Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти

Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий Юрист с 2012 года

Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что Гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.

Статья за оскорбление личности

Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:

  • необоснованные придирки;
  • грубые высказывания о внешности, одежде и т.п.;
  • непристойные шутки;
  • вмешательство в личную жизнь человека;
  • унижение национального достоинства;
  • нецензурная брань или оскорбительные жесты в адрес конкретного гражданина.

Оскорбление может выражаться в следующих формах:

  • устно (например, по телефону или при личной встрече);
  • письменно (по смс или по переписке в сети интернет).

Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.

К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений

Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.

В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.

По КоАП РФ

Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.

Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:

  • граждане от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • должностные лица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • организации и ИП от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:

  • обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб.

Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:

  • для должностных лиц Штраф до 30 тыс. руб.;
  • для юрлиц штраф до 50 тыс. руб.

Обратите внимание!

Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.

По УК РФ

Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.

Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):

  • наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. или доходов преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 160 часов.

Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:

  • наложение штрафа в размере до 1 млн. руб. или доходов виновного за период до 24 месяцев;
  • обязательные работы на период до 240 часов.

Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 3 млн. руб. или заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательных работ на период до 400 часов.

Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:

  • штраф до 5 млн. руб. или в размере заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательные работы на период до 480 часов.

Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:

  • штрафом в размере до 40 тыс. руб.;
  • обязательными работами на период до 360 часов;
  • исправительными работы сроком до 12 месяцев.

Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.

Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти

Заявление об оскорблении

Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.

Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.

Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд

Можно использовать оба этих способа одновременно.

При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. напишите заявление;
  2. зарегистрируйте его в дежурной части и получите талон-уведомление.
  3. Обратите внимание!

    В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.

Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.

Чтобы чтобы грамотно оформить Исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:

  • данные истца и ответчика (Ф.И.О., адрес места проживания или пребывания, номер телефона);
  • подробное описание обстоятельства произошедшего;
  • сведения о свидетелях правонарушения;
  • ваши требования со ссылками на законодательные нормы;
  • перечень прилагаемых к заявлению доказательств и документов;
  • дата и подпись истца.

К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц

Подается Иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.

Как наказать обидчика?

Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.

В качестве подтверждения вы также можете представить:

  • аудио- или видеозапись инцидента, сделанную на диктофон или сотовый телефон;
  • распечатку письменного оскорбления (например, в сети интернет);
  • показания очевидцев, которые слышали оскорбления в ваш адрес. Они могут выступить в качестве свидетелей на судебном процессе.

Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством

Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.

Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Как привлечь к ответственности за оскорбление — Юридическая компания «МОЖНО»

В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с оскорблениями в свой адрес со стороны других лиц, которые могут быть высказаны как в частном разговоре, так и в публичном выступлении в СМИ, интернете.

7 июля 2020 г. Госдума РФ в целях усиления ответственности за оскорбление приняла в первом чтении Закон, которым вносится изменение в само понятие.

Что же считать оскорблением и каков механизм защиты своей чести?

Содержание статьи

Что такое оскорбление?

Прежде всего, надо знать, что оскорбление с 2011 г., в соответствии с действующим законодательством, не является преступлением (за некоторыми исключениями). За его совершение может наступить лишь административная ответственность.

Под оскорблением в ст.5.61 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

При этом, законом не раскрываются сами понятия «честь» и «достоинство». Обычно в юридической литературе под честью понимают общественную оценку личности, в то время как под достоинством − самооценку потерпевшим собственных качеств.

Признаки оскорбления

Наличие унижения чести и достоинства, его степень (глубину) оценивает сам Потерпевший. Непристойность формы высказывания оценивается судом.

Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека, и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. Оскорбительные высказывания в адрес неопределенной группы лиц, идентифицируемой признаками профессии, национальной принадлежности и т.д.

, состава оскорбления не образуют. Однако в некоторых случаях такие действия можно квалифицировать как преступление (например, ст. 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) или образовывать состав иного административного правонарушения (например, ст. 5.

Читайте также:  Социальная помощь в кирове в 2023 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей кировской области, государственные программы и законы

62 КоАП — дискриминация).

Надо также иметь в виду,  что совершенные в отношении некоторых категорий оскорбительные высказывания (действия) могут наказываться и в уголовном порядке. Например, оскорбление судьи, присяжного заседателя, иных лиц, участвующих в судебном разбирательстве (ст.297 УК), оскорбление представителя власти (ст.319 УК), оскорбление военнослужащего (ст.336 УК).

Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Неприличная форма выражения

Способ унижения чести и достоинства (именно в неприличной форме) является обязательным признаком оскорбления.

Под неприличной формой понимается откровенно циничная, глубоко противоречащая принятым в человеческом обществе нормам нравственности и морали, элементарным правилам поведения между людьми, унизительное обращение с человеком. В частности, нецензурные выражения, непристойные телодвижения, жесты, обнажение интимных частей тела или прикосновение к ним, плевок в лицо, пощечина и т.д.

Если же отрицательная оценка личности, умаляющая честь и достоинство, выражается фразами, либо действиями, которые не могут быть отнесены к неприличным, то состава правонарушения не будет.

Отсутствие неприличной формы выражения заведомо исключает признание фразы оскорбительной.

Поэтому на практике нередко возникают трудности, связанные с оценкой того или иного слова как оскорбления. В связи с этим судьи иногда назначают по делам судебно-лингвистические экспертизы.

Так, например, использование лицом в отношении своего собеседника в интернете таких оскорбительных по сути выражений как «педофилка», «хабалка», «курица общипанная», «женоподобное существо», «закрыть грязный непристойный рот» не были расценены судом как совершенные в неприличной форме. Заявителю было отказано в привлечении лица к ответственности.

Такие факты дают основания для вывода, что существующий механизм защиты чести и достоинства граждан от унижения не является достаточно эффективным. На практике все обычно сводится к вопросу об использовании или неиспользовании нецензурной брани. Между тем, унижение чести и достоинства человека, особенно посредством СМИ и интернета, не обязательно выражается через нецензурную брань.

Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти

Какие изменения внесла Госдума касательно понятия оскорбление?

Предложенный Думой вариант устанавливает, что оскорбление может выражаться не только в неприличной, но и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме. При этом оно может относиться как к отдельному лицу, так и к группе лиц.

Также, предложенным законом устанавливается новый состав правонарушения: оскорбление, которое совершает чиновник при исполнении обязанностей. Ответственность за данное Правонарушение более суровое, чем оскорбление, совершенное обычным гражданином.

При этом, по сравнению с ныне действующей редакцией, новый закон предусматривает увеличение санкций за оскорбление для всех категорий привлекаемых к административной ответственности лиц.

Для граждан размер штрафа составит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 50 000 рублей,  для юридических лиц – до 200 000 рублей. Ужесточается ответственность за оскорбления в СМИ и интернете.

Гражданам придется заплатить штраф до 10 000 рублей, должностному лицу – до 100 000 рублей, а юридическому лицу — до 700 000 рублей.

Рекомендуем к прочтению:

Клад: что делать, если вы его нашли?

  • Как региональные УМВД будут выявлять и пресекать случаи оскорбления власти

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Полицейским разъяснили, как оберегать российские власти от оскорблений в Сети

10 октября руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков опубликовал в Интернете методические рекомендации МВД России об алгоритме действий сотрудников полиции при получении информации, содержащей признаки административного правонарушения по ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ, которые предусматривают административную ответственность за оскорбление власти в Сети.

Содержание документа

Президент подписал «пакет Клишаса»Оскорбление власти и fake news будут караться штрафными санкциями, а также административным арестом до 15 суток

Так, определены действия полицейских при поступлении в ОВД заявления, сообщения об обнаружении в информационно-телекоммуникационных сетях информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам госвласти, а также при непосредственном выявлении признаков административного правонарушения.

В частности, сотрудники полиции должны выявить источник распространения информации; распространяющее ее лицо; место и время совершения правонарушения. Кроме того, устанавливается следующая совокупность критериев для признания исследуемых сведений незаконными в соответствии с КоАП. Согласно им информация:

  • предназначена для неопределенного круга лиц, а не используется в личной переписке интернет-пользователей;
  • содержит оскорбления в адрес вышеуказанных ценностей или субъектов;
  • изложена в грубой форме с использованием нецензурной лексики (бранные и матерные слова, а также производные от них), изображений порнографического или иного непристойного содержания, не приемлемого обществом, сравнительных образов и других оскорбительных выражений;
  • лицо противопоставляет себя окружающим, демонстрирует надменность, цинизм, унизительное отношение к обществу, государству и его символам.

Отмечено, что в случае отсутствия хотя бы одного из перечисленных условий выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При наличии всех этих условий информация направляется в экспертно-криминалистическое подразделение.

В случае получения положительного заключения экспертизы и установления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, принимаются меры по документированию последнего и закреплению необходимых доказательств (в частности, отбор объяснений, акт исследования интернет-страницы).

Затем проверяется наличие или отсутствие факта привлечения лица к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 20. 1 КоАП РФ посредством модуля «Административная практика» сервиса обеспечения охраны общественного порядка и составляется протокол об административном правонарушении по ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ.

Электронная копия материалов дела направляется в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД посредством системы электронного документооборота.

Далее материалы административного дела направляются в течение 24 часов в территориальную прокуратуру, в том числе для проверки обоснованности направления материалов в суд.

При положительном решении прокуратуры дело отправляется на рассмотрение судьи районного суда.

При наличии отрицательного экспертного заключения, отсутствии признаков административного правонарушения по ч. 3–5 ст. КоАП РФ, а также получении отрицательного ответа прокуратуры выносится постановление о прекращении производства по делу.

Если содержащаяся в материалах дела информация не относится к органам госвласти РФ (Президент РФ, Совет Федерации и Госдума, Правительство РФ, российские суды) или государственным символам (флаг, герб, гимн России), правоохранители рассмотрят вопрос о наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями ст. 5.61, 20.3.1, 13.15, 7.14.1 КоАП РФ.

Адвокаты прокомментировали документ

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен отметил, что документ разработан МВД для выполнения поручения Президента РФ о принятии мер по недопущению необоснованного привлечения к административной ответственности по ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП.

«Речь идет о вступивших с 29 марта поправках в законодательство РФ, которыми установлена административная ответственность за распространение в Интернете “информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству”, а также обязательный порядок ограничения доступа к такой информации», – пояснил Эксперт. По его мнению, расплывчатый характер поправок вызвал сложности в их правоприменении, проанализированные в докладе правозащитной группы «Агора». Одним из способов преодоления этих сложностей и явилось упомянутое поручение президента.

За полгода действия Закона об ответственности за неуважение к власти возбуждено 45 делБолее половины из них связаны с негативными высказываниями в адрес Владимира Путина

«В техническом блоке обращают на себя внимание три пункта. Во-первых, МВД допускает “инициативное выявление” указанных правонарушений, на практике это означает нечто странное – нанятый государством человек выискивает в Интернете оскорбления этого самого государства.

Гораздо разумнее было бы (исходя из специфики правонарушения) реагировать только на поступившие материалы. Во-вторых, обязательность получения заключения эксперта, причем не любого, а только сотрудника экспертно-криминалистических подразделений МВД.

В-третьих, алгоритм содержит очевидную ошибку: фиксировать доказательства правонарушения, в том числе путем “составления акта исследования интернет-страницы” предлагается уже после получения положительного экспертного заключения и установления состава административного правонарушения».

