Минтруд подготовил поправки в трудовое законодательство

Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.

«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.

Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Профсоюзы против

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Минтруд подготовил поправки в трудовое законодательство Минтруд подготовил поправки в трудовое законодательство

Как изменят Трудовой кодекс на период пандемии коронавируса

Министерство труда и соцзащиты подготовило проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» в целях «упрощения взаимодействия работодателя и работников» в условиях пандемии COVID-19. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству и представитель Минтруда.

Минтруд направил проект постановления на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (участвуют правительство, работодатели, профсоюзы) в соответствии со стандартным регламентом — после этого документ может быть внесен в правительство. «Документ в его текущем виде — это свод предложений, поступивших от всех сторон социального партнерства», — уточнили РБК в Минтруде.

Ведомство в постановлении предлагает правительству впервые воспользоваться временным правом устанавливать особое регулирование трудовых отношений в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции, которое должно появится у кабинета после вступления в силу соответствующих поправок. К настоящему времени Госдума приняла закон в трех чтениях, он требует одобрения Совета Федерации и президента.

Отступающее от Трудового кодекса регулирование предлагается распространить только на 2020 год. Профсоюзы и эксперты критиковали эти поправки, увидев в чрезвычайных полномочиях правительства риски демонтажа трудового законодательства.

Правила простоя и увольнения на карантине

Трудовое законодательство в норме предоставляет работодателю три основных способа оптимизации персонала: введение простоя, сокращение штата или численности и перевод на неполный рабочий день. Принципы поведения работодателей и работников в условиях карантинных мер в действующих законах конкретно не прописаны.

Проект постановления предлагает установить, что в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений работников нельзя отправлять в простой или увольнять по инициативе работодателя.

«Прекращение трудовых отношений с работником, на которого распространяются ограничительные мероприятия, осуществляется по инициативе работника (по собственному желанию) или по соглашению сторон», — говорится в документе.

Запрета принимать решение о сокращении численности или штата во время карантина в документе не прописано.

Но предлагается установить, что в случае сокращения численности или штата, если срок уведомления работников истекает в период карантина, увольнение происходит только после завершения ограничительных мер — на следующий рабочий день после этого, следует из проекта Минтруда.

Согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан предупредить сотрудников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата не позднее чем за два месяца до увольнения.

В отношении работников, на которых не распространяются ограничительные меры (работники предприятий непрерывного цикла, аптеки, продуктовые магазины, банки и т.д.), согласно документу, введение простоя осуществляется по действующему законодательству:

временная приостановка работы, вызванная эпидемией и любыми исключительными обстоятельствами, ставящими под угрозу жизнь людей, является простоем по причинам, не зависящим от работодателя или работника, и оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя;

если простой не связан с мероприятиями по предотвращению эпидемии, а является простоем по вине работодателя, то он оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника.

В период действия ограничительных мероприятий работникам может быть предоставлен отпуск по согласованию с работодателем, уточняется в проекте постановления. При этом «временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска», говорится в документе.

Согласно Трудовому кодексу, если в период отпуска работник заболевает, то отпуск может быть продлен на время больничного.

Перевод на неполный рабочий день и другую работу

Минтруд предлагает сократить срок уведомления сотрудника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы (в том числе введения режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели), с двух месяцев до двух недель, если необходимость таковых вызвана карантинными ограничениями, отмечается в проекте постановления. Сейчас, согласно Трудовому кодексу, о предстоящих изменениях условий трудового договора работодатель должен предупредить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

Читайте также:  Минтруд опубликовал перечень индикаторов риска для работодателей

Одновременно ведомство предлагает наделить работодателя правом переводить работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до трех месяцев, говорится в документе. По действующему трудовому законодательству временный перевод на другую работу без согласия работника возможен только на один месяц.

Согласно проекту нового постановления, перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия сотрудника, а его зарплата не должна быть ниже среднего заработка на прежней работе.

Относительно этой нормы Минтруд ожидает позиции профсоюзной стороны и будет определять свою позицию с учетом мнения профсоюзов, сказали РБК в министерстве.

Для оперативного введения сменного режима рабочего времени «для рассредоточения работников в помещениях», оптимизации нагрузки, исключения контактов с инфицированным работником остальных сотрудников Минтруд считает возможным уведомлять работников о новых графиках сменной работы не позднее чем за семь календарных дней до введения их в действие, следует из документа.

Риски для работников и трудового права

Подготовленный Минтрудом проект постановления содержит риски для работников, полагает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Это сокращение прав трудящихся, вызванное обстоятельствами внешнего характера, но направленное на то, чтобы облегчить участь работодателя», — полагает он.

По мысли министерства, реализация постановления должна способствовать экономической устойчивости работодателя с тем, чтобы он смог, к примеру, перераспределить работников между видами деятельности, обеспечить устойчивую занятость, предполагает Сафонов.

Однако работодатели и сейчас имеют возможность сократить операционные издержки в условиях падения выручки из-за карантинных ограничений, отправив работников в неоплачиваемые отпуска, добавил он.

«Основная часть увольнений происходит через принуждение работника уйти либо по соглашению сторон, либо по собственной инициативе, что говорит о том, что многие нормы трудового законодательства так, как надо, не работают», — считает эксперт.

Документ Минтруда не бесспорный как с точки зрения содержания, так и с точки зрения его нахождения в системе современного российского права, отмечает глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич.

С одной стороны, можно положительно оценить разъяснение вопроса о том, когда работодатель может вводить простой и как оплачивается рабочее время в этот период, заметил он.

С другой — есть положения, носящие риски для работников, например, в части отказа продления отпуска на время нетрудоспособности или временного перевода работника без его согласия на иную работу в течение трех, а не одного месяца.

Подзаконные акты, к которым относятся и постановления правительства, не должны ухудшать положения субъектов правоотношений по отношению к тому, что урегулировано федеральным законодательством, подчеркнул он.

«Я уверен, что по итогам мы получим массовые иски в судах, в том числе обращения как в Верховный, так и в Конституционный суд, по вопросу применения отдельных положений данного постановления», — заключил Бабич.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом.

Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать и не могут противоречить.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Проект постановления правительства, разработанный Минтрудом, «грубо нарушает иерархию источников права, основанную на Конституции и Трудовом кодексе», считает заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е.

Кутафина Никита Лютов. По его мнению, документ представляет собой «попытку «ради революционной целесообразности» актами правительства регулировать то, что подлежит регулированию на законодательном уровне.

«При этом власть избегает введения чрезвычайного положения», — напоминает он.

Президент Владимир Путин 11 мая объявил о завершении действия режима нерабочих дней.

Согласно указу президента, решения, как конкретно снимать ограничения, а на каких территориях и для каких организаций, напротив, сохранить карантинные меры, будут принимать главы регионов.

Свою работу, как это было и во время единых для всей страны нерабочих дней, должны продолжить непрерывно действующие организации, продовольственная розница, аптеки, медучреждения и др.

Последствиями пандемии и объявленных нерабочих дней, несмотря на требование сохранения за работниками зарплаты, стали сокращение доходов россиян, а также неоплачиваемые отпуска и увольнения. Число безработных россиян в апреле возросло за месяц на более чем 800 тыс.

человек — до 4,3 млн, следует из оценки Росстата, уровень безработицы в стране вырос до 5,8% экономически активного населения— максимума за четыре года.

Одновременно еще свыше 3 млн человек (или порядка 5,5% всех работников) переведены в режим неполной занятости, сообщал министр труда и социальной защиты Антон Котяков.

«На сегодняшний день почти 1,5 млн работников направлены в простой, 1,3 млн человек заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и около 280 тыс. работников находятся в неоплачиваемом отпуске», — докладывал он президенту в среду, 27 мая.

Источник на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/29/05/2020/5ecfa1259a79474f552984c8?from=from_main

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений

Общие сведения

22 ноября 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», регулирующий электронный документооборот в сфере трудовых отношений.

В Законе закреплены результаты эксперимента по использованию ЭКДО, который стартовал в мае 2020 г. и завершился 15 ноября 2021 г. Его целью было определить и создать условия для использования электронных документов, связанных с работой, без дублирования на бумажном носителе, а также подготовить соответствующие поправки в трудовое законодательство.

Эксперимент показал, что использование ЭКДО позволяет лучше защищать кадровые документы от повреждения и потери, упрощает процедуру оформления трудовых отношений, сокращает работодателям с распределенной филиальной сетью издержки, а работникам дает быстрый доступ к необходимым документам и справкам, связанным трудовой деятельностью.

В ходе эксперимента была апробирована подсистема «Электронный кадровый документооборот» Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».

Принятие Закона обеспечивает правовую базу для широкого внедрения ЭКДО. При этом переход на электронные документы не является обязательным, решение принимается каждой организацией самостоятельно.

Работодатели также имеют право выбора информационной системы, посредством которой планируется осуществлять электронный кадровый документооборот. Они могут использовать как собственную информационную систему, так и апробированную в ходе эксперимента подсистему ЭКДО портала «Работа в России».

  • При подготовке Закона были уточнены положения, связанные с информированием работников и лиц, поступающих на работу, о переходе организации на ЭКДО, отдельные кадровые документы, ведение которых продолжается на бумажном носителе, нормы о взаимосвязи отдельных кадровых документов, в отношении которых ведется ЭКДО, и вида электронной подписи, которой такой документ может быть подписан.
  • Для работодателей-участников эксперимента, пожелавших продолжить электронный кадровый документооборот, установлен переходный период до 1 июля 2022 года, в течение которого необходимо выполнить предусмотренные Законом мероприятия по переходу на ЭКДО, изучив указанные отличные от эксперимента нормы, продолжая вести электронное кадровое делопроизводство, как это было в период эксперимента.
  • Работодатели-участники эксперимента, которые не желают продолжать использование электронных документов, связанных с работой, вправе вернуться к кадровому документообороту на бумажном носителе в соответствии с нормами действующего трудового законодательства.
  • Нормативные правовые акты по электронному документообороту в сфере трудовых отношений
  • Федеральный закон от 24.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России от 24 августа 2021 г. № 571 «О внесении изменений в перечень работодателей — участников эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 мая 2020 г. № 241»

Отпуск станет длиннее: Теперь дни отдыха начнут считать по правилам 1930 года

Многие россияне не знают, но сейчас в России продолжительность рабочего дня и порядок расчёта отпуска регламентируются документами более чем столетней давности, в частности «Правилами об очередных и дополнительных отпусках», утверждёнными 30 апреля 1930 года, и декретом от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне».

Но при этом большинство остальных норм, касающихся трудовых правоотношений, содержатся в Трудовом кодексе (ТК РФ).

Минтруд, по-видимому, решив, что такое положение дел не соответствует современным реалиям, подготовил законопроект, который должен перенести указанные нормы непосредственно в Трудовой кодекс РФ, увязав их со всем остальным действующим законодательством.

При этом суть переносимых в ТК норм практически не изменится, а вот правила их применения должны позволить россиянам получить новые преимущества. Всё, что касается восьмичасового рабочего дня, остаётся неизменным, но с отпуском и компенсацией за неиспользованные дни в предлагаемых поправках есть изменения, и они будут для работников заметными.

Во-первых, сейчас, согласно действующему законодательству, при подсчёте отработанных часов, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию при увольнении, первые полмесяца работы вообще исключаются из подсчёта, считается только полный отработанный месяц.

В тех поправках, что предлагает Минтруд, расчёты должны вестись по обратной методике. То есть при подсчёте дней отпуска округление до полного месяца должно производиться в пользу работника.

Само собой, это позволит либо получить дополнительный отпуск, либо большую компенсацию в случае наличия неиспользованных дней.

Во-вторых, порядок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск изменится.

Если сотрудник отработал менее 11 месяцев, то дни, которые ему положены в качестве отпуска, будут считаться пропорционально (если иной более льготный порядок не предусмотрен трудовым соглашением).

Например, за 10 месяцев непрерывной работы должны учесть 20 дней, а если сотрудник проработал без отпуска 11 месяцев, то компенсация ему должна рассчитываться как за полный отработанный год, то есть минимум за 24 дня.

При этом полная компенсация за год положена и тем, кто отработал от 6 до 11 месяцев, но попал под сокращение штата либо был уволен в связи с ликвидацией организации или закрытием ИП. Также Минтруд считает, что полную выплату должны получать лица, увольняемые в связи с призывом на срочную военную службу.

Читайте также:  Льготы на налоги многодетным семьям в 2020 году: льготы на транспортный налог и по имущественному налогу, налоговые вычеты, особенности и оформление

— Если предложенные поправки примут, то это будет иметь весьма позитивный эффект и для работника, который получит компенсаторные выплаты большего размера, и для бухгалтеров компаний, которым будет несколько проще вести расчёт этих выплат.

Однако изменения в методике расчётов, очевидно, будут минусом к доходам работодателей, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин.

— На мой взгляд, закрепление в Трудовом кодексе РФ такого порядка расчётов может привести к увеличению правоотношений между нанимателем и работником, которые будут регулироваться не трудовым договором, а, например, договором подряда.

Несколько иного мнения придерживается адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив.

— Положения Трудового кодекса РФ, которые конкретизируют права на отпускные дни и компенсационные выплаты за них (статьи 120 и 127 ТК РФ), уже на самом деле давно требуют официального дополнения и расширения. Такая необходимость продиктована и судебной практикой.

С учётом того, что проект закона ещё не прошёл ни одного думского чтения, я не думаю, что он может быть принят в этом году, но, судя по активности Минтруда, в следующем году появление закона весьма вероятно.

И я думаю, что в случае утверждения заявленных поправок работодатели вряд ли будут массово применять какие-то схемы для того, чтобы заместить трудовой договор гражданско-правовым. Ведь такая подмена уже давно преследуется государством, и в последние годы происходит это регулярно.

И действительно, в ТК РФ установлен прямой запрет на заключение договоров гражданско-правового характера, которые фактически регулируют трудовые отношения.

За уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодателю грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей (часть 4 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

При этом в случае обнаружения подмены работодатель обязан будет не только уплатить штраф, но и переоформить трудовые отношения с работником, а ещё ожидать прихода налоговиков (основанием для проверки будет сообщение из Гострудинспекции).

А сотрудники фискальной службы, как правило, расценивают такого рода гражданско-правовые договоры как способ ухода от налогов и не преминут сделать доначисления, а также выписать ещё один штраф, но уже за нарушение налогового законодательства.

Но пока поправки Минтруда в ТК ещё не приняты, поэтому расчёт отпускных дней должен производиться с учётом действующего законодательства (указания Министерства труда и социальной защиты населения РФ № 14−2/ООГ-6958, № 14−2/ООГ-7286 и № 14−2/ООГ-8456).

Согласно действующим нормам, ежегодный отпуск не может быть менее 14 календарных дней подряд, при этом взять семь календарных дней из отпуска за прошлый год и семь дней за текущий нельзя.

А в отношении всего, что касается порядка выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, продолжаем пользоваться «Правилами об очередных и дополнительных отпусках», изданными на основании постановления Совета народных комиссаров СССР от 2 февраля 1930 года, утверждённых Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 года.

Отпуск станет длиннее: Теперь дни отдыха начнут считать по правилам 1930 года

Многие россияне не знают, но сейчас в России продолжительность рабочего дня и порядок расчёта отпуска регламентируются документами более чем столетней давности, в частности «Правилами об очередных и дополнительных отпусках», утверждёнными 30 апреля 1930 года, и декретом от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне».

Но при этом большинство остальных норм, касающихся трудовых правоотношений, содержатся в Трудовом кодексе (ТК РФ).

Минтруд, по-видимому, решив, что такое положение дел не соответствует современным реалиям, подготовил законопроект, который должен перенести указанные нормы непосредственно в Трудовой кодекс РФ, увязав их со всем остальным действующим законодательством.

При этом суть переносимых в ТК норм практически не изменится, а вот правила их применения должны позволить россиянам получить новые преимущества. Всё, что касается восьмичасового рабочего дня, остаётся неизменным, но с отпуском и компенсацией за неиспользованные дни в предлагаемых поправках есть изменения, и они будут для работников заметными.

Во-первых, сейчас, согласно действующему законодательству, при подсчёте отработанных часов, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию при увольнении, первые полмесяца работы вообще исключаются из подсчёта, считается только полный отработанный месяц.

В тех поправках, что предлагает Минтруд, расчёты должны вестись по обратной методике. То есть при подсчёте дней отпуска округление до полного месяца должно производиться в пользу работника.

Само собой, это позволит либо получить дополнительный отпуск, либо большую компенсацию в случае наличия неиспользованных дней.

Во-вторых, порядок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск изменится.

Если сотрудник отработал менее 11 месяцев, то дни, которые ему положены в качестве отпуска, будут считаться пропорционально (если иной более льготный порядок не предусмотрен трудовым соглашением).

Например, за 10 месяцев непрерывной работы должны учесть 20 дней, а если сотрудник проработал без отпуска 11 месяцев, то компенсация ему должна рассчитываться как за полный отработанный год, то есть минимум за 24 дня.

При этом полная компенсация за год положена и тем, кто отработал от 6 до 11 месяцев, но попал под сокращение штата либо был уволен в связи с ликвидацией организации или закрытием ИП. Также Минтруд считает, что полную выплату должны получать лица, увольняемые в связи с призывом на срочную военную службу.

Если предложенные поправки примут, то это будет иметь весьма позитивный эффект и для работника, который получит компенсаторные выплаты большего размера, и для бухгалтеров компаний, которым будет несколько проще вести расчёт этих выплат.

Однако изменения в методике расчётов, очевидно, будут минусом к доходам работодателей, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин.

На мой взгляд, закрепление в Трудовом кодексе РФ такого порядка расчётов может привести к увеличению правоотношений между нанимателем и работником, которые будут регулироваться не трудовым договором, а, например, договором подряда.

Несколько иного мнения придерживается адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив.

Положения Трудового кодекса РФ, которые конкретизируют права на отпускные дни и компенсационные выплаты за них (статьи 120 и 127 ТК РФ), уже на самом деле давно требуют официального дополнения и расширения. Такая необходимость продиктована и судебной практикой.

С учётом того, что проект закона ещё не прошёл ни одного думского чтения, я не думаю, что он может быть принят в этом году, но, судя по активности Минтруда, в следующем году появление закона весьма вероятно. И я думаю, что в случае утверждения заявленных поправок работодатели вряд ли будут массово применять какие-то схемы для того, чтобы заместить трудовой договор гражданско-правовым.

Ведь такая подмена уже давно преследуется государством, и в последние годы происходит это регулярно.

И действительно, в ТК РФ установлен прямой запрет на заключение договоров гражданско-правового характера, которые фактически регулируют трудовые отношения.

За уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодателю грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей (часть 4 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

При этом в случае обнаружения подмены работодатель обязан будет не только уплатить штраф, но и переоформить трудовые отношения с работником, а ещё ожидать прихода налоговиков (основанием для проверки будет сообщение из Гострудинспекции).

А сотрудники фискальной службы, как правило, расценивают такого рода гражданско-правовые договоры как способ ухода от налогов и не преминут сделать доначисления, а также выписать ещё один штраф, но уже за нарушение налогового законодательства.

Минтруд подготовил поправки о включении в электронную трудовую книжку сведений за период до 2020 года

В частности, в законы, регулирующую эту сферу, предлагается добавить формулировку: «Зарегистрированные лица вправе обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы (профессиональной служебной деятельности) до 1 января 2020 года, содержащиеся в трудовой книжке».

Как напоминают авторы законопроекта в пояснительной записке, федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» установлена обязанность работодателей с 1 января 2020 года формировать в электронном виде сведения о трудовой деятельности каждого работника и представлять их в порядке, установленном законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения на информационных ресурсах ПФР.

Работнику предоставлено право выбрать форму ведения трудовой книжки и подать работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Информация о таком заявлении также передается в ПФР в составе сведений о трудовой деятельности.

Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении страхователем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен ее. Сведения о трудовой деятельности могут использоваться в том числе для исчисления трудового стажа работника, осуществления других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В этой связи работник, выбравший электронный формат трудовой книжки, обязан при трудоустройстве либо по месту требования предъявлять одновременно и трудовую книжку, и сведения о трудовой деятельности, отмечают разработчики поправок.

Законопроектом взносятся изменения в федеральный закон № 439-ФЗ и федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части предоставления гражданину права обратиться в органы ПФР с заявлением для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы (профессиональной служебной деятельности) до 1 января 2020 года, содержащихся в трудовой книжке.

«Включение в индивидуальный лицевой счет периодов трудового стажа (профессиональной службы) до 1 января 2020 года, содержащихся в трудовой книжке, за которые у работодателя отсутствует обязанность в представлении в ПФР сведений о трудовой деятельности, предоставит гражданину более высокий уровень сохранности данных о его трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, а также упростит процедуру представления информации о трудовом стаже при трудоустройстве или по месту требования», — заключают авторы законопроекта.

Читайте также:  Образец протокола разногласий к договору 2021 года

Минтруд предложил особые правила увольнений во время пандемии — новости Право.ру

Минтруд подготовил проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году». По информации РБК, ведомство направило документ на рассмотрение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, после этого проект могут внести в правительство.

В норме трудовое законодательство предлагает работодателю три основных способа оптимизации персонала: введение простоя, сокращение штата или численности, а также перевод на неполный рабочий день. При этом действующие законы не предусматривают принципы поведения работодателей и сотрудников в условиях карантинных мер.

В этом сюжете

Подготовленный Минтрудом проект предлагает запретить отправлять в простой или увольнять сотрудника по инициативе работодателя во время вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений.

«Прекращение трудовых отношений с работником, на которого распространяются ограничительные мероприятия, осуществляется по инициативе работника (по собственному желанию) или по соглашению сторон», — говорится в документе.

Запрета на принятие решений о сокращении численности или штата в период карантина в проекте нет. Но предлагается такой вариант: в случае сокращения численности или штата, если срок уведомления сотрудников истекает во время карантина, увольнение может произойти только после завершения ограничительных мер – на следующий рабочий день после этого. 

Что касается специалистов, на которых не распространяются ограничительные меры (работники предприятий непрерывного цикла, аптеки, продуктовые магазины, банки и т.д.), согласно документу, введение простоя осуществляется по действующему законодательству.

Во время действия ограничительных мер сотрудники могут уйти в отпуск по согласованию с работодателем. В проекте уточняется: «временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска».

  • Минтруд также предлагает сократить срок уведомления сотрудника об изменении условий трудового договора и режима работы по инициативе работодателя с двух месяцев до двух недель, если необходимость таких перемен вызвана карантинными ограничениями.
  • В числе других предложений ведомства – дать работодателю право переводить сотрудника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на период до трёх месяцев. 
  • Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается с письменного согласия сотрудника, при этом его зарплата не должна быть ниже среднего заработка на прежней работе, следует из проекта.
  • Министерство также предлагает уведомлять работников о новых графиках сменной работы не позднее чем за семь календарных дней до введения их в действие.

Как в России хотят изменить Трудовой кодекс

Профсоюзы потребовали скорректировать правительственные поправки к трудовому законодательству

Разработанные в Минтруде поправки к трудовому законодательству – срочные, чрезвычайные, но временные – можно принять лишь в той части, которая предоставляет работникам дополнительные гарантии.

Так ответила, если вкратце, профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии на правительственный документ.

В подробном разборе законопроекта специалисты ФНПР указали, какие предложения можно воплотить, а какие – противоречат законодательству.

Вперед совфеда

Не успел Совет Федерации (в прямом смысле – не успел, документ пока не рассматривался верхней палатой парламента!) одобрить законопроект, позволяющий правительству до конца этого года в особом порядке править трудовое законодательство, как Минтруд уже разработал пункты, которые хотел бы изменить.

Подготовленные ведомством поправки названы звучно: «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году».

Ранее правительство как раз получило временную возможность законодательно менять трудовые отношения фактически в обход Трудового кодекса, хотя профсоюзная сторона РТК высказалась против такого подхода. Все же подход был одобрен, но с ограничениями.

Так, профсоюзы добились того, чтобы любые изменения касательно трудовых отношений рассматривались на заседаниях Российской трехсторонней комиссии.

Отметим: 29 мая «заседание» РТК уже второй раз подряд прошло не только без личного присутствия представителей правительства, профсоюзов и бизнеса (что объяснимо эпидемией), но и без обсуждения в режиме видеовстречи.

Стороны соцпартнерства дистанционно обменялись документами и поправками к ним, согласовав общие подходы. Стоит пояснить, что вопрос, в рамках которого правительство и подготовило документ «Об особенностях», возник в повестке дня внезапно и «чрезвычайно».

Как, видимо, и положено документам с чрезвычайными же поправками. Буквально накануне заочного заседания комиссии.

Профсоюзным юристам пришлось срочно разбирать предлагаемые правительством новеллы и формировать свою точку зрения. А с учетом важности поправок для всех трудовых отношений проанализировать документ следовало тщательно. Для примера, в «Особенностях» предлагаются следующие пункты:

  • запретить увольнять или отправлять сотрудника в простой по инициативе работодателя. Ограничений на сокращение штата при этом не прописано. В условиях пандемии уволить человека можно будет только на следующий рабочий день после завершения ограничительных мер, если двухмесячный срок уведомления работника истекает в период их действия;
  • сократить с двух месяцев до двух недель срок уведомления работника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы;
  • увеличить с одного месяца до трех разрешенный срок перевода сотрудника без его согласия на работу, не указанную в трудовом договоре, у того же работодателя.

Секретарь ФНПР, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов о документе Минтруда:

– Очевидно, что наша жизнь в связи с пандемией и мерами по санитарно-эпидемиологической обстановке изменилась во многих аспектах. Конечно, это касается и трудовых отношений. Поэтому нужно вносить изменения, связанные с регулированием трудовых отношений, как минимум в этом году.

И это потребует изменений в Трудовом кодексе. Минтруд подготовил проект документа “Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году”.

По настоянию профсоюзной стороны и работодателей, правительство подобные документы обязано принимать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Поэтому сейчас проект постановления обсуждается на заседании РТК.

По нашему мнению, он должен быть принят не только с учетом мнения комиссии, но и после согласования позиций сторон, так как изменения, которые предлагается внести, очень важные и регулируются Трудовым кодексом.

В пользу работников

Думается, лучше всего профсоюзная позиция относительно правительственных предложений сформулирована в письме за подписью зампреда ФНПР Нины Кузьминой в адрес РТК: «В Трудовом кодексе Российской Федерации определены исчерпывающие полномочия Правительства РФ в сфере регулирования труда.

Особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, могут быть установлены исключительно Трудовым кодексом РФ (на основании статьи 252).

Поэтому проектируемые «Особенности» можно поддержать лишь в меру того, насколько они направлены на защиту прав работников в период действия ограничительных мер, введенных в соответствии с указом президента РФ «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

С точки зрения профсоюзной стороны РТК, из документа «Об особенностях» необходимо исключить ряд пунктов.

Во-первых, о временном переводе сотрудника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до трех месяцев.

Во-вторых, нужно убрать дозволение работодателям оперативно переводить сотрудников на режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Эти пункты, считают эксперты ФНПР, могут повлечь снижение гарантий работникам и ограничение их прав.

Кроме того, указывают профсоюзы, нужно скорректировать предложенные в «Особенностях» подходы к организации удаленной работы. В частности, дополнить категории сотрудников, которым предоставляется преимущественное право на работу в удаленном режиме.

Далее – ввести требование о заключении дополнительного соглашения к трудовому договору, где будет прописан график и другие нюансы удаленки. А еще – следует обязать работодателя компенсировать сотруднику затраты на электроэнергию, интернет, телефонную связь, компьютерные программы и прочее.

Все это прекрасно сочетается с профсоюзными предложениями по регулированию временной удаленной работы, сделанными ранее.

И это лишь часть поправок, подготовленных профсоюзной стороной. В итоге — поддержать представленные Минтрудом «Особенности» можно, но только если будут учтены профсоюзные замечания и предложения.

ЭЛЕКТРОКАДРЫ

Заочно на заседании РТК рассмотрели еще один законопроект, нуждавшийся в правках со стороны соцпартнеров. Он касается развития функционала электронной общероссийской базы вакансий «Работа в России». Речь идет о нормативном регулировании цифрового взаимодействия работодателей и сотрудников.

«Целью эксперимента является создание и отработка механизмов ведения и применения документов, касающихся трудовых отношений с работниками, а также подготовка предложений о внесении изменений в законодательство РФ», — говорится в пояснительной записке к документу. Собственно, в действующий проект предлагается добавить подсистему «Электронный кадровый документооборот», которая будет обеспечивать создание, использование и хранение трудовых договоров и многих других документов, касающихся работы.

Предусматривается, что электронные документы, касающихся трудовых отношений с работниками, работодатель ведет либо посредством собственной информационной системы, либо с помощью портала «Работа в России».

Причем информационная система компании требует для подтверждения документов специально защищенную квалифицированную электронную подпись.

А если документ пропускается через базу «Работы в России», достаточно простой электронной подписи работника (тоже, впрочем, полученной и подтвержденной по всем правилам).

Профсоюзная сторона РТК поддерживает проект постановления, но требует внести изменение: прописать бесплатное получение работниками простой электронной подписи.

Также профсоюзы настаивают на том, чтобы правовым и техническим инспекциям труда профсоюзов дали доступ к электронным документам, связанным с работой.

Это позволит обеспечить контроль над соблюдением трудового законодательства и других норм.

Кроме того, профсоюзы и работодатели попросили четко прописать в законопроекте запрет на доступ третьих лиц к электронным документам, связанным с работой.

Источник www.solidarnost.org

Фото www.solidarnost.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *