Должностные обязанности эколога на предприятии в 2023 году

Отправить заявку на расчет

  • Главная
  • 5 поводов
  • Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

В. Алымова, старший Юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва) Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования. Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году Рис. Виды обращения с отходами на предприятии Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации. Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс. Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС: Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга). Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности. Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке. С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды. Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ. Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации). В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование. Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д. Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Читайте также:  Сроки кассационной жалобы: подача и рассмотрение, особенности

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица). В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым. Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации. При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.) Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности). Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

март 2015

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Экологическое сопровождение

Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году

Вам также может быть полезно

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Отправить заявку на расчет

Должностная инструкция эколога

Должностная инструкция эколога — это внутренний документ организации, определяющий основные положения трудовой деятельности этого специалиста на конкретном предприятии. О том, как правильно составить должностную инструкцию для эколога и какие моменты в ней учесть, пойдет речь в нашей статье. 

В чем состоят должностные обязанности эколога

Должность эколога востребована на различных природоохранных предприятиях, в строительных организациях, в области здравоохранения и на крупных производствах.

Представителя этой профессии в бытовом общении обычно называют экологом, хотя на предприятиях чаще используется полное наименование по названию получаемой в вузе специальности — «инженер-эколог».

Оба названия верные и могут считаться равнозначными.

Эколог занимается выявлением, изучением и минимизацией различных факторов, включая человеческий, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду. Без экологической экспертизы и ее положительного заключения не начинается ни одно строительство.

Должностные обязанности эколога на предприятии в 2021 году

Обобщив и укрупнив основные должностные обязанности эколога, можно составить из них следующий список. В должностные обязанности эколога входят:

  • выработка экологической политики организации и контроль за ее соблюдением;
  • оформление природоохранных документов, сопровождающих деятельность предприятия;
  • взаимодействие с природоохранными структурами, включая процедуры проверок;
  • коммуникация с организациями, выдающими разрешительную документацию и проводящими согласование проектных документов;
  • организация в рамках своей компетенции функционирования компании в условиях аварий и прочих нештатных ситуаций;
  • консультирование сотрудников предприятия по вопросам экологии.

С персональным перечнем своих должностных обязанностей инженер-эколог может ознакомиться в должностной инструкции. Документ каждая организация разрабатывает самостоятельно.

Должностная инструкция инженера-эколога: основные разделы

Единая форма должностной инструкции законодательством не установлена, однако большинство работодателей стараются исходить из одной и той же структуры этого внутреннего документа, так как данная конструкция позволяет учесть все основные условия работы эколога на предприятии.

Стандартная должностная инструкция инженера-эколога может состоять из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности и права работника;
  • ответственность.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции эколога содержат основополагающие условия трудовой деятельности специалиста на рабочем месте. Среди них:

  • образование;
  • профессиональные навыки;
  • опыт работы.

Для работы в должности инженера-эколога требуется высшее образование по специальности, которое можно получить на базе технических факультетов или факультетов естественных наук. К дополнительным профессиональным навыкам, которые могут упоминаться в должностной инструкции, относятся:

  • умение работать с компьютером и навыки работы в определенных программах;
  • знание иностранного языка;
  • знакомство с порядком проведения экологической экспертизы.
Читайте также:  Счет 01 в бухгалтерском учете — основные средства в 2023

Требования о необходимом опыте работы зависят от личных предпочтений работодателя и категории специалиста, место которого вакантно.

Кроме того, в этой части документа определяются:

  • перечень документации, с которой должен быть ознакомлен сотрудник;
  • порядок приема, увольнения и замещения работника;
  • место штатной единицы в общем организационно-штатном расписании предприятия;
  • непосредственный начальник.

Стандартные должностные обязанности и права эколога

Часть должностной инструкции, описывающая обязанности и права эколога, является основной в документе, так как трудовое законодательство наделяет работников правом не выполнять никаких иных поручений руководства, кроме тех, что установлены в трудовом договоре и должностной инструкции. Именно поэтому рассматриваемый раздел требует особенно тщательного и взвешенного подхода при разработке документа.

Персональный круг должностных обязанностей инженера-эколога, устанавливаемый в должностной инструкции, зависит от направления деятельности организации, где трудится специалист, и сегмента работы, которую он выполняет. Однако возможно выделить общие должностные обязанности, присущие этому работнику. К ним относятся:

  1. Контроль за соблюдением законодательства, инструкций, стандартов и нормативов в области экологии сотрудниками предприятия.
  2. Содействие в уменьшении негативного влияния производства на здоровье работников.
  3. Подготовка краткосрочных и долгосрочных планов мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Участие в проведении экологической экспертизы.
  5. Участие в научно-исследовательских работах и опытах по очистке промышленных сточных вод, предупреждению загрязнения окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов.
  6. Контроль за соблюдением технологии работы природоохранных объектов, анализ их деятельности.
  7. Составление техрегламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и прочей технической документации.
  8. Участие в проверке техсостояния оборудования на предмет его соответствия требованиям по охране окружающей среды.
  9. Участие в работе комиссий по проверке предприятия.

Должностные права эколога, как правило, однотипны и мало чем отличаются от трудовых прав прочих специалистов. Это:

  • право знакомиться с решениями руководства в отношении трудовой деятельности;
  • право вносить предложения руководству в рамках своей компетенции по улучшению деятельности предприятия;
  • право привлекать сотрудников предприятия для решения стоящих перед ним задач.

Ответственность эколога

Раздел должностной инструкции об ответственности эколога имеет своей целью конкретизировать положения законодательства о трудовых нарушениях работника. Так, инженер-эколог может нести ответственность за:

  • ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей;
  • нарушение сроков и порядка оформления документации;
  • несвоевременное сообщение о выявленных нарушениях требований законодательства об экологии на предприятии;
  • причинение материального ущерба работодателю.

Работая над этой частью должностной инструкции, не следует забывать о требовании законодательства о невозможности установления во внутренних документах организаций более жестких норм ответственности работника, чем те, что предусмотрены положениями законодательства.

Как оформить должностную инструкцию

Работая над внешним видом должностной инструкции эколога, нужно помнить, что оформленный должным образом документ должен содержать информацию об утверждении. Эти данные размещаются вначале и включают:

  • дату утверждения;
  • данные руководителя, утвердившего инструкцию;
  • подпись руководителя.

Факт ознакомления работника с должностной инструкцией также удостоверяется подписью. Сотрудник может подписать непосредственно должностную инструкцию либо оставить подпись в специальном журнале.

Таким образом, взвешенный подход к разработке должностной инструкции для эколога предполагает работу не только над содержанием документа, но и над его формой.

Образец должностной инструкции эколога в 2021-2022 году

Должностная инструкция эколога является юридически значимым документом, в котором закреплены основные параметры деятельности специалиста. Она широко применяется в бизнес-практике и при судебных разбирательствах по трудовым вопросам.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции эколога .doc

Образец должностной инструкции эколога

  1. Эколог нанимается и увольняется приказом директора компании.
  2. Эколог находится в подчинении у руководителя соответствующего структурного подразделения.
  3. На время отсутствия эколога (командировка, лечение заболевания и т.д.

    ) профессиональные функции, которые закреплены за ним, выполняет другой специалист структурного подразделения, назначенный его руководителем.

  4. Эколог проходит периодический медосмотр, в соответствии с положениями действующего законодательства и корпоративными правилами.

  5. Претендент на данную позицию должен соответствовать нижеперечисленным критериям:
    • средне-специальное (высшее) профильное образование;
    • успешно пройденный медосмотр;
    • трудовой опыт по экологическому профилю от трех лет.
  6. Эколог должен понимать:
    • профильные законы, административные акты, отраслевые стандарты, затрагивающие природоохранную деятельность;
    • стандарты работы с профильной документацией;
    • нормы взаимодействия с представителями контролирующих инстанций;
    • теоретические основы природоохранной деятельности;
    • нормативы, применяющиеся для расчета допустимых экологических показателей;
    • факторы, оказывающие влияние на экологические показатели компании;
    • передовой опыт природоохранной деятельности в мире и РФ;
    • параметры технологий и оборудования, применяемых компанией;
    • этапа проведения экологической экспертизы;
    • стандарты проведения экологического мониторинга;
    • нормы проверки качества профильных расчетов и документов;
    • устройства и методы контроля за экологическими параметрами деятельности компании;
    • правила использования компьютера и профильного программного обеспечения;
    • экономические факторы природоохранной деятельности.
  7. Эколог ориентируется на:
    • действующие законы и административные акты;
    • профессиональные положения;
    • документы компании;
    • положения этого документа.

Эколог отвечает за решение следующих задач:

  1. Подготовка экологической документации для контролирующих инстанций.
  2. Мониторинг соблюдения экологических стандартов в компании.
  3. Взятие образцов и проб для последующей экологической экспертизы.
  4. Подготовка докладов и презентаций для менеджмента компании по экологическим вопросам.
  5. Планирование природоохранных мероприятий в компании.
  6. Проверка корректности проводимых компанией природоохранных мероприятий.
  7. Мониторинг появления новых экологических требований.
  8. Анализ экологических параметров производственных процедур и нового оборудования.
  9. Консультирование специалистов компании по экологическим вопросам.
  10. Подготовка экологических параметров технических заданий для сторонних исполнителей.
  11. Участие в проведении экспертиз и исследований по природоохранной тематике.
  12. Участие в переговорах с партнерами по экологическим аспектам договоров.
  13. Мониторинг работоспособности природоохранных устройств и сооружений компании.
  14. Отслеживание эффективности результатов экологических мероприятий.
  15. Анализ последствий экологических нарушений и выявление причин их появления.
  16. Подготовка предложений для руководства по устранению выявленных недостатков в экологической сфере.

3. Ответственность

Эколог может привлекаться к ответственности за:

  1. Правонарушения, совершенные в процессе исполнения профессиональных обязанностей, — в соответствии с положениями уголовного, трудового и административного права.
  2. Передачу конфиденциальной информации третьим лицам — в соответствии с правилами компании и статьями трудового законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций — в границах, которые указаны в Трудовом кодексе и внутренней документации.
  4. Нанесение материального ущерба работодателю — в порядке, указанном в соответствующих разделах актуального законодательства.

4. Права

Работодатель представляет экологу следующие права:

  1. Предлагать руководству мероприятия по улучшению ситуации в своей сфере деятельности.
  2. Требовать от служащих компании информацию, востребованную в своей профессиональной деятельности.
  3. Требовать от менеджмента создания условий, обеспечивающих качественное выполнение своих обязанностей.
  4. Подписывать документы в пределах своей профессиональной компетенции.
  5. Распоряжаться средствами, выделенными на природоохранные цели, в пределах своей компетенции.
  6. Знакомиться с проектами корпоративных документов в сфере экологии.
  7. Иметь доступ к критериям, по которым руководство оценивает эффективность результатов (KPI).

Параметры написания документа

Для написания должностной инструкции компании-работодатели применяют подходящие профессиональные стандарты, параграфы квалификационных справочников и типовые образы инструкций, адаптируя их под свои потребности.

Стандартная структура документа:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Параметры ответственности.
  • Трудовые права.

В расширенном формате инструкции, который применяется в крупном бизнесе, а также для руководителей и уникальных специалистов, в документ могут быть добавлены следующие части:

  • Правила должностных взаимодействий.
  • Особенности работы.
  • Показатели эффективности работы (KPI).

Внимание! Разделы должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положениями трудового договора, приложением к которому она фактически является.

Общие положения

Здесь перечислены основные аспекты профессиональной деятельности специалиста:

  • Порядок его кадровых перемещений.
  • Правила его временной замены.
  • Положения, которыми он обязан руководствоваться.
  • Ожидаемые от него опыт и образование.
  • Требуемые профессиональные умения.
  • Особенности деятельности у конкретного нанимателя.

Большая часть параграфов одинакова в разных компаниях. Значительные различия бывают у списка умений, которые могут различаться у разных работодателей, в зависимости от их отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса, являются ли они частью международных компаний и других параметров.

Внимание! В крупных публичных компаниях, действующих на международном рынке, от эколога может потребоваться хороший уровень владения профильным английским языком. В этом случае данное требование отдельно прописывают в разделе.

Обязанности

Количество функций зависит от специфики компании-работодателя. В крупном бизнесе стремятся не перегружать специалистов решением второстепенных задач. В средних и малых компаниях от них может потребоваться выполнение многочисленных вспомогательных обязанностей. Значительную роль играет и кадровая политика нанимателя, его отраслевые особенности, уровень менеджмента и другие моменты.

Отдельную группу составляют базовые обязанности, одинаково важные для разных профессий: соблюдать дисциплину, положения по охране труда и пр.

Внимание! Для описания профессиональных функций может использоваться профстандарт 40.117 «Специалист по экологической безопасности», утвержденный Минтрудом 31.10.16.

Ответственность

Подробности наказаний за совершенные на работе правонарушения даны в соответствующих разделах законодательства. По правовым нормам вина сотрудника может быть установлена в результате юридических и административных разбирательств, после изучения документов, обстоятельств происшествий и других факторов. Поэтому раздел написан в общей форме, и перечень нарушений ограничен 3-4 пунктами.

Права

Список прав, данных в разделе, не должен дублировать содержимое ст. 21 ТК. Скорее, его можно рассматривать в качестве дополнения к стандартным правам сотрудника, закрепленным в трудовом законодательстве. Объем данного раздела прямо зависит от важности решаемых вопросов и уникальности специалиста: чем значительнее ответственность, тем большими возможностями обладает работник.

После составления инструкции она должна быть проверена на соответствие трудовому законодательству, правилам делового документооборота и нормам компании.

Поэтому её обсуждение проходит с юристом, начальником кадровой службы, будущими коллегами и руководителями специалиста. Только после их одобрения инструкция визируется главой организации.

Сам специалист подписывает её при трудоустройстве, соглашаясь с положениями документа.

Внимание! Корректное оформление инструкции требует её распечатывания на фирменном бланке, с включением атрибутов деловой документации: расшифровкой подписей, датой составления, реквизитами компании и пр.

Скачать документна сайте Ассистентус

Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по экологической безопасности (в промышленности)" от 07 сентября 2020

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный Стандарт «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 591н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2016 г., регистрационный N 44450).

МинистрА.О.Котяков

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 25 сентября 2020 года,
  • регистрационный N 60033

УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации

от 7 сентября 2020 года N 569н

706
Регистрационный номер
  1. I. Общие сведения
  2. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
  3. III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Контроль выполнения в организации требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности»

3.2. Обобщенная трудовая функция «Планирование и документальное оформление природоохранной деятельности организации»

3.3. Обобщенная трудовая функция «Разработка и проведение мероприятий по повышению эффективности природоохранной деятельности организации»

3.4. Обобщенная трудовая функция «Разработка, внедрение и совершенствование системы экологического менеджмента в организации»

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

Планирование, организация, контроль и совершенствование природоохранной деятельности в организациях отраслей промышленности 40.117
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предотвращение (минимизация) негативного воздействия производственной деятельности
промышленной организации на окружающую среду

Группа занятий:

2143 Инженеры по охране окружающей среды 3119 Техники в области физических и технических наук, не входящие в другие группы
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
  • ________________
  • Общероссийский классификатор занятий.
  • Отнесение к видам экономической деятельности:
37.00 Сбор и обработка сточных вод
38.11 Сбор неопасных отходов
38.12 Сбор опасных отходов
38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов
38.22 Обработка и утилизация опасных отходов
38.32.3 Обработка отходов и лома черных металлов
38.32.4 Обработка отходов и лома цветных металлов
38.32.5 Обработка вторичного неметаллического сырья
39.00 Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов
49.20.1 Перевозка опасных грузов
65.12.3 Страхование гражданской ответственности
71.12.13 Разработка проектов по кондиционированию воздуха, холодильной технике, санитарной технике и мониторингу загрязнения окружающей среды, строительной акустике
71.12.53 Деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц
71.12.54 Работы полевые и изыскания в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, экспедиционные обследования объектов окружающей среды с целью оценки уровней загрязнения
71.20.9 Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая
72.19.9 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие, не включенные в другие группировки
74.90.5 Предоставление консультационных услуг в области экологии
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)

________________

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квали-фикации наименование код
  1. уровень(под-уровень)квалифи-
  2. кации
A Контроль выполнения в организации требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности 4 Контроль выполнения требований к эксплуатации сооружений и устройств для защиты окружающей среды от негативного воздействия производственной деятельности организации A/01.4 4
Производственный экологический контроль в организации A/02.4 4
Мониторинг технического состояния средств и систем защиты окружающей среды в организации A/03.4 4
Проведение периодических проверок соблюдения технологических режимов, связанных с загрязнением окружающей среды, в организации A/04.4 4
Контроль обращения с отходами в организации A/05.4 4
B Планирование и документальное оформление природоохранной деятельности организации 5 Планирование и документальное оформление мероприятий по эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации B/01.5 5
Ведение документации по нормированию воздействия производственной деятельности организации на окружающую среду B/02.5 5
Планирование и документальное сопровождение деятельности по соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия на окружающую среду B/03.5 5
Оформление разрешительной документации в области охраны окружающей среды B/04.5 5
Оформление отчетной документации о природоохранной деятельности организации B/05.5 5
Ведение документации по результатам государственного и муниципального экологического надзора B/06.5 5
C Разработка и проведение мероприятий по повышению эффективности природоохранной деятельности организации 6 Проведение экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации C/01.6 6
Экологическое обеспечение производства новой продукции в организации C/02.6 6
Разработка и эколого-экономическое обоснование планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации C/03.6 6
Установление причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, подготовка предложений по предупреждению негативных последствий C/04.6 6
Экономическое регулирование природоохранной деятельности организации C/05.6 6
Организация обучения персонала организации в области обеспечения экологической безопасности C/06.7 6
D Разработка, внедрение и 7 Анализ среды организации D/01.7 7
совершенствование системы экологического менеджмента в Планирование в системе экологического менеджмента организации D/02.7 7
организации Определение необходимых ресурсов для разработки, внедрения, поддержания и улучшения системы экологического менеджмента в организации D/03.7 7
Обеспечение готовности организации к чрезвычайным ситуациям D/04.7 7
Оценка результатов деятельности и совершенствование системы экологического менеджмента в организации D/05.7 7
Организация проведения сертификации системы экологического менеджмента организации D/06.7 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *