классификации (КБК), по которому нужно будет вносить оплату по патенту. При этом платежи, которые в этом году будут оплачивать патент на 2022 год нужно будет вносить уже с новым КБК.
Примечание редакции: подробно об этих изменениях читайте в статьях:
«Открытие казначейских счетов: влияние на мигрантов с патентами» «ID мигранта при оплате патента« «Очередное изменение в реквизитах оплаты патента иностранцами«
Правила пребывания иностранцев в РФ
Правила пребывания временно изменил Указ Президента РФ от 15.06.2021 №364:
- До 30 сентября включительно не выдворяют и не депортируют за пределы РФ иностранцев ,у которых нет оснований для пребывания в РФ;
- До 30 сентября иностранцы, которые прибыли в РФ до 15 марта 2020 года, и у которых закончилось действие разрешительных документов, могут либо подать заявление об оформлении им документов либо выехать из РФ;
- До 31 декабря приостановлено течение сроков действия для следующих документов: разрешение на временное или постоянное проживание, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении убежища в РФ, регистрации по месту жительства, если адрес проживания не менялся;
- С 16 июня и до истечения 90 суток с даты открытия границ — иностранец может находиться в РФ, чтобы привести документы в порядок — продлить РВП или ВНЖ, продлить миграционный учет.
Примечание редакции: подробно об этих изменениях читайте в статьях:
Правила оформления документов для иностранцев в РФ
Правила оформления отдельных документов на период с 16 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года изменил также Указ Президента РФ от 15.06.2021 №364:
- патент на работу можно оформить с любой целью въезда;
- разрешение на работу можно оформить с любой визой.
Примечание редакции: подробно об этих изменениях читайте в статьях:
Федеральный Закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ внес изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан» и с 24 августа лица без гражданства могут оформить себе временное удостоверение личности на 10 лет, что упростит им и их работодателям трудоустройство.
Примечание редакции: подробно об этих изменениях читайте в статьях:
Работодателям придется уведомлять ФМС об убытии иностранного работника по новой форме
Работодателям придется уведомлять ФМС об убытии иностранного работника по новой форме
Новая форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, а также порядок ее заполнения утверждены приказом МВД от 14.09.20 № 641. Применять новый бланк нужно будет с 12 октября. С этой же даты утратит силу приказ МВД от 18.03.19 № 142, которым утверждена действующая форма уведомления.
Главное новшество — скорректирован способ подачи уведомления. Если раньше сообщать об отъезде иностранца можно было только в бумажном виде (лично или по почте), то теперь можно направить уведомление в электронном виде через портал госуслуг. В последнем случае документ должен быть подписан:
- усиленной квалифицированной электронной подписью — если принимающей стороной является организация;
- простой или усиленной квалифицированной электронной подписью — если принимающей стороной является физлицо.
Заказать усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) Получить через час
Что касается самого бланка уведомления, то он не изменился (поправки носят технический характер). Как и прежде, в этом документе надо указать информацию об иностранце (ФИО, дата рождения, дата убытия), о месте пребывания, а также о принимающей стороне.
Если принимающей стороной является физлицо, то необходимо сообщить его паспортные данные и номер телефона. Если в качестве таковой выступает организация, то указываются следующие сведения: паспортные данные и номер телефона представителя; документ, подтверждающий его полномочия; наименование организации, ее ИНН и адрес.
Принимающей стороной считается:
— Гражданин РФ или организация, предоставившие иностранцу жилое или иное помещение для проживания;
— организация-работодатель в случае, если иностранец фактически проживает по адресу этой компании или в ее помещении (строении, сооружении) без адреса. Подробнее см. «Изменились правила уведомления о прибытии иностранных работников».
Обязательно ли уведомлять об убытии иностранца
Организация должна сообщить об отъезде мигранта в следующих случаях:
- при убытии иностранного гражданина из организации, в которой он трудится вахтовым методом и по адресу которой поставлен на учет по месту пребывания (уведомление нужно подать в течение 7 рабочих дней со дня убытия);
- при убытии иностранца из гостиницы, санатория, дома отдыха, больницы (администрация данной организации должна направить уведомление не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия).
ВАЖНО. Актуальную форму уведомления об убытии иностранца из гостиницы можно заполнить и подать в ФМС с помощью сервиса «Контур.ФМС».
В закладки Поделиться 1 206
Новая форма уведомления ВКС о зарплате — как заполнять
4 февраля
8689
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
1 января 2021 введены в действие новые формы в соответствии с приказом МВД от 30 июля 2020 г. N 536. Это следующие виды уведомлений вкс:
- о выплате заработной платы высококвалифицированным иностранным сотрудникам;
- уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранными работниками.
О приеме на работу иностранцев в 2021 году читайте в нашем материале.
Поскольку размер зарплаты высококвалифицированному иностранному работнику не может быть меньше 167 000 рублей в месяц, работодатель обязан уведомлять миграционную службу о выплате заработной платы.
Не допускайте ошибок при оформлении иностранных работников — пройдите наш дистанционный курс. |
Высококвалифицированных специалистов (ВКС) привлекают на работу в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.
Обязательным условием работы в России является высокая зарплата, выплату которой подтверждает уведомление. Отчетность по ВКС в 2021 году утверждена приказом МВД № 536 от 30.07.2020.
Из новой формы исключены некоторые пункты — дата и адрес регистрации. Однако общий принцип их заполнения такой же, как и у прежних.
Вначале указывается куда подается уведомление — структурное подразделение МВД или территориальный орган ведомства в регионе. Далее заполняется форма — приложение 5 к Приказу:
- статус работодателя, его ОКВЭД, полное наименование;
- информация о ВКС, в том числе ФИО, гражданство, дата и место рождения, данные документа, подтверждающего личность;
- подробно указывается информация о разрешении на работу — сведения о документе, профессия, на какой территории действует;
- сведения о договоре — ГПХ или трудовом.
Пятый раздел формы посвящен оплате и исполнении обязательства по ее выплате работодателем: сначала указываются цифры исполненных / неисполненных обязательств помесячно, затем — общая цифра за весь отчетный период.
Порядок подачи отчета по зарплате ВКС подробно описан в Приложении 6 Приказа. Уведомление заполняется и подается ежеквартально.
Важно! Подается в тот орган МВД, в котором было выдано разрешение на работу ВКС. |
Отчетную форму можно заполнять от руки или на ПК. Не допускаются зачеркивания, исправления, сокращения, кроме официальных аббревиатур. При нехватке места в форме, можно воспользоваться дополнительным листом — Приложение 1 к Приложению 6, указав в нем номер и название поля, в котором не хватило места для заполнения, а также ФИО работника, в отношении которого предоставляется уведомление.
Если уведомление о выплате зп ВКС и приложение к нему состоит из 2 и более листов, они сшиваются, нумеруются. На оборотной стороне в заверительной записи указывают количество листов и данные ответственного лица, предоставляющего уведомление от имени работодателя.
Совет При заполнении формы будьте очень внимательны — уведомление, заполненное с ошибками, направленное на неверный адрес считается неподанным. Верховный суд РФ оставил без изменения постановление нижестоящего суда и согласился со штрафом в 450 тыс. руб. за неуказание даты трудового договора. Менять примененную санкцию на предупреждение по просьбе работодателя он не стал. |
Уведомление о выплате зарплаты ВКС подается несколькими способами:
- в бумажном варианте непосредственно в курирующий орган МВД;
- почтой в виде заказного письма с описью и уведомление о вручении;
- по электронной почте в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, в том числе через портал Госуслуг.
Подается отчетная форма в в территориальный орган МВД на районном уровне по месту нахождения работодателя.
Отдельно рассмотрен вопрос — куда подавать уведомление о зарплате высококвалифицированного специалиста в п. 9 Приложения 6 Приказа № 536.
Если руководитель территориального органа МВД по месту нахождения работодателя принял решение о приеме уведомлений о выплате зарплаты ВКС, эта информация, а также список территориальных отделов, куда можно предоставить отчет, размещается на официальном сайте МВД региона. |
При приеме документа проверяются:
- правильность его заполнения;
- документы, которые удостоверяют право подателя отчета (личность и полномочия) предоставлять уведомление.
Подают уведомление о зарплате ВКС в срок не позже последнего рабочего дня месяца, который следует за отчетным кварталом, ежеквартально. Отчет за IV квартал надо было подать не позднее 29 января.
При приеме уведомления в любой форме ответственным сотрудником вносится запись в журнал учета. На принятом документе проставляется регистрационный номер и дата приема.
При подаче уведомления о заработной плате ВКС в 2021 непосредственно в орган МВД его подателю выдается справка установленной формы. Если отчет отправлен в электронной форме, принявший его сотрудник направляет подателю сообщение о приеме не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о приеме уведомления о выплате заработной платы ВКС вносятся в базу данных МВД России, в течение 3 рабочих дней с даты поступления.
Ежеквартальные отчеты по зарплате ВКС — обязанность работодателя. В случае непредоставления отчета нарушителю грозит наказание. Административная ответственность назначается по ч.5 ст.18.15 КоАП. Это штрафы:
- для должностного лица Штраф 35 000 — 70 000 руб;
- для юридического лица — от 400 000 до 1 000 000 руб.
- Скачать УВЕДОМЛЕНИЕ об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) — высококвалифицированному специалисту
- Скачать Приказ МВД № 536
- Скачать дополнительный лист — Приложение 1 к Уведомлению
Блоги профессионалов на «Ведомостях»
8 июля вступили в силу поправки в законы, существенно меняющие систему постановки на миграционный учет иностранных граждан (федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ). Эти изменения касаются всех иностранцев, временно пребывающих в России, включая высококвалифицированных специалистов (ВКС) и въезжающих в безвизовом порядке.
n Иностранных работников надо будет ставить на миграционной учет только по адресу их фактического проживания – раньше работодатель мог регистрировать их по адресу компании-нанимателя.
Регистрация по адресу организации-работодателя теперь возможна, только если работник фактически проживает в помещении работодателя. В остальных случаях иностранные граждане должны быть поставлены на учет по адресу квартиры или гостиницы, где они фактически живут в России.
Санкции за нарушение правил миграционного учета весьма серьезные: помимо штрафа до 5000 руб. (до 7000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге) выдворение за пределы России.
Это уже вторая попытка законодателей изменить систему миграционного учета. В 2011 г. были приняты поправки, которые также запрещали регистрацию иностранцев по адресу компании. Это вызвало многочисленные жалобы работодателей. Тогда государство прислушалось к мнению бизнеса и менее чем через два месяца вернулось к прежним принципам постановки на учет.
В этот раз поправки связаны с исполнением постановления Конституционного суда от 19.07.2017 № 22-П.
Суд указывал, что необходимо устранить имеющиеся противоречия в законах: требования регистрировать иностранных граждан по адресу организации или по адресу фактического проживания.
Однако вместо того, чтобы изменить противоречивые формулировки законов, законодатели кардинально изменили правила миграционного учета, создав для бизнеса сложности, без которых можно было обойтись.
n Новая редакция закона фактически лишает работодателей возможности регистрировать по своему адресу иностранных работников. Постановка на миграционный учет осуществляется принимающей стороной – собственником квартиры, сдающим ее в аренду, или гостиницей.
Иностранные граждане, которые владеют квартирами в России, смогут ставить на учет иных иностранных граждан, только если сами постоянно проживают в России (имеют вид на жительство).
В качестве принимающей стороны также могут выступать высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС), но только в отношении членов своей семьи.
n Компаниям необходимо проинформировать арендодателей о новых правилах постановки иностранных граждан на миграционный учет и оказать им содействие.
Процедура такова: принимающая сторона (арендодатель) должна получить от иностранца документы, заполнить уведомление о постановке на учет, своевременно подать его и затем передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о постановке на учет.
Проблема в том, что большинство арендодателей – физических лиц никогда не занимались этим и в ближайшее время вряд ли будут готовы взять на себя эти хлопоты. Не исключено, что некоторые арендодатели откажутся сдавать квартиры иностранным гражданам.
Но, поскольку невыполнение обязанностей по миграционному учету создает риски для самих иностранных работников, компаниям-работодателям все так же придется заниматься подготовкой документов для миграционного учета и контролировать, как арендодатели регистрируют иностранцев-арендаторов.
n Согласно давно действующим положениям закона о миграционном учете (ч. 2 ст. 24) ответственность за невыполнение обязанностей по миграционному учету несет принимающая сторона, а не иностранные работники. Однако российские суды активно применяли санкции за нарушения, связанные с миграционным учетом, к самим иностранцам. Эти риски сохраняются и после вступления в силу поправок.
Привлечение к административной ответственности может создать проблемы при получении российской визы или разрешения на работу, что в свою очередь может помешать производственным планам работодателя.
n Поправки повлияют и на порядок получения виз. По действующим правилам за продлением и восстановлением виз в органы МВД могут обращаться как сами иностранные работники, так и принимающая сторона – работодатель. Раз по новым правилам компании в большинстве случаев утратили статус принимающей стороны, их участие в продлении и восстановлении виз становится спорным.
Закон введен в силу в крайне неудачное время: до 25 июля 2018 г. в городах – участниках чемпионата мира по футболу все иностранные граждане должны вставать на миграционный учет в течение трех суток с момента въезда в Россию. Перестроиться на новые правила будет крайне сложно и госорганам, и работодателям, и арендодателям.
Поправки в закон ничего не говорят о том, что нужно предпринять, если иностранный работник уже встал на учет до 8 июля.
Придется ли ему переоформлять регистрацию? Можно предположить, что новые правила применимы только при новой постановке на учет (например, при следующем въезде в Россию, изменении места пребывания и т. п.).
Однако, как показывает практика, мнение проверяющих может быть другим. Официальных разъяснений Управления по вопросам миграции МВД России пока не было.
Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов
Одной из обязанностей работодателей, использующих труд иностранных граждан, является необходимость предоставлять определенную информацию, связанную с иностранными работниками, в соответствующие государственные органы.
Но на практике даже у самого добросовестного работодателя применение норм законодательства вызывает немало вопросов.
Из-за большого количества регламентирующих процедуру информирования правовых норм и множества определяющих ее факторов разобраться в том, кто и о чем, в какие сроки и по какой форме должен предоставлять сведения, далеко не просто. Поэтому мы свели всю необходимую информацию в одном материале.
Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы.
На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что предоставление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов…
Федеральный закон от 25.07.2002 г.
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
П. 1 ст.
13 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом № 115-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами регламентируются правовое положение иностранных граждан, их права и обязанности при пребывании на территории Российской Федерации, а также устанавливаются права и обязанности физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с иностранными гражданами в период их пребывания на территории РФ. В частности, регламентированы права и обязанности работодателей, использующих труд иностранцев, и установлена ответственность за неисполнение или недобросовестное исполнение таких обязанностей.
Работодателем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных граждан на основании заключенных с ними трудовых договоров.
К работодателям фактически приравнены заказчики работ (услуг), которыми являются физические или юридические лица, получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных граждан на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
При этом основное правило установлено п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ: работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование.
Исключение из данного правила предусмотрено п. 9 ст. 13.
1 Федерального закона № 115-ФЗ, которым установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме этого обязательного уведомления Федеральный закон № 115-ФЗ и ряд других нормативных актов устанавливают обязанность работодателей, привлекающих иностранных работников, предоставлять определенную информацию в следующие государственные органы:
- Налоговые органы по месту своего учета.
- Государственную инспекцию труда (ГИТ) по соответствующему субъекту Российской Федерации.
- Органы службы занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
- Территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС).
- Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
- Территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Остановимся на правилах уведомления подробнее и рассмотрим основания, сроки, объем и форму направления работодателем сведений, связанных с привлечением иностранных работников.
Налоговые органы по месту учета работодателя
Подпункт 4 п. 8 ст.
18 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой Договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня:
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
- либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
- либо получения иностранным гражданином разрешения на работу;
- либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
- либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют как те работодатели, которые пригласили иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, так и те работодатели, которые заключили с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в общем порядке.
О каких работниках? Сведения предоставляются в налоговые органы по месту учета работодателя в отношении любых категорий иностранных работников: как приглашенных в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, так и прибывших в порядке, не требующем получения визы, а также иностранных работников, временно проживающих на территории Российской Федерации.
В какой срок? Рассматриваемой нормой предусмотрен перечень событий, о которых работодатель должен известить налоговые органы по месту своего учета в течение 10 дней с момента их наступления.
При этом в период трудовых отношений с каждым отдельным иностранным работником могут наступить несколько и даже все из указанных событий.
На практике нередко возникает вопрос: необходимо ли информировать налоговые органы о каждом из указанных событий или достаточно уведомить их один раз – о том событии, которое наступило в конкретной ситуации раньше всего по времени? Федеральная налоговая служба до настоящего времени никак не прокомментировала эту норму, и работодатели чаще всего направляют информацию в налоговые органы каждый раз при наступлении любого из указанных в перечне событий.
По какой форме? Форма уведомления действующим законодательством не установлена, и работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме. В связи с этим в целях единообразного применения работодателями нормы подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральная налоговая служба письмом от 24.08.2007 г.
№ ГИ-6-04/676@ поручила управлениям ФНС России по субъектам РФ разместить на информационных стендах в нижестоящих налоговых органах примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.
Одновременно ФНС России рекомендовала работодателям использовать приведенную в письме форму при представлении уведомления в налоговые органы.
ГИТ по соответствующему субъекту РФ
Пункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г.
№ 681, предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Роструда) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравосоцразвития России.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
То есть те работодатели, которые привлекают иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, указанное уведомление в ГИТ по субъекту РФ направлять не обязаны.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в ГИТ в месячный срок со дня заключения трудового договора. Обратите внимание, что речь идет именно о дате заключения трудового договора, а не о дате фактического начала работы работником.
По какой форме? Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2008 г.
№ 610н утверждена представляемая работодателями в ГИТ по субъекту Российской Федерации форма сведений о заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
Органы службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ
1. Пункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г.
№ 681, предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России и ФМС.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в органы службы занятости населения в месячный срок со дня привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. В п.
13 указанных Правил дана именно такая формулировка, и на практике у работодателей может возникнуть вопрос, что считать датой привлечения иностранного работника к трудовой деятельности – момент заключения трудового договора или дату фактического начала работы, если она «отложена» сторонами трудовых отношений и работник обязан приступить к работе намного позже даты заключения трудового договора? Однако в утвержденной форме представления сведений указано, что сведения предоставляются в месячный срок именно с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.
По какой форме? Форма бланка представления сведений о привлечении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы, утверждена совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФМС РФ от 26.10.2007 г. № 670/421.
Расторжение договоров с иностранными работниками
Трудовое и миграционное законодательство требует от работодателя соблюдения целого ряда правил при увольнении иностранного работника. Нюансы рассмотрела наш ведущий Юрист-консультант Галия Текарёва.
Отслеживать трудовое и миграционное законодательство и правильно всё оформлять поможет справочно-Правовая система КонсультантПлюс.
Увольнение иностранного работника происходит по основаниям, которые условно можно разделить на две группы: общие основания, которые не имеют отношения к гражданству работника, предусмотренные статьёй 77 ТК РФ, и особые (специальные) основания. Последние характерны только для иностранных работников, которые перечислены в части 1 статьи 327.6 ТК РФ. Применение этих оснований зависит от статуса иностранца.
Специальные основания расторжения трудовых договоров
- Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).
- Постоянно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия вида на жительство в РФ[1].
- Временно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия разрешения на временное проживание в РФ[2].
Увольнение граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана не предусмотрено по специальным основаниям, например в связи с окончанием срока патента или разрешения на работу, и другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 327.6 ТК РФ с учётом положений международных договоров РФ. Но остаётся открытым вопрос об увольнении граждан государств ЕАЭС (кроме граждан Беларуси, так как им полис ДМС не нужен) по пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, то есть в связи с окончанием срока действия договора (полиса) ДМС или прекращением действия договора с медицинской организацией об оказании иностранцам медицинских услуг. Минтруд РФ официальных разъяснений пока не дал, поэтому возможны риски работодателя при увольнении иностранных граждан стран ЕАЭС по данному основанию.
Также необходимо отметить, что иностранных граждан так называемых привилегированных категорий, перечисленных выше, нельзя уволить в связи с приведением численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей[3], поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Эти выводы можно сделать из пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 13.2, пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ‒ Закон об иностранцах), положений международных договоров РФ.
Самое большое количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено законодательством для договоров, заключённых с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации.
При увольнении временно пребывающих иностранцев, работающих по патенту или разрешению на работу, ТК РФ предусмотрены следующие специальные основания:
- окончание срока действия патента или разрешения на работу[4];
- аннулирование патента или разрешения на работу[5];
- окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС или прекращение действия договора между работодателем и медицинской организацией об оказании иностранцу медицинских услуг[6];
Это основание не может быть причиной увольнения высококвалифицированных специалистов (ВКС), так как работодатель должен обеспечить им гарантии получения медицинской помощи в течение всего срока действия трудового договора[7].
- приведение численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей таких работников для вашего вида экономической деятельности[8].
Трудовое законодательство предоставляет иностранному сотруднику срок для устранения специальных причин увольнения. Отстранение возможно на срок до одного месяца. Этот срок указан в статье 327.6 ТК РФ, и он даётся на переоформление новых документов. Отстранение необходимо оформить приказом.
В случае если по истечении месяца иностранный работник не получит новых разрешительных документов, работодатель имеет право прекратить трудовой договор на основании соответствующего пункта статьи 327.6 ТК РФ.
При расторжении трудового договора с иностранным сотрудником оформляется приказ, с которым сотрудника нужно ознакомить под личную подпись.
В день прекращения трудового договора организация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт.
Также по письменному заявлению сотрудника работодатель должен выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой[9].
Уведомление об увольнении иностранца
Наиболее важным моментом при расторжении трудовых договоров с иностранными работниками является обязанность работодателя уведомить об этом факте территориальный орган МВД в том субъекте РФ, где работал уволенный сотрудник. Это следует из норм абзазца 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах, пункта 2 Порядка уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами[10].
Если увольняется иностранец, который обучается в РФ очно в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования) по основной профессиональной образовательной программе, имеющей госаккредитацию, то необходимо уведомить региональный орган службы занятости. Уведомление налоговой инспекции при увольнении иностранного работника не нужно (эта обязанность отменена ещё в 2015 году). Эти сведения налоговый орган получит от миграционного в рамках межведомственного взаимодействия.
На заметку! Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином направляется работодателем независимо от основания прекращения трудовых отношений.
Уведомить территориальный орган МВД России необходимо об увольнении любого работника-иностранца, поскольку в абзаце 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах нет исключений в отношении каких-либо категорий иностранцев.
Итак, подробнее о порядке уведомления. Уведомить об увольнении иностранца необходимо территориальный орган МВД России в том субъекте РФ, где работал уволенный. Для этого направляется не позднее трёх рабочих дней с даты увольнения работника уведомление по установленной форме[11].
Форма уведомления и порядок подачи утверждена Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11. Сведения об увольнении нужно подать о каждом уволенном иностранном работнике. Уведомление заполняется от руки или на компьютере, на русском языке, разборчиво, без сокращений, зачеркиваний или исправлений.
Обязательно заполняются все поля в бланке уведомления.
Для направления уведомления в территориальный орган МВД России законодатель предлагает несколько способов:
- подать на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции этого органа;
- направить документ по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
- подать уведомление в электронной форме, в том числе с помощью сайта www.gosuslugi.ru.
Важно! В зависимости от способа, которым было направлено уведомление, необходимо получить подтверждение направления такого уведомления в установленный законом срок.
Это может быть справка о приёме уведомления (если оно сдавалось непосредственно в территориальный орган МВД), второй экземпляр описи, заверенный сотрудником почты (если уведомление направлялось по почте) и электронное сообщение о приёме уведомления, которое должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днём получения уведомления ( в случае направления уведомлении в электронной форме).
Подтверждение желательно хранить не менее года, так как срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка уведомления составляет один год[12].
За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно частям 3, 4 статьи 18.15 КоАП РФ.