Изменение Налогового кодекса РФ со 2 августа 2021 года

6 августа 2021 09:26

Со 2 августа 2021 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие сразу две налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности (изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Так, возобновлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (пункт 36 статьи 2 федерального закона). Льгота введена бессрочно.

Затраты на исследования и разработки должны входить в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.

Иными словами, такой тип расходов можно учесть с коэффициентом 1,5, тем самым сократив налоговую базу по налогу на прибыль.

Другое изменение касается наделения субъектов Российской Федерации полномочием по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль от предоставления прав использования РИД по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта (пункт 41 статьи 2 федерального закона). Речь идет о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, не затрагивая 3% составляющей налога, отчисляемой  в федеральный бюджет.

  • Пониженная налоговая ставка подлежит применению при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
  • Кроме того, реализация меры потребует изменения законодательства субъектов Российской Федерации со стороны региональных администраций.
  • Виды РИД, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки (в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль), дополнительные условия применения налоговой ставки теперь будут определяться законодательными актами на уровне каждого субъекта Российской Федерации.
  • Оба мероприятия реализованы в рамках плана мероприятий («дорожной карты») по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности.

Напечатать Изменение Налогового кодекса РФ со 2 августа 2021 года к списку новостей

Новое в налогообложении

В наступающем году для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрен «единый налоговый платеж» (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ) для уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов (ст. 45.2 НК РФ). Порядок перечисления данного налога вводится в порядке эксперимента на второе полугодие 2022 г.

Чтобы получить право перечислять единый платеж, нужно провести с инспекцией сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. При этом перечислять единый налоговый платеж за налогоплательщика может третье лицо. Но в этом случае последнее не вправе требовать возврата данного платежа из бюджетной системы.

Указанным законом внесены поправки и в п. 1 ст. 78 НК, устанавливающие возможность зачета переплаты по налогам в счет уплаты сборов и взносов. До 1 января 2022 г. налоги можно зачесть только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата.

Кроме того, ФСС сможет проводить новые виды проверок (Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 126-ФЗ), а именно:

  • правильности подтверждения основного вида деятельности;
  • полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, для принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Налог на прибыль

Продлено ограничение по переносу убытков прошлых лет до конца 2024 г. (базу по налогу на прибыль можно уменьшить на сумму убытка прошлых лет, но не более чем на 50%). Предполагалось, что срок действия ограничения закончится 31 декабря 2021 г, но нормы п. 40 ст. 2 и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внесли свои коррективы.

В частности, согласно новой редакции п. 2 ст. 270 НК с 1 января 2022 г. в расходах для целей налогообложения прибыли не будут учитываться платежи в целях возмещения ущерба, перечисляемые в бюджет учреждениями.

Изменения вводятся в том числе с целью исключить для организаций возможность включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, суммы компенсации за причиненный экологический ущерб (см. Письмо Минфина РФ от 21 июня 2021 г.

№ 03-03-07/48698).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 262 НК в расходы на НИОКР можно будет включить затраты на приобретение:

  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав;
  • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

НДС

С 1 января от уплаты НДС освобождаются услуги общественного питания, оказываемые как на объектах общепита, так и при выездном обслуживании заказчиков (п. 2 ст. 2 и п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Для освобождения от НДС организация должна соответствовать установленным требованиям (за календарный год, предшествующий году применения освобождения, сумма доходов не превысила 2 млрд руб., удельный вес доходов от реализации услуг составил не менее 70%, а среднемесячный размер выплат физлицам не ниже среднемесячной заработной платы по региону).

Также важно помнить, что льгота не предназначена для организаций и ИП, занимающихся розничной торговлей продукцией общепита через отделы кулинарии либо заготовочной и иной аналогичной деятельностью.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1544 утвержден перечень отдельных видов электронной и бытовой техники, приобретенной для перепродажи у физлиц, что позволит применять положения Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 103-ФЗ (ст. 1, п. 2 ст. 2) о возможности начисления НДС с межценовой разницы при перепродаже указанных товаров.

С 1 января от уплаты НДС также освобождается реализация (передача для собственных нужд) племенных рыб, эмбрионов и молоди (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 308-ФЗ). Форель исключена из подп. 1 п.2 ст. 164 НК, где указаны продовольственные товары, облагаемые по ставке НДС в размере 10%.

УСН

Компании и индивидуальные предприниматели, использующие упрощенный режим налогообложения, в наступающем году должны будут соблюдать новые лимиты – согласно Приказу Минэкономразвития России от 28 октября 2021 г. № 654 коэффициент-дефлятор в целях применения УСН на 2022 г. составляет 1,096.

Таким образом, чтобы применять в 2022 г. спецрежим со стандартными ставками, доходы не должны превысить 164,4 млн руб. Если они превысят указанную сумму, но при этом составят не более 219,2 млн руб.

, можно остаться на «упрощенке», но налог рассчитывать по повышенным ставкам. Чтобы воспользоваться правом перехода на спецрежим с 2022 г., доходы за 9 месяцев 2021 г. не должны превысить 116,1 млн руб.

Взносы

Правительство РФ Постановлением от 16 ноября 2021 г. № 1951 установило на 2022 г. предельную базу по страховым взносам в следующих размерах: на ОСС – 1,032 млн руб., на ОПС – 1,565 млн руб. (индексация составила 1,069 раза).

Налог на имущество

Начиная с отчетности за 2022 г. налогоплательщикам не потребуется включать в декларацию сведения об объектах недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 17 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Адвокат доказал, что московские власти неправомерно взимали с его доверителя налог по повышенной ставкеМосгорсуд согласился, что здания истца ошибочно были включены Правительством Москвы в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость

  • Если у налогоплательщика имелись только объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, декларацию представлять не нужно.
  • Порядка декларирования недвижимого имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, данные изменения не касаются.
  • Тем же Законом № 305-ФЗ внесены изменения в:
  • пункт 2 ст. 372 и п. 1 ст. 383 НК: с 2022 г. сроки уплаты налога на имущество устанавливаются не позднее 1 марта следующего года, авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). Ранее сроки устанавливались законодательными органами субъектов РФ, теперь за ними сохраняется только право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога на имущество организаций;
  • пункт 12 ст. 378.2 НК: в отношении объекта недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, налоговая база для которой определяется как кадастровая стоимость, сумма налога или авансового платежа исчисляется для каждого из участников пропорционально его доле в праве общей собственности;
  • введен новый п. 4.1 ст. 382 НК: исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогооблагаемой недвижимости на основании заявления в ИФНС, которое подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 16 июля 2021 г. № ЕД-7-21/668@.
Читайте также:  Номенклатура дел организации: образец 2021 с новыми сроками

Верховный Суд обобщил практику по лизинговым спорамВ Обзор вошли позиции о правовой квалификации и толковании условий, о заключении договора, его исполнении, вопросы о последствиях нарушения обязательств лизингополучателем, о действительности условий договора, а также позиции о страховании и банкротстве

С 1 января 2022 г. имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), будет облагаться налогом на имущество только у арендодателя (лизингодателя) в соответствии с Законом № 382-ФЗ.

Транспортный налог

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца при изъятии транспортного средства при условии подачи соответствующего заявления в любой налоговый орган (п. 3.4 ст. 362 НК, введенный подп. «б» п. 76 ст. 2 Закона № 305-ФЗ).

НДФЛ

Физлица для получения имущественного и социального вычета у работодателя могут с 1 января 2022 г. подать только заявление в произвольной форме – уведомление о праве на вычет работодателю будет направлять налоговая инспекция (после соответствующего обращения работника). Изменения вводятся Федеральным законом от 20 апреля 2021 г. № 100-ФЗ.

Позитивные налоговые изменения 2022 годаСтанет выгоднее продажа недвижимости. И проще будет вернуть часть уплаченного НДФЛ, если пришлось потратиться на занятия спортом, лечение, обучение, покупку или строительство жилья. Только вот держателям вкладов придется отдать государству часть своих доходов

Федеральным законом № 305-ФЗ дополнен п. 4 ст. 229 НК: физлица могут не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, если имеют право на имущественный вычет (1 млн руб.) и стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не превышает указанный предельный размер вычета.

Федеральным законом от 29 ноября 2021 г.

№ 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ) освобождены от НДФЛ доходы семей с двумя и более детьми, не достигшими 18 лет (либо 24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения), от продажи единственного жилья независимо от срока его нахождения в собственности, при условии приобретения иного жилья большей площадью или большей кадастровой стоимостью. Новая норма будет действовать в отношении доходов от продажи жилья, полученных с 1 января 2021 г.

Курс на цифровизацию

В настоящее время расширяются возможности использования электронных документов, что, безусловно, ведет к гибкости процедур, а также ощутимому сокращению трудозатрат и материальных ресурсов.

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 336-ФЗ введено понятие электронных перевозочных документов. Формат транспортной накладной уже разработан ФНС.

Таким образом, перевозчики, фрахтовщики и фрахтователи, а также получатели товаров должны подключиться к системе электронных перевозочных документов.

Эти лица формируют свой файл обмена, содержащий важные сведения, в том числе: о приеме груза – со стороны перевозчика или об участниках перевозки – со стороны грузоотправителя.

В рамках контроля применения контрольно-кассовой техники налоговые органы получат доступ к фискальным данным в режиме реального времени. Приказом ФНС от 8 сентября 2021 г. № ЕД-7-20/801@ определен порядок доступа к базе оператора фискальных данных.

Он обеспечивается согласно протоколу обмена между техническими средствами оператора и автоматическими информационными системами налогового органа. Приказ ФНС вступит в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать в течение 6 лет (до 1 марта 2028 г.).

Также ФНС получит возможность передавать сведения, составляющие налоговую тайну, в ПФР с целью своевременного получения гражданами мер соцподдержки. Проект поправок в ст. 7.2 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» (законопроект № 19899-8) только ожидает рассмотрения Госдумой. Данные, конечно, предполагается передавать в электронном виде.

Налоговая реконструкция: что произошло в 2021 году и к чему привели эти изменения

Одно из главных событий 2021 года в области налогообложения – достижение ясности в отношении налоговой реконструкции. Нечеткие формулировки в законодательстве и запутанная многолетняя судебная практика привели к тому, что этот инструмент практически перестал применяться на практике. Цель налоговиков была понятна, они стремились если не полностью, то в максимально возможных объемах сократить возможность сокращения налогового бремени при помощи компаний-«техничек». Под «раздачу», как водится, попало множество компаний, которые на деле осуществляли сделки во вполне законном порядке и рассчитывали на причитающиеся им перерасчеты и возвраты по налоговым платежам.

Изменения, произошедшие в 2021 году, вернули налоговой реконструкции право на применение. Но сказать, что это облегчило жизнь бухгалтерий и финансовых директоров можно едва ли.     

Что такое налоговая реконструкция

Налоговая реконструкция – определение налоговых последствий сделки, исходя из их реального экономического смысла.

Ее механизм подразумевает, что налоговые органы при выявлении искажений при учете налогоплательщиком хозяйственной операции руководствуются не отчетными данными, а реальным содержанием операции.

Если компания использовала схему, позволяющую сократить налогообложение, то заплатить придется столько, сколько пришлось бы без оптимизации. 

Например, компания Х оказала услуги компании Y стоимостью 1 млн рублей. Но Х – «прокладка» (иными словами, – фирма-однодневка), а на деле работала компания Z, причем обошлась сделка Y не в миллион, а в 500 тыс. рублей. Завысить стоимость сделки Y решила ради того, чтобы сократить налог на прибыль и НДС.

В этом случае у ФНС есть два варианта. Первый: вообще не учитывать сделку, исходя из того, что услугу оказал не тот поставщик, который указан в документах, а следовательно сделки и вовсе не было. Второй вариант – учесть оплату не в 1 млн, а в 500 тысяч, и именно эту сумму использовать при расчете налога на прибыль. Вот этот вариант и является налоговой реконструкцией.

Инструктаж сотрудников перед выездной налоговой проверкой Мы разработали 14-страничный документ для проведения инструктажа сотрудникам склада,  IT-отдела, кадровой службы и  бухгалтеру по налогам, и делимся им с вами. Читать статью

Немного истории

В судебной практике определение налоговой реконструкции присутствует еще с 2006 года. Тогда Пленум ВАС в своем постановлении № 53 от 12.10.

2006 определил, что «если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции».

В последующие годы и ВАС, и другие высшие судебные инстанции (включая Верховный суд и Конституционный суд) несколько раз возвращались к применению налоговой реконструкции в рамках рассмотрения различных споров. 

Наконец, понятие налоговой реконструкции было введено в Налоговый кодекс РФ в августе 2017 года, в статье 54.1.

Но описана она была таким образом, что налоговики, по сути, получили возможность налоговую реконструкцию не применять.

Особенно ярко это проявилось в деле компании «Кузбассконсервмолоко»: суд первой инстанции налоговую реконструкцию применил, апелляция это решение отменила, а последующая кассация – применила вновь.

По данным «Арбитраж.ру» к декабрю 2020 года, за три года действия статьи 54.1 НК РФ в пользу бизнеса завершились только 22% судебных споров, в которых эта статья применялась. Анализ экспертов показал, что налоговые органы как правило доначисляли налогоплательщикам налоги не с прибыли, а с выручки, отказывая в праве на учет расходов и налоговые вычеты. 

Письмо ФНС

Такая неопределенность сохранялась вплоть до марта этого года. Положило ей конец письмо ФНС № БВ-4-7/3060 «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом письме налоговики наконец разъяснили спорные понятия, а именно:

  • критерии добросовестности налогоплательщика;
  • признаки, которые указывают на отсутствие деловой цели и позволяют отнести контрагента к категории компаний-техничек;
  • основные правила и условия применения налоговой реконструкции.

В этом письме ФНС по сути признала, что право на налоговые вычеты обусловлены не только тем, что сделка является реальной, Но и тем, что она исполнена указанным в документах лицом. Отсюда сформулировано правило: если налоговиками выявлен факт сделки с «техничкой», то налогоплательщик должен раскрыть детали сделки и ее реальных исполнителей.

Ключевых тезисов письма ФНС – два. 

Во-первых, применять прежний подход, когда налоговые органы вовсе не учитывали сомнительные сделки, теперь можно будет только в случае причинения прямого ущерба госбюджету. То есть, если бюджет не пострадал, то и доначислений или непризнания расходов со стороны налоговой быть не должно.

А во-вторых (и на это обстоятельство необходимо обратить особое внимание) бремя доказательства обстоятельств, которые вызывают применение ст. 54.1 НК РФ.

Как проверить контрагента Подробная инструкция, каким должен быть порядок проверки контрагентов Читать статью
 

Читайте также:  Виды банковских счетов 2021: классификация

Позиция Верховного суда

Мартовское письмо ФНС – не единственный важный документ, который определяет положение дел с налоговой реконструкцией. 

Дело в том, что уже после его появления, в мае 2021 года, Верховный суд поставил точку в давнем налоговом споре. Право на налоговую реконструкцию доказывал небольшой хлебозавод, ООО «Фирма Мэри». Юристы, представлявшие компанию, проявили настойчивость и упорство, и дело, относившееся к 2014-16 гг., дошло даже до Верховного суда России.

И это позволило обозначить главному судебному органу свою позицию по вопросу применения налоговой реконструкции в спорах, связанных с получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Оно особенно важно потому, что создает судебный прецедент, на который смогут ссылаться в последующем налогоплательщики в своих спорах с ФНС.

  

Подход Верховного суда гласит: последствия налоговых правонарушений должны определяться ролью налогоплательщика в причинении ущерба государственному бюджету. Такие компании были отнесены Верховным судом к двум разным категориям:

  • организации, допустившие ошибки при ведении отчетности и оформлении документов, – они виновны в том, что не проявили необходимую осмотрительность, их ошибки были непреднамеренными и к ним налоговики могут применить расчетный способ определения налоговых обязанностей;
  • организации, которые умышленно вели документооборот так, чтобы уклониться от налогов. А вот к этим организациям расчетный способ применен быть не может, но они сохраняют право на вычет фактических расходов при определении налога на прибыль, если будут содействовать в устранении бюджетных потерь и раскроют сведения, которые покажут фактического исполнителя сделки. 

Три варианта развития событий

Письмом ФНС и определением Верховного суда сформирована ситуация с налоговой реконструкцией, которая подразумевает три варианта развития событий.

Первый вариант предусматривает исполнение сделки самой компанией-налогоплательщиком. В этом случае она предоставляет налоговикам исчерпывающие данные,  а те, при доначислении налогов, учитывают расходы компании и осуществляют вычет сумм входного НДС.

В данном случае недоимку по налогам возможно частично уменьшить на сумму подтвержденных расходов  спорного контрагента по приобретению товаров  от поставщиков, по которым  не установлены налоговые риски.

Также возможно учесть в расчетах общехозяйственные расходы спорных контрагентов  (аренда  техники, привлечение  трудовых ресурсов для выполнения работ для проверяемой компании),  суммы фактической уплаты налогов спорным контрагентом.

При этом, если отделение ФНС не провело реконструкцию или сама компания не смогла применить налоговые вычеты по НДС, то она может потребовать компенсации убытков от контрагента, который ввел ее в заблуждение или лиц, которые его контролируют.  Однако данная компенсация возможна в случае, если это предусмотрено заключенным договором с контрагентом.

Второй вариант – ситуация, когда установлен реальный исполнитель. Для налоговиков это означает исключение из цепочки компании-«технички» и проведение расчетов по налогу на прибыли и вычетов по НДС исходя из параметров реального исполнения сделки. Доказывать свою правоту в этом случае придется самой компании, если она захочет оспорить решение налоговых органов.

Предположим, проведена выездная проверка, по результатам которой доначисляют НДС и налог на прибыль по взаимоотношениям с подконтрольным транзитным контрагентом, созданным для искусственного документооборота в целях вывода денежных средств в неконтролируемый оборот.

При этом налоговая предполагает, что проверяемая компания приобретала товар напрямую у взаимозависимого завода- изготовителя по меньшей цене, при этом размер недоимки по налогам рассчитывается с полной стоимости сделки со спорным контрагентом.

В данном случае, важно рассчитать и документально подтвердить фактические расходы на товар исходя из цены, установленной заводом-изготовителем, расходов транзитной компании по приобретению комплектующих запчастей на товар у реальных (не спорных) поставщиков, а также расходов, связанных с транспортировкой товара от транзитного контрагента до фактических заказчиков Общества.  В случае, если не все финансовые сделки подтверждаются документально, возможно организовать оценку рыночной стоимости  расходов, учитываемых в наценке на товар от транзитного контрагента.

«В случае, если не все финансовые сделки подтверждаются документально, возможно организовать оценку рыночной стоимости  расходов, учитываемых в наценке на товар от транзитного контрагента», — рассказала Юлия Павлова, старший налоговый консультант компании Tax Compliance.

В третьем варианте отсутствуют сведения о реальном исполнителе. В такой ситуации налоговая реконструкция возможна только в отношении налога на прибыль, кроме того налоговики могут применить расчетный способ определения налоговой обязанности в порядке, определенном пп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ.

За налогоплательщиком остается право представить, в случае несогласия с ФНС, свои возражения.

Но их необходимо будет подкрепить вескими доказательствами своей правоты: данными об аналогичных операциях, подтвержденных документами, результатами экспертизы или документами, подтверждающими рыночную стоимость товаров или услуг.

Как оценивать ситуацию вокруг налоговой реконструкции, которая сформировалась в результате публикации письма ФНС и определения Верховного суда? Как это часто бывает, однозначная оценка едва ли возможна. 

Да, с одной стороны, налоговики потеряли основания беспричинно отказывать заинтересованным компаниям в проведении налоговой реконструкции. С другой, ее возможность прямо зависит от того, насколько строго компания ведет документооборот и готова доказать «на бумаге» свою правоту. 

Важно понимать, что изменения вокруг налоговой реконструкции, которые произошли в 2021 году отнюдь не облегчили жизнь тем бизнесам, которые предпочитают сокращать свою налоговую нагрузку при помощи фирм-однодневок.

Ведь мало кто из них готов полностью раскрыть содержание сделок, в которых они участвуют.

А это дает налоговикам возможность доначислять выплаты, исходя из собственных критериев оценки сделки – в соответствии с ее реальным экономическим смыслом. 

Со 2 августа 2021 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие две налоговые льготы в сфере интеллектуальной собственности

Роспатента «Вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся интеллектуальной собственности»

Речь идет о Федеральном законе от 02.07.2021 N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, возобновлена льгота об учете в составе расходов на НИОКР расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках. Льгота введена бессрочно.

Затраты на исследования и разработки должны входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988. Такой тип расходов можно учесть с коэффициентом 1,5, тем самым сократив налоговую базу по налогу на прибыль.

Другое изменение касается наделения субъектов РФ полномочием по установлению пониженной ставки по налогу на прибыль от предоставления прав использования РИД по лицензионному договору, в том числе в рамках экспорта. Речь идет о возможности снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, не затрагивая 3% составляющей налога, отчисляемой в федеральный бюджет.

  • Пониженная налоговая ставка подлежит применению при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта РФ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
  • Виды РИД, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер этой налоговой ставки (в пределах от 0% до 17% в региональной части отчислений по налогу на прибыль), дополнительные условия применения налоговой ставки теперь будут определяться законодательными актами на уровне каждого субъекта РФ.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 06.08.2021

Поделиться ссылкой:

Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения

Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили.

Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч.

 ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).

Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Читайте также:  Изменение КоАП РФ с 12 апреля 2022 года

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

Напомним: с 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@; см. «Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам»).

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации.

ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года.

За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

Подать заявление о льготе через интернет Подать бесплатно

Сдавать в 2021 году декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. «Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц»). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.

Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2021 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. «Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2021 год»). 

Организации самостоятельно рассчитывают авансовые платежи и налог по итогам года и вносят их в бюджет в установленные сроки.

С 2021 года налоговики также определяют сумму налога (на основании имеющихся у них сведений) и рассылают организациям сообщения по форме, утвержденной  приказом ФНС от 05.07.19 № ММВ-7-21/337@ . Сообщение присылают не позднее 6 месяцев после даты уплаты налога.

Если налогоплательщик считает, что инспекторы рассчитали налог неверно, он может выразить свое несогласие. В этом случае нужно направить в ИФНС пояснения и подтверждающие документы.

Получать от ИФНС уведомления о сумме транспортного налога и формировать платежки в один клик Сформировать бесплатно

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Перечень таких автомобилей на 2021 год размещен на сайте Минпромторга. При использовании данного списка надо учитывать, что в отношении некоторых из них введены дополнительные ограничения.

Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. К примеру, по автомобилям BMW M240i xDrive с бензиновым двигателем объемом 2 998 куб. см.

коэффициент применяется только в том случае, если с даты выпуска прошло от 2 до 3 лет включительно.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@.

В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах.

Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

А значит, транспортный налог за 2021 год по дорогостоящему автомобилю 2021 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно». Следовательно, придется применить повышающий коэффициент.

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

Получается, что для автомобиля 2021 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2021 год применять повышающий коэффициент не требуется.

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто.

Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Льготы по транспортному налогу

Так же как и ставки, льготы определяются на уровне субъектов РФ. В статье 361.1 НК РФ., которая называется «Налоговые льготы», установлен лишь общий порядок их использования.

В частности, в ней сказано, что для применения льготы налогопательщику нужно подать в ИФНС заявление.

Однако, если заявление о льготе не подано,  налоговики должны применить ее самостоятельно на основании имеющихся у них данных.

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции.

В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства.

Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых вообще не надо платить налог. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска.

При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.

: «В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом».

Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.

Бесплатно подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу

Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Расчет транспортного налога в 2021 году

Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Отчетность по транспортному налогу в 2021 году

«Транспортную» декларацию за 2020 год нужно сдать только тем компаниям, которые были реорганизованы или ликвидированы до конца этого года (см. «Налоговики сообщили, какие организации должны сдать декларацию по транспортному налогу за 2020 год»). «Промежуточные» декларации (расчеты) по итогам отчетных периодов не предусмотрены.

С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность по представлению «транспортной» декларации, прекращает действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, сдавать отчетность по окончании 2020 года и более поздних периодов не надо.

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Сроки уплаты транспортного налога

С 2021 года  срок уплаты —  единый для всей страны: организации перечисляют налог до 1 марта следующего года (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.19 № 325-ФЗ). Это правило начало действовать с уплаты налога за 2020 год.

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. Начиная с 2021 года, срок перечисления стал единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *