Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?
rcmm.ru

В России вырастут тарифы на ЖКХ в 2022 году. Сообщается что повышение затронет всю территорию нашей страны. По мнению экспертов увеличение платы за коммуналку может сильно ударить по карману россиян. На фоне резкого роста цен на продукты питания, одежду и практически все услуги, многим придется пересмотреть траты и научиться экономить.

Государство пытается использовать инструменты не позволяющие поднимать тарифы выше определенной планки, но окончательное решение о повышении платы за ЖКУ отдали местным властям. На сколько вырастет плата за коммунальные услуги в 2022 году мы спросили у юриста.

Увеличение тарифов на коммунальные услуги в России в 2022 году

После того как власть провела анализ текущей ситуации в стране, было принято, что решение о повышении тарифов будут принимать местные власти. У них есть верхняя планка. Вопрос в другом, в каких случаях будет использована этот верхний показатель? По словам юриста, все зависит от конкретной экономической ситуации.

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ? АГН «Москва»

Если брать во внимание последнее распоряжение кабинета министров, то можно смело говорить о том, что в этом году платежи вырастут в среднем от 3,5 до 5%. К максимальным повышениям следует готовиться жителям Санкт-Петербурга, Чечни, Татарстана, Крыма и Севастополя. Здесь повышение может достигнуть 6%.

Что касается платежей за капитальный ремонт для граждан, то по мнению юриста, они могут остаться на среднем уровне даже при учёте повышения цен на стройматериалы. Единственное, что может наблюдаться, так это подорожание самих работ по капитальному ремонту, но при этом их стоимость по закону не должна превышать максимальное значение для региона.

Повышение оплаты ЖКХ: чего ждать россиянам в 2022 году

Многие сейчас обеспокоены тем, что цены на коммунальные услуги могут существенно подорожали из-за ужесточения санкций против России. Однако эксперты поспешили успокоить граждан. По их словам, санкции пока не касаются вопросов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Как утверждает юрист, в скором времени в России начнется постепенный рост льготников по оплате коммунальных услуг. Это произойдет на фоне того, что власть планирует постепенно снизить максимальную долю расходов на оплату данных услуг. Отметим, на данный момент она составляет 22% от доходов, в 2023 году – 18% а в 2025 – 15%.

Ранее Сергей Собянин подписал распоряжение о сохранении тарифов ЖКХ в Москве на текущем уровне до июля 2022 года. Напомним, что последний раз цены на оплату коммунальных услуг менялись летом 2021 года. Тогда рост составил 4,6%.

В каких городах россии самые дорогие тарифы на услуги жкх

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?Фото с сайта rabochy-put.ru

Выяснилось, что за год средний чек за оплату жилищно-коммунальных услуг вырос незначительно: с 3167 рублей в 2020 году до 3405 рублей в 2021-м.

По мнению специалистов, на повышении сказалась теплая зима. В конце 2019 — начале 2020 года из-за отсутствия сильных морозов коммунальщики снизили отопление в батареях, поэтому плата за услугу оказалась ниже. В 2021 году, напротив, в России начались сильные холода, что привело к повышению платы за коммунальные услуги.

В пятерку городов, где плата за коммунальные услуги оказалась самой высокой, вошли Набережные Челны со средним чеком 4772 рубля, Тюмень с результатом 3880 рублей, Москва с показателем 3475 и Тольятти со средним чеком 3414 рублей.

Как отметили «Невские новости», коммунальные услуги во втором по величине городе России оказались самыми доступными. Средний чек жителей Санкт-Петербурга оказался всего 2806 рублей.

Тарифы ЖКХ не будут повышать сверх плана в 2022 году, заявили в Минстрое

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ? соцсети

После ежегодной индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1 июля 2022 года дополнительных повышений не планируется, заявил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин.

«Решение об индексации тарифов у нас зафиксировано в постановлениях правительства, и мы не собираемся превышать тарифы после 1 июля», — пояснил Файзуллин (цитата по ТАСС).

Он подчеркнул, что задача повысить тарифы перед правительством не стоит, «разные варианты прорабатываются».

1 июля каждого года в России проходит индексация тарифов на ЖКУ, их средний рост составляет 4%, но варьируется по регионам. На 2022 год показатели индексации были установлены в ноябре прошлого года.

Согласно постановлению правительства, наименьшие предполагаются в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%), наибольшие — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (6%), пишет РБК.

В середине марта президент Владимир Путин подписал закон, который позволяет в текущем году отменять повышенные пени и штрафы за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также взносов за капитальный ремонт.

Размер взысканий, согласно Жилищному кодексу, рассчитывается с учетом ключевой ставки ЦБ на день фактической оплаты, но так как сейчас ставка повышена до 20% годовых, было решено пересмотреть особенности расчета санкций, чтобы не допустить их рост.

Добавьте Интересную Россию в избранное

Эксперт объяснила, насколько в 2021 году вырастут тарифы на услуги ЖКХ

Рост тарифов на услуги ЖКХ в 2021 году в большинстве регионов не превысит уровень прогнозируемой годовой инфляции и будет находиться в диапазоне 3,4 -3,9 процента, рассказала «Российской газете» исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева.

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ? Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?

Егор Алеев/ТАСС

— Здесь вообще придумывать и додумывать ничего не надо. Правительство утвердило индексы тарифов по регионам, то есть предельные значения, за которые региональные власти выходить не должны», — отметила эксперт.

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?

Путин подписал закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ

Она напомнила, что тарифы на ЖКУ ежегодно пересматриваются не с начала календарного года, а с 1 июля.

«Но, насколько нам известно, многие регионы отказались повышать тарифы до того уровня, на который им разрешено повысить, учитывая сложную экономическую ситуацию из-за пандемии коронавируса», — подчеркнула эксперт.

Она добавила, что регион может повысить плату за ЖКХ на процент выше уровня годовой инфляции, но он должен это экономически обосновать. В 2021 году вряд ли кто-то на это пойдет.

Есть еще плата за капремонт, которая регулируется решениями региональных властей. «Но здесь опять же, как нам известно, на следующий год многие отказались от планов повышения этого тарифа», — уточнила Светлана Разворотнева.

Плата за содержание дома и текущий ремонт вносится в управляющие компании. Здесь они, конечно, могут повысить расценки, так как им приходится теперь заниматься дезинфекцией подъездов и территорий. «Но собственники должны помнить, что все в их руках. И именно они должны утверждать тарифы на содержание дома и ремонт на общем собрании.

И если управляющая компания повышает тариф, она должна предупредить об этом через объявления за три месяца до повышения. Этого времени вполне хватит на то, чтобы провести собрание, утвердить или оспорить тарифы», — говорит Разворотнева. Если же управляющая компания сама принимает решение о повышении тарифов, заранее не предупредив собственников жилья, то решение можно оспорить.

Например, обратиться с жалобой в «ЖКХ-Контроль».

В системе ЖКХ зафиксировано 1122 аварии за месяц

Эксперт особо подчеркивает, что в зимний период отключить отопление и воду за долги нельзя по закону. За долги можно ограничить, например, подачу электричества и канализации. Но, учитывая, что инженерные коммуникации общие, пользование канализацией практически невозможно ограничить.

Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?

  • Сергей Слесарев
  • Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
  • специально для ГАРАНТ.РУ

В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты.

Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017).

В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Читайте также:  Образец оформления должностной инструкции по профстандарту в 2021 году

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г.

№ 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст.

134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст.

134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов.

Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст.

7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».

Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

  1. а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);
  2. б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.
  3. Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?
  4. В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:
  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом.

Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор.

Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена.

Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда.

Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации.

У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015).

И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста.

Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты.

Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им.

Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г.

Читайте также:  Минтруд утвердил нормы бесплатной выдачи спецодежды некоторым категориям работников

по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст.

134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст.

129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду.

При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии.

В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация «оклада» или единовременная выплаты и т.п.

Повышение тарифов на ЖКХ услуги в 2022 году

Начало 2022 года принесло не только хорошие новости, но и несколько неприятных известий, одним из которых стала новость о подорожании коммуналки. Причем повышение затронет все регионы страны.

Правда, для разных областей цены вырастут на разный процент. Индексация предусматривает рост в пределах 2,9% — 6,5%. Она будет проведена во втором полугодии. Уже есть постановление правительства, которое утвердило новые индексы.

Осталось с ними ознакомиться.

Индексацию зарплаты привяжут к повышению тарифов на услуги ЖКХ?

Подорожание ЖКХ в 2022 году: новые тарифы

После того как появилась информация о новых тарифах по ЖКХ, налогоплательщики засуетились, поскольку всех интересует – насколько дороже отныне будет коммуналка.

Правительство в своем положение очертило границы подорожания, а власти регионов будут рассчитывать индивидуальные индексы.

Причем вполне возможно, что региональные власти выставят свои тарифы для каждого населённого пункта.

Согласно предписаниям, тариф могут повысить только на тот показатель, что предусмотрен федеральным постановлением, не выходя за рамки. Индексами были ограничены цены услуг по следующим направлениям:

Отдельные коммунальные услуги могут поднять тарифы чуть выше указанного индекса или оказаться ниже минимального предела. Правда это возможно только если общий показатель в % соотношении не будет выше предусмотренного индексом. Процент увеличения считается с 01.07. 2022 года. Но индексация не затрагивает деньги, что будут потрачены на проведение капитального ремонта и некоторых других работ.

Индексацию проведут только во втором полугодии, так что у россиян будет время морально подготовиться к новым условиям. Но уже сейчас известно, что меньше всего будут платить жители Свердловской области, где индексация останется на уровне 2,9%. А вот жители Крыма, Татарстана и Севастополя будут оплачивать коммуналку с индексацией, составляющей 6,2%.

Чтобы увидеть тарифы, действующие в вашем регионе на данный момент, необходимо перейти на официальный сайт комитета по тарифам. На сайте выберите регион, перейдите в раздел «Тарифы» и поищите вкладку с последними новостями или обновлениями.

Ничего сложного в этой процедуре нет. Но все же некоторые нюансы вызывают сложности. Например, тот факт, что в одном и том же регионе, но в разных населенных пунктах, тарифы существенно отличаются. Так что смотрите не только на регион, но и на конкретный город или поселок, где проживаете и оплачиваете коммуналку.

Список новых тарифов ЖКХ с 1 июля 2022 года

Мы собрали предельные индексы для каждого из регионов, что будут действовать, начиная со второй половины текущего года.

Стандартный прирост: в 2021 году тарифы на ЖКУ в России поднимутся на 4%

В 2021 году плата за ЖКУ в среднем по России увеличится на 4%, сообщили «Известиям» в ФАС. Подорожание произойдет в июле.

Повышение обусловлено инфляцией — рост цен контролируется государством примерно в ее пределах.

При этом в ФАС отрицают рост цен из-за обязательной установки «умных» счетчиков в домах с 2022 года, о котором ранее предупреждали в отрасли. Такие расходы не должны возлагаться на граждан, добавили в Минстрое.

Плавное повышение

В 2021 году рост общего платежа граждан за ЖКУ в среднем по России определен в размере 4%, сообщил «Известиям» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев. Повышение произойдет 1 июля, с 1 января рост платы не предусмотрен, подчеркнул он.

Правительство утверждает для каждого региона свой предельный индекс — порог суммарного повышения платы за коммунальные услуги, добавил Виталий Королев. Распоряжение кабмина касается цен на газ, отопление, электричество, горячую и холодную воду, водоотведения и вывоз мусора.

Размер индекса отличается в разных субъектах. Например, в Чеченской Республике установлен порог 6,5%, в Якутии — 6%, в Новгородской области — 6,4%, в Мурманской — 3,2%, в Магаданской — 3,8%, в Пензенской — 3,4%, указано в распоряжении правительства. Но в среднем около 4%.

— ФАС на постоянной основе проводит мониторинг соблюдения установленных правительством индексов, — отметил Виталий Королев.

Как писали «Известия», ранее антимонопольная служба разработала проект постановления, по которому предельный порог в тарифах на электроэнергию может увеличиться сверх разрешенного в случае установки «умных» счетчиков. С 1 июля 2020 года вышедшие из строя счетчики в квартирах должны за свой счет менять поставщики электроэнергии, а с 1 января 2022-го все они должны быть «умными».

Виталий Королев заявил «Известиям», что исключений сейчас не установлено, в том числе о превышении индексов из-за установки приборов учета. Вопрос об источнике средств для перехода на новые приборы и передачу показаний с них обсуждается в правительстве. «Известия» направили запрос в кабмин.

По мнению Минстроя, расходы на установку «умных» счетчиков не должны нести граждане, сказали «Известиям» в ведомстве.

— Приборы, интегрированные в «умную» систему, должны существенно сократить коммерческие потери поставщиков электроэнергии, и эта экономия в том числе позволит окупить установку новых счетчиков, — считают в Минстрое.

Для жилищно-коммунального комплекса плата за ЖКУ — единственный источник доходов помимо дотаций из бюджета. Поэтому неизбежна их индексация — из-за инфляции, колебаний цен на топливном рынке, необходимости проводить ремонт инфраструктуры, выплачивать заработную плату работникам, сказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Больные точки

Учитывая строгое тарифное регулирование и задолженность за поставленные ресурсы, у предприятий ЖКХ почти не остается средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, сообщили в Минстрое. Уровень изношенности коммуникаций в среднем по России сейчас составляет около 60%, поэтому даже поддержание текущего состояния требует значительных средств, сказали в министерстве.

По оценкам субъектов, на модернизацию и реконструкцию сетей в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требуется несколько триллионов рублей, добавили в ведомстве. При этом в крупных городах доля старых сетей меньше, отметил гендиректор ПАО «Городские Инновационные Технологии» Сергей Минко.

Сегодня невозможно выделить регионы с наиболее тяжелой ситуацией, поскольку нужно рассматривать финансово-экономическое состояние каждого отдельного коммунального предприятия, отметила исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева. В целом по стране сильнее всего недофинансированы водоканалы, уточнила она.

Например, несколько лет назад даже в довольно благополучном регионе — Белгородской области — чуть не обанкротился водоканал, указала директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. В итоге пришлось заметно повысить тарифы именно на воду в субъекте, добавила она.

Для решения проблем в стране сейчас разрабатываются различные программы и инструменты, которые направлены на привлечение инвестиций в отрасль, рассказали в Минстрое. В частности, улучшается и дорабатывается механизм концессионных соглашений. Также есть специальные программы по ремонту инфраструктуры с высоким уровнем износа (например, свыше 60%), отметили в министерстве.

Читайте также:  Журнал учета больничных листов — образец заполнения 2021

Структура ЖКХ нуждается в реформировании и в улучшении эффективности, полагает Сергей Минко. Стоит в принципе отказаться от централизованного регулирования тарифов на ЖКУ, считает Светлана Разворотнева.

— Нужно дать возможность регионам самостоятельно, исходя из состояния предприятий в субъектах, устанавливать тарифы. При этом необходимо улучшить адресную помощь нуждающимся гражданам для компенсации расходов на оплату ЖКУ, — высказала мнение она.

Необходимо грамотно использовать механизм субсидирования, поскольку рост зарплат непропорционален росту тарифов на ЖКУ, добавила операционный директор «Домиленд» Татьяна Волчкова.

Спорные вопросы индексации зарплат работников

Работодатель обязан повышать зарплаты с учетом уровня инфляции. А если он уклоняется от индексации, выплату какой задолженности вправе требовать работник? И на что он может рассчитывать, если работодатель жалуется на неудовлетворительные экономические показатели компании или каждый месяц премирует работников, но фиксированный оклад не увеличивает?

Чтобы разобраться, должна ли индексироваться ваша зарплата, прежде всего нужно обратиться к ст. 134 Трудового кодекса РФ. В этой статье указано, что работодатель должен обеспечить работникам гарантии повышения зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. То есть в госучреждениях заработная плата индексируется за счет бюджетных средств на основании соответствующих нормативных актов.

А вот в частном секторе все не так однозначно: порядок и условия индексации зарплаты могут быть установлены:

  • коллективным договором;
  • трудовым договором;
  • иными локальными нормативно-правовыми актами (далее – ЛНА).

Однозначной формулировки об обязанности работодателя установить в ЛНА порядок и условия индексации ст. 134 ТК РФ не содержит. Однако, согласно разъяснениям Роструда1, даже если работодатель (организация) исполняет обязанность по повышению заработной платы, порядок и условия такого повышения должны быть установлены в ЛНА.

Несоблюдение этого правила может быть расценено как административное правонарушение, что может повлечь привлечение организации к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение грозит предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

, а на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Однако судебная практика неоднозначна. Некоторые суды придерживаются позиции Роструда и соглашаются с трудовой инспекцией, считающей необходимым привлечение к административной ответственности за отсутствие в ЛНА положений об индексации заработной платы2.

А в других случаях суды обращают внимание на то, что отсутствие в ЛНА таких положений не должно являться основанием для привлечения к ответственности и что требуется установить, повышались ли в организации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги3.

Таким образом, сегодня нет единого подхода к вопросу об обязанности работодателя устанавливать в ЛНА порядок и условия индексации. Чтобы избежать претензий и судебных споров с административными органами, работодателю следует включать такие условия в ЛНА. В случае же возникновения спора он вправе доказывать, что меры по повышению уровня заработной платы им принимаются.

Индексация заработной платы – это ее повышение с учетом уровня инфляции. Индексация является обязанностью работодателя. Увеличение размера заработной платы – это увеличение компенсации за труд, квалификацию и опыт работника, что является не обязанностью, а правом работодателя.

Несмотря на довольно простое разграничение этих понятий, по данному вопросу возникает масса споров. Рассмотрим их ниже.

1. В течение нескольких лет работодатель не повышает заработную плату работника.

В такой ситуации суды встают на сторону работника. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). В силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ она должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное ст.

134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации4.

Более того, суды придерживаются позиции, согласно которой обязанность работодателя индексировать заработную плату никоим образом не обусловлена величиной должностного оклада сотрудника. Индексация является императивной обязанностью, которая должна исполняться независимо от установленной трудовым договором величины зарплаты5.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если работодатель не установил сроки, порядок и условия индексации, это не повод не проводить ее в организации6.

Таким образом, даже если оклад работника существенно превышает МРОТ или средний уровень заработной платы в соответствующем субъекте, по данным Росстата, работодатель все равно обязан индексировать зарплату.

В противном случае работник может обратиться к нему с требованием о выплате задолженности по заработной плате в том размере, на который ее должны были проиндексировать.

И тут возникает вопрос: если в ЛНА обязанность по индексации не прописана, то как работнику определить размер задолженности? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но допустимо ориентироваться на показатели уровня инфляции7.

2. Работодатель ежегодно повышает зарплату, но в ЛНА нет положений о ее индексации.

Ситуация эта неоднозначная. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 4 за 2017 г., индексация – не единственный способ обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы.

Эта обязанность может быть исполнена работодателем и путем периодического увеличения размера зарплаты безотносительно к порядку индексации, в частности через повышение должностных окладов или выплату премий.

Споры об индексации чаще разрешаются в пользу работодателей в ситуациях, когда оклад работника ежегодно увеличивался, хотя положения об индексации в ЛНА нет8. Однако, как указывалось выше, отсутствие такого положения в ЛНА все равно может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Отметим, что, хотя Верховный Суд РФ указал на возможность индексировать заработную плату путем увеличения окладов, в последнее время суды стали более тщательно рассматривать споры об индексации.

Так, в одном из недавних споров суд пришел к выводу о том, что увеличение оклада не может считаться индексацией без соответствующего положения в ЛНА.

То есть фактически суд указал, что обязанность по индексации за счет увеличения должностного оклада может считаться исполненной только в том случае, если соответствующий порядок индексации установлен в ЛНА. Иначе увеличение оклада нельзя рассматривать как индексацию9.

3. Работодатель ежемесячно премирует работников, но фиксированный оклад не увеличивается.

Вопрос о том, можно ли считать премирование способом индексации заработной платы, неоднократно рассматривался судами. Единый подход пока не выработан. В большинстве случаев ситуация аналогична описанной выше, где речь шла об индексации за счет увеличения окладов.

Однако к премированию как к способу индексации суды относятся более внимательно, поскольку по общему правилу премии – это выплаты стимулирующего и поощрительного характера, производятся они по усмотрению работодателя и являются необязательной (переменной) частью заработной платы.

Если в ЛНА прописано, что индексация заработной платы работников производится за счет выплаты премий, и если такие премии работникам выплачиваются, то суды занимают позицию работодателей.

В то же время Верховный Суд РФ указал, что если ЛНА не содержит такого положения, то необходимо определить правовую природу премии10. Если будет установлено, что премию выплатили, например, за переработку или достижение определенного результата, то ее нельзя приравнивать к индексации зарплаты.

Если же выяснится, что премия направлена на увеличение уровня заработной платы, то ее засчитывают за индексирование11.

4. Работодатель не индексировал зарплату из-за неудовлетворительных экономических показателей организации.

В некоторых случаях независимо от того, установлены ли порядок и условия индексации заработной платы в организации, суды встают на сторону работодателя, если последнему удается доказать, что индексирование было невозможно ввиду неудовлетворительных экономических показателей компании.

Суды полагают, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей предприятия, в связи с чем необходимо принимать во внимание финансовое положение работодателя в период, за который индексация заработной платы не произведена12.

Чтобы минимизировать риск привлечения к административной ответственности и избежать споров об индексации заработной платы с работниками, работодателю необходимо в коллективном или трудовом договоре либо в ЛНА установить порядок, сроки и условия индексации.

Такой порядок должен предусматривать:

  • период индексации зарплаты (например: «ежемесячно», «ежеквартально» или «ежегодно»);
  • размер индексации (например: «не ниже уровня инфляции»);
  • способ индексации (например, «за счет выплаты премии», «за счет увеличения оклада», «за счет выплаты единовременной компенсации»);
  • обстоятельства, при которых организация вправе не проводить индексацию.

При соблюдении работодателем такого порядка риски будут минимальны. В противном случае работники вправе будут требовать индексации, если смогут доказать, что заработная плата не повышалась или что дополнительные выплаты и увеличение оклада не преследовали цель индексации зарплаты.

1 Письмо Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем».

2 Решение Московского городского суда от 26 августа 2020 г. по делу № 7-9217/2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *