Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.
Такими индикаторами являются:
- Увеличение или уменьшение на 30% и более по сравнению с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, если отсутствует информация об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или об изменении категории такого объекта;
- Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документах), которые представлены в Росприроднадзор за отчетный период:
- декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- декларации о воздействии на окружающую среду;
- отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
- отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности;
- статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.
Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.
Регулирование обращения озоноразрушающих веществ
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.
Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.
Утверждение федеральной программы по экологическому развитию России
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.
Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.
Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:
- обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
- изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
- обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
- принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.
Программа реализуется по следующим основным направлениям:
- мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;
- смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;
- адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Ожидаемые результаты Программы:
- разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
- создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;
- формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
- разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
- использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.
Предоставление водного объекта в пользование
С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.
Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов
С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).
Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.
Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):
- до 30 рабочих дней — по заявлениям, поданным на бумажном носителе;
- до 23 рабочих дней — по заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Обновление формы заявки на получение КЭР
Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.
Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.
Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно.
Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.
При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:
- автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
- самолеты и иные воздушные суда;
- ж/д транспорт;
- водные суда.
Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников.
Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.
Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.
Нововведения в области обращения с отходами
С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.
-
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания.
В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.
Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.
-
Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:
- батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
- минеральные и синтетические масла;
- компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
- шины, покрышки, камеры.
Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.
Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.
-
Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.
Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.
Стоит обратить внимание, что если транспортным средством осуществляется перевозка отходов нескольких классов опасности, на нем размещается табличка наиболее высокого класса опасности отходов.
С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.
- Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.
- 18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный Закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».
- Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.
- Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:
- вторичные ресурсы — виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
- вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности.
Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.
Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.
Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов.
В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования.
Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.
Депутаты разрешили продавать землю у водоемов. Что будет?
28 января 2022 | Время чтения 6 мин
Аннотация
Химерические прибыли региональных бюджетов, выдвинутые в обоснование законопроекта о приватизации земель около воды, на деле обернутся многомиллиардными тратами на восстановление здоровья граждан и реабилитацию водных источников
Игорь Свирин, 28 января 2022, 21:35 — REGNUM В Госдуме подавляющим большинством голосов приняли законопроект о приватизации земельных участков у водоемов.
После того, как он будет утвержден в Совете Федерации и подписан президентом, находящиеся ранее в государственной и муниципальной собственности земли второго пояса санитарной охраны водных источников можно будет свободно покупать, застраивать, огораживать и всячески вовлекать в хозяйственный оборот.
Антон Кершбаумер. Канал Грюнер. 1925 (фрагмент)
По мнению депутатов, свободная продажа земли увеличит доходы регионов, а кроме того, позволит тем, кто построил капитальные объекты во втором поясе ЗСО, приобрести землю под ними в собственность.
За общими словами о неравном положении арендаторов по отношению к собственникам обычный человек может и не догадаться, о чем собственно идет речь в этой законодательной новелле.
А о долгосрочном ущербе, который будет нанесен водным объектам и здоровью граждан, парламентарии и вовсе предпочли упомянуть вскользь.
Чтобы наполнить бюджет, в Госдуме готовы рискнуть здоровьем москвичей
Восполнить этот пробел ИА REGNUM помог Валерий Кукольников, представитель группы инициативных жителей Подмосковья, выступающих против застройки водоемов. Проанализировав законопроект, эксперты объединения, среди которых ученые, юристы и экономисты, пришли к следующим выводам.
Разработчики проекта федерального закона декларировали задачи повышения бюджетных доходов.
Но авторы благоразумно умолчали, что предлагаемое изменение в статью 27 Земельного кодекса, как по заказу, соответствует критериям пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением правительства России от 26 марта 2015 г. N 279. Согласно подпункту б) пункта 4 правил, цена земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности и на котором до 1.07.2012 г. построены и оформлены в собственность здания или сооружения, определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости. А законопроект № 1 260 569−7 как раз и снимает ограничение оборотоспособности. В остальных случаях цена составит 60% от кадастровой стоимости. При этом значительная доля земель во 2-м поясе ЗСО находится в аренде и застроена до 2012 года. Выкуп земель из муниципальной собственности может обойтись от 3 до 20 процентов кадастровой стоимости в зависимости от ставки земельного налога.
Водоохранная зона многих территорий в Иркутской области присвоена бизнесменами
Любовь Аликина © ИА REGNUM
В канун внесения законопроекта в Госдуму на кадастровой карте Московской области у многих земельных участков второго пояса ЗСО запись «Собственность публично-правовых образований» каким-то непостижимым образом исчезла. Находящиеся в федеральной собственности земли в одночасье стали как бы ничьими.
При этом в наиболее коммерчески привлекательных местностях Московской области кадастровая стоимость земельных участков второго пояса ЗСО существенно, до 8−10 раз, ниже рыночных цен. Тем самым законопроект № 1 260 569−7 открывает путь к распродаже этих земель по ценам в десятки и даже сотни — до 300−400 — раз ниже рыночных цен.
Возникает целый ряд вопросов.
Всем ли гражданам будет доступна уникальная возможность прикупить себе кусочек второго пояса ЗСО в 300−400 раз дешевле рынка или повезет только избранным счастливчикам? Кто будет отбирать счастливчиков и по каким критериям? Ясно только, что федеральный и региональный бюджеты и интересы вряд ли окажутся в выигрыше, а законопроекту № 1 260 569−7 не повредила бы антикоррупционная Экспертиза.
Кроме того, законопроект № 1 260 569−7 объективно представляет собой попытку легализации допущенных ранее многочисленных нарушений правового режима второго пояса ЗСО.
Так, ФГУП Совхоз имени Тимирязева, ранее располагавшийся на 4563 га в Мытищинском и Пушкинском районах, подвергся процедуре банкротства на спорных правовых основаниях.
Земельные угодья совхоза, многие во втором поясе ЗСО, пошли на продажу вопреки требованиям статьи 27 Земельного кодекса.
В 2007 году участок размером 46 га «ЦМС Олимпиец» во втором поясе ЗСО в Химках был предоставлен в собственность, что стало прямым нарушением статьи 27 Земельного кодекса. На этом участке планируется сооружение многоэтажных жилых домов.
10 июля 2012 года глава Мытищинского района Виктор Азаров, вопреки федеральному законодательству, снимает своим постановлением от № 2112 ограничение в пользовании 2-го пояса ЗСО в отношении 102 га Челюскинского леса. В результате Челюскинский лес был продан под строительство 33 многоэтажных домов. Законопроект № 1 260 569−7 позволит узаконить все эти вопиющие нарушения федерального законодательства.
Также следует иметь в виду, что в настоящее время в Москве и Московской области 2-й пояс зон санитарной охраны установлен лишь на территории бывшего ЛПЗП (лесопаркового защитного пояса) столицы на расстоянии не более 20−25 км от МКАД. И даже на этой территории он установлен на шатких правовых основаниях.
После того, как в 2019 году правительства Москвы и Московской области объявили не подлежащими применению на их территориях все нормативные акты правительства РСФСР 1940−1974 гг об установлении границ и режимов ЗСО, львиная доля земель (7/8), на которых ЗСО должны быть установлены по федеральным санитарным правилам, осталась вообще без санитарной охраны. ЗСО на них де-юре не установлены. Процесс разработки и утверждения новых границ и режимов ЗСО находится в самом начале в Московской области, а в Москве к решению этой задачи даже не приступали. Разработка и утверждение ЗСО, по оценке минэкологии Московской области, займет не менее 2 лет.
В случае вступления в силу изменения в статью 27 Земельного кодекса согласно законопроекту № 1 260 569−7 о снятии ограничения в обороте земельных участков во 2-м поясе ЗСО, огромные территории могут быть приватизированы в условиях отсутствия у них де-юре статуса зон санитарной охраны.
В силу возникновения у многочисленных субъектов прав собственности, не обремененных требованиями режимов ЗСО, после установления новых границ и режимов санитарной охраны эти правообладатели будут иметь право на возмещение убытков в соответствии со статьями 57.1 и 107 Земельного кодекса РФ.
Выплачивать возмещение убытков в соответствии с Земельным кодексом будет бюджет того органа исполнительной власти, который принял решение об установлении ЗСО, то есть бюджеты Московской области и Москвы (если на ее территории остались неприватизированные участки во 2-м поясе ЗСО).
Совокупный объём компенсаций правообладателям в случае их массового обращения в суды и благоприятной для них судебной практики может значительно превысить те 4,5 млрд рублей в год, на которые ссылаются авторы законопроекта.
Вступление в силу изменения в статью 27 Земельного кодекса согласно законопроекту № 1 260 569−7 до установления ЗСО на всей территории, где они должны быть установлены по федеральным санитарным правилам СП 2.1.4.2625−10, может привести не к доходам, а к многомиллиардным прямым расходам бюджета Московской области и других субъектов федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=1QVnml-eUB0
В заключение добавим, за счет абсорбирующей способности природы, земли второго пояса ЗСО выступают теми самоочищающимися фильтрами, которые пока неспособны создать люди. Введение их в хозяйственный оборот приведет к увеличению антропогенного загрязнения вод, которое способно спровоцировать массовое развитие цианобактерий.
Примерно в половине случаев «цветения» водоемов в них присутствуют ядовитые для животных и человека вещества, вырабатываемые цианобактериями токсины, которые могут поражать печень (гепатотоксины) или нервную систему (нейротоксины). Чаще всего в воде оказываются гепатотоксины, которые называют «факторами быстрой смерти» (гибель лабораторных мышей при внутрибрюшном введении этих токсинов наступает в течение нескольких часов).
Длительное воздействие низких доз гепатотоксинов приводит к раку и циррозу печени. Загрязнение цианотоксинами источников водоснабжения и водозаборов представляет собой существенную угрозу системам питьевого водоснабжения — вплоть до возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидация которых потребует огромных финансовых затрат.
Подробности читайте здесь: Ученые предупредили о последствиях приватизации земель в водоохранных зонах
В марте 2022 года вступают в силу новые правила пользования жилыми помещениями
В частности, в них содержится положение о запрете остекления балконов и лоджий, если это не предусмотрено планом, и предусмотрен Штраф за нарушение этого положения. Кого коснется новый запрет?
depositphotos.com
С 1 марта следующего года россиян начнут штрафовать за остекление балкона. В первый месяц весны вступает в силу обновленная редакция правил пользования жилыми помещениями.
Если по плану дома балконы или лоджии не остеклены, то для остекления потребуется разрешение. В противном случае собственника смогут оштрафовать на пять тысяч рублей, а конструкцию придется демонтировать. Дополнительно могут оштрафовать за отделку балкона без разрешения некоторыми видами пластика, например сайдингом. В этом случае штраф будет выписан за нарушение противопожарных правил.
- Если при остеклении была перепланировка или переоборудование — демонтаж стены или выноса на балкон батареи отопления — штраф может быть увеличен еще на 2500 рублей.
- Можно ли будет остеклять балконы после 1 марта и что ждет тех, кто это уже сделал? Об этом Business FM поговорила с председателем Жилищного союза Москвы юристом Константином Крохиным:
— Как будет реализовываться норма, мы сейчас не можем точно сказать, мы можем только предполагать. Но исходя из принципов права новая норма не распространяется на те остекления, которые были сделаны до вступления в силу новых правил.
Поэтому полагаю, что не будут наказывать за то, что было остеклено 10-20 лет назад, да и квартиры могли менять собственников и прочее, то есть вины конкретного лица на сегодняшний день и по состоянию на март будущего года может не быть. Вопрос о том, что требуется демонтаж.
Если таковые требования будут установлены, то на любой демонтаж необходимо предоставить время, то есть должно быть выдано предписание на основании проверки, например, жилищной инспекции.
И вот уже в случае невыполнения предписания, а предписание должно быть мотивировано нормами безопасности и интересами общества, связанными с безопасностью, в том числе пожарной безопасностью и прочее, так вот, если предписание не будет выполнено, то тогда уже существует административное наказание для граждан за невыполнение предписания органа жилищного надзора. Полагаю, что механизм будет такой.
- — Это разовый штраф?
- — Неисполнение предписания — это штраф разовый, однако есть штраф за повторное неисполнение предписания, поэтому здесь механизм такой, что по-хорошему органы жилищного надзора должны добиться исполнения предписания, в случае злостного и многократного неисполнения предписания они вправе обратиться в суд и требовать демонтажа в принудительном порядке.
- — Теоретически тем, кто застеклил 20 лет назад свой балкон, проверка пришла, сделали предписание, им придется это все демонтировать?
- — В том случае если эта норма будет требовать приведения в первоначальное проектное состояние, вне зависимости от того, кто это сделал, то да, нынешний владелец помещения, у которого есть вечное право на Жилое помещение, к которому примыкает такой балкон, терраса, то есть несанкционированное остекление, в этом случае нынешний владелец должен будет предписание выполнить.
- — С 1 марта вообще нельзя будет стеклить?
— Дело в том, что перепланировка регистрируется и разрешение выдается в органах жилищного надзора, в Москве это Жилищная инспекция. В том случае если это разрешение не получено, то по новым правилам остекления действия, которые будут совершены после марта 2022 года, то это будет свежее нарушение и будут применяться соответствующие санкции.
Еще один неприятный сюрприз в следующем году ждет владельцев квартир. За последние полтора года цены на жилье сильно выросли. Москва уже объявила о повышении кадастровой стоимости недвижимости. Так что налоги на жилье увеличатся. При этом по закону Налог на Недвижимость физического лица не может увеличиваться более чем на 10% в год.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?