Возникает вопрос, если осмотр/исследование интернет-страницы еще не произведено, что же исследовал эксперт? И что делать полицейскому, если за это время содержание интернет-страницы изменилось? В целом такой абсурдный порядок действий равнозначен предложению проводить осмотр места происшествия по делу о квартирной краже после проведения оценки похищенного. Очевидно, что полиция будет либо игнорировать эту часть алгоритма, либо фальсифицировать дату акта осмотра/исследования интернет-страницы», – отметил Матвей Цзен.

Адвокат добавил, что перед экспертом фактически ставится задача перепроверки отдельных из перечня обязательных признаков правонарушения, то есть МВД внутри самого себя ввело управленческий «принцип четырех глаз», применяемый во многих компаниях при подписании важных документов.

«Оценивая алгоритм в целом, в качестве его плюсов выделяю: исключение частной переписки; закрытый перечень “объектов оскорбления”; учет контекста при оценке противоправности деяния; принцип “четырех глаз” через обязательность получения заключения эксперта.

К недостаткам документа отношу: ошибку в определении времени составления акта осмотра интернет-страницы; чрезмерную сжатость, отсутствие конкретных примеров из практики; непубличный характер документа.

Считаю, что поскольку в нем затрагиваются не только внутренние процедуры МВД, но и дается де-факто официальное толкование МВД соответствующей нормы закона, то такого рода методические рекомендации должны быть публичны, по аналогии с постановлениями Пленума ВС РФ и обзорами судебной практики», – заключил Матвей Цзен.

По словам адвоката Палаты адвокатов Самарской области Станислава Селезнева, мартовские поправки в российское законодательство изначально подвергались жесткой критике со стороны Генеральной прокуратуры, Минкомсвязи, Минюста, Роскомнадзора, депутатов Государственной Думы, сенаторов, профессионального и экспертного сообщества.

Юристы – об ответственности за оскорбление власти в интернете и распространение fake newsЗа распространение дезинформации, угрожающей общественному порядку, и информации, содержащей явное неуважение к госвласти, собираются ввести административную ответственность вплоть до ареста

Читайте также:  Минтруд подготовил поправки в трудовое законодательство

«Все критики отмечали ключевые недостатки законопроектов Андрея Клишаса: отсутствие правомерной цели ограничения конституционного права на свободу получения и распространения информации: избыточность вводимых ограничений свободы слова и мнений; несоразмерность вводимых ограничений свободы слова и мнений. Эксперты особо отмечали явную правовую неопределенность понятия “выражение явного неуважения в неприличной форме”, которое может быть интерпретировано предельно широко. Эти фундаментальные недостатки закона (неопределенность формулировки, состоящей из оценочных понятий, внутренняя противоречивость самого текста нормы), а также низкая квалификация рядовых исполнителей (от участковых уполномоченных полиции до судей районных судов) ярко проявились в ходе рассмотрения первых же дел», – пояснил адвокат.

Станислав Селезнев добавил, что 18 июля 2019 г. стало известно, что полицейские получили разъяснения, кого и в каких случаях можно привлекать к ответственности по новой статье о неуважении власти: «Результаты не заставили себя долго ждать – количество возбужденных за месяц дел с августа начало неуклонно снижаться от четырнадцати дел в июне до четырех в сентябре».

Эксперт отметил, что за период с 29 марта по 12 октября 2019 г. было известно о 52 административных делах о неуважении к власти, при этом в 30 делах речь идет об оскорбительных высказываниях о Владимире Путине. «27 постановлений о привлечении к административной ответственности вступили в законную силу (из них в 21 деле речь идет об оскорблении Президента России).

Важно подчеркнуть, что в 17 случаях суды выносили решения вообще без каких-либо лингвистических, культурологических, политологических или социологических исследований, руководствуясь исключительно личной оценкой высказываний или действий. В 24 случаях суды назначили штрафы в размере 30 тыс. руб., в одном случае 15 тыс. руб., а в двух – 40 тыс. руб.», – отметил адвокат.

«Что касается юридической силы указанного документа, то каким-либо нормативным статусом для кого-либо, кроме непосредственно сотрудников МВД РФ, он не обладает. Ни Прокуратура, ни суды не считают необходимым следовать рекомендациям МВД РФ», – пояснил адвокат.

По его словам, методические рекомендации МВД являются лишь паллиативной мерой. «Фундаментальные недостатки (включая саму архаичную идею о наказании за неуважительное выражение политического мнения о власти, о главе государства) могут быть устранены лишь полным исключением ч. 3–5 из ст. 20.

1 КоАП РФ к годовщине внесения законопроекта в Госдуму РФ – к 12 декабря 2019 г.», – заключил Станислав Селезнев.

По мнению вице-президента АП Омской области Евгения Забуги, с теоретической точки зрения разработанные МВД России методические рекомендации можно оценить положительно. «Они устанавливают три этапа проведения проверки сведений о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ.

Первый этап – оценка должностным лицом наличия (отсутствия) совокупности условий, необходимой для установления признаков правонарушения. Второй этап – обязательное проведение экспертизы.

Третий этап – обязательный прокурорский надзор (в целях оценки обоснованности направления дела об административном правонарушении в суд для рассмотрения)», – отметил он.

«С практической же точки зрения объективно настораживает проведение экспертизы в ведомственных учреждениях, а также качество прокурорского надзора за принимаемыми решениями, который может превратиться в формальность.

В целом же при таком подходе к административным расследованиям есть шанс существенно повысить качество направляемых в суд дел и освободить суды от несвойственной функции по исправлению нарушений, допущенных административным органом», – заключил Евгений Забуга.

Партнер АБ «ЗКС», адвокат Дарья Шульгина из положительных моментов документа выделила конкретизацию в соответствии с Конституцией РФ органов, осуществляющих государственную власть, исключающую расширительное толкование указанного термина.

«В то же время именно расширительное толкование применено к термину “неприличная форма”, включающее не только нецензурную лексику, но и изображения непристойного содержания, а также не приемлемые обществом сравнительные образы и иные оскорбительные выражения.

Представляется, что настолько неконкретизированный список оставляет слишком широкое поле на усмотрения правоохранителей и судов», – отметила она.

Адвокат добавила, что принятие подобного документа в условиях повышенного интереса правоохранительных органов к указанной статье КоАП РФ, а также коррелирующим с ней статьям УК РФ стоит оценить позитивно. «Это обстоятельство должно способствовать унификации существующей практики и более грамотному применению законодательства.

В то же время нельзя не отметить существенный минус указанного алгоритма: он носит очень общий характер, не позволяет конкретизировать признаки рассматриваемого административного правонарушения и разграничить их с ненаказуемым распространением нецензурной, но не оскорбительной или оскорбительной, но цензурной (литературной) информацией», – заключила Дария Шульгина.

В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян считает, что цель методрекомендаций сводится к разъяснению полицейским порядка привлечения граждан к административной ответственности с целью принятия весьма взвешенного решения на основе нескольких факторов (начиная от соответствия правонарушения определенным критериям, заканчивая подтверждением наличия состава административного правонарушения экспертным путем). «Совершенно очевидно, что смысл рекомендаций никак не выбивается из общих дидактических правил сотрудников правоохранительных органов. Не вызывает удивления и тот факт, что в случае невозможности привлечения по ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ рекомендуется искать иные составы», – подытожила Нарине Айрапетян.

Мвд разослало методичку о действиях при обнаружении оскорбления властей

От правоохранителей требуют взять на контроль дела по новому закону, а для обеспечения эффективности обнаружения такого контента и наказания за него, прописали «алгоритм действий сотрудников полиции».  

Начальники управлений МВД в регионах получили методичку о том, как применять закон об оскорблении власти. Заместитель министра внутренних дел Александр Горовой потребовал от руководителей взять такие дела под личный контроль.

МВД само раскрыло существование ведомственной методички о том, как полиция должна реагировать на интернет-оскорбления Путина и других представителей властиhttps://t.co/MBy3r7Vojd

— Открытые медиа (@OpenMedia_io) October 9, 2019

Документ раскрыли на рассмотрении двух дел по этой статье, сообщил «Открытым медиа» адвокат «Агоры» Станислав Селезнёв. Полный текст методички опубликовал глава международной группы Павел Чиков.

Методичка МВД о неуважении по КОАП

«Почитайте полный текст методички МВД РФ по делам о неуважении к власти.

В ней первый замминистра генерал-полковник полиции Александр Горовой требует от глав региональных УМВД взять под личный контроль все дела об оскорблении власти, а также направлять информацию о каждом таком деле в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД РФ. Оно занимается анализом и выработкой стратегических решений. Ожидаемо, учитывая, что чаще всего не уважают Владимира Путина», — написал Чиков.

По его словам, если возбудить дело о неуважении (ч.3 ст. 20.1 КоАП РФ) не получается, МВД рекомендует искать признаки оскорблений, возбуждения вражды, злоупотребления свободой массовой информации.

«То есть никто не должен уйти без статьи.

Отрывки из этой методички, в которых описывались критерии оценки неуважительной информации, публиковали и ранее, однако полный текст мы получили только сейчас», — добавил Чиков.

Методичку раскрыли при рассмотрении дел об оскорблении власти в Вологде и Чите, рассказал Селезнёв. В Чите судебные приставы подали в суд на гражданина, который назвал их «фашиками».

Участковый в возбуждении дела отказал, после чего региональное МВД показало этот документ. После этого Черновский районный суд отменил решение участкового.

В начале октября Забайкальский краевой суд отменил и это решение.

По словам адвоката, «градус общественных дискуссий», связанных со случаями применения закона об оскорблении власти, достиг своего пика. Дошло до того, что Владимир Путин на Прямой линии заявил о недопустимости злоупотреблений при применении этой статьи. Президент поручил Генпрокуратуре совместно с МВД заняться мониторингом того, как судьи работают с этим законом.

В методичке указано, что руководители УМВД должны сообщать о каждом таком деле в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД РФ.

Полицейские подразделения, в свою очередь, должны находить тех, кто распространяет оскорбительную информацию. Сотрудники могут возбудить дело об оскорблении власти, если соблюдаются несколько условий.

В случае, если хотя бы одного из этих условий нет, дело не возбуждается:

  • • Информация распространяется в интернете публично, а не в приватном чате;
  • • Информация в грубой форме или с нецензурной лексикой, а также содержит оскорбления Конституции, государственных символов, президента или госорганов;
  • • Распространитель такой информации должен «противопоставлять» себя окружающим, демонстрировать «цинизм, надменность или унизительное отношение к государственным символам».

Если все условия на месте, начинается экспертиза: ищут признаки явного неуважения к обществу, выражения в грубой форме или оскорбительный характер. Когда эксперты всё это находят, собираются документы и доказательства, а обвиняемого привлекают к ответственности. Если же Экспертиза даёт отрицательный результат, то сотрудники могут поискать признаки других подобных нарушений.

Ответственность за оскорбление представителя власти

Каждый гражданин понимает, что безнаказанным оскорбление в адрес представителя власти или должностного лица, не останется.

Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли.

Читайте также:  Автоматическое присвоение инвалидности продлят до 1 марта 2023 года

Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка. С одной стороны – во избежание, с другой стороны – для определения оптимального выхода.

Неприязнь к представителям власти можно излагать исключительно в корректной форме, невзирая на степень вашего недовольства действиями того или иного лица. Даже если таковой нанёс вам вред, выраженный в наступивших серьёзных последствиях – выражаться неприлично в его адрес вы не имеете права.

Вы должны обжаловать его неправомерные действия в порядке, установленном законом, вплоть до судебного разбирательства. Но оскорблять его недопустимо.

Представитель власти – часть государственного механизма, управляющего государством. Это особая идеологическая сфера. Оскорбление должностного лица, соответственно, является оскорбление системы.

Этот момент вполне справедлив, если учесть, что установление специальной моральной и законодательной защиты может нанести вред должностному лицу, авторитет которого может подвергаться повсеместными непристойными выпадами, что будет чревато последствиями в виде нарушения системы управления в целом.

Ответственность за оскорбление представителя власти предусмотрена статьей 319 УК РФ. Если субъект, подвергшийся оскорблению, является должностным лицом, а не представителем власти, за его оскорбление вменяется ответственность в силу статьей 130 УК РФ.

Состав преступления Преступность деяния заключается в применении, выраженных в устной или письменной форме, неприличных или бранных выражений в адрес представителя власти (должностного лица). Даже в том случае, когда виновный высказал или выразил письменно правдивую информацию о пострадавшем, но она имела вид оскорбления – в таких действиях обнаруживается состав преступления.

Смысл ответственности за это деяние определён тем, что кроме оскорбления личности, которое недопустимо ни при каких обстоятельствах, оно отягчается направленностью в адрес власти, которую представляет лицо.

Это дискредитирует не только личность, что не позволяет ей надлежаще выполнять возложенные обязанности, но и структуру, которую она представляет. При определении состава преступления существует важный аспект – оскорбление должно иметь публичный характер, что, собственно, и определяет факт дискредитации власти или должности, которую занимает пострадавший.

Объективную сторону оскорбления представителя власти составляют общественные отношения, в которых недопустимы деструктивные формы коммуникаций, во избежание разрыва в защите системы. К объективным характеристикам преступления относятся: Наличие представительства власти у пострадавшего, либо статуса должностного лица.

Присутствие третьих лиц, что позволяет определить публичный характер преступления. Конкретность неприличной фразы. Кроме этого объективность деяния устанавливается через факторы: места и времени; формы выражения; адресности пострадавшему. Субъектом оскорбления представителя власти являются дееспособные лица, достигшие возраста 16 лет.

Субъективная сторона преступления содержит: наличие виновности; прямой умысел; мотивы. От вида мотивации совершения деяния зависит степень ответственности виновного. Совершенно различны будут последствия в случаях: Когда представитель власти или должностное лицо спровоцировали в свой адрес неприличное выражение или отношение.

Когда виновный в оскорблении отвечал, таким образом, на уместное замечание. Когда виновный мешал выполнению обязанностей должностного лица. Когда виновный был нетрезв и развлекался. Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.

Представителем власти считается лицо, которое уполномочено осуществлять от имени государства действия по защите общественного порядка или государственной безопасности. Соответственно, к ним можно отнести всех сотрудников государственных силовых структур при исполнении и военных.

Оскорбление сотрудника полиции – может рассматриваться в разных аспектах, которые имеют разное правовое содержание. А сотрудник полиции может выступать в разных ролях. Оскорбление ему может наноситься: Когда он находится при исполнении служебных обязанностей в рабочем кабинете, в квартире подозреваемого гражданина или в публичном месте.

Когда он отдыхает и не исполняет служебных обязанностей. Соответственно ответственность вменяется тогда, когда сотрудник полиции выступает в качестве защитника правопорядка на улице или в другом общественном месте, где его унижение мешает ему выполнять обязанности.

В данном случае неприличные выражения будут рассматриваться как адресованные представителю власти.

Если сотрудник полиции находится при исполнении служебных обязанностей в отделении полиции и оскорбление поступило ему в присутствии коллег – он выступает в роли должностного лица, и оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей будет наказываться в соответствии со статьей 130 УК РФ. В среде коллег он не может считаться униженным как представитель власти, так как в этом контексте он такую функцию не выполняет.

Когда полицейский не при исполнении служебных обязанностей или на отдыхе, то его оскорбление по общим правилам будет рассматриваться в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ.

Штраф за оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Хотя в некоторых случаях, если оскорбление было нанесено в свете ранее исполняемых обязанностей, то есть в их контексте – оно может быть уголовным.

Дифференциация должна производиться из того что является мотивом: противодействие системе порядка; личная неприязнь.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е.

противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е.

быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е.

противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е.

быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *