8 июля 2021 года в полном объеме заработала система прослеживаемости товара. Что это такое и что теперь изменится для тех, кто импортирует или продает прослеживаемые товары, мы сейчас расскажем.
Суть системы прослеживаемости
Государство хочет контролировать нелегальный оборот товаров и, в конце концов, сделать его невозможным. Система прослеживаемости, как можно догадаться из названия, представляет собой особый алгоритм слежения за движением тех или иных товаров от производителя к потребителю. Нечто подобное уже действует. Речь идет о маркировке товаров и контроле через систему «Честный знак». Система прослеживаемости преследует ту же цель, однако, принцип действия у нее другой.
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
В системе «Честный знак» выпускается маркировка для каждой единицы товара, а прослеживаемость предполагает контроль за партией с помощью документов.
В первую очередь зоркий взгляд государственной машины будет прикован к импорту: откуда привозят товары, от каких производителей и поставщиков, но отслеживаться будет и их дальнейшая судьба.
Продажа, перепродажа, передача, Конфискация, вывоз – все это будет контролироваться.
Что касается участников этой деятельности, то требования системы должны будут выполнять и организации и частные предприниматели независимо от системы налогообложения.
Прослеживаемые товары
Прослеживаемость касается отдельных категорий товаров, перечень которых закреплен в Приложении к постановлению Правительства РФ от 25.06.2019 №807:
- холодильники и морозильники бытового назначения, прочее холодильно-морозильное оборудование, тепловые насосы;
- вилочные автопогрузчики и другие разновидности этой техники, тягачи, работающие на ж/д станциях;
- стиральные машины бытового и промышленного назначения;
- дорожная техника: катки, грейдеры, бульдозеры и прочее;
- промышленные транспортные средства;
- детские коляски и кресла безопасности;
- проекторы, мониторы, предназначенные для автоматической обработки данных со встроенной телеприемной аппаратурой и без нее.
С 1 января 2022 года этот список будет пополнен категорией «срезанные цветы или бутоны для букетов или декоративных целей». И в дальнейшем перечень прослеживаемых товаров будет только пополняться.
Алгоритм работы с системой
Переход к новой системе прослеживаемости осуществляется поэтапно:
-
Переход на ЭДО с контрагентами.
-
Выявление товаров, подлежащих прослеживаемости, с учетом ТН ВЭД.
-
Направление в налоговую уведомления об остатках прослеживаемого товара на складе.
-
Получение регистрационного номера (подробнее об этом ниже) и ввод его в учетную программу.
-
Заполнение реквизитов.
Правила работы с системой прослеживаемости закреплены в ФЗ от 09.11.2020 №371-ФЗ.
Рнпт – что это
Согласно правилам, каждой партии товара будет присваиваться регистрационный номер или РНПТ. По нему и будет отслеживаться движение товара. РНПТ теперь нужно будет указывать в:
- счетах-фактурах;
- УПД;
- отчете об операциях с товарами, подлежащими контролю;
- декларации НДС.
Как получить РНПТ:
-
Если груз импортируется из стран ЕАЭС, то необходимо подать по месту налогового учета уведомление о ввозе – будет присвоен РНПТ. Если НДС уплачивается, то номер отмечают в счетах-фактурах, если не уплачивается – в отгрузочных документах.
-
Если импорт производится из стран, которые в ЕАЭС не входит, ФТС самостоятельно подает сведения в налоговую, а номер формируется на каждую партию товара. Он состоит из кода таможни – даты регистрации ДТ – порядкового номера ДТ – номера, указанного в 32 графе.
-
Уведомление об остатках товара подается в налоговую в любое время, но до реализации товара.
Обратите внимание, что для импортного товара РНПТ формируется из сведений о ДТ. «Левак» теперь не пройдет.
- Новые реквизиты – единицы измерения и количество прослеживаемого товара – отмечают во всех отчетах, введенных в связи с внедрением системы прослеживаемости, а также в счетах-фактурах (в том числе электронных), УПД, декларации НДС, журналах учета счетов-фактур.
- По телекоммуникационным каналам связи в налоговую службу следует передавать:
- отчет об операциях с прослеживаемыми товарами;
- уведомление об остатках;
- уведомление о ввозе или вывозе.
Правила заполнения этих документов утверждены письмом ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. Все эти документы подаются в электронном виде по месту учета через операторов электронного документооборота. Возможна подача уточненных уведомлений, если например, обнаружится товар, ранее неучтенный, или товары будут возвращены покупателем.
Прослеживаемость может прекращаться и возобновляться
Прекращение прослеживаемости происходит, если:
- товары вывезены на экспорт;
- товары проданы физическому лицу и не используются для бизнеса;
- товары выбыли из оборота, утилизированы или конфискованы;
- товары исключены из списка категорий, подлежащих прослеживаемости.
Прослеживаемость возобновляется, если физическое лицо, купившее товар, возвращает его, или товар, ранее отправленный за границу, снова прибывает в РФ.
Для каждого случая разработан свой порядок подачи сведений, формы документов, установлены определенные сроки.
ВНИМАНИЕ!
- Уважаемые клиенты!
- Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
- Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами Договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.
Как работает система прослеживаемости и какие товары в ней участвуют
8 июля в России начала работать Национальная система прослеживаемости импортных товаров. Она похожа на маркировку, но отличается несколькими признаками:
- касается только партий грузов, а не отдельных товаров;
- присваивается регистрационный номер, а не штрихкод;
- не требует фиксации в едином личном кабинете.
Система прослеживаемости помогает государству следить за товарооборотом, но добавляет бизнесу головной боли. Операции с прослеживаемыми товарами проводятся только с применением ЭДО, а по итогам покупки или продажи нужно сдавать дополнительную отчётность.
Мы разобрались с системой прослеживаемости и рассказали, какие товары в ней участвуют, как с ними работать и что будет, если пренебречь новыми правилами.
Если вы уже знакомы с системой прослеживаемости и хотите закрепить знания по отдельным вопросам, переходите к нужному разделу:
А если у вас нет времени читать этот фундаментальный труд, читайте самое главное о системе прослеживания в конце статьи.
Какие товары прослеживают
Список прослеживаемых товаров утверждён постановлением Правительства № 1110 от 1 июля 2021 г. Он включает несколько групп из классификатора ТН ВЭД:
- 8418: холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы.
- 8427: автопогрузчики с вилочным захватом, тележки с подъёмниками или погрузчиками.
- 8429: бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, трамбовочные машины и дорожные катки.
- 8450: стиральные машины.
- 8528: мониторы, проекторы, приёмники для телевизоров.
- 8709: промышленный транспорт, рельсовые тракторы.
- 8715 00 100 0: детские коляски.
- 9401 71 000 1, 9401 79 000 1, 9401 80 000 1: детские автосиденья.
Есть и исключения из перечисленных групп:
- 8418 69 000: оборудование для гражданских судов и пивоваренной промышленности.
- 8418 91 000 0: мебель для встраивания холодильного и морозильного оборудования.
- 8418 99: испарители и конденсаторы.
- 8429 30 000 0: скреперы.
- 8450 90 000 0: запчасти стиральных машин.
- 8709 90 000 0: запчасти промышленного транспорта.
Чтобы не проверять прослеживаемые товары по классификатору, можно использовать тестовый сервис ФНС. В нём можно проверить, прослеживается товар или нет, по трём параметрам: названию, кодам ТН ВЭД и ОКПД 2 или номеру декларации на товары.
Маркировка и прослеживаемость товаров
Доклад Татьяны Александровны Григорьевой на семинаре «Актуальные изменения в таможенной сфере: законодательство и практика», декабрь 2019 г., Владивосток.
Для начала определимся, что такое маркировка.
Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и выполняет следующие функции.
- Информационная – это необходимые сведения о товаре и производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.
- Идентифицирующая – это информация для контролирующих органов, продавцов и потребителей, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
- Мотивационная – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.
Маркировка бывает двух видов – производственная и торговая.
- Производственная – наносится изготовителем, регламентируется техническим регламентом маркировки продукции и ФЗ «О защите прав потребителей». Ее носителями могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
- Торговая – наносится поставщиком или продавцом продукции. Ее носителями выступают товарно-кассовые чеки и ценники, содержание необходимую информацию о продавце.
- Также, с некоторого времени на ввозимые товары наносится маркировка соответствия, информирующая потребителя о том, что товар сертифицирован и отвечает установленным стандартам качества.
- А теперь вводится еще и такой вид маркировки, как идентификационная маркировка прослеживаемости товаров.
- В декабре 2017 года государством было принято решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая преследует следующие цели:
- обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках;
- обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.
Концепция по созданию системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров подразумевает два подхода для создания такой системы.
Первый подход – это прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй подход – это документальный подход.
- Первый (физическая маркировка) подход мы рассмотрим более детально чуть ниже.
- Что касается второго, документального типа прослеживаемости, то замечу, что здесь используется немного другой способ, хотя цель, конечно, та же – это борьба с незаконным оборотом товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций.
- Целями документальной системы прослеживаемости государственные органы называют:
- создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
- подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.
К принципам использования этой системы относят:
- исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
- идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
- факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
- система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
- требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС.
Преимущества документального подхода:
- система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
- система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
- система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Этот проект ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой. Федеральная налоговая служба определена в этой части, как оператор информационной системы. Многие знают, что уже сейчас, у нас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров.
ФТС с налоговой службой уже приступили к реализации и этого проекта, доработали программные средства, начали их тестирование и обмен. В этом эксперименте на сегодняшний день участвуют 24 организации.
ФТС надеется, что к концу года они выйдут на более промышленную эксплуатацию своих программных средств для документальной прослеживаемости, с тем, чтобы обмен осуществлялся без сбоя, а ФТС получали бы актуальную и достоверную информацию о цепочках движения товаров.
Данный проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане в этом году. Это Соглашение сейчас находится на ратификации. Обещают, что в ближайшее время оно будет ратифицировано со стороны Российской Федерации. Другие страны – участницы Союза скорее всего присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности.
Как это должно работать? Не будет прослеживаться физически каждая единица, а будет отслеживаться баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то, как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Т.е., то, что въехало в страну и то, что потом по старым счетам-фактуры распределилось и прошло через несколько цепочек перепродаж, должно сойтись.
В том случае, если товар передается в розничную торговлю, прослеживаемость прекращается. Это является конечной точкой, когда товар реализуется покупателю (розничному покупателю). Прежде всего, это не все товары. Перечень таких товаров будет утверждаться Советом Комиссии.
Обещают, что вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости будет регулироваться на уровне здравого смысла, когда одни и те же товары не должны вероятнее всего попадать в две системы прослеживаемости (поскольку есть две системы прослеживаемости: маркировка и документальная прослеживаемость). Т.о.
, сразу после выпуска декларации с помещением товара под выпуск для внутреннего потребления, информация об этом товаре, включенном в перечень, утвержденный Советом Комиссии, сразу поступает в национальную систему прослеживаемости.
Механизм прослеживаемости, предполагается, будет состоять из пяти национальных систем прослеживаемости, которые должны работать внутри каждой страны самостоятельно, никто не будет вмешиваться в механизм их работы, в то, как они будут создаваться, кто оператор и т.д. Это предполагается, как полностью национальная компетенция.
Однако за счет механизма прослеживаемости предполагается обеспечение взаимодействия этих национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую. Возвращаясь к исходной точке. Исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информация из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передается в национальную систему прослеживаемости.
Далее при каждой операции (при дроблении партии, при передаче производству и т.д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Казахстана в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Казахстана в Россию, из России в Армению и т.д.
В национальной системе прослеживаемости России появляется информация о товаре, который Продавец продал российскому покупателю. Соответственно, российский орган информацию имеет, но только о последнем сегменте.
В том случае, когда возникли сомнения, опасения и потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Казахстана и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. Вроде бы несложный механизм.
Но проблема в том, что, как я уже сказала, другие страны – участницы Союза, скорее всего, присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности. А про Кыргызстан и вовсе говорят, что этой технической возможности нет, и когда она будет неизвестно.
К тому же, обязательно будут появляться разного рода ситуации, например, с конфискованными товарами. К тому же, Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичные товары, которые произведены на территории той или иной страны.
Это безусловно создаст определенные сложности при применении. Будет соблазн назвать импортные товары товарами, произведенными на территории Союза. Т.е. вопросов неулаженных еще много.
Для того чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения, должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока этот пилотный проект не будет признан успешным на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Однако «пилот» может длиться бесконечно долго.
Он может насыщаться новыми категориями товаров, особенностями разработки. По крайней мере, подход на данном этапе достаточно аккуратный. ЕЭК видит в этом Соглашении плюсы для бизнеса, пусть не завтра и не послезавтра, как они говорят.
По мере развития документальной прослеживаемости, по мнению представителей ЕЭК, отпадет необходимость во многих иных документах, хотя при этом ФНС уже вводит дополнительные отчеты для бизнеса.
Соглашение может стать базой для перенастройки бухгалтерского и налогового учета, если покажет себя в позитиве контрольных функций.
Т.е., по подзаконным актам предусматривается создание отдельных отчетов, внесение изменений в действующие порядки, книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у ФНС готовы вместе с форматами в виде проектов.
Возникает казус, что отсутствие основного нормативного правового акта тормозит работу по дальнейшему утверждению налоговых подзаконных актов, которые, прежде всего, нужны бизнесу. Я говорю о том, что в ныне действующем налоговом кодексе ничего этого не предусмотрено. Поэтому пока ФНС решили, что пойдут по проектному пути.
Сейчас на сайте www.nalog.ru дорабатывается раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для предоставления в налоговые органы, чтобы все могли ознакомиться с тем, что нас теоретически ждет.
Хочу предупредить, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться, потому что заочно их до сих пор обсуждают с разработчиками бухгалтерских учетных систем (с 1С, Контуром и с др.).
В связи с этим, интересный документ, который появился в этом году под реализацию документального прослеживания товаров, это проект Федерального закона по внесению изменений в Налоговый Кодекс, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Россия понимала, что Соглашение будет подписываться долго главами стран ЕАЭС. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в Налоговый кодекс. Поскольку оператором Минфин определил ФНС, как единственный действенный инструмент, с точки зрения того, чтобы эта система работала и были нормальные инструменты воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – это введение в Налоговый кодекс отдельного вида контроля по документальной прослеживаемости.
Подводя итог скажу, что система документальной прослеживаемости и идентификационная маркировка товаров (физическая, и имеющая то же предназначение) не будут дублировать друг друга, они будут развиваться параллельно, товары, которые будут подвергаться документальной прослеживаемости, не будут подпадать под физическую маркировку. Т.е. дублировать системы друг друга не будут, а вернее общей у них является только цель.
Относительно другого подхода – физической маркировки.
Здесь координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России.
В соответствии с распоряжением Правительства России от 03.04.2019 № 620-р оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке назначен Оператор — ЦРПТ. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Оборот всех маркированных товаров отслеживает система «Честный ЗНАК».
Постановлением Правительства России от 26 апреля 2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» введены Правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и Положения о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке).
Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других товаров пока система тестируется.
Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты.
А к 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной (на всю готовую продукцию): Такое решение Правительства одобрил Президент.
- В 2018 (начались) и в начале 2019 проводились, добровольные эксперименты по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (Постановление № 620 от 30 мая 2018 года) и лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года).
- Обязательная маркировка в 2019 году
- — 28 апреля 2018 года Правительство Российской Федерации Распоряжением 792-р утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: сигареты, обувь, духи и туалетная вода, шины, одежда, фотокамеры и лампы-вспышки.
- — В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224 утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении табачной продукции:
- С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров;
- С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции;
- С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции;
- Продавать немаркированные остатки табачной продукции можно до 1 июля 2020 года.
— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1557, с 1 октября 2019 года производители и участники оборота лекарственных препаратов, начали маркировку препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины). Регистрация аптек и медицинских организаций в системе маркировке и прослеживаемости товаров началась с 1 июля 2019 года.
С 1-го декабря 2019 введена обязательная маркировка одежды.
Обязательная маркировка в 2020 году
— Согласно требованиям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 04.06.2018) обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вводится с 1 января 2020 г.
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.
Каждая единица товара помечается уникальным кодом Data Matrix. Его генерирует по запросу производителей, и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.
Процедура маркировки товаров гарантирует, что повторно товары использовать, тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения, государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
Т.е., создается специальная информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД (оператор фискальных данных).
Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Как уже было сказано выше, вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:
- цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
- инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).
Система прослеживаемости товаров в 2021 году
Что такое национальная система прослеживаемости товаров. Какие товары подлежат прослеживаемости. Как осуществляется оборот прослеживаемых товаров. Такском — многолетний опыт, профессионализм
и надежность работы сервисов.
Выбрать решения Получить консультацию
На территории государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Россию, создана система учёта и хранения сведений о ряде импортируемых товаров и их обороте.
Назначение системы – контроль импорта государством для снижения доли нелегитимной продукции на рынке, защита интересов добросовестных производителей, честных продавцов и обычных граждан, повышение качества таможенного и налогового администрирования.
Прослеживаемость контролирует два вида импорта – ввоз в Россию из стран-членов ЕАЭС и из других зарубежных государств.
Прослеживается не физическое перемещение товаров, а передача прав собственности на них.
Для всех товаров, приведённых в перечене Постановления Правительства № 1110, срок начала прослеживаемости — 1 июля 2021 г. Все товары из перечня измеряются в штуках (кодовое буквенное обозначение — шт., код единиц измерения — 796).
Этапы и даты внедрения обязательной прослеживаемости
- С 1 июля 2019 года по 30 июня 2021 года – эксперимент по прослеживаемости товаров.
- С 8 июля 2021 года – правила и нормы закона 371-ФЗ становятся обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участвующих в оборотепрослеживаемых товаров.
- До 25 октября 2021 года необходимо подать отчетность в ФНС за 3-й квартал, включающую сведения о прослеживаемых товарах. Далее — ежеквартально.
Таково требование Федерального закона от № 371-ФЗ от 09.11.2020 и статьи 169 НК РФ.
В электронном виде, через операторов электронного документооборота должны передаваться:
- в налоговую – отчёты, информацию об остатках товаров;
- между участниками товарооборота – счета-фактуры и сопроводительные документы.
Регистрационный номер партии товаров
С его помощью учитываются подлежащие прослеживаемости товары.
- На товар, ввезённый из государств, не входящих в ЕАЭС, – номер формирует сам налогоплательщик на основании регистрационного номера таможенной декларации на товары и порядкового номера товараиз декларации.
- На товар, ввезённый из страны ЕАЭС, – регистрационный номер присваивает ФНС России на основании представленного налогоплательщиком уведомления о ввозе таких товаровв Россию.
- Присваивается Федеральной таможенной службой России – для конфискованных товаров, включаемых в прослеживаемость.
- Уведомить налоговую о ввозе прослеживаемого товара следует в течение 5 дней со дня принятия товаров на учёт. Уведомления оформляются в электронном виде и направляются в ФНС России через оператора электронного
- документооборота.
Регистрационный номер партии товаров продавцы передают покупателям
- Внутри счетов-фактур – плательщики НДС.
- Внутри отгрузочных документов – неплательщики НДС.
С 1 июля 2021 года, при продаже прослеживаемых товаров необходимо заполнять новые графы в счёте-фактуре (подпункты 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ).
- Регистрационный номер партии товара
- Количественная единица измерения товара
- Количество товара в единице прослеживания
Важно! Если товар импортный, но не подлежит прослеживаемости, то в графе для указания РНПТ необходимо ввести просто номер декларации.
С 8 июля 2021 года, счёт-фактура передаётся только в электронном виде (пункт 1.2 статьи 169 НК РФ). Но есть исключения (пункт 1.1 статьи 169 НК РФ).
- Физлицам для личного пользования
- Самозанятым – плательщикам НПД
- На экспорт из России в другие страны ЕАЭС и в дальнее зарубежье.
Важно! В счёте-фактуре могут указываться как прослеживаемые, так и не прослеживаемые товары.
Получить на них регистрационные номера партий, уведомив ФНС. Для этого удобно использовать готовую форму в ПО Онлайн-Спринтер, по инструкции ФНС.
Получив от организации/ИП уведомления, налоговая, не позже следующего дня, присвоит товарным остаткам регистрационные номера и сообщит их налогоплательщику в электронной форме по интернету – через оператора электронного документооборота.
https://www.youtube.com/watch?v=V7Thg1fIQts\u0026t=105s
Присвоенные товару номера следует указывать в счетах-фактурах и в отгрузочных документах, передаваемых поставщикам и покупателям для дальнейшей перепродажи.
Об операциях с прослеживаемым товаров нужно сдавать в ФНС России ежеквартальный отчёт – не позже 25-го числа месяца, следующего за истёкшим кварталом.
Неплательщики НДС направляют в ФНС России отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами. Для отчёта есть специальная форма. Она заполняется согласно этой инструкции.
Плательщики НДС представляют в ФНС России налоговую декларацию по НДС со сведениями об операциях с прослеживаемыми товарами. В ряде случаях они также должны предоставить отчёт об операциях с прослеживаемым товаром. Например, при покупке товара
конечным покупателем для личных нужд.
Прослеживаемость товаров прекращается в следующих обстоятельствах (пункт 4 статьи 105.32 НК РФ):
- выбытие товаров из оборота (захоронение, конфискация, передача в производство, уничтожение, утилизация)
- продажа товаров физлицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с коммерцией
- фактический вывоз товара из России
- исключение товара из правительственного перечня прослеживаемой продукции
Прослеживаемость товаров возобновляется в случаях (пункт 5 статьи 105.32 НК РФ):
- возврат товара из производства
- возврат товара продавцу конечным потребителем – физлицом
- частичный или полный возврат продавцу товаров, ранее перемещённых из России
Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара
- 1000 ₽ – за каждый документ об отгрузке/продаже товара без обязательного указания данных о прослеживаемости, установленных законом.
- 5000 ₽ – за несообщение или несвоевременное сообщение организацией в ФНС России сведений о прослеживаемом товаре.
- 20 000 ₽ – за повторное нарушение в течение года. Нормы содержатся в статье 129.16 НК РФ.
Система прослеживаемости товаров: что такое и как подготовиться
Российские власти задались целью усилить контроль за товарооборотом в стране, в связи с чем уже не первый год мы наблюдаем нововведения: ЕГАИС, онлайн-кассы, обязательная маркировка… На днях вступил в силу Федеральный Закон от 09.11.
2020 № 371-ФЗ о введении системы прослеживаемости товаров. Таким образом государство намерено контролировать перемещение импорта по России и в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В статье разберемся, что изменится в связи с внедрением системы и как предпринимателям подготовиться к работе по новым требованиям закона.
Пройдите опрос и узнайте стоимость внедрения маркировки «под ключ
Получите комплексное решение от наших экспертов дешевле на 30% рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Подробнее
Зачем нужна прослеживаемость
Система прослеживаемости вводится для того, чтобы:
- исполнить международные обязательства (в 2019 году между странами-участниками ЕАЭС было заключено соглашение о механизме прослеживаемости товаров с целью подтверждения законности товарооборота);
- предотвратить ввоз контрафакта в Россию;
- сократить долю «серого» импорта;
- увеличить конкурентоспособность отечественной продукции;
- стандартизировать процедуру учета товарооборота.
Что такое прослеживаемость продукции? Это ведение информационного учета передвижения определенных категорий товаров. Для этого им присваиваются идентификационные данные, которые контролируются на всем пути передвижения от поставщика до конечного покупателя.
Закон должен был вступить в силу с 1 июля 2021 года, но из-за того, что к назначенной дате не были утверждены «Положение о системе прослеживаемости» и полный список подлежащих ей товаров, запуск системы был отложен на 8 июля — о новых правилах работы после этой даты ФНС сообщила в своем письме от 09.07.2021 № ЕА-4-15/9627@.
Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса! Получай первым горячие новости и лайфхаки!
Кого коснутся изменения
Новые правила распространяются как на компании, так и на индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от используемой системы налогообложения.
В первую очередь изменения касаются тех, кто ввозит прослеживаемые товары из-за границы для дальнейшей перепродажи.
Однако государство будет следить не только за импортом, но и за дальнейшим продвижением продукции. Работать в новой системе придется и тем, кто:
- вывозит товары, подлежащие прослеживаемости, за пределы России;
- продает, покупает, утилизирует, передает их на территории РФ;
- владеет для перепродажи (на момент вступления закона в силу) продукцией из перечня прослеживаемой.
Какие товары подлежат прослеживанию
Так как правительство 8 июля утвердило окончательный перечень товаров, предприниматели могут определить, нужно ли им работать в новой системе. Какие товары будут прослеживать:
- холодильную и морозильную технику;
- тепловые насосы;
- стиральное оборудование;
- промышленные транспортные средства;
- мониторы;
- детские кресла и коляски и не только.
Полный список продукции с кодами ТН ВЭД и ОКПД2 можно посмотреть в приложении к Постановлению Правительства РФ от 25 июня 2019 г. N 807.
Прослеживаемость и маркировка
Вопреки распространенному мнению, новые требования — это не то же самое, что обязательная маркировка товаров. Характерные отличия между системами:
- Маркировка позволяет отслеживать движение каждой товарной единицы, а прослеживаемость — партий.
- При маркировке контроль за перемещением товаров происходит посредством двумерных кодов Data Matrix, а при отслеживании — по документам с помощью регистрационного номера партии товара (РНПТ).
- Продажа маркированных изделий подтверждается чеком, а информация с онлайн-кассы автоматически поступают в налоговую. При реализации прослеживаемой продукции данные о выбытии из оборота передаются в ФНС посредством ежеквартального отчета.
- При покупке маркированного товара Потребитель может получить всю информацию о нем путем сканирования кода Data Matrix, тогда как сведения о прослеживаемой продукции — только у продавца.
На 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!
Подробнее
Основные правила системы прослеживаемости
Что поменялось для предпринимателей с введением новых правил:
- Счет-фактура содержит новые реквизиты: РНПТ, регистрационный номер декларации, единицу измерения товара и его количество.
- Всем участникам системы необходимо выставлять и принимать счета-фактуры при покупке/продаже товаров только в электронной форме.
- Были введены новые виды отчетности, которые необходимо передавать в налоговую: об операциях с товарами и уведомления об остатках, их ввозе и вывозе из стран ЕАЭС. Плательщики налога на добавленную стоимость должны сдавать также декларацию по НДС.
Подробнее о формах отчетности, порядке заполнения и сроках подачи можно узнать из письма ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.
Что такое РНПТ и как его получить
РНПТ — это цифровой ряд, который формируется из сочетания номера таможенной декларации и номера строки товара в ней. Для импортируемой после 1 июля продукции — это полный номер декларации.
При ввозе после 8 июля с территории ЕАЭС прослеживаемой продукции необходимо в течение 5 дней передать в налоговую соответствующее уведомление. В ответ придет квитанция с присвоенным РНПТ. Для импортируемой после 1 июля продукции регистрационный номер — полный номер декларации.
Чтобы получить РНПТ на остатки, необходимо провести инвентаризацию имеющейся в собственности импортной продукции, отправить результаты в ФНС и получить квитанцию с присвоенными регистрационными номерами. Если в извещении допущена ошибка (например, на складе нашелся товар, который не был учтен), нужно сформировать корректировочное уведомление, указав верные данные.
Полученные РНПТ указываются в счетах-фактурах, УПД, декларациях по НДС и отчетах об операциях.
Как подготовиться к введению прослеживаемости: инструкция
Чтобы начать работать по новым требованиям, необходимо:
- Понять, входят ли реализуемые вами товары в перечень прослеживаемых (по кодам ТН ВЭД и ОКПД2).
- Настроить электронный документооборот (ЭДО) с заказчиками/покупателями.
- Начать вести учет продукции по партиям.
- Провести инвентаризацию и направить в ФНС уведомление об остатках продукции.
- Получить РНПТ и занести их в свою товароучетную систему.
- Заполнить номенклатурные карточки товаров.
Нарушение требований закона и реализация товаров в обход системы прослеживаемости ведет к наказаниям. Штрафы за несоблюдение новых правил:
- 1 000 рублей — за каждый документ (счет, накладную) без указания РНПТ;
- 5 000 рублей — за несдачу или несвоевременное предоставление отчетности в налоговую;
- 20 тысяч рублей — за повторное нарушение на протяжении года.
До 1 июля 2022 года будет действовать мораторий на штрафы, это значит, что ФНС не будет наказывать участников системы прослеживаемости за нарушения. Власти предоставляют компаниям и ИП год на то, чтобы подготовиться и начать работать в соответствии с новыми требованиями.
Сделаем за 7 рабочих дней и на 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения.
Подробнее
Оцените, насколько полезна была информация в статье?