Госзакупки упрощаются: опубликовали поправки к 44-ФЗ

17 июня 2021 года Государственная Дума в третьем чтении приняла пакет поправок в Федеральный Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

А 2 июля изменения в системе госзакупок в виде более чем трехсотстраничного документа были подписан Президентом.

Это второй за год крупный пакет изменений, который должен сделать государственные закупки быстрее, проще, увеличивает уровень автоматизации закупочных процессов и уменьшает количество споров между закупщиками и поставщиками.

Всего в силу скоро вступят более 70 поправок: разберемся только с основными и посмотрим, повлияют ли они на работу закупщиков и поставщиков в ЕИС и что делать, если изменения в законодательстве касаются вашей закупочной деятельности.

Стало меньше конкурентных закупок, до одного документа уменьшилось количество приложений к опубликованной закупке

Из 11 видов конкурентных закупок остается всего три: запрос котировок, электронный конкурс и электронный аукцион. Старт конкурсной процедуры или аукциона не потребует практически никаких документов.

Чтобы открыть аукцион, достаточно извещения: ни техническое задание, ни критерии оценки и проект контракта, ни расчетные бланки с обоснованием НМЦК и размером контрактного обеспечения для первого этапа закупки публиковать не нужно.

Информация, которую раньше содержали эти документы, должна быть включена в извещение.

Госзакупки упрощаются: опубликовали поправки к 44-ФЗ

В новой редакции 44-ФЗ остаются самые популярные у организаторов и закупщиков процедуры. По этим же процедурам оказались самые дорогие контракты: на электронный аукцион пришлось 70% закупочного бюджета, на открытый конкурс — 23%, а на запрос предложений в электронной форме — 6%.

Конкурсы с ограниченным участием, согласно обновленному закону, исключены: по умолчанию теперь заявиться на закупку может каждый. Точнее, мог бы, если бы не универсальная предквалификационная Процедура — барьер, который не допустит до государственных и муниципальных закупок участников с минимальным опытом или юрлица с циклом жизни как у мотылька.

Электронный документооборот распространяется на все этапы закупки

Документооборот, который сопровождает закупку, становится полностью электронным. Кроме уже давно перешедших в «цифру» извещений в электронном виде будет реализовано и актирование, и сам контракт.

В электронном виде теперь можно и оспаривать итоги конкурсных процедур.

По мнению законодателей, распространение электронного документооборота на закупочный процесс целиком позволит ускорить закупки и сократить количество взаимных претензий заказчиков и поставщиков.

  • С июля 2022 года — в ЕИС размещаются решения о расторжении контракта, здесь же проходит работа с неустойками.
  • С июля 2023 года — в ЕИС оформляют соглашения о расторжении или изменении контракта, оформляются документы при закупке у единственного поставщика
  • Если извещение о закупке опубликованы до января 2021 года, то приемку заказчик оформляет в ЕИС.

Итоговую цену закупки можно уменьшить на размер неустойки

Штраф или Неустойка, которые «заработал» поставщик во время исполнения контракта, могут послужить основанием для уменьшения суммы договора. Основанием для уменьшения фактической цены контракта становится соответствующий пункт контракта.

Независимо от суммы контракта оплата по нему производится только напрямую поставщику — из цепочки исключаются банки и другие финансовые организации, которые предоставляют Услуги факторинга.

Изменились правила проведения совместных закупок: теперь их могут проводить госзаказчики из разных регионов

Совместные закупки государственными или муниципальными заказчиками не запрещены.

В обмен на несколько затянутую процедуру оформления закупки у закупщика появляется возможность объединиться с коллегой из одного с ним региона и оформить одну заявку на поставку товаров или приобретение услуг.

Поправки в закон расширили возможности объединения: теперь совместные закупки можно организовать и для субъектов закупочной деятельности из разных регионов.

Совместная закупка не отменяет того, что поставщик оформляет отдельный Договор с каждым из участников «закупочного госкооперации». Формально закупку проводит организатор — уполномоченный региональный орган или один из фактических участников совместной закупки.

Закупщик получает возможность экономить, даже если в его регионе нет никого, с кем можно было бы объединиться для требования оптовой цены на поставку товаров и услуг. При этом география участников закупки расширяется, а закупочным процессом управляет тот, кто территориально ближе к поставщикам. Несколько усложняется документооборот, что компенсируется экономией.

Появилась универсальная стоимостная квалификация

Если стоимость контракта равна или больше 20 млн рублей, то, чтобы принять участие в конкурсе или аукционе, поставщик должен доказать опыт работы с государственными заказчиками. Для этого ему нужно подтвердить опыт работы с государственными заказчиками или закупщиками со стороны компаний с государственным участием.

К торгам на сумму от 20 млн рублей и больше будут допущены только те участники, которые сумели доказать, что:

  • В течение предыдущих трех лет выполняли контрактные обязательства перед госзаказчиками.
  • Поставляли товары и услуги на сумму 20% и больше относительно цены контракта, на который они претендуют.

Чтобы получить право на участие в аукционе или конкурсе, претендент должен соответствовать двум критериям одновременно.

Предквалификация распространяется на участников любых закупок, а не только для двухэтапных закрытых конкурсов или конкурсов с ограниченным участием.

При этом даже небезупречно исполненный контракт тоже считается позитивным опытом для поставщика.

То есть контракт, по которому фигурировали неустойки и штрафы, но фактически выполненный, тоже попадает в «копилку» опыта поставщика. Условие одно: штрафные санкции и пени должны быть погашены.

Обеспечение по контрактам жизненного цикла теперь многоэтапное

При заключении контракта жизненного цикла поставщик предоставляет обеспечение не на всю сумму контракта, а на этапы жизненного цикла: собственно поставку, эксплуатацию и гарантийный ремонт, вывоз и утилизацию (если речь идет, например, про оборудование). График, согласно которому перечисляется обеспечение, нужно включать в контракт или в приложения к нему.

С разделением обеспечения контракта на этапы отследить поступление оплаты будет сложнее, увеличится объем сопроводительных документов и ослабнет контроль за финансовой дисциплиной поставщика. Вероятно, потребуются новые инструменты для того, чтобы управлять платежами или хотя бы иметь возможность отслеживать или точно их прогнозировать.

Аукцион на повышение по 67 Приказу ФАС: новая процедура для электронных торговых площадок на платформе iTender и Финансовый модуль для контроля за доходами

Пакет поправок в главный нормативный документ, регулирующий закупки — не последний. Компания «Фогсофт» следит за изменениями в закупочном законодательстве — в том числе за тем, как меняются правила и регламенты, закрепленные в 44-ФЗ, более гибком 223-ФЗ и других НПА.

По запросу владельцев электронных торговых площадок «Фогсофт» разрабатывает новые закупочные процедуры или адаптирует уже существующие для проведения торгов под те условия, в которых работает заказчик.

Среди последних разработок — торговая процедура, адаптированная под требования Приказа №67 Федеральной антимонопольной службы: нужный заказчику инструмент для торгов был разработан и внедрен за два месяца.

Госзакупки упрощаются: опубликовали поправки к 44-ФЗ Система управления закупками на предприятии, iTender-SRM — это набор современных инструментов, применяемых на разных этапах процесса управления закупками и взаимодействия с поставщиками.

Читать подробнее

«Заказчик получил инструмент для проведения аукциона на повышение с прогрессирующим шагом. Постепенное повышение цены с каждой ставкой позволяет реализовать выставленные на торги активы быстро и по максимальной цене. — рассказывает продакт-менеджер компании «Фогсофт» Максим Канев.

— Напомню, что согласно Приказу №67 ФАС, предметом торгов является право на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления государственным и муниципальным имуществом.

В торговой процедуре «67-й Приказ» автоматизированы ключевые операции процедуры: например — закрытие и приостановка торга по решению ФАС или организатора. Или повышение предложения от каждого последующего участника торгов, автоматическое уменьшение шага торга до заданного значения.

Мы предусмотрели и протестировали любые ситуации, которые могут возникнуть во время реализации торговой процедуры по требованиям 67-го Приказа ФАС. Отмечу еще, что, несмотря на название — это универсальная торговая механика, которую можно использовать для реализации активов с «мягким» повышением цены.

Автоматизация операций находится на очень высоком уровне — вплоть до признания торга несостоявшимся. Участвовать в торгах могут только контрагенты с электронной цифровой подписью (ЭП): это требование зафиксировано в нормативном акте. Для использования электронной подписи в аукционе на повышение есть соответствующий функционал».

Читайте также:  Осзн в ближайшее время должны создавать подходящие условия для профобучения женщин с маленькими детьми

Кроме новой торговой процедуры «67-й Приказ» компания «Фогсофт» разработала на заказ Финансовый модуль.

Его используют организаторы торгов и владельцы торговых площадок для автоматизации управления финансовыми операциями.

Например, связанными с участием в торгах, признанием победителем или отказом победителя от заключения договора, а также сбором оплаты за регистрацию и аккаунт. Среди преимуществ Финансового модуля заказчики отмечают:

  • Движение денег между пользователями электронной торговой площадки становится прозрачным — администратор контролирует факты оплаты;
  • Становится проще работать с дебиторской задолженностью — ее просто нет.
  • Упрощение бухгалтерии — финансовый модуль используют как источник данных о движении денежных средств.
    • Новая торговая процедура и финансовый модуль — примеры заказной разработки. Платформа iTender, на которой создаются электронные торговые площадки для закупок или продаж, допускает как быстрое внедрение новых торговых процедур и модулей, так и кастомизацию существующих торговых и закупочных механик. Кроме кастомизации и разработки новых решений для электронных торговых площадок «Фогсофт» создает и информационные системы на заказ — простые решения сложных бизнес-задач.

Новости

Информация о материале 30 мая 2020 Госзакупки упрощаются: опубликовали поправки к 44-ФЗ Рассмотрим некоторые новшества, которые были запланированы заранее и начали работать с 1 января 2020 года, а также изменения, спровоцированные пандемией. Часть летний изменений была перенесена на октябрь.

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.  

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.

2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, Исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

  • Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.
  • В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.
  • В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными.

По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства.

Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств.

По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Читайте также:  КонсультантПлюс в апреле-2023 работает и оперативно дает разъяснения

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

  1. Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.
  2. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.
  3. Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы.

 По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.).

Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Обзор изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятых Госдумой 17.04.2020 г. (законопроект № 711277-7)

  • 17 апреля 2020 года Государственной Думой РФ был принят в третьем чтении законопроект № 711277-7 «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» с изменениями в Федеральный закон № 223-ФЗ, а также в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 449-ФЗ, которым поэтапно вносится ряд поправок в 44-ФЗ, в том числе в части регламентации новой закупки у единственного поставщика в электронной форме до 3 млн рублей.
  • Так, согласно изменениям, внесенным в процедуру проведения такой закупки у единственного поставщика, участники закупок при формировании предварительного предложения на электронной площадке, должны будут помимо уже зафиксированного в тексте закона перечня информации дополнительно указывать:
  • • количество товара, предлагаемого к поставкам, в разбивке по возможным территориям поставки;
    • минимальное и (или) максимальное число товара, предлагаемого к поставке, в том числе в разрезе территорий поставки;

• минимальные и (или) максимальные сроки поставки в календарных днях с учетом территориальных возможностей поставок. При этом неуказание срока в предварительном предложении будет означать согласие со сроком поставки, указанным заказчиком в извещении.

Участники закупок смогут вносить изменения в свои предварительные предложения, эти изменения будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых размещены после размещения на ЭТП изменений такого предварительного предложения.

На оператора электронной площадки возлагается дополнительная обязанность по проверке предварительных предложений при отборе 5 заявок после получения извещения о закупке от заказчика на предмет наличия незаблокированного количества товара в размере, указанном в извещении. Заявки, у которых будет отсутствовать незаблокированное количество товара в размере, необходимом для заказчика по извещению, не будут учитываться при отборе.

Оператор электронной площадки должен будет осуществлять блокировку количество товара в размере, указанном в извещении, в отобранных и направленных заказчику заявках в случае, если участник в своем предварительном предложении указал максимальное количество товара, возможное к поставке.

Также оператор должен будет в течение 1 часа с размещения протокола подведения итогов прекращать блокировку товара всем участникам, за исключением того, с которым заключается контракт. При этом участнику, с которым заключается контракт, оператор электронной площадки будет автоматически уменьшать количество товара, указанное в предложении, на количество товара, закупаемого по извещению.

Вступление в силу положений, регламентирующих закупки у единственного поставщика в электронной форме, переносится на 1 октября 2020 г. При этом интеграционное взаимодействие с ЕИС в рамках таких закупок в части размещения всех предварительных предложений со всех электронных площадок откладывается на более поздний срок — до 1 июля 2021 г.

В связи с корректировкой порядка проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе в части срока заключения контракта по результатам его проведения, редактируются положения о заключении контрактов по результатам проведения электронных процедур в части срока заключения контракта по итогам проведения запроса котировок. При этом предлагается перенести срок вступления в силу изменений, касающихся проведения электронного запроса котировок, на 1 октября 2020 года.

Кроме того, в Федеральный закон № 44-ФЗ вносятся следующие поправки:

• регламентируются сроки вступления в силу изменений, вносимых в 44-ФЗ.

Так, федеральные законы, которыми будут предусмотрены поправки в части планирования закупок, порядка и способов определения поставщиков, контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок, должны будут вступать в силу с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев принятия таких законов после 1 октября текущего года, в этом случае поправки вступят в силу только в с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года;
• проверка участника закупки комиссией заказчика по осуществлению закупок на соответствие требованию о непривлечении участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения (статья 19.28 КоАП РФ) с 1 января 2021 года будет переведена из разряда права комиссии в разряд ее обязанностей;
• с 1 июля 2020 года будет скорректирован порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Требование о предоставлении такого обеспечения также станет правом заказчика, а не его обязанностью, для этого данное требование надо будет зафиксировать в извещении, документации о закупке, проекте контракта при условии установления требований к таким обязательствам при описании объекта закупки. Размер такого обеспечения не будет превышать 10 % НМЦК;
• с 1 июля 2020 года будет снижено с 5% до 0,5% минимальное предельное значение размера обеспечения исполнения контракта. Также уточняется, что если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от размера НМЦК либо от цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО, за вычетом размера аванса. Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик будет вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, но если такое требование будет установлено, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не более 10% НМЦК или цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО. Также устанавливается необходимость выполнения условия о приемке результатов исполнения контракта или его этапа в объеме, превышающем выплаченный аванс, в целях применения положений об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта, расчеты по которому в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению;
• все указанные изменения в части обеспечения исполнения контракта могут быть распространены по соглашению сторон на отношения, связанные с исполнением контрактов, заключенных до вступления в силу данного федерального закона, либо контрактов, заключенных по результатам закупок, извещения о проведении которых были размещены до вступления в силу этого федерального закона;
• в части установленной в связи с распространением коронавирусной инфекции возможности изменения в 2020 году отдельных условий контракта с 1 июля 2020 года также будет возможно изменение размера аванса, причем для этого не потребуется отдельное решение органа власти соответствующего уровня, как в случае изменения срока исполнения контракта, цены контракта или цены единицы товара, работы, услуги;
• со дня вступления в силу федерального закона: 
увеличится с 300 до 600 тыс. рублей цена одной малой закупки у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ, а также с 5 до 10 процентов от совокупного годового объема закупок увеличится годовая квота таких закупок;

Читайте также:  Чем отличается аванс от предоплаты в 2023 году

• будет уточнена формулировка требования в отношении уровня кредитного рейтинга, устанавливаемого Правительством РФ к банкам в целях их отбора для выдачи банковских гарантий в рамках Федерального закона № 44-ФЗ: более широкое понятие «российская кредитная организация» заменяется понятием «банк», поскольку к кредитным организациям относятся также небанковские кредитные организации.

Поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ предусматривают перевод в закрытый режим закупок в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о таких закупках не должны будут размещаться в ЕИС. Данные поправки вступят в силу с момента опубликования подписанного закона в официальных источниках.

Поправками предусмотрен порядок исчисления сроков при проведении закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ в случае введения Президентом России нерабочих дней в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Так, сроки, предусмотренные 223-ФЗ и подзаконными актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях, суббота и воскресенье не будут учитываться при исчислении таких сроков.

Если последний день исчисляемого срока придется на нерабочий день, за исключением случая, если он приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день, поскольку в этих случаях днем окончания будет являться ближайший нерабочий день, который не является ни субботой, ни воскресеньем, ни иным нерабочим праздничным днем. 

Госзакупки станут проще, быстрее и прозрачнее

Экспонат ежегодной выставки «Госзаказ» / Максим Стулов / Ведомости

Минфин намерен существенно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С этой целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ).

«Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок.

В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса», – указывается в пояснительной записке к подготовленному Минфином законопроекту.

При этом повышается предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.

Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». Это должно способствовать повышению качества закупок и выбору самого подходящего исполнителя госконтракта.

В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможны только во время конкурсных процедур.

По новому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним договора должна проходить очень быстро: 4 рабочих дня дается на размещение заявок, 2 рабочих дня – на их рассмотрение, по 1 дню – на заключение контракта для каждой стороны.

Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из единого государственного реестра юридических лиц.

«Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электронных документов», – подчеркивается в пояснительной записке. Это должно сократить количество документов, минимизировать возникновение ошибок технического характера, автоматизировать процесс формирования извещения об осуществлении закупки.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта позволит завершить переход к электронному документообороту на всех этапах госзакупок. Результатом станут «сокращение способов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация контрактов, повышение гибкости при исполнении контрактов», – отметил замминистра.

Основные проблемы в сфере госзакупок сегодня – это нарушение сроков поставки товаров или выполнения работ, некачественное исполнение заказа, картельные сговоры между участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, перечисляет Сергей Габестро, общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове. «Планируемые изменения в закон о контрактной системе делают более доступной эту сферу для бизнеса, так как в первую очередь связаны с упрощением процедур закупок, т. е. более простые и автоматизированные», – пояснил он «Ведомостям». К примеру, «обязательное электронное актирование (использование ЕИС) делает более прозрачным стадию исполнения контрактов: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязательств по контракту», – отмечает Эксперт.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина более сдержанно.

По его мнению, упрощение процедур направлено лишь на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку качественных товаров, работ и услуг в интересах граждан».

«На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%).

Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит эксперт. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями, и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».

Например, рассказывает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания недавно провела двухэтапный конкурс на право заключения договора на поставку угля для электростанций: на первом этапе были выявлены заинтересованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в результате первого этапа техническим требованиям. Как итог, были заключены договоры с шестью разными участниками, а общая экономия достигла 20%.

«То есть вместо сужения всего до трех способов регулятору надлежит ввести новые способы, такие, например, как конкурентные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электронные аукционы создают имитацию конкуренции. Только 32,4% электронных аукционов признаны состоявшимися», – говорит он.

Габестро предлагает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по критерию «цена», так как это хороший критерий результативности для однородных товаров с фиксированным качеством, но плохой для сложных продуктов и работ.

«Возможно, необходимо пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – говорит специалист.

Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков внесением их в черный список: если однажды поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о себе, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. объем госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по объему начальных максимальных цен (НМЦ) на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,98 трлн руб. Об этом сообщил на прошлой неделе оператор федеральной электронной площадки – компания «ТЭК-торг».

Согласно отчету оператора наилучшую восстановительную динамику по объему НМЦ показывают такие направления, как сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; здания и работы по возведению зданий.

К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по объему НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; металлы основные; средства транспортные и оборудование, проч.

В целом по количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *