Новый ФГОС с 1 сентября 2022 года вступит в силу и начнет действовать для всех российских школ. Этот официальный документ содержит конкретизированные требования к образовательному процессу и существенно повышает планку как для учеников, так и для учителей.
Обновленные ФГОС вступают в силу с момента начала нового учебного года, но есть некоторые нюансы, которые касаются учеников, обучающихся по нынешним стандартам.
К чему готовиться учителям и ученикам, каким будет образовательный процесс согласно новым стандартам и что изменится для школы – детально об этом далее.
Что такое ФГОС
ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:
- развивают личностные качества учеников;
- способствуют вариативности обучающих программ;
- объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
- способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
- поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.
Проект обновленных стандартов был одобрен, но какими будут изменения в программе, будут ли другие учебники, методы обучения по новому ФГОС, – пока неизвестно.
Что еще почитать: Весенние каникулы 2022: когда начинаются и заканчиваются
Какие стандарты действуют сейчас
В 2019 году Российской академией образования был проанализирован текущий вариант стандартов, в результате чего было внесено больше 500 критических замечаний. Сотрудники РАО раскритиковали подход, ориентированный на контроль школьников, а также высказались по поводу нехватки предложений, касающихся социализации и профилактической работы в отношении школьников с суицидальным и агрессивным поведением. Дополнительно было раскритиковано поверхностное отношение к привитию навыков здорового образа жизни.
Новый ФГОС с 1 сентября 2022 года: отличия от нынешних
Министерством образования уже приняты и обнародованы новые стандарты ФГОС, но переход на них будет совершен с началом следующего учебного года.
Обновленная версия стандартов призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень.
Чтобы понимать отличия принятых стандартов от предыдущих версий документации, можно посмотреть, каковы характеристики новых ФГОС, которые отличают их от предыдущих.
Главное отличие обновленного документа состоит в том, что он содержит предельно конкретизированный перечень требований к тому, какими должны быть знания учеников по каждой отдельно взятой дисциплине.
Разработаны четкие критерии, под которые будет подогнана учебная программа. Также в новом документе зафиксирована отмена второго иностранного языка как обязательного предмета, и дополнены требования к образовательному курсу младших школьников.
Второй иностранный язык
В нынешнем стандарте прописано требование ко всем учащимся 5–9 классов. В их программе должен присутствовать второй иностранный язык как обязательный предмет.
Поэтому рабочая программа 2021–2022 предусматривает наличие обязательного второго иностранного языка, но по новому ФГОС ученики смогут изучать его только при желании.
Также второй дополнительный иностранный язык смогут изучать лишь в тех школах, где для этого созданы необходимые условия.
Что еще почитать: ОГЭ в 2022 году: изменения, будет ли, новости
Новый ФГОС 2021–2022 учебный год не затронет, пока ученики доучиваются по старым стандартам, изменения вступят в силу лишь в 2022–2023 учебном году. Пока что основным иностранным является английский, а дополнительный – на выбор учеников. Если в настоящее время ученики все еще изучают дополнительный язык, после завершения учебного года при желании они смогут отказаться от этого предмета.
Финансовая грамотность с младших классов
Также новые ФГОС сдержат информацию о том, что с 1 сентября 2022 ученики младших классов начнут обучаться финансовой грамотности. Информация будет подаваться в доступной для восприятия форме, строго в рамках учебной программы.
Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.
Когда вступит в силу принятый министерством новый ФГОС с 1 сентября 2022 года, родители, не желающие переходить на новый Стандарт обучения, могут написать заявление на имя администрации школы и в индивидуальном порядке отказаться от определенных дисциплин. Для обучения всех остальных школьников будут применяться программы, разработанные с учетом новых стандартов.
Новые задания и подводные камни ЕГЭ по обществознанию 2022 года
В этом году разработчики ФИПИ внесли ряд изменений в демоверсии ЕГЭ. Сегодня наш блогер, учитель Александр Чернышев, объясняет, как готовиться выпускникам, чтобы выполнить новые задания в ЕГЭ по обществознанию.
Задание № 23. Важны поправки в Конституцию
Только-только я порадовался за выпускников 2022 года из-за того, что им не придется писать мини-сочинение по высказываниям российского президента, которые регулярно стали появляться в вариантах экзамена где-то с 2017 года. Я в прошлом году на «Меле» даже поделился лайфхаком «Как написать сочинение по обществознанию, если дана цитата Путина».
Но, видно, рано радуемся. Разработчики заданий включили в новое задание № 23 термин, которого нет (видимо, пока нет) в учебниках федерального перечня. Это термин «социально-ценностная конституция». Разработчики заданий обеспокоены тем, как выпускники осваивают роль гражданина Российской Федерации.
Вот что они сообщают нам, учителям, в новых «Методических рекомендациях…»: «Почти четверть выпускников 11 класса не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Многие экзаменуемые не понимают смысла п. 3 ст.
38 Конституции Российской Федерации: „Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях“ и п. 4 ст. 43: „Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования“.
Более трети участников ЕГЭ, выполнявших соответствующие задания, даже не знает о таких конституционных обязанностях гражданина России».
Поэтому, надо полагать, и появилось это задание. И если вы думаете, что такую характеристику придумали наши известные разработчики Т. Лискова и О. Котова, вы глубоко заблуждаетесь. Они всего лишь взяли её, не указывая авторства, из цитаты… о, нет, не президента России! Вот он, источник для этого задания.
«В России появился основной Закон нового типа — социально-ценностная Конституция. Она защищает не только человека, но и идеалы российского народа. Это значит, что мы получаем нерушимое основание для уверенности в будущем», — рассказала сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России Талия Хабриева.
Запомним это имя (стоит пройти по ссылке, ибо указанный источник реально помогает выполнить это задание).
Итак, теперь на ЕГЭ появилось специальное задание с развернутым ответом, для которого нам придется выучить все поправки в конституцию, принятые прошлым летом, и обосновывать их значимость. В наших учебниках этого пока нет.
https://www.youtube.com/watch?v=OSCiGcuTNtg
Я не буду здесь воспроизводить ответ на задание из ключа. Читайте сами новую демоверсию. Добавлю только, что никто от нас не ждет собственного мнения и оценки принимаемых в нашей стране законов, мы должны только подтверждать, а не опровергать, и разработчики специально подчеркивают:
«Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации (это означает, что нужно писать только то, что есть в тексте Конституции РФ.)
Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания (от участника экзамена требуется не бессмысленное зазубривание, а знание и понимание того, что записано в Законе высшей юридической силы)».
Задание № 25. Заменило мини-сочинение
И на том спасибо. Осталось разобрать новое задание, которое заменило мини-сочинение (бывшее задание 29). Речь идет о задании 25, которое теперь носит более задачный характер и не требует, как сочинение, связного изложения.
По словам разработчиков, «все требования к заданию 25 пошагово прописаны в его условии. Обучающемуся/выпускнику и педагогам просто необходимо им следовать».
Чтобы получить максимальные четыре балла, нужно дать всего пять элементов ответа.
Теперь у школьника и выбора-то не остается, ведь прежнее задание 29 было альтернативным. Более того, новое задание стало составным, привязано к теме сложного плана (задание 24), но проверяется отдельно и не требует строго выполнения его в паре с ним.
Так что, если вам попадется сложный план по политическим партиям, то и задание 25 тоже будет требовать иллюстрацию примерами определенного аспекта, так или иначе связанного с партиями. Таким образом, от выпускника будет требоваться:
- обоснование некоего теоретического положения, что в общем-то делали и в мини-сочинении;
- ответ на вопрос;
- и, по всей видимости, не менее трех примеров (в мини-сочинении, напомню, тоже требовалось приводить не менее двух примеров, иллюстрирующих теоретические положения, да еще из разных источников).
Про источники для примеров, кстати, в новом задании ничего не сказано. Но мы их знаем из прежнего задания 29. Что напрягает? Отсутствие внятного ключа к ответу. Ни своего обоснования, ни ответа на вопрос, ни вариантов с примерами разработчики заданий не дают.
«Задание, — пишут они в „Методических рекомендациях…“, — оценивается по обобщенным критериям: содержание примерного ответа не прописывается, тем самым сохраняя преемственность с мини-сочинением и оставляя простор для творчества».
А следовательно, остается и простор для субъективной проверки экспертами
Что делать ученику? Как избежать, простите, «отсебятины» и не потерять заветные баллы? Думаю, за обоснованием теоретических положений мы обратимся к учебникам строго из федерального перечня. Например, задание из демонстрационного варианта требует обосновать необходимость политического многообразия в демократическом обществе.
Где может содержаться ответ? В теме про политические режимы. Но обычно демократическому режиму посвящается отдельный параграф в учебнике. Также на помощь приходит параграф о политических партиях.
Школьникам в учебниках, как правило, предлагается информация о «плюсах» и «минусах» многопартийной системы или задается задание самим заполнить соответствующую таблицу на основе прочитанного и принять участие в обсуждении.
В учебнике от издательства «Русское слово» мы читаем: «Двухпартийные и многопартийные системы возникают в демократических обществах, где уважаются политические права граждан, в том числе право создавать организации для защиты своих интересов и избирать своих представителей в государственные органы». Обратите внимание, что обоснование необходимо давать в одном или нескольких предложениях (отдельные слова и словосочетания не оцениваются).
Итак, выход какой? Чтобы обосновать на экзамене теоретическое положение, не пропускайте предлагаемые в каждом параграфе вопросы и задания и находите на них ответы прямо в учебнике.
А что можно добавить к обоснованию необходимости политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе, кроме того, что мы уже выписали учебника? Думаю, лучше об этом высказался наш президент сразу оглашения официальных результатов выборов в Государственную думу. Он отметил, что состав Думы определили граждане России, «реализовав свое конституционное суверенное право».
О каком конституционном праве граждан говорит президент? Подтвердите соответствующей статьей Конституции РФ. Почему для президента важно, что в выборах приняло участие больше половины избирателей страны? Президент считает, что роль Госдумы в соответствии с обновленной конституцией значительно возросла.
Подтвердите это положение соответствующими статьями Конституции РФ.
О каких функциях политических партий говорит президент России? Что он имеет в виду, говоря о «высоком статусе парламентских партий»? Почему для президента важен факт, что «впервые после выборов 1999 года в Думе будет больше четырех фракций»?
Если вы уверенно ответите на эти вопросы, вы будете лучше представлять модель нового задания ЕГЭ, вопросы и требования которого обращаются к реалиям современного российского общества и государства.
Учить — недостаточно. Надо разбираться в повестке
Направленность экзамена меняется. Разработчики заданий хотят, чтобы школьники лучше ориентировались в реальных условиях российской действительности, и отмечают: «Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы (пункты плана), в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства».
В Рособрнадзоре объяснили, как будет меняться модель экзамена: «Во главе угла этих стандартов не просто знание правил, фактов или формул, но их практическое применение. Акцент сделан на „то, что школа должна научить ребенка систематизировать, анализировать информацию, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе прогнозы и выводы, рассуждать“», — подчеркнули в ведомстве.
Ну, а мы, учителя, похоже, обречены ловить на лету сигналы от всякого рода приближенных к главному должностному лицу государства экспертов. В конце концов, ничто не мешает разработчикам заданий продолжать цитировать нашего президента, не указывая прямо его фамилию, в других заданиях вместо ушедшего в прошлое мини-сочинения.
Что все это означает? Успешная сдача экзамена по обществознанию зависит от того, насколько широк кругозор выпускника, интересуется ли он тем, что происходит в стране и в мире, старается ли следить за событиями, умеет ли анализировать источники информации помимо учебника. Мне кажется, это позитивные изменения.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Shutterstock / Jonas Petrovas
Новый ФГОС 2021-2022: изменения — последние новости
Какие изменения школьных рабочих планов и программ по новому ФГОС ожидать в системе НОО и ООО на период 2021-2022 учебного года в России? По данным «Российской газеты», Министерство юстиции уже зарегистрировало приказы Минпросвещения об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования (с 1 по 9 классы).
Для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание всего школьного образования России на многие годы. Их ждали давно, но из-за пандемии работа встала. Новые стандарты начнут действовать с 1 сентября 2022 года.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Сегодня в документах прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.
О том, может ли быть отмена обязательной вакцинации в регионах России осенью 2021 года, есть ли закон (постановления) об обязательной-добровольной вакцинации и как написать отказ от вакцинации на работе — читайте ЗДЕСЬ https://regioninformburo.ru/10-08-2021-otmena-obyazatelnoj-vakczinaczii-regionov-rossii-kogo-kasaetsya-poslednie-novosti/
В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
— Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства.
Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.
Родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах — обязательная часть программы. Обычно это два урока в неделю. По данным опроса на сайте «РГ», качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей.
Похоже, родительский «стон» услышан. В новых образовательных стандартах для основной школы написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий», — эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.
Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?
— Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года.
Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, — пояснили «РГ» в министерстве просвещения. Так что родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык».
И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?
Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. — Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве.
— Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы. В «началке» эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика».
Узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние. В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства.
И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие. — Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в минпросвещения.
— Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание.
Несмотря на то, что новые стандарты начнут действовать с сентября следующего года, школы уже в этом году могут вносить изменения в действующие программы — по желанию родителей. Так, например, через год у пятиклассников необязательным станет изучение второго иностранного языка.
Но и в этом году, по заявлению родителей, пятиклассники могут даже и не начинать его учить. Правда, учителя и директора школ опасаются — не посыплются ли за это «копья», не будет ли это нарушением ФГОСов? Разбираемся с директором московской школы N 1679 Павлом Северинцем.
— По сути, кроме языковых спецшкол, а у нас в стране их не так много, второй язык в средней школе был профанацией. Это надо признать, — говорит Павел Александрович.- Его либо не было совсем, либо он занимал немного времени в жизни ребят.
Мы в школе решили сохранить возможность изучения второго языка, в частности китайского, по выбору семьи.
Дело в том, что количество уроков и срок изучения любого предмета во ФГОСах не регламентирован. Если пятиклассники по решению родителей школы не начнут его изучать в этом году — нарушения не будет. Важно, чтобы дети не потеряли возможность его изучать, а родители не жаловались, что у них забрали эту возможность.
Для директора самое важное — грамотно составить учебный план, чтобы довольны остались и родители, и ученики, и учителя. В целом сильно менять привычный ход работы, по словам Павла Северинца, не придется. Новые стандарты, как говорит директор, — это лишь уточнения и актуализация предыдущих версий.
— Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения, — отметил Северинец. — До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки.
Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.
Еще одна интересная история: теперь уже в начальных классах малышей будут учить обращаться с деньгами. Как? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится. А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся.
— Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве.
— Теперь это закреплено на уровне ФГОСов как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы. В началке эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика».
Например, в результатах обучения по предмету «Математика» для начальной школы прописано «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов».
А в «окружайке» другой аспект: защита личной информации, в том числе финансовой — в реальности и в вирутальном пространстве. В основной школе, с 5-го класса, ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства.
И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие. — Если школа готова, имеет базу и специалистов, то надо вводить изучение и финансовой грамотности, и кибербезопасности, и программирования. Это полезно и востребовано в современном мире, — считает Павел Северинец.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ: — В новых документах нет разделения по годам обучения. Только требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-й классы в разрезе всех изучаемых предметов. Но есть одно «но».
Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучить наизусть. Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений. Теперь это вполне «подъемная» цифра — 3-4 стихотворения.
Вместе с тем, если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять. Подобных требований достаточно много.
Чуть меньше в математике — там упор сделан на решение задач, больше — в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.
Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»: — Утвержденные документы — это все же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, то есть дополнение к действующим стандартам.
Думаю, что серьезного влияния на образование это иметь не будет, хотя декларации там довольно современные. Вообще, на мой взгляд, сам принцип ФГОСов как регулятора исключительно учебного материала устарел.
Стандарты нужно принципиально «пересобрать», включив в них прежде всего финансово-организационные механизмы, упорядочив и нормировав источники финансирования, ликвидировать финансовое неравенство школ в разных регионах и заложить принципы оплаты труда, самостоятельности школ, принципы аттестации учителей. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.
«Министерство просвещения утвердило новый порядок организации образовательной деятельности. Он касается начальной школы, средних и старших классов, — сообщила «Российская газета». — Порядок вступил в силу 1 сентября 2021 года. Он будет действовать до начала 2027/28 учебного года».
«Новый порядок допускает сочетание разных форм получения образования — в школе и семейное, которое подразумевает, что ребенок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен, а для старшеклассников — еще и в форме самообразования, — разъяснил начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексей Анатольевич Федосеев. ИТОГО: 1) Допускается сочетание разных форм получения образования. 2) Образование может быть получено в школе, а также в форме семейного образования и даже самообразования (последнее — только для старшеклассников). 3) Если родители выбирают семейную форму образования, они информируют об этом местные органы власти за 15 дней до начала учебного года. Или — в течение 15 дней с момента утверждения приказа об отчислении ребенка из школы. 4) Индивидуальный учебный план ребенка формируется с учетом требований школьных стандартов (ФГОС). 5) При реализации образовательных программ используются разные технологии: в том числе дистанционные, электронное обучение. При этом должны соблюдаться гигиенические требования. 6) Школа может использовать сетевую форму образовательных программ. Проще говоря, заключать Договор с другими образовательными организациями (например, музыкальными, спортивными школами или другими школами, детскими технопарками) и засчитывать занятия в них за свои школьные уроки. 7) Расписание занятий школа составляет с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности ребенка. Нагрузка распределяется равномерно в течение недели. 8) Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. 9) Продолжительность каникул — не менее 7 календарных дней. Сроки их начала и окончания школа устанавливает сама. 10) В первом классе нет оценок и домашних заданий. 11) Итоговая аттестация — обязательна для всех: и тех, кто учился в школе, и тех, кто учился в форме семейного образования. 12) Те, кто итоговую аттестацию не сдал или получил «двойку» после всех пересдач, получает не диплом об окончании школы, а справку.
Указанная информация касается учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов школ и учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО, изучающих и преподающих такие предметы, как Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика (ИКТ), История, География, Природоведение, Окружающий Мир, Биология, Астрономия, Физика, Химия, ОБЖ, Естествознание, Экология, Чистописание, Родной язык, Русский язык, Чтение, Литература, Иностранный язык, Труд, Технология, Черчение, Физическая культура, Изобразительное искусство и Музыка, изучаемых в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 и 11 классах школы.
Национальный проект «Образование»
- Источник финансирования: Смешанный
- Бюджет: 784 500 000 000 руб.
- Статус проекта: Реализуется
Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.
Цели национального проекта РФ «Образование»:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи национального проекта РФ «Образование»:
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений.
Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Нацпроект «Образование»: ответственные за реализацию:
- куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
- руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31.12.2024 года:
- в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
- в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
- в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
- в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
- в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
- в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.
- Источники:
- 723,3 млрд руб. — федеральный бюджет
- 45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ
- 15,4 млрд руб.
— внебюджетные источники
О проекте:
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года.
Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года.
В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребёнка»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Социальная активность»;
- «Экспорт образования».
- В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
- 70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
- Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»
24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)
25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.
В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
- На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
- 70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
- Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
- 50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
- Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»
- 5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»
- В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ
Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.
Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.
85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.
35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.
Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.
- 80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
- 20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.
- Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)
- 12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.
900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.
- Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом
- Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах
- В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.
- Их смогут посещать 2 млн детей, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
- Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
- 70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)
- Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)
- В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
- обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.Дополнительные результаты национального проекта
- 1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.
- Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
- 60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.
В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.
77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.
50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.
18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.
Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.
Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.
Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования.
Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года.
Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.
Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.
Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.
В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение).
Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Видео о национальном проекте «Образование»:
Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с презентацией национального проекта «Образование»
Гайдаровский форум – 2019. Национальный проект РФ «Образование» – 9 жизней регионов
Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:
Гранты в области нацпроекта системы образования:
- президентские гранты;
- профессиональные конкурсы.