Изменение Семейного кодекса РФ с 13 декабря 2023 года

9 декабря 2020 | Время чтения 3 мин

Аннотация

Зампред комиссии по социальным и экономическим вопросам Ассоциации юристов России, адвокат Виктория Шакина рассказала о том, какие изменения семейного законодательства ожидаются в 2021 году.

Виктория Шакина, 9 декабря 2020, 16:40 — REGNUM Российское семейное законодательство является относительно устойчивым: за 25 лет изменения в него вносились чуть больше десяти раз. Так, вполне закономерно, что к 2021 году возникла необходимость приведения семейного законодательства в соответствие с современными реалиями жизни.

Изменение Семейного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года

Эдмунд Блэр Лейтон. Брачный Договор

В связи с этим в конце 2019 года в Государственную думу РФ был внесен законопроект № 835 938−7 о целом комплексе изменений в Семейный Кодекс РФ, законы о государственной регистрации недвижимости, об актах гражданского состояния, о банкротстве, а также в основы законодательства РФ о нотариате. Несмотря на противоречивые оценки представителей науки и практики, 15 июля 2020 года законопроект был принят Государственной думой РФ в первом чтении, что дает серьезные основания полагать, что в 2021 году процесс принятия масштабных изменений завершится.

Предлагаются следующие основные изменения:

Первое. Отмена возможности признания брачного договора недействительным на том основании, что он ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.

В настоящее время это основание недействительности брачного договора, предусмотренное п. 2 ст. 44 СК РФ, часто применяется на практике для пресечения недобросовестной практики распределения нажитого в браке имущества между супругами.

При этом, отступая от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе, данное положение позволяло защитить права супруга, лишенного всего совместно нажитого имущества.

Предложенные изменения стали следствием стремления к стабильности и обеспечению принципа pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться».

Изменение Семейного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года

Государственная дума РФ

FOTOBANK.ER

Второе. Модернизация понятия «общего имущества супругов» как совокупности активов и пассивов цельного имущественного комплекса.

Теперь законодательное понятие «общего имущества супругов» будет включать как вещи и имущественные права, так и общие долги супругов. Сегодня это понятие раскрыто в п. 2 ст. 34 СК РФ путем перечисления материальных объектов и не включает долговые обязательства.

Третье. Соглашение о разделе общего имущества должно охватывать всё имущество и определять доли супругов в нём.

Если раньше, исходя из формулировки п. 2 ст.

38 СК РФ, следовало, что соглашением может быть разделена часть общего имущества супругов, то в случае принятия изменений соглашение (или судебный акт) должно будет определять доли супругов во всём их общем имуществе, и в соответствии с этими долями будет произведен раздел отдельных видов объектов. Кроме того, долевой режим будет касаться и тех объектов, которые супруг не включил в раздел имущества.

Четвёртое. У суда появилось право уменьшить долю в общем имуществе того супруга, который совершил сделку по распоряжению общим имуществом вопреки воле другого супруга.

В случае отчуждения общего имущества супругов без согласия одного из них такая сделка может быть признана судом недействительной, поэтому для возвращения актива в общую имущественную массу супругов сегодня необходимо первоначальное признание сделки недействительной судом, что влечет дополнительные процессуальные издержки, поэтому процесс предлагается упростить.

Изменение Семейного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года

Максимов Василий Максимович. Семейный раздел. 1876

  • Кроме того, готовятся и другие изменения:
  • — Изменения в государственной регистрации прав на Недвижимость, которые позволят сделать ЕГРН более полным и достоверным, отражая в нем право общей совместной собственности супругов на объект во всех случаях, а не только в случае подачи заявления.
  • — Процедуры банкротства физических лиц дополняются правилами о возможности совместного банкротства супругов, поскольку случаи, когда имеются общие долги, в настоящее время встречаются нередко.

— Корректируется и Процедура банкротства одного из супругов, что позволит защитить интересы другого супруга, которые сейчас игнорируются в пользу интересов кредиторов. Предлагается сначала выделять долю супруга-должника в общем имуществе, а затем обращать взыскание по его обязательствам на эту долю по общим правилам.

Алименты по-новому: специальный детский счет, господдержка, контроль расходов и иные идеи по реформированию алиментных обязательств

Изменение Семейного кодекса РФ с 13 декабря 2022 года

Право ребенка на получение содержания от своих родителей является ключевым имущественным правом, закрепленным в Семейном кодексе. Даже если суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих, они должны расходоваться именно на содержание, воспитание и образование ребенка (ст. 60 Семейного кодекса РФ). Одной из традиционных форм содержания детей, имеющих законодательное закрепление, считается уплата алиментов, которые предназначены для удовлетворения привычных потребностей ребенка – в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе, лечении и т. д.

Как отмечал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 26 декабря 2017 г.

№ 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» (далее – Постановление № 56), алиментные обязательства направлены на обеспечение условий жизни, необходимых для развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей.

Именно поэтому требования о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежат удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей и нуждаемости ребенка в алиментах (п. 18 Постановления № 56).

Концепция алиментных обязательств исходит из того, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и если они не выполняют этой обязанности, то соответствующие средства взыскиваются с них в судебном порядке (ст.

80 Семейного кодекса РФ).

Но поскольку нормы об алиментах действуют уже много лет и за это время претерпели только точечные изменения, в последние годы активизировались обсуждения на тему необходимости более глубокой корректировки рассматриваемой концепции.

В частности, на прошлой неделе на портале РОИ появилась общественная инициатива № 21Ф80612 с предложением разработать законопроект о реформе Семейного кодекса РФ в этой части1. Остановимся более подробно на ее ключевых положениях.

Предпосылки изменений

Необходимость обновления концепции алиментных обязательств авторы инициативы связывают с тем, что действующий подход к расчету алиментов уже давно устарел. Начиная с советского периода алименты преимущественно рассчитываются в процентах от дохода плательщика.

Но если ранее такой подход был социально и экономически оправдан, поскольку каждый имел гарантированное право на работу и среднюю зарплату, при этом сами зарплаты были примерно равными, то сейчас, по мнению инициаторов поправок, это создает массу трудностей.

Одни платят алименты с минимальной «серой» зарплаты, другие – с большой «белой», в итоге в первом случае средства могут не покрыть базовые потребности ребенка, а во втором – будут явно избыточными.

Как указывается в тексте инициативы, в настоящее время алименты из разряда поддержки детей перешли практически в разряд преступлений – за неуплату и задержку установлены административные штрафы, предусмотрены аресты, Неустойка с большими процентами и даже уголовное преследование.

«Но разве это все в интересах детей? Разве в интересах детей претендовать на доходы и проценты по неустойке, запугивать родителя штрафами и арестами? Нет, в интересах детей иметь гарантированный набор базовых благ – таких, как еда и одежда, предметы для учебы и развития. Не огромные проценты, выбиваемые когда-то потом, а необходимый минимум каждый день.

И спокойные, бесконфликтные отношения между родителями», – отмечается в обосновании необходимости внесения поправок.

Согласно инициативе смещение акцентов требуется и в отношении цели уплаты алиментов – не обеспечение ребенку прежнего уровня жизни, а обеспечение гарантированного прожиточного минимума.

«Иначе алименты могут выступать как средство угрозы, шантажа и в некоторых случаях – необоснованного обогащения. При этом в существующей системе разделить действительно нуждающихся от преследующих личные интересы не представляется возможным», – считают авторы.

При этом сам термин «алименты» они предлагают заменить на понятие «материальная помощь».

Еще один момент, на который обращают внимание разработчики инициативы, – это несправедливое назначение алиментов.

Проблема заключается в том, что из-за большого количества дел по алиментам судебные приставы зачастую не успевают рассматривать их все и уделяют больше внимания тем, кто более настойчив и чаще подает жалобы, а не реально нуждающимся в материальной помощи.

«В результате, когда одни дети не получают и минимума, приставы тратят свое время на выбивание чрезмерных для содержания других детей процентов. Как следствие – большое количество нуждающихся в защите и помощи детей фактически не защищены», – подчеркивается в инициативе.

В целом авторы считают существующую систему алиментных обязательств не соответствующей современным реалиям, несбалансированной, неэффективной и не способной достигнуть целей защиты интересов детей. Они называют ее неоправданно жестокой, варварской и видят в ней импульс для разжигания внутрисемейных конфликтов и подрыва института семьи.

Суть поправок

Инициаторы изменений предлагают исходить из того, что при разводе родители сами будут определять расходы на содержание детей. Если же они не смогут договориться, то любой из них сможет обратиться в органы опеки.

В таком случае на имя ребенка заведут специальный детский счет, на который государство ежемесячно будет перечислять денежные средства в размере одного прожиточного минимума по региону. Покрывать соответствующие расходы по этому счету будут родители в равных частях — по 50% каждый.

Кроме того, родители смогут дополнительным соглашением установить и другие целевые выплаты на детей, расходы по которым, аналогично расходам по спецсчету, необходимо будет подтверждать документально через органы опеки.

При этом у органов опеки появятся полномочия по определению ответственного за расходы на ребенка и по контролю при необходимости таких расходов путем запроса выписок со специального детского счета. Одновременно инициативой предусмотрено создание информационной системы для учета органами опеки расходов на детей с предоставлением родителям доступа к отчетам о расходах на ребенка.

Читайте также:  Как получить лицензию на охранную деятельность в 2023 году

Также предлагается установить санкции за невнесение платежей на детский спецсчет – например, предполагается, что в случае отсутствия платежей более нескольких месяцев органы опеки смогут направить заявление в суд о принудительном взыскании либо списании. Если причина неуплаты уважительная, то у суда будет возможность списать долг полностью или частично, а если неуважительная, то – назначить отсрочку и, при необходимости, пени в размере ставки рефинансирования Банка России.

«Неустойка должна быть отменена, так как по уровню негативного воздействия сопоставима с уголовным наказанием», – говорится в тексте инициативы.

Также авторы идеи считают целесообразным соотносить максимальные размеры алиментов с медианной зарплатой в регионе и уровнем безработицы, предусмотрев возможность оказания дополнительных мер поддержки или помощи (например, в переселении) в тяжелых случаях.

Еще один акцент сделан на необходимости декриминализации алиментных отношений – в частности, уголовные дела, вытекающие из алиментных отношений, предлагается перевести в разряд гражданских дел, а текущие выплачиваемые алименты – перевести на специальные детские счета.

«Существующие долги по алиментам следует пересчитать исходя из половины прожиточного минимума на ребенка. Новый размер долгов записать на баланс родителя на специальном детском счете. Проценты неустойки по этим старым долгам не начислять», – предлагают инициаторы поправок.

Что касается действующих штрафов и неустоек за неуплату алиментов, то на них планируется ввести мораторий, отменив штрафы и неустойки в случае уплаты алиментов по новым правилам без превышения лимитов долга до совершеннолетия ребенка.

Причем к последнему правилу в случае одобрения инициативы можно будет применять положения ст. 5 Семейного кодекса РФ об аналогии закона и ст. 4 Гражданского кодекса об обратной силе закона.

Принципы предлагаемой реформы

Предусмотренную общественной инициативой реформу Семейного кодекса РФ предполагается провести, опираясь на принципы:

  • равенства всех детей для государства и гарантированного обеспечения их базовых потребностей;
  • безотлагательности помощи детям в минимальном размере, необходимом для их развития;
  • снижения участия судебных приставов в делах об алиментах;
  • эффективной защиты интересов детей и родителей.

Первый исходит из того, что действующий механизм сохранения прежнего уровня содержания ребенка в условиях повышения социального неравенства в обществе исчерпал себя.

В настоящее время государство должно, в первую очередь, гарантировать минимальный Прожиточный минимум всем детям и без условий и отсрочек перечислять средства на счет ребенка, а уже после этого компенсировать их за счет средств родителей, считают авторы инициативы.

Второй принцип предусматривает, что если ребенок не получает минимума для развития, то с высокой долей вероятности он вырастет либо больным, либо преступником, и, соответственно, потребуются дополнительные расходы государства на его содержание. Поэтому затраты на безотлагательную материальную помощь детям вполне оправданы как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Третий принцип базируется на том, что до решения суда о необоснованной причине неуплаты алиментов вопросами платежей будут заниматься органы опеки, а не судебные приставы.

Наконец, четвертый принцип предполагает, что граждане имеют право на эффективные и гуманные способы защиты своих прав, поскольку они платят налоги государству именно для защиты своих интересов в трудных жизненных ситуациях.

И предлагаемый в инициативе способ защиты соответствующих прав видится более гуманным и эффективным, чем действующий.

Практический результат

Ожидается, что реализация предложенных в инициативе поправок позволит упростить администрирование, будет способствовать гуманизации правовых отношений граждан и восстановлению института семьи.

В свою очередь, новый порядок распределения расходов родителей на детей поможет обеспечить необходимую поддержку реально нуждающимся в ней детям, гарантировав им оперативное предоставление базового дохода на удовлетворение жизненно необходимых нужд.

Кроме того, снижение участия судебных приставов в делах об алиментах и перевод расходов на детей под контроль органов опеки позволит сделать механизм более прозрачным, исключить возможные злоупотребления и предотвратить конфликтные ситуации между родителями в интересах детей.

***

С 13 декабря были внесены изменения в семейный кодекс россии

Семейный кодекс является одним из самых главных в стране. Ведь семейная жизнь преследует любого человека, и от этих прав будет зависеть комфорт жизни в стране.

Потому в законодательство постоянно вводятся новые поправки, которые должны упростить жизнь обычному человеку. Один из таких законов вступил в силу 13 декабря этого года.

Давайте узнаем, что это за Закон, и зачем он вообще нужен.

Изменения семейного права

Изменение семейного права в 2019 году касается исключительно детей, которые будут поступать на обучение в дошкольные заведения, а также в общеобразовательные школы. Теперь все братья и сестры смогут учиться вместе, что крайне важно.

Очень часто возникает проблема, если дети посещают разные школы и садики.

Дело в том, что требуется отвозить их в разные точки города, они не смогут помогать друг другу, родителям придется привыкать к разным учителям, воспитателям и коллективам.

Этого не произойдёт, если ребенок будет учиться в том же заведении, где и его родственник. Именно это и будет обеспечено при помощи нового изменения в законодательстве.

Суть изменения

Все знают, что каждый ребенок должен пройти специальный отбор при поступлении в школу или садик. Это происходит в том случае, когда мест в садике или школе не хватает на всех желающих. А такое случается очень часто. Дети будут выбираться учебным заведением, некоторым может быть отказано в обучении. Тогда придется поступать в другое место.

И очень частыми были случаи, когда одного ребенка из семьи принимали в учебное заведение, а второго не принимали. Это происходит по разным причинам, и это очень усложняет жизнь родителям. Но с 13 декабря это изменилось.

Законодательство обязывает детские сады и общеобразовательные принимать детей, чьи братья и сестры обучаются в этом месте. К примеру, если у ребенка первоклассника есть старший брат из 9 класса, то первоклассника должны будут принять без отбора, он априори попадает в это учебное заведение, а потом уже будут отбираться все остальные.

Это позволит гарантированно устраивать всех детей семьи в одной учебное заведение, что крайне важно и удобно.

Конечно, пока неясно как решать некоторые проблемы, связанные с переполнением учебного заведения.

К примеру, если мест не будет хватать даже на всех, у кого есть учащиеся родственники, то как будет решаться этот вопрос? Это вызывает много вопросов, но сама суть закона правильная и полезная.

Как вы считаете, данное изменение является полезным?

Закон об уплате алиментов 2022 с новыми изменениями – раздел V Семейного кодекса РФ

Матери и отцы, проживающие отдельно от своих детей, обязаны ежемесячно отправлять алименты в пользу второго родителя. Данное требование, правила и особенности его выполнения, алгоритм назначения и расчета выплат и т.д.

– все это закреплено на уровне федерального законодательства.

Вся информация указана в содержании пятого раздела Семейного Кодекса РФ от 29 декабря 2995 года (актуальная редакция от 4 февраля 2022 года с добавочными корректировками от 2 марта 2022 года).

В 2022 году в законодательных нормах по вопросу выплаты алиментов произошли изменения. В частности, в связи с подорожанием уровня жизни был увеличен минимально допустимый размер ежемесячных выплат.

Также на рассмотрении в Государственной Думе находятся несколько законопроектов и предложений, предусматривающих дополнительные государственные алименты и ужесточение ответственности граждан, не соблюдающих нормы Семейного Кодекса РФ в вопросе обеспечения своих детей.

Финансовое обеспечение ребенка – это обязанность обоих родителей. Если один из них не выполняет ее, то второй вправе затребовать алименты. Они могут быть назначены как в результате заключения добровольного соглашения, так и на основании решения учреждений судебной власти.

Для назначения алиментов наличие официально зарегистрированного брака не важно. Родители ребенка могут как состоять в нем, так и быть разведенными, а также вовсе никогда не быть женатыми.

На Заметку: Наличие или отсутствие факта совместного проживания обоих родителей с ребенком не является ограничением для назначения алиментов. Если, например мать, живущая вместе отцом посчитает, что последний не обеспечивает ребенка финансово, то при предоставлении соответствующих доказательств она может затребовать алименты.

Ежемесячный размер алиментов – как определяется?

Алиментные выплаты могут рассчитываться по одному из следующих способов:

  • составлять определенный процент от официального дохода и заработка плательщика;
  • принимать произвольное значение на основании соглашения, заключенного между родителями ребенка на добровольной основе;
  • составлять фиксированную часть от значения прожиточного минимума;
  • предоставляться в натуральном виде.

Размер алиментов рассчитывается следующим образом:

Принцип расчета Доля, направляемая на выплату алиментов Размер выплаты
На основании заработка – используется в отношение граждан, ведущих официальную трудовую деятельность или получающих прибыль в результате предпринимательства. 1/4 – на одного ребенка;
1/3 – на двух;
1/2 – на трех и более.
Доход * 0,87 * 0,25 – на одного ребенка.
Доход * 0,87 * 0,33 – на двух детей.
Доход * 0,87 * 0,5 – на трех и более.
На основании федерального значения МРОТ – используется в отношение граждан, не имеющих официального заработка или ежемесячно получающих сумму, равную МРОТ или меньше него.  12 792 * 0,87 * 0,25 = 2 тыс. 782 руб. 26 коп. – на одного ребенка.
12 792 * 0,87 * 0,33 = 3 тыс. 709 руб. 68 коп. – на двух детей.
12 792 * 0,87 * 0,5 = 5 тыс. 564 руб. 52 коп. – на трех и более.
На основании размера пособия по безработице – используется в отношение граждан, состоящих в Центре занятости населения и получающих пособие, рассчитанное по среднему доходу. Размер пособия * 0,25 – на одного ребенка.
Размер пособия * 0,33 – на двух детей.
Размер пособия * 0,5 – на трех и более.
На основании минимального пособия по безработице в 1 тыс. 500 руб. – используется в отношении граждан, состоящих на учете в ЦЗН и получающих минимальное пособие. 1 500 * 0,25 = 375 руб. = на одного ребенка.
1 500 * 0,33 = 499 руб. 50 коп. – на двух детей.
1 500 * 0,5 = 750 руб. – на трех и более.
На основании значения детского прожиточного минимума, установленного в регионе проживания ребенка, на которого назначаются выплаты. 50% от величины ПМ. Местный ПМ для детей * 0,5
Читайте также:  Страхование жилья станет добровольно-принудительным

Указанные в таблице формулировки отражают только возможные суммы алиментов. Фактически же, размер выплат может быть как меньше, так и больше. Все зависит от:

  • содержания соглашения по выплатам, которое родители ребенка заключили между собой на добровольной основе;
  • решения учреждения судебной власти, обязывающего одного из родителей ребенка перечислять алименты.

Назначить алименты – это одно. Другое дело получить их. В Российской Федерации остро стоит проблема большого количества неплательщиков. По статистике только за предыдущий 2020 год не было выплачено свыше 150 млрд руб. от более 800 тыс. человек.

В связи со сложившейся ситуацией необходимость изменения системы просто необходима. Однако пока власти не планируют это делать.

В то же время весной 2022 года в Государственную Думу было внесено предложение о вводе так называемых государственных алиментов для граждан с детьми, которые не получают денежные средства от второго родителя.

Однако это пока всего лишь предложения. Неизвестно, получит ли идея развитие и станет ли вскоре законодательной нормой или нет.

Однако шансы на это высоки. В конце осени 2020 года по результатам расширенного заседания Государственного совета был составлен список поручений, сроком выполнения которых была названа дата 1 августа 2022 года. Одним пунктом из перечня являлась задача по разработке и вводе системы социальной поддержки детей, один из родителей которых уклоняется от выплаты алиментов.

Дополнения в Уголовный кодекс

По статистическим данным около трети граждан, на которых были возложены обязательства по выплате алиментов, не платят денежные средства. Однако еще больше лиц платит, но гораздо меньше назначенной суммы. До 2022 года такая схема позволяла уклонистам избегать уголовной ответственности.

Например, раньше если бы Гражданин оплачивал бы ежемесячно 1 тыс. руб. из 10 назначенных, то он не квалифицировался как уклонист. Конечно, у него возникала задолженность, которую хоть и сложно, но можно взыскать в порядке исполнительного производства, но привлечь такого плательщика к ответственности за уклонение не представлялось возможным.

Сейчас в разработке находится законопроект, предусматривающий внесение дополнительных формулировок в положения ст. 157 УК РФ от 13 июня 1996 года (редакция, актуальная на момент написания текста, от 5 апреля 2022 года с добавочными корректировками от 8 апреля 2022 года). 

В Министерстве Юстиций РФ хотят внести дополнение в содержание этой статьи, которое будет звучать следующим образом:

«…в размере установленным решением суда или нотариальным соглашением».

За счет этого предложения удастся побороть проблему, когда гражданин платил алименты не в полном объеме и его за это нельзя было привлечь к ответственности в соответствии с уголовным кодексом РФ. Процедура ввода данной поправки уже находится в статусе законопроекта. Ее принятие и издание – это исключительно вопрос времени.

Ответственность за неуплату алиментов

По данным на 2022 года за неуплату алиментов суд может назначить уклонисту:

  • исправительные работы – до одного года;
  • принудительные работы – до одного года;
  • арест – до трех месяцев;
  • условные или фактическое лишение свободы – до года.

Выбираемая мера наказания зависит от таких факторов, как:

  • наличие или отсутствие уважительных причин;
  • размер задолженности;
  • количество совершенных правонарушений по вопросу неуплаты алиментов и т.д.

Как взыскать долги по алиментам у уклониста?

Основанием для взыскания задолженностей по алиментам является постановление суда. Соответственно, для начала процедуры предполагаемому получателю необходимо подать Иск на уклониста, предоставив соответствующие документы, подтверждающие законность предъявляемых требований.

При положительном вердикте дела в пользу истца ему будет выдан Исполнительный лист. Далее этот документ потребуется передать в службу судебных приставов, которые уже начнут процедуру взыскания.

В ходе нее приставы могут:

  • реализовать имущество должника (в соответствии с правилами их ст. 69 ФЗ-229 от 2 октября 2006 года, в актуальной редакции от 22 декабря 2020 года с добавочными корректировками от 1 января 2022 года);
  • изъять имеющиеся денежные средства;
  • изымать определенную часть дохода должника (не более 50%);
  • подать запрос в ГИБДД на временное лишение должника прав на управление транспортным средством.

В ходе взыскания помимо основной суммы задолженности уклонист также должен будет оплатить компенсацию за просрочку. Сумма неустойки рассчитывается по формуле:

Сумма платежа * 0,005 * Число дней просрочки

Причем размер неустойки рассчитывается по каждой выплате отдельно. Например, при сумме алиментов в 15 тыс. руб. и невыплате ее в период с 1 июня по 1 сентября неплательщик должен будет компенсировать:

  1. За июнь: 15 000 + 15 000 * 0,005 * 92 = 21 тыс. 900 руб.
  2. За июль: 15 000 + 15 000 * 0,005 * 62 = 19 тыс. 650 руб.
  3. За август: 15 000 + 15 000 * 0,005 * 31 = 17 тыс. 325 руб.

На время ведения исполнительного производства до момента его прекращения или до момента полной выплаты долга на уклониста будет наложен запрет на выезд с территории РФ.

Семейный кодекс РФ

Добро пожаловать на сайт «Семейный Кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Семейный кодекс РФ — это первый в истории страны федеральный закон, который целиком и полностью посвящён семье, факторам ей формирования, сохранения и поддержания.

Существовавший с советских времён Кодекс о браке и семье действовал только в рамках союзных республик, где закон принимался в соответствии с региональной спецификой. В Российской Федерации сложилась иная практика.

Необходимость формирования пакета юридических документов, имевших единое действие по всей стране, заставила законодателей принять в 1995 году кодифицированный закон федерального уровня, посвящённый проблемам регулирования института семьи.

Семья — закон и законодательство

В основе каждого юридического документа лежат отношения, которые складываются вокруг какого-либо объекта. Семейный кодекс России регулирует семейные отношения. Конечно, законы не сделают Брак счастливым, но они могут упорядочить взаимоотношения людей относительно совместного имущества, процедуры заключения и расторжения брака, отстаивания прав детей.

Статья 1 СК РФ констатирует, что семья формируется на основе брака, каковым признаётся только союз, заключённый в государственных органах регистрации актов гражданского состояния.

Это означает, что за пределами регулирования остаются семьи, которые являются таковыми по факту совместного проживания, а не по факту юридического оформления взаимоотношений.

Это следует отнести к недостаткам данного документа.

Законодатели пришли к выводу о том, что институт семьи необходимо регулировать в следующих сферах (ст. 2):

Вся совокупность документов, призванных регулировать состояние семьи на различных иерархических уровнях, выполняет функции семейного законодательства. Соответствующий кодекс в этой совокупности является приоритетным. Все остальные законы, постановления, приказы, инструкции любого уровня не должны противоречить главному семейному закону федерального уровня (ст. 3).

В законодательстве, регулирующем институт семьи, применяется принцип аналогии. Это означает, что при отсутствии нормативов, управляющих данными отношениями, можно применять нормы гражданского или семейного права, с помощью которых обычно регулируются аналогичные ситуации (ст. 5).

Брак как база формирования семьи

Вопросам формирования брачных отношений посвящён второй раздел СК РФ. Он состоит из трёх глав. В одной из них раскрываются процедуры заключения, в другой – прекращения брака, а в третьей – признание формального акта создания основы семьи недействительным.

Формальные права и обязанности возникают с проведения процедуры регистрации брачного союза в соответствующих госучреждениях. Это процедура осуществляется только при личном присутствии людей, вступающих в брак. Происходит это через месяц после подачи заявлений. Отступление от этого срока допускается только в особых ситуациях (ст. 11).

Брак не регистрируется в ситуациях, когда хотя бы одна из сторон:

  • уже состоит в новом браке;
  • младше восемнадцати, а для некоторых ситуаций шестнадцати лет (ст. 13 СК);
  • находится в близкородственных отношениях с претендентом на создание семьи;
  • является усыновителем или усыновлённым лицом по отношению к другой стороне;
  • признана не дееспособным человеком (ст. 14).

Прекращение брака осуществляется по причинам смерти или признания одного из супругов недееспособным, а так же по обоюдному согласию. Кодекс защищает беременную или недавно родившую (в течение года после родов) жену, не рассматривая в это время заявления мужа о расторжении брака.

Без рассмотрения в суде брак можно расторгнуть только:

  • по обоюдному решению;
  • если муж или жена признаны не дееспособными или без вести пропавшими;
  • если один из супругов по приговору суда лишён свободы на срок свыше трёх лет (ст. 19).
Читайте также:  Заморозка накопительной части пенсии: что это и что значит простым языком, законопроекты и последние новости

Брак может быть восстановлен в том случае, если объявился супруг, признанный умершим или без вести пропавшим. Однако восстановление невозможно после того, как супруги вступили в новый брак.

Глава 5 посвящена проблеме признания брака недействительным. Это осуществляется только по решению суда. Основанием для такого решения являются нарушения закона при регистрации или доказательства фиктивности брака (статья 27).

Права в Семейном кодексе

Понятие семьи в кодексе не даётся, но обычно эта элементарная единица общества состоит из супругов, родителей и детей. Причём родители и дети могут представлять несколько поколений.

Другим отличительным признаком семьи является проживание в одном жилище и совместное ведение хозяйства.

Поскольку основой любой семьи является проживание родителей и детей в одном помещении, то Семейный кодекс РФ определяет права, прежде всего, детей и родителей.

Права и обязанности родителей начинаются с рождения детей или их усыновления. Заканчиваются они после достижения детьми совершеннолетия лет или вступления несовершеннолетних детей в брак. При этом декларируется равенство прав обоих родителей (ст. 61 СК РФ).

До тех пор, пока органы попечения не определят иное, отец и мать или лица, из заменяющие (бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди и тёти) являются законными представителями своих детей, защищая их интересы во взаимодействии с людьми и организациями (ст. 64).

Родители, не достигшие совершеннолетия, могут воспитывать своих детей самостоятельно. Если молодые супруги не достигли ещё возраста шестнадцати лет, то воспитание детей происходит под надзором опекуна.

Защита ребёнка осуществляется и с помощью назначения алиментных обязательств (раздел 5). Однако Семейный кодекс предусматривает назначение алиментных выплат не только для содержания несовершеннолетних детей, но и для оказания материальной помощи:

  • супругам;
  • братьям и сёстрам;
  • внукам;
  • дедушкам и бабушкам;
  • пасынкам и падчерицам;
  • отчимам и мачехам.

При этом алименты на одного человека могут платить сразу несколько людей.

Таким образом, Семейный кодекс представляет собой свод нормативов федерального значения, которые направлены на поддержание института семьи, а так же на защиту прав всех членов этого сообщества, особенно детей, больных и не дееспособных. Осуществляются эти функции с помощью преимущественно регламентации процедур создания и распада семьи, а так же защиты интересов детей и родителей.

Оглавление СК РФ

  • Раздел 1 СК РФ. Общие положения
  • Раздел 2 СК РФ. Заключение и прекращение брака
  • Раздел 3 СК РФ. Права и обязанности супругов
  • Раздел 4 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей
    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей
  • Раздел 5 СК РФ. Алиментные обязательства членов семьи
    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  • Раздел 6 СК РФ. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
      • Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
      • Статья 125. Порядок усыновления ребенка
      • Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
      • Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
      • Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
      • Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
      • Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
      • Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
      • Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
      • Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
      • Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
      • Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
      • Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
      • Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
      • Статья 139. Тайна усыновления ребенка
      • Статья 140. Отмена усыновления ребенка
      • Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
      • Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
      • Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
      • Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Раздел 7 СК РФ. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Раздел 8 СК РФ. Заключительные положения

Новые поправки в Семейный кодекс — 2020: чем они грозят россиянам

Уже сейчас в соцсетях активно обсуждаются эти и другие инициативы законотворцев.

14 июля 2020 года члены Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной передали на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи». Последний раз поправки в Семейный кодекс вносились 15 лет назад. И, видимо, плановых изменений накопилось немало.

https://www.youtube.com/watch?v=RMq_zBjrmG4

Сенаторы предлагают внести 112 поправок практически в половину статей текущей редакции кодекса. В частности, стало известно, что в России хотят запретить людям одного пола усыновлять детей. Данные ограничения могут коснуться и трансгендеров – тех, кто ранее сменил пол. Согласно другой поправке, россиянам будет запрещено возвращать ребенка в детский дом через три года после усыновления.

Вместе с Викторией Дергуновой, адвокатом, партнером BGP Litigation, к.ю.н., мы решили разобраться, как изменение формулировки в тексте закона может отразиться на жизни каждого гражданина России.

Родители вправе воспитывать ребенка самостоятельно, а также привлекать для этих целей родственников, фактических воспитателей и (или) специалистов.

Одно из громких дел, связанных с привлечением специалистов к воспитанию ребенка, в СМИ получило название «Девочка из ПМЦ».

Родители фактически оставили ребенка на попечение центру «Мать и дитя», где девочка росла без необходимой социальной адаптации, фактически предоставленная сама себе на протяжении 6 лет.

Если закон призван защитить семью и ребенка, то не очень понятно, из чьих интересов действует государство, отдавая ребенка на воспитание третьим лицам.

В текущей редакции может быть множество толкований, но самое страшное, что история «маугли», которые выросли без семьи, родной или приемной, с такой формулировкой может стать не ужасным исключением, а правилом.

В законопроекте предлагается убрать текущую формулировку «Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)» и полностью убрать понятие «жестокое обращение», потому что, исходя из новой редакции, за жестокое обращение с детьми (покушение на их половую неприкосновенность) больше не будут лишать родительских прав. Также законопроект предлагает закрепить, что обеспечению подлежат только «законные» интересы ребенка.

  • Принятие этой поправки фактически разрешит насилие над ребенком в семье, положение которого приравнивается к бесправному.
  • Если весь мир борется за то, чтобы у детей были собственные адвокаты и их интересы принимались во внимание в равной степени с интересами родителей, то мы в данном случае идем собственным путем в другое направление.
  • Создается впечатление, что ребенок становится собственностью родителей, которым предоставляется полная свобода в выборе методов его воспитания с абсолютным правом не пускать никого за закрытые двери.

Презумпция добросовестного родительства: ребенка можно забирать из семьи только в случае лишения родительских прав или ограничения в них.

Лишить родительских прав можно будет только после того, как вина родителя будет доказана вступившим в силу приговором по уголовному делу за совершение преступления против жизни и здоровья в отношении другого родителя, супруга (не родителя ребенка), иного члена семьи и самого ребенка, либо по истечении срока, на который родитель был ограничен в родительских правах.

Во-первых, сужение оснований лишения родительских прав похоронит институт усыновления в нашей стране в принципе, а во-вторых, простыми словами, это значит, что все то время, что идет суд по лишению или ограничению в родительских правах (как правило, не менее 3 месяцев), ребенок будет продолжать жить в семье, в которой ему может быть не безопасно, где его могут истязать, например, воспитывая гречкой, как в небезызвестной истории.

Такие изменения направлены на решение проблемы по факту ее свершения, но никак не направлены на профилактику и недопущение насильственных действий.

На смену жестокому обращению с ребенком как основанию для лишения родительских прав, пришли «антиобщественные действия», за которые в правах уже могут если не лишить, то ограничить.

Под «антиобщественными действиями» в данном случае может подразумеваться участие родителей в митингах или каких-то общественных движениях. Мы знаем прецеденты, когда в прошлом году родителей пытались лишить в правах за то, что они взяли ребенка на политический митинг в Москве.

В тот раз обвинению не удалось отстоять свою позицию, в текущей редакции слабая позиция будет уже у родителей.

Предлагаемые поправки очевидно направлены на то, чтобы ограничить вмешательство государства в семейные отношения. Вместе с тем законопроект фактически приравнивает укрепление семьи предоставлением ее самой себе, защиту прав детей – стремлением оставить их родителям любой ценой, даже ценой их благополучия.

Visualrian.ru; Depositphotos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *